Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Семинар'
Выступление главы Администрации муниципального района Караидельский район Мусина И.Г. на зональном семинаре - совещании 25 февраля 2011 года на тему: ...полностью>>
'Документ'
Любое незавершенное психологическое событие, даже по прошествии длительного времени, продолжает подспудно влиять на человека и его поведение. Испытыва...полностью>>
'Документ'
1 марта 1895 Сонет к форме [Я5жм, сонет] Есть тонкие властительные связи Меж контуром и запахом цветка. Так бриллиант невидим нам, пока Под гранями н...полностью>>
'Программа'
Рабочая учебная программа дисциплины «Информатика» составлена на основе ГОСО по специальности «Вычислительная техника и программное обеспечение» (5В0...полностью>>

Одокладе Московской городской Думы «О состоянии законодательства города Москвы в 2010 году»

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2. Обеспечение эффективной социальной защиты населения

города Москвы

Социальная направленность традиционно является сильной стороной законодательства Москвы. В докладах прошлых лет при анализе состояния законодательства данному вопросу уделялось много внимания. В настоящий момент в городе сформирована обширная законодательная база, требующая не столько комплексного совершенствования (что не исключает принятия «отраслевых» законов по отдельным вопросам социальной поддержки тех или иных категорий населения), сколько систематизации и кодификации. Так, можно говорить об актуальности принятия кодифицированных актов города Москвы о социальной защите жителей города Москвы и о развитии образования в городе Москве.

Настоящий раздел посвящен анализу возможностей законодательного решения возникающих в социальной сфере проблем и устранения имеющихся недостатков правового регулирования.

Действующая законодательная база столицы позволяет обеспечить москвичам достойные уровень жизни, условия труда и социальной защищенности и в нынешних сложных экономических условиях. Город постоянно принимает меры, направленные на поддержку различных категорий жителей. Однако становится все более очевидным, что дальнейшая деятельность в этом направлении должна учитывать не только текущие возможности финансирования таких мер, но и перспективы их финансового обеспечения.

Социальная нагрузка на работающее население вследствие демографических проблем с каждым годом возрастает. По прогнозам, доля занятого населения Москвы ежегодно будет сокращаться одновременно с увеличением численности граждан, пользующихся мерами социальной поддержки (при сохранении действующих условий их предоставления).

В связи с этим все большую актуальность приобретает проведение постоянного мониторинга качества жизни москвичей, а также внесение предложений по дальнейшему совершенствованию правовых основ предоставления государственной социальной помощи (в частности, установлению более жестких рамок, при которых она может предоставляться).

Необходимо учитывать, что углубление адресного подхода при реализации мер социальной поддержки возможно лишь в случае принятия на федеральном уровне решений по совершенствованию государственной пенсионной системы, устранению издержек проводимых социальных реформ, изменению шкалы налогообложения в целях снижения дифференциации доходов населения.

В настоящее время разрабатывается законопроект о государственной социальной помощи жителям Москвы, который станет еще одним важным элементом городского социального законодательства, поскольку именно в нем будет дано понятие малоимущей семьи и предусмотрена система социальных контрактов для получателя государственных социальных пособий, социальной помощи.

Смысл введения социальных контрактов состоит в том, чтобы сделать поддержку действительно адресной, исключив возможность социального иждивенчества. Планируется также осуществлять на постоянной основе мониторинг всех аспектов социальной поддержки, включая вопросы качества жизни населения и оценки населением деятельности государственных органов и учреждений.

2009 год был Годом равных возможностей. За это время многого удалось достичь, но проявился и ряд проблем, решать которые еще только предстоит. Основная из них - социальная интеграция инвалидов, обеспечение им благоприятных условий жизнедеятельности, позволяющих свободно перемещаться в городской среде, реализовать себя в различных профессиях.

В Москве проживают 27 834 ребенка-инвалида, 229 тыс. инвалидов трудоспособного возраста, свыше 900 тыс. инвалидов старше 55 лет, около 7,3 тыс. инвалидов, использующих кресла-коляски, свыше 10 тыс. слепых и слабовидящих, около 5,5 тыс. глухих граждан, а также около 16 тыс. инвалидов, использующих для передвижения различные опорные механизмы26.

