Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Россия для русской философии — особая, часто очень болезненная тема, связанная с личным переживанием ее истории, надеждами на ее будущее, ее предназна...полностью>>
'Урок'
Внутреннее строение земноводных на примере лягушки.п.3 Математика (инд.) 05.0 суб 1 Алгебра Разложение разности квадратов на множители....полностью>>
'Документ'
Не существует социогуманитарной науки, равнодушной к бытованию текста, как нет гуманитария, освобожденного от работы с этим текстом. Толкованием текс...полностью>>
'Документ'
В докладе излагаются основы методологии построения Композитного индекса оценки полноты и качества обратных связей (КИ_ОС) [1] для процедур электронно...полностью>>

Образ дороги в поэме н. В. Гоголя «мертвые души»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОБРАЗ ДОРОГИ В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

Дороги трудны, но хуже без дорог…

Мотив дороги в поэме очень многранен.

Образ дороги воплощается в прямом, непереносном значении – это то ровная дорога, по которой мягко едет рессорная бричка Чичикова(«Лошадки расшевелились и понесли, как пух, легонькую бричку»), то ухабистые проселки, а то и непролазная грязь, в которой вываливается Чичиков, добираясь к Коробочке («Лежавшая на дороге пыль быстро замесилась в грязь, и лошадям ежеминутно становилось тяжелее тащить бричку»). Дорога сулит путешественнику самые разные неожиданности: направляясь к Собакевичу, Чичиков оказывается у Коробочки, а перед кучером Селифаном «дороги расползались во все стороны, как пойманные раки…».

Совершенно иной смысл получает этот мотив в знаменитом лирическом отступлении одиннадцатой главы: дорога с несущейся бричкой превращается в путь, по которому летит Русь, «и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

В этом мотиве – и неведомые пути русского национального развития: «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа», представляющие противопоставление путям других народов: «Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество…».Но нельзя сказать, что это те самые дороги, на которых заблудился Чичиков: те дороги ведут к русским людям, может и в захолустье, может и в дыру, где нет моральных принципов, но все же эти дороги составляют Русь, Русь сама – и есть большая дорога, ведущая человека в огромное пространство, поглощающая человека, съедающая его всего. Свернув с одной дороги, попадаешь на другую, не можешь уследить за всеми путями Руси, как не можешь собрать обратно в мешок пойманных раков. Символично то, что из захолустья Коробочки Чичикову указывает дорогу неграмотная девчонка Пелагея, не знающая, где право, где лево. Но, выбравшись от Коробочки, Чичиков попадает к Ноздреву – дорога ведет Чичикова не туда, куда он хочет, но он не может ей сопротивляться, хоть и строит какие-то свои планы о дальнейшем пути.

В образе дороги воплощен и житейский путь героя («но при всем том трудна была его дорога…»), и творческий путь автора: «И долго еще определено мне чудной властью идти под руку с моими странными героями…»

Также дорога является помощником Гоголю в создании композиции поэмы, которая тогда выглядит очень рационально: экспозиция сюжета путешествия дана в первой главе (Чичиков знакомится с чиновниками и с некоторыми помещиками, получает у них приглашения), далее следуют пять глав, в которых сидят помещики, а Чичиков ездит из главы в главу на своей бричке, скупая мертвые души.

Бричка главного героя имеет очень важное значение. Чичиков – герой пути, и бричка – его дом. Эта предметная деталь, являясь, несомненно, одним из средств создания образа Чичикова, играет большую сюжетную роль: существует множество эпизодов и сюжетных поворотов поэмы, которые мотивированы как раз бричкой. Мало того, что Чичиков путешествует в ней, то есть благодаря ей оказывается возможным сюжет путешествия; бричка мотивирует еще появление характеров Селифана и трех коней; благодаря ей удается спастись от Ноздрева (то есть бричка выручает Чичикова); бричка сталкивается с каретой губернаторской дочки и таким образом вводится лирический мотив, а в конце поэмы Чичиков даже предстает как похититель губернаторской дочки. Бричка – живой персонаж: она наделяется своей собственной волей и иногда не слушается Чичикова и Селифана, едет своей дорогой и под конец вываливает седока в непролазную грязь – так герой не по своей воле попадает к Коробочке, которая встречает его ласковыми словами: «Эх, отец мой, да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи! Где так изволил засалиться? » Кроме того, бричка как бы определяет кольцевую композицию первого тома: поэма открывается разговором двух мужиков о том, насколько прочно колесо брички, а завершается поломкой того самого колеса, из-за чего Чичикову приходится задержаться в городе.

В создании образа дороги играет роль не только сама дорога, но и герои, вещи и события. Дорога - основная «канва» поэмы. Только на нее уже нашиваются поверх все побочные сюжеты. Пока идет дорога, идет жизнь; пока идет жизнь, идет рассказ об этой жизни.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Моё восприятие образов помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

    Документ
    Современник Пушкина, Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, которые сложились в России после неудачи первого революционного выступления - выступления декабристов в 1825г.
  2. Мифопоэтические мотивы и модели в поэме н. В. Гоголя «мертвые души» >10. 01. 01 русская литература

    Литература
    Работа выполнена на кафедре литературы Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Арзамасский государственный педагогический институт имени А.
  3. Исследовательская работа по литературе Образ дороги в лирике А. С. Пушкина и поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

    Исследовательская работа
    В жизни каждого человека бывают такие мгновения, когда хочется выйти на простор и отправиться «в прекрасное далеко», когда поманит вдруг тебя дорога в неизвестные дали.
  4. Финк Татьяна Николаевна Имя собственное в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» исследовательская работа

    Исследовательская работа
    В настоящее время в лингвистике наблюдается повышенное внимание к анализу текста. Опыт работы по данной теме является актуальным, т.к. сегодняшний низкий уровень владения учащимися устной и письменной речью заставляет апробировать
  5. «О поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

    Документ
    «Мертвые души» Гоголь называет поэмой. Центральный образ поэмы - мотив дороги, пути, "птицы-тройки", Руси. Именно народная Русь, пусть сегодня задавленная мертвыми душами помещиков и чиновников, воспевается Гоголем.

Другие похожие документы..