Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ЦЕЛИ КОНФЕРЕНЦИИ – развитие научного и творческого потенциала молодых исследователей в области электроэнергетики, подбор кадрового резерва в филиалы ...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Методичні рекомендації розроблені для надання методичної допомоги фахівцям підприємств і організації з метою забезпечення єдиного підходу до підготов...полностью>>
'Документ'
Целью изучения дисциплины является формирование у студента следующих универсальных, предметно-специализированных и социально-личностных компетенций, ...полностью>>
'Диплом'
1998 – 2002 - Главный тренер молодежной сборной команды штата Нью-Джерси for U-17 let (ne starshe). Тренировка и подготовка игроков к национальным сор...полностью>>

И научные учреждения второе переработанное и дополненное издание

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ИРКУТСКИЙ БИОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

иолого-географический научно-исследовательский инсти­тут был учрежден при Иркутском университете в 1923 г.

С основанием института в его ведение перешла Байкальская биологическая станция, организованная Академией наук в 1916 г. в урочище Большие Коты на Байкале (18 км севернее с. Лиственичного), и лисий питомник, находящийся тоже в этом урочище. Таким образом с самого основания в институте оказались сосредоточенными учреждения исследовательского характера.

С момента организации институт работал в составе четырех секций: биологической, географической, геофизической и био­химической. В 1932 г. в составе института остались биологи­ческая, географическая и химическая секции, и такая структура института сохранилась до настоящего времени.

До 1930 г. работа института протекала по отдельным сек­циям, сосредоточиваясь главным образом в лабораториях уни­верситета и на Байкальской биологической станции. Работа носила индивидуальный характер, темы, разрабатываемые от­дельными научными работниками, не были объединены общи­ми целевыми установками. Летние исследовательские работы и экспедиции носили случайный характер.

Из исследований за этот период необходимо отметить сле­дующие: работы В. Н. Яснитского по планктону Байкала, ис­следования проф. Б. А. Сварческого по инфузориям Байкала,

гидрохимические исследования воды озера Байкала и некото­рых притоков Байкала проф. А. Т. Франк-Каменецким и со­трудником Концевич, работы проф. С. И. Тимофеева по эмбри­ологии полихеты и некоторых других беспозвоночных Байкала, работы В. С. Бурова и М. М. Кожева по фауне беспозвоночных Байкала, исследования проф. В. И. Смирнова по бадану в При­байкалье, работы проф. К. Н. Миротворцева по вопросам сель­скохозяйственного районирования Восточной Сибири, исследо­вания проф. Бушмакина в области физических особенностей народностей Восточной Сибири, работы проф. Б. Э. Петри в области этнографии малых народностей Сибири и по археоло­гии Сибири, исследования проф. С. А. Арцыбашева по радио­активности некоторых источников Тункинской котловины, ра­диоактивности вод и минералов района Слюдянки, гео­логические работы проф. А. В. Львова по вопросам обле­денения Сибири, колебания Сибирского континента, вечной мерзлоты, генезиса минеральных источников, рудных место­рождений.

На биологической станции, начиная с 1925 г., проводились круглогодичные гидробиологические наблюдения.

В 1930 г. в характере работ института намечается перелом. Работы ведутся по вопросам, связанным с развитием и строи­тельством края. Институт заключает договоры на выполнение научно-исследовательских работ по заданиям Ангарстроя и Академии наук.

По заданиям Ангарстроя проводится изучение кровососу­щих насекомых (руководитель проф. Дорогостайский), изуче­ние режима и химического режима р. Ангары (проф. Лаптев и Франк-Каменецкий с сотрудниками); по вопросу связи с Севе­ром организуется экспедиция на р. Илим по полезным ископае­мым с маршрутной съемкой (Молодых и Подгорбунский). По заданию Усольского солеваренного завода исследуется солевой рассол (проф. Франк-Каменецкий с сотрудником Концевич).

Проводятся геоботаничёские исследования в целях изучения кормовых площадей (проф. Смирнов), изучение биологии и пи­тания Байкальского хариуса (проф. Кожев), биологическая про­дуктивность Байкала (проф. Кожев).