Приняты и действуют правовые акты, направленные на решение проблем инвалидов: Закон города Москвы от 17 января 2001 года № 3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» (далее - За-
кон № 3); постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года
№ 319-ПП «О выполнении Комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов города Москвы на 2004-2006 годы» и о Комплексной целевой программе «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы» на 2007-2009 годы»; постановление Правительства Москвы от 17 февраля 2009 года № 115-ПП «О Годе равных возможностей в городе Москве и Стратегии повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года» (далее - Стратегия повышения качества жизни инвалидов до 2020 года)27.

Однако проводимый анализ показал, что в подходе к решению этого вопроса не хватает комплексности и системности. Так, по оценкам специалистов, часть объектов, оборудованных пандусами, дорожками и другими специальными средствами, не пригодна для использования инвалидами и другими маломобильными жителями города Москвы28.

Малоэффективными являются и средства, которые помогают данной группе лиц войти в то или иное учреждение, поскольку внутри здания возможности передвижения для них остаются ограниченными.

Неудовлетворительное проведение работ по оснащению объектов инфраструктуры пандусами и другими специальными средствами для безбарьерного передвижения инвалидов связано с низким уровнем прогнозирования необходимости специальных средств и контроля за их строительством, в том числе и со стороны общественных организаций инвалидов.

Для специального оборудования необходимы технические регламенты либо строительные нормы и правила, в соответствии с которыми объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур должны оснащаться специальными приспособлениями и оборудованием в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства. 1 июля 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», установивший, в числе прочего, требования к обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. При этом конкретные нормативные требования к доступности должны быть установлены в сводах правил, принимаемых на федеральном уровне. В настоящее время Министерство регионального развития РФ ведет работу по актуализации и разработке новых требований. В связи с этим представляется целесообразным Москве направить свои предложения в данной области.

Проблема приспособления инфраструктуры города для нужд инвалидов и маломобильных граждан касается всех строящихся и реконструируемых объектов в Москве. В соответствии с требованиями законодательства Мосгорстройнадзор не оформляет разрешение на строительство объекта, если в проектной документации отсутствует раздел об обеспечении доступности объекта для всех категорий инвалидов, однако это не решает указанной проблемы.

В настоящее время строительство школ, ФОКов и детских дошкольных учреждений ведется по ранее разработанным типовым проектам, в которых мероприятия по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов были предусмотрены не в полном объеме. Корректировка же этих проектов до сих пор не выполнена. Такая же ситуация с крупнопанельными домами типовых серий. Так, для инвалидов по слуху и зрению, граждан с нарушениями опорно-двигательного аппарата не предусмотрены рельефные напольные указатели, установка звуковых маяков на дверях, клавиши со шрифтом Брайля в лифтах, предупреждающие знаки и звуковые устройства, поручни в лифтах.

Проведенный опрос жителей Москвы по вопросу доступности городской среды для инвалидов показал, что 84,5% опрошенных негативно оценивают ее доступность. При этом городскую среду считают хорошо приспособленной всего 1,6% опрошенных.

По отзывам респондентов, лучше всего оснащены специальными приспособлениями для удобства передвижения лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности жилые дома. Несколько хуже обстоят дела с оснащением основных маршрутов передвижения, и совсем низкая оценка дается служебно-производственным помещениям.

Не менее актуальна проблема поддержания соответствующего оборудования в эксплуатационном состоянии. На настоящий момент нормативными правовыми актами города Москвы этот вопрос не регламентируется. В результате с 2000 года подъемниками оборудовано около 2 тыс. объектов, а в эксплуатацию введено лишь немногим более 200. Остальные подъемники бездействуют. Проблема заключается в определении владельца этих объектов: кто их будет обслуживать, подтверждать их техническую готовность при запуске в эксплуатацию.

В связи с появлением в комплексе городского хозяйства таких служб, как ГУ ИС, ДЕЗы прекратили обслуживание подъемников, а новые службы не проявляют инициативы в этом направлении, ссылаясь на то, что на баланс эти объекты им должен передать ДепИГМ.

С другой стороны, не всегда продуман выбор объектов, которые необходимо оснастить специальным оборудованием. Так, по данным КСП Москвы (материалы проверки от 23 декабря 2009 года), в модернизированном для перевозки инвалидов-колясочников трамвайном вагоне КТ-3 за 2008 год и 9 месяцев 2009 года инвалиды этой категории совершили лишь 6 поездок, при этом затраты на модернизацию вагона составили 18 тыс. рублей.

