Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Учить делать сообщения на основе имеющихся знаний; выражать радость, удовлетворение, удивление, восторг; рассказывать о понравившихся фильмах, артиста...полностью>>
'Курсовая'
Целью данной работы является оценка эффективности поисковых стратегий в информационно- поисковых системах (ИПС). Для того чтобы оценить эффективность...полностью>>
'Конкурс'
В целях стимулирования творческой инициативы, внедрения новых технологий, повышения уровня профессионального мастерства работников сферы культуры, выя...полностью>>
'Программа курса'
Система мира, развитие взглядов на систему мира в работах Фалеса, Гераклита Эфесского, Пифагора, Филолая, Эпикура, Платона, Гераклита Понтийского, Ар...полностью>>

Сравнительная характеристика природы, населения и хозяйственной деятельности стран Африки

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Материалы разработок учителей географии лаборатории КСО Красноярского ИПК и ПК РО

Блок 2. Африка

Б 2

Т 7-10

Сравнительная характеристика

природы, населения и хозяйственной деятельности стран Африки

ПР

Т 7 - Алжир

Т 8 - Нигерия

Т 9 – Эфиопия

Т 10 – Южно-Африканская республика

Задание: сравнить особенности природы, населения и хозяйства следующих стран.

План

Страны

сравнения

Алжир

Нигерия

Эфиопия

Южно-Африканская

республика

1. Географическое положение

2. Природные условия

3. Население

4. Хозяйство

Сделайте вывод об отличиях в природе, населении и хозяйстве стран.

Б 6

Т 7

Население

ВПТ

1. Австралия - самый малонаселённый из обитаемых материков. На нём живёт немногим более 16, 5 млн. человек. По материку население размещено неравномерно. Почти всё оно сосредоточено на восточной, юго-восточной и отчасти - юго-западной окраинах материка, где лучшие природные условия. Население здесь состоит из англо-австралийцев. Внутренняя Австралия и весь север заселены редко. Здесь живут в основном аборигены.

  1. Какова численность населения Австралии?

  2. Чем объяснить неравномерность размещения населения?

  3. Кто проживает на территории материка?

2. По национальному составу в населении Австралии преобладают европейцы, из них больше всего потомков-переселенцев. Они составляют более 80% всего населения страны. Они принесли сюда многое из своей европейской культуры, быта, трудовых навыков. Вместе с тем окружающая природа, условия быта и труда способствовали созданию своеобразной австралийской культуры: искусства, литературы, архитектуры, взаимоотношений с другими народами. Поэтому потомков переселенцев выделяют в особую группу населения, называемую англо-австралийцами.

  1. Кто преобладает в национальном составе населения?

  2. Сколько на них приходится %?

  3. Что принесли с собой европейцы?

  4. Как называют переселенцев?

3. Коренное население материка - австралийцы-аборигены. Аборигенов выделили в особую австралоидную расу, так как у них есть признаки и негроидов (преимущественно тёмный цвет кожи, широкий нос, утолщённые губы), и европеоидов ( мягкие волнистые волосы, у мужчин - большая борода). Коренных жителей на материке мало. Численность их сократилась с приходом сюда европейцев. Они размещались на востоке и юго-востоке Австралии, где природные условия более благоприятны для жизни человека. После прихода на материк европейцев и в связи с развитием овцеводства коренных жителей стали оттеснять вглубь материка - в засушливые районы, обрекая на голодную смерть. Кроме того, европейцы жестоко истребляли австралийцев, убивали их, отравляли пищу, воду ы колодцах. В настоящее время их численность уменьшилась до 150 тыс. и они составляют менее 1% населения материка. Часть австралийцев работает батраками и пастухами на животноводческих фермах. Среди коренных жителей есть одарённые люди. Картины художника-самоучки Намаджира известны во всём мире.

  1. Кто относится к коренным жителям?

  2. Где они жили до прихода европейцев?

  3. Как относились европейцы к коренному населению?

  4. Какова численность коренных жителей?

Вопросы II группы:

1. По карте определите, в каких частях материка плотность наибольшая и чему она равна. Сравните с территориями Африки, наиболее густо заселёнными. Сделайте вывод.

2. Пользуясь картами и учебником, сравните население Австралии и Африки по признакам расы, коренное и пришлое население, численность, размещение, условия жизни коренного населения. по каждому признаку определите черты сходства и различия.

