Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Дисциплина "Маркетинг" входит в состав цикла специальных дисциплин. Дисциплина "Маркетинг" представляет собой курс лекций, семина...полностью>>
'Документ'
У звітному періоді робота структурних підрозділів районної державної адміністрації зосереджувалась на виконанні основних завдань програми економічног...полностью>>
'Методические указания'
Методические указания дают основные направления работы студентов специальности 080502 заочной формы обучения по курсу «Управление инновационными проце...полностью>>
'Документ'
Основной задачей развития материально-технической базы является обеспечение образовательного процесса в школе, позволяющего реализовать полноценное р...полностью>>

Программа семейного воспитания "сегодня дети, завтра родители " (вступительная записка)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

"СЕГОДНЯ ДЕТИ, ЗАВТРА — РОДИТЕЛИ "

(вступительная записка)

 

Программа "Сегодня дети, завтра — родители" представляет собой специальный цикл мероприятий по подготовке учащихся к семейной жизни.

Семья является одной из самых важных ценностей, созданных человечеством на протяжении тысячелетий. Ни одна нация, ни одно государство, ни одна культурная общность не сумели обойтись без семьи. Семья обеспечивает личностное и духовно-нравственное развитие человека на протяжении всей его жизни. Система воспитания и психологический климат семьи оказывают решающее влияние на формирование характера, жизненной позиции и ценностных ориентаций подрастающего поколения, а, следовательно - и на дальнейшее развитие общества.

В настоящее время сложились несколько психологических и культурных феноменов, которые можно квалифицировать как нежелательные для общества. Во – первых, это очевидная и всё более усиливающаяся мускулизация девочек и феминизация мальчиков, нарушение их половых ролей. Во – вторых, появление всё большего числа крайних неадекватных форм поведения: агрессивности и депрессий. В - третьих., обострение проблем одиночества в молодом возрасте и нестабильности супружеских отношений в семье. Эти процессы появляются в школе, так как девочки опережающие в своем развитии мальчиков в среднем на 2, 5 года, не могут видеть в них своих защитников и демонстрируют по отношению к ним своё превосходство, что в свою очередь порождает защитный, самоутверждающий тип поведения мальчиков, ведущий к усугублению конфликтов.

Известно, что психика ребёнка, образцы поведения, нравственные и социальные установки формируются в семье. Только в сотрудничестве семьи и образовательного учреждения можно оказывать эффективное влияние на полноценное и гармоничное развитие ребёнка.

Основная цель предлагаемой программы – глубокая и фундаментальная подготовка учащихся школы к семейной жизни, к ответственному отцовству и достойному материнству.

Сегодняшние ученики завтра станут родителями, и от того насколько правдиво они смогут оценить реальную действительность, научатся ли распознавать добро и зло, разовьют ли в себе способность к самопознанию и самосовершенствованию, зависит будущее каждого из нас и целого государства.

Исконная зона безопасности человека, семья, превращается в современном мире в полигон военных действий, где каждый защищает только свою территорию и отстаивает только свои права. Но семья всегда была и остается безопасным и уютным домом для каждого из нас, и дом этот ни при каких обстоятельствах не может стать ненужным пережитком прошлого.

Воспитательная цель программы:

  • изменение господствующей негативной социальной нормы по отношению к человеческой жизни и семье путем воспитания уважения к жизни и достоинству человека;

  • совершенствование межличностных отношений;

  • формирование представления о семейных ролях;

  • приобщение к положительным традициям национальной культуры;

  • формирование на примерах мирового искусства, а также - жизни известных семейных пар - понятия о благополучной семье;

  • формирование основных понятий об этике, психологии семейных отношений;

  • подготовка к будущей семейной жизни.

Воспитательные задачи программы:

  • научить молодого человека ориентироваться в потоке информации;

  • защитить его от различных факторов социальной угрозы, например таких, как информационная агрессия, формирующая различные виды зависимости, в частности - от культуры видео, создающей фальшивый образ мира, способствующей утрате чувства реальности, ощущения собственной значимости и потере смысла жизни, а как следствие - проявление агрессии и насилия, попадание в зависимость от психоактивных субстанций (алкоголь, наркотики) и духовную зависимость (уход с секты).

Основной задачей программы является формирование совместной воспитательной платформы, объединяющей семью, школу и систему образования в решении фундаментально важных для человека вопросов бытия.