Все это свидетельствует о необходимости более тесного взаимодействия органов власти с теми лицами, на поддержку которых направлены принимаемые городом меры. Статья 6 Закона № 3 предусматривает участие общественных организаций инвалидов в решении вопросов приспособления городской среды для инвалидов. Данные общественные объединения имеют право на информацию о степени доступности объектов инфраструктур города для инвалидов и всех мероприятиях, изменяющих степень доступности. Общественные объединения и организации инвалидов вправе обращаться в органы исполнительной власти с предложениями по улучшению доступности объектов инфраструктур города, а включение представителей данных объединений и организаций в состав комиссий по приемке в эксплуатацию зданий и сооружений в соответствии с Законом № 3 может производиться только при необходимости.

Подобная условность, а также определение прав общественных организаций инвалидов при отсутствии определения конкретных обязанностей органов исполнительной власти, организаций и предприятий независимо от их форм собственности делают необязательными рекомендации и предложения общественных организаций инвалидов.

Таким образом, необходимо создать экспертные советы из представителей обществ инвалидов при префектурах и управах с привлечением представителей органов местного самоуправления, законодательно закрепив их статус и права, чтобы они в обязательном порядке рассматривали перечни объектов, подлежащих оборудованию специальными средствами, проекты размещения сооружений, их конструкции, участвовали в разработке проектов конкурсной документации по государственным заказам, для чего необходимо внести соответствующие изменения в Закон № 3.

В 2010 году в Москве продолжилось проведение мероприятий по приспособлению городской среды к нуждам инвалидов. Такая цель поставлена в Стратегии повышения качества жизни инвалидов до 2020 года. Там же определен перечень объектов, которые будут построены в 2010-2011 годах с учетом потребностей инвалидов. Кроме того, Правительство Москвы выделило дополнительно еще 4 млрд. рублей на пролонгацию программы Года равных возможностей в 2010 году29.

Другой важной составляющей процесса социальной интеграции инвалидов, имеющей большое значение для их реабилитации, является вовлечение данной категории граждан в активную социальную жизнедеятельность.

Как одно из направлений социальной интеграции инвалидов в городе Москве можно рассматривать и законодательное закрепление прав и гарантий лиц с ограниченными возможностями здоровья, определение условий, порядка и механизмов реализации ими конституционного права на образование.

По оценкам специалистов, в настоящее время городская система образования не может быть признана полностью приспособленной для полноценного включения лиц с ограниченными возможностями, инвалидов в процесс обучения с последующей социальной интеграцией.

Закон Российской Федерации «Об образовании» закрепил в качестве основной гарантии обязанность государства создавать гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Однако федеральным законодательством не определены конкретные условия, специальные образовательные стандарты, порядок или особенности организации обучения граждан с ограниченными возможностями здоровья по профессиональным образовательным программам.

В Москве сегодня проживают 27 834 ребенка-инвалида в возрасте от 0 до 18 лет. Из них 74% обучаются в 304 коррекционных образовательных учреждениях города, остальные получают образование, реабилитацию в системе социальной защиты и здравоохранения. Более 50 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются и воспитываются в различных образовательных учреждениях города, из них 19 тыс. детей имеют статус инвалидов. Если раньше обучение таких детей осуществлялось в специализированных учреждениях или на дому, то сейчас 49% (более 9 тысяч) посещают общеобразовательные учреждения и лишь 35% обучаются в специализированных коррекционных учреждениях. Еще 5% овладевают специальностями в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, а 11% посещают дошкольные образовательные учреждения.

При этом получать образование в специальных (коррекционных) учреждениях по месту жительства крайне сложно, поскольку последние не только составляют менее 4% от общего числа общеобразовательных учреждений (данные по Российской Федерации), но и подразделяются на типы и виды (т.е. имеются далеко не везде).

Целесообразно проработать вопрос о создании специальных условий, соответствующих нормам безбарьерной среды, в образовательных учреждениях всех типов и видов с учетом их территориальной доступности.

