Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Прежде всего хотелось бы обратить внимание на тот момент, что наш фестиваль СМИ православных является в действительности фестивалем православных люде...полностью>>
'Документ'
Секст Юлий Фронтин[1] — незаурядная личность; он проявил выдающиеся способности как политический деятель, полководец, администратор, ученый и писател...полностью>>
'Документ'
Просторны и величавы ленинградские площади — свидетели многих исторических событий. Они видели восстание декабристов и подвиги народовольцев, собы­ти...полностью>>
'Статья'
Данный труд – обобщение многогранного практического опыта и развитие взглядов автора на проблемы, цели и средства вузовской подготовки по иностранном...полностью>>

А. Г. Шишов Медицинское изучение и предупреждение летных происшествий. Авторская редакция издания 1960 г

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

    Отдельные советские авиационные врачи (Собенников, Вишневс­кий, Добротворский, Платонов) в своих работах по изучению аварий применяли клинический метод, заключающийся в глубоком медицинс­ком изучении летчиков, потерпевших аварию. Этот метод авторы при­меняли при изучении изменений в состоянии здоровья летчика, с кото­рыми было связано летное происшествие.

    Разумеется, детальное изучение летчика, потерпевшего аварию, в том числе и клиническое, составляет важный элемент изучения причин каждой аварии и должно всемерно совершенствоваться авиационны­ми врачами в их практической деятельности. Однако этим нельзя огра­ничиваться даже в тех случаях, когда установлено какое-либо откло­нение в здоровье летчика. Необходимо из совокупности всех условий и обстоятельств полета убедиться, что именно этот факт послужил при­чиной летного происшествия. Наконец, в случаях, когда здоровье лет­чика не вызывает сомнений, клинический метод неприменим. В этих случаях часто возникает вопрос о роли индивидуальных особенностей летчика, которые могут быть выявлены лишь путем изучения его пове­дения при различных обстоятельствах и, в частности, в данной аварий­ной ситуации.

    Проф. С. Г. Геллерштейн указывает, что «к изучению летных проис­шествий можно подойти тремя путями или методами: статистическим, аналитическим и экспериментальным. Эти три метода должны не ис­ключать, а взаимно дополнять друг друга».

    Несомненно, наибольшая полнота исследований обеспечивается использованием всех трех методов: детальным изучением причин каж­дого случая аварии, выявлением ведущих факторов аварийности и, наконец, экспериментальной проверкой различных отклонений в по­ведении личности, роль которых выявилась в результате изучения ава­рии или всего явления аварийности.

    Хотя первые два метода использовались и используются при изуче­нии аварий, однако они еще не принесли серьезных результатов. При­чина этого кроется не в порочности методов, а в неправильном пользо­вании ими.

    Третий, экспериментальный метод, еще не применялся широко в изучении летных происшествий, однако, теоретические обоснования его обещают большие успехи в конкретизации причин аварийности.

    В 1944 году Бугельский, на основе опыта, накопленного отделом летной безопасности Военно-Морского Центра обучения летчиков в Пенсакола, предложил свою методику изучения аварий, которую он назвал индуктивной. Резко критикуя статистический метод изучения аварийности и признавая только индуктивный метод, автор исключи­тельное значение придает тщательному описанию каждой аварии, да­ющему исчерпывающий ответ на вопрос, что именно случилось и поче­му это случилось. Однако индуктивный метод должен быть применен в изучении летных происшествий только на первом этапе исследования. По мере выявления общих закономерностей явлений не меньшее зна­чение приобретает и дедуктивный метод. Сопоставление частных слу­чаев аварий с детально установленным рядом аналогичных аварий в прошлом позволяет выявить ведущие факторы аварийности, что, в свою очередь, облегчает поиски и понимание причин частных случаев.

    Приведенное выше положение подтверждается взглядом Энгельса на роль и значение индукции и дедукции в процессе научного познания. «Индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ. Вместо того, чтобы односторонне пре­возносить одну из них до небес за счет другой, надо стремиться приме­нить каждую на своем месте, а этого можно добиться лишь в том слу­чае, если не упускать из виду из связь между собою, их взаимное до­полнение друг друга» (Энгельс, Диалектика природы, 1948, стр. 182-183.).

