Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лабораторная работа'
В заданиях требуется описать абстрактный базовый класс и производные от него и создать параметризованную коллекцию объектов производных классов. Обесп...полностью>>
'Закон'
Административно-правовой статус государственных и негосударственных предприятий и учреждений Административно-правовой статус исполнительных органов ме...полностью>>
'Документ'
Эта книга написана для всех тех, кто встал на путь оздоровления и совершенствования. Для тех, кто выбрал смыслом своей жизни физическую и духовную эв...полностью>>
'Документ'
о нарушениях в документальном учете, правильности постановки бухгалтерского учета, роли счетных работников в совершении и сокрытии незаконных действи...полностью>>

Отчет о научно-исследовательской работе анализ сопоставимости статистических характеристик стратегического развития государств-участников СНГ

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Счетная палата Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НИИ СП)

ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

Анализ сопоставимости статистических характеристик стратегического развития государств-участников СНГ

Москва 2010

Реферат

Отчет содержит 171 страницу, 5 рисунков, 14 таблиц, используемых источников – 42.

Ключевые слова: Сопоставимость статистических характеристик; СНГ; СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ; паспорт показателя; анализ метаданных.

Объект исследования:

Целевые показатели национальных и наднациональных целеполагающих документов в области стратегического развития государств-участников СНГ.

Цель работы:

Целью работы является оценка сопоставимости статистических характеристик стратегического развития государств-участников СНГ на национальном уровне и проведение анализа положения государств-участников СНГ по показателям стратегического развития СНГ в 2007-2009 гг.

Для достижения поставленной цели в процессе выполнения исследовательской работы были решены следующие задачи:

- проведен анализ соответствия основных характеристик стратегического развития СНГ национальным стратегиям развития стран-участниц;

- на основе изучения паспортов показателей государств-участников СНГ выявлены и проанализированы национальные особенности построения стратегических показателей, отобранных в качестве характеристик стратегического развития СНГ;

- произведена оценка возможности достижения методологической однородности (сопоставимости) по показателям стратегического развития СНГ;

- проведён анализ положения государств-участников СНГ по показателям стратегического развития СНГ в 2007-2009 гг.

Результаты работы:

В ходе выполнения работ были получены следующие научные и практические результаты:

    • определены перечни показателей стратегического развития стран-участниц СНГ (закреплённые в национальных стратегиях развития) и установлена степень соответствия каждого из этих перечней основным характеристикам стратегического развития СНГ;

    • выявлены и сформулированы проблемы методологической сопоставимости показателей стратегического развития СНГ в конкретных условиях статистических систем стран СНГ;

    • разработаны унифицированные паспорта показателей, входящих в систему показателей стратегического развития СНГ.

Практическая значимость НИР обусловлена участием России в работе Экспертной группы по ключевым национальным показателям при Совете руководителей высших органов финансового контроля государств - участников СНГ. Одной из задач, поставленных перед Экспертной группой, является создание условия для обеспечения комплексного подхода к использованию ключевых национальных показателей в рамках проведения аудита эффективности и активизации взаимодействия ВОФК СНГ. Результаты, полученные в НИР, направлены на решение методологических проблем сопоставимости показателей стратегического развития государств-участников СНГ, что будет способствовать созданию условий для эффективного обмена опытом использования систем ключевых показателей при проведении ВОФК аудита эффективности.

СОДЕРЖАНИЕ

Нормативные ссылки 5

Определения, обозначения и сокращения 6

Введение 7

Заключение 62

Список использованных источников 65

Приложение А 69

Приложение Б 93

Приложение В 116

Нормативные ссылки

Настоящий Отчёт о НИР подготовлен в соответствии со стандартами:

ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе;

ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание.

Определения, обозначения и сокращения

В настоящем Отчете о НИР применяются следующие термины и сокращения с соответствующими определениями:

БЗ

База знаний

ВВП

Валовой внутренний продукт

ВОФК

Высший орган финансового контроля

ЕС, Евросоюз

Европейский Союз

ИНТОСАИ

Международная организация высших органов финансового контроля

ИПЦ

Индекс потребительских цен

КНП

Ключевой национальный показатель

МВФ

Международный валютный фонд

НИР

Научно-исследовательская работа

ООН

Организация объединённых наций

ОЭСР

Организация экономического сотрудничества и развития

РСГФ

Руководство по статистике государственных финансов

РФ

Российская Федерация

РА

Республика Армения

РБ

Республика Беларусь

РК

Республика Казахстан

СНГ, Содружество

Содружество Независимых Государств

СНС

Система национальных счетов

СНСД

Страница национальных сводных данных

ССРД

Специальный стандарт распространения данных

США

Соединённые Штаты Америки

ЦРДТ, ЦРТ

Цели развития Декларации тысячелетия

Введение

Целью настоящего исследования является оценка сопоставимости статистических характеристик стратегического развития государств-участников СНГ на национальном уровне и проведение анализа положения государств-участников СНГ по показателям стратегического развития СНГ в 2007-2009 гг.

