Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Опишите, как на Ваш взгляд, мог бы проходить спор между Аристотелем и Фомой Аквинским по вопросам торговли и ростовщичества? Какие аргументы в пользу...полностью>>
'Программа'
Гражданское процессуальное право. Программа и учебно-методические материалы по специальности 021100-Юриспруденция.- Красноярск: филиал НОУ ВПО «СПб И...полностью>>
'Документ'
Паранеопластические симптомы Гипотезы патогенеза ПНС Классификация паранеопластических симптомов Патогенетические факторы паранеопластических расстро...полностью>>
'Документ'
Сохранено со страницы в Интернет: /sovet/book_00.htm Библиотекарям: Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения. Автор: Е.Н.Ястребцева, к...полностью>>

И научные учреждения второе переработанное и дополненное издание

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Подготовка географов ведется в 6 университетах: Москов­ском, Ленинградском, Казанском, Томском, Саратовском, Иркутском. В связи с постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР о преподавании географии с 1934/35 уч. года открыт гео­графический факультет при Воронежском университете и но­вые географические кафедры (Ленинградский, Саратовский,

Казанский и Томский университеты), на старших курсах чи­таются факультативные дисциплины и проводится ряд меро­приятий по повышению квалификации учительства (курсы, се­минары, консультации и пр.). В осенний набор принято на гео­графические факультеты университетов 337 чел. (по физиче­ской и экономической географии).

В настоящее время мы имеем в РСФСР 13 университетов и 2 института университетского типа со следующей структурой и количеством студентов (см. таблицу).

Общее количество учащихся выросло с 4171 в 1930 г. до 17 тыс. в 1934/35 уч. году.

Социальный состав учащихся университетов значительно улучшился, и в 1934 г. имеется рабочих и их детей — 45,9 % (вместо 35,2% в 1930 г.), 6,5% колхозников (вместо 2,2% в 1930 г.) и 6% трудящихся крестьян-единоличников, 11,9% пе­дагогов и детей специалистов и остальные — дети трудящихся других категорий.

Общее количество профессорско-преподавательского состава 1 685 чел., из них профессоров — 380, доцентов — 554, асси­стентов— 751. Окончивших советские вузы: профессоров —18,1%, доцентов—48%, ассистентов — 60,3%. В сравнении с 1933 г. (1 октября) количество профессоров увеличено на 60 чел. Университеты располагают весьма ценным учебным и научным оборудованием (особенно МГУ, ЛГУ, Казанский и Томский).

Значительно слабее периферийные университеты, которые были открыты в 1931 г. За эти годы Наркомпросом был проведен ряд мероприятий по укреплению молодых уни­верситетов. Получено несколько помещений для учебных занятий и общежитий, возвращено частично оборудование вы­делившихся из университетов вузов, созданы новые лабора­тории и кабинеты и привлечены для работы высококвалифи­цированные специалисты. Несмотря на эти мероприятия, а так­же в связи с огромным ростом требований к университетскому образованию, учебно-материальная база является далеко не удовлетворительной и требуются значительные капиталовло­жения как в новое строительство, так и в учебно-научное обо­рудование. Ряд университетов (Московский, Ленинградский,

№№ по порядку

НАЗВАНИЕ УНИВЕРСИТЕТА

Число студент.

ФАКУЛЬТЕТЫ

Колич. специ­альност.

1.

Московский гос. уни­верситет им. М. Н. Пок­ровского

3 942

1. Физический

2. Математики и механики

3. Химический

4. Биологический

5. Почвенно-географический

6. Исторический

42

2.

Ленинградский гос. уни­верситет им. А. С. Буб­нова

3 948

1. Физический

2. Математики и механики

3. Химический

4. Биологический

5. Геолого-почвенно-геогра­фический

6. Исторический

50

3.

Казанский гос. универ­ситет им. В. И. Уль­янова-Ленина

1406

1. Физмат

2. Химический

3. Биологический

4. Геолого-почвенно-геогра­фический

25

4.

Томский гос. универ­ситет им. В. В. Куйбы­шева

1526

1. Физмат

2. Химический

3. Биологический

4. Геолого-почвенно-геогра­фический

28

5.

