Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Адміністративна територія Костянтинівської селищної ради Миколаївської області: географічно-південне узбережжя р.Південний Буг на південний захід від ...полностью>>
'Документ'
Основой маркетинга являются комплексные маркетинговые исследования. Включающие изучение как внешней маркетинговой среды, рынка и мотиваций потребител...полностью>>
'Документ'
Существует множество способов повысить интерес учащихся к изучению того или иного предмета. Одним из наиболее эффективных, как показывает опыт, являе...полностью>>
'Книга'
Так як основним джерелом iнформації є книга (художньо публіцистична) Тараса Бульби-Боровця, "Армiя без держави", то майже всi факти можна п...полностью>>

Учебно-практическое пособие Архангельск 2005 Составитель: Васютина Л. А., зам директора по автоматизации информационно-методического библиотечного центра

Главная > Учебно-практическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное образовательное учреждение

«Архангельский областной институт переподготовки

и повышения квалификации работников образования»

Технология работы в АИБС «МАРК-SQL».Версия для школьных библиотек

Учебно-практическое пособие

Архангельск

2005

Составитель: Васютина Л.А., зам. директора по автоматизации информационно-методического библиотечного центра.

Адрес: 163061, Архангельск, пр. Новгородский, 66, АО ИППК РО, ИМБЦ

Эл. адрес: или imbc1@yandex (адрес библиотеки).

От составителя

Данное пособие представляет собой переработанный вариант «Руководства пользователя к АИБС «МАРК-SQL». Версия для школьных библиотек». Подробно рассмотрена технология работы в основных АРМах системы, даны рекомендации по составлению библиографических записей на различные виды документов (учебники, книги, статьи, периодика) с учетом новых стандартов библиографического описания. Приведены примеры заполнения полей при создании различных видов описания книжных изданий и аналитического описания. Даны алгоритмы основных процессов для каждого АРМа. Пособие адресовано всем, кто будет самостоятельно осваивать программу.

Буду очень рада, если это пособие поможет вам в вашей работе. Свои замечания и предложения можно выслать по указанным адресам.

© Архангельский областной

институт переподготовки

и повышения квалификации

работников образования

Содержание

I. Общие сведения о программе 5

1. Назначение АИБС «МАРК-SQL» 5

2. Категории пользователей 5

3. Основные АРМы АИБС «МАРК-SQL» 6

4. Назначение основных пунктов меню 7

5. Базы данных АИБС «МАРК-SQL» 11

6. Сохранение, создание и восстановление баз данных 11

6.1. Сохранение баз данных 12

6.2. Создание баз данных 13

6.3. Восстановление баз данных 14

7. Копирование и удаление информации 16

8. Выход в Федеральный каталог.

Выгрузка каталога на свой компьютер 17

9. Загрузка из Федерального каталога 17

II. Работа с базой данных «Учебники» 18

1. Понятие шаблонов, набор полей для работы с учебниками 18

2. Редактирование записей в базе «Учебники» 19

    1. 3. Копирование информации в базу «Учебники» 20

    2. 4. Постановка на учет 21

5. Учетные формы для учебников 21

6. Списание учебников 23

III. Работа с базой данных «Книги» 24

  1. Виды документов, вносимых в базу, шаблоны для описания книг 24

2. Порядок создания описания книг 25

2.1. Правила заполнения полей при создании описания документа 26

3. Стандартные выходные формы 33

4. Постановка на инвентарный учет 34

5. Списание книг 35

6. Основные учетные формы для книг 36

IV.Книга суммарного учета фонда книг и учебников 38

V. Учет изданий, потерянных читателями 43

VI. Порядок создания аналитического описания 44

VII. Создание описания периодических изданий и оформление

подписки 48

VIII. Поиск документов 49

  1. Простой поиск 50

  2. Расширенный поиск 51

  3. Фиксированный поиск 52

  4. Поиск по словарям и создание словарей 53

4.1. Создание словарей 54

5. Режимы «Фильтры» и «Сортировка. Их использование при

создании библиографической продукции 54

5.1. Создание других видов библиографической продукции 56

IX. АРМы «Поиск» и «Абонемент» 58

X. АРМ «Комплектование» и подсистема «Книгообеспеченность» 62

1. АРМ «Комплектование» 62

2. Подсистема «Книгообеспеченность» 63

2.1. Определение структуры школы 63

2.2. Список предметов 65

2.3. Определение дисциплин, изучаемых в классе 66

2.4. Составление отчетов 67

Приложения

Приложение 1. Набор полей для описания учебников в каталоге

«Учебники» 68

Приложение 2. Набор полей для описания книг в каталоге «Книги» 69

Приложение 3.Набор полей для описания статей в каталоге «Книги» 70

Приложение 4. Набор полей для описания периодических изданий

в каталоге «Книги» 71

I. Общие сведения о программе

1. Назначение АИБС «МАРК-SQL»

АИБС «МАРК-SQL» предоставляет следующие возможности:

- Формировать электронный каталог книг, учебников и других информационных источников, находящихся в школьной библиотеке.

