Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Маликов Р.И., Валиев М.Ш. Основы предпринимательства для курса дистанционного образования. Часть1./Учебное пособие. Уфа: Издательство, 2007. – 95 с.,...полностью>>
'Документ'
Согласно Постановлению Правительства РФ "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну", к таким сведениям не относятс...полностью>>
'Памятка'
9. Быков В.Н. Методические указания к лабораторной работе по дисциплине «Технология конструкционных материалов». – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2005. – 20 ...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Цель дисциплины – раскрыть для будущего специалиста понятие «гидроузел насосной станции», разобрать элементы, входящие в его состав, схемы гидроузлов...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 01 Педагогика (История образования и педагогической мысли)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Вопросы и задания к I разделу для повторения и самостоятельного изучения материала:

Тема 1 (2ч.) Прочитайте соответствующий теме раздел рекомендованных учебников и дополнительную литературу, ответьте на следующие вопросы:

  1. Чем обусловлено значение истории образования и педагогической мысли в общей системе профессиональной подготовки будущего учителя?

  2. В чем выражается междисциплинарный характер истории образования и педагогической мысли как специальной отрасли педагогической науки и учебного предмета?

  3. Аргументируйте правомерность замены названия изучаемого Вами предмета – «История педагогики» новым определением – «История образования и педагогической мысли»?

  4. Определите и содержательно охарактеризуйте методологические основы изучения истории образования и педагогической мысли и сформулируйте задачи её изучения.

Тема 2 (2ч.) В процессе подготовки к семинару №1 прочитайте рекомендованную литературу, изучите и законспектируйте предлагаемые источники, осуществите сравнительный анализ систем образования в Спарте, Афинах и Древнем Риме, ответьте на следующие вопросы:

  1. Какова была зависимость целей и особенностей образования от социально-экономических, политических и культурных условий существования этих древнегреческих государств-полисов и Древнего Рима?

  2. Раскройте основные педагогические идеи древнегреческих философов и их значение для дальнейшего развития педагогической мысли?

3. Определите главные черты римской системы образования и основные положения педагогической системы Квинтилиана?

Тема 3 (2ч.) Прочитайте соответствующий теме раздел рекомендованных учебников и дополнительную литературу, ответьте на следующие вопросы:

1. Каковы цели и особенности развития образования в эпоху Средневековья? Роль религии в идеологическом и практическом обеспечении образования?

2. Каковы особенности рыцарского воспитания в Западной Европе?

3. Причины возникновения средневековых университетов, цеховых и гильдейских школ, их значение для дальнейшего развития образования в Западной Европе?

Тема 4 (2ч.) Прочитайте соответствующий теме раздел рекомендованных учебников и дополнительную литературу, ответьте на следующие вопросы:

1. Что послужило источником развития культуры и просвещения в Киевской Руси?

2. Охарактеризуйте особенности образования на Руси с X – XVII вв.

3. Какие памятники древнерусской педагогической литературы относятся к XI-XII вв. и что представляли они собой по своему содержанию и общей направленности?

4. Раскройте демократический характер «братских школ» на Украине и в Белоруссии, какова их роль в развитии образования в России?

Тема 7 (1ч.) В процессе подготовки к семинару №1 ответьте на следующие вопросы:

1. Каковы причины возникновения педагогики гуманизма?

2. Какие новые педагогические идеи привнесены в общественное сознание гуманистами и социальными утопистами эпохи Возрождения?

3. Составьте кроссворд на тему: «Идея всестороннего гармоничного развития личности в истории философско-педагогической мысли».

Вопросы и задания к II разделу для повторения и самостоятельного изучения материала:

Тема 5 (2ч.) В процессе подготовки к семинару №2 прочитайте рекомендованную литературу, изучите и законспектируйте предлагаемые источники, дополнительно ответьте на следующие вопросы:

  1. Какие факторы обусловили возникновение педагогики как науки?

  2. Каковы отличительные признаки педагогики как науки?

  3. Раскройте характер мировоззрения Я.А.Коменского и его обусловленность условиями жизнедеятельности ученого.

  4. Проанализируйте работу Я.А.Коменского «Великая дидактика» и докажите, что там представлена целостная педагогическая система.