Воронежский гос. уни­верситет

1038

1. Физмат

2. Химический

3. Биологический

4. Географический

18

6.

Саратовский гос. уни­верситет им. Чернышев­ского

1161

1. Физмат

2. Химический

3. Биологический

4. Геолого-почвенно-геогра­фический

16

7.

Пермский гос. универ­ситет им. А. М. Горь­кого

788

1. Физмат

2. Химический

3. Биологический

4. Геологический

11

8.

Ростовский гос. универ­ситет

664

1. Физмат

2. Химический

3. Биологический

4. Геологический

7

9.

Свердловский гос. уни­верситет

549

1. Физмат

2. Химический

3. Геологический

10

10

Горьковский гос. уни­верситет

537

1. Физмат

2. Химический

3. Биологический

№№ по порядку

НАЗВАНИЕ УНИВЕРСИТЕТА

Число студент.

ФАКУЛЬТЕТЫ

Колич. специ­альност.

11.

В о с т о чно-сибирский гос. университет

490

1. Физмат

2. Химический

3. Биологический

4. Геолого-почвенно-геогра­фический

13

12.

Дальневосточный гос. университет

608

1. Физмат

2. Химический

3. Востоковедения

10

13.

Казанский гос. универ­ситет

355

1. Физмат

2. Химический

3. Биологический

17 012

ИНСТИТУТЫ

14.

Московский историко-философский институт

934

1. Исторический

2. Философский

3. Литературы, языка и ис­кусствознания

8

15.

Ленинградский инсти­тут истории, философии и лингвистики

926

1. Исторический

2. Философский

3. Литературы

4. Языкознания

19

1 860

Казанский, Томский, Саратовский и др.) имеет крупнейшие на­учные библиотеки, насчитывающие до миллиона и более томов, в числе которых есть немало таких книг, которые являются редчайшими экземплярами мировой литературы.

Все эти условия позволяют университетам выполнить по­ставленные перед ними партией и правительством задачи. Вы­пускаемые из университетов специалисты используются в си­стеме различных ведомств. Так, из выпуска 1934 г. в количе­стве 773 чел. 549 были использованы в научных учреждениях промышленности, сельского хозяйства и других отраслях.

В научно-исследовательских институтах: теплотехническом, химическом, им. Карпова, Институте азота, редких минералов,

льноводства, пушного зверя, сахарной промышленности, удо­брений, гидротехники и мелиорации, шелководства и ряде дру­гих институтов значительное количество специалистов имеет университетское образование.

Одним из недостатков в использовании университетских специалистов является совершенно незначительное использова­ние их для работы в старших классах (8, 9 и 10) средней шко­лы. Огромный рост средней школы ставит перед университе­тами задачу подготовить преподавателей для работы и на этом участке, не изменяя целевой установки университетов на под­готовку научного работника. В целях педагогической подготов­ки университетских специалистов в учебный план введены пре­подавание педагогики и методики и педагогическая прак­тика.

Рост университетского образования выражается не только в количественных показателях сети, кадров и учащихся, но и в перестройке содержания работы, что особенно заметно, в последние два года работы.

Решение ЦИК СССР от 19 сентября 1932 г. вскрыло суще­ственные недочеты в постановке университетского образования. Обилие специальностей, совершенно недостаточное время для теоретической подготовки университетского специалиста, от­водимое в учебном плане, извращения в методах преподава­ния — отсутствие индивидуального учета, неудовлетворитель­ная постановка производственной практики, — все это снижало качество подготовки университетских специалистов. В настоя­щее время указанные недостатки в значительной мере уже из­житы.

Количество университетских специальностей сокращено с 78 до 49 путем слияния родственных специальностей. Пере­смотрена номенклатура специальностей по отдельным универ­ситетам с учетом хозяйственных потребностей края и возмож­ности их развития в данном университете.

Учебные планы подверглись коренной переработке, ликви­дирована неустойчивость и ежегодный пересмотр учебных пла­нов, введены стабильные учебные планы. Общенаучные и спе­циальные дисциплины занимают 80—85%, проведена унифи­кация первых курсов в пределах факультетов, и специализация

начинается с III курса, а на исторических факультетах с IV курса.

