Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Целью изучения общепрофессиональной дисциплины «История искусства Индии» является обретение студентами понимания сущности, основных компонентов, поня...полностью>>
'Программа'
Программа дисциплины «Преступления против правосудия» разработана Фроловым Андреем Степановичем, доцентом кафедры уголовного права и криминологии, ка...полностью>>
'Документ'
Не ищите в прошлом очищенияОт греха иль глупости нечаянной.Не исправить этим прегрешения,Это очевидно и печально.Истина - сурова и действительна:Кажд...полностью>>
'Документ'
разработано на основании образовательного стандарта Санкт-Петербургского государственного университета по уровню высшего профессионального образования...полностью>>

Итоги работы оптового рынка электроэнергии и мощности за 10. 07 16. 07 4 Компания "Гарант" совместно с издательством "КноРус" выпустила книгу "Кризис: что важно знать руководителю" 5

Главная > Семинар
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В январе 2010 года российские строители, энергетические в том числе, объединятся в новые партнерства – саморегулируемые организации.

Времени осталось не так много. Поэтому энергетики уже сейчас стремятся срочно адаптировать существующее законодательство о СРО к отечественным реалиям.

Эксперты полагают, что энергетические СРО не отличаются какими  либо сверхъестественными чертами, несмотря на «стратегичность» отрасли.

Отраслевое СРО учитывает интересы многих смежных отраслей и разных территорий страны, поэтому при формировании таких организаций, несомненно, будут учитываться нюансы практически каждой сферы отрасли с региональной «окраской».

О том, какие плюсы и минусы связаны с созданием СРО в энергетике, мы побеседовали с президентом некоммерческого партнерства «Объединение энергостроителей» (Санкт-Петербург) Анатолием Пшегорницким.

В чем преимущество системы – общественного профессионального регулирования деятельности на рынке работ и услуг, формирующейся в России? Насколько эффективным будет взаимодействие участников СРО?

О преимуществах одной системы допуска на рынок – над другой (саморегулирования – над лицензированием (и регулированием рынка со стороны государства)) можно долго рассуждать и находить недостатки в каждой системе. Дело это неблагодарное, поскольку есть требования действующего в настоящее время законодательства, которые мы обязаны выполнять. Тем не менее отмечу новый уровень взаимоотношений участников рынка внутри профессиональных сообществ в части взаимного гарантирования и взаимной ответственности за качество деятельности своего сообщества. Информационная открытость, положенная в основу саморегулирования, может стать основой для новых видов взаимодействий. Каких именно – покажет время.

Закрепить и уточнить формулировки

Энергетические объекты отличаются от – общегражданских и промышленных в первую очередь тем, что зачастую имеют стратегическое назначение, а значит, требуют большей ответственности и внимания. Таким образом, компаниям, которые станут участниками СРО, связанных с энергетикой, потребуются специальные допуски к производству работ. Каковы основные требования, предъявляемые к компаниям, вступающим в СРО энергостроителей?

В первую очередь речь идет о соблюдении членами – таких СРО требований отраслевой нормативно-правовой базы. Этот аспект был обязательным в системе лицензирования, не изменится он и в нынешних условиях. В соответствии с федеральным законом № 148, саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. То есть документ, регламентирующий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность строительства, реконструкции и технического перевооружения электросетевых объектов. Эти требования, разработанные СРО, должны иметь отраслевую спе-цифику и учитывать требования отраслевых заказчиков. Уверен, что самостоятельно и без участия отраслевого заказчика саморегулируемая организация не сможет создать эти требования. В данном случае примером может служить НП «Объединение энергостроителей» (НП «ОЭС»), ориентированное на тесное сотрудничество в первую очередь с ОАО «ФСК ЕЭС», которое создает внутренние документы будущего СРО совместно со специалистами ФСК и ОАО «ЦИУС ЕЭС». Могу со всей ответственностью заявить, что никаких сверхъестественных, вновь изобретенных требований к участникам партнерства (будущего СРО) в этих документах нет.

Правда ли, что одна из проблем при создании СРО в энергетике – – острый дефицит законодательных инициатив, регламентов, нормативных актов? Каких именно?

Не могу сказать, что есть очевидные проблемы с созданием – СРО в электроэнергетике на законодательном уровне. Отмечу лишь, что мы предлагаем рассмотреть возможность законодательно закрепить создание комплексных СРО, уточнить формулировку понятия аффилированности и внести в перечень работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, выполнение работ генерального подрядчика и заказчика – застройщика.

Всех не «причесать»

Какое деление необходимо при создании СРО в – энергетике – по отраслевому или региональному принципу, и почему?

Мне кажется, что в энергетике создавать СРО иначе, кроме как по – отраслевому признаку, невозможно. Ведь требования к электросети одни и те же на всей огромной территории нашей страны. В России существуют единая национальная электрическая сеть, единая техническая политика в распределительном электросетевом комплексе. Соответственно, ориентироваться на региональные приоритеты в этих условиях недопустимо. Другой вопрос, что существуют виды работ, связанных с внутренним электроснабжением зданий и сооружений – на напряжение 0,4 кВ и ниже. Здесь уже необходимо в первую очередь соблюдать требования конечного потребителя.

