Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
К написанию курсовой работы студенты должны приступить лишь после тщательного изучения курса и уяснения всего программного материала. Для этого необх...полностью>>
'Документ'
- Гвардейские офицеры из числа дворян: Никита Муравьев, Кондратий Рылеев, Александр Бестужев, Евгений Оболенский, Сергей Трубецкой, Павел Пестель, Се...полностью>>
'Документ'
Истолкования надписей Ипатьевского подвала стучатся в стену, бьются о стену: ту самую стену. Всё налицо – а лица нет. Лиц при этом слишком много: от ...полностью>>
'Документ'
«Илья Ильич, или царство лени»: методические рекомендации по проведению мероприятий для инвалидов по зрению, посвященных 200-летию со дня рождения И.А...полностью>>

Наталья Васильевна Кабакова, Анна Александровна Козлова, Ольга Сергеевна Охтень курс лекций

Главная > Курс лекций
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Н.В. Кабакова,

А.А. Козлова,

О.С. Охтень


КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Омск • 2011

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

(СибАДИ)»

Н.В. Кабакова, А.А. Козлова, О.С. Охтень

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Омск

СибАДИ

2011

УДК 930.85

ББК 63.3

К 12

Рецензенты:

канд. ист. наук, доц. Н.Г. Суворова (ОмГУ);

канд. ист. наук, доц. С.П. Бычков (ОмГУ)

Работа одобрена редакционно-издательским советом академии в качестве курса лекций для всех специальностей I курса очной и заочной форм обучения.

Кабакова Н.В., Козлова А.А., Охтень О.С.

К 12 Курс лекций по отечественной истории для студентов заочной формы обучения. – Омск: СибАДИ, 2011. – 272 с.

Данный курс лекций предназначен для использования в работе со студентами-заочниками, а также на практических занятиях и при индивидуальной работе со студентами I курса. Он включает в себя период русской истории от Киевской Руси до современности.

Табл. 8.

ГОУ «СибАДИ», 2011

Учебное издание

Наталья Васильевна Кабакова,

Анна Александровна Козлова,

Ольга Сергеевна Охтень

КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

***

Редактор И.Г. Кузнецова

***

***

Подписано к печати 22.02.11

Формат 60х90 1/16. Бумага писчая

Оперативный способ печати

Гарнитура Times New Roman

Усл. п. л. 17,0, уч.-изд. л. 13,6

Тираж 200 экз. Заказ №___

Цена договорная

***

Издательство СибАДИ

644099, г. Омск, ул. П. Некрасова, 10

_____________________________________________

Отпечатано в подразделении ОП издательства СибАДИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данный курс лекций посвящен основным вехам исторического пути народов, которые населяют нашу страну. Необходимо изучать исторические факты в сопоставлении и контексте эпохи. Авторы попытались это осуществить в рамках данной работы, но каждый этап истории представлен с разной степенью полноты.

Важно отметить, что лекции представлены в большой степени краткости, поскольку основная цель авторов – предоставить максимально сжатый материал для подготовки студента-заочника к экзамену. Специфика заочного образования предполагает изучение большого объема материала за минимально короткий срок, поэтому в лекциях подобрана только наиболее значимая информация, которая, однако, позволяет получить максимальное представление об основных событиях той или иной исторической эпохи. Особо хочется акцентировать внимание на том, что при написании контрольной работы студентам заочной формы можно использовать данный труд лишь как развернутый план, нуждающийся в значительном дополнении той информацией, которую можно почерпнуть из списков литературы, предложенных к контрольным заданиям.

Весь курс лекций делится на отдельные модули (разделы), идущие в хронологическом порядке с IX до XXI вв. Начинается курс лекций с момента появления государства Киевская Русь, рассматриваются периоды феодальных, капиталистических, империалистических и социалистических отношений, заканчивается курс характеристикой основных особенностей политической и экономической систем Российской Федерации в наши дни. Авторы подчеркивают особую роль государства в нашей стране, которое было инициатором большинства перемен и реформ.

