Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Ви вирішуєте проблему: придбати економічну літературу або відеокасети. Батьки виділили Вам 96 гривень. 1 книга коштує 8 гривень, 1 касета – 12 гривен...полностью>>
'Урок'
Ночкина Юлия Станиславовна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» ...полностью>>
'Документ'
Европейские авторы, ранее публиковавшие работы о Пранаяме, не придавали должного значения ее специфике,подвергая тем самым опасности физическое и пси...полностью>>
'Обзор'
Завтрак. Выселение из отеля. Переезд в Дрезден. пешеходная экскурсия по Дрездену. Экскурсия в старую саксонскую столицу ДРЕЗДЕН - одну из жемчужин Ге...полностью>>

Моу «Гимназия №11»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОУ «Гимназия № 11»

Кафедра русского языка и литературы

Мастерская

Природа и человек в творчестве русских поэтов ХХ века

Мастерскую разработала:

учитель русского языка и литературы

Чуднова Л.В.

Бийск 2007

Пояснительная записка

Мастерская «Природа и человек в творчестве русских поэтов» по новой технологии на основе развивающего обучения разработан для учащихся 7-х классов.

В программе 7 класса для чтения и обсуждения в разделе «Тихая моя Родина» предлагаются стихотворения С.Есенина, Н.Заболоцкого, Н.Рубцова, А.Яшина, Н.Рыленкова. Мастерская расширяет знания в области русской поэзии, позволяет более глубоко познакомиться с творчеством и личностью поэта Н.Рубцова, который продолжает традиции русской классики, берущей начало в народной нравственности, в народных представлениях о правде, добре, красоте. Размышляя над такими стихами вместе с учащимися на уроке нужно стремится к тому, чтобы они увидели и почувствовали, как поэт относится к окружающей его природе, к каждому живому существу на земле, к милой его сердцу Родине. Именно такие задачи ставятся перед учителем в мастерской: воспитать чувство духовной близости к родной природе, сопричастность ко всему живому на земле, чувство единения с природой. Для достижения этих задач выбрана новая нетрадиционная форма урока, которая, прежде всего, ориентирована на развитие творческих способностей в ситуации сотрудничества, поиска успеха, методика мастерской направлена на формирование личности с новым независимым мировоззрением и, что особенно ценно в мастерских для учителя словесника,- это коммуникативная направленность, которая является средством самореализации личности.

Основное внимание мастерской обращено к слову Родина. Это слово настолько всеохватное, оно вмещает в себя и природу, и землю, и человека. Работа над словом ведется и в парах и индивидуально, в зависимости от желания учащихся.

Формы работы над словом: составление словосочетаний, предложений, работа с толковым словарем, лексический разбор слова, распределение слов по лексическому значению, образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (словообразование). На протяжении всего урока работа направлена на обогащение словарного запаса, на накопление материала для создания творческой работы. В классе звучат произведения русских классиков: стихи Н.А.Заболоцкого, стихи ранее изученных поэтов И.Бунина, С.Есенина и др. Таким образом, создается не только эмоциональный фон, но и усваиваются элементы лирического анализа стихотворения, вводятся понятия: поэтический мир поэта, лирический герой, прием предметной детализации. Все это в комплексе помогает осознать учащимся неразрывную связь поэта с миром, землей, с людьми. Кульминационным моментом служит стихотворение Н.Рериха. Это стихотворение-вопрос «Не убить?». После выразительного чтения стихотворения, учащимся предлагается ответить на вопрос, заданный великим философом. Заканчивается мастерская афишированием своих творческих работ и рефлексией.

Мастерская

Природа и человек в творчестве русских поэтов

Цели:

  1. Расширить знания в области русской поэзии.

  2. Познакомить с творчеством русского поэта ХХ века Н.Рубцовым.

  3. Воспитать чувство духовной близости к родной природе, сопричастность ко всему живому на земле, чувство единения с природой.

  4. Создать атмосферу творчества, сотрудничества.

Оформление:

  1. Портрет Н.Заболоцкого. Эпиграф к творчеству поэта. « Я – ч еловек, часть мира, его произвед ение».

  2. Портрет Н.Рубцова.

С каждой избою и туч ею,

С громом готовым упасть

Чувствую самую жгучую

Самую см ертную связь.

  1. Видеозапись «Дуэт» Слова и музыка М.Шуфутинского.

  2. Толковый словарь.

Разработка урока.

Сегодня я приглашаю вас поговорить, подумать над вечным вопросом, который задают себе

поэты, философы, простые люди на протяжении многих веков. Вопрос о взаимоотношении человека и природы.

Посмотрите и послушайте внимательно клип к песне М.Шуфутинского «Дуэт».

Но сначала откройте тетради, запишите тему урока и разделите страницу на две части.

В первой половине вы будете записывать на протяжении всего урока слова, излучающие добро, тепло, нежность, а во второй - слова неприятные, жесткие, холодные, несущие боль.

Добро, тепло, нежность.

Холод, зло, боль.