Какие проблемы могут возникнуть – при взаимодействии саморегулируемых организаций и региональных властей?

Мы не предвидим проблем во взаимоотношениях СРО с региональными и – местными органами власти, по крайней мере, в нашей отрасли. Каждый занимается своим делом. При этом, несомненно, контакты с руководством федеральных округов, областными и городскими комитетами по энергетике, другими смежными и заинтересованными структурами исполнительной власти на местах помогут учесть региональную специфику при создании, в том числе, и отраслевого СРО. Со своей стороны, мы также не можем всех «причесать под одну гребенку». Специфика компаний электроэнергетического сектора, к примеру, в Центральном и в Сибирском округах различна. И этот нюанс необходимо учитывать при формировании требований к участникам саморегулируемой организации еще на стадии подготовки к ее регистрации. Наиболее тесные и продуктивные отношения у нас сложились с органами исполнительной власти в Северо-Западном федеральном округе. Год назад в рамках заседания совета по координации развития ТЭК при полномочном представителе президента в СЗФО мы впервые изложили свои предложения по формированию саморегулируемых организаций в энергетике. В дальнейшем мы планируем развить взаимодействие и с другими регионами.

Границы квалификации

Профессор Санкт-Петер­бургского– архитектурно-строительного университета А.С. Роботов отметил, что в саморегулируемые организации будут допускаться компании, деятельность которых соответствует 35 видам деятельности. Для того чтобы получить допуск хотя бы на один вид деятельности, компании нужно, по крайней мере, иметь трех работников с высшим профессиональным образованием и стажем работы не менее 3 лет и среднетехническим образованием и стажем работы 5 лет. Согласны ли вы с утверждением профессора, и как будет решен вопрос уровня квалификации специалистов компаний – участников СРО энергостроителей?

Необходимая минимальная профессиональная квалификация и количественный – состав специалистов регламентированы положениями федерального закона № 148. Там же определена возможность установить более высокие требования к компаниям – участникам СРО. Требования к квалификации и численности состава специалистов, которые будут предъявляться к участникам СРО «Объединение энергостроителей», разработаны в процессе взаимодействия с отраслевыми заказчиками и отраслевыми институтами, например Санкт-Петербургским энергетическим институтом повышения квалификации.

Каков размер членских взносов и страховых – компенсаций, предусмотренных для компаний, вступающих в СРО энергостроителей?

Наше партнерство, думаю, будет не единственным в – отрасли. Соответственно, будут различными подходы к определению размеров взносов. Тем не менее порядок цифр примерно одинаков. В НП «ОЭС», например, вступительный взнос – 40 тысяч рублей, а ежемесячный членский – 20 тысяч. Компенсационный фонд мы намерены формировать за счет взносов, размер которых составит 300 тысяч рублей, и системы обязательного страхования гражданской ответственности. Ежегодный страховой взнос прогнозируется на уровне 25 50 тысяч рублей, в зависимости от сложности деятельности компании.

Трудности этики

Некоторые считают, что – возможна такая ситуация: малые компании – члены СРО будут отвечать за ошибки, допущенные крупными участниками партнерства. Как решить эту проблему?

За свои ошибки каждый будет отвечать в первую очередь в рамках – Гражданского кодекса, который устанавливает принципы взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, и в рамках договорных отношений, согласно которым выполняются работы. Профессиональное сообщество в лице саморегулируемой организации будет определять критичность ошибок участника сообщества и в дальнейшем допускать либо не допускать его к осуществлению заявленных видов деятельности. В то же время компенсационный фонд – это всего лишь механизм обеспечения ответственности профессионального сообщества за свое решение. Никакой замены индивидуальной ответственности на коллективную с введением саморегулирования не произойдет. Это надо понимать.

Насколько для – успешного развития СРО важна деловая этика? Может ли здесь помочь зарубежный опыт?

Совершенно не обязательно и даже вредно целиком перенимать – этику ведения дел у европейского бизнес-сообщества, хотя, конечно, она много богаче российской. Но и игнорировать практические знания, которые готовы передать нам зарубежные коллеги, по меньшей мере, также неразумно. В итоге, что стоит применять для эффективного управления бизнес-процессами, а что – нет, будут решать сами участники СРО с поправкой на российский опыт.

Комитет Госдумы по энергетике провел заседание рабочей группы по – вопросам саморегулирования. Какие предложения вы как президент «Объединения энергостроителей» внесли на этом заседании?

