Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Термін «логіка» походить від давньогрецького слова «логос» (logos), основні значення якого пов'язані з поняттями «мислення» («мисль», «думка») і «мова...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа составлена на основании паспорта научной специальности 01.01.02 – Дифференциальные уравнения, динамические системы и оптимальное уп...полностью>>
'Исследование'
В настоящий момент возникает возможность и необходимость соотнесения этих подходов на основе дополнительности, результатом чего представляется возник...полностью>>
'Урок'
-Что такое экосистема? (единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных профессий способны совместными усилиями поддерж...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 01 Педагогика (История образования и педагогической мысли)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 1. История образования и педагогической мысли как область педагогической науки и учебный предмет. Возникновение образования. Становление образования в первобытном обществе.

Социальная природа образования, его общечеловеческий и конкретно-исторический характер. Непрерывный характер образования. Образование как процесс становления личности человека как в фило-, так и в онтогенезе. Место «Истории педагогики и образования» в системе педагогических учебных дисциплин. Методологические и теоретические основы курса: исторический, системный, культурологический, цивилизационный, деятельностный подходы к изучению истории образования и педагогики. Объект и предмет курса. Задачи курса. Периодизация истории образования и педагогики. Данные археологии и этнографии как важнейшие источники изучения происхождения образования. Различные подходы к вопросу о происхождении образования. Связь образования с трудовой деятельностью людей. Особенности образования в первобытной общине. Зарождение приемов и организационных форм образования. Выделение образования в особую форму общественной деятельности. Возникновение неравенства в образовании в условиях разложения первобытно-общинного строя. Возникновение семейного воспитания. Создание исторических предпосылок для возникновения школьного обучения и профессионального ученичества.

Тема2 Образование и педагогическая мысль в цивилизациях Древнего Востока. Зарождение школы как социального института образования. Системы образования и педагогическая мысль в эпоху античности.

Общие черты в развитии цивилизаций Древнего Востока. Качественные изменения в способах передачи культурного наследия. Дифференцированный характер образования. Три источника образования: семья, церковь, государство. Возникновение письменности как важнейшего фактора генезиса школы и педагогической мысли. Возникновение школы как социокультурного института. Цели различных типов школ. Содержание и методы обучения в школах древневосточных цивилизаций. Педагогическая мысль в цивилизациях Древнего Востока. Значение педагогических традиций цивилизаций Древнего Востока для развития образования в последующие эпохи. Системы образования в Лаконии и Аттике: общее и особенное. Зависимость целей, содержания, форм и методов образования от уровня социально-экономического, политического, культурного развития государств-полисов. Педагогические идеи философов Древней Греции: пифагорейцев, Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля. Возникновение и обоснование идеи о всестороннем гармоническом развитии человека как идеальной цели образования.

Система образования в Древнем Риме. Педагогические идеи Древнего Рима в философских учениях Цицерона, Сенеки, Плутарха, Квинтилиана. Распространение греко-римского образования на периферии античного мира.

Тема 3 Образование и педагогическая мысль в Византии и средневековом Востоке. Образование и педагогическая мысль в Западной Европе в эпохи средних веков и Возрождения

Византия как наследница эллинско-римской культуры и образованности. Особенности византийской культуры и педагогической мысли. Идеал образованного человека. Отсутствие монополии церкви на образование. Роль христианской религии в школьном обучении и воспитании. Этапы в истории просвещения и педагогической мысли Византии. Усиление христианской традиции в педагогической мысли.

Система образования в Византии. Элементарная, средняя и высшая ступени образования. Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения и педагогической мысли. Религиозный характер образования в эпоху средневековья. Роль христианства в развитии образования в Западной Европе в средние века. Цели христианской церкви в области образования. Возникновение церковных школ, их типы. Содержание, формы, методы обучения в церковных школах. Схоластика как философская основа церковного школьного образования.

Возникновение рыцарского воспитания. Цель, содержание, характер рыцарского воспитания.

Возникновение и развитие средневековых университетов. Разрушение монополии церкви на образование. Цеховые, гильдейские и городские школы.

