Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 01 Педагогика (История образования и педагогической мысли)
Дополнительная литература:
1. Величие здравого смысла // Человек эпохи Просвещения. - М., 1989.
Герье В.И. Руссо как личное // Педагогика. -1992. -№11-12.
Джибладзе Г.Н. Ж.Ж.Руссо и его педагогическое наследие// Руссо Ж.Ж. Пед. соч.: В 2 т.-М..,1961.-Т.1.
Заиченко Г.А. Дж.Локк.– М.,1973.
Семинар №3
Тема: Теория и практика образования в европейских социальных учениях XIX в.
Цель: знать взгляды социалистов-утопистов начала XIX в. на образование, содержание социально-педагогических экспериментов Р.Оуэна, понимать их ограниченность, обусловленную социально-экономическими условиями того времени и значение, которое они оказали на дальнейшее развитие образования и педагогической мысли; знать и понимать основные положения марксизма в области образования, уметь оценивать их с позиции исторического подхода.
Основные понятия: утопический социализм, политехническое образование,
Вопросы для обсуждения:
1. Общая характеристика взглядов социалистов-утопистов на образование.
2. Р. Оуэн об образовании характера.
3. Социально-педагогические эксперименты Р.Оуэна.
4. Значение социально-педагогических экспериментов Р.Оуэна для дальнейшего развития образования и педагогической мысли.
5. К.Маркс, Ф.Энгельс о целях образования и его содержании.
6. К.Маркс о требованиях пролетариата в области образования.
Задание: изучив источники и литературу провести сравнительный анализ взглядов социалистов-утопистов и основоположников марксизма, определить общее и особенное в их взглядах.
Основная литература:
Источники:
1. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И.Пискунов.- М.,1981:
1.1. Оуэн Р. Новый взгляд на общество, или Опыты об образовании человеческого характера.– С.416- 422.
1.2. Маркс К. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам.– С.442-443.
1.3. Фурье Ф.М.Ш. Воспитание при строе гармонии // Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т.2. Новое время / Под ред. А.И.Пискунова.- М., 2006.- С.277-284.
Учебники и учебные пособия:
1. История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова.- М., 2001.
Дополнительная литература:
1. Очерки истории школы и педагогики за рубежом.- М.,1989.- Ч.II: XVIII-XX вв.
Семинар №4
Тема: Основные направления в развитии педагогической мысли в России XIX в. в дореформенный период
Цель: знать основные направления в развитии педагогической мысли в России до 60-х гг. XIX в.: государственная идеология в образовании 30-х - 40-х гг., славянофильство, революционно-демократическое направление, буржуазно-демократическое направление в развитии педагогической мысли.
Основные понятия: славянофильство, западничество, народность воспитания.
Вопросы для обсуждения:
1. «Православие, самодержавие, народность» как основа официальной идеологии образования в России XIX в.
2. Русская православная традиция воспитания в славянофильстве.
3. Революционно-демократическая педагогическая мысль в России.
4. Общественно-педагогическая деятельность и взгляды Н.И.Пирогова.
Задание: прочитав источники, учебники, дополнительную литературу, выявите основные идеи, характерные для каждого из направлений педагогической мысли; определите, кто из педагогов, мыслителей дореформенного периода России представлял то или иное направление.
Основная литература:
Источники:
1. Белинский В.Г. О детских книгах // Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т.2. Новое время / Под ред. А.И.Пискунова.- М., 2006.- С.335-342.
2. Добролюбов Н.А. О значении авторитета в воспитании // Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т.2. Новое время / Под ред. А.И.Пискунова.- М., 2006.- С.428-435.
3. Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т.2. Новое время / Под ред. А.И.Пискунова.- М., 2006.- С.330-334.
Учебники и учебные пособия:
История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова.- М., 2001.
Джуринский А.Н. История педагогики.– М.,1999.
Дополнительная литература:
Алексеюк В.Н., Савенюк Г.Г. Педагогические взгляды Н.И.Пирогова.- М.,1985.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР XVIII в.- первая половина XIX в.– М.,1973.
Семинар №5
Тема: Становление и реализация идеи «свободного» воспитания в Яснополянской школе Л.Н.Толстого
Цель: знать общественно-педагогическую деятельность Л.Н.Толстого, его основные педагогические идеи, практику работы Яснополянской школы Л.Н.Толстого, понимать значение педагогической деятельности Л.Н.Толстого для России 2-ой половины XIX в., особенности его теории свободного воспитания крестьянских детей.
Основные понятия: образование (по Л.Н.Толстому), свободное воспитание (по Толстому), Яснополянская школа
Вопросы для обсуждения:
Педагогическая деятельность и мировоззрение Л.Н.Толстого.
Идея «свободного воспитания» в творчестве Л.Н.Толстого.