Б 6

Т 8

Австралийский Союз

ОМР

  1. Географическое положение.

  2. Природные условия.

  3. Промышленность.

  4. Сельское хозяйство.

  5. Транспорт.

  6. Изменение природы человеком.

Б 7

Т 9

Население и страны Южной Америки

Тема 9 изучается самостоятельно.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Кто коренные жители Южной Америки?

  2. Каковы основные занятия коренного населения?

  3. Кто составляет пришлое население материка?

  4. Назовите древнеиндейское государство с высоким уровнем цивилизации.

  5. Каковы последствия испано-португальской колонизации материка?

  6. Назовите представителей трёх рас, проживающих на материке.

  7. Как попали на материк негры?

  8. Как называются потомки смешения рас?

  9. Назовите наиболее распространённые языки в Южной Америке.

  10. Какова численность населения материка?

  11. Где сосредоточена основная часть населения материка? Почему?

  12. Какие государства находятся на востоке материка?

  13. Какие государства относят к Андским? Найдите их на карте.

Б 7

Т 10

Аргентина. Комплексное описание страны.

ВПЗ

Вспомните план описания страны! (стр. 279 учебника)

“ Аргентум” - серебро (лат.) Название стране дано в 1526 мореплавателем С. Каботом.

“Буэнос-Айрес” - “хороший воздух” (исп.)

Задания

  1. Найдите в атласе (на последней странице) площадь, столицу и численность населения страны.

  2. В какой части материка расположена Аргентина? Какой океан омывает её берега?

  3. Между какими широтами протянулась Аргентина?

  4. По политической карте назовите страны, граничащие с Аргентинской республикой.

  5. Назовите горы, низменности и плоскогорья на территории Аргентины. В каких её частях она находятся?

  6. В какой части Аргентины рельеф наиболее удобен для хозяйственной деятельности человека? Какие полезные ископаемые есть на территории Аргентины?

  7. Как называются климатические области субтропического и умеренного поясов? Что характерно для климата этих областей?

  8. В каком регионе страны климат наиболее благоприятен для проживания людей?

  9. Какое значение в экономике страны имеет речная система Параны?

  10. Какие народы населяют страну? Какой язык является государственным в Аргентине?

  11. По комплексной карте определите основные занятия аргентинцев в сельском хозяйстве.

  12. В какой части страны население занимается растениеводством, животноводством? Почему?

Б 7

Т 11

Бразилия. Комплексное описание страны.

ВПЗ

Вспомните план описания страны! (стр. 279 учебника)

Название страны произошло от названия небольшого дерева пау-бразил.

Задания

  1. Найдите в атласе (на последней странице) площадь, столицу и численность населения страны.

  2. В какой части материка расположена Бразилия? Какой океан омывает её берега? Какую часть Бразилии пересекает экватор и южный тропик?

  3. По политической карте назовите страны, граничащие с Бразилией.

  4. Назовите низменности и плоскогорья на территории Бразилии. В каких её частях она находятся?

  5. В какой части Аргентины рельеф наиболее удобен для хозяйственной деятельности человека?

  6. Какие полезными ископаемыми богаты Амазония и Бразильское плоскогорье?

  7. Какие климатические пояса выделяются на территории Бразилии? Как климат влияет на характер растительности?

  8. Какие крупные речные системы имеются в Бразилии?

  9. Какие расы и народы проживают в Бразилии? Какой язык является государственным?

  10. Какие природные богатства используются для развития промышленности?

  11. Какие виды культурных растений выращивают в Бразилии? Определите, какие отрасли животноводства развиты в стране (комплексная карта).

Б 7

Т 12

Перу. Комплексное описание страны.

ВПЗ

Вспомните план описания страны! (стр. 279 учебника)

Задания:

  1. Найдите в атласе (на последней странице) площадь, столицу и численность населения страны.

  2. В какой части материка расположена Перу? Какой океан омывает её берега?

  3. По политической карте назовите страны, граничащие с Перу.

  4. Опишите природные условия трёх частей страны.

Природные районы Перу

Природные условия

Природные

районы

и компоненты

Коста

Сьерра

Сельва

Географическое

положение

Рельеф и полезные ископаемые

Климат

Воды

Растительность

5. Чем объясняются большие контрасты в природе Перу?

6. Какие народы населяют Перу? Назовите государственные языки Перу? Почему их два?

7. Чем занимается население в промышленности?