В результате нашей – совместной работы с советником генерального директора Росатома В. С. Опекуновым мы вышли с законодательными инициативами о единых требованиях к производству работ на объектах капитального строительства, относящихся к категории особо опасных, технически сложных и уникальных. Нас не только услышали, но и полностью поддержали представители Департамента промышленности и инфраструктуры правительства РФ, Минэнерго, Ростехнадзора, Комитета по строительству и землепользованию Госдумы. Есть хороший шанс в ходе осенней сессии Госдумы ускорить формирование отраслевой ветви национальной системы саморегулирования для повышения конкурентоспособности отечественной энергетики.

Благодарю ваше издание за регулярное внимание к актуальным вопросам развития российской энергетики!

Источник:

Адрес новости: /epr/129/9983.htm

Приложение № 4

Гарантии поставщику

В промышленных регионах проблемы электроэнергетики ощущаются острее: слишком велика зависимость от благополучия главного потребителя - производственного бизнеса.

Посчитали - прослезились

80 миллионов рублей убытков - таков итог работы Челябэнергосбыта в первом полугодии 2009 года. Это неудивительно: из крупных промышленных регионов России именно в Челябинской области отмечен наибольший спад энергопотребления.

По данным ОАО "Челябэнергосбыт", в целом в Российской Федерации снижение за первое полугодие составило 6,8 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года, в УрФО - 8,5, в Челябинской области - 21 процент, то есть в три раза больше среднероссийского показателя. В мае - июне энергопотребление упало до рекордного уровня - минус 25 процентов. (Для сравнения: в Центральной России и на Средней Волге темпы падения гораздо ниже - от 2 до 12 процентов к уровню прошлого года.)

В Челябинской области худшие результаты демонстрирует промышленность - минус 36 процентов. Сфера ЖКХ снизила потребление на девять процентов, сельское хозяйство - на четыре, бюджетные организации - на три. Население Южного Урала, напротив, наращивает энергопотребление: рост за первое полугодие составил 10 процентов. Поставщика энергии этот показатель не радует, потому что именно население - самая низкотарифная, дотируемая категория потребителей. Самый привлекательный клиент - промышленность, - напротив, свою долю за минувший год снизил с 45 до 36 процентов. Усугубляет ситуацию рост неплатежей, о чем "РГ" уже писала ("Энергия в кредит", "Экономика УрФО", 2 июля 2009 года). Предприятия, показавшие рекордные темпы снижения энергопотребления, и крупнейшие должники - примерно один круг.

Бартерные мегаватты

Впервые за все годы работы на оптовом рынке Челябэнергосбыт допустил срыв графика расчетов. По словам Вячеслава Середкина, задержки оплаты составляют около двух недель - 700 - 800 миллионов рублей. Гарантирующему поставщику грозят жесткие санкции, вплоть до отстранения от торгов.

Если придется закупать энергию на балансирующем рынке, стоимость ее будет несоизмеримо выше, что сильно ударит в целом по региону, и без того испытывающему колоссальные экономические проблемы в связи с кризисом. Защититься от санкций пока удается с помощью административного ресурса: по просьбе гарантирующего поставщика губернатор области Петр Сумин неоднократно направлял письма в правительство РФ. Глава региона объяснял, что промышленно развитая Челябинская область больше других пострадала от кризиса, что в регионе несколько предприятий - кандидаты в банкроты, при этом множество моногородов, все население которых зависимо от благополучия одного завода. И где нельзя отключить электроэнергию должнику, не нарушив систем жизнеобеспечения всей территории.

По свидетельству Вячеслава Середкина, письма помогли, но такие обращения дают лишь временный эффект.

- Нас стали меньше ругать, но вынесли предупреждение: погасить все долги в августе. Но в августе мы ничего не погасим, поскольку должники по-прежнему с нами не рассчитываются. Мы в лучшем случае не нарастим долгов, - констатирует руководитель энергосбытовой компании.

При этом мер борьбы с должниками в арсенале энергоснабжающей организации не так уж много: отключения, штрафы. Особые отношения с предприятиями, находящимися под угрозой банкротства. С ними энергетики вынуждены соглашаться на бартер: брать за долги недвижимость. Реализовать такую "натуроплату" можно разве что по демпинговым ценам.

Цены на свободе

1 июля наступил новый этап либерализации рынка электроэнергии в России: по свободным ценам теперь отпускается уже не 30, а 50 процентов всего объема. Как и ожидали многие, это повлекло за собой дальнейший рост цен в свободном секторе рынка. По оценкам аналитиков, в розницу энергия подорожает для потребителей на 6 - 11 процентов.

- Сегодня генерирующие компании свои проблемы решают за счет свободной доли рынка: закупленный по коммерческой цене газ, ремонтные мероприятия и так далее. С увеличением этой доли ничего не изменится: для снижения цены нет предпосылок, - убежден Вячеслав Середкин.

Беда энергетики и в том, что за год без РАО "ЕЭС России" практически не вводились новые мощности, не реализуются инвестпроекты, за редким исключением. А на старом оборудовании дешевой энергии не получить - издержки слишком велики. Владельцы генерирующих мощностей вовсе не жируют, но и работать себе в убыток не станут. А пока не существует новых эффективных мощностей, не стоит ждать и конкурентной цены на рынке.

