Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
АвтоВАЗ с самого начала создавался как флагман российского автомобильного строения. Он является единственным производителем сложной автотехники, в то...полностью>>
'Пояснительная записка'
В настоящее время в странах с высокой культурой быта специальность «ландшафтный дизайнер» является одной из самых престижных, социально- значимых и в...полностью>>
'Урок'
книги Андерсена, карточки для работы в парах, тесты «Разбор имени существительного», карточки - помощники для выполнения домашнего задания, контрольн...полностью>>
'Краткое содержание'
С переходом экономики России на рыночные отношения, а в связи с этим и началом развития малого бизнеса в нашей стране в научную литературу и официаль...полностью>>

Одокладе Московской городской Думы «О состоянии законодательства города Москвы в 2010 году»

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Так, в главе 1 раздела II доклада анализируются проблемы развития малого и среднего бизнеса, в том числе молодежного предпринимательства, поддержки высокотехнологичных отраслей реального сектора экономики, внедрения инноваций. Вопросам адресности и эффективности социальной поддержки населения, обеспечения комфортной городской среды для инвалидов, развития волонтерского движения, проблемам молодежной политики и существующей образовательной системы посвящена глава 2. Комплексность и эффективность градостроительной политики в соотношении с обеспечением благоприятной экологической обстановки отражены в главе 3. Наконец, проблемам повышения эффективности управления городским имуществом, развития в городе инструментов государственно-частного партнерства и улучшения инвестиционного климата посвящена глава 4.

В разделе II доклада нашли отражение тенденции и перспективы развития законодательства города Москвы.

Структура доклада и содержание раздела II предполагают обобщение правоприменительной практики органов исполнительной власти, судов, общественных институтов. При подготовке доклада 2010 года использовались доклад о деятельности органов исполнительной власти города Москвы, аналитические материалы, подготовленные Московским городским судом, результаты осуществления правового мониторинга Прокуратурой города Москвы и подчиненными прокурорами, результаты контрольных мероприятий КСП Москвы, публикации в СМИ и другие сведения.

Практика применения законов освещена с учетом информации, поступившей в Думу из различных общественных организаций, а также материалов мониторинга состояния законодательства и правоприменительной практики, осуществляемого комиссиями Думы, экспертными советами, Молодежной палатой, общественным консультативным советом политических партий при Думе.

Данные законотворческой деятельности Думы представлены Аппаратом Думы, другие сведения и статистические данные приводятся на основании официальных материалов органов государственной статистики, соответствующих постановлений Правительства Москвы.

Также при подготовке доклада была использована информация, поступившая в ответ на обращения Думы из других организаций, имеющих практику применения московских законов: Московского городского суда, Прокуратуры города Москвы, Главного управления внутренних дел по городу Москве, Московской федерации профсоюзов, Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей), ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы», ГУ «НИИ развития профессионального образования», ЗАО «Институт экологии города», других организаций.

Ключевое место в правовом мониторинге занимает судебная практика рассмотрения законов города Москвы, поскольку недостаточно проработанные правовые дефиниции приводят к тому, что соответствующий закон или не применяется, или его положения по-разному толкуются различными судами. В частности, по данным за 2009 год и I квартал 2010 года, 93,5% судов в городе обращались при вынесении решений к законам города Москвы. При этом за указанный срок судами при рассмотрении 1950 дел было применено 32 закона города Москвы (приложения 1 и 2).

При подготовке доклада была использована информация о результатах мониторинга практики исполнения московского законодательства и реагирования на факты его нарушения, выявленные Прокуратурой города Москвы, которая проводит постоянный надзор за соблюдением законодательства города Москвы. В целях организации проведения мониторинга практики исполнения московского законодательства Прокуратурой города Москвы начиная с 2010 года была организована на постоянной основе работа по систематическому анализу и изучению прокурорской и правоприменительной практики.

Функция контроля за результативным и эффективным расходованием бюджетных средств, а также формированием бюджета на основе программно-целевых методов возложена на КСП Москвы. В рамках действующего законодательства на основании обращений органов законодательной и исполнительной власти города Москвы проведены экспертизы 16 проектов законов города Москвы, 17 городских целевых программ. Сведения о состоянии и практике реализации законодательства города Москвы, правовых и организационных проблемах исполнения бюджетного законодательства, подготовленные КСП Москвы, нашли отражение в докладе.