Основные проблемы и тематика, разрабатываемые институ-

том в последующие годы, находятся в зависимости от заданий хозяйственных организаций:

1. Изучение биологической продуктивности вод Байкала, биологии, систематики, условий лова, питания, нереста и пр. основных промысловых рыб Байкала, составление биоло­гических и гидрологических карт рыболовных районов. Разра­ботка этой проблемы начата институтом по договоренности с рыбохозяйственными организациями с 1931 г. Проведены экс­педиции в Северный Байкал (1931), Баргузинский и Чивыр­куйский заливы среднего Байкала (1932 и 1933 гг), в Малое море (1934 г.). Обработка обширного материала, собранного во время экспедиции, дала возможность установить продук­тивность вод промысловых участков, их гидрологию и гидро­химию, характер грунтов. Изучена систематика и биология наи­более ценной в промысловом отношении рыбы — омуля. Науч­ные результаты, переданные рыбохозяйственным организа­циям, используются ими в целях рационализации промысла. Большая часть обработанных материалов экспедиции 1931 и 1932 гг. напечатана.

2. Изучение биологии сибирского «гнуса» (кровососущих двукрылых Восточно-Сибирского края) и выработка способов борьбы с ним. Тема разрабатывается институтом с 1930 г. До 1933 г. по этой теме были выяснены вопросы биологии, систе­матики и географического распространения «гнуса» в районах Восточно-Сибирского края, а также поставлены опыты по уни­чтожению личиночной стадии кровососущих насекомых. На­меченные в 1932 г. способы борьбы с «гнусом» подверглись в 1933 г. проверке в крупном масштабе. Опыты отравления личинок специально для этой цели выработанной керосиновой эмульсией, проведенные в природных условиях в реках разви­тия личинок, дали положительные результаты, позволившие институту ставить вопрос об уничтожении «гнуса» в целых районах. По этому вопросу институт обратился с предложением к ряду организаций и учреждений Союза, но реальных резуль­татов эти обращения не дали. В 1934 г. тема продолжалась раз­работкой в направлении более полного изучения биологии, а также выработки мер борьбы со взрослой стадией насекомых (отпугивающие и отравляющие средства). Материалы иссле-

дований обработаны и частью напечатаны, а частью сданы в печать.

3. Изучение распространения и биологии малярийного кома­ра в районе будущего строительства Ангарстроя.

Эта тема разрабатывалась в течение двух лет. В 1932 г. установлены места распространения малярийного комара в Братском и Черемховском районах. В 1933 г. на основании данных экспедиции в Братский район (место главной установки Ангарстроя) выяснен видовой состав, плотность заселения ано­фелесом исследованного района и все места выплода. Установ­лены возможные перспективы развития малярийных заболева­ний в районе, а также указаны некоторые мероприятия по их предупреждению.

4. Геоботанические исследования. Изучены природные за­пасы дубителя-бадана в отдельных районах Восточно-сибир­ского края. По заданию Ангарстроя исследованы кормовые угодия в долине р. Иркута.

Действительным членом института В. И. Смирновым, уча­ствовавшим в 1933 г. в работах экспедиции Всесоюзного инсти­тута экспериментальной медицины в Забайкалье (долина р. Уды), собран материал для фармацевтических исследова­ний растений, употребляемых тибетской медициной, и изучено распространение главнейших из них в названном районе. Кро­ме того совершен ряд экспедиций, в том числе и в 1934 г., в районе курорта Аршан в целях изучения горной раститель­ности.

5. Изучение сорняков и выработка мер борьбы с ними. С 1933 г. по договору с Крайзу начато изучение биологии сор­няков в зерновых районах Восточно-сибирского края. Рабо­ты продолжались в 1934 г. Данные исследования биологии сорняков за два года позволяют сделать некоторые выводы по борьбе с сорняками путем агротехнических мероприятий.

6. Изучение сенокосных и пастбищных угодий в Качугском совхозе Скотоводтреста. Исследования за 1933 и 1934 гг. по­зволяют сделать выводы о динамике кормовой массы и рацио­нальном использовании кормовых угодий.

Изучение биологии грызунов в связи с чумой Забайкалья. Тема разрабатывается институтом в течение ряда лет (проф.

Скородумов). Изучены биологические причины угасания эн­демии чумы в Забайкалье. Выяснено влияние энтомологиче­ского фактора на угасание чумы.

8. Изучение тарбаганьего промысла, его отходов и возмож­ности их использования. В результате работы (проф. Скороду­мов) удалось установить возможность использования тушек тарбагана, являющихся отходами охотничьего промысла. Мясо тарбагана оказалось вполне пригодным для консервного про­изводства, а жир чрезвычайно ценным продуктом, заменяю­щим в некоторых отношениях гусиное сало.

Указаны способы наиболее рациональной вытопки жира тар­багана. Все способы использования отходов тарбаганьего про­мысла были предложены к использованию Охотсоюзу.