Авторы постарались изложить лекции доступным для студентов языком, не перегружать наукообразными оборотами, но в то же время пользуясь исторической терминологией.

МОДУЛЬ 1

ДОПЕТРОВСКАЯ РУСЬ В IX - XVII ВВ.

Тема 1. Древнерусское государство Киевская Русь (IXXII вв.)

Славяне – крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения.

Предки славян принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV – III тыс. до н.э. расселились на громадной территории Европейского материка – от Европы до Индии.

Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. В дальнейшем они заняли территории от рек Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном понятном для всех древних славян языке. Однако по мере расселения они все более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации:

- западные славяне – поляки, чехи, словаки;

- южные славяне – болгары, сербы, хорваты, македонцы, черногорцы, боснийцы;

- восточные славяне – русские, украинцы, белорусы.

Киевская Русь – государство восточно-славянских племен с центром в Киеве, существовавшее с конца IXв. до 30-х гг. XIIв. (882 – 1132 гг.).

Основные теории образования древнерусского государства

Киевская Русь

Государственность у восточных славян начинает формироваться в VII – VIII вв., когда происходит переход от родоплеменной общины к соседской и начинает складываться имущественное неравенство.

К концу VIIIв. сложились два основных русских центра государственности – Киев и Новгород. Более сильным был южный центр, где главенствовало племя полян. Но так получилось, что объединил восточных славян северный центр – Новгород.

По вопросу об образовании древнерусского государства в отечественной науке с XVIII в. существует две теории: норманнская и антинорманнская.

Норманнская теория была сформулирована немецкими учеными Байером, Миллером и Шлецером, приглашенными для работы в России в XVIIIв. Суть ее заключается в следующем: основателями древнерусского государства были норманны (варяги, викинги) – выходцы из Скандинавии, предки современных финнов, шведов, норвежцев, т.к. сами славяне оказались не способны к созданию своей государственности.

Основанием для этой теории послужил эпизод, описанный в древнерусской летописи «Повесть временных лет», написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, о легендарном призвании варягов в Новгород. В конце VIIIв. на страны Европы стали нападать германские народы Скандинавского полуострова. Их называли норманнами, т.е. «северными народами». Они были отличными мореплавателями, воинами (отсюда и название «варяги»). Появлялись они и у границ славянских земель, а затем по славянским рекам – «путь из варяг в греки» – достигали Византии, где занимались торговлей и военной службой.

В конце IXв. у новгородских славян начался период борьбы за власть среди знати. И тогда, устав от междоусобиц, новгородцы решили найти себя князя, который бы устроил у них справедливый порядок (в новгородской системе управления большую роль играло народное собрание – вече). В летописи Нестор пишет, что в 862г. в ответ на послание новгородцев со словами: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами», откликнулись три брата-варяга – Рюрик, Синеус и Трувор. Однако есть версия, что слова «Синеус» и «Трувор» переводятся как «с домом» и «с дружиной», и, следовательно, в Новгород пришли не три брата, а Рюрик с семьей и военной силой. Самого Рюрика, хотя и не бесспорно, историки считают реальным историческим лицом.

Когда Рюрик (862 – 879) княжил в Новгороде, два его дружинника – Аскольд и Дир – решили совершить набег на Византию. Спустившись по Днепру, они со своими дружинами подошли к Киеву, центру полянского племени, которое в этот период платило дань кочевникам хазарам. Аскольд и Дир, победив хазар и защитив Киев, стали управлять племенем полян.

После смерти Рюрика в 879г. княжить в Новгороде стал его родственник (или) дружинник Олег (его считали колдуном и даже прозвали «Вещий», что означало «чародей, знающий и предсказывающий будущее»), поскольку сын Рюрика Игорь был еще ребенком.

Олег задумал объединить все важнейшие города по великому водному пути «из варяг в греки». В 882г., взяв с собой малолетнего Игоря, он двинулся на юг и в конце концов подошел к Киеву. Обманом выманив из города Аскольда и Дира, Олег их убил под предлогом, что они «не князья и не княжеского рода», а с ним был законный наследник Рюрика. Киев, который Олегу очень понравился, стал его новой резиденцией и был назван «матерью городов русских». Так произошло объединение двух центров восточного славянства и образование древнерусского государства.

