Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая учебная программа'
В отличие от большинства прочитанных курсов, раскрывающих с разных сторон природу психики и поведения (психологии восприятия, социальной психологии, ...полностью>>
'Программа'
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Вологды разработана педагогическим к...полностью>>
'Конкурс'
Покупки» 7 класс – Викторина «Знаешь ли ты ФРГ?» класс – Выпуск газеты к 8-му Марта «Поздравляем девочек» 5 класс – Конкурс сочинений «Экскурсия по м...полностью>>
'Документ'
" " 200_ года около " " часов " " минут по адресу (адрес, где происходили события), гражданин (ФИО обвиняемого) подверг...полностью>>

Одокладе Московской городской Думы «О состоянии законодательства города Москвы в 2010 году»

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2 декабря 2009 года принят бюджет города Москвы на 2010 год с дефицитом 120,1 млрд. рублей, который покрывается в основном за счет привлечения заемных средств. В качестве двух главных направлений бюджетной политики на 2010 год определены выполнение социальных обязательств в отношении незащищенных и малообеспеченных категорий граждан и обеспечение максимальной занятости трудоспособного населения.

Вопросы социальной политики и социальной защиты москвичей напрямую зависят от состояния экономики и объемов наполнения доходной части бюджета. Кризис привел к существенному снижению налоговых доходов городского бюджета. В 2009 году налоговых поступлений было мобилизовано на 271 млрд. рублей меньше, чем в 2008 году. Доля налога на прибыль снизилась до 40% (ранее она составляла около 50%). При этом налог на прибыль предприятий нефтегазового сектора уменьшился на 65% по сравнению с предыдущим годом.

Анализ исполнения бюджета города Москвы за 2009 год свидетельствует о снижении показателей по сбору неналоговых доходов (на 18,4 млрд. рублей), прежде всего в части арендных платежей (на 1,7 млрд. рублей), а также доходов от продажи городской собственности (на 4,6 млрд. рублей). Таким образом, если в 2005-2007 годах городской бюджет исполнялся с профицитом, то уже в 2008 году он был исполнен с дефицитом в размере
26,3 млрд. рублей, что составляет 2% от полученных доходов, а в 2009 году - с дефицитом 145,5 млрд. рублей. К тому же в 2010 году своеобразный стабилизационный фонд города в виде переходящего бюджетного остатка сократился на 36,4 млрд. рублей и составил 117,3 млрд. рублей.

В 2010 году основными источниками формирования ресурсной базы бюджета, как и в предыдущие годы, являлись налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц, доля которых по сравнению с 2009 годом возросла на 4,5% и составила 77,7%. В структуре налоговых поступлений в 2010 году доля налога на прибыль организаций, по данным КСП Москвы, составила 46,8%, налога на доходы физических лиц - 39,1%, налога на имущество организаций - 7,1%.

Постепенное восстановление динамики производственных и финансовых показателей основных отраслей экономики города адекватно отразилось на поступлениях от главных налоговых источников. Рост поступлений от налога на прибыль по сравнению с сопоставимым периодом 2009 года составил 29,3%, что обусловлено общим оздоровлением финансового состояния предприятий и организаций Москвы в 2010 году. Поступления от налога на доходы физических лиц увеличились на 7,9%, что в значительной мере обусловлено увеличением среднемесячной заработной платы работников, занятых в экономике города.

Однако наблюдается значительное сокращение неналоговых поступлений бюджета - 24 717,7 млн. рублей (34% от соответствующего периода
2009 года). Потери коснулись практически всех основных источников неналоговых доходов: платежей от продажи права на заключение договоров аренды земли, арендной платы за нежилые помещения, доходов от продажи квартир и др.

Благодаря успешной реализации антикризисных мер удалось стабилизировать экономическую ситуацию. Оценивая состояние и перспективы социально-экономического развития Москвы, важно проанализировать динамику ряда социальных индикаторов, имеющих общий характер, но оказывающих непосредственное влияние на положение в городе. Прежде всего речь идет о социально-трудовой сфере и демографической ситуации.