Тема 8 (2ч.) Прочитайте соответствующие теме разделы рекомендованных учебников и ответьте на следующие вопросы:

  1. Чем были обусловлены реформы Петра I в области образования и каково их значение для развития образования в России?

  2. В чем заключается суть политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II?

  1. Раскройте педагогические взгляды представителей русского Просвещения XVIII в.

  2. В чем проявились противоречия в развитии образования и педагогической мысли в первой половине XIX в. в России?

  3. Осуществите сравнительный анализ школьных уставов 1804 и 1828 гг. в России?

  4. Проанализируйте педагогические воззрения «западников» и «славянофилов»? В чем заключаются их особенности?

  5. Каковы причины подъема общественно-педагогического движения в России в 1860-е гг.?

  6. Дайте характеристику основных реформ и контрреформ в области образования в России во второй половине XIX в.

  7. Охарактеризуйте основные направления педагогической мысли в России во второй половине XIX в.

Тема 9 (2ч.) В процессе подготовки к семинару №4 прочитайте рекомендованную литературу, изучите и законспектируйте указанные источники, ответьте на предлагаемые вопросы. На основе анализа педагогических взглядов К.Д.Ушинского обоснуйте научные основы его педагогической системы.

Вопросы и задания к III разделу для повторения и самостоятельного изучения материала:

Тема 11 (2ч.) Прочитайте соответствующие теме разделы рекомендованных учебников и ответьте на следующие вопросы:

  1. Каковы причины возникновения зарубежного реформаторского педагогического движения в конце XIX –начале XX в.?

  2. Охарактеризуйте виднейших представителей и раскройте сущность педагогических реформаторских движений конца XIX – начала XX вв. на Западе: «нового воспитания», «свободного воспитания», «трудовой школы» и «гражданского воспитания», «экспериментальной педагогики», «школы действия», «прагматической педагогики».

Тема 12 (2ч.) Прочитайте соответствующие теме разделы рекомендованных учебников и ответьте на следующие вопросы:

  1. Какие направления педагогической мысли получили развитие в России в конце XIX - начале XX вв.? Раскройте их содержание.

  2. Что представляла собой система народного образования в России накануне Октябрьской революции 1917 г.?

Тема 13 (2ч.) Прочитайте соответствующие теме разделы рекомендованных учебников и ответьте на следующие вопросы:

  1. Каковы были цели и сущность коммунистического воспитания?

  2. Какие альтернативные коммунистическому воспитанию направления российской педагогической мысли существовали после Октябрьской революции?

Тема 14 (2ч.)

Тема 15 (2ч.) По хрестоматии «Педагогика Российского Зарубежья» (М., 1996) изучите взгляды С.И.Гессена на педагогику как прикладную философию, В.В.Зеньковского о принципах православной педагогики, И.А.Ильина о национальном воспитании и о роли семьи в социализации личности, И.М.Малинина о формах воспитывающего влияния школы на учащихся и др., определите вклад философов и педагогов Российского Зарубежья в отечественную и мировую педагогику. Раскройте отношение педагогов Российского Зарубежья к политике большевиков в области образования и к советской педагогике.

Тема 17 (2ч.) Прочитайте соответствующие теме разделы рекомендованных учебников, дополнительную литературу и осуществите анализ системы образования одной из экономически развитых зарубежных стран (на выбор). Определите основные тенденции развития современного мирового образовательного процесса?

    1. 7.2. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Предмет, задачи, методологические основы, периодизация курса “История образования и педагогической мысли”.

  2. Происхождение образования, его связь с трудовой деятельностью людей. Характеристика образования в первобытном обществе.

  1. Образование и педагогическая мысль в цивилизациях Древнего Востока.

4. Системы образования в Древней Греции и Древнем Риме. Идеал всесторонне развитого человека в античной педагогике.

5. Проблемы воспитания и обучения в философских учениях Древней Греции и Древнего Рима (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Квинтилиан).

6. Религиозная направленность мировоззрения Средневековья. Церковные школы, рыцарское воспитание, возникновение и развитие университетов, городские школы.

  1. 7. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения. Педагогические идеи всесторонне гармонически развитой личности в трудах гуманистов и ранних социалистов-утопистов (Рабле, Монтень, Мор, Кампанелла).