Характерные черты эпохи Возрождения. Гуманизм как ведущее направление в содержании общественного движения эпохи Возрождения. Педагогическая деятельность Витторино да Фельтре как «отца всякой гуманности». Открытие колледжей нового типа во Франции. Особенности педагогической мысли гуманистов и ранних социалистов-утопистов эпохи Возрождения: М.Монтеня, Ф.Рабле, Т.Мора, Т.Кампанеллы, Э.Роттердамского, Х.Л.Вивеса и др. Зарождение идеи соединения обучения с производительным трудом. Иллюзорный характер гармонического идеала эпохи Возрождения.

Тема 4 Образование и педагогическая мысль в Киевской Руси, русском государстве, на Украине и в Белоруссии (Х - ХVII вв.).

Этапы развития образования в средневековой России. Основные факторы, обусловившие развитие образования в Древней Руси: становление государства, принятие христианства, создание славянской азбуки. Характер и особенности образования в Киевской Руси. Роль народной педагогики в семейном воспитании. Школьное обучение. «Мастера грамоты». Характер образования в Русском государстве XIV-XVII вв. Роль монастырей в распространении просвещения. Создание книгопечатания И.Федоровым. «Братские школы» на Украине и в Белоруссии. Демократический характер «братских школ», их значение для развития образования в России в ХVII в. Создание греко-латинских школ. Начало высшего образования в России. Педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве.

Раздел 2. Образование и педагогическая мысль в Новое время. Становление и развитие педагогики как науки

Цель изучения раздела: знать факты истории образования в Новое время, понимать особенности развития образования в новых социально-экономических условиях; знать и понимать факторы и условия становления педагогики как науки, понимать взаимосвязь педагогической теории и педагогической практики; знать и понимать сущность основных педагогических теорий и концепций, их историческую преемственность; уметь работать с источниками; уметь оценивать педагогические явления с точки зрения исторического подхода.

Основные понятия: «Великая дидактика», пансофия, классно-урочная система, джентльмен, естественное свободное воспитание, метод «естественных последствий», элементарное образование, воспитывающее обучение, управление (по Гербарту), многосторонние интересы, формальные ступени обучения, развивающее обучение, принцип природосообразности, принцип культуросообразности, принцип самодеятельности, принцип народности воспитания, педагогическая антропология, Яснополянская школа.

Тема 5 Выделение педагогики в самостоятельную отрасль знания. Педагогическая система Я.А.Коменского.

Предпосылки выделения педагогики в самостоятельную область знания. Я.А.Коменский как основоположник научной педагогики. Жизнь и деятельность Я.А.Коменского. Философская основа педагогического учения Я.А.Коменского. Обоснование им дидактики как науки о воспитании и обучении. Роль образования в жизни человека. Цель и задачи образования. Обоснование принципа природосообразности образования. Возрастная периодизация, система школ, содержание обучения в них. Обоснование классно-урочной системы как организационной формы обучения. Разработка и обоснование дидактических принципов и правил. Нравственное воспитание и проблема дисциплины в школе. Требования к учителю. Значение педагогической теории Я.А.Коменского для дальнейшего развития мировой педагогики.

Тема 6. Педагогические теории эпохи Просвещения. Становление и развитие идеи воспитывающего и развивающего обучения в западноевропейской педагогике

Общая характеристика эпохи Просвещения. Д.Локк как типичный представитель «классового компромисса» в Англии. Философские и социально-политические воззрения Д.Локка. Система физического, нравственного, умственного и трудового воспитания «джентльмена» как реализация идеи о всестороннем и гармоничном развитии личности в условиях Нового времени. Записка к проекту закона о бедных «Рабочие школы». Влияние идей Д.Локка на философов-материалистов французского Просвещения.

