Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Курсовая'
Основы творческой деятельности журналиста 7. Журналистское мастерство (работа в творческих студиях) Экзамены 1. Иностранный язык ....полностью>>
'Лекция'
1. «Метафизические» акты о «начале» и «предшествовании», о «БЫТИИ» и «НЕ-БЫТИИ» («Ничто»). Интеллектуальные сети и закон малых чисел. Пра-эпистемы. А...полностью>>
'Документ'
Затвердити Державну програму „Національний план дій з реалізації Конвенції про права інвалідів” на період до 2020 року (далі - Програма), що додається...полностью>>
'Учебник'
Достаточно подробное отражение проблем правомерного поведения в учебных курсах по теории государства и права получило распространение сравнительно не...полностью>>

Программа элективного курса по географии для 10 класса в рамках профильной подготовки Название

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное образовательное учреждение

«Линевская средняя общеобразовательная школа № 2»

Жирновского района Волгоградской области

ПРОГРАММА

элективного курса по географии для 10 класса

в рамках профильной подготовки

Название: География международного туризма

Автор: учитель географии МОУ «ЛСОШ № 2»

Арапова С. Н.

Рецензент:

Линево

2007 год

Пояснительная записка.

Современный туризм – важная отрасль экономики многих стран мира. Велики возможности его развития и в России. Растет значение подготовки кадров организаторов туризма, работников в сфере туристского бизнеса. Специалистам в области туризма необходимы знания его географии.

Данный курс призван развить интересы к данной области знаний и повлиять в будущем на выбор профессиональной деятельности.

Цель: изучение основ географии международного туризма, раскрытие туристской картины мира.

Задачи:

  • дать учащимся знания о природно-географической, демографо-этноконфессиональной, культурно-исторической, социально-географической, политико-географической составляющих географических аспектов географии современного туризма;

  • раскрыть факторы развития международного туризма;

  • сформировать у учащихся представления об основных туристско-рекреационных системах регионов и стран мира;

  • раскрыть учащимся процессы формирования туристско-рекреационных зон, районов, центров и их современного использования

  • показать многообразие видов туризма и их значение в развитии личности;

  • способствовать воспитанию чувств уважения к другим народам и развитию интереса к познанию других стран;

  • дать первичные представления об организации туристической деятельности в странах и регионах мира;

  • показать роль туризма в укреплении политической стабильности в мире, раскрыть его экономическое значение;

  • способствовать развитию умений делового общения, коммуникативных способностей школьников.

Курс состоит из двух крупных разделов: География туризма и Туристские районы мира. В первом разделе раскрывается место географии туризма в географической науке, показываются предпосылки и факторы развития международного туризма. Во втором разделе предлагается изучение масштабов современного международного туризма, его типов и значимости в различных направлениях развития общества, теоретических основ курса, иерархии и типологии туристских районов. Значительное место в программе отведено изучению разнообразных туристских районов мира. Это наиболее интересная для учащихся часть курса.

Из 34 часов учебного времени более 50% времени отводится на выполнение практических, творческих работ. Широкое применение в практике найдут уроки с привлечением видеоматериалов, практикумы с использованием рекламных буклетов и проспектов, литературных источников о различных туристских районах мира, работа с географическими картами по выявлению факторов развития района, возможностей реализации комплексных целей международного туризма, проведение конференций, встреч с туристами, посетившими те или иные туристские районы, организация творческих работ по проектированию туристических маршрутов их рекламированию, применение информационно-коммуникационных технологий.

В ходе организации учебных занятий необходимо шире использовать групповые и индивидуальные формы учебной деятельности учащихся, элементы технологий личностно ориентированного обучения, направленные на развитие способностей, интересов конкретной личности.

Наряду с текущим контролем знаний и умений школьников организуется выполнение практических и творческих работ, выступления учащихся с сообщениями, докладами и рефератам. Большую роль в оценке результатов обучения будет играть работа над проектом.