Несмотря на двукратный с начала кризиса рост безработицы, в настоящее время можно говорить о стабилизации ситуации в сфере занятости населения на уровне 0,7-0,8% от экономически активного населения Москвы. С апреля 2010 года численность зарегистрированных безработных ежемесячно снижалась на 400-600 человек и к октябрю 2010 года составила 48,7 тыс. человек (0,77% от экономически активного населения).

Однако в данной сфере по-прежнему не решен целый ряд проблем. В структуре работающего населения города дефицит квалифицированных технических кадров, по крайней мере до 2013 года, будет сохраняться. В связи с этим меры, принимаемые Правительством Москвы по поддержке и развитию среднего профессионально-технического образования, сохранят свою важность и актуальность. Существует проблема сохранения научно-технического и кадрового потенциала предприятий оборонного комплекса в связи с угрозой массовых увольнений работников из-за резкого сокращения заказов. Проблемы обеспечения занятости населения касаются в первую очередь социально незащищенных категорий москвичей (инвалидов, молодежи, выпускников учебных заведений, лиц пенсионного и предпенсионного возраста), а также лиц, работающих в отраслях, где наблюдается значительный спад производства.

Необходимо отметить, что вследствие демографических проблем в ближайшие три года социальная нагрузка на работающее население будет заметно возрастать. Доля занятого населения Москвы продолжает сокращаться, а число граждан, пользующихся мерами социальной поддержки, растет. Это потребует соответствующего бюджетного финансирования. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития города до
2013 года численность трудоспособного населения сократится в 2010-2013 годах на 180-200 тыс. человек в силу возрастной структуры населения, а численность пенсионеров возрастет за этот период на 210-220 тыс. человек.

В то же время, по данным Мосгорстата, на протяжении последних
10 лет в городе Москве рождаемость растет, а уровень смертности с 2004 года ежегодно сокращается на 2%. В 2009 году общая численность родившихся составила 116,3 тыс. человек. По итогам семи месяцев 2010 года в городе родилось 71 527 детей. При этом естественная убыль населения с начала
2010 года относительно показателя 2009 года сократилась в 7,2 раза (с 5844 до 807 человек). Впервые с 1988 года зафиксировано превышение рождаемости над смертностью.

В связи с увеличением рождаемости обострилась проблема обеспечения детскими учебными учреждениями. Исполняя взятые на себя социальные обязательства, город принял решение об использовании освобождающихся земель, несмотря на их острый дефицит, для строительства социальных объектов, в том числе детских садов.

В 2009 году в условиях ограниченных бюджетных ресурсов усилия были сконцентрированы на завершении начатого строительства и возведении новых социально значимых объектов. Было введено в эксплуатацию 10 школ, 5 блоков начальных классов, 33 детских сада, 2 амбулаторно-поликли-нических учреждения, 2 больницы. В январе - сентябре 2010 года на территории города введено в эксплуатацию 13 дошкольных учреждений, 5 амбулаторно-поликлинических учреждений, 1 детская музыкальная школа, 1 дом детского технического творчества.

Бюджет города Москвы на протяжении многих лет имеет социальную направленность, при этом доля, направляемая на социальные нужды, постоянно увеличивается. Выполнение социальных обязательств государства, обеспечение адресности социальной помощи обеспечиваются в городе Москве в рамках сложившейся системы социальной защиты населения. Так, в мае 2010 года было законодательно закреплено7 право семей с детьми на единовременную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с рождением ребенка.

Помимо 15 основных видов социальной помощи, предусмотренных на федеральном уровне, для московских семей установлено 67 видов материальной помощи за счет средств городского бюджета. Однако в условиях увеличения нагрузки на городской бюджет и в целях ликвидации социального иждивенчества необходимо уточнить правовые основы предоставления государственной социальной помощи, в частности установить более жесткие рамки, при которых она может предоставляться. Необходимо обеспечить сочетание оптимальной бюджетной поддержки нуждающихся граждан со снижением уровня социального иждивенчества, вовлекая в процесс оказания социальной помощи бизнес-сообщества и благотворительные организации.