9. Изучение патологической анатомии уровских заболеваний у диких животных. Тема разрабатывается институтом в тече­ние трех лет (проф. Тимофеев) и в данное время еще не за­кончена. В результате работы выяснено, что изменения диких животных, типа уровского заболевания у людей, имеют широ­кое распространение и выходят далеко за пределы уровской эндемии, распространяясь до Иркутска. Течение патогенеза вы­яснено у целого ряда млекопитающих (дикая коза, заяц, бу­рундук, полевка и др.). Тема увязана с Уровским институтоми Крайздравом. Результаты работы могут быть использованы при решении вопроса о причинах уровского заболевания у людей.

10. Кроме тем, непосредственно связанных с запросами со­циалистического строительства, институтом разработано в об­ласти биологии несколько чисто теоретических вопросов: исто­рия развития эндемичных байкальских животных и растений; систематика водорослей, моллюсков, гаммарид, олигохет и дру­гих групп организмов из озера Байкала; вопрос о морфологи­ческой и физиологической диференцировке полов у некото­рых эндемичных байкальских водорослей (действ. член Яснит­ский).

Выполнены картографические работы по Восточно-сибир­скому краю. Составлена новая карта озера Байкал в масштабе 1 : 400 000, являющаяся первой по сравнительно крупному мас­штабу.

Экспедиция института в Северный Байкал

По договору с Нарсвязью в 1934 г. составлена новая геогра­фическая карта для схемы линий и проводов Управления свя­зи Восточно-сибирского края. По крупности масштаба (1 : 500 000) карта является первой в крае.

По договору с Огиэом в 1934 г. составлена учебная карта в масштабе 1 : 2 500 000 с изображением в красках рельефа, на­несением месторождений полезных ископаемых, совхозов, про­мышленных предприятий и пр.

12. Проведен ряд химических исследований соленых озер и минеральных источников Восточно-сибирского края. В частно­сти, выяснен солевой состав, условия равновесия солей, запасы солей и способы промышленной эксплоатации горькосоленых и содовых озер края.

Изучен ряд минеральных источников, имеющих бальнеоло­гическое значение.

По заданию Государственного гидрологического института составлено несколько справочников по минеральным источ­никам.

13. В области химического изучения сырья установлен ряд констант жира байкальской нерпы, выявлен состав поваренной соли различных месторождений края, изучен химический со­став местного дубителя-бадана.

Часть работ, выполняемых по заданию, института молодыми работниками, является также их диссертационными темами (Мухамедияров, Скабичевский, Власенко, Мишарин, Ефимова, Писаревич, Гусельников).

Таковы основные итоги деятельности института за последние четыре года (1931—1934 гг.). Несмотря на значительные сдви­ги как в методах работы, так и в части обслуживания социа­листического строительства, в работе института имеется ряд крупных недостатков. Не оформился профиль института и те пути, по которым главным образом, должна быть направлена его научно-исследовательская работа. В сравнительно слабой степени проявляется метод комплексных исследований и не вполне еще изжит индивидуальный характер работ. Недоста­точно прочно установлена связь института с хозяйственными организациями.

Преодоление указанных существенных недостатков является ближайшей задачей института.

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

уржуазно-помещичьей Россией в конце XIX столетия был выставлен на Дальнем Востоке идеологический аван­пост своей захватнической политики: в 1899 г. во Владивостоке открылся так называемый Восточный институт для подготовки «ученых» миссионеров, офицеров, дипломатических чиновников и т. п.

Вплоть до 1923 г. — первый год после очищения Дальне­восточного края от интервентов и белогвардейцев — по суще­ству здесь высшего образования не было.

В 1923 г. при Советской власти во Владивостоке был открыт университет. Этот университет за 7 лет существования собрал профессорские кадры, начал было создавать лаборатории, но в 1930 г. подвергся коренной реорганизации. Вся его научно-учебная база была распределена между вновь открытыми от­раслевыми институтами.

Такова вкратце предистория современного Дальневосточного университета, открытого осенью 1931 г.

Сейчас в Дальневосточном университете представлены три раздела наук: физико-математические (физика, геодезия, астро­номия), химические (органическая и неорганическая химия) и востоковедение (язык, история и экономика Японии и Китая).

Обеспечение каждого из этих разделов научно-педагогиче­скими кадрами и научным оборудованием различно. Различна степень накопленного опыта по каждому разделу. Эти разли­чия сказываются и на обеспеченности подготовки кадров по каждому из трех разделов.

Старейший в университете раздел — востоковедный (факуль­тет востоковедения) сравнительно обеспечен и научно-педаго­гическими кадрами и научным оборудованием. Здесь накоплен богатый материал по изучению стран Дальнего Востока, здесь, на Дальнем Востоке, создавались свои методы исследования и изучения отдельных культурно-исторических факторов по стра­нам Дальнего Востока. Такова школа покойного проф. Спаль­вина по исследованию и изучению японского языка.

