Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Программа составлена на основании Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в соответствии с требованиями к об...полностью>>
'Программа'
Дает согласие на компонент учебного после одобрения его педагогическим советом школы. Согласовывает выбор учебников из рекомендованных Минобразования ...полностью>>
'Документ'
Ирина Дубкова, композитор, окончила композиторский факультет Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского и ассистентуру-стажировку...полностью>>
'Публичный отчет'
Мероприятие 2-35.1. «Проведение на базе научно-образовательного центра РЭУ им. Г.В. Плеханова мероприятий по обучению руководителей и специалистов ср...полностью>>

Календарно тематическое планирование предмета «религии мира» Классы: 10-11 Количество часов: 68

Главная > Тематическое планирование
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Материал подготовлен:

Авторы: Яшина О. Н., к. ист. н., зав. лабораторией истории и культуры религий мира;

Теплова Е. Ф., к. ист. н., ст.н. сотрудник лаборатории; Касьяненко О. В., методист лаборатории.

Рецензент: Токарева Е. С, д. ист. н., руководитель центра истории религии и церкви института всеобщей истории РАН, руководитель-авторского коллектива учебника «Религии мира: история, культура, вероучение» под редакцией А. О. Чубарьяна.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА «РЕЛИГИИ МИРА»

Классы: 10-11

Количество часов: 68

Всего: 1 час в неделю в теч. двух лет или 2 часа в неделю в теч. одного года

Количество диагностических работ:

проверочных работ:

Планирование ориентировано на учебник «Религии мира: история культура, вероучение / Под ред. А.О. Чубарьяна. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006.

Дополнительная литература:

Кулаков А.Е. Религии мира: 10-11 класс- М.: ООО «Издательство ACT», 2003.

История религий / Под ред. А. Н. Сахарова. — М.: ООО ТИД Русское слово, 2007.

10 класс 34 часа

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ

Основные знания о религиях мира

Предмет и основные разделы. Методы исследования Цели и задачи курса. Понятие религии. Проблемы происхождения религии.

2 часа

Международное право, российское и зарубежное законодательство, Конституция РФ о свободе совести.

Раздел 2. РЕЛИГИИ ПЕРВОБЫТ­НОСТИ И ДРЕВНИХ ЦИВИЛИ­ЗАЦИЙ

Глава 1. Религии первобытной эпохи

2 часа

Глава 2. Религии древнейших цивилизации (Ближний Восток и Средиземноморье)

1

Религии Месопотамии

8 часов

2

Религия Древнего Египта

2

Религия Древней Греции

2

Религия Древнего Рима

1

Обобщающее-повторительное занятие

Глава 3. Религии Центральной и Восточной Европы (славяне, германцы, кельты)

1

Древние славяне и их верования

3 часа

1

Религия древних германцев

1

Религия кельтов

Глава 4. Религиозные верования доколумбовой Америки

1

«Мировое дерево» майя: Ацтеки

2 часа

1

Цивилизация инков: Столкновение цивилизаций и мировоззрений

j Главы 1-3.

2

Зороастризм

8 часов

Раздел 3. РЕЛИГИИ СТРАН ВОСТОКА

Традиционные религии Персии, Китая, Японии, Индии

2

Религии народов Китая и Японии

3

Религии Индии

1

Обобщающее-повторительное занятие

Глава 4. Буддизм -мировая религия

1

Происхождение буддизма

4 часа

1

Вероучение и культ буддизма

1

Направления в буддизме

1

Обобщающее-повторительное занятие

Глава 5. Иудаизм - первая монотеистическая религия

1

Древнееврейская религия

4 часа

2

История иудаизма

1

Иудаизм различных направлений в мире и в современной России

Итоговое повторение. Зачет

1 час

11 класс 34 часа

Раздел 4. ХРИСТИА­НСТВО И ИСЛАМ

Глава 1. Раннее христианство

1

Исторические условия и идейно-духовные источники возникновения христианства

5 часов

2

Основные исторические источники. Жизнь и учение Иисуса Христа

1

Развитие христианского богословия,возникновение монашества

1

Древние восточные церкви. Разделение церквей

Глава 2. Православие

1

Византийское православие

11 I

1

Православное вероучение и богослужение.

|

9

Православие в России.

Глава 3. Католичество

1

История католической церкви.

4 часа

1

Флорентийская уния Крестовые походы

1

Особенности католического вероучения и богослужения

1

Католицизм в современном мире.

Глава 4. Протестантизм

1

Реформация и Контрреформация.