    Таким образом, методологический принцип изучения летных проис­шествий, предложенный Бугельским, более или менее эффективен только на первом этапе исследования аварийности, однако и этот прин­цип автором совершенно не разработан с методической стороны.

    Мы рассмотрели основные исторические этапы развития и совер­шенствования методики медицинского изучения летных происшествий. Следует отметить, что ряд отечественных исследователей в изучении летных происшествий применял или рекомендовал оригинальные ме­тодики. Что же касается официальных методик, рекомендованных в приказах и инструкциях для старших врачей авиаполков, то эти мето­дики, как показала специальная проверка, имели весьма существен­ные недостатки.

    Изучение приказов и инструкций за период с 1923 г. по 1952 год показало, что в разработке как первой формы «статистической карты об аварии летчиков», так и в последней форме медицинской карты, применялся один и тот же методический прием, выражающийся в по­становке вопросов, в выяснении которых заключалось изучение лет­ного происшествия. Из сравнения этих медицинских карт видно, что их совершенствование за 29 лет выразилось лишь в увеличении числа вопросов и в несколько большей их конкретизации.

    Существовавшая до 1952 г. медицинская карта изучения летного происшествия, как показал наш дальнейший опыт, имела ряд недостатков. При просмотре свыше 1000 таких карт удалось найти лишь от­дельные профилактические мероприятия по снижению аварийности, предложенные самостоятельно медицинской службой. Это явилось следствием того, что краткие и формальные ответы авиационных вра­чей на поставленные в медицинской карте вопросы не вскрывали кон­кретных причин летного происшествия. Медицинская карта, взятая отдельно от аварийного акта, не могла служить документом для само­стоятельного изучения причин летного происшествия, так как в ней не было целого ряда весьма существенных вопросов, в том числе даже обстоятельств возникновения летного происшествия. Ряд вопросов в ней был поставлен в такой отвлеченной и обобщенной формулировке, что не давал каких-либо сведений для суждения о конкретных причи­нах летного происшествия. Весьма существенным недостатком явля­лось также и отсутствие каких-либо инструктивно-методических ука­заний по заполнению медицинской карты. И если учесть, что таких ука­заний не было и для заполнения аварийного акта, то станет ясным, на­сколько несовершенной была официальная методика изучения причин летного происшествия.

    Существовавшие формы документов заранее предопределяли объем исследования каждого случая. От исследователей каждого лет­ного происшествия фактически требовалось достоверно ответить на одни и те же вопросы медицинской карты. При этом роль исследовате­лей была пассивной, так как во всем разнообразии случаев они каж­дый раз практически решали одинаковые вопросы.

    Никакая карта исследования не может предусмотреть всех необхо­димых вопросов, охватывающих чрезвычайно многообразные обстоя­тельства и причины возможных летных происшествий. Кроме того, как бы мы не увеличивали и не детализировали вопросы статистических карт, они, эти вопросы, всегда будут ограничивать исследователя, вы­нужденного подходить к изучению летного происшествия с точки зре­ния выяснения заранее разработанных стандартных вопросов. Такой подход к изучению летного происшествия, как показал опыт, являлся неправильным и поэтому от него необходимо отказаться и разработать другой порядок изучения и описания летных происшествий.

    Прежде чем перейти к вопросу о методике, необходимо выяснить, что же представляет собой летной происшествие, как оно возникает?

    Летное происшествие – чрезвычайное событие, связанное с вы­полнением летного задания, влекущее за собой последствия различ­ной тяжести для летчика (членов экипажа) или для самолета (разру­шение агрегатов, механизмов и т.д.).

    Чрезвычайным событием летное происшествие является потому, что оно не предусматривается обычным ходом полета. Связь летного происшествия с выполнением летного задания и определенными послед­ствиями для членов экипажа и механизмов самолета также является существенным признаком определяемого нами понятия.

    Опыт изучения аварийности показал, что всякое летное происше­ствие начинается с того или иного осложнения в полете, т.е. с возник­новением аварийной ситуации.

    Аварийная ситуация – такое осложнение в полете, которое созда­ет реальную возможность возникновения летного происшествия.

