Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
«Методическая служба в ОУ – это целостная система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и ...полностью>>
'Закон'
1. Настоящий Закон устанавливает принципы организации местной власти на уровне административно-территориальных единиц Кыргызской Республики, определя...полностью>>
'Программа дисциплины'
Аннотация: цель курса «Международные стандарты аудита» - освоение понятий, назначения, содержания, методов, организации и технологии аудита в соответ...полностью>>
'Документ'
Износ и амортизация основных фондов. Показатели и пути улучшения использования основных фондов в машиностроении. Сущность, структура оборотных средст...полностью>>

Сергей Васильевич Пилипченко моу ильинская сош алексеевского района учитель информатики Метод проектов на урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Сергей Васильевич Пилипченко

МОУ Ильинская СОШ Алексеевского района

учитель информатики

Метод проектов на уроках информатики в основной школе

В наше время повсеместного распространения электронных вычислительных машин (ЭВМ) человеческие знания о природе информации приобретают общекультурную ценность. Этим объясняется интерес исследователей и практиков всего мира к относительно молодой и быстро развивающейся научной дисциплине - информатике.

На сегодняшний день информатика выделилась в фундаментальную науку об информационно - логических моделях, и она не может быть сведена к другим наукам, даже к математике, очень близкой по изучаемым вопросам. Объектом изучения информатики являются структура информации и методы ее обработки. Появились различия между информатикой как наукой с собственной предметной областью и информационными технологиями.

В рамках школьного обучения использование проектов можно было бы определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Другими словами, обучение, основанное на использовании проектов, представляет собой такой способ обучения, который, по словам Дж. Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Проектное обучение – это специально организованная дидактическая среда, активизирующая формирование предметных понятий и операций.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно приобретают новые знания, учатся пользоваться ими в конкретной ситуации, развивают у себя исследовательские умения и системное мышление.

Методическая основа проектного обучения – это последовательное выполнение учебных проектов. Выделяют следующие этапы проектного обучения: адаптационный, мотивационный, операционный, оценочный.

Схему процесса обучения в средней школе с включением проектного обучения, на мой взгляд, можно представить как совокупность четырех пластов деятельности: уроки, кружки и специальные курсы, учебно-исследовательская работа учащихся (УИРУ) и домашняя работа.

Проекты, выполняемые на уроках, краткосрочные, а также средней продолжительности, которые разрабатываются на нескольких занятиях. Такие проекты выполняются при изучении тем: «Электронные таблицы и математическое моделирование», «Работа с текстовым процессором MS Word», «Создание презентаций с помощью MS PowerPoint», «Система управления базами данных MS Access», «Компьютерная графика». Проекты выполняются в соответствующих средах, которые используются в качестве компьютерных инструментальных средств информационного моделирования. Знания и умения, полученные при изучении курса, станут арсеналом искусства моделирования в широком смысле этого слова и вести к устойчивому познавательному интересу.

Говоря о проектном обучении в средней школе, следует разделять, с одной стороны, подготовку в широком смысле к внедрению в учебный процесс проектного обучения и, с другой стороны, непосредственную подготовку к выполнению конкретных проектов. Однако при обучении информатике возникает целый ряд проблем: недостаточность и неравномерность общей подготовки учащихся; низкий уровень мотивации обучения (не только в области информатики, но и во всех других дисциплинах); динамичность развития содержания курса информатики.

На данном этапе отрабатываем первичную схему работы над проектом с применением вычислительной техники, рассматриваем основные требования к проектам, их структуру, осваиваются различные формы отчета о проделанной работе (презентации, публикации, сайты), разрабатываются критерии оценки различных форм представления результатов работы; учащиеся знакомятся с основными видами проектов. В основном, проекты, выполняемые во время уроков, индивидуальные, иногда выполняются вдвоем, очень редко — группой. Учащиеся могут разрабатывать информационные и творческие проекты. Примеры информационных проектов — это презентации, базы данных, разработка и создание тестов (в средах PowerPoint, MS Excel), например, «Электронная почта», «Устройство компьютера», «Самые популярные сайты Интернета», «Города-герои России», «Выдающиеся земляки», «Чемпионы Белгородчины» Часто такие проекты становятся началом более объемных, выполняемых во внеурочное время и стимулируют интерес к освоению содержания обучения.