Общая характеристика французского Просвещения. Философско-педагогические взгляды К.А.Гельвеция и Д.Дидро. Теория естественного свободного воспитания Ж.Ж.Руссо как отражение социально-политических и философских идей Английской буржуазной революции и французского Просвещения. Демократическая направленность педагогических взглядов Руссо. Цель образования по Руссо. Факторы, влияющие на развитие человека. Возрастная периодизация: задачи, содержание, формы, методы естественного свободного воспитания в каждом возрастном периоде. Роль воспитателя в образовательном процессе. Значение философско-педагогических идей Ж.Ж.Руссо, их влияние на дальнейшее развитие педагогики. Истоки социально-педагогических взглядов И.Г.Песталоцци. Практическая направленность педагогической деятельности И.Г.Песталоцци. Создание «Учреждения для бедных» в Нейгофе. Попытка реализации идеи соединения обучения с производительным трудом. Осмысление педагогического опыта в романе «Лингард и Гертруда» – первом романе о воспитании крестьянских детей. Приют для сирот в Станце. Идея психологизации воспитания и обучения. Разработка теории воспитывающего и развивающего обучения. Деятельность И.Г.Песталоцци в Бургдорфе и Ивердоне. Теория элементарного образования как инструмент развития личности воспитанника. Значение социально-педагогической деятельности И.Г.Песталоцци для дальнейшего развития теории и практики образования.

Становление различных направлений в немецкой классической педагогике XIX в. И.Ф.Гербарт как представитель консервативного направления в педагогике. Обоснование педагогики как науки на основе философии, этики и психологии. Развитие идеи воспитывающего обучения. Теория формирования многостороннего интереса. Теория ступеней обучения. Нравственное воспитание в единстве нравственных действий с сознанием. Гербарт о роли личности учителя в достижении эффективности воспитывающего обучения.

Развитие Ф.В.А.Дистервегом буржуазно-демократического направления в немецкой педагогике. Активная общественно-педагогическая деятельность Ф.В. А.Дистервега. Цель образования как «развитие самодеятельности на службе истине, красоте и добру». Основополагающие принципы воспитания и обучения: природосообразность, культуросообразность и самодеятельность. Дидактические правила воспитывающего и развивающего обучения. Роль личности учителя в реализации задач школьного образования.

Тема 7 Теория и практика образования в европейских социальных учениях XIX в.

Сущность утопического социализма начала XIX в. К.А.Сен-Симон, Ф.М.Ш.Фурье, Р.Оуэн как наиболее яркие представители данного направления общественной мысли. Социально-педагогические эксперименты Р.Оуэна в Нью-Ленарке. Реализация идеи соединения обучения с производительным трудом. Р.Оуэн об образовании характера. Р.Оуэн о коммунистических общинах. Опыт воспитания в «Новой Гармонии». Значение опыта и педагогических идей Р.Оуэна.

Учение К.Маркса и Ф.Энгельса об образовании. Идея классового подхода к вопросам воспитания и обучения. Критика образования в буржуазном обществе. Учение о всестороннем развитии личности. Марксизм о требованиях пролетариата в области народного образования.

Тема 8. Образование и педагогическая мысль в России в XVIII - XIX веках (до 90-х гг.).

Социально-экономическая, политическая и культурная обусловленность реформ образования в России в начале XVIII в. Организация государственных светских школ. Реальный характер образования в светских школах. Попытка создания системы начальных школ в России: цифирные школы. Сословная направленность образования после 1825 г.: гарнизонные, горнозаводские, архиерейские школы, кадетские корпуса. Создание Академии наук. Деятельность М.В.Ломоносова в области просвещения. Открытие Московского университета.

Политика просвещенного абсолютизма Екатерины II. Деятельность И.И.Бецкого по реализации идеи воспитания «новой породы людей». Деятельность Ф.И.Янковича. Устав народных училищ 1786 г. Просветительская деятельность и педагогические взгляды Н.И.Новикова. Революционно-просветительские идеи А.Н.Радищева, обоснование им идеала «истинного сына Отечества».

Социально-политическая обусловленность реформ образования в начале XIX в. Устав учебных заведений, подведомственных университетам 1804 г. Создание в России государственной системы образования. Основные тенденции дальнейшего развития школы. Усиление реакции в области образования. Уставы 1828 и 1835 гг. Подъем общественно-педагогического движения в 60-х гг. Школьные реформы 60-70-х гг. Деятельность земств в области народного образования. Состояние народного образования в Башкирии во II-ой половине XIX в. Основные направления развития педагогической мысли в XIX в.

Тема 9. Педагогическая система К.Д.Ушинского – основоположника научной педагогики в России.