Актуальность темы исследования обусловлена, в первую очередь, вновь наблюдаемой активизацией интеграционных процессов на постсоветском пространстве, необходимостью организационно-методологической поддержки этих процессов.

Основным интеграционным образованием на территории бывшего СССР является Содружество независимых государств, создание которого последовало непосредственно после распада СССР. Основными целями данной организации являются:

  • сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

  • всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;

  • обеспечение прав и свобод человека;

  • сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;

  • взаимная правовая помощь;

  • мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.

К сферам совместной деятельности государств-членов СНГ относятся:

  • обеспечение прав и основных свобод человека;

  • координация внешнеполитической деятельности;

  • сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;

  • сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;

  • охрана здоровья и окружающей среды;

  • вопросы социальной и миграционной политики;

  • борьба с организованной преступностью;

  • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

14 ноября 2008 года была утверждена Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года. Предполагалось, что претворение Стратегии в жизнь позволит обеспечить развитие интеграционного процесса в сфере экономики, более полно использовать экономические возможности каждого из государств Содружества, расширить их сотрудничество, повысить конкурентоспособность каждого государства, создать условия для вступления в мировую экономику, повысить жизненный уровень граждан государств - членов СНГ и т.д.

Для осуществления координации и контроля процесса реализации подобных стратегических документов целесообразно построение системы КНП с последующим осуществлением ВОФК аудита эффективности деятельности по достижению целевых значений КНП в каждой из стран-участниц.

В рамках данной работы будет проведён анализ текущей ситуации в странах СНГ на предмет оценки степени достижения значений целевых показателей, заложенных в Стратегии СНГ, а также методологическая проработка связанных с этим вопросов. С этой целью будут проведены:

  • оценка сопоставимости статистических характеристик стратегического развития государств-участников СНГ на национальном уровне с показателями Стратегии СНГ;

  • анализ национальных особенностей построения стратегических показателей, отобранных в качестве характеристик стратегического развития СНГ;

  • оценка возможности достижения методологической однородности (сопоставимости) по показателям стратегического развития СНГ;

  • разработка проекта унифицированных паспортов показателей, входящих в систему показателей стратегического развития СНГ;

  • анализ положения государств-участников СНГ по показателям стратегического развития СНГ в 2007-2009 гг.

  1. Изучение соответствия основных характеристик стратегического развития СНГ национальным стратегиям стран-участниц

14 ноября 2008 года в Кишиневе совет глав правительств СНГ утвердил Стратегию экономического развития СНГ на период до 2020 года (далее – Стратегия). В тексте документа (см. Приложение А) указывается, что Стратегия нацелена на обеспечение стабильного и сбалансированного экономического роста, экономической безопасности, повышение благосостояния и качества жизни населения государств-участников Содружества. Среди приоритетных направлений названы "завершение формирования и функционирование зоны свободной торговли в рамках СНГ в соответствии с нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО), формирование предпосылок для создания общего экономического пространства, развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь, сельскохозяйственной, создание эффективных механизмов валютно-финансового сотрудничества" и т.п. Все эти и подобные им формулировки, присутствующие не только в рассматриваемом документе, но и практически во всех национальных стратегиях, являются лишь декларацией о намерениях и не поддаются какой-либо серьёзной количественной оценке.

Однако, в разделе «Заключение» Стратегии приведены конкретные целевые ориентиры развития СНГ к 2020 году. Их десять:

Таблица 1. Целевые показатели Стратегии экономического развития СНГ до 2020 года

п.п.