Тем не менее правительство РФ не решилось приостановить либерализацию рынка - не позволяют обязательства перед инвесторами. Не получили регионы и обещанной поддержки в связи с кризисом, в которой очень нуждаются. Челябинская область, к примеру, вынуждена оплачивать заявленный ранее объем электрической мощности, который больше фактического на 25 процентов, - ровно настолько, насколько снизилось потребление. Эту зияющую разницу никто не собирается корректировать.

На Южном Урале ждут, что на федеральном уровне будут приняты принципиальные решения, направленные на поддержку энергетической отрасли, и в 2010 году не придется платить за непотребленную электроэнергию, будут установлены разумные тарифы на газ, от чего напрямую зависит цена энергии. Главные же надежды - на подъем российской экономики.

- Мы намерены и в будущем надежно работать, исполняя свои обязательства гарантирующего поставщика, хотя год для нас тяжелейший, - заключает генеральный директор Челябэнергосбыта.

Источник:

Адрес новости: /2009/07/16/reg-ural/energo.html

Приложение № 5

Как пилили РАО «ЕЭС России»

Лакомые активы госкорпорации ушли олигархам «без шума и пыли». А страна то ничего и не знала...

Инвестиционная программа, ради которой год назад ликвидировали РАО «ЕЭС России», фактически сорвана, – сообщает источник «Свободной прессы» в бизнес-сообществе энергетиков. Новые собственники оптовых генерирующих компаний (ОГК) и территориальных генерирующих компаний (ТГК) не спешат вкладываться в строительство новых электростанций по инвестконтрактам, и всячески уклоняются от штрафов за невыполнение принятых на себя обязательств. Год назад, проводя закрытое совещание по итогам разгосударствления РАО «ЕЭС», премьер Владимир Путин пообещал применять жесткие санкции по отношению к безответственным частным инвесторам в энергетике: «Что касается безответственного поведения бизнеса, то я вам скажу прямо и, может быть, грубовато – из желудка все достану и раздам бедным». Сегодня поведение этих самых инвесторов назвать ответственным никак нельзя. Но и «достать из желудка» у них что-либо чертовски трудно: нет законодательно прописанных механизмов, как это сделать.

Мало кто знает условия сделки, на которых государство передало в частные руки важнейшие части РАО «ЕЭС». Чтобы привлечь инвестиции в энергетику, из РАО выделили 6 оптовых генерирующих компаний (ОГК) и 14 территориальных генерирующих компаний (ТГК), где у государства оставалась собственность на уровне контрольных пакетов. За скобками остались гидростанции («Росгидро»), электросети (Федеральная сетевая компания) и ОАО «Системный оператор», где государство владеет 100% акций.

По идее, при продаже ОГК и ТГК должен придти новый собственник и выложить деньги государству. Но государство прошло другим путем и сказало покупателю: клади на счет ОКГ (или ТКГ), допустим, 100 миллионов рублей, мы делаем дополнительную эмиссию акций, и ты становишься владельцем контрольного пакета. А я, государство, ухожу, не получив ни копейки. Эти 100 миллионов ты мне расписываешь в инвестконтракте и говоришь, что введешь, допустим, N-скую и M-скую ГРЭС общей мощностью 300 мегаватт. Ты их построишь на эти деньги, договорились?

Именно по описанной схеме, как утверждает источник «Свободной прессы», ОГК и ТГК перешли под контроль «Газпрома» и приближенных к Кремлю олигархов – Михаила Прохорова, Владимира Потанина, Виктора Вексельберга.

Фактически все покупатели вынули деньги из одного своего кармана, и переложили в другой – стали собственниками компаний, которые стоят колоссальные деньги, ни копейки никому не отдав. Некоторые особо одаренные господа, приобретя одну ТГК, взяли положенные на ее счет деньги, и переложили на другую такую же компанию, став, таким образом, собственниками сразу двух компаний за одни деньги. Похоже, всех переплюнул Виктор Вексельберг, который, по слухам, совершил такую операцию четыре (!) раза.

Казалось, получив на халяву крупные объекты энергетики, новоиспеченные собственники должны закатать рукава и приступить к исполнению инвестконтракта, но....

Из-за кризиса государство в лице «Газпрома» вообще не уверено, что эти новые станции потребуются в среднесрочной перспективе. До кризиса, на бумаге, имелся рост потребления электроэнергии: на 10%, 12%, 16% в год. На основе этого роста сделали прогноз до 2020 года – рассчитали, что к тому времени России понадобится минимум 10 гигаватт электроэнергии дополнительно. Но сейчас ситуация изменилась, налицо спад потребления. Это, конечно, не отменяет необходимости строить новые станции, поскольку старые изношены донельзя, но необходимость делать это в пожарном порядке явно отпала.