Жизнь и педагогическая деятельность К.Д.Ушинского. Философские и естественнонаучные основы педагогической системы К.Д.Ушинского. Обоснование педагогики как науки и искусства. Идея народности воспитания. К.Д.Ушинский о воспитательном значении труда. Дидактическое учение Ушинского. К.Д.Ушинский о деятельности и активности ребенка в процессе обучения. О роли учителя и его подготовке. Значение педагогической деятельности и взглядов К.Д.Ушинского для дальнейшего развития педагогики в России.

Тема 10. Развитие и реализация идеи «свободного» воспитания в Яснополянской школе Л.Н.Толстого.

Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого. Характеристика его мировоззрения. Теория «свободного воспитания» и её реализация в практике Яснополянской школы. Дидактические взгляды Л.Н.Толстого. Развитие детской активности и творчества. «Азбука» Л.Н.Толстого и книги для чтения. Л.Н.Толстой об учителе. Значение педагогических идей Л.Н.Толстого для дальнейшего развития педагогики и педагогической практики.

Раздел 3. Образование и педагогика в Новейшее время

Цель изучения раздела: знать факты истории образования в Новейшее время, понимать особенности развития образования в новых социально-экономических условиях; понимать значение педагогической теории и педагогической практики для становления современной педагогики; знать и понимать сущность основных педагогических теорий и концепций, их историческую преемственность; уметь работать с источниками, осуществлять системный анализ; уметь обобщать и синтезировать педагогические факты и явления; уметь оценивать педагогические явления, высказывать собственные суждения, видеть перспективы развития образования.

Основные понятия: реформаторская педагогика, «новое воспитание», педоцентризм, экспериментальная педагогика, педология, прагматическая педагогика, «трудовая школа», «гражданское воспитание», сенсорная педагогика, вальдорфская педагогика, эволюционная педагогика, педагогический процесс, наркомпрос, единая трудовая школа, ФЗУ, ШКМ, ФЗС, рабфак, бригадно-лабораторный метод, комплексно-проектные программы, коммунистическое воспитание, политехнизм, пионердвижение, педагогика среды, педагогическая техника, гуманистическая педагогика, «школа радости», педагогика сотрудничества.

Тема 11. Зарубежная реформаторская педагогика конца XIX - первой половины XX века.

Социально-экономическая обусловленность реформаторского движения в педагогике стран Западной Европы и США в конце XIX в. Реформаторское движение «новое воспитание», его цели, характерные черты. Реализация принципа педоцентризма в теории и практике свободного воспитания. Экспериментальная педагогика Э.Меймана и В.Лая. Возникновение педологии. Прагматическая педагогика Д.Дьюи. Теория «трудовой школы» и «гражданского воспитания» Г.Кершенштейнера. Альтернативные школы Р.Штейнера и С.Френе. Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики. Содержание воспитания и обучения в школах педагогов-реформаторов. Гуманистическая педагогика Я.Корчака.

Тема 12. Образование и педагогическая мысль в России в конце XIX - начале XX века.

Народное образование в России в конце XIX –начале XX вв. и проблемы его преобразования. Сельские народные училища и городские училища, церковно-приходские школы. Проблема создания национальной школы. Развитие женского образования. Попытки реформирования средней общеобразовательной школы. Появление новых типов школ. Изменения в содержании образования. Педагогическая мысль в России в конце XIX - начале XX в. Отражение важнейших педагогических проблем в работах К.Н.Вентцеля, С.Т.Блонского, А.П.Нечаева, В.М.Бехтерева, А.Ф.Лазурского, П.Ф.Каптерева, В.П.Вахтерова, П.Ф.Лесгафта и др.

Тема 13. Образование и педагогическая мысль в России после Октябрьской революции. Реформы и контрреформы в области образования в советской России в 20-30-е гг.

Политика большевиков в области образования. Первые декреты Советской власти по народному образованию и проведение их в жизнь. Борьба Советской власти за привлечение учительства на свою сторону. Создание законодательной основы строительства социалистической школы. Изменения в содержании образования. Поиски новых форм и методов организации образовательного процесса в школе 20-х гг. Реализация идеи свободного воспитания. Комплексные и комплексно-проектные программы ГУСа (1923-1930 гг.). Введение всеобщего обязательного начального обучения (1930 г.). Постановления о школе 1931 и 1932 гг. Введение единой системы народного образования (1934 г.). Дальнейшие тенденции развития школы в 30-х гг. Основные направления развития педагогической мысли в 20-30-е гг. Роль Постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» в дальнейшем развитии педагогической науки.

