Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления МО «Город Астрахань» за 2008 год и их плани...полностью>>
'Сборник научных работ'
Сборник трудов юбилейной научной конференции и сессии Центрально-Черноземного научного центра РАМН, посвященной 70-летию КГМУ. Т. 2. - Курск, 2005. – ...полностью>>
'Исследовательская работа'
Рынок труда представляет собой многофакторный механизм, который формируется под влиянием множества экономических и социальных факторов и сам воздейст...полностью>>
'Документ'
Препринт No 4 . Международный институт теоретической и при­кладной физики Российской Академии Естественных Наук, М., 1995, 31 с. 10 илл., библ. 53 сс...полностью>>

Муниципальные программы содействия экономическому развитию 22 Мониторинг стратегического плана 23

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Tacis MERIT-1 Project
Municipal Economic and Social Reform Initiative of Tacis

Supporting the development of coal mining towns in Russia

Разработка планов муниципального

развития

Часть I. Разработка стратегического плана

Методические рекомендации

IMC Consulting ltd, Великобритания

Тел (095) 250-6717

Email

Оглавление

Часть I. Разработка стратегического плана 1

Глава 1. Теоретические основы разработки стратегического плана муниципального образования 4

1.1. Принципы и задачи стратегического планирования в городах 4

1.2. Организационные структуры стратегического планирования 6

1.3. Разработка Стратегического плана – этап анализа 9

1.4. Разработка Стратегического плана – этап целеполагания 16

1.5. Разработка Стратегического плана – формирование стратегических направлений и выбор приоритетов 17

1.6. Муниципальные программы содействия экономическому развитию 21

1.7. Мониторинг стратегического плана 22

1.8. Стратегический план в системе городского управления 23

Глава 2. Примеры из стратегических планов шахтерских городов проекта МЕРИТ 1 25

2.1. Примеры структуры стратегических планов шахтерских городов 25

2.2. SWOT-анализ 31

2.3. Цели и стратегические направления развития шахтерских городов 38

Рекомендуемая литература 41

Введение

В данной брошюре представлены методические подходы и практический опыт разработки стратегических планов в городах – участниках проекта Тасис Мерит 1.

В первой главе материал излагается в общем виде - рассмотрены принципы стратегического планирования, даны рекомендации по проведению основных этапов планирования – стратегическому анализу, целеполаганию, формированию стратегических направлений, созданию системы мониторинга.

Во второй главе приводятся конкретные примеры из текстов стратегических планов городов – участников проекта, иллюстрирующие результаты реализации названных этапов.

Брошюра подготовлена экспертами МЦСЭИ "Леонтьевский центр" (Санкт-Петербург) под руководством д.э.н. Б. С. Жихаревича

Глава 1. Теоретические основы разработки стратегического плана муниципального образования

1.1. Принципы и задачи стратегического планирования в городах

Назначение стратегического планирования

Актуальность внедрения системы стратегического планирования в городах России обусловлена следующими причинами:

  • стратегическое планирование - признанный в мировой практике элемент в системе городского управления и регулирования, оно позволяет создавать условия для перспективного развития, помогает принимать текущие решения с учетом стратегических целей,

  • в условиях коренных социально-экономических преобразований, предполагающих адаптацию города к требованиям рыночной экономики и открытого международного конкурентного рынка, стратегическое планирование является наиболее адекватным инструментом, способным консолидировать усилия администрации и общества в решении проблем трансформации занятости, технологий и городского пространства,

  • процесс стратегического планирования способствует укреплению взаимоотношений администрации с общественностью, улучшению имиджа города, создает единый вектор усилий всех активных сил города.

