Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Кодекс'
В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 31.03.2011 № 128 «...полностью>>
'Документ'
Львов. Встреча каждого туриста. 09:00 Пешеходная экскурсия по Львову «Только во Львове». Свободное время. 20:30 – Сбор группы на ж/д вокзале. 21:00 – ...полностью>>
'Программа'
«ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ШКОЛЫ – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИ...полностью>>
'Лекция'
Таким образом, чтобы найти элемент матрицы , нужно все элементы i-ой строки матрицы A умножить на соответствующие элементы j-го столбца матрицы B и п...полностью>>

Использование на уроках математики здоровьесберегающих технологий как средство преодоления проблем в обучении учащихся с задержкой психического развития (зпр)

Главная > Курсовая работа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВИПКРО

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Использование на уроках математики здоровьесберегающих технологий

как средство преодоления проблем

в обучении учащихся

с задержкой психического развития (ЗПР)»

Выполнил:

учитель математики

МОУ «ООШ №5»

Овсова Т.Н.

2010 г

г. Гусь – Хрустальный

Владимирской области

Содержание

Формулировка

Страницы

Введение. Актуальность выбранной темы.

3

Глава 1. Проблема здоровья школьников и здоровьесберегающие технологии.

5

1.1. Здоровье школьников

5

1.2. Здоровьесберегающие технологии

6

1.3. Особенности организации коррекционно-развивающей работы в классах выравнивания.

8

Глава 2. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики.

14

2.1. Особенности целей, средств и содержания обучения математике при использовании здоровьесберегающих технологий.

14

2.2. Требования к содержанию обучения математике с позиции здоровьесбережения.

15

2.3. Организация уроков математики в условиях здоровьесберегающего обучения.

15

Заключение

26

Литература

27

Использование ИНТЕРНЕТ – ресурсов

27

Приложения

1. Конспект урока математики, проведенного в рамках декады по профилактике наркомании, алкоголизма и курения по теме:

"Проценты. Решение задач" в 6-м классе.

2. Инструкция по проведению самомассажа активных точек ушей и лица

3. Примеры упражнений для глаз

4. Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

5. Анализ урока с позиции здоровьесбережения

28

37

37

39

40

Введение

Актуальность выбора темы

Выбор темы моей курсовой работы обусловлен несколькими причинами.

Во-первых, в настоящее время в условиях вариативности образования успешная деятельность общеобразовательной школы и образовательного учреждения становится немыслимой без организации системы КРО детей, испытывающих трудности в усвоении учебной программы, в адаптации к школе и социальному окружению. Наша школа находится в старом районе. Жилищный фонд микрорайона школы представлен преимущественно частным сектором. Социально-профессиональный состав семей низкого уровня. Школа находится на окраине города, то есть далеко от социально-культурного центра. Изменения в сфере образования в связи с новыми приоритетами социального развития общества имели и для нашей школы негативные последствия. В результате, безусловно положительного фактора – развития в городе гимназий, школ с углубленным изучением ряда учебных предметов, происходит отток наиболее способных учащихся в эти образовательные учреждения. И, наоборот, наблюдается приток детей с проблемами психического развития (главным образом, интеллектуального и речевого) в нашу основную общеобразовательную школу, в результате чего она превратилась в полифункциональную: обучающую, воспитательную, развивающую (традиционные функции), и в психокоррекционую, оздоровительную (совершенно новые функции). На данный момент наша школа – школа равных возможностей – адаптивная, со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные учащиеся, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.

Во-вторых, одной из проблем, которые наиболее ярко обострились в последнее десятилетие, является проблема здоровья населения страны и подрастающего поколения в частности. О влиянии обучения на здоровье детей ведутся дискуссии на протяжении многих десятилетий, а в период модернизации российского образования все больше и больше стали говорить об отрицательном воздействии системы школьного образования на здоровье детей. В связи с этим существует прямая зависимость будущего школьников от их образовательного и поведенческого уровня, в котором здоровье выделяется как системообразующее звено благополучия, гарант успешности. Обучать здоровью, здоровому образу жизни, вести профилактику вредных привычек можно и нужно. Для этого требуется строить учебный процесс так, чтобы в ходе его реализации расширялись поисково-двигательные, чувственно-эмоциональные возможности каждого учащегося, не иссякал его интерес, не накапливалась усталость и, тем более, стресс и отторжение. В учебно-образовательном процессе, построенном таким образом, учитываются возрастные особенности развития учащихся и сохраняется главный смысл здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих педагогических технологий – формирование здоровой, социально активной личности, что в свою очередь является наиболее важным именно для детей с ЗПР, имеющими затруднения в обучении.