3 часа

1

Направления протестантизма

1

Протестантизм в современном мире

Глава 5. Ислам

1

Экономические и идейные предпосылки возникновения ислама

5 часов

2

Вероучение и культ ислама

1

Основные направления ислама

1

Обобщающее-повторительное занятие

Раздел 5. ЗАКЛЮ­ЧЕНИЕ

Глава 1. Новые религиозные движения

1

Возникновение новых религиозно-мистических движений и культов

2 часа

1

Организация новых культов, их вероучения

Глава 2. Религии в современном мире. Культура И религия

1

Место религии в духовной культуре

2 часа

Итоговое повторение.

2

Обобщающее-повторительное занятие. Зачетное занятие

2 часа

18

19

Программа школьного курса

и календарно-тематическое планирование

предмета «Религии мира»

рекомендуемые лабораторией истории и культуры религий мира

Программа рассчитана на 68 часов,

ориентирована на учащихся 10-11 классов

гуманитарного профиля

Пояснительная записка.

Религия на протяжении веков и до наших дней является важнейшим фактором, . во многом определяющим ход человеческой истории. Религиозные движения и учения оказывают значительное влияние на формирование культур, обществ и человеческой цивилизации в целом. Роль религии в современном обществе трудно переоценить.

Школы у нас в последние годы становятся все более многонациональными, следовательно, многоконфессиональными. Учителя ; разных специальностей в своей работе постоянно сталкиваются с проблемами, затрагивающими вопросы религиозного характера. Вопросы возникают не только на уроках истории, МХК, литературы, но и на уроках географии, биологии, астрономии. Необходимо отвечать на них, не оскорбляя религиозных чувств, не давая крайний оценок.

Именно поэтому возникла необходимость введения в старших классах общеобразовательных школ самостоятельного предмета «Религии мира». Этот курс вызывает сегодня заслуженный интерес, потому что религия, будучи структурообразующим элементом культуры, представляет собой неотъемлемую часть отечественной и всемирной истории. Знание данного курса вносит вклад в процесс установления взаимопонимания между народами.

Объективная и корректная оценка проблем развития религиозного мировоззрения - одна из важнейших задач гуманитарного образования в сегодняшней светской школе.

Цель настоящего курса - познакомить школьников с историей, традициями, самобытностью и уникальностью каждой религии, привить уважение к религии как составной части культуры человечества, дать старшеклассникам знания по истории религии, которые позволят понять и осознать роль духовной культуры в социальном развитии, способствовать воспитанию толерантности.

Данный курс нацелен на то, чтобы рассматривать феномены и факты истории религии в информативной форме без оценок и характеристик. При работе с историческим материалом используется также сочетание историко-хронологического и t культурно-

географического подходов, что оптимально при изучении племенных,
национальных и мировых религий в рамках одного курса.

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  1. способствовать освоению знаний о важнейших событиях
    и процессах духовной и общественной жизни;

  2. сформировать уважительное отношение к различным
    проявлениям духовной культуры; проанализировать многообразие форм
    религиозного мировоззрения;

  3. дать учащимся возможность формировать собственную
    систему духовных ценностей;

  4. показать роль религии как одного из
    структурообразующих элементов общества и культуры.

Форма обучения позволяет создать обширный учебно-
методический комплекс, оставляя большую свободу для творчества
учителя. На занятиях возможно использование различных учебных
пособий, репродукций, фото-, аудио и видеоматериалов, литературных,
философских и публицистических произведений в зависимости от уровня
подготовленности учащихся. В ходе изучения программы курса
рекомендуется организовывать экскурсии в музеи, храмы различных
религиозных конфессий. Особое внимание следует уделить
деятельностному подходу - самостоятельной работе с

источниками и литературой, сопоставлению и анализу информации, тематическим сообщениям и рефератам. Для этого предусмотрен резерв времени.

Программа курса разделена на 2 части: первая предполагает изучение истории древних религий; вторая - изучение истории мировых религий. Учитель вправе изменить порядок прохождения материала с учетом возрастных и познавательных возможностей учащихся.

На изучение христианства, в частности православия, отводится
больше времени, т. к. православие в России - одна из важнейших

составляющих фундамента культурной традиции. Без знания основ собственной истории и культуры невозможно воспитание гражданственности, патриотизма, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям.

Содержание программы

Раздел 1. Основы знаний о религиях мира.