Принципы стратегического планирования

В процессе стратегического планирования обеспечивается соблюдение следующих принципов:

  • стратегический план - короткий документ, нацеленный на главное для повышения конкурентоспособности города. Стратегический план содержит идеи, которые дают ориентиры для бизнеса, потенциальных инвесторов, властей и населения города при принятии оперативных решений с учетом видения перспективы. Стратегический план не отменяет и не подменяет другие виды планов, он определяет развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для города областях;

  • Стратегический план разрабатывается и реализуется публично, на основе частно-общественного партнерства. Стратегический план - это не директива, это свод согласованных заинтересованными участниками действий, это договоренность о конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для города, которые необходимо предпринять в интересах экономики и населения;

  • в стратегическом плане сочетаются долгосрочное видение и конкретность немедленных действий. Он является долгосрочным по глубине прогноза и длительности последствий намечаемых действий, но среднесрочным по характеру включенных в него мер;

  • стратегическое планирование - непрерывный процесс: этапы разработки и реализации стратегического плана объединяются в непрерывном цикле посредством системы мониторинга и корректировки на основе механизма стратегического партнерства.

Участники стратегического партнерства

В разработке и реализации стратегического плана участвуют городские власти, наиболее крупные и влиятельные организации, предприятия, объединения, общественность и население.

Предприятия и организации, включающиеся в процесс разработки и реализации стратегического плана, получают возможность аргументировать приоритетность представляемых ими сфер и, соответственно, рассчитывать на совместные действия с Администрацией города. Кроме того, разработка и реализация стратегического плана для предприятий становится также средством диалога со своими ближайшими деловыми партнерами и конкурентами, работающими в городе и регионе.

Городская администрация посредством стратегического плана получает механизм регулярного открытого взаимодействия с бизнесом и общественностью, механизм обратной связи, позволяющий ориентировать действия властей в интересах общественно признанных целей и направлений.

Население, общественность получают возможность непосредственного участия в разработке стратегического плана в рамках системы профессионального и общественного обсуждения, что позволяет им, как влиять на выбор приоритетов и направлений развития, так и реализовать свой творческий и гражданский потенциал.

Стратегический план разрабатывается и реализуется в рамках механизма стратегического партнерства, который включает:

Видение будущего, цели и задачи развития города; приоритетные направления деятельности

+ набор частных стратегий (программ), включающих систему мер по реализации

+ организационные структуры и процедуры разработки, обсуждения, реализации и обновления Стратегического плана

Стратегия

Стратегический план

Механизм стратегического партнерства

¯

Бюджет города, инвестиционная программа, план действий Администрации, учитывающие стратегические приоритеты

Действия заинтересованных участников по реализации плана

Временные рамки стратегического плана

Стратегический план включает в себя элементы долгосрочного прогноза, среднесрочного плана и плана первоочередных действий в рамках выбранной стратегии развития. При постановке целей и отборе мер рассматриваются долгосрочные тенденции и последствия с глубиной прогноза 10-15 лет. Срок реализации различных проектов Стратегического плана варьируется от 1 года до 10 лет.

1.2. Организационные структуры стратегического планирования

Совет по стратегическому развитию

Совет по стратегическому развитию является высшим органом системы стратегического планирования. Образуется для обсуждения и утверждения всех ключевых решений, связанных с разработкой и реализацией стратегического плана. Формируется из представителей органов городской Администрации, предприятий и общественных организаций, заинтересованных в разработке и реализации Стратегического плана. Члены Совета, подписывая от имени своих организаций стратегический план, принимают обязательства по его реализации.

Основная задача Совета - координация и принятие ключевых решений, связанных с разработкой, утверждением и реализацией стратегического плана.

Членство в Совете осуществляется на общественных началах.

Основные функции Совета

  • утверждать основную цель и главные стратегические направления плана

  • утверждать Стратегический план

  • утверждать ежегодные отчеты о ходе реализации Стратегического плана

  • принимать решения о необходимости корректировки или разработки нового Стратегического плана

  • принимать и изменять структуру органов стратегического планирования.

Решения принимаются большинством в две трети от числа членов Совета, присутствующих на заседании. Заседание считается правомочным при участии более двух третей списочного состава Совета.

Руководит работой Совета Председатель Совета. Председателем Совета является по должности Глава Администрации города.