В настоящее время факультет востоковедения готовит со­ветских ученых востоковедов, хорошо знающих один из во­сточных языков, для работы в крае на культурных и хозяй­ственных участках по развитию и укреплению культурных и экономических взаимоотношений СССР со странами Дальнего Востока.

Наиболее плодотворную работу ведут кафедры лингвистиче­ческие — японского и китайского языка, сохранившие свои научно-педагогические кадры.

Кафедра китайского языка и литературы, руководимая проф. А. В. Рудаковым, проводит большую работу по уточнению ме­тодов и объема изучения китайского языка. В результате этой работы появились учебные руководства по китайскому языку на новом лексическом материале, по новым методам («Новый учебник китайского языка», 1933 г.). Работа кафедры в обла­сти китайской литературы в этом году отразилась в новом, тру­де проф. Рудакова «К вопросу о литературной революции в Китае», подготовленном к печати.

Такую же работу проводит кафедра японского языка и ли­тературы, руководимая молодым японоведом, большим специа­листом японской лингвистики, учеником проф. Спальвина, Н. П. Овидиевым. Труды этой кафедры над японским языком в текущем году отражены в последней работе Н. П. Овидиева «Очерк предицирования в стандартном японском языке», 1934 г.

Значительную работу проводит страноведческая кафедре к области экономической географии Японии, Китая и Манчжу­рии. Работы китаеведа А. В. Маракуева («География Китая», 1934 г.) и молодого экономгеографа по Китаю В. А. Войлош

никова по географии Манчжурии свидетельствуют об этом с достаточной определенностью.

Слабо представлена в университете историческая наука по странам Востока. Новейшая история этих стран в стенах Даль­невосточного университета не представлена ни одним серьез­ным специалистом по Востоку.

Изучение вопросов востоковедения в университете опирает­ся на кабинет востоковедения и большую востоковедную биб­лиотеку. В этом году востоковедная библиотека приведена в полный порядок. В ней хранятся классические монографии о странах Востока на восточных и европейских языках. Соб­ственно востоковедный рабочий фонд ее составляет около 60 тысяч книг. Вся университетская библиотека насчитывает свыше 100 тысяч томов.

Все это создает в Дальневосточном университете в основном достаточные условия для постановки востоковедного образо­вания.

Специальное химическое высшее образование в Дальнево­сточном крае по сути дела впервые только ставится в универ­ситете. Попытка поставить химию в местном втузе (Дальнево­сточный политехнический институт) окончилась неудачей. От­крытый в 1930 г. в его составе химико-технологический фа­культет был в 1933 г. закрыт из-за отсутствия инженерно-про­фессорских кадров и трудностей создания специальных лабо­раторий.

Химический факультет университета в своем развитии на­талкивается на аналогичные трудности.

Но обстановка в крае с 1930 г. изменилась в пользу хими­ческого образования. Актуальные задачи химии в Дальнево­сточном крае по соли, углю, рудам, рыбьему жиру, лесопро­мышленности вызвали создание здесь в 1933 г. Дальневосточ­ным отделением Всесоюзной академии наук. Химического ис­следовательского института. Существование в одном городе химфака университета и Химического института на первых же порах оказалось очень полезным для развития того и другого учреждения. Используя научный опыт работников филиала Академии наук, Химический факультет университета за два последних года значительно окреп. На этой основе в текущем

году впервые кафедры химического факультета получили воз­можность приступить, совместно с Химическим институтом, к постановке исследовательских работ. Кафедра физической хи­мии (проф. А. С. Бергман) уже второй год работает по Тетю­хинскому полиметаллическому месторождению (Приморье). В этом году поставлена задача отделения висмута от свинца в тетюхинских рудах (А. Г. Репа). Кафедра аналитической хи­мии (Ф. Ф. Юшкевич) работает по огнеупорам Дальневосточ­ного края. В лаборатории органической химии (В. А. Махна­ча) ведутся работы по синтезу метил-ацетилен-карбоновой кис­лоты с помощью натрий-амина.

Само собой разумеется, что техническое усовершенствование лабораторий благоприятным образом отразилось на повыше­нии качества образовательной работы по подготовке химиков.

Университетская библиотека по разделу химии обладает ря­дом классических книг и получает несколько иностранных хи­мических журналов.

Наиболее слабым участком в университете является физико-математический факультет ввиду необорудованности физиче­ских лабораторий и отсутствия надлежащего научного руковод­ства и крайнего недостатка в квалифицированных кадрах.