Требования к знаниям и умениям школьников:

Учащиеся должны знать:

  • содержание понятий курса: туризм, география туризма, рекреационная география, факторы развития туризма, устойчивое развитие в туризме, историко-культурное наследие, памятники, ансамбли, достопримечательные места, туристско-рекреационный район;

  • физико-географические, экологические, населенческие, историко-культурные, экономико-географические, политические факторы развития туризма;

  • масштабы и типы современного туризма;

  • типологию туристских районов;

  • главные туристские районы регионов и основных стран мира;

  • наиболее известные памятники античности, средневековья, эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, привлекающие большое внимание туристов в странах и регионах мира;

  • уникальные природные объекты стран и регионов мира, привлекающие внимание туристов из разных государств мира;

  • примеры объектов Всемирного природного и культурного наследия;

Учащиеся должны уметь:

  • устанавливать связи географии туризма с другими географическими дисциплинами;

  • выявлять природные черты природных зон и высотных поясов, привлекательных для туристов;

  • определять природные процессы, затрудняющие и благоприятствующие туристской деятельности;

  • анализировать этнический и религиозный состав населения полиэтнических и многонациональных стран;

  • составлять историко-культурную характеристику страны, района или города;

  • анализировать по видео- и иллюстративным материалам внешний облик и внутригородскую структуру городов различных регионов мира;

  • характеризовать объекты Всемирного природного и культурного наследия с целью выявления черт привлекательности для туристов;

  • устанавливать роль рекреационных ресурсов в природно-ресурсном потенциале страны или региона;

  • выявлять зависимость развития туризма от показателей уровня экономического развития страны, отраслевой структуры ее хозяйства; участия страны в интеграционных группировках; уровня внутриполитической стабильности и авторитета страны на международном уровне;

  • оценивать рекреационные ресурсы туристского района, определять преобладающие виды туризма в нем;

  • давать характеристику различных типов туризма;

  • выявлять на основе социологических опросов отношение населения к тем или иным типам туризма;

  • составлять (проектировать) на основе литературных, картографических материалов гипотетические внутренние и международные туристические маршруты разных видов;

  • картографировать туристские районы мира;

  • классифицировать туристские районы региона по различным признакам;

  • оформлять рекламный проспект с использованием различных средств;

  • называть и показывать по карте ведущие туристские районы и центры.

Учебно-тематический план.

п/п

Наименование

тем

курса

Всего

часов

В том числе

Формы

контроля

Лекции

Практикум

Семинары

1

Введение. Основные понятия туризма. Функции современного туризма.

1

1

Выборочная проверка записи лекции.

Фронтальный опрос.

2

Туристическая отрасль – одна из основных отраслей непроизводственной сферы мира. Туристические ресурсы.

1

0,5

0,5

Выборочная проверка записи лекции.

3

Классификация видов современного туризма. Влияние туризма на экономику мира и отдельных стран. Социальное значение туризма.

1

1

Проверка составления схемы «Виды современного туризма».

Проверка социологического опроса.

4

География основных туристических потоков в мире. Туристскорекреационные зоны, их география.

1

1

Проверка картосхемы основных районов международного туризма.

5

География туризма в Зарубежной Европе.

1

0,5

0,5

Выборочная проверка записи лекции.

Работа с к/к и графом Зарубежной Европы.

Проверка заполнения схемы «Виды туризма в Зарубежной Европе».

6

Туризм в Северной Европе (на примере Норвегии).

1

0,5

0,5

Участие в семинаре.

7

Туризм в Западной Европе (на примере Великобритании).

1

1

Проверка туристской характеристики Великобритании от лица менеджера турфирмы так, чтобы заинтересовать туристов.

Проверка группировки предложенных архитектурных памятников по странам.

8

Туризм в Южной Европе (на примере Италии).

1

1

Участие в семинаре.

9

Туризм в Восточной Европе.

1

1

Проверка заполнения карты-схемы туристских районов Восточной Европы.

Проверка «Записей в блокноте туриста, посетившего одну из стран Восточной Европы».

10

Обобщающее занятие по географии туризма в зарубежной Европе.

1

1

Проверка проекта-презентации «Морской круиз от Лондона до Венеции».

11

География туризма в Зарубежной Азии.

1

0,5

0,5

Выборочная проверка записи лекции.

Работа с к/к и графом Зарубежной Азии.

Проверка картосхемы размещения наиболее известных объектов Всемирного культурного и природного наследия на территории Азии.

12

Туризм в Юго-Западной Азии.

1

1

Выборочная проверка записи лекции.

Работа с картой.

13

Туризм в Центральной Азии.

1

1

Оформление рекламного проспекта Китая с целью привлечения туристов.

14

Туризм в Восточной Азии.

1

1

Участие в семинаре «Япония».

15

Туризм в Южной Азии.

1

0,5

0,5

Практ. работа «Описание одной из стран южной Азии».

16

Туризм в Юго-восточной Азии.