Заместитель председателя Совета является по должности председателем Исполнительного Комитета Стратегического плана.

Исполнительный Комитет Стратегического плана

Исполнительный Комитет стратегического плана - орган, руководящий работами по разработке и реализации стратегического плана. Состав комитета образуют председатели тематических комиссий Стратегического плана.

Основная задача Исполнительного Комитета - обеспечить разработку и реализацию Стратегического плана города.

Членами Исполнительного Комитета являются председатели тематических комиссий Стратегического плана.

Основные функции и полномочия Исполнительного Комитета:

  • подготовка для рассмотрения и утверждения на Совете:

    • основной цели и главных стратегических направлений,

    • ежегодных отчетов о ходе реализации Стратегического плана,

    • решений о необходимости корректировки или разработки нового Стратегического плана,

  • отбор мер и инвестиционных проектов, рекомендуемых для первоочередной реализации;

  • рассмотрение проектов Плана действий Администрации по реализации Стратегического плана;

  • рассмотрение отчетов тематических комиссий о ходе реализации Стратегического плана;

  • рассмотрение полугодовых отчетов по результатам мониторинга реализации Стратегического плана;

  • утверждение методических документов, определяющих порядок действий в рамках стратегического планирования, в частности, Методики мониторинга Стратегического плана;

  • принятие рекомендаций и обращений к участникам стратегического партнерства, в том числе и к органам власти по поводу реализации Стратегического плана.

Решения принимаются на заседаниях квалифицированным большинством в две трети от числа членов Исполнительного Комитета, присутствующих на заседании. Заседание считается правомочным при участии более двух третей списочного состава Исполнительного Комитета.

Решения, выносимые для принятия Исполнительным Комитетом, готовятся тематическими комиссиями.

Руководит работой Исполнительного Комитета Председатель, являющийся заместителем Председателя Совета по стратегическому планированию. Председатель Исполнительного Комитета ведет заседания и подписывает документы Исполнительного Комитета.

Исполнительный Комитет разрабатывает и утверждает план своей деятельности на год. Заседания Исполнительного Комитета проводятся по мере необходимости, но не реже 2 раз в год.

Тематические комиссии Стратегического плана

Тематические комиссии Стратегического плана - обеспечивают разработку, реализацию, мониторинг, корректировку и обновление стратегического плана по выбранным стратегическим направлениям и отдельным проблемам. Образуются из представителей заинтересованных организаций, членов Исполнительного Комитета. Через членство в тематических комиссиях обеспечивается участие разработке и реализации Стратегического плана Администрации города, других органов власти, деловых кругов, общественности, специалистов.

В задачи тематической комиссии входит:

  • подготовка аналитических материалов для выявления основных проблем и приоритетов развития в соответствующей области города;

  • разработка, обсуждение и согласование целей, задач и мероприятий соответствующего раздела плана;

  • представление подготовленного раздела плана на обсуждение Исполнительного Комитета;

  • организация выполнения предусмотренных планом мероприятий в процессе реализации плана;

  • ведение мониторинга реализации соответствующих разделов плана;

  • подготовка предложений по корректировке и обновлению соответствующих разделов плана для обсуждения Исполнительным Комитетом, а затем Советом.

Состав комиссий формируют Председатели комиссии. Рекомендуемая численность комиссии - до 10 человек из числа работников Администрации города, представителей деловых кругов, общественных организаций, специалистов-практиков.

Список членов комиссии и план работы утверждают Исполнительный Комитет. Комиссию возглавляет председатель, по должности зам. Главы Администрации города, курирующий конкретное направление.

Комиссии организуют свою работу самостоятельно. В комиссиях могут быть сформированы подкомиссии по отдельным темам.

Задача группы - готовить проекты и окончательные версии материалов для Стратегического плана на основе предшествующих разработок (представленных членами комиссии), дополнительных исследований и результатов обсуждений на заседаниях комиссии.