Актуальность программы заключается в том, что она является воспитательным инструментом, противостоящим социальной опасности, исходящей из средств массовой информации в обстановке падения нравственности и неопределенной духовности. Программа может стать и надежной профилактикой социальной угрозы и патологии семейных отношений, принести психическое, социальное и духовное оздоровление благодаря развитию глубокого осознания смысла и цели жизни.

 Пути реализации программы

-         проведение методических семинаров для педагогов школы, работающих с детьми и родителями;

-          проведение циклов занятий непосредственно с учащимися;

-         проведение консультативных занятий с родителями, бабушками и дедушками.

 Поставленные цели и задачи реализуются путем взаимодействия родителей, воспитателей, учителей, направленного на включение естественных механизмов развития и формирования у детей и подростков здорового мировоззрения.

Срок реализации программы: 2007- 2010 гг

 Программная методика

  1. Интеллектуальные и ролевые игры

  2. Уроки с элементами психологического тренинга

  3. Уроки психологической защиты учащихся

  4. Психокоррекция

  5. Тематические классные часы

  6. Диспуты

  7. Встречи с медработниками

  8. Выпуск школьных тематических газет

  9. Дни здоровья

  10. Родительские собрания и лектории

  11. Работа в кружках , секциях, клубах

  12. Семейные конкурсы

  13. Классно – семейные пешие походы

  14. Выставки

Данные методы и формы работы, направленные на активизацию мыслительной и творческой деятельности, которые не только развлекают учащихся, но и создают позитивный эмоциональный тонус, способствующий сосредоточению и активному обучению. Игровая методика помогает учащимся самостоятельно находить ответы на фундаментальные вопросы: как жить? как поступать? как строить взаимоотношения?, а также помогает молодым людям ориентироваться в трудных жизненных ситуациях, отличать истину от лжи, принимать ответственные решения.

 

Дидактические и воспитательные возможности программы позволяют:

-        учиться мыслить, понимать окружающий мир и себя в этом мире;

-       отвергать надуманные стереотипы и небезопасные цели;

-      задуматься над тем, что значит быть ЧЕЛОВЕКОМ;

-     научиться пониманию, взаимодействию и сотрудничеству с другими;

-    научиться нести ответственность за свои решения и поступки;

-     научиться быть собой, распознавать и реализовывать свои потенциальные возможности;

-   понять, что такое зрелость - физическая, психическая, социальная и духовная;

-     понять ценность и значение семьи и осознать ответственность за ее создание;

-     понять важность целомудрия и добрачной чистоты в своей жизни.

 Ожидаемые практические результаты:

Создание совместной воспитательной платформы для профилактики семейных и социальных патологий.

  • Формирование у учащихся способностей к реальной оценке окружающей действительности в сети общечеловеческих ценностей и естественных прав человека ;

  • Развитие способностей к самооценке и самосовершенствованию;

  • Психологическое благополучие ребёнка в семье;

  • Устранение дефицита психологических знаний, умений и навыков;

  • Оптимизация отношений между детьми и родителями

 Информационная база

В основу работы положены материалы программ семейного воспитания ведущих российских и зарубежных специалистов, а также программы курса «Семьеведение»

для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений, разработанной Пензенским институтом развития образования.

Тематика и основные формы работы:

Мероприятия для детей

Мероприятия для родителей

Мероприятия для детей и родителей

« Я и моя семья»

1 класс

1.

Презентация «Портрет» моей семьи.

Диагностика стиля семейного воспитания.

Конференция «Традиции семьи и их значение в воспитании»

2.

  • Семейный досуг.

«Наша любимая игра»

Творческая встреча

за круглым столом на тему:

«Проблема семейного отдыха»

Пеший поход на природу.

3.

  • Презентация начальной школы

«Праздник первой оценки»

Беседа о психологическом благополучии детей в семье.

Мини – уроки для родителей.

4.

  • Наш дом

Уроки Золушки.

Обмен опытом родителей по трудовому воспитанию.

Утренник «Все работы хороши, выбирай на вкус».

2 класс

1.

  • Семья, в которой мы живем.

Классный час: «За что я ответственен дома, на улице, в школе».

Выставка «Творческая мастерская семьи».

Экскурсия на место работы родителей.