Благословенная земля, дети, голуби, счастливые старики, нежное ласковое солнце, обетованная земля, земля изобилия, счастья. Берегиня

Чуть живой, замерзает, дрожит, бедным,

трудно, вырыл могилку, рыдать, плохо, не веря концу, носилась с криком, жука умертвил, птичку убил.

Внимательно прослушайте песню и запишите такие слова.

Как вы поняли, о чем эта песня?

Прочитайте слова, которые вы записали?

Почему нет холодных слов? /Автор нашел для свой песни только добрые слова, потому что он писал о своей любви к родной земле/.

Работа над записанными словами.

- Как вы понимаете сл/сочетание «благословенная земля»?

Благословить т.е. произнести молитву напутствия, пожелать благо, добро.

- В какой речи обычно употребляются эти слова? Придумайте с этими словами свое предложение. /Благословенная земля – земля, которой мы желаем всех благ/. Придумайте всевозможные словосочетания со словом "благословенный."

- Какое еще слово вы услышали? Сделайте лексический разбор этого слова.

Учащиеся в парах работают по памяткам «Лексический разбор слова».

Работают с толковым словарем над словом «обетованная».

Памятка

  1. Каково лексическое значение слова?

  2. Однозначное это слово или многозначное?

  3. Какие синонимы и антонимы имеет это слово?

  4. Какие пометы, указывающие на особенности употребления этого слова, имеются в словаре?

  5. Каковы особенности употребления слова в данном тексте (предложении или словосочетании)?

Итак, обетованная земля – земля изобилия, довольства и счастья. От слова обет, обещание, завещание. Составьте предложения с этими словами.

Записывают слова и предложения, каждый по желанию читает свои варианты. Например: Земля обетованная, завещанная нам нашими предками. Итог первого этапа.

Наши предки любили свою землю. В древнем памятнике письменности «В слове о земле русской» можно прочесть такие слова: «О светло светлая и красно украшенная земля русская! И многими красотами удивлена еси, горами крутыми, холмами высокими, зверями различными, птицами бесчисленными, городы великими, селы, дивными…» Русские люди любили нашу землю называли ее Берегиней, представляли ее красивой женщиной с поднятыми вверх руками в юбке колоколом, а в руках веточки деревьев, птицы с кружевными крыльями. А к природе обращались ласково: земля - землица, небо – небушко, заря –

зарница, вода – водица. Продолжайте сами,… Сколько теплоты, любви оставили нам наши предки в этих словах. Записывают слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Читают варианты своих слов. Итог второго этапа

С давних времен и по сей день люди выражают свою любовь к природе словами благодарности. / Звучат стихи А.Фета, Ф.Тютчева, И.Бунина. Программа 7-го класса/

- Какие чувства объединяют поэтов?

Николай Алексеевич Заболоцкий писал: «Я человек, часть мира, его произведение».

- Как это мировоззрение поэта отразилось в его стихотворении?

/открыть учебники, литература 7 класс, Кутузов В./

-Прочитайте стихотворение выразительно. Что замечает поэт? Что так волнует его? «Одуванчика шарик пуховый», «государство ромашек», «появление первых листьев», «видит туманные звезды». Поэт и природа – е д и н ы. !

- Прочитайте еще одно шуточное, на первый взгляд, стихотворение «Меркнут знаки зодиака».

- Как вы поняли это стихотворение?

Подвести к мысли. Шутя говорит об очень серьезном! Все в мире связано крепко между собой. Животные, люди, птицы, пауки, небо, земля – это божественное мироздание нарушать нельзя!

Перед вами еще одно стихотворение. Читает ученик. «Тихая моя родина»

- Определите поэтический мир поэта? Что находится в этом мире? Каков он? Какой видит поэт родину?

- Как ощущает поэт себя в этом мире?/ Прием предметной детализации помогает выразить поэту неразрывную связь с миром, с землей, с людьми/.

- При помощи рисунка изобразите поэтический мир поэта. Дети рисуют, желающие делятся своими впечатлениями, вывешивают на доске свои рисунки.

Социализация: выступления с анализом сделанного.

- Давайте поближе познакомимся с поэтом, которому принадлежит это стихотворение. Краткая биография Николая Рубцова. Отвечает подготовленный ученик.

Выразительное чтение стихотворений Н.Рубцова «Воробей», «Ласточка».

/Тексты у каждого на парте/.

Воробей Ласточка

Чуть живой. Не чирикает даже. Ласточка носится с криком,

Замерзает совсем воробей. Выпал птенец из гнезда.

Как заметит подводу с поклажей, Дети окрестные мигом

Из-под крыши бросается к ней! Все прибежали сюда.

И дрожит он над зернышком бедным, Взял я осколок металла,

И летит к чердаку своему. Вырыл могилку птенцу,

А гляди, не становится вредным Ласточка рядом летала,

От того, что так трудно ему… Словно не веря концу.

Долго носилась, рыдая,

Под мезонином своим…

Ласточка! Что ж ты, родная,

Плохо смотрела за ним?