8. Образование и педагогическая мысль в России в эпоху Средневековья (Х - ХУII вв).

9. Философская основа педагогического учения Я. А. Коменского. Значение, цели и задачи образования.

11. Обоснование Я.А.Коменским дидактики как науки об образовании. Принцип природосообразности обучения и воспитания.

12. Возрастная периодизация Я.А.Коменского. Система школ и содержание образования в этих школах.

13. Я. А. Коменский о правилах нравственного воспитания и дисциплине в школе.

14. Дидактические правила Я.А.Коменского. Обоснование им классно- урочной системы.

15. Я.А.Коменский о требованиях к учителю. Значение педагогической теории Я.А.Коменского, ее влияние на развитие мировой педагогики.

16. Социально-политическое и философское обоснование Дж. Локком цели воспитания джентльмена.

17. Дж. Локк о содержании, средствах и методах воспитания и обучения джентльмена.

18. Общая характеристика эпохи Просвещения. Педагогические взгляды французских просветителей.

19. Социально-политическое и философское обоснование Ж. - Ж. Руссо теории свободного естественного воспитания.

20. Педагогический роман Ж. Ж. Руссо “Эмиль, или о воспитании”. Периодизация жизни ребенка, задачи, содержание, формы и методы воспитания в каждом периоде.

21. Дж. Локк и Ж. Ж. Руссо о роли воспитателя.

22. Проекты реорганизации народного образования в период французской буржуазной революции.

23. Просветительные реформы начала ХУШ века в России. Организация государственных светских школ. Создание Академии Наук. Деятельность

  1. М. Л. Ломоносова в области просвещения. Открытие Московского университета.

24. Образование и педагогическая мысль в России во второй половине ХУШ в. Деятельность И. И. Бецкого и Ф. И. Янковича. Устав народных училищ 1786 г.

25. Просветительская деятельность и педагогические взгляды Н. И. Новикова. Революционно-просветительские идеи и педагогические взгляды А. Н. Радищева.

26. Основные этапы педагогической деятельности И.Г.Песталоцци. Обоснование И.Г.Песталоцци идеи развивающего и воспитывающего обучения.

27. Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци.

28. Философское и психолого-педагогическое обоснование И. Ф. Гербартом цели, содержания и методов воспитывающего обучения.

29. Социально-педагогическая деятельность Ф.В.А. Дистервега. Принципы развивающего и воспитывающего обучения.

30. Дидактика развивающего обучения А. Дистервега. Требования к учителю.

31. Принцип природосообразности образования в истории зарубежной педагогики.

32. Создание в России государственной системы народного образования. Устав 1804 г.

33. Развитие образования и педагогической мысли в России в первой

половине Х1Х в. Уставы 1828 и 1835 гг. Педагогические взгляды В. Г. Белинского и А. И. Герцена.

34. Революционно-демократическая педагогическая концепция Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова.

35. Общественно-педагогическое движение в России в 60-х годах Х1Хв. Школьные реформы 60-70 гг.

36. Идея общечеловеческого воспитания Н. И. Пирогова.

37. Философское и естественнонаучное обоснование К. Д. Ушинским педагогики как науки и искусства.

38. Идея народности воспитания - основа педагогического учения К. Д. Ушинского.

39. К. Д. Ушинский о роли труда в жизни общества, о развивающем и воспитательном значении труда.

40. Дидактическое учение К. Д.Ушинского. Требования к подготовке учителя.

41. К.Д.Ушинский о нравственном воспитании.

42. Педагогические идеи и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого.

43. Реформаторское движение “новое воспитание” конца Х1Х – начала XX вв. Содержание воспитания и обучения в школах педагогов – реформаторов (Г. Кершенштейнер, В.А. Лай, Э. Мейман). Прагматическая педагогика Дж. Дьюи. Альтернативные школы С. Френе и Р. Штейнера.

44. Школа и образование в России в конце Х1Х - начале ХХ вв. Педагогические взгляды русских педагогов конца Х1Х - начала ХХ в.в. (П.П.Вахтерев, П.Ф.Лесгафт, К.Н.Вентцель, П.Ф.Каптерев и др.).