2.

  • Бабушки, дедушки.

  • Вечер на тему:

«Заглянем в бабушкин сундучок»

Творческая встреча

Совет бабушек и дедушек.

Вечер встречи «Мои года – мое богатство».

3.

  • Семья и здоровье

Подвижные игры.

Собрание «Режим в жизни всем необходим».

Соревнование «Веселые старты»

4.

  • Семья вместе – душа на месте

«Праздник пословицы»

Заседание дискуссионного клуба «Отцы и дети»

Новогодний семейный праздник.

3 класс

1.

  • Моя родословная

Кто кому кто? (Исследование)

Диспут «Кто сейчас глава семьи?»

Мое генеологическое дерево.

2.

  • Семейный бюджет

Игра «Кто хочет стать миллионером?»

Собрание на тему «Семейный бюджет»

Ролевая игра «Планирование бюджета»

3.

  • Спорт в семье

«Спортивный экспресс»

Обмен опытом: «Зарядка и закаливание»

«Папа , мама и я – спортивная семья».

4.

  • Семейная память

Оформление семейного альбома.

Посиделки «Радости маминого детства»

Выпуск газеты «Моя семья»

4 класс

1.

  • Родители и я – счастливая семья.

Создание банка данных

«История моей семьи»

Консультация специалиста « Невидимые враги человека (алкоголь, СПИД, курение)

Праздник девочек, мам и бабушек, посвящённый 8 Марта.

2.

  • Половое воспитание

Беседа «Между нами, девочками».

Собрание «Половое воспитание в семье»

Ролевая игра «Дочки – матери»

3.

  • Традиции в семье.

Беседа: «Быть как мама, быть как папа».

Лекторий «Роль семейных традиций в воспитании ребенка»

Вечер памяти «Давно закончилась война»

4.

  • Уроки этики в семье.

Правила, обязательные для всех. (устный журнал)

Психологический практикум «Как научить своего ребенка жить в мире людей»

Прощание с начальной школой.

5 класс

  • «Анкета моей семьи». (Классный час)

О поощрении и наказании в семье.(Лекция)

Презентация «Фотопортрет моей семьи»

    • «Что означает моё имя». (Беседа)

Конкурс семейных газет

«Что в имени тебе моём..»

  • «Кем хотел бы я стать?».(Классный час)

Родительское собрание «Семейные ценности и традиции»

Проект«Моя родословная»

  • Встреча с медицинским работником.(Беседа – диалог для девочек)

Половое воспитание девочек.(Лекция врача).

  • Поведение девочек и поведение мальчиков.(Ролевая игра)

Физиологические особенности подростка.

(Выпуск информационного листа.)

Конкурс«А ну – ка, мальчики,а ну – ка, девочки»

6 класс

    • Конфликтные ситуации в семье.(Ролевая игра)

Заглянем в семейный альбом (Презентация).

    • Подборка пословиц и поговорок о семье. (Конкурс)

Советы Карнеги.

(Выпуск информационного листа.)

    • Час общения

    • Наши роли в семье

«Спасибо тебе, родная!»

(Концертная программа к Дню Матери)

Беседа на тему: «Роль матери в семейном воспитании»

  • Что я думаю о моде?

(Дискуссия).

    • Как преодолеть конфликт?

Круглый стол

«Мужской разговор»

Беседа на тему: «Роль отца в семейном воспитании»

7 класс

  • История моей фамилии.

Час общения «Друзья наших детей».

Семейные ценности и традиции

  • Бабушки, дедушки, внуки.(Фотопроекты)

Влияние семейных конфликтов на психологическое самочувствие ребенка. Советы психолога.

  • Час общения.

  • Письмо родителям «Разговор по душам».

Доверяет ли вам ваш ребёнок? (Анкетирование)

Лекция

«О любви» - взрослые и дети

Любовь и семья: законы и обычаи

8 класс

  • «Семейная роль».

(Классный час)

Род, семья, очаг – фамильные ценности

(Лекция)

  • Тренинг для девушек «А если это любовь?»

Когда ваш ребёнок влюбляется … (Советы психолога)

Стихи о любви.

(Поэтический вечер)

  • Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек.(Общение с психологом)

Влияние родительских отношений на психологическое развитие ребёнка. (Лекция)

  • Отношения с родителями. Конфликты.