Таким образом, на основании этого летописного рассказа ученые-норманнисты полагали, что государственная власть у восточных славян возникла исключительно благодаря варягам, главными из которых были Рюрик, Олег, Аскольд и Дир.

В противовес норманнской теории М.В. Ломоносов выдвинул антинорманнскую теорию, согласно которой государственность у восточных славян возникла в результате внутреннего развития славянского общества, а влияние варягов на этот процесс было фактически минимальным.

Правильность этой теории подтверждается рядом обстоятельств:

Во-первых, государство – это не предмет экспорта или импорта, а закономерный результат многовекового исторического пути народа. Возникнуть на пустом месте, где не сложились еще условия и предпосылки, по воле одного человека государство не может.

Во-вторых, даже исходя из логики самой летописи, нужно отметить, что для того, чтобы пригласить на княжение, необходимо уже иметь у себя эту форму власти.

В-третьих, как свидетельствуют археологические источники, варяги все-таки составляли меньшую часть нарождавшегося господствующего класса.

В-четвертых, уже в VII – VIII вв., т.е. до появления варягов, в славянском обществе шел процесс разложения родового строя и появление признаков феодализма. Кроме того, социально-экономический уровень славян был выше, чем у варягов.

Однако М.В. Ломоносов неправомерно отрицал влияние варягов на процесс образования государственности у восточных славян.

Современный взгляд на обозначенную проблему сводится к следующему: государство у восточных славян образовалось благодаря внутреннему развитию славянского общества, а варяги явились ускорителями этого процесса. Варяги действительно были приглашены в г.Новгород, чтобы примирить борющиеся за власть группировки местной знати. Такая практика приглашения короля или князя на правление была весьма распространена в Европе и проходила, как правило, мирным путем. Но призвание варягов не могло стать началом русской государственности, так как складывание государства все-таки является результатом длительных внутренних процессов в обществе и оно не может быть привнесено извне. Речь могла идти лишь об основании в Новгороде княжеской династии Рюриковичей. Варяги вскоре ославянились, их военно-дружинная знать слилась с местной знатью. И русские цари вплоть до Федора Ивановича (1584 – 1598 гг.) называли себя Рюриковичами. Это была первая правящая династия в России (882 – 1598 гг.).

Общественно-государственное устройство

и социально-экономические отношения

в Киевской Руси

Общественный строй и государственное управление

древнерусского государства

Как уже было сказано выше, в 882г. князь Олег объединил Киев и Новгород в единое государство – Киевскую Русь. В IX – XI вв. практически все восточно-славянские племена (или союзы) были подчинены власти Киева, хотя попытки отдельных племен выйти из состава этого государства предпринимались. Несмотря на частые набеги и притязания воинственных соседей (прежде всего пограничных кочевых племен), Киевской Руси до середины XIIIв. удавалось сохранять свой суверенитет.

В X – XI вв. оформляется аппарат государственной власти. Так, полноправным правителем страны являлся великий князь киевский, власть которого стала наследственной (хотя фактически каждый раз после смерти очередного великого князя начиналась борьба между наследниками, т.е. в системе передачи его власти еще не было стройности и четкого порядка ее регламентирования, что говорит о переходном, неустойчивом характере всего общества).

На местах власть принадлежала удельным князьям – потомкам князей периода «военной демократии», которые теперь являлись вассалами киевского князя и были обязаны ему служить.

Говоря о структуре власти, нужно отметить, что собственно органов государственной власти еще не существовало, а власть осуществлялась разными категориями нарождавшихся феодалов. В частности, дружинники, которые прежде выполняли только военные функции, все больше участвовали в сборе дани и податей, судебной расправе, в области дипломатических отношений и других государственных вопросах и все больше превращались в реальный рычаг государственной власти. В дальнейшем именно из княжеской дружины образовалась Боярская дума.