Вместе с тем часть детей-инвалидов дошкольного возраста со сложным дефектом не включена в системный образовательный процесс по состоянию здоровья и получает преимущественно медицинские реабилитационные услуги30.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучение которых часто не требует модификации образовательного процесса, вынуждены обучаться на дому в изоляции от своих сверстников, с одной стороны, по причине неприспособленности зданий школ для обучения таких детей, с другой стороны, по причине отсутствия транспорта, приспособленного для перевозки детей с ограниченными возможностями здоровья.

Однако формирование реабилитационного пространства для детей-инвалидов на современном этапе невозможно без изменения принципиальных подходов к созданию доступной среды их жизнедеятельности, специальных условий, которые позволят детям-инвалидам вести независимый образ жизни и изменить качество их жизни.

В целях реализации прав таких лиц принят Закон города Москвы от
28 апреля 2010 года № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» (далее - Закон № 16), в котором систематизированы выполняющиеся в рамках отдельных проектов и программ мероприятия по интеграции, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Закреплен перечень мер государственной поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья, определен порядок организации их обучения и воспитания не только в специальных коррекционных образовательных учреждениях, на дому, в условиях лечебно-профилакти-ческих учреждений и стационарных учреждений социального обслуживания, но и практически в любом избранном образовательном учреждении. Определены особенности приема в образовательные учреждения данной категории лиц, их перевод и отчисление, проведение итоговой аттестации; особенности финансирования образовательных учреждений, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья.

Как отмечает Департамент образования города Москвы, в настоящее время предусмотрены меры социальной поддержки работников, участвующих в осуществлении образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с вступлением с 1 января 2011 года Закона № 16 в силу в полном объеме в целях его реализации необходимо принятие ряда нормативных правовых актов Правительства Москвы по вопросам создания специальных условий обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе организации их транспортного обслуживания.

Следует отметить, что правовые отношения в области образования рассматриваемой категории лиц на федеральном уровне в основном регулируются подзаконными актами, в первую очередь нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Тем не менее именно вопросы, связанные с образованием лиц с ограниченными возможностями здоровья, требуют принятия федеральных законов либо внесения изменений в уже действующие.

Так, до настоящего времени не разработана нормативная база образовательно-реабилитационной деятельности вузов и колледжей, отсутствует ее бюджетная и кадровая поддержка. Более того, в Федеральном законе от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» о лицах с ограниченными возможностями здоровья вообще не упоминается, что свидетельствует о необходимости дополнения этого закона соответствующими нормами.

В настоящее время требует решения еще одна проблема. Она связана с тем, что детям-инвалидам, достигшим возраста 23 лет, снижается объем социальной поддержки. В Москве в соответствии с действующим законодательством лицам данной категории оказывается различная помощь, в том числе и в трудоустройстве путем квотирования рабочих мест (подробнее см. предыдущие доклады Думы).

Но социальная интеграция инвалидов не может ограничиваться только организацией их обучения, созданием условий для трудоустройства. Необходимо вовлекать людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и пожилых людей, в различные сферы социальной активности: проводить спортивные соревнования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, создавать при органах социальной защиты интернет-клубы для пожилых людей, различные клубы по интересам.

Позитивно показала себя практика привлечения молодежи через различные общественные организации к помощи и поддержке пожилых людей, людей с ограниченными возможностями здоровья. Но процесс должен быть обоюдным, что крайне важно и для патриотического воспитания, и для профилактики социального сиротства. Однако для этого необходима достаточная правовая база, например, закон города Москвы о мерах по социальной адаптации и социальной интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В данном законе следует предусмотреть такую меру как создание и развитие в Москве анимационных методик адаптации и интеграции в общество молодых инвалидов. Данная методика с успехом применяется во многих странах. К сожалению, на данный момент ни в Москве, ни в России единой сформированной модели анимационной работы по адаптации и интеграции в общество молодых инвалидов не создано. Единственным учреждением в городе, осуществляющим плановую и системную работу в данном направлении, является городской организационно-методический центр по работе с молодежью с ограничениями в здоровье «Центр досуга и творчества молодежи «Россия» Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.

Подобная работа должна стать одним из основных направлений не только политики поддержки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, но и молодежной политики, о необходимости и важности которой последнее время говорится все чаще. Безусловно, московские законодатели не оставляют без внимания проблемы и потребности молодых людей. Так, в Москве действует около 13 законов, регулирующих правоотношения в сфере городской молодежной политики, основным из которых является Закон города Москвы от 30 сентября 2009 года № 39 «О молодежи» (далее - Закон № 39), заменивший действовавший ранее Закон города Москвы от 28 января 2004 года № 4.