    Из определения следует, что аварийная ситуация это только воз­можность возникновения летного происшествия, т.е. оно может быть, а может и не быть. Если летчик своими правильными действиями полно­стью ликвидирует возникшее осложнение, то такая аварийная ситуа­ция обычно не перерастает в летное происшествия и такое явление может быть названо аварийной ситуацией с благоприятным исходом. В тех же случаях, когда летчик своими действиями не может устранить возникшее осложнение в полете, аварийная ситуация, как правило, заканчивается летным происшествием. В этих случаях аварийная си­туация всегда является начальным моментом возникновения летного происшествия.

    Возникшая аварийная ситуация нередко требует от летчика быст­рой и правильной оценки сложившейся обстановки в полете. Оценив обстановку, летчик, используя тактико-технические особенности са­молета, принимает меры к ликвидации или уменьшению последствий возникшей аварийной ситуации.

    Действия летчика в аварийной ситуации определяются многими мо­ментами. Во-первых, они зависят от сложности возникшей ситуации. Например, если летчику не удается ликвидировать пожар на самолете, то правильным его действием будет покинуть самолет с использовани­ем катапультной установки. Во-вторых, действия летчика зависят от места и условий возникновения аварийной ситуации; так, например, действия летчика будут различными при возникновении аварийной си­туации на взлете, на высоте, над морем, над лесом, над ровной местно­стью и др.

    Действия летчика в возникшей аварийной ситуации могут быть пра­вильными и неправильными. Правильные действия летчика обычно уменьшают последствия возникшей аварийной ситуации. Неправиль­ные же действия, наоборот, усложняют, усугубляют аварийную ситуа­цию и могут создавать положения еще более опасные как для жизни членов экипажа, так и для состояния авиационной техники. Правиль­ность или неправильность действий летчика в аварийной ситуации оп­ределяется его летным опытом, состоянием здоровья и индивидуаль­ными особенностями.

    В летной практике встречаются и такие аварийные ситуации, на дальнейший исход которых летчик бывает не в состоянии оказать ка­кого-либо воздействия. Это происходит в тех случаях, когда летчик внезапно заболевает (например, прободение язвы желудка, кислород­ное голодание, отравление окисью углерода, эпилептический припа­док), когда аварийная ситуация заканчивается летным происшествием в весьма малый отрезок времени (столкновение самолетов), в этих слу­чаях летчик не успевает выполнить не только те или иные действия, но даже бывает не в состоянии оценить возникшую аварийную ситуацию.

    Всякое летное происшествие характеризуется теми или иными по­следствиями: гибель или травматические повреждения членов экипа­жа, разрушение авиационной техники. Эти последствия зависят не толь­ко от причин, вызвавших аварийную ситуацию, но и от действий летчи­ка в аварийной ситуации и, особенно, от действий в так называемой фи­нальной фазе развития аварийной ситуации. Летчик может правильно оценить характер и сложность возникшей аварийной ситуации, пра­вильно принять решение о действиях в ней, но может не справиться с аварийной посадкой самолета. Поэтому действия летчика при аварий­ной посадке самолета имеют существенное значение в исходе разви­тия последнего этапа летного происшествия.

    Таким образом, летное происшествие представляет собой весьма сложный динамический процесс, который характеризуется многооб­разной взаимосвязью состояния авиационной техники с деятельнос­тью летчика в условиях полета.

    В летном происшествии, как и в любом другом сложном явлении, можно выделить несколько узловых этапов, относительно самостоя­тельных, но в то же время теснейшим образом связанных между собой и взаимно переплетающихся. Эти этапы могут быть сформулированы следующим образом.

    Первый этап – возникновение аварийной ситуации.

    Второй этап – действия летчика в возникшей аварийной ситуа­ции.

    Третий этап – последствия аварийной ситуации для членов эки­пажа и авиационной техники.

    Каждый из этих этапов имеет свои особенности, характеризующие последовательность развития летного происшествия.

    Каков должен быть путь изучения летного происшествия? Как в сложном комплексе многих обстоятельств, приведших к аварии, выде­лить ведущий фактор? Что является исходным пунктом анализа и ка­кое звено в причинно-следственном ряду нужно считать искомой конк­ретной причиной? Только четкое решение этих вопросов позволит вы­работать правильные методические подходы к конкретному изучению причин аварийности и избежать произвола и путаницы в классифика­ции причин летных происшествий.

