Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Родной край! Для каждого человека эти слова наполнены собственным смыслом. Для кого-то это страна Россия, для кого-то - его родной город, для кого-то...полностью>>
'Документ'
О порядке регистрации должностными лицами таможенных органов таможенных операций в отношении товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь и вы...полностью>>
'Документ'
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 032 Документоведение и архивоведение при очной форме...полностью>>
'Учебник'
Понятие логистики имеет свою историю. Древние греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов. Специальных государственных контролеров на...полностью>>

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности за ущерб, причиненный автотранспортными средствами

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

З А К О Н

об обязательном страховании гражданской ответственности

за ущерб, причиненный автотранспортными средствами

 

N 414-XVI  от  22.12.2006

 

Мониторул Офичиал N 32-35/112 от 09.03.2007

 

* * *

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

Глава I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера применения

Статья 2. Основные понятия

Статья 3. Объект обязательного страхования автогражданской ответственности

Статья 4. Категории лиц, подлежащих обязательному страхованию автогражданской ответственности

Статья 5. Требования к страховщику автогражданской ответственности

Статья 6. Представитель по ущербу

Статья 7. Страховой случай

 

Глава II

ДОГОВОР ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Статья 8. Порядок заключения договора обязательного страхования автогражданской ответственности

Статья 9. Срок действия договора страхования

Статья 10. Прекращение договора страхования

 

Глава III

СТРАХОВЫЕ ПРЕМИИ И ПРЕДЕЛЫ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТРАХОВЩИКА

Статья 11. Страховые премии

Статья 12. Скидки и надбавки к страховым премиям

Статья 13. Порядок уплаты страховой премии

.">Статья 14. Пределы ответственности страховщика

 

Глава IV

СТРАХОВОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ

Статья 15. Ущерб, возмещаемый страховщиком

Статья 16. Ущерб, не возмещаемый страховщиком

Статья 17. Размер возмещения в случае вины потерпевшего

 

Глава V

ИЗВЕЩЕНИЕ ОБ УЩЕРБЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЩЕРБА

Статья 18. Обязанности страхователя

Статья 19. Обязанности страховщика

Статья 20. Права и обязанности потерпевшего лица

Статья 21. Дело об ущербе. Установление ущерба

 

Глава VI

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА И ВЫПЛАТА ВОЗМЕЩЕНИЯ

Статья 22. Порядок определения размера возмещения

Статья 23. Определение размера возмещения в случае повреждения или уничтожения автотранспортного средства

Статья 24. Определение стоимости автотранспортного средства

Статья 25. Определение возмещения при телесных повреждениях

Статья 26. Определение размера возмещения в случае нанесения повреждений животным или их гибели

Статья 27. Определение размера возмещения в случае повреждения или уничтожения иного имущества

Статья 28. Выплата возмещения

Статья 29. Регрессный иск

 

Глава VII

НАЦИОНАЛЬНОЕ БЮРО СТРАХОВЩИКОВ

АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Статья 30. Учреждение Национального бюро страховщиков автотранспортных средств

Статья 31. Функции Национального бюро

Статья 32. Членство в Национальном бюро

Статья 33. Фонд защиты жертв аварии

Статья 34. Фонд компенсаций

Статья 35. Имущество Национального бюро

Статья 36. Органы управления Национального бюро

Статья 37. Информация о происшествиях

Статья 38. Учет в страховании

Статья 39. Контроль за осуществлением обязательного страхования автогражданской ответственности

 

Глава VIII

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 40 Переходные положения

Статья 41 Вступление в силу. Признание утратившими силу. Обязанности Правительства

 

 

 

Парламент принимает настоящий органический закон.

 

Глава I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера применения

Настоящий закон регулирует правовые отношения между страховщиками, страхователями и третьими лицами, вытекающие из договора обязательного страхования гражданской ответственности за ущерб, причиненный автотранспортными средствами, а также устанавливает порядок осуществления данного вида страхования.