Введение. (2 часа)

Предмет и основные разделы. Методы исследования. Цели и задачи курса

Конфессиональное многообразие- населения современного мира. Влияние религии на разные сферы жизни обществ: экономика и политика, духовная культура, мировоззрение, общественный и семейньш быт и т.д.

Международное право, российское и зарубежное законодательство, Конституция РФ о свободе совести.

Понятие религии. Проблемы происхождения религии (нерелигиозные философские теории, богословское объяснение). "Осевое время". Типы определений религии: теологические, философские (социологические), биологические, психологические, этнологические. Составляющие элементы, вера, догмат, культ, организация.

Раздел 2. Религии первобытности и древних цивилизаций.

Глава 1. Религии первобытной эпохи. (2 часа)

Верования палеолита и «неолитическая революция». Зарождение
искусства, веры в загробный мир, культ предков, становление

мифологического мировоззрения. Источники реконструкции верований древнейшего человека: культовые сооружения (мегалиты, дольмены, кромлехи и т.п.), наскальная живопись, археологические памятники на территории России и других странах.

Общая характеристика ранних форм религии: первобытные анимистические верования, политеизм, монотеизм. Основные типы первобытных анимистических религиозных верований: магия, фетишизм, тотемизм, шаманизм.

Глава 2. Религии древнейших цивилизаций (Ближний Восток и Средиземноморье). (7 часов)

Тема 1. Религия Древней Месопотамии.

Страна и народы Шумера. Боги и люди. Боги-покровители. Понятие личного бога. Мифология и космогония: Энумаэлеш (миф об Иштар и Таммузе, повесть о Гильгамеше, миф о потопе. Храмы (зиккураты), жрецы, культ.

Влияние религии Месопотамии на религию и культуру других народов.

Тема 2. Магия и религия Древнего Египта.

Страна и люди. Боги и правители. Мифология о сотворении мира. Гелиопольская система. Зооморфизм. Культ Осириса и культ мертвых. Храмы и жрецы. Фараоны, гробницы, пирамиды. Попытки религиозных реформ Эхнатона.

Расцвет искусства в период реформ. Древнеегипетское искусство
как источник по истории религии (египетский канон).

Влияние древнеегипетской религии и культуры на историю и культуру человечества.

Тема 3. Религия Древней Греции.

Эллада и эллины. Пантеон олимпийских богов. Боги и герои, малые божества. Мифы и легенды. Храмы, жрецы, оракулы. Религиозные праздники (общегреческие и местные). Религия и философия греческих полисов.

Влияние греческой религии на развитие мировой цивилизации.

Тема 4. Религия Древнего Рима.

От этрусков до Римской империи. Ранние божества и культы. Заимствование религиозных традиций народов Средиземноморья и формирование собственного пантеона. Римская мифология. Культ предков и домашние боги. Традиция сосуществования различных верований. Жрецы, гадатели. Обожествление личности императора.

Связь искусства и религии в античном обществе. Памятники Древнего Рима и их место в культуре человечества.

Конфликт античного и религиозного сознания и христианства.

Глава 3. Религии Центральной и Восточной Европы (славяне, германцы, кельты). (3 часа)

Тема 1. Древние славяне и их верования.

Влияние общинного характера организации общества на мировоззрение славян. Тотемизм, культ предков, идолопоклонничество. Духи и мелкие божества. Волхвы. Славянские праздники и обычаи, их влияние на современную культуру славянских народов.

Взаимопроникновение языческих и христианских традиций в религии и культуре славянских народов.

Тема 2. Религия древних германцев и скандинавов.

Мифология. Ритуалы (воинский культ). Источники по истории германской мифологии: «Старшая Эдда», «Младшая Эдда», «Песнь о Нибелунгах». Скандинавские саги.

Тема 3. Религия кельтов.

Сложность изучения кельтской мифологии. Археологические источники и античные авторы. Представление о переселении душ. Жрецы-друиды. Поклонение священным деревьям.

Общее в религиозных представлениях жителей древней Европы.

Глава 4. Религиозные верования доколумбовой Америки. (2 часа) Из истории освоения Америки. «Мировое дерево» майя: боги, ритуалы, культовые памятники. Ацтеки: пантеон богов, ритуалы, храмы. Цивилизация инков: культ предков, поклонение солнцу и силам природы, архитектурные памятники.

Столкновение цивилизаций и мировоззрений.

12

Раздел 3. Религии стран Востока. (8 часов) Глава 1. Первая религия спасения - зороастризм.