Дума V созыва была избрана в октябре 2009 года, но, несмотря на относительно небольшой срок ее работы, уже наметилась тенденция к изменению основных приоритетов и направлений деятельности комиссий Думы и создаваемых при них экспертных советов. В 2010 году все больше внимания уделялось различным аспектам мониторинга законодательства и правоприменительной практики, выявлению пробелов правового регулирования, а также сфер, требующих законодательной регламентации. Особенно это заметно на примере работы экспертных советов при комиссиях Думы, поскольку она менее формализована, позволяет привлекать большее количество различных экспертов из соответствующих областей права, экономики, науки, выслушивать мнения как представителей органов власти и органов местного самоуправления, так и общественных организаций, граждан, представителей коммерческих структур, вузов, научных институтов. Отчеты о деятельности комиссий Думы в 2010 году содержатся в приложении 3.

Наряду с экспертными советами вопросы правового мониторинга и предложения по его совершенствованию, которые также были учтены при подготовке доклада, регулярно рассматривали созданные при Думе Молодежная палата и общественный консультативный совет политических партий.

Однако это не означает уменьшения объема и снижения качества законотворческой работы Думы. Так, в 2010 году было принято 55 законов города Москвы (в том числе 15 базовых), 23 из которых были направлены на приведение московского законодательства в соответствие с федеральным (приложение 4).

По-прежнему значительное внимание уделяется реализации законодательных инициатив по совершенствованию федерального законодательства путем внесения в Государственную Думу проектов федеральных законов (приложение 5), а также направления отзывов и поправок к проектам федеральных законов, внесенных в Государственную Думу другими субъектами законодательной инициативы.

Раздел I. Анализ политического и социально-экономического

развития города Москвы

1. Совершенствование процесса политического строительства

в городе Москве в свете законодательных инициатив

Президента Российской Федерации

Предыдущий кризисный год имел особое значение для совершенствования законодательства и развития правой системы как Российской Федерации в целом, так и города Москвы, где в 2009 году состоялись выборы депутатов Думы V созыва. Из 35 мест представители «Единой России» получили 32 места, КПРФ - 3 места1.

Выборы в парламенты субъектов РФ в 2009 году выявили необходимость разработки действенных мер по модернизации политической системы России. Первоочередные меры были обнародованы в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2009 года. В основном они направлены на укрепление демократических институтов на региональном уровне.

Акцентирование внимания на проблеме функционирования именно регионального уровня политической системы России является принципиально новым и существенным в инициативах Президента Российской Федерации, направленных на решение данной проблемы. Заявлено, что модернизация политической системы в нашей стране должна быть направлена на развитие процедур, обеспечивающих свободную, справедливую и цивилизованную конкуренцию между политическими партиями; укрепление демократических институтов на региональном уровне; повышение информационной открытости для общества законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления; создание условий, способствующих развитию институтов гражданского общества, расширению участия граждан и институтов гражданского общества в политической жизни.

Сегодняшняя практика российской политической жизни свидетельствует о недостаточном использовании потенциала многопартийности как института российской политической системы, который при оптимальной организации взаимодействия между политическими партиями способен обеспечить необходимую подготовку качественных альтернативных предложений по конкретным вопросам социально-экономического развития.

В Москве во исполнение поставленных Президентом Российской Федерации задач приступили к реализации предложенных мер по укреплению политической системы и правовых институтов, в том числе по привлечению партий, не прошедших в Думу, к принятию законодательных решений для их более глубокой и всесторонней проработки.

В целях обеспечения более полного учета существующих в обществе политических взглядов при Думе сформирован совещательный орган - общественный консультативный совет политических партий (далее - Совет)2.

В ходе деятельности Совета осуществляются политические консультации по широкому кругу общественно значимых вопросов в целях обеспечения учета позиций тех партий, которые не прошли на выборах в Думу, консолидации мнений, поиска сбалансированных, компромиссных подходов к решению принципиально важных вопросов развития города и социальной защиты населения. К функциям Совета относится как подготовка заключений на поступающие в Думу проекты правовых актов, так и подготовка предложений по вопросам совершенствования законодательства города Москвы.

Одним из важнейших, но недостаточно используемых ресурсов повышения обоснованности и качества разрабатываемых мер по модернизации политической системы является привлечение представителей научного сообщества в качестве экспертов и разработчиков конкретных предложений. В этом направлении в Москве накоплен значительный опыт. На протяжении ряда лет в Думе при некоторых комиссиях были созданы и работают общественные экспертные советы. В настоящее время в Думе функционирует девять экспертных советов.