Кстати, штраф за невыполнение инвестпрограмм составляет 25% от суммы, положенной на счет. Однако даже штраф новые собственники платить не хотят. Они настаивают, что из-за кризиса следует сделать корректировку инвестиционных программ – например, отодвинуть даты пуска новых станций.

Однако помимо денег, помещенных на счета компаний под инвестпрограммы, ТГК и ОГК имеют собственный кэш-поток. Мощности, которые купили наши олигархи, как и раньше, вырабатывают электроэнергию, продают ее, компании на этом зарабатывает. Все в порядке. Но про эти деньги почему-то никто не вспоминает.

Только в одном случае – по Норильску – Счетная палата РФ задала вопрос, почему Владимир Потанин нецелевым образом использует деньги, предназначенные для инвестиций. Норильская ОГК-3, была самой крупной из всех оптово-генерирующих компаний. В марте 2009 года Счетная палата начала проверку принадлежащей «Норильскому никелю» ОГК-3 на предмет исполнения инвестпрограммы. 13 апреля коллегия ведомства утвердила отчет об итогах проверки. Один из выводов — из предназначенных для финансирования инвестпрограммы 81,7 млрд руб. были потрачены нецелевым образом 29 млрд руб. Недовольство аудиторов вызвали покупки ОГК-3 доли в «Русиа петролеум» (владеет лицензией на Ковыктинское газоконденсатное месторождение в Иркутской области), американской Plug Power (водородная энергетика) и акций самого «Норникеля».

При этом формально Потанин приступил к строительству электростанции, но приступил хитро: начал строить «длинную» станцию, с периодом строительства 5-7 лет. Грубо говоря, большую часть времени он имеет право строить ее ни шатко, ни валко, а потом навалиться и сделать все необходимое в последний год. Поэтому с точки зрения права Владимир Потанин ничего не нарушил.

Минэнерго пытается найти механизм, как заставить собственника строить станции. Для этого чиновники стращают олигархов, что государство заберет пакеты акций обратно. Но законодательно это нигде не прописано. Потом, непонятно, как воздействовать на «Газпром», который тоже не строит новых электростанций, не задает тон, хотя у него в собственности огромное количество объектов, включая ТГК-1, и ОГК-6. А именно на «Газпром» кивают остальные собственники. Приди Минэнерго с претензиями к тому же Прохорову, он наверняка ответит – «Газпром» не шевелиться, я-то чего буду строить?!

Возникает вопрос: для чего нужно было раскулачить РАО «ЕЭС», чтобы прийти в итоге к такому бардаку? По версии источника «Свободной прессы», бывший глава РАО Анатолий Чубайс искал возможность привлечь в отрасль, где основные фонды изношены на 70-80%, западные дешевые деньги. Он считал, что сделать это можно только под залог активов. Безусловно, сами РАО «ЕЭС» могло привлечь десятки миллиардов долларов. Но встал вопрос, как эти деньги эффективно использовать. Чубайс понимал, что средства он будет вынужден отдать тем же «красным директорам», которые сидели в различных «Свердловскэнерго», «Читаэнерго», «Челябэнерго», и десятках других подобных контор. Возможно, Чубайс считал, что эти руководители неэффективны. Ни один объект никто из них самостоятельно никогда не строил – РАО централизованно, сверху занималось возведением новых электростанций. Чубайс, возможно, считал, что только взрывом, сменой менеджмента он может решить задачу эффективного расходования денег.

Потом, напрямую продать собственникам ОГК и ТГК, допустим, с аукциона, тоже было рискованно. Чтобы понять, где риск, рассмотрим два энергетических предприятия. У первого есть электростанция, построенная 30 лет назад. Оборудование на ней давно самортизировано, поэтому тариф, по которому она продает электроэнергию, минимальный – допустим, 50 копеек. А вот на втором предприятии собственник построил новую станцию, и расходы на амортизацию у него – выше крыши. Чтобы отбить ему вложенные средства, ему нужен тариф рубль пятьдесят. Кто из них выиграет на рынке?

В российских условиях – предприятие номер один. Строить новые станции при таком раскладе собственнику невыгодно. Это на Западе – например, в Испании – когда сроится станция, допустим, с альтернативным источником энергии, государство обязуется покупать у нее энергии по двойному тарифу. У нас этот механизм не прописан, да и голь на выдумки хитра.

Доказательство тому – энергетический скандал в Латвии. Там – по западному образцу – тоже пытались стимулировать строительство гидростанций, покупая у них энергию по двойному тарифу. Что делали прибалты? Они затевали стройку некого объекта, но не заканчивали его. По бумагам, тем не менее, он проходил как действующая маленькая гидростанция на 2 мегаватта. Ее владельцы запитывались от действующей сети, и подавали электричество обратно в сеть, только по двойному тарифу. Это были точь-в-точь конторы «Рога и копыта»: из одного чана вода выливается, в другой вливается, но в два раза дороже. Когда эта схема всплыла, прибалты провели инспекцию – и ужаснулись: из 70 новых гидростанций реально работали всего 5.