Индоарии и иранцы, их общее прошлое, проблема арийской прародины. Анимистическое восприятие мира. Обожествление природы. Культ воды и опта. Жертвоприношения. Выделение жреческого сословия.

Начало проповеди Зороастра (Заратуштра, Зардушт). Авеста - священная' книга. Святилища божеств и алтари огня. Религиозные обычаи. Учение о семи божествах и семи творениях. Представление о смерти и загробной жизни. Зороастризм - государственная религия. Завоевание Персии арабами и обращение основной массы зороастрийцев в ислам.

Зороастрийцы в современном Иране и Индии. Современные толкования зороастрийских верований.

Глава 2. Религии народов Китая и Японии.

Культ предков. «Книга перемен». Ин и янь.

Конфуцианство. Конфуций (Кун-цзы ) и основные положения его философско-этического учения. Специфические черты конфуцианской религии. Этические предписания. Учение о «благородном муже». Важнейшие книги. Конфуцианство как государственная религия.

Неоконфуцианство. Распространение конфуцианства за пределами Китая.

Даосизм Основоположники даосского философского учения - Лао-цзы и Чжуан-цзы. Учение о Дао. Превращение даосизма в политеистическую религию. Важнейшие положения и культовые особенности.

Синтоизм. Истоки местной религии Японии - синтоизма. Синтоистский политеистический пантеон. Священные книги синтоизма. Простота синтоистской обрядности. Синтоистские секты.

Феномен поликонфессиональности Китая и Японии.

Глава 3. Религии Индии.

Древние арии и появление Вед. Ведическая религия. Ведические божества. «Законы Ману», варны.

Брахманизм: мировоззрение, обряды, традиции.

Индуизм и его основные положения. Пантеон богов. «Упанишады»и «Махабхарата», «Бхагавадгита», «Рамаяна». Духовные учителя гуру, храмы и богослужения. Течения индуизма.

Джайнизм и сикхизм.

Древнеиндийские религиозные учения в современном мире.

Глава 4. Буддизм - мировая религия. (4 часа)

Возникновение буддизма, личность основателя - Сиддхартха Гаутама. Общая характеристика буддийской религии. «Четыре

13

благородные истины» и «восьмеричный путь спасения». Вера в реинкарнацию. Нормы поведения Священная книга буддизма - Типитака (Трипитака). Особенности буддийского культа.

Основные направления буддизма: ваджраяна, хинаяана, махаяна, дзэн-буддизм, тантризм-ламаизм. Ламаизм. Далай-лама, его религиозная и общественно-политическая деятельность. География современного буддизма Буддизм в России. Буддийские храмы, монастыри, праздники. Влияние буддизма на мировую культуру.

Глава 5. Иудаизм - первая монотеистическая религия. (4 часа)

Основные особенности монотеизма.

Древнееврейская религия. Библия (Ветхий Завет) и ее значение для иудаизма и христианства. Пятикнижие. Культ Яхве. Библейские патриархи.

История иудаизма: писания, пророки, цари, раввины. Основы вероучения и культовой практики иудаизма. Тора, Талмуд. Мистические направления в иудаизме: каббала. Религиозные обычаи, богослужение, праздники иудашма

Иудаизм различных направлений в мире и в современной России. Караимы: особенности их вероисповедания и культа. Хасидизм и сионизм. Роль иудаизма в возникновении христианства.

Раздел 4. Христианство и ислам.

Глава 1. Раннее христианство. (5 часов)

Исторические условия и идейно-духовные источники возникновения христианства.

Священное Писание: Ветхий и Новый завет. Основные исторические источники. Жизнь и учение Иисуса Христа. Распространение христианства. Деятельность апостолов. Эпоха гонений. Миланский эдикт. Христианство -государственная религия Римкой империи. Формирование церковной иерархии. Раннехристианские храмы и богослужение.

Развитие христианского богословия, возникновение монашества. Вселенские Соборы. Христианская догматика. Период иконоборчества. Культ святых. Древние восточные церкви. Разделение церквей.

Тема 2. Православное вероучение и богослужение.

Важнейшие догматы православия. Священное Писание и Священное Предание.

Организация православной церкви. Православное духовенство. Таинства. Церковный календарь. Церковный год. Церковный день. Праздники. Посты.

Устройство православного храма. Православная икона.

Тема 3. Православие в России.

Проникновение христианства на Русь. Выбор веры. Крещение Руси. РПЦ в период становления русской государственности. РПЦ в период феодальной раздробленности. Монашество в Древней Руси. Русские монастыри. РПЦ в период монгольского нашествия.