Среди мер, предложенных Президентом Российской Федерации в своем Послании, - обеспечение возможности формирования фракций всеми политическими партиями, прошедшими в региональный парламент, а также возможности для представителей всех политических партий занимать руководящие должности и работать в региональных парламентах на постоянной основе. Данные предложения уже реализованы. Регламентом Думы в
2004 году были закреплены статус фракций, права и принципы их образования. В Думе IV созыва по принципу партийной принадлежности были сформированы три фракции - «Единая Россия», «КПРФ» и «Яблоко - объединенные демократы». В настоящее время действуют две фракции - «Единая Россия» и «КПРФ», представители которых являются заместителями Председателя Думы.

Кроме того, в Москве приступили к реализации ряда других мер, предложенных Президентом Российской Федерации, некоторые из которых уже закреплены в городском законодательстве. Так, уточнен порядок досрочного голосования на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти и органы местного самоуправления; в Устав города Москвы внесено положение о предоставлении депутатам ежегодного отчета о деятельности высших исполнительных органов; приняты решения о гарантиях равного освещения в СМИ деятельности партий, представленных в региональных парламентах; непарламентским партиям предоставлено право постоянного участия в работе Московской городской избирательной комиссии.

Послание Президента Российской Федерации - это политический документ, охватывающий все сферы жизнедеятельности общества и государства и весь спектр актуальных идей и накопившихся вопросов. В Послании 2009 года коррупция названа одним из главных барьеров на пути развития нашей страны. Перед органами власти субъектов РФ поставлена задача - найти свое место в общегосударственной национальной программе борьбы с коррупцией.

В Москве противодействие коррупции является одним из важнейших приоритетов реформирования управления. Созданы организационно-правовые основы обеспечения антикоррупционной деятельности, идет разработка соответствующего антикоррупционного инструментария. Эта деятельность осложняется тем, что федеральное антикоррупционное законодательство находится в переходном состоянии.

На рассмотрении Думы находится проект закона города Москвы «О системе мер противодействия коррупции в городе Москве». Законопроектом регламентируется организационное обеспечение антикоррупционной политики, в том числе возможность привлечения к этой работе общественных и некоммерческих организаций. В Думе уполномоченным органом по вопросу противодействия коррупции является комиссия по законодательству, одним из направлений деятельности которой является анализ правовых актов города Москвы на предмет их коррупциогенности. Эта функция была закреплена за комиссией еще в апреле 2006 года. С принятием Федерального закона от
25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» данное направление деятельности комиссии существенно расширилось3. В настоящий момент оно включает в себя также подготовку, рассмотрение и принятие заключений о наличии или об отсутствии в проектах правовых актов или поправках к ним4 коррупциогенных факторов и коррупциогенных норм (с учетом поступивших в Думу заключений и требований прокуратуры, заключений органов юстиции, органов исполнительной власти города Москвы, Государственно-правового управления Аппарата Думы, а также заключений независимой антикоррупционной экспертизы). Во исполнение требований Закона города Москвы от 8 июля 2009 года № 25 «О правовых актах города Москвы», являющегося правовой основой проведения антикоррупционной экспертизы, принято постановление Московской городской Думы от 7 октября
2009 года № 333 «О Порядке проведения в Московской городской Думе антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов города Москвы и поправок к ним».

Постоянно проводимый Думой мониторинг соответствия московского законодательства федеральному, судебный контроль и прокурорский надзор являются теми инструментами, которые позволяют отследить возникновение коррупциогенных факторов в проектах правовых актов города Москвы. Их проверка на предмет коррупциогенности осуществляется в ходе открытых обсуждений на заседаниях комиссий Думы, общественных экспертных советов, а также при подготовке заключений Прокуратуры города Москвы, полномочного представителя Мэра Москвы в Думе, Государственно-правового управления Аппарата Думы, экспертиз КСП Москвы и др. По итогам рассмотрения проектов уполномоченная комиссия5 готовит заключение о наличии или об отсутствии в проекте правового акта или поправках к нему коррупциогенных факторов и коррупциогенных норм.

В то же время вызывает озабоченность низкий уровень заинтересованности общества в результатах проведения антикоррупционных экспертиз, что свидетельствует о недостаточной готовности общества к участию в данном процессе. Следует отметить, что в 2010 году в Думу не поступало заключений независимой антикоррупционной экспертизы, а также писем граждан и организаций по вопросам антикоррупционной экспертизы.