Для контроля за деятельностью удельных князей великим князем киевским назначались посадники и волостели. Своеобразным ограничителем власти князей являлись сохранившие от родоплеменного строя народные собрания – вече.

Деятельность структур государственной власти была основана первоначально на нормах обычного права, а в дальнейшем, на протяжении XI – XII вв., был создан первый общерусский свод законов «Русская Правда».

Таким образом, Киевская Русь являлась раннефеодальной монархией, где институты феодального общества (наследственная власть великого князя киевского, вассальная зависимость удельных князей) сочетались с элементами первобытно-общинного строя (вече, народное ополчение).

Экономические отношения и социальная структура

древнерусского общества

Социальная организация общества восточных славян уже с начала IXв. отражает процесс складывания феодальных отношений. В основе их лежат собственность феодала на основное средство производства – землю и неполная собственность на феодально-зависимого работника. В этот период военно-дружинная знать становится собственником земель, а живущие и работающие на ней общинники-землевладельцы платят за пользование землей налог. Выделяются два основных классафеодалы и крестьяне.

В XI – XII вв. окончательно сформировались следующие виды землевладения на Руси:

1) княжеский домен – населенный людьми комплекс земель, принадлежащих непосредственно главе государства или династии;

2) боярская вотчина – безусловное наследственное земельное владение бояр и князей, хотя верховная собственность на это владение принадлежала великому князю, который мог вотчину пожаловать, но мог и отобрать ее у владельца за преступления против власти;

3) церковное и монастырское землевладение – сформировалось после Крещения Руси в 988г. и организации Русской православной церкви;

4) общинные земли – земли, принадлежавшие соседской общине, заселенные свободными людьми – смердами, над которыми был лишь один «хозяин» – сам великий князь как глава государства. Зависимость смердов от государства выражалась в уплате налогов сначала в форме полюдья (полюдье – объезд князем со своей дружиной подвластных владений для сбора дани), а затем в форме барщины или оброка. В XI в. свободные крестьяне-смерды составляли большинство населения в Киевской Руси, однако в дальнейшем они все больше попадали в зависимость к феодалам.

Зависимое население состояло из рядовичей, закупов и холопов, которые по разным причинам (засуха, неурожай, военные разорения) теряли свое хозяйство либо попадали в зависимость от владельцев вотчин. Рядовичи – временно зависимое население, заключившее договор («ряд») о работе на феодала на определенный срок. Закупы – временно зависимое население, получившее от феодала в долг («купу») и вынужденное отрабатывать в хозяйстве феодала до полной отдачи долга. Холопы – полностью зависимое население, близкое по своему положению к рабам (т.е. ничего не имели в собственности). Холопами становились пленные, женившиеся на холопах, дети от брака холопов, лица, не выполнившие свои обязательства.

В целом к XII в. выделились следующие категории населения в Киевской Руси:

- князья;

- боярство и рядовые дружинники;

- духовенство;

- купечество;

- посадское население – торгово-промышленное население городов, которое несло тягло (налоги и повинности);

- сельское население – свободное (смерды) и зависимое (закупы, рядовичи, холопы).

Причины образования Киевской Руси

Таким образом, объединение восточно-славянских племен в единое государство официально состоялось в 882г. В основе этого процесса лежали следующие причины:

1. Экономическое развитие: совершенствование системы земледелия – переход от подсечно-огневого способа обработки земли к двуполью; развитие ремесла и отделение его от сельского хозяйства. Развитие торговых связей, «стягивавших» воедино славянские земли, особенно путь «из варяг в греки», проходивший по территории расселения восточных славян, имевший международное значение и соединявший Северную Европу с Византийской империей.

2. Социальные процессы в период разложения первобытно-общинного строя (на стадии военной демократии): экономическое развитие, замена родовой общины соседской привели к росту имущественного неравенства, появлению частной собственности и, как следствие, выделению военных вождей, дружинников, родоплеменных руководителей (старейшин) над остальными соплеменниками, так как они сосредотачивали в своих руках значительные материальные ценности и политическую власть.