Астрономическая обсерватория, располагая рядом инстру­ментов (экваториал Цейсса 150 мм, хронометры и др.), обслу­живает не только учебный процесс, но позволяет ставить и не­которые научные работы. В ней проводится систематическая работа по фотографированию неба, солнца и луны, организо­вана служба времени, ведутся предвычисления лунных затме­ний. Астрономическая обсерватория начала подготовку к на­блюдениям полного солнечного затмения 1936 г., видимость которого будет, как известно, наилучшей в Хабаровске.

Геодезическое образование в университете наталкивается на те же трудности, что и физическое: отсутствие научного руко­водства и инструментов. Второй год создается кабинет геоде­зии. На помощь университету пришли геодезические учрежде­ния края, предоставившие в пользование необходимый инстру­ментарий, в частности теодолиты высокой точности. Разверты­вающиеся в крае в течение 2-й пятилетки огромные геодезиче­ские работы по установлению триангуляционных рядов I клас-

са позволяют использовать их, на определенном этапе обуче­ния, в целях практики для студентов и накопления научного материала.

Несмотря на ряд больших трудностей, профессорско-препо­давательский состав университета ведет напряженную работу по улучшению образовательного учебного процесса.

Этой работой университет начинает завоевывать внимании советской молодежи края. Итоги приема в 1934 г. свидетель­ствуют о растущей тяге молодежи в университет. Свыше 400 заявлений подано было на 120 свободных мест.

В учебном процессе прочное место начинает занимать лек­ция. Методике лекций в университете уделено большое внима­ние. В поисках лучшего методического оформления лекции ка­федры проводят так называемые «открытые» лекции с пригла­шением на них членов данной кафедры, а также преподавате­лей из состава других кафедр, с последующим разбором откры­той лекции на заседании кафедры.

Проблема самостоятельной работы студента разрешается вве­дением на четырех курсах свободного дня в шестидневку, когда студенты работают не по расписанию. Для студентов III и IV курсов установлены обязательные годовые академические пись­менные работы на темы, связанные с программным материалом ведущих дисциплин. Эти работы должны давать студенту на­выки в самостоятельной научной и научно-исследовательской работе. Проделав такие работы под руководством преподава­теля, студент легче будет справляться с дипломной работой на V курсе.

Видное место в учебном процессе занимают научные студен­ческие кружки, работающие под руководством кафедры. Вполне жизненными оказались кружки астрономический, физический, геодезический. Приступил к работе кружок по вопросам меха­ники, химический, манчжуроведения и др.

В области работ отдельных кафедр необходимо остановиться в первую очередь на работе лингвистических кафедр восточ­ного факультета. Изучению студентами восточных языков при­дается в университете исключительное значение. Восточные языки в учебных планах факультета занимают весьма значи­тельное место (60—70%). Студенты овладевают всеми элемен-

37

тами языка: разговорной речью, теорией языка, отдельными стилями его, литературным языком и основами восточных ли­тератур. Успеваемость студентов по восточным языкам доста­точно высока.

Для повышения культурного уровня студентов университе­том организованы циклы вечерних лекций по истории искус­ства, современному театру и литературоведению. Эти лекции, будучи необязательными, тем не менее весьма охотно посеща­ются студенчеством.

Для выполнения возложенных на него ответственных задач университет нуждается в укреплении преподавательскими кад­рами, научным оборудованием и расширении занимаемой им площади.

КАЗАКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

азакский государственный университет является молодым университетом, по существу находящимся еще в стадии становления.

Он открыт в январе 1934 года.

Бурный рост социалистического строительства в Казакстане в особенности за годы первой и начало второй пятилетки вы­разился, в частности, и в колоссальнейшем росте вузов и научно-исследовательских институтов.

Бывшая царская колония, население которой составляли 99% безграмотных, в настоящее время, благодаря националь­ной политике нашей ленинской партии, покрылась огромней­шей сетью низших и средних школ и насчитывает более 12 ву­зов и более 10 научно-исследовательских институтов.

Казанский государственный университет является заверше­нием целой системы вузов, организованных за последние годы, среди которых он призван быть подлинным центром науки и культуры.

Согласно утвержденному генеральному плану и проектам в этом году начинается постройка университетского городка. Го­родок будет состоять из шести отдельных корпусов для учеб­ных и научных целей университета и его рабфака; нескольких домов с сотней квартир для профессорско-преподавательского состава, студенческих общежитий, рассчитанных на полторы тысячи студентов, клуба и целого ряда других помещений. Здесь же; отводится четыре квартала для ботанического сада.

37*

Многообразные требования предъявляются к университету со стороны быстро преобразующегося в подлинно социалисти­ческий Казакстан; многообразно поэтому становится и содер­жание работы Казанского университета.