Все большей поддержкой пользуется мнение, что социальные выплаты из городского бюджета должны получать только те, кто реально в них нуждается. Так, в соответствии с законодательством в городе выплачиваются пособия на детей, если среднедушевой доход семей не превышает 8 тыс. рублей. Однако результаты выборочной проверки показали, что только четвертая часть таких семей являются действительно нуждающимися. В настоящее время у города нет эффективной системы соответствующего контроля. В дальнейшем предполагается привлекать к этой работе налоговые органы.

Для обеспечения адресного подхода при реализации мер социальной поддержки требуется принятие ряда решений на федеральном уровне. Вследствие несбалансированного распределения полномочий между федеральным центром и субъектами РФ последние теряют предоставленное им Конституцией РФ право самостоятельно распоряжаться всеми расходами своего бюджета из-за вводимых для регионов требований компенсации затрат, не установленных законодательством субъектов РФ.

Проведение в городе Москве в 2009 году Года равных возможностей еще раз подчеркнуло важность и необходимость обеспечения условий для реабилитации и адаптации инвалидов к активной и полноценной жизни. Всего в Москве проживают более 1,2 млн. инвалидов. Следует отметить, что на создание комфортной среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, решение вопросов обеспечения техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями, путевками на санаторно-курортное лечение и проведение мероприятий по социальной интеграции инвалидов из средств городского бюджета в 2009 году было направлено 10,7 млрд. рублей. В то же время в целях исключения злоупотреблений стоимость самостоятельно приобретенных инвалидом средств реабилитации не должна компенсироваться из регионального бюджета.

Год равных возможностей стал во многом переломным для города, так как удалось преодолеть «информационную блокаду» вокруг проблем инвалидов, изменить общественное сознание по данным вопросам.

В Москве создана эффективно работающая городская система социальной поддержки старшего поколения, включающая и многие общественные объединения. В настоящее время около 136 тыс. нуждающихся в постороннем уходе пенсионеров и инвалидов обслуживаются на дому, свыше
5 тысяч ежедневно посещают отделения дневного пребывания. Более
853 тыс. человек, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, получают различные виды адресной социальной помощи.

Наряду с активно реализуемыми в Москве мерами по преодолению последствий экономического кризиса и стабилизации социально-экономической ситуации немало усилий направлено на создание условий для экономического подъема. В целях «перезапуска» столичной экономики разработаны меры, направленные на реализацию поставленной в Послании Президента Российской Федерации задачи по модернизации страны. На первом месте - повышение инновационной активности и ускорение модернизации реального сектора экономики, развитие малого и среднего предпринимательства.

Подъем столичной экономики невозможен без модернизации промышленности, обновления основных фондов, внедрения современных технологий. Важнейший момент - привлечение средств в инновационную сферу. В качестве инструментов, используемых для притока капиталовложений в эту сферу, в городе созданы и функционируют Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, ОАО «Московская венчурная компания» и другие организации.

Основной проблемой остается низкая доля производственных предприятий, прежде всего инновационного направления. В малом бизнесе к концу 2009 года в Москве насчитывалось 1,6 тыс. малых предприятий, которые можно отнести к высокотехнологичному производству8. Связано это с неразвитостью спроса на продукцию малых инновационных предприятий, недостатком инвестиций, дефицитом промышленных отраслей и др.

Москва относится к тем субъектам РФ, которые обладают наибольшим потенциалом для реализации эффективной инвестиционной и инновационной политики. Однако мощный научно-технический потенциал Москвы недостаточно задействован в данной сфере. Так, московская товарная продукция, которую можно условно отнести к инновационной, составляет по отношению к общему объему продукции города не более 5%.