1

0,5

0,5

Практ. работа «Оформление листовки-рекламы страны Юго-Восточной Азии».

17

Обобщающее занятие по географии туризма в Зарубежной Азии.

1

1

Защита проекта «Развитие религиозного туризма. Центры паломничества в Азии».

18

География туризма в Австралии.

1

0,5

0,5

Выборочная проверка записи лекции.

Проверка рабочих тетрадей.

19

География туризма в Латинской Америке.

Равнинный Восток.

1

0,5

0,5

Работа с к/к.

Самостоятельная работа.

Участие в семинаре.

20

География туризма в Латинской Америке.

Горный Запад.

1

1

Проверка сравнительной географической характеристики Венесуэлы и Колумбии в виде мультимедийной презентации на компьютере.

21-22

География туризма в Латинской Америке.

Страны Центральной Америки и Вест-Индии.

2

1

0,5

0,5

Выборочная проверка записи лекции.

Работа с к/к.

Участие в семинаре.

Практ. работа «Рассказ об одной из стран С. Америки с целью привлечения туристов».

23

Обобщающее занятие по географии туризма в Латинской Америке.

1

0,5

0,5

Работа с к/к.

Участие в семинаре.

Проверка классификации памятников Всемирного природного и культурного наследия стран Латинской Америки.

24

География туризма в Северной Америке. Соединенные Штаты Америки.

1

0,5

0,5

Работа с к/к.

Тест.

25-26

География туризма в Северной Америке. Канада.

2

1

0,5

0,5

Выборочная проверка записи лекции.

Работа с картой.

Практическая работа «Экскурсовод».

Участие в семинаре.

27

География туризма в Африке. Северная Африка.

1

0,5

0,5

Работа с картой.

Участие в семинаре.

Экскурсия.

28

География туризма в Африке. Центральная Африка.

1

1

Тестирование.

Защита проектов.

29

География туризма в Африке. Восточная и Южная Африка.

1

1

Работа с картой.

Практическая работа «Собираемся в Африку».

30

География туризма в России.

1

1

Выборочная проверка записи лекции.

Работа с картой.

31

География туризма в России.

1

0,5

0,5

Проверка рекламного проспекта одной из туристических зон России.

32

География туризма в Волгоградской области.

1

1

Выборочная проверка записи лекции.

Работа с картой.

33

География туризма в Волгоградской области.

1

1

Отчет об экскурсии.

34

Итоговое занятие.

1

1

Защита проекта.

Итого:

34

10

13,5

10,5

Содержание программы.

Занятие 1. Введение. Основные понятия туризма. Функции современного туризма.

География туризма – ветвь рекреационной географии. Предмет исследования, значение. История туризма и развития рекреационной географии и географии туризма. Источники информации по географии туризма. Связи географии туризма с другими географическими дисциплинами. Функции современного туризма.

Практические работы. Составление схемы «Источники знаний по географии туризма».

Занятие 2. Туристическая отрасль – одна из основных отраслей непроизводственной сферы мира. Туристические ресурсы.

Отрасли непроизводственной сферы. Развитие туристической отрасли в настоящее время. Виды туристических ресурсов.

Занятие 3. Классификация видов современного туризма. Влияние туризма на экономику мира и отдельных стран. Социальное значение туризма.

Практические работы. Составление схемы «Виды современного туризма».

«Проведение социологического опроса товарищей, друзей, учителей, родителей, знакомых и выявление на его основе отношения населения к тем или иным видам туризма».

Занятие 4. География основных туристических потоков в мире. Туристскорекреационные зоны, их география.

Страны-лидеры международного туризма.

Практические работы. Составление картосхемы основных районов международного туризма.

Занятие 5. География туризма в Зарубежной Европе.

Зарубежная Европа. Изменения на политической карте Европы в 90-х годах XX века. Регионы Зарубежной Европы. Предпосылки, объясняющие высокий уровень развития туризма в регионе.

Практические работы. Заполнение схемы «Виды туризма зарубежной Европы». Работа с к/к и графом.

Занятие 6. Туризм в Северной Европе (на примере Норвегии).

Страны Северной Европы. Норвегия – природная, социально-экономическая, туристская характеристика.

Практические работы. Заполнение визитной карточки Норвегии.

Занятие 7. Туризм в Западной Европе (на примере Великобритании).

Великобритания - природная, социально-экономическая, туристская характеристика.