 

Статья 2. Основные понятия

В настоящем законе используются следующие основные понятия:

автотранспортное происшествие – непредвиденное, случайное событие, вызванное одним или более автотранспортными средствами, которое причинило ущерб некоторым лицам и которое может повлечь притязания на возмещение;

обязательное страхование гражданской ответственности за ущерб, причиненный автотранспортными средствами (далее – обязательное страхование автогражданской ответственности) – заключение договора страхования, удостоверенного страховым полисом АГО и/или страховым полисом “Зеленая карта”, согласно которому страховщик, получивший в соответствии с настоящим законом лицензию на осуществление деятельности в области обязательного страхования автогражданской ответственности, за определенную сумму премии, уплаченную страхователем, обязуется возместить ущерб, причиненный автотранспортным происшествием в течение срока действия договора страхования;

страхователь – физическое или юридическое лицо, заключившее договор обязательного страхования автогражданской ответственности;

автотранспортное средство – самодвижущаяся наземная механическая система, за исключением передвигающейся по рельсовым путям, служащая для перевозки пассажиров, багажа и грузов или выполняющая любые иные работы и услуги, связанные с перевозками: легковой автомобиль, автобус, микроавтобус, троллейбус, грузовой автомобиль (в том числе специализированный), мотоцикл, трактор.

Согласно настоящему закону прицепы, полуприцепы и другие их виды, иные самоходные механизмы, допущенные к эксплуатации согласно действующему законодательству или зарегистрированные за рубежом компетентными органами, включаются в категорию автотранспортных средств;

Национальное бюро страховщиков автотранспортных средств – национальное бюро Республики Молдова, образованное в соответствии с Законом о страховании № 407-XVI от 21 декабря 2006 года;

Совет Бюро Системы международного страхования “Зеленая карта” (далее – Совет Бюро) – орган, к которому должны присоединиться в официальном порядке все национальные бюро государств-членов европейского экономического пространства и других ассоциированных государств, ответственный за управление и внедрение международной системы страхования автогражданской ответственности;

дело об ущербе – дело, включающее все документы, необходимые для установления и разрешения страхового случая;

территория, покрытая страхованием автогражданской ответственности (далее – территория, покрытая страхованием) территория Республики Молдова (внутреннее обязательное страхование автогражданской ответственности) и территории государств, национальные бюро которых являются сторонами Соглашения между страховыми национальными бюро государств-членов европейского экономического пространства и других ассоциированных государств, подписанного Национальным бюро страховщиков автотранспортных средств (внешнее обязательное страхование автогражданской ответственности);

потерпевшее лицо – любое лицо, имеющее право на страховое возмещение за ущерб или телесные повреждения, причиненные в результате автотранспортного происшествия;

страховой полис АГО – страховой полис обязательного страхования автогражданской ответственности, удостоверяющий заключение договора обязательного страхования автогражданской ответственности и действующий в пределах территории Республики Молдова;

страховой полис “Зеленая карта” – международный документ страхования, выданный на имя национального бюро, подтверждающий наличие обязательного страхования автогражданской ответственности и действительный за пределами страны-эмитента в соответствии с Рекомендацией № 5 от 25 января 1949 года, принятой Подкомитетом по автомобильному транспорту Комитета по внутреннему транспорту в рамках Экономической комиссии Организации Объединенных Наций для Европы;

владелец автотранспортного средства – собственник автотранспортного средства по праву, а также лицо, владеющее автотранспортным средством на основе договора имущественного найма, лизинга или иных документов, предусмотренных законодательством;

ущерб – отрицательный эффект, понесенный потерпевшим физическим или юридическим лицом при наступлении риска, покрытого договором обязательного страхования автогражданской ответственности;

Общее положение Совета Бюро – официальный документ, принятый Советом Бюро в Ретимноне (о.Крит) 30 мая 2002 года, содержащий обязательные положения, регулирующие отношения между национальными бюро страховщиков стран-членов Международной системы страхования “Зеленая карта”;

специализированная организация – физическое или юридическое лицо, имеющее соответствующее разрешение (зарегистрированное в соответствии с законом), объектом деятельности которого являются продажа автотранспортных средств, комплектующих и запасных частей к ним и/или выполнение работ по обслуживанию и ремонту указанных средств;

пользователь – лицо, управляющее автотранспортным средством. Им могут быть: страхователь, лица, включенные в договор страхования, другие лица, управляющие автотранспортным средством с ведома или без ведома владельца. При обучении на курсах водителей пользователем считается лицо, обучающее вождению автомобилем;