    Метод исследования определяется предметом и задачами исследо­вания. Проследим эту зависимость в изучении летного происшествия.

    Обычно всякому учебно-боевому полету предшествует длительная подготовка летчика и авиационной техники. Опыт изучения аварийнос­ти показывает, что причины летных происшествий могут вызываться недостаточной подготовкой летчика или самолета к полету. Поэтому первый этап расследования летного происшествия связан с тщатель­ным изучением характера учебно-боевого задания и подготовки к нему.

    Так как всякому летному происшествию предшествует возникнове­ние аварийной ситуации, вторым этапом изучения летного происше­ствия является выяснение обстоятельств и условий ее возникновения.

    Возникшая аварийная ситуация часто требует от летчика быстрой и правильной оценки ее, принятия целесообразного решения и правиль­ных действий в ней. Однако не всякий летчик, оказавшись в аварийной ситуации, действует правильно. Неправильные же действия летчики обычно усложняют, усугубляют аварийную ситуацию. Поэтому выясне­ние особенностей и характера действий летчика в возникшей аварийной ситуации составляют третий этап изучения летного происшествия.

    Для того, чтобы правильно понять действия летчика на разных эта­пах развития аварийной ситуации, необходимо знать индивидуальные особенности летчика, оказавшегося в аварийной ситуации. Неправиль­ные действия летчика на разных этапах развития аварийной ситуации могут быть связаны с недостаточной летной подготовкой, с нарушени­ями в состоянии здоровья и отрицательными индивидуальными особен­ностями летчика. Выяснение этих моментов составляет четвертый этап изучения летного происшествия. Пятый этап изучения летного проис­шествия связан с изучением его последствий для экипажа или для авиа­ционной техники.

    В практике расследования летных происшествий нередко приходится уточнять некоторые условия и обстоятельства возникновения аварийных ситуаций специальными экспериментами. Проведение этих эксперимен­тов должно составлять шестой этап изучения летного происшествия.

    На основании проведенного изучения устанавливаются причины лет­ного происшествия и разрабатываются профилактические мероприятия.

    Успешное расследование летного происшествия возможно только тогда, когда обеспечиваются целеустремленность и строгая последо­вательность в изучении данного явления. Для обеспечения последова­тельности исследования отдельных этапов развития аварийной ситуа­ции может быть предложен следующий план изучения летного проис­шествия.

    ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ЛЕТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

    I. Характеристика учебно-боевого задания и подготовки к нему.

    II. Обстоятельства и условия возникновения аварийной ситуа­ции.

    III. Действия летчика в аварийной ситуации.

    IV. Характеристика летчика, оказавшегося в аварийной ситуа­ции.

    1. Летная подготовка летчика.

    2. Состояние здоровья летчика.

    3. Индивидуальные особенности летчика.

    V. Последствия летного происшествия.

    VI. Данные специальных, экспериментальных и других исследо­ваний.

    VII. Причины летного происшествия.

    VIII. Рекомендуемые мероприятия по предупреждению аналогич­ных летных происшествий.

    Таковы основные этапы и последовательность изучения летного происшествия.

    Для того, чтобы показать источники и объем сведений, значение отдельных обстоятельств и частные задачи авиационного врача при изучении летного происшествия рассмотрим каждый из этапов плана подробнее.

   

    1. Характеристика учебно-боевого задания и подготовка к нему.

    Изучение летного происшествия необходимо начинать с выяснения характера учебно-боевого задания и подготовки к нему. Следует обра­тить внимание на содержание и сложность заданного полета, на каче­ство усвоения летчиком задания в процессе предварительной и пред­полетной подготовки.

    Физическое и психическое состояние летчика перед полетами пред­шествующий режим (сон, питание, занятия летчика перед полетом) ус­танавливаются на основании наблюдений авиационного врача во вре­мя предварительной и предполетной подготовки и из бесед с техником самолета, командиром, политработником, товарищами и родственни­ками летчика.

   

    2. Обстоятельства и условия возникновения аварийной ситуации.