Практические работы. Заполнение визитной карточки Великобритании. Составление туристской характеристики Великобритании от лица менеджера турфирмы так, чтобы заинтересовать туристов.

Занятие 8. Туризм в Южной Европе (на примере Италии).

Италия - природная, социально-экономическая, туристская характеристика.

Практические работы. Заполнение визитной карточки Италии. Классификация туристских районов Южно-европейской туристической зоны по различным признакам.

Занятие 9. Туризм в Восточной Европе.

Страны Восточной Европы - природная, социально-экономическая, туристская характеристика.

Практические работы. Заполнение визитной карточки Украины. Оформление карты-схемы туристских районов Восточной Европы. Записи в блокнот туриста, посетившего одну из стран Восточной Европы

Занятие 10. Обобщающее занятие по географии туризма в зарубежной Европе.

Практические работы. Проект морского круиза от Лондона до Венеции.

Занятие 11. География туризма в Зарубежной Азии.

Зарубежная Азия. Деление стран Зарубежной Азии на субрегионы.

Практические работы. Работа с к/к и графом Зарубежной Азии. Составление схемы «Виды туризма Зарубежной Азии». Оформление картосхемы размещения наиболее известных объектов Всемирного культурного и природного наследия на территории Азии.

Занятие 12. Туризм в Юго-Западной Азии.

Страны Юго-Западной Азии - природная, социально-экономическая, туристская характеристика.

Практические работы. Заполнение визитной карточки Турции. Оценка потенциальных условий для развития туризма в Турции.

Занятие 13. Туризм в Центральной Азии.

Страны Центральной Азии - природная, социально-экономическая, туристская характеристика.

Практические работы. Заполнение визитной карточки Китая. Оформление рекламного проспекта для Китая с использованием различных средств.

Занятие 14. Туризм в Восточной Азии.

Япония - природная, социально-экономическая, туристская характеристика.

Практические работы. Заполнение визитной карточки Японии.

Занятие 15. Туризм в Южной Азии.

Индия - природная, социально-экономическая, туристская характеристика.

Практические работы. Заполнение визитной карточки Индии.

Занятие 16. Туризм в Юго-Восточной Азии.

Индонезия - природная, социально-экономическая, туристская характеристика.

Практические работы. Заполнение визитной карточки Индонезии. Оформление листовки-рекламы одной из стран Юго-Восточной Азии.

Занятие 17. Обобщающее занятие по географии туризма в зарубежной Азии.

Оформление проспекта «Развитие религиозного туризма. Центры паломничества в Азии».

Занятие 18. География туризма в Австралии.

Австралия - природная, социально-экономическая, туристская характеристика.

Практические работы. Заполнение визитной карточки Австралии.

Занятие 19. География туризма в Латинской Америке.

Равнинный Восток.

Страны Равнинного Востока. Слабое развитие туризма в Латинской Америке.

Практические работы. При помощи метода географических зарисовок создание яркого, образного описания Бразилии

Занятие 20. География туризма в Латинской Америке. Горный Запад.

Страны Горного Запада. Туристские районы.

Практические работы. Заполнение визитной карточки Чили. Сравнительная географическая характеристика Венесуэлы и Колумбии в виде мультимедийной презентации.

Занятие 21-22. География туризма в Латинской Америке. Страны Центральной Америки и Вест-Индии.

Субрегионы Латинской Америки. Туризм в Центральной Америке и Вест-Индии.

Практические работы. Заполнение визитной карточки республики Гаити.

Занятие 23. Обобщающее занятие по географии туризма в Латинской Америке.

Составление классификации памятников Всемирного природного и культурного наследия стран Латинской Америки.

Занятие 24. География туризма в Северной Америке. Соединенные Штаты Америки.

США - природная, социально-экономическая, туристская характеристика.

Практические работы. Заполнение визитной карточки США. . Составление географо-туристской характеристики одного из наиболее интересных для учащихся городов США. Работа с к/к и графом.

Занятие 25-26. География туризма в Северной Америке. Канада.

Канада - природная, социально-экономическая, туристская характеристика.

Практические работы. Заполнение визитной карточки Канады.

Занятие 27. География туризма в Африке. Северная Африка.

Развитие туризма в Африке. Субрегионы Африки. Страны Северной Африки.

Практические работы. Заполнение визитной карточки Египта. Составление туристического маршрута по арабским странам Африки. Подготовка памятки туристам.

Занятие 28. География туризма в Африке. Центральная Африка.