- Получить доступ к удаленным базам данных.

- Ввести информацию о структуре школы и количестве учащихся в каждом классе для автоматического определения обеспеченности учебниками.

- Автоматизировать процесс учета выдачи книг.

-Вести автоматизированный учет должников школьной библиотеки по классам.

- Формировать заказ учебников с использованием базы данных рекомендованных учебников и учебных пособий.

- Подобрать необходимую для урока литературу, воспользовавшись электронным каталогом и списком ключевых слов, соответствующих школьной тематике.

АИБС «МАРК-SQL» предназначена прежде всего школьному библиотекарю. Программа будет полезна учителям, учащимся, так как предоставит услуги электронного каталога, обеспечивающего быстрый поиск необходимой литературы.

2. Категории пользователей

В АИБС «MАРК-SQL» созданы три категории пользователя: Библиотекарь, Учитель, Читатель.

Для входа в систему пользователю с правами «Библиотекарь» необходимо ввести Имя библ , Пароль 123. Имя должно вводиться только таким образом, без заглавных букв и точек в конце, иначе входа в программу не получится. При переходе из одной базы данных в другую заданные пароль и имя сохраняются автоматически. Необходимо лишь нажать кнопку ОК. Пользователю с именем «Библиотекарь» доступны все АРМы.

Рис. 1. Вход в систему

Для входа в систему пользователю с правами «Учитель» необходимо ввести Имя учитель, Пароль 1. Пользователю с категорией «Учитель» доступны АРМы «Комплектование», «Каталогизация», «Поиск», «Абонемент» с ограничением некоторых функций внутри АРМов.

Для входа в систему пользователю с правами «Читатель» необходимо ввести Имя читатель, Пароль вводить не надо. Пользователю с именем «Читатель» доступен только АРМ «Поиск».

Если Вы не знаете Имя и Пароль для входа в систему, то нажмите кнопку Справка, в которой определены все пользователи системы. В дальнейшем предоставляется возможность создать новое имя пользователя с паролем. Для этого необходимо войти в АРМ «Администратор», команда «Сервис – Пользователи». В открывшемся окне «Регистрация пользователей» необходимо нажать кнопку «Изменить», затем в поле «Имя» вписать имя нового пользователя, доступ которому вы хотите открыть, в поля «Пароль» задать пароль (или не задавать совсем, если не хотите сложностей для пользователя). Затем в окне «Группы» необходимо щелчком левой кнопкой мыши отметить АРМы, к работе в которых мы хотим допустить нового пользователя или снимаем отметку в тех АРМах, к которым доступ хотим закрыть. Таким же образом поступаем со списком функций в окне ниже. Например, мы хотим завести нового пользователя с именем «методист», облегчив ему вход в программу и ограничив пользование только через АРМ «Поиск». В таком случае поступаем следующим образом:

1. Клавиша Изменить.

2. В строке «Имя» впишем методист, пароль задавать не будем.

3. В окне «Группы» снимаем все отметки.

4. В окне «Список функций» снимаем все отметки, кроме одной «Поиск всех документов (включая этапные)».

5. Затем нажимаем клавишу «Добавить». Имя пользователя попадает в список пользователей.

Обратите внимание! Имя пользователя необходимо задавать для каждой из баз данных, с которыми вы работаете.

3. Основные АРМы АИБС «МАРК-SQL»

АИБС «МАРК-SQL» состоит из пяти АРМов (автоматизированное рабочее место):

«Администратор»;

«Каталогизация»;

«Комплектование»;

«Поиск»;

«Абонемент»

АРМ «Администратор» – модуль, который осуществляет администрирование системы и баз данных, выполняет функции по адаптации системы к требованиям пользователей. В основном предназначен для специалиста-информатика. Библиотекарь с помощью этого АРМа может осуществлять сохранение и восстановление баз данных, а также задавать шаблоны (наборы полей) для различных видов документов.

АРМ «Каталогизация» — модуль, с помощью которого осуществляется создание и ведение электронного каталога, научная и техническая обработка поступивших изданий, ведение инвентарного и безынвентарного учета, формирование книги суммарного учета, формирование стандартных выходных форм и др.