    Изучение обстоятельств возникновения аварийной ситуации необ­ходимо начинать с момента посадки летчика в самолет, выясняя при этом качественную характеристику выруливания, взлет и полет до момента возникновения аварийной ситуации. Особенно тщательно и под­робно должен изучаться сам момент возникновения аварийной ситуа­ции. Как правило, возникновение аварийной ситуации обнаруживает­ся летчиком или членами экипажа. Поэтому всегда надо устанавливать, кто и на какой минуте полета обнаружил возникновение аварийной си­туации, и в чем она конкретно выражалась.

    Выяснение обстоятельств возникновения аварийной ситуации сопря­жено со значительными трудностями, так как летчик часто не может сде­лать какое-либо заключение о конкретном недостатке авиационной тех­ники в полете в момент возникновения аварийной ситуации и объективно оценить свои действия, предшествующие ей. Поэтому здесь выясняется лишь мнение летчика об обстоятельствах возникновения аварийной си­туации. Если возникновение аварийной связано с неправильными дей­ствиями летчика, то надо установить, в чем конкретно они состояли, сво­евременно ли летчик их заметил и правильно ли оценил.

    Выяснение обстоятельств возникновения аварийной ситуации про­изводится путем:

    а) изучения данных радиосвязи экипажа, оказавшегося в аварий­ной ситуации, с наземной радиостанцией и другими самолетами, нахо­дящимися в полете;

    б) изучения записей и отметок, сделанных летчиком и членами эки­пажа в планшетах во время полета;

    в) опроса летчика и членов экипажа (при авариях);

    г) опроса очевидцев, наблюдавших возникновение аварийной ситу­ации.

    Данные радиосвязи часто являются объективными показателями, характеризующими обстоятельства возникновения аварийной ситуа­ции. Такими же объективными данными являются сохранившиеся за­писи и отметки в планшетах, сделанные во время полета летчиком и другими членами экипажа.

    Выяснение и сопоставление этих данных является обязательным при изучении обстоятельств возникновения аварийной ситуации.

    Выявление сущности аварийной ситуации должно производиться во взаимосвязи с изучением условий ее возникновения: высоты и режима полета, метеорологической обстановки, рельефа местности, находя­щегося в поле зрения летчика, и резерва времени у летчика для оценки возникшей ситуации и принятия решения.

    Условия, в которых возникла аварийная ситуация, определяются следующим образом:

    а) высота, скорость и положение самолета в момент возникновения аварийной ситуации устанавливаются путем сопоставления заданной высоты и скорости полета с последними сообщениями экипажа по радио о действительной высоте и скорости полета, а также с показаниями о высоте и скорости полета других экипажей (при групповых полетах), и, наконец, с результатами опроса свидетелей происшествия и данные радиолокатора;

    б) метеорологические условия – путем проверки и уточнения ме­теосводки с обязательным учетом времени и места возникновения ава­рийной ситуации;

    в) рельеф местности, находящийся в поле зрения летчика в момент возникновения аварийной ситуации, следует определять путем специ­ального вылета на самолете в район происшествия. Произведя такой полет на той же высоте и скорости, какая была у летчика в аварийной ситуации, как правило, удается наиболее точно определить видимый рельеф местности, который часто является определяющим моментом в выборе действий летчика, оказавшегося в аварийной ситуации;

    г) резерв времени, который был у летчика для оценки возникшей аварийной ситуации и принятия решения, определяется путем техни­ческих расчетов, основанных на сопоставлении высоты возникнове­ния аварийной ситуации, характера и скорости снижения (падения) самолета. При летных происшествиях, происходящих на взлете и по­садке, резервное время определяется путем сопоставления данных скорости самолета и длины его пробега (разбега).

    Обстоятельства возникновения аварийной ситуации, как правило, выясняются совместно с командиром, инженером и другими участни­ками расследования.

   

    3. Действия летчика в аварийной ситуации.

    Действия летчика в аварийной ситуации устанавливаются:

    а) по состоянию различных переключателей, кранов, рычагов уп­равления рулями и триммерами, рычага управления двигателем и др.;

    б) по состоянию аварийно-спасательных средств: противопожар­ного оборудования, катапультного сидения, парашюта, кислородного оборудования, аварийных кранов сброса фонаря, выпуска шасси, зак­рылков и др.;

    в) по данным специального полета с целью оценки рельефа местно­сти в момент возникновения аварийной ситуации;

    г) по данным опроса летчика (при авариях) и наблюдениям очевид­цев (при катастрофах).