С самого начала в системе университета открываются физико-математический, биологический и химический факультеты. В течение 1935 года намечены к открытию еще три факульте­та: исторический, литературно-лингвистический и эконом-гео­графический.

Организованные университетом до постройки новых универ­ситетских зданий собственные лаборатории и кабинеты удов­летворяют полностью научные и учебные нужды в настоящее время. За несколько месяцев университет приобрел значитель­ное лабораторное оборудование по кафедрам физики, химии и биологии.

Заново приходится университету создавать и библиотеку, ко­торая насчитывает уже сейчас до 17 тысяч томов.

Плохо обстоит дело с научной и учебной литературой на ка­закском языке. А между тем ясно, что без этой литературы не­возможно успешно осуществить коренизацию учебного про­цесса. Отсутствие литературы на родном языке затрудняет так­же в известной мере и усвоение проходимого курса студентами.

Научными и преподавательскими кадрами в основном уни­верситет обеспечен. Неудовлетворительно однако положение ве­щей с национальными кадрами. Упорная борьба на этом важ­нейшем участке в недалеком будущем поможет университету достигнуть значительных результатов.

Становясь кузницей высококвалифицированных кадров, уни­верситет не может забывать специфичности своих задач в ус­ловиях Казакстана. Он призван готовить кадры из коренного населения, прежде всего — из казаков.

В 1934 г. в университете обучается на всех факультетах и в подготовительных группах 130 казаков, а вместе с узбеками и татарами— 153 чел., что составляет 57% ко всем учащимся. Са­мо собой разумеется, что это совершенно недостаточно.

Университет приступил к политико-просветительной работе среди широких трудящихся масс Казакстана. В 1935 г. наме­чено более 50 публичных лекций и докладов на отдельные про-

изводственно-технические, общественно-политические и обще­научные темы. Уже сейчас прочитано в разных пунктах г. Алма-­Аты силами университетов более 10 докладов.

Огромнейшие природные богатства Казакстана, колоссаль­ный размах строительства промышленных и сельскохозяйствен­ных гигантов, богатство флоры и фауны, необходимость разви­тия образцового животноводства, малая исследованность всех природных условий края, наконец, бедность научной и учебной литературы на казанском языке, в чем так сильно нуждается сейчас коренное население Казакстана, — все это настоятельно и неотложно требует от научной мысли Казакстана огромней­шего напряжения и высокой по качеству работы. И нет сомне­ния, что большая доля этой работы будет возложена на универ­ситет.

На 1934/1935 уч. год университетом разработан план научно-исследовательских работ, охватывающий ряд тем. План согла­сован с соответствующими хозяйственными организациями и научно-исследовательскими институтами Казакстана и исходит из практических потребностей соцстроительства. В самое бли­жайшее время университет широко разовьет участок своей на­учной работы, в особенности после того, как окрепнет его ма­териальная база.

Как уже указывалось, в настоящее время в составе универ­ситета имеется три факультета: биологический, физико-матема­тический и химический.

Остановимся вратце на работе каждого из них.

Биологический факультет организован в составе двух отде­лений — ботанического и зоологического, при чем в соответ­ствии с основными нуждами Казакстана в первую очередь на­мечены следующие профили специалистов по вышеназванным разделам: 1) по позвоночным животным с уклоном в ихтиоло­гию; 2) по беспозвоночным с уклоном в энтомологию и пара­зитологию; 3) по систематике цветковых растений и 4) по гео­ботанике.

По зоологии намечены темы, касающиеся проблемы есте­ственно-исторического районирования Казакстана, а именно: составляется пособие для определения и изучения пресмыкаю­щихся и земноводных Казакстана, а также начато изучение си-

стематики и географии стрекоз Казакстана. Выдвинут вопрос об изучении эндемичных форм рыб, совершенно не изученных до сих пор и игнорируемых рыбохозяйственными органами. Разрабатывается также вопрос филогении отдельных особенно­стей, специфических для известковых типов органического ми­ра. Часть этих работ уже подготовляется к печати.

В области ботаники разрабатывается важный для Казахстана вопрос изучения сенокосов и пастбищ, связанный с. проблемой организации кормовой базы для животноводства, и вопрос о сорных растениях, связанный с проблемой повышения урожай­ности полевых культур. Работа связана с производственной ра­ботой подшефного университету колхоза. В работе принимают также участие зоологи, химики и геологи-почвоведы.

На химическом факультете намечена подготовка специали­стов по неорганической химии с уклонами — аналитическая и физическая химия и по органической химии.