АРМ «Комплектование» — модуль, в котором реализуются функции по заказу и учету поступающей литературы, формированию отчетных бухгалтерских документов. Модуль «Комплектование» включает в себя подсистему «Книгообеспеченность», позволяющую проводить анализ состояния книгообеспеченности учебного процесса.

АРМ «Поиск» — модуль, с помощью которого пользователь производит поиск, просмотр и заказ нужной литературы.

АРМ «Абонемент» – модуль, где осуществляется запись и регистрация читателей, выполняется выдача литературы, определяются задолженности по литературе, обеспечивается формирование и печать статистических отчетов. Выдача учебников в АРМе «Абонемент» осуществляется при условии заказа через АРМ «Поиск».

  1. Назначение основных пунктов меню

После входа в систему с категорией «Библиотекарь» появляется следующий экран:

Рис. 2. Основной экран

На верхней строке выдается информация об АРМе, в котором Вы в данный момент находитесь. Также обозначается значком в левом углу первой строки панели.

Первая строка на панели – основное меню программы. Для каждого АРМа набор пунктов меню и их назначение разные. Пункт «АРМы» присутствует во всех АРМах и служит для перехода из одного АРМа в другой. Этот переход также можно осуществить с помощью 5 клавиш-значков во второй строке меню слева. Также во всех АРМах присутствует пункт «Справка». Он дает возможность получать ответы на вопросы, возникающие в процессе работы.

Вторая и третья строки на панели, в основном, дублируют команды основного меню для ускорения работы. Кроме того, вторая строка содержит список баз данных, переход к которым осуществляется с помощью нажатия на треугольник справа. Значок «светофор» служит для закрытия базы данных. С помощью значка «А» можно менять размер шрифтов. Значок «принтер» служит для печати.

Третья строка – кнопки для выполнения различных операций. Все команды в системе можно выполнять или с помощью команд меню, или нажатием кнопок, или с помощью «горячих» клавиш.

Пункт «Документ» в АРМе «Каталогизация» выполняет целый ряд функций: создание, сохранение и удаление описаний документов; просмотр описаний, копирование описаний в пределах одной базы данных; поиск и отбор документов. В основном эти функции дублируются кнопками третьей строки.

Создание описания - первая кнопка слева на третьей строке, или команда Документ / Создать, или комбинация клавиш Ctrl + N.

Сохранение описания – значок «дискета» (третья кнопка слева на третьей строке), или команда Документ / Сохранить, или комбинация клавиш Ctrl + S.

Отмена создания описания – вторая кнопка слева на третьей строке, или команда Документ / Отменить создание.

Команда Документ / Удалить все документы используется для очистки база данных.

Просмотр описаний осуществляется с помощью зеленых стрелок на третьей строке меню, или командами Документ / Следующий и Предыдущий, или комбинацией клавиш F4 и Sift+F4. Перейти к записи, у которой известен порядковый номер в базе (в частности, к последней записи) можно с помощью значка между стрелками, или командой Документ / Выдать по номеру.

Для копирования отдельных описаний документов в пределах одной базы данных можно использовать 4 и 5 кнопки слева на третьей строке, или команды Документ / Копировать и Вставить, или комбинации клавиш Ctrl + F3 и Shift+F3. Это удобно при создании описаний многотомных изданий.

Поиск всех описаний осуществляется с помощью значка «бинокль с надписью Все» на третьей строке, или командой Документ / Найти все, или комбинацией клавиш Shift+F 7.

Выход на поиск конкретных описаний осуществляется с помощью значка «бинокль» на третьей строке, или командой Документ / Найти, или комбинацией клавиш Ctrl + F.

Команда Документ / Отмеченные документы используется для отбора подмножества документов для дальнейшей с ними работы. Дублируется кнопкой «книга с галочкой» на третьей строке панели инструментов. Нужные описания можно последовательно отметить двойным щелчком левой кнопкой мыши, или клавишей F 5, или командой Документ / Отметить текущий документ. С помощью комбинации клавиш Alt +F5 или команды Документ / Отметить документы можно отметить одновременно несколько документов, указав их количество. После отметки описания отбираются при помощи комбинации клавиш Ctrl + F 5 или команды Документ / Отобрать как подмножество. Удалить из отобранного подмножества ненужные описания можно при помощи комбинации клавиш Ctrl + F 8 или командой Документ / Исключить из подмножества.

Команда «Шаблоны документов» используется перед началом создания или редактирования описаний.