В-третьих, актуальность выбора темы подтверждает то, что данная проблема поднимается Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в Посланиях Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года и 12 ноября 2009 г.: «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны заниматься в том числе и педагоги».

Глава 1.

«Проблема здоровья школьников и здоровьесберегающие технологии»

1.1. Здоровье школьников

Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия. По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение числа хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит все население и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этого. Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. На состояние здоровья ребенка влияют многие факторы. Вот некоторые из них: семейные условия жизни и воспитания, биологические факторы: наследственность, состояние здоровья матери во время беременности, чистота воздуха, воды, почвы и.т.д. Состояние здоровья учащихся во многом зависит от уровня медицинского обслуживания: от того, как поставлено выявление предболезненного состояния или болезни на самых ранних стадиях, своевременное лечение, меры по предупреждению заболевания. Огромное значение имеет оздоровительная работа, целенаправленное физическое воспитание (вовлечение всех детей в лыжные прогулки, занятия бегом, туристические походы) закаливание, рациональное общественное питание школьников. Проблема воспитания здорового школьника — проблема общегосударственная, комплексная. В этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе — плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя”. Роль учителя при формировании культуры здорового образа жизни детей очень велика. “Учитель многое может, и если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть — хорошими, умными и здоровыми”. Так высоко оценивает роль учителя известный советский гигиенист профессор С.М.Громбах.

1.2. Здоровьесберегающие технологии

Решение проблемы здоровья школьников напрямую зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии, – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

  • в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

  • в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

  • в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, тем более это наиболее актуально именно для детей с ЗПР, изначально поступающих в школу не только с целым «букетом» заболеваний, но и испытывающими, как правило, трудности в развитии логического мышления, имеющими недостаточную активность восприятия. Процесс запоминания у большинства таких детей проходит медленно, воспроизведение заученной информации также затруднено. Развитие интеллекта у детей с ЗПР зачастую ниже среднего или низкое, они медленно ориентируются в заданиях, темп работы их на уроках занижен, работоспособность снижена, учащиеся быстро утомляются.

1.3. Особенности организации коррекционно-развивающей работы в классах выравнивания.

За время работы учителем математики в МОУ «ООШ №5», начиная с 1997 года, я уделяла большое внимание изучению особенностей детей с ограниченными возможностями, причин, вызывающие те или иные отклонения.

Сегодня 80% систематической школьной неуспеваемости связано с интеллектуальной неспособностью и ЗПР, каждый 10-й ребенок имеет недоразвитие познавательных интересов (Данные Международного Фонда охраны здоровья матери и ребенка. Материалы Владимирской областной научно-практической Конференции «Образование и здоровье», 25.01.2002 г.), а адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями – одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем (Материалы Межрегиональной Конференции «Толерантность и интеграция детей с ОВ», Владимир, 2003 год).

Оказание индивидуально - ориентированной помощи детям с ЗПР, осуществление психолого- педагогического сопровождения, построение УВП на основе здоровьесберегающих технологий, в том числе и на уроках математики позволит:

  • решить задачи своевременной и активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе;

  • обеспечить коррекцию индивидуальных недостатков в развитии;

  • способствовать их личностному развитию;

  • обеспечить выполнение детьми требований Федерального образовательного стандарта; что создаст условия для преодоления проблем в развитии учащихся с ЗПР.

В основе моей работы лежат основные принципы модернизации школьного образования: гуманизация, дифференциация, личностно-ориентированный подход, как условие успешности индивидуализированной педагогической помощи школьникам с ЗПР. Во-вторых, дидактические принципы обучения, как основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы УВП: принцип доступности обучения, наглядности, связи обучения с жизнью, индивидуального и дифференцированного подхода к обучению и воспитанию. В-третьих, основные принципы специальной педагогики:

  • принцип коррекционной направленности обучения и воспитания;

  • принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;

  • принцип комплексного подхода к диагностике и реализации возможностей детей с ЗПР в обучении и воспитании;

  • принцип достижения уровня общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимой для последующей социальной адаптации и интеграции в общество.