45. Народное образование в Башкирии в конце Х1Х - начале ХХ вв. Педагогические взгляды башкирских и татарских просветителей.

46. Октябрьская революция и первые декреты по народному образованию. “Основные принципы единой трудовой школы”. Советская власть и учительство.

47. Советская школа и педагогика в 20-30-х годах. Коммунистическое воспитание - основа советской педагогики.

48. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность А.В.Луначарского и Н.К.Крупской как крупнейших организаторов советской системы образования.

49. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность С.Т.Шацкого и П.П.Блонского.

50. Учение А. С. Макаренко о воспитании в коллективе и через коллектив.

51. А. С. Макаренко о воспитании в труде. Требования к организации труда детей и подростков.

52. А. С. Макаренко о воспитании в семье.

53. А. С. Макаренко о педагогическом мастерстве и учительском коллективе.

54. Разработка теоретических и практических проблем воспитания и обучения детей в школе и педагогике русского Зарубежья.

55. Гуманистические основы образовательной системы В.А.Сухомлинского.

56. Советская школа и педагогика в 50-80 гг. Школьные реформы этого периода, их сильные и слабые стороны. Педагогика сотрудничества.

57. Школа и педагогика в России в современной социально-экономической ситуации. Закон “Об образовании” 1992 г., последствия его реализации.

58. Общие и отличительные черты западных моделей образования. Современная зарубежная школа (на выбор).

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «История образования и педагогической мысли» изучается студентами педагогических вузов в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ по психолого-педагогическим дисциплинам. Курс занимает важное место в системе профессионально-педагогической подготовки будущего учителя.

Объектом изучения является образование во всех его ценностных, системных, процессуальных и результативных характеристиках, учитывающих и междисциплинарные, фоновые параметры и факторы, так или иначе влияющие на функционирование и развитие сферы образования.

Предметом изучения являются педагогические системы (как реально сложившиеся в ту или иную историческую эпоху, так и теоретические) и педагогическая деятельность, направленная на реализацию данных систем, в их историческом развитии.

Методологическую и теоретическую основу курса составляют диалектическая логика, исследующая явления, процессы в движении, в развитии, во взаимосвязи, и её ведущие принципы, такие как принцип единства исторического и логического, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, анализ сущности и его существования и др.; а также системный, личностно-деятельностный, культурологический и цивилизационный подходы.

Изучение курса предполагает в значительной степени самостоятельную работу студентов с литературой и первоисточниками, т.к. предусмотренное учебным планом количество часов позволяет остановиться только на ключевых проблемах истории образования и педагогики.

В основе построения содержания курса «История педагогики и образования» лежит проблемно-хронологический подход, в соответствии с которым оно делится на 3 учебно-смысловых раздела, где представлено целостное рассмотрение истории педагогики и образования как единого мирового педагогического процесса. В программе курса излагается основное содержание каждого раздела по темам, с указанием основных целей изучения, основных понятий, предлагаются источники, основная и дополнительная литература, необходимые для изучения каждой темы.

Студентам адресованы также разработки семинарских занятий, методические рекомендации по организации самостоятельной работы над курсом; примерная тематика контрольных вопросов и заданий, примерные варианты тестов по каждому из разделов для самопроверки, тематика рефератов; вопросы для подготовки к экзамену.

9. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ - не предусмотрена

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 720 пед/бак от «_31 января __2005__ г. Направление (специальность) _Физико-математическое образование;

Программу составили:

Гирфанова Л.П., Арасланова А.Т.

К.п.н., доцент кафедры педагогики;

К.п.н., ст.преподаватель кафедры педагогики

Программа одобрена на заседании кафедры от 29 августа 2011 года, протокол №1.

МОДУЛЬ II

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПРЕПОДАВАНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ II

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПРЕПОДАВАНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

2.1.

Конспекты лекций

28

2.2.

Методические указания и рекомендации

89

2.2.1.

Методические указания и рекомендации к проведению семинарских занятий

89

2.2.2.

Методические указания и рекомендации к выполнению лабораторных и практических работ.

91

2.2.3.

Методические указания и рекомендации к организации самостоятельной работы студентов по дисциплине

92

2.2.4.

Методические указания и рекомендации к организации научно-исследовательской работы студентов по дисциплине

99

2.3.