С учетом сложившейся в Думе практики проведения антикоррупционной экспертизы можно сделать вывод о необходимости усовершенствования процедуры проведения независимой антикоррупционной экспертизы в целях повышения заинтересованности независимых экспертов в инициативном ее проведении. Представляется, что создание специальных общественных советов (комитетов)6, участвующих в проведении независимой антикоррупционной экспертизы, могло бы содействовать более эффективной работе по противодействию коррупции со стороны органов власти города Москвы всех уровней, общественных и некоммерческих организаций, жителей города. Для этого возможно подключение к данной работе уже созданных общественных экспертных советов при комиссиях Думы, а также Совета.

Кроме того, представляется необходимым включить в Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» требование о проведении антикоррупционной экспертизы не только проектов нормативных правовых актов, но и поправок к ним; законодательно установить специальную процедуру рассмотрения в суде дел по обращению прокурора при выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов; принять федеральный закон о правовых актах в целях установления единых принципов и норм формирования законодательства Российской Федерации, составной частью которого в силу Конституции Российской Федерации является законодательство субъектов РФ.

2. Социально-экономическое положение в городе Москве

Происходящий в настоящее время в городе Москве процесс политического строительства, связанный с вовлечением политических партий в законотворческую деятельность, поддержкой и развитием участия гражданского общества в формировании и обсуждении принимаемых Думой решений, находит отражение в развитии экономических и социальных условий жизнедеятельности города.

Последние 10 лет принесли позитивные изменения и результаты в различных сферах общественной жизни. Устойчивый экономический подъем в городе Москве, имевший место в эти годы и оказавший благоприятное влияние на уровень и качество жизни населения, был прерван разразившимся мировым финансовым и экономическим кризисом. Замедлились темпы роста экономики, а с IV квартала 2008 года наблюдалось их падение.

В этих условиях был взят курс на обеспечение стабильности социальной ситуации и бесперебойного функционирования систем жизне-обеспечения города Москвы. Несмотря на значительное сокращение доходов бюджета и отвлечение средств на проведение антикризисных мероприятий, социальные обязательства государства выполняются полностью. Сохранены в полном объеме меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе неработающих пенсионеров, для которых с 1 января 2010 года введена региональная социальная доплата к пенсии на уровне не ниже двух прожиточных минимумов пенсионера в городе Москве. Это положение закреплено в Законе города Москвы от 18 ноября 2009 года № 7 «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве в целях определения региональной социальной доплаты к пенсии».

По данным Департамента экономической политики и развития города Москвы, среднемесячная заработная плата в целом по городу составила в 2009 году 32 954 рубля, что на 8,6% больше, чем в 2008 году. Однако с учетом инфляции реальная зарплата сократилась на 2,2%. Опережающими темпами росла заработная плата работников учреждений образования, здравоохранения, других городских бюджетных организаций. В 2008 году она увеличилась в 1,4 раза, а в 2009 году - примерно на четверть, значительно опередив среднегородской рост зарплат и темпы инфляции. Впервые среднемесячная заработная плата в учреждениях городской социальной сферы на 10,5% превысила среднегородской уровень и составила 36,4 тыс. рублей.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 1 025,9 тыс. человек, или 11,7% населения города (в 2008 году - 13,1%).

Рост доходов работающего населения и уровня жизни москвичей в целом во многом определяется политикой федеральных властей по сдерживанию инфляции и тарифов естественных монополий. Наметившаяся в последнее время устойчивая тенденция к снижению уровня инфляции позволяет прогнозировать оптимистические варианты развития экономики в 2010 году.

В постановлении Правительства Москвы от 29 июня 2010 года
№ 559-ПП «О прогнозе социально-экономического развития города Москвы на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» определены прогнозные оценки социально-экономического развития города в 2010 году.

Рост валового регионального продукта в 2010 году составит 104% (в сопоставимых ценах) к 2009 году. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2010 году составит 103%, из них за счет средств городского бюджета - 83,9%. Индекс промышленного производства по обрабатывающим производствам (в процентах к предыдущему году и в целом за три года) в 2010 году должен составить 100,5%; темп роста прибыли организаций обрабатывающих производств (в процентах к предыдущему году и в целом за три года) - 98,5%.

В 2010 году номинальная среднемесячная заработная плата составит
38 360 рублей, а ее реальный рост - 107,0%. В социальной сфере ее размер составит 40 280 рублей, что на 10,6% больше, чем в 2009 году.