3. Религиозная общность – большинство славян к этому времени молились уже одним и тем же языческим богам (язычество – комплекс религиозных верований, в основе которых лежит обожествление природных сил и многобожие).

4. Необходимость отпора внешним врагам (особенно кочевникам) и организация завоевательной политики.

Основные этапы истории Киевской Руси

Большинство ученых сходятся в том, что историю образования и развития Древнерусского государства можно разделить на три этапа:

- первый этап – вторая половина IX – X вв. – объединение восточных славян в единое государство, создание аппарата власти и военной организации;

- второй этап – конец IX – XI вв. – расцвет Киевской Руси;

- третий этап – конец XI – первая половина XII вв. – начало распада Киевской Руси, княжеские усобицы, сепаратизм феодалов, что привело к феодальной раздробленности.

Княжение первых Рюриковичей

Объединив под своей властью г.Киев и Новгород, князь Олег правил 30 лет (879 – 912 гг.), не считаясь с сыном Рюрика Игорем. Олег обложил данью многие славянские племена, договорился о военном союзе с варягами, венграми, прекратил зависимость славян от Хазарского каганата. Олег принял титул великого князя, а остальные князья стали его данниками. Возникло огромное государство, однако многие его районы были мало заселены, поэтому оно не отличалось прочностью.

После смерти Олега его дело продолжил Игорь (912 – 945 гг.). Во внешней политике он так же, как и его предшественник, стремился обеспечить русским купцам благоприятные условия в торговле с Востоком и Византией, а также безопасность от набегов кочевников.

Важным источником доходов князя являлось полюдье, выплачиваемое подчиненными славянскими племенами. Для его сбора князь с дружиной объезжал подвластные земли. Размер полюдья не был фиксированным, и чрезмерные поборы приводили к трагическим последствиям. Так, в 945г. во время сбора полюдья в племени древлян Игорь учинил насилие и вторично попытался собрать дань. Но древляне подняли восстание, во время которого Игорь был убит.

В г.Киеве осталась жена Игоря Ольга (945 – 957 гг.) с малолетним сыном Святославом. Она проявила себя как умная, решительная и суровая правительница и отомстила древлянам за смерть мужа. Но Ольга понимала, что произвольные поборы могут вызвать новые восстания, поэтому установила фиксированный размер дани – «уроки» и «погосты» (места, куда свозилась дань). Это явилось началом формирования налоговой системы на Руси. Ольгу также считают первой христианкой на Руси. Именно ее в 957г. в г.Царьграде крестил патриарх.

В 962г. в правление Русью вступил сын Игоря и Ольги – Святослав (957 – 972 гг.). Его правление было временем расширения территории Древнерусского государства, выхода Руси на международную арену.

В 980г. великим киевским князем стал Владимир Святославович (980 – 1015 гг.), продолживший политику своих предшественников. Но в историю он вошел прежде всего как креститель Руси.

В 988г. вместо язычества официальной религией Древнерусского государства стало православное христианство. Это событие получило название Крещение Руси, проводившееся зачастую насильственными методами.

Принятие православия оказало значительное воздействие на политическую, духовную и культурную жизнь русского народа:

1) Крещение Руси способствовало объединению русских земель, поскольку церковь поддерживала усилия князей и бояр в борьбе за единство и усиление великокняжеской власти;

2) принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными странами;

3) церковь способствовала развитию феодального землевладения на Руси, в частности, появлению крупных церковных и монастырских владений;

4) принятие христианства привело к широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на уровень развития ремесла (ювелирного, строительного и др.). Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству;

5) на Руси началось распространение грамотности и письменности, появились первые рукописные книги, летописные своды, при монастырях открывались школы и библиотеки;

6) христианство способствовало укреплению морали и нравственности в славянском обществе, осуждая некоторые первобытные порядки (многоженство, кровную месть и т.п.)