    Состояние и положение агрегатов, рычагов, кранов и кнопок, обна­руженные на самолете, часто позволяют судить о действиях летчика в аварийной ситуации. Так, например, при возникновении пожара на са­молете, использование противопожарного оборудования часто указы­вает на правильные действия летчика в создавшейся обстановке и, наоборот, неиспользование противопожарного оборудования всегда указывает на неправильные действия летчика.

    После выяснения объективных данных, характеризующих возник­новение и течение аварийной ситуации и действия летчика в ней, про­изводится беседа с летчиком и очевидцами. В зависимости от физичес­кого и эмоционального состояния летчика выбирается наиболее под­ходящий момент для такой беседы. Следует заранее продумать форму и план беседы, отражающий данные предварительного изучения лет­ного происшествия. Ответы летчика нужно записывать по ходу беседы или тотчас же после окончания ее. Во время беседы необходимо выяс­нить следующие вопросы:

    а) при каких обстоятельствах возникла аварийная ситуация;

    б) в чем конкретно выразилась аварийная ситуация и каковы ее причины (по мнению летчика);

    в) какое решение было принято летчиком о выходе из возникшей ситуации и чем оно обосновывалось.

    Опрос очевидцев необходимо производить не в кабинете, а по воз­можности на том месте, с которого они видели возникновение и разви­тие аварийной ситуации. При таком опросе представляется возмож­ность не только более точно выяснить интересующие вопросы, но и проверить достоверность даваемых очевидцами показаний. Получен­ные от очевидцев данные необходимо критически оценивать и наибо­лее достоверные из них принимать во внимание при оценке действий летчика в аварийной ситуации.

    Объективная оценка действий летчика в аварийной ситуации опре­деляется исходя из правил, изложенных в НПП, КУЛП, КБП, инструк­циях и приказах, регламентирующих летную работу летчика, а также исходя из опыта летчиков, благополучно вышедших из аналогичных аварийных ситуаций.

    Выяснение действий летчика в аварийной ситуации производится совместными усилиями командира, инженера и врача. Первый дает оценку принятого летчиком решения и его выполнения, второй оцени­вает использование тактико-технических возможностей авиационной техники и правильность ее эксплуатации, а третий выясняет влияние состояния здоровья летчика и его индивидуальных особенностей на возникновение и исход аварийной ситуации.

   

    4. Характеристика летчика, оказавшегося в аварийной ситуации.

    а) Подготовка летчика.

    Подготовка летчика характеризуется оценками летной успеваемос­ти. При этом особенно важно знать, какие упражнения представляли для летчика затруднения и в чем эти затруднения выражались. Обяза­тельно следует выяснить частоту повторяющихся типичных ошибок лет­чика в его летной практике и наличие в прошлом аварийных ситуаций или летных происшествий. Необходимо также установить систематич­ность полетов в предшествовавшем летному происшествию периоде.

    Полеты летчика за последние шесть месяцев необходимо оценивать с точки зрения последовательности и возрастающей сложности зада­ний. Необходимо выяснить также, проходили ли полеты на одном или разных типах самолетов и в какой последовательности. После выясне­ния конкретных фактов, характеризующих индивидуальный стиль лет­ной работы, устанавливается общий опыт летчика: летный стаж, налет часов на всех типах и на данном типе самолета, с подразделением его на высотный, ночной, в облаках, под колпаком; боевой опыт летчика, как-то: количество боевых вылетов, боевой налет в часах, количество воздушных боев, количество сбитых самолетов противника и т.д.

    Все эти данные выясняются путем изучения личного дела, летной книжки летчика, стартового журнала и другой летной документации.

    Конечной задачей исследования на данном этапе изучения летного происшествия является подтверждение или исключение недостатков летной и теоретической подготовки летчика, как главной причины ава­рийной ситуации или причины неправильных действий летчика в ней.

    б) Состояние здоровья летчика.