Тема 14. Педагогическая деятельность и взгляды А.С.Макаренко. Теория воспитания в коллективе.

Основные этапы педагогической деятельности А.С.Макаренко. А.С.Макаренко о целях коммунистического воспитания. Учение А.С.Макаренко о детском коллективе как важнейшем факторе воспитания. Законы и принципы воспитания в коллективе, сформулированные А.С.Макаренко. О воспитании дисциплины. Роль труда в жизни коллектива. Вопросы семейного воспитания в педагогическом наследии А.С.Макаренко. А.С.Макаренко о роли советского учителя, его подготовке и педагогической технике. Значение учения А.С.Макаренко о детском коллективе для современной теории и практики.

Тема 15. Педагогика Российского Зарубежья 20-30-х гг.

Педагогическая мысль Российского Зарубежья 20-30-х гг., разработка ею теоретических и практических проблем воспитания и обучения детей в условиях эмиграции. Гессен С.И. о педагогике как прикладной философии, Зеньковский В.В. о принципах православной педагогики, Ильин И.А. о национальном воспитании и о роли семьи в социализации личности, Малинин И.М. о формах воспитывающего влияния школы на учащихся. Педагоги Российского Зарубежья о политике большевиков в области образования и о советской педагогике.

Тема 16. Гуманистическая педагогика В.А.Сухомлинского.

Жизнь и педагогическая деятельность В.А.Сухомлинского. Организация деятельности Павлышской средней школы. Теоретическое наследие В.А.Сухомлинского. Воспитание коммунистической гражданственности. Творческое развитие учения А.С.Макаренко о коллективе. Соотношение индивидуального и коллективного воздействия. Трансформация педагогических взглядов В.А.Сухомлинского от сугубо классовых к общечеловеческим. Система нравственного, умственного, трудового, эстетического воспитания личности в педагогическом наследии В.А.Сухомлинского. Нравственное воспитание как центральное звено гуманистической педагогики В.А.Сухомлинского. Использование средств природы в формировании личности. Детское творчество в педагогической системе В.А.Сухомлинского. «Школа радости» – преемственность дошкольного воспитания и школьного обучения. Организация работы учительского коллектива школы. Вопросы семейной педагогики.

Тема 17. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

Общая характеристика современных условий развития систем образования в экономически развитых зарубежных странах (США, Японии, Великобритании, Франции, Германии и др.). Приоритеты и проблемы сферы образования. Школьные системы. Практика школьного обучения и воспитания. Основные реформы в сфере образования развитых зарубежных стран. Тенденции в развитии образования за рубежом. Современные зарубежные педагогические концепции и идеи.

Образование как один из ведущих факторов формирования гражданского общества в современной России. Цели и задачи образовательной политики. Основные направления развития российского образования. Вхождение России в Болонский процесс. Единый государственный экзамен в российской системе образования

4.3. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Не предусмотрен

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

Семинар № 1. (4 ч.)

Тема:. Образование и педагогическая мысль в цивилизациях Древнего Востока. Зарождение школы как социального института образования. Системы образования и педагогическая мысль в эпоху античности

Цель: на основе анализа систем образования и философско-педагогических идей мыслителей Древней Греции и Древнего Рима проследить становление, развитие и реализацию идеи всесторонне гармонично развитой личности и выявить такую закономерность как социальная обусловленность образования.

Основные понятия: абак, аггеллы, агоны академия, всадники, гимнасия, герусия, грамматист, дидаскал, ирен, калькулятор, кифарист, калокагатия, киносарг, криптия, лаконичная речь, ликей, мусическая школа, палестра, педагогиум, педагог, педоном, педотриб, ритор, риторские школы, сократическая беседа, стиль, эфебия.

Задание: используя указанные ниже учебники и литературу, дать определения основным понятиям.

Вопросы для обсуждения:

  1. Калокагатия как идеал воспитания человека в Древней Греции.

  2. Идея Демокрита о природосообразности воспитания. Человек есть «микрокосм».

  3. Сократ: «майевтика» как средство гармонизации личности и общества.

  4. Идеи Платона о справедливом государстве для блага личности и общественном воспитании.