8. Как зависит деятельность населения в сельском хозяйстве от природных условий?

Б 7

Т 10-12

Сравнительная характеристика природы,

населения и хозяйственной деятельности

стран Южной Америки

ПР

(ВПЗ)

Задание: сравнить особенности природы, населения и хозяйственной деятельности стран:

План

Страны

сравнения

Аргентина

Бразилия

Перу

Географическое положение

Природные условия

Население

Хозяйство

Сделайте вывод об отличиях в природе, населении и хозяйственной деятельности стран.

Б 9

Т 8 (б)

Сравнение по картам и другим источникам

описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка

Северная Америка

ПР

Задание 1. Дайте краткую характеристику природы, населения и хозяйства одной из стран Северной Америки (по выбору), используя следующий план:

1. Название страны и её столица.

2. Физико-географическое положение страны:

а) с какими странами граничит;

б) положение по отношению к морям и океанам.

3. Природные особенности страны:

а) рельеф и полезные ископаемые;

б) климат и внутренние воды;

в) почвы;

г) растительность и животный мир;

4. Население и его хозяйственная деятельность:

а) численность населения и его размещение;

б) состав населения (основные народы);

в) хозяйственная деятельность и особенности быта;

г) влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Задание 2. Сравните физико-географическое положение и природные особенности Мексики и Канады.

Б 10

Т 19

Природа стран Северной Европы

ВПТ

1. Эта часть Европы включает страны, расположенные на Скандинавском полуострове -Швецию и Норвегию, а также прилегающую к ним Финляндию. В группу стран Северной Европы входят также Исландия и Дания.

  1. Какие страны Северной Европы расположены на Скандинавском полуострове?

  2. Назовите и покажите на карте страны Северной Европы.

2. Наиболее характерная черта стран Северной Европы - приморское положение. Море оказывает большое влияние на климат и хозяйственную деятельность населения. Особенно важно, что моря, омывающие Исландию, Данию и Норвегию зимой не замерзают. Береговая линия Скандинавского полуострова на юге и западе сильно изрезана фьордами - узкими, глубокими, извилистыми морскими заливами с крутыми, часто отвесными берегами. Фьорды удобны для мореплавания.

  1. Назовите наиболее характерную черту стран Северной Европы.

  2. На что оказывают влияние моря, омывающие страны Северной Европы?

  3. Чем изрезана береговая линия Скандинавского полуострова?

  4. Для чего удобны фьорды?

3. Рельеф Северной Европы приподнятый. На Скандинавском полуострове расположены Скандинавские горы, которые подверглись многочисленным разломам. В основании Финляндии залегает древняя платформа. Слагающие её кристаллические породы - граниты и гнейсы- выходят на поверхность. На рельеф большое влияние оказало древнее оледенение, в результате которого образовались ледниковые наносы, называемые мореной.

  1. Какие горы расположены на Скандинавском полуострове?

  2. Что залегает в основании Финляндии?

  3. Что образовалось в результате влияния древнего оледенения на рельеф?

4. Своим рельефом выделяется остров Исландия - молодой участок земной коры, где много действующих вулканов и гейзеров. Равнины и горы острова вулканического происхождения. В настоящее время это наиболее активная вулканическая область Земли. С древними горными породами связаны богатые месторождения железной руды, меди, свинца. Много строительных материалов, в Северном море найдены богатые месторождения нефти и природного газа.

  1. Каким рельефом отличается остров Исландия?

  2. Какого происхождения равнины и горы Исландии?

  3. Какие полезные ископаемые добывают в Северной Европе?

5. Страны Северной Европы лежат в северной половине умеренного пояса. Только крайний север находится в субарктическом поясе.. Однако, климат не столь суров, поскольку его смягчает влияние водных масс Атлантики и юго-западной части Северного Ледовитого океана. Здесь мягкая зима и прохладное лето. Во внутренних частях полуострова и в Финляндии зимы морозные, более устойчив снеговой покров.

  1. В каких климатических поясах находятся страны Северной Европы?

  2. Почему климат стран Северной Европы не очень суровый?

  3. Какой климат во внутренних частях Скандинавского полуострова?

6. Благодаря влажному климату и возвышенному рельефу в Северной Европе много рек с порогами и водопадами, богатых гидроэнергией. Котловины, выпаханные ледниками занимают тысячи больших и малых озёр. Страны Северной Европы - край лесов. Более половины её территории покрыты густыми сосновыми и еловыми лесами с ценной древесиной.