Пересмотрены университетские программы. Качество про­грамм значительно повысилось. В них отражены последние достижения науки и техники, достигнута большая систематич­ность и наличие исследовательских элементов.

По отзывам ученых комитетов по университетским дисци­плинам учебные планы и программы университетов в настоя­щий момент вполне соответствуют требованиям университет­ского образования.

Производственная практика в университетах подверглась за последние два года коренной реорганизации. Если студент до решения ЦИК СССР с I же курса проходил производственную практику, которая занимала у него 50% времени, то теперь производственная практика начинается с III курса и занимает 30—40% учебного времени. На I и II курсах студент в лабо­раториях университета получает навыки обращения с инстру­ментарием и экспериментирования, а для некоторых специаль­ностей (геологи, географы) проводится полевая практика.

Таким образом к прохождению практики на III курсе сту­дент является более подготовленным как теоретически, так и практически, имея навыки обращения с основными инструмен­тами и лабораторным оборудованием. Отсюда значительно по­высилось качество самой практики, и практика стала отвечать Задаче подготовки университетского специалиста. Все же на сегодняшний день вопрос о производственной практике разре­шен еще не полностью. Основным затруднением в организации производственной практики является отсутствие необходимых для практики баз, которые находятся в системе других ве­домств. Базы даются с большими ограничениями, приходится изыскивать дополнительные базы, а отсюда большая разбросан­ность их и трудность руководства производственной практи­кой.

Методы преподавания в университетах за последние два года также улучшились. Значительно усилена систематическая ла­бораторная работа студентов под руководством преподавате­лей, которая занимает от 40 до 60% учебного времени.

На младших курсах лабораторные работы в большинстве

связаны с лекциями, имея задачей проработать и закрепить лек­ционный материал, дать необходимые навыки в обращении с лабораторным инструментарием и аппаратурой, а на старших курсах проводятся практикумы, где студенты работают уже бо­лее самостоятельно. Введение лекции как одного из основных методов преподавания также повысило уровень учебной рабо­ты. Лекции занимают в среднем около 30% учебного времени и читаются как правило высококвалифицированной профес­сурой. В них находят свое отражение последние достижения науки и техники, и они сопровождаются демонстрациями, опы­тами и экспериментами. Ведется систематическая борьба за повышение качества лекций путем конкурсов, показа образцо­вых лекций, разработки их методики и т. д. Многие профессо­ра уже дают образцы высокого мастерства в чтении лекции как со стороны содержания, так и со стороны методики.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Закону "об опеке и попечительстве" Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 марта 2010 года Издание второе, переработанное и дополненное

    Закон
    Андропов Вадим Владимирович, заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - ст. ст. 156 - 160, 162 - 166 Семейного кодекса РФ.
  2. К. С. Гаджиев введение в политическую науку издание второе, переработанное и дополненное Москва • "Логос" • 1999 ббк 60. 5 Г13 Федеральная программа

    Программа
    Г13 Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: Издательская корпорация "Логос", 1 .
  3. Курс лекций издание второе, переработанное и дополненное (1)

    Курс лекций
    засл. деят. науки РФ, д.ю.н, проф., академик РАЕН М.И. Байтин - темы 1, 3, 4 (§ 2,3 в соавторстве), 6,8,15; д.ю.н., проф., академик МАН ВШ В.В. Борисов – тема 25: к.
  4. Курс лекций издание второе, переработанное и дополненное (2)

    Курс лекций
    засл. деят. науки РФ, д.ю.н, проф., академик РАЕН М.И. Байтин - темы 1, 3, 4 (§ 2,3 в соавторстве), 6,8,15; д.ю.н., проф., академик МАН ВШ В.В. Борисов – тема 25: к.
  5. Мировой кризис: Общая Теория Глобализации Издание второе, переработанное и дополненное Москва, 2003

    Реферат
    Наставникам, хранившим юность нашу, Всем честию - и мертвым, и живым, - К устам подъяв признательную чашу,Не помня зла, за благо воздадим.(А.С. Пушкин)

Другие похожие документы..