Для решения задачи повышения конкурентоспособности московских предприятий необходима более активная поддержка инновационного направления в промышленности. В качестве приоритетных отраслей промышленности определены такие, как медицина и фармацевтика, альтернативная энергетика, сфера энергоэффективных технологий, телекоммуникационные и IT-технологии, биоинженерия, точное машиностроение, электроника, приборостроение, авиационная техника и двигателестроение.

В то же время нельзя не отметить проблемы, которые сдерживают развитие инновационной деятельности в городе: отсутствие полноценной правовой базы, регулирующей инновационную деятельность, на федеральном уровне; отсутствие стимулов для осуществления научно-технической и инновационной деятельности; отсутствие системы льгот и преференций для ее поддержки9.

Для запуска инновационной системы следует сосредоточить максимум сил и средств на процессе внедрения инноваций в реальную экономику. Так, в целях активизации малых предприятий, занятых в инновационной сфере, в Москве предполагается создать Центр инновационного развития в форме центра коллективного пользования. Резидентами этого центра станут отобранные по конкурсу малые предприятия, имеющие в наличии разработки образцов продукции с новыми потребительскими характеристиками и экспортным потенциалом. При нормальном развитии экономики деятельность такого центра будет способствовать увеличению количества инновационных предприятий.

Основными причинами, вызывающими напряжение социально-политического состояния общества в Москве, продолжают оставаться низкая энергетическая эффективность городской экономики и высокие тарифы на энергоресурсы, следствием чего являются значительные финансовые затраты москвичей на удовлетворение своих потребностей в тепле и электроэнергии.

Ресурсо- и энергосбережение являются стратегически важной задачей, без решения которой невозможно обеспечить переход экономики на качественно новый уровень. Для оценки работы организаций всех отраслей городского хозяйства вводится новый критерий - энергоэффективность. Кроме того, энергосбережение способствует решению другой важной проблемы - улучшению экологической ситуации в городе.

Поддерживаемый городом курс на активизацию деловой жизни, развитие реального сектора экономики как важнейшего способа преодоления последствий кризиса предполагает соответствующую законодательную базу, в которой найдут отражение новые социально-экономические условия и выявленные проблемы. Законы города Москвы и подзаконные акты органов исполнительной власти, принимаемые в их развитие, могут и должны способствовать упрочению позиций Москвы в качестве экономического, финансово-инвестиционного, производственного, научно-образовательного и культурного центра Российской Федерации, обеспечению благоприятной среды обитания для жителей города Москвы.

Раздел II. Проблемы города Москвы и законодательное обеспечение

их решения

1. Обеспечение занятости населения города Москвы

Важнейшим условием сохранения социальной стабильности в городе (особенно в 2010 году) является обеспечение занятости населения. В Москве уровень регистрируемой безработицы на протяжении ряда докризисных лет не превышал 0,5-0,6% экономически активного населения. Однако с началом кризиса (с IV квартала 2008 года и до конца III квартала 2009 года) численность зарегистрированных безработных увеличилась в 3,2 раза. К концу
2009 года ситуация стабилизировалась на уровне 60 тыс. человек, или 0,9% от экономически активного населения. Таким образом, показатели уровня безработицы в Москве по-прежнему значительно ниже, чем в других регионах и по стране в целом.

Большую роль в сохранении благополучной ситуации в этой сфере сыграли меры по содействию занятости, закрепленные Законом города Москвы от 1 октября 2008 года № 46 «О занятости населения в городе Москве» (далее - Закон № 46). Принятие Закона № 46 обусловлено передачей ряда полномочий Российской Федерации в области занятости органам государственной власти субъектов РФ10 в связи с внесением изменений в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации». Городской закон позволил законодательно закрепить все лучшее, что наработано Московской службой занятости населения, конкретизировал правовые и организационные основы государственной политики содействия занятости населения на уровне города.