Календарно-тематическое планирование

100

2.3.1.

Календарно-тематическое планирование лекций

100

2.3.2.

Календарно-тематическое планирование семинарских и лабораторно-практических занятий

101

2.3.3.

План-график выполнения СРС

103


2.2. КРАТКИЕ ПЛАНЫ-Конспекты лекций по дисциплине

«история образования и педагогической мысли»

Раздел 1

Становление образования и педагогической мысли в донаучный период

Лекция 1.1. История образования и педагогической мысли как область педагогической науки и учебный предмет. Возникновение образования. Становление образования в первобытном обществе

Понятие об образовании. Социальная природа образования, его общечеловеческий и конкретно-исторический характер. Непрерывный характер образования. Образование как процесс становления личности человека как в фило-, так и в онтогенезе. «История образования и педагогической мысли» как самостоятельная педагогическая наука: её объект, предмет и задачи. Методологические и теоретические основы «Истории образования и педагогической мысли» как науки: исторический, системный, культурологический, цивилизационный, деятельностный подходы к изучению истории образования и педагогической мысли.

История образования и педагогической мысли как учебный предмет. Требования государственного образовательного стандарта к изучению курса. Значение курса для профессионального становления будущего педагога. Периодизация курса.

Данные археологии и этнографии как важнейшие источники изучения происхождения образования. Различные подходы к вопросу о происхождении образования: эволюционно-биологическая теория Ш.Летурно, психологическая теория П.Монро, социологическая (трудовая) теория Ф.Энгельса, культурологическая теория К.Шмидта. Связь образования с трудовой деятельностью людей. Характер и особенности образования в первобытной общине. Инициации. Зарождение приемов и организационных форм образования. Выделение образования в особую форму общественной деятельности. Возникновение неравенства в образовании в условиях разложения первобытно-общинного строя. Возникновение семейного воспитания. Создание исторических предпосылок для возникновения школьного обучения и профессионального ученичества.

Лекция 1.2. Образование и педагогическая мысль в Западной Европе в эпохи Средних веков и Возрождения (1 ч.)

Религиозный характер образования в эпоху Средневековья. Роль христианства в развитии образования в Западной Европе в средние века. Цели христианской церкви в области образования. Возникновение церковных школ, их типы. Содержание, формы, методы обучения в церковных школах. Схоластика как философская основа церковного школьного образования.

Возникновение рыцарского воспитания. Цель, содержание, характер рыцарского воспитания.

Возникновение и развитие средневековых университетов. Характеристика средневековых университетов Италии, Франции, Англии, Испании, Чехии, Германии. Значение средневековых университетов для развития образования. Разрушение монополии церкви на образование. Цеховые, гильдейские и городские школы.

Характерные черты эпохи Возрождения. Гуманизм как ведущее направление в содержании общественного движения эпохи Возрождения. Педагогическая деятельность Витторино да Фельтре как «отца всякой гуманности». Открытие колледжей нового типа во Франции. Особенности педагогической мысли гуманистов и ранних социалистов-утопистов эпохи Возрождения: М.Монтеня, Ф.Рабле, Т.Мора, Т.Кампанеллы, Э.Роттердамского, Х.Л.Вивеса и др. Зарождение идеи соединения обучения с производительным трудом. Иллюзорный характер гармонического идеала эпохи Возрождения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. О1 Новая история стран востока основная образовательная программа подготовки специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Китай после маньчжурского завоевания. Начало европейской экспансии и «закрытие» Китая. Первая «опиумная война» и начало «открытия» Китая Западом. Тайпинское восстание.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин профессиональной подготовки студентов-филологов.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения истории основная образовательная программа подготовки специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Методика обучения истории как педагогическая наука. Предмет и задачи, основные факторы обучения истории. Связь методики с другими науками. Современные методы педагогического исследования.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине (умк). Требования к составу и содержанию, рекомендации по разработке

    Учебно-методический комплекс
    четкое определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программе данной специальности; фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач дисциплины;
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (70)

    Учебно-методический комплекс
    П Педагогика начального образования: Педагогические технологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.И. Беляева; Бийский пед. гос.

Другие похожие документы..