Кафедра химии приступила к разработке следующих тем: 1) определение огнеупористости глин Казакстана по их хими­ческому составу; 2) увеличение связности, пластичности и во­донепроницаемости известняков и глин Казакстана под влия­нием различных электролитов коллоидально вяжущих материа­лов; 3) пирогенетические реакции при ожигании казакстанскнх углей и их нормический эффект; 4) исследование местного сырья для стекольного производства и составление шихты; и 5) выработка методов и аппарутуры для исследования струк­туры материалов при помощи коллоидного пучка.

Кафедра не подменяет более практическую работу завод­ских лабораторий и научно-исследовательских институтов, со­ответствующих отраслей промышленности; она отбирает темы, особенно сложные, требующие комплексного оборудования, а иногда и комплексного (совместно с другими кафедрами уни­верситета) проведения.

Физико-математический факультет открыт в составе двух от­делений — физического (с намечаемыми специальностями — экспериментальная физика и геофизика) и математического.

Располагая учебными и научными помещениями, как-то: фи­зическими аудиториями, тремя лабораториями, механической мастерской и др., — кафедра физики в настоящее время уже

вполне может обслужить учебную работу первого курса по от­делам: механики, теплоты, молекулярной физики, электриче­ства и оптики.

В настоящее время при кафедре успешно работает слесарная мастерская с токарным, сверлильным и шлифовальным стан­ками, обслуживаемая квалифицированными слесарями.

Будучи далеко не достаточной, указанная материальная база тем не менее дает возможность кафедре физики вести не толь­ко учебную, но и научно-исследовательскую работу.

Кафедра постоянно консультирует по физическим вопросам местные хозяйственные учреждения и другие учебные заведения.

Привлекая к работе новые силы, вовлекая в нее наших моло­дых национальных научных работников, Казанский универ­ситет будет неустанно продолжать великое дело насаждения социалистической культуры на отдаленной окраине Союза. С каждым годом работа будет становиться плодотворнее, и нет никакого сомнения, что в скором будущем молодой, только-что созданный университет станет действительным очагом социали­стической культуры и науки необъятного Казакстана.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Предисловие

Государственные университеты РСФСР 1

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. Н. ПОКРОВСКОГО

Московский государственный университет им. М. Н. Покровского 21

Институт математики и механики МГУ 35

Научно-исследовательский институт физики МГУ 45

Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга

при МГУ 56

Научно-исследовательский институт зоологии МГУ 72

Микробиологический научно-исследовательский институт МГУ 83

Научно-исследовательский институт почвоведения МГУ 100

Научно-исследовательский институт географии МГУ 106

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. С. БУБНОВА

Ленинградский государственный университет им. А. С. Бубнова 125

Научно-исследовательский институт математики и механики ЛГУ 143

Научно-исследовательский физический институт ЛГУ 154

Институт прикладной физики ЛГУ 169

Научно-исследовательский химический институт ЛГУ 178

Астрономическая обсерватория ЛГУ 184

Петергофский биологический институт ЛГУ 190

Физиологический институт ЛГУ 203

Географо-экономический научно-исследовательский институт ЛГУ 211

НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ МОСКВЫ И ЛЕНИНГРАДА

Государственная академия истории материальной культуры им. акад.

Н. Я. Марра 223

Ленинградский институт истории, философии и лингвистики 236

Ленинградский научно-исследовательский институт языкознания 256

Московский историко-философский и литературный институт 261

Государственный астрономический институт 272

Государственный радиевый институт 294

Государственный рентгенологический, радиологический и раковый

институт 308

Институт по изучению мозга им. Бехтерева 322

Государственный научный институт им. П. Ф. Лесгафта 340

Научно-исследовательский институт физиологии 365

Институт экспериментального морфогенеза 381

Государственный научно-исследовательский институт психологии 397

СОДЕРЖАНИЕ

УНИВЕРСИТЕТЫ И НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КАЗАНИ, САРАТОВА, ТОМСКА, ВОРОНЕЖА, ПЕРМИ, СВЕРДЛОВСКА, ГОРЬКОГО, РОСТОВА-НА-ДОНУ, ИРКУТСКА, ВЛАДИВОСТОКА,