Организация обучения в Яснополянской школе.
Задание:
Основная литература:
Источники:
1. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т.2 Новое время / Под ред. А.И. Пискунова.- М.: ТЦ Сфера, 2006.
1.2. Толстой Л.Н. Общие замечания для учителя.
1.3. Толстой Л.Н. О народном образовании.
Учебники и учебные пособия:
История педагогики / Под ред. А.И.Пискунова.- Ч.2.- М.,1998.
История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова.- М.,2001.
Джуринский А.Н. История педагогики.– М.,1999.
Дополнительная литература:
Вейкшан В. Лев Толстой как педагог // Л.Н.Толстой Пед. соч.- М., 1953.
Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы // Л.Н.Толстой Пед. соч.- М., 1953.- С.153 – 165.
Семинар №6
Тема: Зарубежная реформаторская педагогика конца XIX- первой половины XX в.
Вопросы для обсуждения:
1. Реформаторское движение «новое воспитание», его цели, характерные черты. 2.Экспериментальная педагогика Э.Меймана и В.Лая.
3.Прагматическая педагогика Д.Дьюи. Теория «трудовой школы» и «гражданского воспитания» Г.Кершенштейнера.
4.Альтернативные школы Р.Штейнера и С.Френе.
5.Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики.
6.Гуманистическая педагогика Я.Корчака.
Основная литература:
Источники:
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И.Пискунов.- М.,1981:
Учебники и учебные пособия:
История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова.- М., 2001.
Джуринский А.Н. История педагогики.– М.,1999. –С.8-168.
Семинар №7
Тема: Реформы и контрреформы в области образования в советской России в 20-30-е гг.
Цель: знать содержание декларации Государственной комиссии по просвещению «Основные принципы единой трудовой школы» и декрета ВЦИК «Положение о единой трудовой школе РСФСР», понимать их демократический характер
Основные понятия: образование (по Луначарскому), коммунистическое воспитание, единая трудовая школа, педагогика «среды»,
Задание: осуществить сравнительный анализ «Основных принципов…», «Положения о единой трудовой школе РСФСР» 1918 г. и Закона «Об образовании» 1992 г. с точки зрения их демократизма.
Вопросы для обсуждения:
А.В.Луначарский как первый нарком по просвещению в Советской России. Взгляды А.В.Луначарского на образование.
Н.К.Крупская как идеолог коммунистического воспитания.
С.Т.Шацкий как основоположник педагогики «среды».
П.П.Блонский о задачах новой народной школы
Основная литература:
Источники:
Хрестоматия по истории советской школы и педагогики / Под ред. А.Н.Алексеева.- М., 1972:
Основные принципы единой трудовой школы (Декларация)…- С.71-81.
Положение о единой трудовой школе РСФСР (Декрет)…- С.81-87.
Луначарский А.В. Что такое образование?- С.193-203.
Крупская Н.К. Пионердвижение как педагогическая проблема.- С.160-163.
Крупская Н.К. О политехнизме.- С.175-178.
Шацкий С.Т. Изучение жизни и участие в ней.- С.218-223.
Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы.- С.233-251.
Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века): Учеб.пособие / Сост. А.В.Овчинников и др.- М., 2000.
2.1. Крупская Н.К. Идеалы социалистического воспитания.- 219-223.
Учебники и учебные пособия:
Джуринский А.Н. История педагогики.– М.,1999.
История педагогики / Под ред. А.И.Пискунова.- Ч.2.- М.,1998.
История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова.- М.,2001.
Семинар №8
Тема: Гуманистическая педагогика В.А.Сухомлинского
Вопросы для обсуждения:
1.Жизнь и педагогическая деятельность В.А.Сухомлинского.
2.Организация деятельности Павлышской средней школы.
3.Теоретическое наследие В.А.Сухомлинского.
4.Трансформация педагогических взглядов В.А.Сухомлинского от сугубо классовых к общечеловеческим.
5.Система нравственного, умственного, трудового, эстетического воспитания личности в педагогическом наследии В.А.Сухомлинского.
6.Нравственное воспитание как центральное звено гуманистической педагогики В.А.Сухомлинского. Использование средств природы в формировании личности.
7.Детское творчество в педагогической системе В.А.Сухомлинского. «Школа радости» – преемственность дошкольного воспитания и школьного обучения. Организация работы учительского коллектива школы. Вопросы семейной педагогики.
Основная литература:
Источники:
1.Хрестоматия по истории советской школы и педагогики / Под ред. А.Н.Алексеева.- М., 1972:
Учебники и учебные пособия:
Джуринский А.Н. История педагогики.– М.,1999.
История педагогики / Под ред. А.И.Пискунова.- Ч.2.- М.,1998.