    Большое внимание следует уделять состоянию здоровья летчика. Необходимо выяснить болезни, перенесенные летчиком в прошлом, нарушения состояния здоровья в предшествующий летному происше­ствию период. Особенное внимание нужно обращать на выяснение та­ких заболеваний, как эпилепсия, малярия, последствия травм черепа, хронические заболевания желудочно-кишечного тракта. Обязательно надо выяснять характеристику бытовых условий, то есть тех бытовых моментов, которые могли оказать влияние на здоровье и летную дея­тельность: домашняя обстановка (имеются ли обстоятельства, нару­шающие отдых и мешающие работать), семейное положение, отноше­ние к семье, здоровье членов семьи, употребление алкоголя, исполь­зование свободного времени, оценка условий работы на аэродроме, регулярность и качество отдыха, дата последнего отпуска и характер его проведения.

    Все эти данные устанавливаются путем тщательного изучения ме­дицинской документации, бесед с близкими родственниками летчика и путем специальных исследований.

    Конечной задачей исследования на данном этапе изучения летного происшествия является подтверждение или исключение зависимости аварийной ситуации и ее исхода от состояния здоровья летчика.

    в) Индивидуальные особенности летчика.

    Подвергая анализу неправильные действия летчика в аварийной ситуации, необходимо выяснить, не связаны ли они с отрицательными качествами или слабым развитием положительных качеств летчика, проявившихся в данной аварийной ситуации. Выявленные в данном летном происшествии отрицательные качества летчика должны точно формулироваться и обосновываться конкретными фактами. Наряду с выявлением отрицательных качеств летчика обязательно надо изучать и его положительные индивидуальные особенности. Чтобы исключить случайность, индивидуальные особенности летчика, проявившиеся в данной аварийной ситуации, необходимо сопоставлять с индивидуаль­ными особенностями, выявленными до данного происшествия. Особое внимание при этом должно обращаться на выяснение и оценку индиви­дуальных особенностей летчика в прошлых аварийных ситуациях. С этой целью необходимо изучить летные и медицинские характеристи­ки, данные наблюдений командира и авиационного врача.

    Конечной задачей исследования на данном этапе изучения являет­ся подтверждение или исключение причин летного происшествия, обус­ловленных индивидуальными особенностями летчика.

   

    5. Последствия летного происшествия.

    При изучении последствий летного происшествия прежде всего ус­танавливаются действия летчика в конечной фазе развития аварийной ситуации, например, как летчик производил аварийную посадку само­лета (на колеса, на фюзеляж, на плоскость), пользовался ли он наплеч­ными и поясными ремнями и т.д.

    Оценка характера и тяжести травм производится с учетом следую­щих моментов:

    а) скорости самолета в момент удара о землю;

    б) распределения силы динамического удара;

    в) размеров кабины и прочности привязных ремней;

    г) расположения членов экипажа в самолете;

    д) своевременности оказания медицинской помощи пострадавшим. Состояние авиационной техники после летного происшествия изу­чается также целенаправленно, то есть с обязательным учетом осо­бенностей возникновения и течения аварийной ситуации. Исходя из этого, исследование обычно начинается с осмотра расположения ин­тересующих агрегатов самолета и двигателя в общей массе обломков. Затем проверяется состояние этих агрегатов, деталей, приборов и уз­лов. При этом обращается особое внимание на деформации и характер разрушения.

    Конечной задачей исследования на данном этапе является подтверждение или исключение причины возникновения аварийной ситуации, зависящей от состояния авиационной техники.

   

    6. Данные специальных, экспериментальных и других исследований.

    Неоценимую услугу для разрешения многих вопросов при изучении летного происшествия оказывают специально поставленные экспери­менты в условиях полета и аэродрома. Практика показывает их необ­ходимость для конкретизации и дифференциации обстоятельств и при­чин некоторых летных происшествий. Умелое условное воспроизведе­ние отдельных моментов или всей аварийной ситуации, весьма близкой к реальной, как показывает опыт, является важным и ценным этапом в изучении летного происшествия.