Развитие туризма в Центральной Африке. Гвинея и Конго - природная, социально-экономическая, туристская характеристика.

Занятие 29. География туризма в Африке. Восточная и Южная Африка.

Развитие туризма в Восточной и Южной Африке. Кения и ЮАР - природная, социально-экономическая, туристская характеристика.

Практические работы. Собираемся в Африку.

Занятие 30. География туризма в России.

Развитие туризма в России. Россия - природная, социально-экономическая, туристская характеристика. Туристические районы России. Виды туризма в России.

Занятие 31. География туризма в России.

Практические работы. Подготовка рекламного проспекта одной из туристических зон России.

Занятие 32. География туризма в Волгоградской области.

Развитие туризма в Волгоградской области. Волгоградская область - природная, социально-экономическая, туристская характеристика. Туристические районы Волгоградской области. Виды туризма в Волгоградской области.

Занятие 33. География туризма в Волгоградской области.

Очная или заочная экскурсия в туристические районы Волгоградской области. Отчет об экскурсии.

Занятие 34. Итоговое занятие.

Защита проекта «Направления работы частной туристической фирмы».

Литература для учителя:

  1. Ананьев М.А. Международный туризм. – М., 2001.

  2. Географический энциклопедический словарь. Географические названия. – М., 2003.

  3. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. – М., 2002.

  4. География и туризм // Вопросы географии, сб. 93. – М., 1973.

  5. Григорьев А.А. Природные святыни. СПб, 2005. – 124 с.

  6. Даринский А.В. Туристические районы Российской Федерации и ближнего зарубежья. – СПб., 2005.

  7. Дмитревский Ю.Д. Страноведение и география международного туризма. – Ч.1. Страноведение и международный туризм. – СПб., 2002

  8. Дмитревский Ю.Д. Туристические районы мира – Смоленск: СГУ, 2000.

  9. Зачиняев П.Н., Фалькович Н.С. География международного туризма. – М., 2003.

  10. Квартальнов В.А. Туристский бизнес и система обучения кадров предприятий обслуживания. – М., 2004.

  11. Котляров Е.А. География отдыха и туризма. – М., 2006.

  12. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Т. 1-3. – Ярославль, 2002.

  13. Машбиц Я.Г. Основы страноведения: Учебное пособие. – 1995.

  14. Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. – М., 2004.

  15. Журнал «Вокруг света».

Литература для учащихся:

  1. Африка. Энциклопедический справочник. Т. 1-2. – М., 2005.

  2. Географический энциклопедический словарь. Географические названия. – М., 2003.

  3. Дмитревский Ю.Д. Туристические районы мира – Смоленск: СГУ, 2000.

  4. Латинская Америка. Энциклопедический справочник. Т. 1-2.- М., 2003

  5. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Т. 1-3. – Ярославль, 2002

  6. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. – М., 2000.

  7. Советский Союз: Географическое описание в 22 томах. – М., 1967-1982.

  8. Страны и народы: в 20 томах. – М., 2003.

  9. Я познаю мир. Страны и континенты. – М., Астрель, 2000.

10. Журнал «Вокруг света».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа элективного курс а

    Программа
    Элективный курс «Страноведение Великобритании» предназначается для учащихся, изучающих английский язык в общеобразовательных учебных заведениях. Курс представляет собой сборник текстов по страноведению, включает систему упражнений
  2. Программа элективного курса по химии «строение и свойства кислородсодержащих органических соединений» 10 класс (18 часов)

    Программа
    В тему «Кислородсодержащие органические соединения» (по программе О.С. Габриеляна) не включена информация о роли кислородсодержащих органических веществ: спиртов, альдегидов, карбоновых кислот как загрязнителей окружающей среды, а
  3. Курсы по выбору одна из форм организации учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности гимназистов

    Документ
    Настоящий сборник представляет собой пятый выпуск, подготовленный коллективом Московской городской педагогической гимназии-лаборатории №1505 при поддержке…….
  4. Программы элективных курсов по предметам технологического цикла саранск 2008

    Документ
    В настоящее время одной из самых актуальных проблем является переход полной (средней) школы на профессиональное обучение учащихся. Анализ зарубежного опыта показывает, что во всех развитых странах общее образование на старшей ступени
  5. Программы элективных курсов по химии саранск 2008

    Документ
    В соответствии с концепцией профильного обучения после завершения основной ступени каждый ученик, желающий продолжать образование в школе, должен выбрать профиль обучения.

Другие похожие документы..