Церковь в эпоху возвышения Москвы. Сергий Радонежский. Власть и церковь. Утверждение автокефалии (самостоятельности). «Москва - третий Рим». Иосифляне и нестяжатели. Стоглавый Собор. Учреждение патриаршества. Смутное время. Никонианство и старообрядчество. Православие в Российской империи. РПЦ в советский и постсоветский период.

Православие и его влияние на становление российской цивилизации. Христианские традиции в русском искусстве: архитектура, живопись, литература, музыка. Церковь и общество.

Глава 3. Католичество. (4 часа)

Распространение католичества после 1054 года. География католичества.

История католической церкви. Крестовые походы. Схоластическое богословие. Ереси и инквизиция. Монашеские ордена. Флорентийская уния. Католическая церковь в эпоху Возрождения.

Структура католической церкви, административное управление, источники содержания. Особенности католического вероучения и богослужения. Основные отличия между западным и восточным христианством. Униатство. Устройство католического храма. Католичество в Новое и Новейшее время. Деятельность Святого Престола. Миссионерская, социальная деятельность Римско-католической церкви. Католическая церковь и культура.

Католицизм в современном мире. Католические общины в современной России. Взаимоотношения РПЦ с Ватиканом.

Глава 2. Православие. (11 часов)

Тема 1. Византийское православие (ортодоксия).

Оформление византийского церковного обряда. Православная церковь -хранительница византийского наследия.

Глава 4. Протестантизм. (3 часа) Реформация и Контрреформация.

Начало реформационного движения. Религиозные войны. Основные положения протестантского вероучения. Ареал распространения

14

15

протестантизма. Направления протестантизма: лютеранство, кальвинизм, англиканство, их сходство и различия. Устройство протестантских храмов.

Протестантизм и культура: развитие книгопечатания, образования, искусства. Библейские общества.

Протестантизм в современном мире. Протестантские общины в современной России.

Глава 5. Ислам. (5 часов)

Исторические условия возникновения и духовные источники ислама. Культ Каабы.

Мухаммад и начало распространения ислама. Коран - Священная книга мусульман. Начало мусульманского летоисчисления. Основы вероучения ислама («пять столпов веры», единобожие, учение об ангелах, предопределение, хадж и др.). Понятие «джихад».

История и культура стран Арабского халифата. Распространение ислама. Ислам в России.

Правовые нормы ислама: шариат. Социальная этика ислама. Праздники ислама.

Устройство мечети. Религиозное искусство в исламе (арабески,
каллиграфия). Наука и образование.

Разделение ислама: шиизм и суннизм. Течения в исламе исмаилиты,
суфизм, ваххабизм, Талибан. Сущность исламского фундаментализма и
экстремзма. Ислам и политика в современном мире.

Раздел 5. Заключение.

Глава 1. Новые религиозные движения. (2 часа)

Причины появления нетрадиционных религиозных движений в XIX -XX вв. Новые религиозные движения, возникшие на основе протестантских церквей и восточных религий и их классификация. Псевдорелигиозные организации.

Признаки религиозного сектантства. Разрушительное действие сект на духовное, физическое, психологическое и социальное здоровье общества. Законодательство Российской Федерации о деятельности сект.

Глава 2. Религии в современном мире. Культура и религия (2 часа)

Итоговое повторение. Резерв времени 4 часа.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Календарно-тематическое планирование курса «история древнего мира» Пояснительная записка Класс

    Календарно-тематическое планирование
    План составлен в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. - Программы общеобразовательных учреждений.
  2. Тематическое планирование учебного материала по истории 10 «Б» класс

    Тематическое планирование
    Календарно-тематическое планирование предназначено для профильного гуманитарного 10 «Б» класса а и составлено на основе требований к обязательному минимуму содержания образования по истории, определенных в федеральном компоненте государственного
  3. Календарно-тематическое планирование уроков истории России и всеобщей истории с древнейших времён до конца

    Календарно-тематическое планирование
    Учебник 1. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2009
  4. Календарно тематическое планирование 4 класс (традиционное обучение). Учитель: Ившина Н. В

    Тематическое планирование
    - безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75 – 80 слов) с изученными орфограммами и знаками препинания между однородными членами,
  5. Хламовым Александром Анатольевичем Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 20 г. 2011-2012 учебный год календарно-тематическое планирование (1)

    Календарно-тематическое планирование
    План составлен в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. - Программы общеобразовательных учреждений.

Другие похожие документы..