Показатель

Целевое значение

1

рост реального ВВП

в 2,4–2,7 раза

2

рост объемов взаимной торговли

в 2,5–3 раза

3

рост производительности труда

в 2,5–3 раза

4

снижение энергоемкости единицы ВВП

на 70 %

5

расходы на науку на конец периода, % к ВВП

3–4

6

расходы на образование на конец периода,  % к ВВП

5–6

7

расходы на здравоохранение на конец периода,  % к ВВП

5–6

8

увеличение доли государств – участников СНГ в мировой экономике

на 4,5–5 %

9

рост реальных доходов на душу населения

в 3,3–3,7 раза

10

децильный коэффициент доходов (соотношение 10 % богатого населения к 10 % бедного)

не более чем в 5 раз

В тексте документа указывается, что осуществление Стратегии экономического развития позволит государствам - участникам СНГ достичь данных параметров.

В соответствии с нормами международного права, нашедшими отражение в Конституциях стран-членов СНГ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы государств и превалируют над национальными нормами. Поэтому, в случае принятия на себя международных обязательств в той или иной сфере, государство обязано учесть эти обязательства в соответствующих национальных документах.

Таким образом, можно считать, что заданные в Стратегии интервалы значений являются целевыми ориентирами для каждой из стран-участниц СНГ в отдельности.

Далее, в рамках данного пункта, по каждой из стран-участниц СНГ мы рассмотрим стратегические национальные целеполагающие документы и оценим их на предмет соответствия целям, определённым в Стратегии.

Россия

В России имеется два долгосрочных целеполагающих документа, широко охватывающих различные сферы жизни общества. Это доклад «Россия в 2015 году: Цели и приоритеты развития (адаптированные ЦРТ ООН)», подготовленный группой российских экспертов при поддержке Программы развития ООН (ПРООН) и «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (далее – КДР), утверждённая Правительством РФ. Первый документ ориентирован в большей степени на решение социальных проблем, в то время как второй – на достижение целей экономического развития, что в большей степени соответствует тематике Стратегии экономического развития СНГ. Поэтому в рамках настоящего исследования в качестве национальной стратегии развития России мы будем рассматривать именно КДР.

Обратимся теперь непосредственно к сопоставлению КДР со Стратегией. КДР была принята практически одновременно со Стратегией, имеет одинаковый с ней горизонт планирования (до 2020 года) и многие целевые показатели у этих двух документов совпадают или близки по содержанию. Одновременно с этим, целевые значения показателей, достижение которых планируется на 2020 год, как правило, заметно различаются. Например, Стратегия предполагает увеличение доли государств СНГ в мировой экономике к 2020 году на 4,5-5 процентных пункта, т.е. практически в 2 раза, а в КДР планируется увеличить долю России в мировом ВВП с 3,2% в 2007 г. до 4,3% в 2020, т.е. всего примерно на треть. Это само по себе уже практически делает невозможным выполнение цели, поставленной в Стратегии, т.к. Россия обеспечивает примерно 3/4 ВВП СНГ. Кроме того, в Стратегии планируется рост реальных доходов населения к 2020 г. в 3,3-3,7 раза, а в КДР – в 2,6 раза. Ещё одно серьёзное противоречие – Стратегия планирует снизить дифференциацию населения по уровню доходов (по коэффициенту фондов – соотношение доходов 10 процентов самых богатых и 10 процентов самых бедных) к 2020 г. до 5 раз, а КДР – лишь до 12,8 раз.

В целом ситуацию можно охарактеризовать так: в России принят стратегический целеполагающий документ, в основном созвучный целям, сформулированным в Стратегии экономического развития СНГ, однако принятые в нём целевые значения не вполне соответствуют принятым в Стратегии.

Белоруссия

В мае 2004 года в Республике Беларусь была принята «Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.» (далее – НСУР-2020). Впервые НСУР Республики Беларусь (НСУР-97) была разработана и одобрена Правительством страны в 1997 г. Она основывалась на идейных принципах и методологических подходах «Повестки дня на XXI век», определенных Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Разработка НСУР проводится в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь». В настоящее время ведётся разработка НСУР–2025 (на период 2011-2025).

НСУР-2020 была призвана учесть изменения, произошедшие в стране и мире за последние годы, а также важнейшие программные документы, принятые в Республике Беларусь, новые международные соглашения, в том числе Декларацию тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятую Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г., Политическую декларацию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.) и др.

НСУР-2020 является единственным в Беларуси целеполагающим документом, горизонт планирования которого совпадает со Стратегией СНГ. Все прочие целеполагающие документы в стране принимаются на основе действующей НСУР и имеют гораздо меньший горизонт планирования (как правило, до 5 лет), а, следовательно, никак не подходят для сопоставления со Стратегией.