Однако реализация Закона № 39 осложняется из-за отсутствия соответствующих нормативных правовых актов Правительства Москвы. Так, в целях реализации норм, содержащихся в статьях 8, 14, 24, 31, 42 и 43 указанного Закона, необходимо утвердить порядок ведения Реестра молодежных объединений и организаций, участвующих в реализации государственной молодежной политики в городе Москве, порядок образования и деятельности Московской федерации молодежи, порядок рассмотрения органами исполнительной власти предложений о реализации государственной молодежной политики в городе Москве, вносимых молодыми гражданами и молодежными объединениями, положение об оценке эффективности реализации государственной молодежной политики в городе Москве, порядок выплаты пособий студентам - молодым гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также иным категориям студентов, нуждающихся в социальной поддержке.

На федеральном и региональном уровнях реализуется ряд различных проектов, таких как «Российская молодежная информационная сеть», «Новый взгляд», «Доброволец России», «Карьера», «Молодая семья» и др.

В Москве создана целая система организаций, деятельность которых направлена на выявление социально активной молодежи.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2005 года № 962-ПП «О дополнительных мерах по совершенствованию работы с молодежью и студентами в городе Москве» созданы молодежные советы отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы, окружные и районные молодежные советы31. Основными направлениями деятельности молодежных советов являются: информирование органов власти о положении дел в молодежной среде; проведение общественной экспертизы инициатив и программ в области молодежной политики; координация деятельности молодежных организаций и общественных объединений.

Молодежные советы регулярно проводят мероприятия, направленные на раскрытие творческого потенциала молодых сотрудников, ведется изучение социально-бытовых условий в целях оказания поддержки и практической помощи нуждающимся. Создана система наставничества, ведется работа по подготовке молодых сотрудников для поступления в профильные вузы, реализуется программа обучения, повышения квалификации и переподготовки, актуальная для молодых специалистов. Учреждены именные стипендии для лучших студентов МАДИ и МГИУ. В своей работе молодежные советы всех уровней уделяют большое внимание патриотическому воспитанию. В целях воспитания у молодежи стремления к здоровому образу жизни регулярно проводятся: спортивные праздники в районах и округах; соревнования по стритболу, мини-футболу, пейнтболу, настольному теннису; межвузовские спартакиады; туристические слеты. Молодежные советы являются инициаторами проведения рабочих совещаний и заседаний, брифингов с руководителями департаментов и комитетов города Москвы по обсуждению вопросов жилья, молодежного бизнеса, здравоохранения, образования, трудоустройства.

В 2005 году создано Студенческое Правительство дублеров. В настоящее время участниками кадровой программы Студенческого Правительства дублеров являются более 600 студентов из 64 московских вузов.

Студенческое Правительство дублеров осуществляет взаимодействие молодых граждан с органами исполнительной власти города Москвы в целях учета потребностей и интересов молодежи при формировании и реализации государственной политики города Москвы, обеспечения практических навыков и непосредственного участия молодых граждан в управлении городом. Через Студенческое Правительство за время его деятельности прошло более 4 000 студентов, и более 200 из них были рекомендованы к поступлению и впоследствии трудоустроены на государственную гражданскую службу или в подведомственные учреждения32.

В 2006 году при Думе создана Молодежная палата (в соответствии с постановлением Думы от 27 сентября 2006 года № 265), которая состоит из представителей молодежи Москвы и является молодежным совещательно-консультативным органом для обсуждения проектов законов города Москвы, проектов постановлений Думы в области реализации и защиты прав, свобод и законных интересов молодежи, а также по иным вопросам, отнесенным к ведению Молодежной палаты.

С момента создания Молодежной палатой внесено более 200 предложений в проекты законов города Москвы, в том числе «О занятости населения в городе Москве», «О молодежи», «О физической культуре и спорте в городе Москве» и другие, в проекты федеральных законов «О государственной молодежной политике в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», «О полиции», а также в проекты ряда городских целевых программ, затрагивающих права и интересы молодежи и важные вопросы жизни города.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины Российские реформы для направления 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистра Составитель магистрант Рябинина В. Е

    Программа дисциплины
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Другие похожие документы..