Вместе с тем церковь оказывала и негативное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы господствующего класса, помогала закабалению свободных общинников, чтобы превратить в свою собственность принадлежащие им земли, жестоко преследовала инакомыслие, осуждала все формы протеста угнетенных.

Великий киевский князь Ярослав, прозванный Мудрым (1019 – 1054 гг.), в отличие от отца, Владимира Святого, не был героем былин и сказаний. Но летопись говорит о нем как о великом государственном деятеле, человеке умном и образованном, смелом воине, законодателе, градостроителе, хитром дипломате. Его правление – время расцвета Руси.

В конце XIв. начинается процесс распада Руси. В 1097г. впервые в истории Руси князья съехались в родовой замок внука Ярослава Мудрого – Владимира Мономаха – Любеч (Любечский съезд) для того, чтобы установить порядок на Руси. Князья договорились, что за каждым из них сохраняются наследственные земли, «каждый свою отчину держит». За нарушение договора грозило суровое наказание. Таким образом, Русь распалась на «отчины» – наследственные владения отдельных князей, которые были независимы в хозяйственном и военном отношении. Можно сказать, что решения Любечского съезда закрепили не объединение, а разделение Руси.

На время остановить распад Руси удалось Владимиру Мономаху (1113 – 1125 гг.). И именно об этом – единстве Руси, борьбе с межкняжескими усобицами – он писал в своем знаменитом «Поучении», обращенном к сыновьям. Однако в 30-е гг. XIIв. начался процесс политической раздробленности Руси, что явилось закономерным историческим этапом в развитии феодализма.

Феодальная раздробленность на Руси

Феодальная раздробленность – прогрессивный закономерный процесс экономического усиления и политического обособления отдельных княжеств на территории Киевской Руси при слабой власти великого князя киевского. Фактически это процесс создания новых государств в рамках Киевской Руси.

Хронологические рамки феодальной раздробленности

Существует несколько точек зрения по поводу начальной даты феодальной раздробленности на Руси:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Алтайский край (2)

    Документ
    АЛЛА ВАЛЕРЬЕВНА ШВАЛОВА НАДЕЖДА НИКИТИЧНА БЕЛКИН ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ НАБОКОВА Г И ДЕРБИН А А ПОСТОЛЕНКО ВЕРА ВАСИЛЬЕВНА КОЛЕСНИКОВА ИРИНА ЛЕОНИДОВНА ШАРОВАТОВА ЭММА ВАСИЛЬЕВНА ДАНИЛЕНКО ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА ШАХМАРОВ ЯХЯ АЛИМАГ ОГЛЫ ЕВСТИГНЕЕВА
  2. Основной список кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции

    Документ
    Абдулина Оксана Николаевна Абдуллаева Ира Георгиевна Абдуллин Илдар Абдулберович Абдуллин Сафуан Сабирянович Абдуллина Гульназира Ахуньяновна Абдуллоев Акбар Билолович Абдуразаков Олег Халидович Абдухаев Александр Яковлевич Абедчанова Кактай
  3. Информационно-экспертная группа «панорама» кандидаты-2007 Том II непарламентские партии апр, гс, дпр, Зеленые, пме, псс, пр, спс, Яблоко

    Документ
    В книге собраны федеральные партийные списки кандидатов в Государственную Думу V созыва в том виде, в каком они были заверены Центризбиркомом 26 сентября – 8 октября 2007 года.
  4. Содержание Факультет «Финансы и кредит»

    Документ
    «Перспективы инновационной политики России: экономические и социальные аспекты»«Социально-экономический и технико-технологический потенциалы инновационного развития России» 60
  5. Реестр адвокатов г. Москвы (по состоянию на 15. 11. 2008)

    Документ
    Абдулкеримова Екатерина Сергеевна 77/1878 Абдуллаев Замир Магомедович 77/4375 Абдуллаев Руслан Аппаевич 77/5435 Абдуллин Расиль Васимович 77/50 Абдуллин Ринат Васимович 77/7104 Абдуллина Маргарита Александровна 77/183 Абдуллоев Зебдулло Фатхулоевич

Другие похожие документы..