система “bonus–malus” – система скидок и надбавок к страховым премиям обязательного страхования автогражданской ответственности, применяемая в зависимости от обстоятельств причинения ущерба;

первоначальная стоимость – под первоначальной стоимостью поврежденного автотранспортного средства понимается:

– цена продажи, применяемая отечественными специализированными организациями, выраженная в молдавских леях по официальному курсу Национального банка Молдовы, действительная на дату совершения происшествия;

– соответствующая цена из специализированного каталога в леях по обменному валютному курсу, установленному Национальным банком Молдовы на дату совершения происшествия, – для автотранспортных средств, не продаваемых местными специализированными организациями;

– стоимость, установленная путем приравнивания к ценам на автотранспортные средства с аналогичными техническими характеристиками, – для моделей автотранспортных средств, на которые не установлены цены, либо для видов или моделей, которые больше не производятся;

остаточная стоимость – стоимость частей автотранспортного средства, оставшихся неповрежденными в результате полного уничтожения автотранспортного средства или доведения его до состояния, когда оно не может быть восстановлено, но не более 25 процентов от стоимости автотранспортного средства на дату совершения происшествия.

 

Статья 3. Объект обязательного страхования автогражданской ответственности

Объектом обязательного страхования автогражданской ответственности является гражданская ответственность владельца автотранспортного средства за любой ущерб или телесное повреждение, причиненные в результате автотранспортного происшествия, имевшего место на территории, покрытой страхованием.

 

Статья 4. Категории лиц, подлежащих обязательному страхованию автогражданской ответственности

(1) Физические и юридические лица, владеющие автотранспортными средствами, подлежащими регистрации на территории Республики Молдова, обязаны страховаться на случай автогражданской ответственности вследствие ущерба, причиненного автотранспортным происшествием, происшедшим на территории, покрытой страхованием.

(2) Лица, въезжающие на территорию Республики Молдова на автотранспортных средствах, зарегистрированных за рубежом, считаются застрахованными, если они:

а) застрахованы в соответствии с настоящим законом;

b) владеют международными документами страхования, действительными в Республике Молдова.

 

Статья 5. Требования к страховщику автогражданской ответственности

(1) Страховщик может осуществлять деятельность по внутреннему обязательному страхованию автогражданской ответственности, если дополнительно к требованиям, установленным Законом о страховании, выполняет следующие условия:

а) располагает не менее чем одним представителем по ущербу в каждом муниципии Республики Молдова;

b) оснащен вычислительной техникой и соответствующими компьютерными программами, а также располагает персоналом, что позволяет вести детальный учет страховых документов и осуществлять централизацию информации и/или данных и одновременно передавать эту информацию по электронной почте единой базе данных, сформированной Национальным бюро страховщиков автотранспортных средств и Органом надзора. При этом необходимо, чтобы информационная система позволяла осуществлять периодически передачи в электронной форме информации об обязательном страховании автогражданской ответственности между главным офисом страховщика, Национальным бюро страховщиков автотранспортных средств и Органом надзора;

с) не находится в процессе финансового оздоровления или несостоятельности, предусмотренном специальным законодательством в области страхования и несостоятельности.

(2) Страховщик может осуществлять внешнее обязательное страхование автогражданской ответственности, если дополнительно к условиям, установленным частью (1), соответствует следующим требованиям:

а) участвует денежными средствами в первоначальном взносе Фонда компенсации;

b) участвует денежными средствами в равных долях в формировании внешней банковской гарантии, предусмотренной Советом Бюро. Данное обязательство сохраняется весь срок, в течение которого Национальное бюро страховщиков автотранспортных средств является транзитным членом Совета Бюро.

(3) В целях применения системы “bonus–malus” страховщики имеют доступ к информации из единой базы данных об истории ущербов страхователей.

(4) Виды информации, подлежащие сбору и передаче в единую базу данных, созданную на национальном уровне, устанавливаются нормативными актами Органа надзора.