  1. Благодаря чему в Северной Европе много рек?

  2. Чем выпаханы озёрные котловины?

  3. Какими лесами покрыта территория Северной Европы?

Вопросы II группы:

  1. Расскажите о рельефе Северной Европы.

  2. Что такое фьорды?

  3. Чем отличается рельеф острова Исландия от рельефа материковой части?

  4. Дайте характеристику климата Северной Европы.

Б 10

Т 21-24

Сравнение особенностей природы, населения

и хозяйственной деятельности стран Евразии

ПР

(ВПЗ)

Задание 1. Используя план, дайте описание одной из стран Евразии (по выбору учителя):

1. Название страны и её столица.

2. Особенности географического положения страны:

а) в какой части материка находится;

б) с какими государствами граничит (сухопутные и морские границы);

в) отношение к крупным рекам, морям, океанам.

3. Особенности природных условий страны:

а) рельеф;

б) климат;

в) внутренние воды;

г) природные зоны.

4. Население страны, особенности быта:

а) количественный состав, плотность и размещение;

б)основной род занятий и особенности быта (жилище, традиции и т. д.).

5. Особенности хозяйства:

а) добыча полезных ископаемых;

б) выращивание сельскохозяйственных культур;

в) отрасли животноводства.

Задание 2. Сравните особенности природы, населения и хозяйства таких стран как Франция и Индия, заполните таблицу:

План

Страны

сравнения

Франция

Индия

1. Географическое

положение

2. Природные условия

3. Население

4. Хозяйство

Сделайте вывод об отличиях в природе, населении и хозяйственной деятельности стран.

Номенклатура

  1. Страны: Алжир, Нигерия, Эфиопия, ЮАР

  2. Страны: Австралийский Союз.

  3. Страны: Бразилия, Аргентина, Перу.

  4. Страны: США, Канада, Мексика.

Б 2

Контрольные вопросы

  1. Какие народы населяют Африку и как они распределены на материке?

  2. Назовите известные вам государства Африки и их столицы.

  3. Приведите примеры изменения природы Африки человеком.

  4. В Австралии не было ни одного одомашненного животного, не было ни одного культурного растения. Как объяснить эти факты?

  5. В 1788 в Австралии высадились первые переселенцы из Англии, будущие колонисты. Они основали первые посёлки и города, постепенно освоили материк. Потомки английских переселенцев составляют сейчас более 80% населения Австралии. Почему их называют не англичанами, а англо-австралийцами?

  6. От чего зависит хозяйство Австралии?

  7. Покажите густонаселённые территории Южной Америки. Определите среднюю плотность населения в этих местах.

  8. Какова средняя плотность населения в Амазонии?

  9. Покажи страны Аргентину, Бразилию и Перу.

  10. В каких местах Северной Америки особенно густое население? Назовите причины разной плотности населения.

  11. Укажите, в какой части материка Северная Америка расположены Канада, США, Мексика.

12. Приведите примеры изменения природы Евразии под воздействием хозяйственной деятельности человека. Покажите части материка, где природа наиболее изменена человеком.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. И. И. Баринова «География России. Природа»

    Учебник
    Введение - З часаУрок 1. Что изучает география? Развитие географических знаний о Земле.Урок 2. Географические наблюдения. Изучение Земли.Практическая работа.
  2. Сотрудничество СССР со странами африки в 1960-1980-е гг.: Историческое исследование (на примере бывших португальских колоний)

    Исследование
    Работа выполнена на кафедре отечественной истории, службы безопасности и зарубежных пограничных органов Московского пограничного института ФСБ Российской Федерации
  3. Программа основного общего образования по географии [zaiceva. распечатано

    Программа
    Предлагаемая вашему вниманию программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплексам так называемой «классической» линии, выпускаемым издательством «Дрофа».
  4. И. В. Душина Cценарии урок

    Урок
    Данное пособие поможет учителю выявить изменения в программе курса, определить новые подходы к структуре и содержанию учебника, сэкономить время на подготовку к каждому уроку и построить его в соответствии с требованиями образовательного
  5. Рабочая программа по авторской программе

    Рабочая программа
    Начальный курс является частью целостного еди­ного учебного предмета «География». В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечи­вающая динамизм в развитии, расширении и углуб­лении знаний и умений у учащихся, в

Другие похожие документы..