История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова.- М.,2001
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Рекомендуемая литература
5.1.1. ОСНОВНАЯ:
Источники к I разделу:
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И.Пискунов.- М.,1981:
Демокрит. Фрагменты о воспитании.- С.9-10.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ликург.– С.11-17.
Платон. Протагор.– С.19-20.
Платон. Государство.– С.20-32.
Аристотель. Политика.– С34-38.
Квинтилиан. О воспитании оратора.– С.39-45.
Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.– С.62-69.
Монтень М. Опыты.– С.70-76.
Мор Т. Утопия.– С.
Кампанелла Т. Город Солнца.– С.
История педагогики в России. Хрестоматия.
Источники к II разделу:
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И.Пискунов.- М.,1981.
1.1. Коменский Я.А. Великая дидактика.- С.80-161.
1.2. Локк Д. Мысли о воспитании.– С. 163-194.
1.3. Руссо Ж.Ж. Эмиль или о воспитании.- С.203-236.
1.4. Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. - С.238-247.
1.5. Дидро Д. Систематическое опровержение книги Гельвеция «Человек». - С.248-253.
1.6. Песталоцци И.Г. Лингард и Гертруда.-С.276-280.
1.7. Песталоцции И.Г. Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода. - С.280-304.
1.8. Гербарт И.Ф. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания.- С.332-352.
1.9. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей.- С.353-414.
1.10. Оуэн Р. Новый взгляд на общество, или Опыты об образовании человеческого характера.– С.416- 422.
1.11. Маркс К. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам.– С.442-443.
История педагогики в России: Хрестоматия. /Сост. С.Ф.Егоров.– М.,1999.
2.1. Юности честное зерцало.– С.74-77.
2.2. Татищев В.Н. Разговор о пользе наук и училищ (1733).– С.79-84.
2.3. Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей.– С.111-115.
2.4. Белинский В.Г. Рассуждение. Доброе воспитание всего нужнее для молодых людей. - С.153-155.
2.5. Пирогов Н.И. Школа и жизнь.– С.174-176.
2.6. Добролюбов Н.А. О значении авторитета в воспитании.– С.192-199.
2.7. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы.– С.200-208.
2.8. Ушинский К.Д. Родное слово.– С.208-216.
2.9. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении.– С.217-227.
2.10. Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими.– С.227-230.
2.11. Толстой Л.Н. О воспитании.– С.250-256.
Источники к III разделу:
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.– М.,1981.
1.1. Кершенштейнер Г. Школа будущего – школа работы.– С.478-489.
1.2. Дьюи Д. Школа и общество.– С.490-501.
1.3. Лай В.А. Школа действия.– С.502-524.
2. История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров.- М., 1999.
2.1. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки.– С.294-302.
2.2. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики.– С.309-313.
Демков М.И. Педагогические правила и законы.– С.317-320.
2.4. Ильин И.А. Русский учитель.– С.323-325.
2.5. Зеньковский В.В. О педагогическом интеллектуализме.– С.325.
Крупская Н.К. Учение Маркса для советского педагога – руководство к действию. – С.356-358.
2.7. Крупская. Н.К. Воспитательная роль учителя.– С.358-360.
3. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики / Под ред. А.Н.Алексеева.– М., 1972.
3.1. Положение о единой трудовой школе РСФСР. Декрет… - С.81-87.
3.2. Луначарский А.В. Что такое образование?– С.193-203.
3.3. Крупская Н.К. К вопросу о целях школы.– С.154-155.
3.4. Крупская. Н.К. О политехнизме.– С.175-178.
3.5. Шацкий С.Т. Из статьи «Изучение жизни и участие в ней».– С.218-223.
3.6. Блонский П.П. Из статьи «Задачи и методы новой народной школы».– С.233-251.
4. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Мн., 1978.
5. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Проблемы школьного советского воспитания.// Избр.пед.соч.: В 2 т. –М., 1977.-Т.I.
6. Сухомлинский В.А. О воспитании.– М., 1973.
7. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика.– М., 1978.
8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.– Мн., 1981.
9. Закон Российской Федерации «Об образовании» // «Учительская газета» от 14 августа 1992 г. или любое издание.
Учебники и учебные пособия:
Джуринский А.Н. История педагогики.– М.,1999
История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова.- М., 2001.
5.1.2. дОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
Дополнительная литература к I разделу:
Бреев С.И. История педагогики.– Ч.1.– Изд. Мордовского ун-та, 1994.
Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики.– М.,1963.
История педагогики. /Под ред. А.И.Пискунова.- Ч.1.- М.,1998.
Латышина Д.И. История педагогики.– М.,1998.
Марру А.И. История воспитания в античности (Греция).– М.,1998.
Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен.– Ч.1.– Спб.,2000.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. /Отв. ред. Э.Д.Днепров.- М.,1989.
Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли.– М.,1995.
Дополнительная литература к II разделу:
Алексеюк В.Н., Савенюк Г.Г. Педагогические взгляды Н.И.Пирогова.- М.,1985.
Антология педагогической мысли России XVIII в.– М.,1985.
3. Антология педагогической мысли России второй половины XIX –начала XX в.-М.,1990.
Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века. – Л.; М.,1950.
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.- М.,1995.
Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д.Ушинского.- М.,1974.
Джибладзе Г.Н. Ж.Ж.Руссо и его педагогическое наследие// Руссо Ж.Ж. Пед. соч.: В 2 т.- М..,1961.- Т.1.
Заиченко Г.А. Дж.Локк.– М.,1973.
Коменский. Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих.- Часть IV. Пампедия: Педагогическое наследие.- М.,1989.
Кратохвил М.В. Жизнь Я.А.Коменского.– М., 1991.
Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д.Ушинского.- М.,1974.
Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский.- М.,1970.
Медынский Е.Н. и др. Иоганн Генрих Песталоцци. Его жизнь, учение и влияние на русскую педагогику.– М., 1960.
Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен.-Ч.I.-Спб.,2000.-С.295-402.
Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен.-Ч.II.-Спб.,2000.
Очерки истории школы и педагогики за рубежом.- М.,1989.- Ч.II: XVIII-XX вв.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР XVIII в.- первая половина XIX в.– М.,1973.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР второй половины XIX в.- М.,1976.
Ротенберг В.А., Кларин В.М. Педагогическое наследие И.Г.Песталоцци// Песталоцци И.Г. Избр.пед.соч.: В 2 т.- М.,1981.
Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период 60 -90-е годы XIX в.– М., 1994.
Пискунов А.И. Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики конца XVIII – начала XIX в. (Очерки 1, 2). – М., 1960.
Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России.- М.,1979.
Дополнительная литература к III разделу:
Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в.-М.,1990.
Асадуллин Р.М. В лабиринтах педагогики. Размышления о вальдорфской школе.– Казань, 1997.
Блонский П. Мои воспоминания.– М.,1971.
Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность.– М., 1992.
Дмитриев С.С. Очерки истории русской педагогики начала XX века. – М.,1985.
Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века. – М.,1987.
Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа Штейнера. /Пер. с нем.-М.,1992.
Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с польск.– М.,1990.
Основные направления и тенденции развития педагогической науки в конце XIX – начале XX в.– М., 1980.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – начало XX в./ Отв. Ред. Э.Д.Днепров.– М.,1991.
Павлова М.П. Педагогическая система А.С.Макаренко и современность.– М., 1980.
Педагогика Марии Монтессори. Курс лекций.- М.,1992.
Педагогика Российского Зарубежья: Хрестоматия. – М., 1996.
Равкин З.И. Творцы и новаторы школы, рожденные Октябрем.– М., 1990.
Соловейчик С. Воспитание по Иванову.– М.,1989.
Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения.– М.,1991.
Тартаковский Б. Повесть об учителе Сухомлинском.– М., 1972.
Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995.
Френе С. Избранные педагогические сочинения.– М.,1990.
Штейнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос.– Калуга, 1992.
Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения Западной Европы и США. – М.,1989.
СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Закон «Об образовании» РФ; Государственный образовательный стандарт, учебники, хрестоматии.
6. МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для обеспечения данной дисциплины необходимо: аудитории, читальный зал; технические средства обучения: телевизор, видеомагнитофон; мультимедийные средства обучения; учебные и методические пособия: учебники, учебно-методические пособия, хрестоматии, пособия для самостоятельной работы, сборники нормативных документов по организации образования в разные исторические эпохи.
7. СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ
7.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Похожие документы:
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. О1 Новая история стран востока основная образовательная программа подготовки специалиста
Учебно-методический комплексКитай после маньчжурского завоевания. Начало европейской экспансии и «закрытие» Китая. Первая «опиумная война» и начало «открытия» Китая Западом. Тайпинское восстание.Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001)
Учебно-методический комплексУчебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин профессиональной подготовки студентов-филологов.Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения истории основная образовательная программа подготовки специалиста
Учебно-методический комплексМетодика обучения истории как педагогическая наука. Предмет и задачи, основные факторы обучения истории. Связь методики с другими науками. Современные методы педагогического исследования.Учебно-методический комплекс по дисциплине (умк). Требования к составу и содержанию, рекомендации по разработке
Учебно-методический комплексчеткое определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программе данной специальности; фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач дисциплины;Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (70)
Учебно-методический комплексП Педагогика начального образования: Педагогические технологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.И. Беляева; Бийский пед. гос.