  5. Аристотель: воспитание как средство развития добродетелей. Обоснование идеи гармоничного развития личности.

  6. Квинтилиан о воспитании оратора.

  7. Сравнительный анализ педагогических систем Спарты, Афин и Древнего Рима. Реализация идеи гармоничного развития личности.

Основная литература:

Источники:

  1. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И.Пискунов.- М.,1981:

    1. Демокрит. Фрагменты о воспитании. -С.9-10.

    2. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ликург. –С.11-17.

    3. Платон. Протагор. –С.19-20.

    4. Платон. Государство. –С.20-32.

    5. Аристотель. Политика. –С34-38.

    6. Квинтилиан. О воспитании оратора. –С.39-45.

Учебники и учебные пособия:

История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова.- М., 2001.

Джуринский А.Н. История педагогики.– М.,1999. –С.8-168.

Дополнительная литература:

  1. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. – М.,1976.

  2. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа.- Л., 1990.

  3. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики.– М.,1963.

  4. Марру А.И. История воспитания в античности (Греция).– М.,1998.

  5. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен.– Ч.1. –Спб.,2000.

  6. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.- М., 1991.

Семинар №2

Тема: Педагогические теории эпохи Просвещения. Становление и развитие идеи воспитывающего и развивающего обучения в западноевропейской педагогике

Цель: знать основные факты биографий и характерные черты мировоззрения Д.Локка и Ж.-Ж.Руссо, содержание таких педагогических произведений как «Мысли о воспитании» Д. Локка, «Эмиль или о воспитании» Ж.-Ж. Руссо, понимать объективную потребность возникновения и социальную обусловленность их педагогических идей, уметь осуществлять системный анализ педагогических взглядов вышеуказанных авторов

Основные понятия: джентльмен, tabula rasa, естественное свободное воспитание, метод естественных последствий, «период сна разума», «период бурь и страстей».

Вопросы для обсуждения:

    1. Педагогическая деятельность и мировоззрение Д.Локка.

    2. Анализ произведения Д.Локка «Мысли о воспитании»:

а) программа физического воспитания джентльмена;

б) особенности нравственного воспитания джентльмена;

в) умственное и трудовое воспитание джентльмена.

    1. Проект создания рабочих школ Д.Локка.

    2. Жизнь, деятельность и мировоззрение Ж.-Ж.Руссо.

    3. Теория естественного свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо, социальная обусловленность её возникновения.

    4. Сравнительный анализ роли воспитателя в педагогических теориях Д.Локка и Ж.-Ж.Руссо.

    5. Влияние теорий Д.Локка и Ж.-Ж.Руссо на дальнейшее развитие педагогики.

Задание: на основе анализа педагогических теорий выявите общее и особенное в педагогических взглядах Я.А.Коменского, Дж.Локка и Ж.-Ж.Руссо, определите логику развития педагогической мысли.

Основная литература:

Источники:

  1. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И.Пискунов.- М.,1981:

  1. 1.1. Локк Д. Мысли о воспитании. – С. 163-194.

1.2. Руссо Ж.Ж. Эмиль или о воспитании. - С.203-236.

Учебники:

1. Джуринский А.Н. История педагогики.– М.,1999. –С.169-306.

2. История педагогики / Под ред. А.И.Пискунова.- Ч.2.-М.,1998.-С.4-188.

3. История образования и педагогики / Под ред. А.И.Пискунова.- М.,2001.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. О1 Новая история стран востока основная образовательная программа подготовки специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Китай после маньчжурского завоевания. Начало европейской экспансии и «закрытие» Китая. Первая «опиумная война» и начало «открытия» Китая Западом. Тайпинское восстание.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин профессиональной подготовки студентов-филологов.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения истории основная образовательная программа подготовки специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Методика обучения истории как педагогическая наука. Предмет и задачи, основные факторы обучения истории. Связь методики с другими науками. Современные методы педагогического исследования.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине (умк). Требования к составу и содержанию, рекомендации по разработке

    Учебно-методический комплекс
    четкое определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программе данной специальности; фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач дисциплины;
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (70)

    Учебно-методический комплекс
    П Педагогика начального образования: Педагогические технологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.И. Беляева; Бийский пед. гос.

Другие похожие документы..