В то же время нельзя не учитывать уже имеющиеся и возникающие вновь факторы риска. После того, как уменьшится воздействие на экономику масштабных антикризисных мер и сократятся огромные финансовые вливания, ее состояние в первую очередь будет зависеть от реального сектора экономики, восстановления кредитования и притока инвестиций.

Экономический кризис не мог не оказать влияния на состояние реальной экономики Москвы. Его негативное воздействие сказалось на всех основных макроэкономических показателях, но заметнее всего кризис проявился в промышленности (приложение 6). В то же время важно отметить, что, несмотря на произошедшее с начала 2010 года общее снижение промышленного производства на 7,4%, обрабатывающее производство выросло на 18,4%. Это означает, что городские средние и крупные промышленные предприятия перешли от стадии кризиса к стадии восстановления и дальнейшего развития своей хозяйственной деятельности. О первых признаках стабилизации промышленности свидетельствуют и увеличившиеся к середине 2010 года объемы потребления энергетических ресурсов и добычи газа.

Стабилизируется ситуация в строительной сфере, где объемы работ выросли на 102,5% по сравнению с тем же периодом 2009 года.

Весьма неоднозначна ситуация в сфере оказания платных услуг населению, объем которых пока еще не достиг докризисного уровня. Более того, с начала года они сократились по сравнению с первым полугодием прошлого года на 5%. Медленное восстановление данного сектора во многом объясняется сложным положением, в котором находится большинство малых предприятий, поскольку именно они составляют основу городской сферы услуг, имеющей колоссальное значение для обеспечения занятости населения и социальной стабильности. В то же время по сравнению с ситуацией в других субъектах РФ состояние малого предпринимательства в Москве благодаря принимаемым в его поддержку мерам можно считать вполне обнадеживающим. Так, объем оборота малых предприятий в I квартале 2010 года вырос в Москве на 69,8%.

В экономической политике города важная роль отводится поддержке реального сектора экономики, прежде всего предприятий малого и среднего предпринимательства, которые в условиях кризиса доказали свою значимость в деле создания новых рабочих мест, наполнения рынка конкурентоспособными товарами и услугами российских производителей, расширения налогооблагаемой базы. Начиная с 2002 года малое предпринимательство в Москве стабильно развивается и обеспечивает не менее 20% валового регионального продукта и свыше 30% налоговых поступлений в бюджет города. Стабильные результаты в данной сфере в немалой степени обусловлены поддержкой городских властей.

Особенно неблагоприятная ситуация сложилась в инвестиционной сфере города Москвы. Объем инвестиций в основной капитал в первом полугодии 2010 года составил 75,2% по сравнению с соответствующим полугодием 2009 года. По информации бюджетно-финансовой комиссии Думы, в
III квартале 2010 года их объем сократился по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 23,5%. В связи с этим принимаются меры по корректировке политики в сфере инвестиций в сторону обеспечения максимально благоприятной обстановки для бизнеса, готового вкладывать реальные деньги, реализовывать проекты в строительстве, торговле и т.д.

В области инвестиционной политики города Москвы приоритетным направлением определено привлечение частных инвестиций в экономику города, в том числе на условиях концессионных соглашений. Реализуются мероприятия, направленные на снижение сроков согласования разрешительной документации и сокращение инвестиционной себестоимости строительства. Для поддержки инвестиционной деятельности введена практика упрощенного порядка оформления инвестиционных документов.

Принимаются меры по предоставлению инвесторам отсрочки и рассрочки по уплате налогов и сборов в бюджет города. Ожидается, что этому будет содействовать подготовленный Минфином России проект решения о передаче полномочий по предоставлению инвестиционных налоговых кредитов от Федеральной налоговой службы органам власти субъектов РФ. В случае его реализации Москва получит возможность в соответствии со статьями 66 и 67 НК РФ предоставлять налогоплательщикам право откладывать уплату налога на прибыль, а также всех региональных и местных налогов на срок до пяти лет. Положительное влияние на инвестиционную деятельность отдельных организаций окажет и решение вопроса об увеличении порога инвестиционного налогового кредита для компаний, осуществляющих затраты на модернизацию, техническое перевооружение, экологию, создание рабочих мест для инвалидов, до 100% стоимости приобретенного оборудования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины Российские реформы для направления 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистра Составитель магистрант Рябинина В. Е

    Программа дисциплины
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Другие похожие документы..