Помимо дидактики, как теории обучения, используются последние научные достижения в области специальной психологии, а именно данные об индивидуальных особенностях детей с ЗПР, закономерности их учебной деятельности и формирования личностных качеств (Концепция коррекционно-развивающего обучения, утвержденная Министерством образования РФ, рекомендации Института коррекционной педагогики РАО, НИИ дефектологии РАО, исследования современных ученых С.Г. Шевченко, В.И. Лубовского, Р.Д. Тригер, М.Н. Фишман, Г.М. Капустиной, Н.А. Ципиной, А.К. Марковой и др.)...

Работа в классах выравнивания строится на основе реализации системных мероприятий, позволяющих подготовить ребенка с ЗПР к самостоятельной жизни. Здоровьесберегающие подходы выражаются в следующих положениях:

1. Выдвижение восстановительных, психологических, педагогических задач, обычно не включаемых в содержание и формы обучения и воспитания здоровых детей (игровые моменты, в процессе выработки того или иного практического навыка, акцент на коммуникацию, развитие познавательных умений, повышение социальной компетентности).

2. Поиск и построение «обходных» путей, использование специфических средств обучения и развития, дифференцированное, пошаговое, развивающее обучение, учитывающее несформированность у ребенка с ЗПР рядя базовых механизмов.

3. Организация реабилитационной среды отличной от воспитательной и образовательной среды здорового ребенка.

4. Включение родителей в процесс реабилитации с самых первых шагов.

В создании условий для преодоления проблем в развитии детей с ЗПР главную роль играет психолого-педагогическое сопровождение, как специально организованная помощь-поддержка учащемуся в процессе его обучения, воспитания, развития, социализации, основанное на позициях здоровьесбережения.

Коррекционно-педагогическая работа, как система мер, направленная на исправление и ослабление недостатков в развитии детей с ЗПР, занимает центральное положение в системе работы. Коррекция находится на перекрестке составных частей образования и имеет индивидуально- ориентированную направленность. По объему и значимости коррекционно-педагогическому процессу отводится главное место. Коррекция, как социальная система, имеет выход на среду. Таким образом, построение коррекционно-педагогического процесса основывается на комплексном подходе, включающем лечебно-профилактические мероприятия, укрепление здоровья ребенка, общую коррекционную направленность УВП. Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется непосредственно на уроках. Организация фронтальной работы предполагает изменения в содержании обучения, методах и формах работы (глава 2). Становясь коррекционным, урок приобретает ряд специфических особенностей, продиктованных состоянием эмоционально-волевой и познавательной сфер детей данной категории. Коррекция индивидуальных недостатков развития проводится на факультативном курсе «Компенсация пробелов в знаниях по математике», занятия которого нацелены на коррекцию недостатков памяти, внимания и т.д., подготовку к восприятию трудных тем учебной программы по математике, восполнение пробелов предшествующего обучения). Одним их важных условий построения коррекционного обучения является включение мыслительных операций в процесс усвоения учебного содержания, так как продуктивная (творческая) деятельность оказывает положительное влияние на развитие всех психических функций. В соответствии с этим происходит корректировка содержания учебного материала стандартных учебников по математике. Изменяется содержание упражнений или способы работы с ними, подбирается необходимый дидактический материал с учетом диагностики детей и поставленных в соответствии с нею задач. Корректировка происходит в связи с активным включением в процесс обучения приемов умственных действий. Изменения в содержании образования обусловлены еще и принципом доступности. Коммуникативный подход, как смысловой аспект социального взаимодействия учитывается на всех уроках. Так как основные функции коммуникативного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого его участника, важная роль в формировании коммуникативных навыков и «душевной организации» ребёнка отводится и учителю и родителям. Ведь душевное здоровье школьников является не только предпосылкой эмоционального и физического благополучия ребёнка, но и условием хорошей школьной успеваемости, а также успешной последующей социализации, и оказывает существенное влияние на выбор жизненного пути. Поэтому в построении уроков учитываются доминирующие потребности учащихся, их мотивационная сфера. Значительное внимание уделяется формированию у учащихся навыков самостоятельности, так как именно самостоятельное выполнение учащимися заданий дает информацию о фактическом усвоении учебного материала. Это способствует своевременному предупреждению и устранению пробелов в ЗУН.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа с учащимися строится в соответствии со следующими основными положениями:

- использование методов и приемов обучения с ориентацией на зону ближайшего развития, то есть создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка;

- восполнение пробелов развития детей путем организации предметно- практической деятельности;

- пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых и трудных тем;

- дифференцированный подход к детям – с учетом сформированости ЗУН, который осуществляется поэтапно: выполнение предметно-практической деятельности, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане;

- развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций, активизация речи в единстве с мышлением, выработка положительной мотивации, формирование интереса к учебному предмету, формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля. Необходимо особо подчеркнуть, что изменяется и характер оценочной деятельности педагога. При проверке и оценке ЗУН школьников учитываются такие принципы как:

  • объективность отражения в оценке реальных достижений учащихся;

  • отражение динамики и качества усвоения материала, систематичность и регулярность учета и контроля;

  • коррекционно-стимулирующая направленность проверки ЗУН;

  • дифференцированность требований, их соответствие индивидуальным особенностям школьников; использование индивидуального учета и контроля.

Для решения учебных и коррекционных задач применяются такие формы:

  • поэтапный контроль;

  • письменный тематический контроль – текущий и итоговый;

  • устный опрос;

  • парный и групповой взаимоконтроль;

  • домашний контроль;

  • самоконтроль и самооценка.

Формы индивидуальной и дифференцированной работы включают в себя индивидуальные задания для самостоятельной работы, работа с рабочими тетрадями на печатной основе, индивидуальные домашние задания и т.п.; нелинейная конструкция на уроке, например самостоятельная работа учащихся и индивидуальная с отдельными учениками, при повторении материала применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий. Личностно-ориентированный подход в опыте выражается в следующих положениях: опора на положительные качества, подход к школьнику с ЗПР с оптимизмом и доверием; просьбы, стимулирующие добрые дела; организация успеха в учебе; показ положительных примеров; проявление доброты, внимания, заботы; внушение уверенности; реализация потребностей в игре; удовлетворение потребности в самореализации; похвала, присуждение награды. Говоря о толерантности и интеграции данной категории детей в общество, одной из задач является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации и активной адаптации в обществе через развитие социальных навыков, способности к саморазвитию, умение разумно проводить досуг. Разрешая проблемные ситуации, связанные с отношением ребенка с обществом сверстников, с одной стороны, проводится работа с окружением ребенка по преодолению у сверстников негативных стереотипов, формированию способности к принятию, толерантности, с другой стороны с самим ребенком по развитию самопринятия, поддержке его веры в свои силы. Таким образом, преодолевая проблемы в развитии через ППС, индивидуально- ориентированную помощь в обучении и воспитании, социальную помощь, использование здоровьесберегаюш\щих технологий учащиеся с ЗПР получают доступную для них степень независимости и самостоятельности в труде, быту и в свободное время, что позволяет им адаптироваться к условиям жизни в современном мире.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Современные направления развития физической культуры, спорта и туризма

    Документ
    Редакционная коллегия: Е. А. Шуняева, канд пед наук, доцент (отв. ред.); Е. Е. Елаева, канд. мед. наук, доцен; Е. А. Якимова, канд. биол. наук, доцент
  2. «Математика»

    Литература
    Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «ВОЛОГОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
  3. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в современном инновационном учреждении

    Документ
    Яковенко Н. А., зам. директора по УВР МОУ СОШ № 151 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ УЧЕБНЫХ КУРСОВ.
  4. Сб научных статей / отв ред. С. Г. Григорьева, З. М. Беляева. Чебоксары : Чуваш гос пед ун-т, 2010. 118 с

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. Я. ЯКОВЛЕВА»
  5. Вопросы охраны психического здоровья

    Документ
    В материалах данного сборника отражены проблемы охраны психического здоровья в детско-подростковом возрасте. Впервые в России представлены совместно исследования и практический опыт разных специалистов и родителей, дети которых имеют

Другие похожие документы..