 

Статья 6. Представитель по ущербу

(1) Страховщик автогражданской ответственности обязан назначить в каждом филиале и/или представительстве одного представителя по ущербу. Если в каком-либо муниципии страховщик не располагает филиалом и/или представительством, полномочия представителя по ущербу осуществляются страховым брокером – юридическим лицом, уполномоченным страховщиком.

(2) На представителя по ущербу возлагаются обязанности по приему заявлений о возмещении ущерба и по сбору информации, необходимой для рассмотрения и разрешения страховщиком таких заявлений; он также имеет право заключать договоры страхования.

(3) Представитель по ущербу обладает правом принимать решения в пределах, установленных страховщиком, для представления страховщика в отношениях с потерпевшим лицом. Назначение представителя по ущербу не исключает право потерпевшего лица или его страховщика начать прямые процедуры против лица, виновного в автотранспортном происшествии, или против его страховщика.

(4) Наделение страхового брокера полномочиями представителя по ущербу не означает однозначно открытие филиала или представительства страховщика автогражданской ответственности.

(5) Страховой брокер может осуществлять свою деятельность в качестве представителя по ущербу от имени нескольких страховщиков.

 

Статья 7. Страховой случай

(1) В рамках обязательного страхования автогражданской ответственности страховым случаем считается происшествие, совершенное автотранспортным средством, владелец которого выполнил обязательства по обязательному страхованию автогражданской ответственности, приведшее к ущербу, если он причинен:

а) как во время движения, так и во время стоянки автотранспортного средства;

b) вследствие случайного отсоединения во время движения автотранспортного средства прицепа, полуприцепа или других видов прицепов;

с) будучи спровоцирован устройствами или приспособлениями, которыми было оснащено автотранспортное средство;

d) вследствие утечки, рассыпания или случайного падения перевозимых веществ, материалов или объектов;

е) при посадке в автотранспортное средство или при высадке из него.

(2) Страхователь не несет автогражданской ответственности в случаях, когда происшествие:

а) явилось следствием форс-мажорных обстоятельств, в том числе различных военных действий или мер военного времени, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, ядерного взрыва, радиации или радиоактивного загрязнения, массовых волнений, террористических актов;

b) произошло исключительно по вине потерпевшего.

 

Глава II

ДОГОВОР ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Статья 8. Порядок заключения договора обязательного страхования автогражданской ответственности

(1) Обязательное страхование автогражданской ответственности осуществляется непосредственно путем заключения договора страхования между владельцем автотранспортного средства и страховщиком, владеющим лицензией на осуществление деятельности в области обязательного страхования автогражданской ответственности.

(2) Договор обязательного страхования автогражданской ответственности заключается в обязательном порядке:

а) с указанием лиц, допущенных к пользованию автотранспортным средством, в отношении которого заключается договор (ограниченное число лиц), или

b) без указания лиц, допущенных к пользованию автотранспортным средством, в отношении которого заключается договор (неограниченное число лиц).

(3) Заключение договора страхования запрашивается у страховщика путем подачи на его имя соответствующего заявления. Страховщик не вправе отказать в принятии, рассмотрении и разрешении заявления о страховании.

(4) Договор страхования подтверждает осуществление обязательного страхования автогражданской ответственности. Заключение договора внутреннего обязательного страхования автогражданской ответственности подтверждается страховым полисом АГО, заключение договора внешнего обязательного страхования автогражданской ответственности – страховым полисом “Зеленая карта”.

(5) Форма и содержание заявления о страховании, договора страхования, страховых полисов АГО и “Зеленая карта” являются едиными для всех страховщиков и устанавливаются Органом надзора.

(6) Физические или юридические лица, владеющие более чем одним автотранспортным средством, зарегистрированным или подлежащим регистрации в Республике Молдова, могут заключить единый договор страхования автогражданской ответственности, указав в договоре количество автотранспортных средств, технические характеристики и идентификационные данные, для чего страховщик должен выдать страховые полисы на каждую транспортную единицу.

(7) При заключении договора страхования владелец автотранспортного средства позволяет страховщику проверить техническое состояние автотранспортного средства, в отношении которого затребовано заключение договора обязательного страхования автогражданской ответственности, и излагает в заявлении обстоятельства причинения ущерба.