Словом, если бы в России государство продавало РАО «ЕЭС» частями, их бы купили. Но тогда собственник тупо 10 лет отбивал вложенные деньги, и ничего бы не строил. Поэтому, вероятно, и остановились на варианте собственника, которому дали объекты бесплатно, но с условием выполнения инвестиционной программы. Другое дело, почему-то сейчас этот собственник перестал бояться государства.

Не проще ли все было оставить, как есть? Увы, мы не знаем об истинных причинах разгосударствления РАО «ЕЭС». Источник «Свободной прессы» не исключает, что РАО стало разменной монетой в торге с Западом по ВТО. На протяжении 15 лет, пока идут переговоры, от нас требовали, чтобы мы убрали с рынка монополии. До прихода к власти Владимира Путина Запад планомерно скупал акции того же «РАО «ЕЭС», «Газпрома». Когда Путину доложили, что блок-пакет РАО принадлежит иностранцам, и контрольного пакета на «Газпроме» нет, был скандал невиданных размеров. Тут же «Сибур» замочили, забрали пакет «Газпрома» обратно, а Виктора Черномырдина, занимавшего в 1999-2000 годах пост председателя совета директоров «Газпрома», отправили послом в Украину. Процесс возврата пакетов акций продолжался до тех пор, пока госпакет «Газпрома» снова не стал контрольным, за что Путин, видимо, и наградил главу «Газпрома» Алексея Миллера орденом «За заслуги перед отечеством» IV степени.

Но по РАО «ЕЭС», видимо, с Западом велась торговля, в ходе которой согласились с блок-пакетом иностранцев. РАО была одной из немногих крупных российских компаний компания, где имелись влиятельные иностранцы в совете директоров, где представитель миноритарных акционеров имел очень серьезное право голоса. В итоге РАО дали раздербанить. Взамен, возможно, Россия получит «добро» на вступление в ВТО. Не слишком ли дорогой окажется цена, мы увидим в ближайшее время.

Источник: «Свободная пресса»

Адрес новости: /issue/news.php?id=11380

Приложение № 6

Тарифные ломки: государство объявило, что «попридержит» тарифы естественных монополий на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки.

Однако снижение темпов роста тарифов имеет и обратную сторону.

С 1 января 2010 года тарифы на газ для промышленных потребителей вырастут на 15%, железнодорожные перевозки — на 9,4%, а электроэнергия подорожает на 5%. Об этом, по итогам президиума правительства РФ, заявила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина.

Далее, в соответствии с утвержденным предельным размером роста тарифов на 2010-2012 годы, газ будет ежегодно дорожать на 15%. Стоимость грузоперевозок в 2011 году планируется увеличивать на 6,2%, в 2012 году — на 6%. Рост цен на электроэнергию в 2011 году для промышленных потребителей составит 6,2%, в 2012 году — 4%. Но цифры по 2011 и 2012 году в секторе железнодорожных перевозок и электроэнергии даже сейчас выглядят заниженными, а значит, вполне могут быть пересмотрены. Более того, как заявили в ИК «Финам», все «принятые решения пока носят предварительный характер. Окончательные решения об индексации тарифов на 2010 год должны быть приняты до конца года».

«Тарифные планы», представленные Набиуллиной, буквально через день подкрепил своим заявлением премьер-министр РФ Владимир Путин на встрече с членами Совета Федерации. По его словам, полное замораживание тарифов невозможно, правительство РФ приняло решение рост тарифов естественных монополий «притормозить». Поэтому есть все основания полагать, что с тарифами на 2010 год власть определилась окончательно.

Отметим, что в текущем году суммарный рост тарифов естественных монополий для юрлиц составляет на газ — 16,3%, на электроэнергию — 19%, на железнодорожные перевозки — 12,4%. Получается, обещанные на 2010 год тарифы объективно не так «кусаются». Государство, слегка ограничив монопольные аппетиты, реально дарит некие преференции другим участникам рынка.

К примеру, в кризис 1998 года стоимость железнодорожных перевозок вообще снижалась на 19%. А тарифы на электроэнергию росли всего на 3%. Однако с учетом назревающих проблем с наполнением бюджета власть не рискнула позволить себе излишнюю щедрость. «Мы в этом году принимали решения, сдерживающие рост тарифов, и, соответственно, это уменьшает выручку естественных монополий, плюс происходит снижение сбыта их продукции», — посочувствовала монополиям Набиуллина.

Монополии традиционно объясняют необходимость пересмотра тарифов в сторону увеличения потребностью выполнения обширных инвестпрограмм. Проще говоря, они ежегодно заявляют: «Дайте нам право повышать тарифы выше инфляции, а на собранные деньги мы возведем новые мощности, заменим изношенное оборудование, проложим новые рельсы и трубы, обеспечим работой тысячи россиян в проблемных регионах».