    Кроме специальных экспериментов в условиях полета и аэродро­ма проводятся и другие исследования. Так, например, тело погибше­го при катастрофе летчика подвергается судебномедицинскому вскрытию с целью подтверждения или исключения связи причин ка­тастрофы с состоянием здоровья летчика. Врач-эксперт перед вскры­тием обязательно должен познакомиться с данными расследования катастрофы и предварительным заключением о ее причинах. Одно­временно с судебномедицинским вскрытием трупа производятся ла­бораторные исследования тканей трупа летчика на присутствие в них алкоголя, окиси углерода и др. С этой целью во время вскрытия бе­рутся кусочки размером 2Ч1Ч1 см следующих органов: мозга (кора, продолговатый мозг, стволовая часть мозга), сердца (восходящего отрезка аорты), почки, селезенки, печени. Кусочки органов уклады­ваются в банку с притертой пробкой, заливаются 20% раствором формалина (раствор формалина берется по объему в 50 раз больше объема взятых кусочков), опечатываются и направляются в ближай­шую патологоанатомическую лабораторию для гистологического ис­следования. Берется кусок мозга весом в 200 г, а также 200 г крови, а при отсутствии крови – кусок легкого весом в 200 г, укладывается в банку с притертой пробкой, ничем не фиксируется, опечатывается и направляется в лабораторию для исследования на наличие алкого­ля. Берется кровь в количестве 10-20 мл, наливается в банку с при­тертой пробкой, опечатывается и направляется в лабораторию для спектрального анализа на окись углерода.

   

    7. Причины летного происшествия.

    После изучения всех сторон летного происшествия определяются как причины возникновения аварийной ситуации, так и причины непра­вильных действий летчика в ней, если таковые имели место. Кроме того, здесь же указываются и другие факторы, повлиявшие на возникнове­ние и исход аварийной ситуации.

   

    8. Мероприятия по предупреждению аналогичных летных происшествии.

    В итоге изучения летного происшествия намечаются профилакти­ческие мероприятия отдельно как по главной причине возникновения аварийной ситуации, так и по причинам неправильных действий летчи­ка в ней. Профилактические мероприятия указываются и в отношении других факторов, неблагоприятно повлиявших на возникновение и ис­ход аварийной ситуации.

    Рекомендуемые профилактические мероприятия формулируются четко и ясно, с обязательным указанием непосредственных исполни­телей и сроков реализации.

    Таким образом, данная методика изучения летного происшествия исходит не только из принципа естественной последовательности его развития, но и из принципа взаимосвязи техники, личности летчика и его деятельности в определенных конкретных условиях. Эта методика ориентирует авиационного врача на последовательное, поэтапное изу­чение летного происшествия.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Филимонов Вадим Донатович, доктор юридических наук, профессор, академик ман вш, заслуженный юрист РФ гл. Предисловие Предлагаемая студентам вузов книга (1)

    Книга
    Кругликов Лев Леонидович, доктор юридических наук, профессор, академик МАН ВШ и РАЕН, заслуженный деятель науки РФ - предисловие, гл. 14 - 17, постатейно-терминологический указатель;
  2. Филимонов Вадим Донатович, доктор юридических наук, профессор, академик ман вш, заслуженный юрист РФ гл. Предисловие Предлагаемая студентам вузов книга (2)

    Книга
    Кругликов Лев Леонидович, доктор юридических наук, профессор, академик МАН ВШ и РАЕН, заслуженный деятель науки РФ - предисловие, гл. 14 - 17, постатейно-терминологический указатель;
  3. Дмитрий Жмуров Насилие (агрессия) и литература 2-е издание Иркутск 2005 ббк 88. 3

    Литература
    В книге дается обзор исследований природы агрессии в ее взаимосвязи с творчеством человека, выражающимся в литературной форме. Привлекая исследования из области филологии, мифологии, психологии, математики, Дмитрий Жмуров выявляет
  4. В. В. Виноградов Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX веков издание третье допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебник

    Учебник
    Учебник представляет собой классический труд выдающегося лингвиста академика В. В. Виноградова. Последнее русское издание вышло в I938 г. и стало библиографической редкостью.
  5. Ских ловцов губок возвращалась из своих традиционных мест промысла в Северной Африке домой на остров Сими, находящийся неподалеку от Родоса, когда налетел шторм

    Документ
    На Пасху 1900 г. группа греческих ловцов губок возвращалась из своих традиционных мест промысла в Северной Африке домой на остров Сими, находящийся неподалеку от Родоса, когда налетел шторм.

Другие похожие документы..