(8) Оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности (внутреннему и внешнему) осуществляется исключительно в оборудованных помещениях страховщиков или посредников в страховании, оснащенных кассовыми аппаратами и вычислительной техникой, позволяющей регистрировать договоры, вести их учет и передавать информацию в централизованную базу данных страховщика, Национальному бюро страховщиков автотранспортных средств и Органу надзора.

 

Статья 9. Срок действия договора страхования

(1) Договор обязательного страхования автогражданской ответственности заключается на срок 12 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных частями (2)–(4). Страхование является действительным при условии уплаты страхователем страховых премий за период страхования, соответствующий сроку действия договора.

(2) Допускается заключение договоров страхования на срок менее 12 месяцев для автотранспортных средств:

а) используемых для сезонных работ в сельском хозяйстве;

b) зарегистрированных с временными номерами;

с) в иных случаях, предусмотренных законодательством.

(3) Договор внешнего обязательного страхования автогражданской ответственности может быть заключен на срок менее 12 месяцев, но не менее чем на 15 дней.

(4) Лица, пользующиеся на территории Республики Молдова автотранспортными средствами, зарегистрированными за рубежом, но не застрахованными или срок страхования которых истекает во время нахождения на территории Республики Молдова, заключают договоры обязательного страхования автогражданской ответственности при въезде автотранспортного средства на территорию Республики Молдова в пунктах пересечения государственной границы или, самое позднее, в последний день истечения срока действия страховых документов в получивших разрешение офисах страховщика. Договоры заключаются на весь период нахождения на территории Республики Молдова, но не менее чем на 15 дней.

(5) Ответственность страховщика начинается с момента, указанного в страховом полисе, и заканчивается в 24.00 последнего дня срока действия, предусмотренного страховым полисом, или до указанной в полисе даты, в момент изъятия из оборота автотранспортного средства. Страховой полис выдается только при условии уплаты страховой премии.

 

Статья 10. Прекращение договора страхования

(1) Договор обязательного страхования автогражданской ответственности прекращается в случае:

а) исключения из государственного реестра и/или отчуждения автотранспортного средства;

b) ликвидации страхователя – юридического лица или смерти страхователя – физического лица;

с) принятия судебной инстанцией окончательного решения о прекращении действия договора, а также

d) в иных случаях, предусмотренных законодательством.

(2) Договор страхования не прекращается в случае наступления страхового риска и выплаты страхового возмещения.

(3) При прекращении договора страхования вследствие исключения из государственного реестра и/или отчуждения автотранспортного средства страховщик возвращает страхователю страховую премию за полные месяцы, оставшиеся до истечения срока действия договора, удерживая сумму реальных расходов на ведение дела, но не более 20 процентов от страховой премии, подлежащей возврату.

(4) Договор страхования считается недействительным в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Действие договора страхования не распространяется на автотранспортные происшествия, случившиеся по вине страхователя до заключения соответствующего договора.

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Постановление об утверждении Плана действий Республики Молдова по внедрению рекомендаций Европейской комиссии по созданию Углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли между Республикой Молдова и Европейским Союзом

    Документ
    1. Утвердить План действий Республики Молдова по внедрению рекомендаций Европейской комиссии по созданию Углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли между Республикой Молдова и Европейским Союзом (прилагается).
  2. «Об обязательном страховании гражданско правовой ответственности владельцев автотранспортных средств»

    Статья
    Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы регулирования отношений в области обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств (далее – обязательное
  3. «Современные тенденции обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (опыт ес и России)» 08. 00. 14 мировая экономика 08. 00. 10 финансы, денежное обращение и кредит

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 2008 г. в час. на заседании Диссертационного совета Д 209.002.06 в Московском государственном институте международных отношений (Университете) МИД РФ по адресу: 119454, Москва, пр.
  4. Контрольная работа по дисциплине «Правоведение» на тему: «Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности»

    Контрольная работа
    Обязательства вследствие причинения вреда именуют деликтными. Они, конечно, являются гражданскими правоотношениями, о чем прямо записано в п.6 ст.8 ГК РФ «Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав» [ 3, с.
  5. Законно ли осаго? 12

    Закон
    В различных странах к обязательным относятся те или иные виды страхования. В большинстве европейских стран к обязательным видам страхования относятся страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, медицинское

Другие похожие документы..