Поэтому монополиям только выраженного словами сочувствия недостаточно. Так, параллельно «тарифным» решениям правительство уменьшило на 15,8% инвестпрограмму «Газпрома» на 2009 год (с 920 млрд руб. до 775 млрд руб.). И это даже несмотря на то, что цены на газ правительство «придержало» весьма относительно и сохранило курс на выравнивание внутри российских и европейских газовых цен к 2011/2012 году.

«Подтверждение темпов роста тарифов на газ на уровне 15% до 2012 года является позитивным моментом для «Газпрома», — считают аналитики ИК «Финам». — Важно, что в непростых экономических условиях правительство выразило готовность сохранить темпы роста тарифов на газ на уровне 2010 года». Вместе с тем эксперты отметили, что после утверждения прогнозных значений роста тарифов на 2010-2012 годы могут последовать новые попытки увеличения НДПИ на газ. Помимо этого, индексация цен происходит в рублевом выражении, что сохраняет элемент неопределенности, связанный с динамикой валютных курсов.

Электроэнергетике придется сложнее. В «Финаме» считают, что в этом секторе пострадают в первую очередь компании, значительная часть выручки которых зависит от установленного тарифа — «РусГидро», Федеральная сетевая компания (ФСК), РАО «ЭС Востока», компании сегмента МРСК (за исключением тех МРСК, у которых значительная доля филиалов перешла на RAB: МРСК Юга и МРСК Центра).

Например, в заявке «РусГидро» по тарифам на 2010 год предполагалась индексация на порядок выше. Теперь менеджмент компании заговорил о дефиците финансирования масштабной инвестиционной программы компании. «В отличие от объектов тепловой генерации, приостановка строительства и консервация объектов гидрогенерации обходится гораздо дороже, — констатируют в «Финаме». — Так, инвестиционная программа «РусГидро» на 2009 год составляет около 65 млрд руб. Соответственно, аналогичная величина инвестиций потребуется компании и в 2010 году». По оценкам экспертов, реализовать столь масштабную инвестпрограмму за счет собственных средств компании вряд ли удастся, поэтому ей придется привлекать заемные средства или пытаться разместить допэмиссию. А с учетом ситуации на финансовых рынках эта не простая задача, и может негативно сказаться на экономических параметрах вводимых объектов.

Правда, как уточнила Набиуллина, индексация по электроэнергетике на 5% касается именно регулируемых тарифов. «Но мы должны учитывать, что здесь будет большая доля реализации электроэнергии уже на свободном рынке», — подчеркнула министр. И эксперты согласны, что на свободном рынке положение будет «либеральней». «Доходы компаний сегмента ОГК-ТГК в меньшей степени зависят от тарифного регулирования, поскольку значительная часть их доходов с 2010 года будет генерироваться за счет продажи электроэнергии на рынке электроэнергии (мощности)», — уточняют в «Финаме».

«Размер индексации тарифов на электроэнергию действительно можно назвать щадящим, на железнодорожные перевозки – нормальным, на уровне ожидаемой инфляции, а вот на газ – уже завышенным, — сообщил «Росбалту» заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Олег Трудов, предположив, что это было сделано, скорее всего, в качестве компенсации за грядущее увеличение НДПИ».

Но, по оценке эксперта, такой разрыв темпов индексации тарифов на электроэнергию и газ ставит генерирующие компании в достаточно сложное положение, поскольку 5-процентное увеличение стоимости электроэнергии не покроет даже удорожание газа для энергокомпаний. В результате доля газа в себестоимости электроэнергии вырастет на 3-4%. Кроме того, обязательно вырастет ценовой разрыв между регулируемым и свободным секторами оптового рынка электроэнергии.

С железнодорожными тарифами вопрос тоже непростой. «Параметры индексации тарифов на железнодорожные перевозки – постоянный поиск компромисса между государством и ОАО «РЖД», — отметил Трудов. В то же время, отмечает он, при сдерживании тарифов на перевозки в условиях инфляции, когда возникает необходимость индексации зарплат железнодорожникам, увеличивается стоимость промышленной продукции, топлива, электроэнергии — происходит рост расходов на инфраструктуру, и приводит к недофинансированию. « Исходя из интересов развития экономики, фактического состояния железных дорог и перспектив использования железнодорожного транспорта при последующем росте экономики, это недопустимо» — считает Трудов.

Правительство стремится уменьшить темпы роста тарифов, руководствуясь целями поддержки реального сектора, снижения нагрузки на бизнес, сдерживания цен. Это особенно актуально в условиях кризиса, когда со всех сторон звучат призывы и вовсе их заморозить. Однако уменьшение темпов роста тарифов имеет и обратную сторону: помимо сокращения инвестиционной программы сокращаются и расходы на содержание инфраструктуры в надлежащем состоянии.