В основном в 8-9 классах проекты используется в качестве итоговой работы после изучения одного из разделов курса информатики. Например, результатом изучения темы «Создание презентации в MS PowerPoint» может быть создание мини-проекта на произвольную тему, связанную с увлечениями учащихся.

При организации проектного обучения необходимо обращать внимание на ряд требований к проекту, которые учащиеся должны осознать, осмыслить, реализовать: работа должна быть социально значимой с обязательной презентацией; поощряется использование современных методов работы с информацией; при поиске информации возможны консультации учителей различных предметов; проект может выполняться индивидуально или группой; поощряется выполнение работы на иностранном языке; проект выполняется с соблюдением правил дизайна, с использованием компьютерных технологий, должен быть обязательно напечатан; работа должна быть рассчитана на требовательного слушателя.

Например, при изучении темы «Моделирование» в 9 классе обучающимся предлагается задание: выбрать любой объект и представить для него различные модели, оформив с помощью MS PowerPoint. Созданием мини-проекта заканчивается изучение тем «Устройство компьютера», «Алгоритмы. Основные алгоритмический структуры», «Компьютерные вирусы» и т.п. Учебные проекты применяются на уроках как форма работы по обобщению и систематизации ЗУН по информатике и для демонстрации их применения на практике при решении проблемы из какой – либо предметной области.

Создание информационных учебных проектов предполагает сбор, обработку и анализ информации по той или иной учебной проблеме, ознакомление участников проектной деятельности с этой информацией и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Подобная учебно-проектная деятельность направлена на развитие учащихся умений и навыков поиска информации, ее обобщения, представления полученных данных в виде рефератов, статей, докладов, презентаций.

Учителю необходимо выбрать один или несколько методов и форм обучения, позволяющих максимально решить эти проблемы. И вот здесь, как отмечено ранее, на помощь может прийти использование метода проектов.

Совмещение традиционной и личностно-ориентированной системы обучения осуществляется путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.
Откуда берутся необходимые для этого часы? Источников два — это интенсификация учебного процесса и проведение в форме проектов повторения или обобщения пройденного материала. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе.

У нас сложилась следующая система. Сначала  даются базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическую направленность.

Например, проект «Кроссворд - проверь свои знания». Название проекта выбрано не случайно. В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт.

Тип проекта: практико – ориентированный.

Планируемый результат: создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре Word.

Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов.

Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет

Длительность: два урока

Ход проекта:

  • определение темы вопросов для кроссворда;

  • отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами;

  • создание макета кроссворда на бумаге;

  • создание кроссворда на ПК, при оформлении кроссворда можно использовать вставку рисунков, символов, автофигур;

  • запись вопросов и ответов к кроссворду;

  • представление результатов работы учителю.

В ходе выполнения проекта роль учителя состоит в организации самостоятельной познавательной,  творческо-практической деятельности учащихся. Они могут обратиться за помощью и к своим товарищам. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Лучшие работы распечатываются и используются учителями-предметниками на уроках. Такие проекты позволяют получить оценки сразу по нескольким предметам. Они наглядно показывают учащимся практическую ценность приобретённых ими знаний.

Таким образом, именно современные образовательные технологии с использованием мультимедиа позволяют освободить учителя от многих рутинных операций, расширяют возможности творческих замыслов и позволяют готовить выпускников, способных легко адаптироваться в информационном пространстве.

Библиографический список:

1. /Text/t25_6.htm

2. /sp/SP/SP-0-2008_11_18.html

3.

4. Фридман, Кулагина Психологический справочник учителя, 1991; 189. Л.И. Божович. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Приказ от «12» декабря 2011г. №890 Об итогах муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2011-2012 учебном году

    Документ
    На основании Положения о всероссийской олимпиаде школьников и распоряжения министерства образования Иркутской области № 1104/1-мр от 17.10.2011 «Об организации и проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в

Другие похожие документы..