В соответствии с Московским трехсторонним соглашением на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей Москве удалось удержать уровень регистрируемой безработицы в пределах 1% от экономически активного населения. По сравнению с 2008 годом увеличилось число участников общественных и временных работ, программ профобучения, самозанятости. Так, первоначально планировалось переобучение 4,7 тыс. безработных, но с учетом ситуации на рынке труда план был скорректирован до 8 тыс. человек. Его реализация с учетом переходящего контингента обучающихся составила 8,4 тыс. человек.

Снижению напряженности на городском рынке труда способствовала программа дополнительных мер с софинансированием из федерального бюджета. Это первый за много лет случай предоставления возможности региональной службе занятости использовать федеральные средства для профилактики безработицы и сохранения рабочих мест. В 2010 году предусмотрены: создание рабочих мест для стажировки не менее 500 выпускников учебных заведений; самозанятость 200 безработных с предоставлением ими не менее 100 дополнительных рабочих мест для трудоустройства других безработных; организация профессионального обучения более тысячи работников; участие в общественных работах 9,4 тыс. человек. В связи с этим представляется целесообразным подготовить предложения по совершенствованию нормативной правовой базы Российской Федерации, регулирующей вопросы финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения работников.

В целях минимизации негативного воздействия финансового кризиса на рынок труда Правительством Москвы было принято постановление от
2 июня 2009 года № 507-ПП «О реализации антикризисных мер на рынке труда города Москвы», определившее приоритетные задачи в области занятости населения города. В связи с прогнозируемым на 2010 год ростом безработицы постановлением Правительства Москвы от 26 января 2010 года
№ 60-ПП была одобрена Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы, которая позволила работать с теми, кто в силу сложных экономических условий оказался в режиме неполной занятости, сокращенного рабочего времени, под угрозой увольнения. Указанные меры способствовали тому, что к середине 2010 года в Москве наметилась тенденция к снижению уровня безработицы.

Однако приоритетом для города является предупреждение безработицы, а не борьба с ней. С этой целью организуются опережающее переобучение тех, кому грозит увольнение, а также стажировки выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в целях приобретения ими профессионального опыта, что позволит молодым людям продолжить свою трудовую деятельность в организациях города на постоянной основе. В рамках программы «Московская практика» затраты на их заработную плату частично компенсируются из бюджета города.

По данным Департамента труда и занятости населения города Москвы, сократилось общее количество выпускников, зарегистрированных в службе занятости. Так, общая численность зарегистрированных не превышает 4500 человек, в том числе 1900 выпускников средних специальных учебных заведений, тогда как в 2009 году их было 9 тысяч.

Этому способствовали изменения, внесенные в 2010 году в Закон № 46, в соответствии с которыми возрастные рамки для участников программы стажировок были расширены до 30 лет, а также была введена обязанность службы занятости оказывать помощь в трудоустройстве выпускникам без присвоения им статуса безработных. Представляется целесообразным положения о стажировке выпускников образовательных учреждений, испытывающих трудности с трудоустройством, закрепить в московском законе о занятости.

Для недопущения роста безработицы в качестве важного направления законодательного обеспечения занятости рассматриваются меры по поддержке деловой активности населения, созданию и развитию малого бизнеса, служащего одновременно удовлетворению потребительских нужд жителей города. При этом в рамках комплексного решения вопроса трудоустройства выпускников вузов особое внимание уделяется их активному вовлечению в предпринимательскую деятельность. Поскольку молодежный малый бизнес может стать реальной движущей силой модернизации экономики страны, в Москве реализуются мероприятия по развитию и поддержке малого предпринимательства в молодежной среде, подготовке кадрового резерва для действующих предприятий малого бизнеса и формированию социальной базы для повышения инновационной составляющей в структуре малого предпринимательства. Однако эффективная реализация этих задач невозможна без соответствующего законодательного регулирования на федеральном уровне. Так, в Федеральном законе от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не нашли отражение вопросы, касающиеся поддержки молодежного предпринимательства, в том числе при создании молодежных предприятий и бизнес-инкубаторов.