АЛМА-АТА

Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Левина 409

Химический научно-исследовательский институт им. Бутлерова 428

Астрономическая обсерватория им. Энгельгардта 433

Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского 444

Томский государственный университет им. В. В. Куйбышева 453

Сибирский физико-технический институт 464

Воронежский государственный университет 480

Воронежский научно-исследовательский институт коллоидной хамив 499

Пермский государственный университет 507

Пермский биологический институт 517

Свердловский государственный университет 529

Горьковский государственный университет 536

Горьковский физико-технический институт 542

Ростовский на-Дону государственный университет 549

Восточно-сибирский государственный университет 555

Иркутский биолого-географический институт 566

Дальневосточный университет 573

Казанский государственный университет 579

Ответственный редактор Г. И. БРОЙ­ДО. Редакционную работу провел В. М. ГАЛЬПЕРИН, оформил и на­блюдал за выпуском А. Т. РЖЕЧИЦ­КИЙ, корректуру держала Е. А. СМИР­НОВА. Переплет, супер-обложка и гравюры работы художника А. В. КАПЛУН. Набрано и отпечатано в тип. им. Бухарина. Тираж 2000 Сда­но в набор 3/XII-34 г. Подп. в печ. 3/II-35 г. Формат бумаги 62 × 94. Авторек. лист. 46. Бумажных ли­стов 18 9/16 + 6 вклеен. Печ. зн. в буж. листе 101.000. Заказ № 1560. Упол­номоч. Главлита В-104011. Выход

в свет февраль 1935 г.


Постановлением СНК РСФСР от 20 августа 1934 г. принято предло­жение НКПроса РСФСР о разделении с 1 января 1935 г. Института мате­матики и механики МГУ на два самостоятельных института: институт мате­матики и институт механики.

Создание самостоятельного Научно-исследовательского института меха­ники, нужно надеяться, даст мощный импульс развитию и росту научно-исследовательской мысли, даст новые кадры ученых механиков и будет содействовать развитию технических достижений.

По Башкирии часть наблюдений уже опубликована в статьях Борзова, Семихатовой, В. Ламакина.

Превосходные работы Н. Н. Соколова и К. К. Маркова, Егорова, Гладцина, хорошо известные всем географам, охватывают значительно меньшие площади.

В только что напечатанной в № 9/10 «Petermanns Mitteilungen» статье С. В. Обручев положил в основу своей карты В. Сибири для Пенжинского района карту Бондаренко и Соловьева.

Для студентов-экономгеографов участие в этих обследованиях было исключительно полезным видом летней производственной практики; здесь они получали возможность работать по первоисточникам, видя собствен­ными глазами объекты своего исследования и охватывая одновременно все отрасли хозяйства, а также и природные, условия. Никакая другая хозяйственная организация, работающая в области промышленности или сельского хозяйства, не могла бы дать настолько всесторонней, в полном смысле слова, экономической практики.

Исторический очерк принадлежит перу скончавшегося в 1934 году директора НИФИ заслуженного деятеля науки проф. О. Д. Хвольсона.

Напомним, что гелий, находящийся в природных объектах, скопляется в них благодаря радиоактивному распаду.

Подробное изложение этих работ см. Л. В. Мысовский, Космические лучи, 1930 г.

До настоящего времени с 1927 г. издано 7 томов общим объемом свыше 100 печ. листов в приготовлены к печати VIII, IX в X тома.

Издано 8 выпусков.

В 1934 г. в связи с приездом В. И. Архарова и А. Е. Брюханова развернуты работы по изучению процессов диффузии металлов и по вопро­сам кристаллизации и мозаичной структуры металлов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Закону "об опеке и попечительстве" Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 марта 2010 года Издание второе, переработанное и дополненное

    Закон
    Андропов Вадим Владимирович, заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - ст. ст. 156 - 160, 162 - 166 Семейного кодекса РФ.
  2. К. С. Гаджиев введение в политическую науку издание второе, переработанное и дополненное Москва • "Логос" • 1999 ббк 60. 5 Г13 Федеральная программа

    Программа
    Г13 Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: Издательская корпорация "Логос", 1 .
  3. Курс лекций издание второе, переработанное и дополненное (1)

    Курс лекций
    засл. деят. науки РФ, д.ю.н, проф., академик РАЕН М.И. Байтин - темы 1, 3, 4 (§ 2,3 в соавторстве), 6,8,15; д.ю.н., проф., академик МАН ВШ В.В. Борисов – тема 25: к.
  4. Курс лекций издание второе, переработанное и дополненное (2)

    Курс лекций
    засл. деят. науки РФ, д.ю.н, проф., академик РАЕН М.И. Байтин - темы 1, 3, 4 (§ 2,3 в соавторстве), 6,8,15; д.ю.н., проф., академик МАН ВШ В.В. Борисов – тема 25: к.
  5. Мировой кризис: Общая Теория Глобализации Издание второе, переработанное и дополненное Москва, 2003

    Реферат
    Наставникам, хранившим юность нашу, Всем честию - и мертвым, и живым, - К устам подъяв признательную чашу,Не помня зла, за благо воздадим.(А.С. Пушкин)

Другие похожие документы..