Рабочие группы Стратегического плана

Рабочие группы образуются по каждой мере Стратегического плана для обеспечения их реализации. Создание рабочих групп и их деятельность координируется тематическими комиссиями. Руководители рабочих групп, как правило, входят в состав тематических комиссий.

Задачи рабочей группы

  • активизация и координация действий участников по продвижению соответствующей меры (проекта),

  • определение этапов реализации меры (проекта) и фиксация результатов,

  • ведение мониторинга реализации меры (проекта) по установленным индикаторам, а также оценка ее эффективности и адекватности, оценка необходимого финансирования,

  • подготовка и представление заявок на бюджетное финансирование деятельности по реализации меры,

  • подготовка предложений в План действий Администрации по реализации стратегического плана,

  • разработка предложений по корректировке меры, задач и целей плана

В состав рабочей группы входят представители организаций - участников реализации соответствующей меры (проекта).

Руководит работой группы представитель организации - лидера, чья роль в реализации меры (проекта) определена участниками как ведущая. Работу группы курирует руководитель соответствующей тематической комиссии.

Группа организует свою работу и проводит распределение функциональных обязанностей самостоятельно. Заседания рабочей группы проводятся для принятия плана работы группы, обсуждения действий участников по реализации меры и подготовки отчетов по мониторингу.

Последовательность разработки Стратегического плана

В соответствии с процедурой, в год разработки стратегического плана действует следующий примерный график работ:

  • январь-февраль - аналитический этап,

  • март-апрель - этап выбора целей и стратегических направлений развития;

  • апрель - общегородская конференция и заседание Совета по стратегическому планированию для утверждения результатов анализа, формулировок главной цели, основных стратегических направлений и целей, а также структуры и состава тематических комиссий по планированию (формированию частных стратегий и отбору проектов),

  • май-июль - этап планирования,

  • июль - заседание Исполнительного Комитета для рассмотрения первой редакции стратегического плана и принятия решения о начале расширенного профессионального и общественного обсуждения плана в целом,

  • август-ноябрь - публикация первой редакции стратегического плана, сбор замечаний и дополнений, проведение секционных заседаний Общегородской конференции в форме открытых заседаний тематических комиссий для обсуждения поступивших поправок и утверждения фрагментов второй редакции текста стратегического плана,

  • декабрь - компоновка второй редакции стратегического плана, рассылка его для рассмотрения членам Совета; принятие стратегического плана на заседании Совета.

Формы представления Стратегического плана

Текст Стратегического плана разрабатывается в трех версиях:

  • основная официальная версия (до 60-80 стр.),

  • полная версия, включающая подробные обоснования выбранной стратегии, а также конкретные проекты и программы (может быть выполнена в виде приложений к базовой версии, и содержать до 500 стр.),

  • презентационная версия с изложением основных позиций базовой версии. Издается типографским способом на двух языках (до 30 стр.).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа социально-экономического развития иркутской области на 2011 2015 гг. Программа

    Программа
    Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011-2015 годы (далее Программа) направлена на решение проблем, связанных с формированием устойчивого развития экономики и повышения качества и условий жизни населения
  2. Программа социально-экономического развития города Пскова на 2011-2015 годы

    Программа
    Первое упоминание Пскова в летописи датируется 903 годом. Законом Российской Федерации «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» Псков отнесен к историческим поселениям федерального значения.
  3. Программа социально-экономического развития иркутской области на 2011 2015 годы

    Программа
    Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) направлена на решение проблем, связанных с формированием устойчивого развития экономики и повышения качества и условий жизни населения
  4. Программа социально-экономического развития городского округа «Город Чита»

    Программа
    Перед Вами очень важный документ, определяющий стратегию развития нашего города – «Комплексная программа социально-экономического развития городского округа «Город Чита» на 2008-2022 годы».
  5. Программа социально-экономического развития грязинского муниципального района липецкой области на 2009 2012 годы

    Программа
    Рассмотрев принятую в первом чтении Программу социально-экономического развития Грязинского муниципального района на 2009 - 2012 годы, в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления

Другие похожие документы..