В общем, государство оказалось перед дилеммой — по одну сторону барьера реальный сектор российской экономики с угрозой увольнения рабочих, с долгами по набранным в «тучные» годы кредитам и зачастую невыполненными обещаниями государства по антикризисной поддержке реального сектора. По другую сторону — естественные монополии тоже с сулящими занятость рабочим инвестпрограммами и с гарантированными бюджетными отчислениями. В результате было принято «соломоново» решение — не кардинально снизить, а «придержать» тарифы, причем в зависимости от прежних и будущих «заслуг» каждого монополиста.

В то же время, по оценкам Путина, госбюджет нынешнего года недополучит треть доходов по сравнению с уровнем 2008 года. Об этом глава правительства заявил во вторник на встрече с сенаторами. И когда власть буквально мечется в поисках пополнений худеющего бюджета, решение «урезонить» монополии выглядит революционным.

Источник:

Адрес новости: /2009/07/14/655047.html

Приложение №7

Половину отпустили: Либерализация энергорынка сделала очередной плановый шаг: с 1 июля доля энергии, продающейся по свободной цене на оптовом рынке, увеличилась с 30 до 50%. Это самый важный сигнал инвесторам электроэнергетики

Борьба завершилась: приостановка либерализации энергорынка — перехода от государственного установления тарифов к рыночному ценообразованию, выгодная крупным промышленным потребителям и не устраивающая генерацию и инвесторов, — не случилась. Сыграла роль твердая позиция Минэнерго РФ: курс на либерализацию электроэнергетики, начатый РАО ЕЭС России, будет продолжен.

К 1 января 2011 года либерализация достигнет 100% (население до 2014 года будет оплачивать электроэнергию по тарифу). Генеральный директор ОАО «Фортум» Дмитрий Новоселов говорит: «Продолжение либерализации рынка было условием инвестирования корпорации в Россию. Основной риск состоял в ее возможной заморозке». 

Главный вопрос сейчас — как повлияет расширение рынка на цены. По мнению гендиректора ЗАО «Рэлтэк» (Екатеринбург) Александра Петрова, на фоне увеличения тарифов естественных монополий в 1,5 раза с начала года рост объема нерегулируемых продаж станет очередным «ударом в спину промышленности», так как приведет к удорожанию для конечных потребителей. Наибольшее давление предполагаемого роста цен придется на производство, потому что до сих пор не решена проблема перекрестного субсидирования. Энергореформаторы планировали, что «перекресток» будет упразднен к середине 2009 года, но этого не произошло. Поэтому на фоне роста стоимости газа (на 7%) и летнего вывода генерирующих мощностей на ремонт удорожание электроэнергии может быть весьма ощутимо.

По мнению начальника управления закупок электроэнергии ОАО «Челябэнергосбыт» Максима Платонова, пока темпы либерализации рынка существенного влияния на рост цен не оказывают. Индекс равновесной цены в европейской части РФ и на Урале за последнюю неделю вырос на 0,6%, но при этом снизился по сравнению с прошлым годом на 0,2% до 682,1 руб./МВт•ч. На оптовом рынке цена определяется в основном спросом и предложением, а также сезонными факторами и стоимостью топлива. Из-за снижения спроса за первое полугодие произошло двукратное падение цены относительно аналогичного периода прошлого года. Однако с уменьшением предложения, обусловленного летними ремонтами на энергообъектах, в июле и августе ожидается незначительный рост цен. До конца года, по прогнозу генерального директора ОАО «Свердловэнергосбыта» Бориса Бокарева, рост конечной цены для потребителя может составить 6%.

Источник: «Эксперт Урал» №27 (383)/13 июля 2009

41



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (116)

    Основная образовательная программа
    1.1. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПООП ВПО) по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (профиль «Управление малым бизнесом») является системой учебно-методических документов,
  2. Экономическая теория для бакалавров

    Учебно-методическое пособие
    Экономическая теория: учебно-методическое пособие / Под ред. Кузнецова Н.Г., Лубнева Ю.П. Рост. гос. экон. ун-т (РИНХ). – Ростов-на-Дону, 2010.  - 400 с.
  3. Ю. П. Гармаев, доктор юридических наук

    Документ
    Д.К. Чимитова, д-р ист. наук, проф., Лян Миньянь (КНР), канд.юрид.н., доц., К.А. Будаев, канд. юр. наук, доц. Э.Л. Раднаева, канд. юр. наук, доц. Е.А.
  4. Никулинские чтения «Модели участия граждан в социально-экономической жизни российского общества» Сборник научных статей Омск 2011

    Документ
    М 744 Модели участия граждан в социально-экономической жизни российского общества: Сборник научных статей / Под ред. д.филол.н., проф. А.Э. Еремеева – Омск: Изд-во НОУ ВПО «Омская гуманитарная академия», 2011.
  5. Вавилова Елена Васильевна, к с/х н., профессор учебно-методический комплекс (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Торгово-экономические отношения России в современных условиях» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (основной

Другие похожие документы..