( Тренинг)

Отношения с ребёнком. Конфликты.

( Тренинг)

Искусство воспитания.

(Конференция)

9 класс

  • Как быть красивой.

Советы стилистов. (Серия бесед)

Мода и здоровье.Советы и рекомендации родителям.

(Лекция)

Мир моих увлечений. Стилисты и кутюрье нашего класса.

  • Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка.(Чтение и обсуждение)

Лишение и ограничение родительских прав.(Лекция)

Тренинг «Мужественность мальчиков и женственность девочек».

«История женской судьбы.»

(Проект к Дню Матери)

  • Как украсить праздничный стол. (классный час)

О здоровом питании.

Конкурс на лучший рецепт от семьи.

Культура домашнего стола.

  • Устав школы. «За и против».(Обсуждение).

Родительские права и обязанности.(Лекция)

10 класс

  • Сочинение на тему

« Мой дочерний

(сыновний ) долг

Искусство быть родителями.

Беседа - дискуссия «Какие они, послушные дети?»

  • Искусство быть супругами (Лекция – беседа)

Тренинг «Какой я отец? Какая я мама?»

( работа с психологом)

Кто в семье хозяин? Роль в семье мужчины и женщины.

(Собрание)

  • Условия семейного счастья.

Дом славен трудом

Быт…или не быть? Радость совместного труда(лекция)

Беседа – дискуссия «Распределение обязанностей в семье»

  • Лучшая разработка программы фестиваля«Мама, папа, я –счастливая семья»

Роль отца в воспитании ребенка .(Лекция).

Фестиваль – конкурс

«Мама, папа, я –счастливая семья»

  • Тренинг – практикум для девушек «Женские хитрости»

Встреча с медработниками

« Девочка, девушка, женщина»

  • Любовью дорожить умейте.(классный час).

Выставка свадебных фотографий моих родителей.

Взаимоотношения знаменитых семейных пар.

А.С.Пушкин и Н.Н.Гончарова.

(компьютерные презентации)

11 класс

  • Час общения

  • Защита материнства и детства.

Роль матери в воспитании ребёнка.(лекция).

Праздничный вечер, посвящённый Дню Матери.

  • Психология семейных отношений.

(лекция – диалог)

Советы психолога

«Как строить отношения в семье»

Взаимоотношения знаменитых семейных пар. А.Блок и Л.Менделеева. (компьютерные презентации)

  • Как выбрать спутника жизни.(Беседа)

Советы психолога

« С кем идти по жизни»

  • Союз поколений.(Подготовка к празднику чествования семейных династий)

Чествование семейных династий.

(Праздничный вечер).

  • Сюжетно – ролевая игра «Свадьба и брачный контракт».

Расторжение брака или сохранение союза? (Лекция)

Неполные браки, повторные браки (Лекция)

Час общения детей и родителей

Об активном отдыхе.

Семейные игры на воздухе.

  • О семейной экономике (лекция)

Куда деть деньги? Поговорим о семейном бюджете.(Советы психолога)

Тренинг «Как рассчитать семейный бюджет?»

Разработчики программы оставляют за собой право вносить в неё коррективы в процессе реализации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Валентина Григорьевна Рындак Авторы: д пед наук, проф. В. Г. Рындак (Введение; Педагогические ориентиры воспитания ребенка в семье и школе; Вместо заключения), к п. н., проф. М. Б. Насырова (Введение, программа

    Программа
    Авторы: д. пед. наук, проф. В.Г. Рындак (Введение; Педагогические ориентиры воспитания ребенка в семье и школе; Вместо заключения), к.п.н., проф. М.Б.
  2. Рекомендации классным руководителям по работе с родителями 1-4 классов /родительские собрания

    Документ
    С поступлением в школу происходит переход ребенка к новому образу жизни и условиям деятельности. Для адаптации семилетнего ребенка к новой социальной роли и новым взаимоотношениям с окружающими, для формирования адекватного коммуникативного
  3. Программа формирования ууд программа отдельных предметов, курсов и внеурочной деятельности. Программа духовно-нравственного развития, воспитания

    Программа
    Программа направлена на обеспечение системно - деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения Образовательной программы, дополняет традиционное
  4. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г

    Закон
    МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
  5. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г

    Закон
    МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ

Другие похожие документы..