Однако, в НСУР-2020 лишь один целевой показатель – коэффициент дифференциации доходов – совпадает с целевыми показателями Стратегии. Его пороговое значение в НСУР-2020 – 10 раз, целевое – 6. Целевое значение в Стратегии – 5 раз. Все остальные показатели НСУР (основная масса – экологической направленности) никак не соотносятся с показателями Стратегии.

Таким образом, можно сделать вывод, что национальный стратегический целеполагающий документ Республики Беларусь ориентирован на другие международные организации и никак не соотносится с целеполагающим документом СНГ, что, однако, не удивительно, учитывая, что документ Беларуси был принят на 4 года раньше документа СНГ. В этой связи будет интересно сопоставить со Стратегией новый НСУР-2025, когда он будет, наконец, принят.

Украина

В настоящее время в стране нет действующих стратегических целеполагающих документов национального уровня в сфере социально-экономического развития, однако, ведётся разработка Стратегии развития Украины, которая должна быть обнародована во втором полугодии 2010 года.

Основным целеполагающим документом в стране на данный момент является «Программа экономических реформ Президента Украины на 2010–2014 годы». В основном целевые показатели в ней направлены на преодоление последствий мирового финансово-экономического кризиса (сокращение дефицита бюджета, снижение уровня инфляции, стабилизация государственного долга в % к ВВП и т.д.) и носят среднесрочный характер.

Казахстан

Основным стратегическим документом, определяющим направление долгосрочного развития Республики Казахстан является «Стратегия Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», обнародованная в октябре 1997 года. Стратегия состоит из 7 долгосрочных приоритетов: национальная безопасность, внутриполитическая стабильность и консолидация общества, экономический рост, здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана, энергетические ресурсы, инфраструктура, транспорт и связь, профессиональное государство.

Однако данный документ не содержит каких-либо конкретных, измеримых целевых ориентиров. Указом Президента от 4 декабря 2001 года № 735 был утвержден «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года», который стал первым этапом реализации долгосрочной Стратегии «Казахстан – 2030» и определил приоритеты и цели развития страны до 2010 года. Указом Президента от 1 февраля 2010 года № 922 был утверждён «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года». В рамках этого документа были подведены итоги выполнения предыдущего Стратегического плана, определены глобальные тенденции и конкретные направления развития государства, а также поставлен ряд количественно определённых стратегических целей. В частности, есть 2 целевых показателя, совпадающих с таковыми в Стратегии СНГ:

1) рост реального ВВП в 2020 году минимум на треть к уровню 2009 года (в Стратегии СНГ – в 2,4-2,7 раза к уровню 2007 г.);



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о научно-исследовательской работе, проведенной по заказу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Тема

    Публичный отчет
    Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ, АРХИТЕКТУРА ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВА, АБСТРАКТНАЯ АРХИТЕКТУРА, АГЕНТ, СЕРВИС, РЕПОЗИТОРИЙ, ЭЛЕКТРОННЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ, РЕГЛАМЕНТ.
  2. Отчет о научно-исследовательской работе разработка концепции Объединенных Государственных и муниципальных Информационных ресурсов (огир) по теме

    Публичный отчет
    №21.3.13. «Разработка предложений по созданию единой системы выявления, использования и внедрения объединенных государственных и муниципальных информационных ресурсов»
  3. Отчет о научно-исследовательской работе по теме: №21 «Разработка рекомендаций по созданию и использованию единой системы объединеных государственных и муниципальных информационных ресурсов» (Заключительный)

    Публичный отчет
    Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ, АРХИТЕКТУРА ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВА, АГЕНТ, МЕТАДАННЫЕ, ПОРТАЛ, РЕПОЗИТОРИЙ, РЕГЛАМЕНТ, СЕРВИС.
  4. В. С. Холзаков Государственное научное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации»

    Реферат
    Государственное научное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации» (Реферативный сборник научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,
  5. Отчет Опроведении научно-исследовательской работы «исследование проблем в сфере малого предпринимательства, возникающих при присоединении российской федерации к всемирной торговой организации»

    Публичный отчет
    3. Анализ возникающих в связи с присоединением к ВТО угроз и возможностей развития малого предпринимательства, оценка внутренних и внешних ресурсов российского малого предпринимательства,

Другие похожие документы..