Предполагалось, что решению проблем поддержки инновационного предпринимательства в студенческой среде, созданию дополнительных рабочих мест в наукоемких отраслях промышленности будет содействовать Федеральный закон от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (далее - Федеральный закон № 217-ФЗ), который предоставил бюджетным научным и образовательным учреждениям право быть учредителями хозяйственных обществ.

Однако, как показала правоприменительная практика, одной из ключевых проблем, препятствующих созданию хозяйственных обществ на базе бюджетных учреждений науки и образования, является невозможность использования вузами и научными учреждениями в соответствии с бюджетным законодательством доходов от деятельности создаваемых малых инновационных предприятий, которым НК РФ не позволяет как организациям, в которых доля участия других организаций составляет более 25%, применять упрощенную систему налогообложения, что особенно актуально на этапе становления указанных хозяйственных обществ. Существуют проблемы с передачей хозяйственным обществам необходимого имущества, оборудования, помещений и т.д. Отчасти решению этих проблем должен способствовать Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», значительно расширивший полномочия автономных государственных учреждений. Однако его реализация требует принятия значительного числа подзаконных актов, а также проведения необходимых реорганизационных процедур в отношении государственных учреждений, что откладывает позитивный эффект от действия данного Федерального закона как минимум на год.

Законодательно разрешить указанные проблемы в рамках предоставленных субъектам РФ полномочий Москва не вправе. Усилия, предпринятые городом в сфере молодежного предпринимательства, нашли свое отражение в Законе города Москвы от 26 ноября 2008 года № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» (далее - Закон № 60), который предусматривает меры, направленные на содействие вовлечению в предпринимательскую деятельность молодежи, в том числе по поддержке молодежных бизнес-инкубаторов, молодежных инновационных центров, молодежных конструкторских бюро и иных специализированных организаций, образующих инфраструктуру субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако пробелы федерального законодательства это не компенсирует.

Закон города Москвы от 30 сентября 2009 года № 39 «О молодежи» (далее - Закон № 39) также предусматривает меры поддержки в целях вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность, но эти меры в большинстве своем ориентированы на молодежь в целом, а не на субъекты молодежного предпринимательства. Необходимо отметить, что как на федеральном уровне, так и в законодательстве субъектов РФ отсутствует определение понятия «молодежное предпринимательство», в связи с чем возникают сложности с определением критериев отнесения субъектов малого и среднего предпринимательства к молодежному предпринимательству. Отсутствие четких правил размывает границы этого понятия. В Москве критерии отнесения лиц к субъектам молодежного предпринимательства установлены постановлением Правительства Москвы от 4 августа 2009 года № 724-ПП, а также постановлением Правительства Москвы от 9 сентября 2008 года № 818-ПП, согласно которым к ним относятся индивидуальные предприниматели до
30 лет, юридические лица - субъекты малого предпринимательства, отвечающие следующим условиям: средний возраст штатных сотрудников - до
27 лет, возраст руководителя - до 30 лет, а доля вкладов в уставном капитале лиц не старше 27 лет превышает 50% либо доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75%.

Реализация мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства в Москве осуществляется в рамках городских комплексных программ, направленных на создание условий, стимулирующих молодежь к ведению предпринимательской деятельности как основе материального благополучия, профессионального роста и социальной адаптации. В перечень мероприятий Городской целевой программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг.11 включены предусмотренные законодательством меры по поддержке молодежных предпринимательских проектов, новых молодежных бизнес-инкубаторов, молодежных студенческих конструкторских бюро, молодежных инновационных центров, проведению круглых столов, презентаций, семинаров, консультированию субъектов молодежного предпринимательства. Предусмотренные Программой меры направлены на обеспечение опережающего роста количественных и качественных показателей производственного и в первую очередь инновационного малого и среднего бизнеса, предпринимательской деятельности в области ЖКХ и на рынке бытовых услуг для населения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины Российские реформы для направления 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистра Составитель магистрант Рябинина В. Е

    Программа дисциплины
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Другие похожие документы..