-Найдите слова в этих стихотворениях, которые несут боль, холодные слова. Внесите их в таблицу. Учащиеся должны записать слова и словосочетания: «Носится с криком, осколок металла, могилка, рыдая, чуть живой, замерзает».

-Какие чувства испытывает поэт? Что можно сказать о человеке, который пишет такие стихи?

А вот Николай Рерих ученый, философ, поэт задает вам вопрос в своем стихотворении. Послушайте его и постарайтесь ответить на этот вопрос. Стихотворение Н.Рериха «Не убить?»

Мальчик жука умертвил

Узнать его он хотел.

Мальчик птичку убил,

Чтоб ее рассмотреть.

Мальчик зверя убил,

Только для знанья.

Мальчик спросил: может ли

Он для добра и для знанья

Убить человека?

Если ты умертвил

Жука, птицу и зверя,

Почему тебе и людей не убить?

Учащиеся работают, отвечают на поставленный вопрос в свободной форме.

Читают свои работы, делятся впечатлениями. (Работы учащихся прилагаются)

Рефлексия. Что запомнилось на уроке? Какое впечатление от урока осталось? Что понравилось, что нет? Расскажите о своих чувствах на уроке, переживаниях размышлениях.

Домашнее задание.

Чувства, мысли, которые вы сегодня пережили вместе с поэтами, постарайтесь выразить в форме стихотворения, сочинения, обращения к людям планеты, размышления. Предлагаются темы для творческих работ. Природа и человек. Земля обетованная. Благословенная земля. Я и окружающий мир. Тема Родины в творчестве Н.Рубцова.

Фрагменты творческих работ

Остановить жизнь любого существа на земле легко и просто. Это можно сделать за считанные секунды. Мимоходом, не задумываясь ни о чем, можно сорвать ветку и тут же бросить ее, наткнувшись на гнездо птицы,– разорить его, раздавить трудягу муравья, который упорно тащил в свой муравейник сухую былинку. Как легко и просто! Подумаешь какой-то муравей! Куда сложнее сохранить эту жизнь. Дерево растет сто и больше лет, а здоровье дерева зависит от муравья. Здоровье человека – от леса. Нас окружает мир хрупкий и сложный. Он в неразрывном единстве. Нельзя убить жука, чтобы не навредить птице, человеку. Человек, не думай, что ты такой сильный и всемогущий. Ты – муравей, ты – частичка Природы.

Ващенко Дмитрий 7 б

В Библии, в самой мудрой книге, которой уже больше тысячи лет, есть самая главная в земной жизни человека заповедь: «Не убий!» Но почему за тысячу лет люди так и не поумнели? Почему люди уничтожают все живое на Земле, почему беспощадно убивают друг друга? Почему терзают и мучают нашу планету. Люди, опомнитесь, берегите нашу благословенную землю. Оставьте чистыми реки и озера, леса и поля, пощадите зверя и птицу, возлюбите ближнего своего!

Пискунов Андрей 7б

Если имя тебе Человек,

Позабудь про убийство навек.

Сбереги ты жука и нить паутинки,

Не топчи ты цветов

Неразумным ботинком.

Елосов Коля 7 б

Я хочу, чтобы наша земля только чистым дождем умывалась.

Я хочу, чтобы наша земля только радугой улыбалась.

Я хочу, чтобы наша земля все кружились, кружилась в танце,

Чтоб не знала она кровавых бед,

Чтоб не слышала стонов, проклятья.

Чтоб у солнышка на ладонях

Тысячи лет пролежала в объятьях.

Медведева Ксения 7б



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад моу гимназии №11 Октябрьского района г. Новосибирска Гармония в «Гармонии»

    Доклад
    В районе 6 ВУЗов, 3 колледжа, 27 общеобразовательных школ, в которых обучаются около 50 тысяч человек. Это те, кто сегодня только мечтает стать образованным, а завтра будет управлять страной.
  2. А. С. Пушкина «дубровский» ( 3 часа) учитель русского языка и литературы моу «Гимназии №11» г. Бийска Алтайского края Маркелова Людмила Петровна тема. Роман а. С. Пушкина «дубровский» задача

    Задача
    ( Классные задания - простые и конкретные, с учётом ограниченного времени на подготовку, домашние – более сложные и дифференцированные, с учётом индивидуальных возможностей учащихся)
  3. Шипунова Марина Николаевна моу «Гимназия №11» г. Бийск. Метод проектов как способ интеграции субъектов образования на урок

    Урок
    Новое общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новые поколения людей в соответствии с потребностями времени.
  4. Программа развития моу гимназия на 2011-2016 гг. Рассмотрена на педагогическом

    Программа
    Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002г.
  5. Состояние информатизации системы образования муниципального общеобразовательного учреждения Гуманитарно-эстетической гимназии №11

    Документ
    В сборнике представлен опыт работы Муниципального общеобразовательного учреждения "Гуманитарно-эстетической гимназии №11 г. Дубны Московской области" по внедрению информационных технологий в учебно – воспитательный процесс.

Другие похожие документы..