Пункт «Правка» служит для корректировки созданных описаний документов. Это, в основном, операции с полями: редактирование, добавление, удаление и отмена удаления поля. Кроме того, здесь выполняется проверка на дублетность инвентарных номеров, групповая корректировка описаний документов. Команда «Индикаторы» служит для того, чтобы облегчить поиск документов, в заглавии которых встречаются знаки препинания (кавычки, многоточие). Осуществляется команда следующим образом. Курсор ставится на поле «заглавие». Затем вызывается Правка – Индикаторы. В появившемся окне в первой строчке ставится цифра 0, во второй – цифра, соответствующая количеству знаков препинания (от 1 до 9). После этого – ОК, сохранение изменений в описании. В словарь заглавий после выпонения этой команды описания попадают по алфавиту. В этом же пункте задаются шаблоны для редактирования описаний документов (команда «Дополнить из шаблона» ил комбинация клавиш Ctrl + F9).

Командой «Групповая корректировка» удобно пользоваться, когда необходимо сделать исправления сразу в нескольких записях. Операции, которые выполняются в процессе корректировки, появляются после нажатия на треугольник справа. Информация о выполняемых операциях выносится в окно справа.

Рассмотрим, как работает групповая корректировка на примере операции «Конвертор «поле-поле»». Допустим, что вы при создании нескольких описаний допустили ошибку и занесли информацию не в то поле и хотите поместить ее в нужное поле. Например, при росписи статей перепутали поля для года и номера периодического издания и вместо полей 773d и 773g соответственно, внесли информацию в поля 260c и 245n, в результате чего эта информация на карточку не выходит. Предположим, что таких записей 15. Вы отмечаете эти записи щелчком левой кнопкой мыши, отбираете их как подмножество (команда Документ – Отмеченные документы – Отобрать как подмножество). Перед тем, как проводить групповую корректировку, необходимо нужное поле внести в шаблон документов (если шаблон не задан заранее или задан ошибочно).

Далее команда «Правка – Групповая корректировка – Операция «Конвертор «поле-поле». В строке «Код поля1» вписываем (или выбираем из списка) код 260c, в строке «Код поля2» вписываем код 773d - ОК. Подтверждаем выполнение операции. Дождемся окончания групповой корректировки - ОК и проделаем то же самое для полей 245n и 773g.

Пункт «Вид».

Команда «Панель инструментов» отображает третью строку панели инструментов.

Команды «Показывать код поля» и «Показывать имя поля» отображают соответствующие данные, когда отмечены «галочкой». Если вдруг исчезает цифровое или текстовое обозначение поля, то необходимо обратиться к этим командам.

Команда «Экранные формы» задает формы предоставления информации:

- редактор документов (можно вызвать также комбинацией клавиш Alt+1);

- список документов (можно вызвать также комбинацией клавиш Alt+2);

- экранная форма DBList для ведения КСУ и тетради замены утерянных изданий (можно вызвать также комбинацией клавиш Alt + 3);

- библиографическое описание (можно вызвать также комбинацией клавиш Alt + 4);

- инвентарный учет (можно вызвать также комбинацией клавиш Alt + 5);

- стандартные выходные формы: каталожная карточка, оборот карточки, книжный формуляр, читательское требование (можно вызвать также комбинацией клавиш Alt + 6).

Команда HTML – формы – один из способов предоставления информации о документе: в виде библиографического описания, таблицы, информации о наличии экземпляров и т.д.

Команда «Отчеты» - для создания различных текстовых и учетных документов. В АРМе «Каталогизация» служит для создания учетных документов: инвентарных книг для общего фонда и учебников,учетных карточек для учебников, актов поступления и списания, для подведения итогов в КСУ, для оформления замены книг, для создания библиографической продукции (списков, бюллетеней новых поступлений), для оформления подписки и т.д. Команда дублируется кнопкой на третьей строке панели инструментов (возле окна «Языковой материал»).

Пункт «Сервис» содержит команды для копирования информации из баз данных и Федерального каталога.

Команда «Словари» служит для создания новых и редактирования существующих словарей. В словари автоматически заносится информация при создании описаний документов.

Команда «Печать» - для печати документов, например, каталожных карточек и книжных формуляров.

На третьей строке панели инструментов справа находятся два окна: «Тип записи» и «Библиографический уровень». В первом окне задается обозначение вида издания, которое заносится в каталог: языковой материал – для текстовых документов; ноты, карты, музыкальная и немузыкальная запись – для аудио- и видеокассет; файл – для компьютерных изданий. В новом ГОСТе 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание» ему соответствует элемент «Общее обозначение материала». Во втором окне задаются виды библиографических описаний: для монографии, для аналитического описания (статьи), для периодики и т.д. Им соотвествует определенный набор элементов описания. Содержание окон должно соотвествовать виду описываемого документа.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Риалы VI международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.) Белово 2006 ббк ч 214(2Рос-4Ке) 73я431 н 34

    Документ
    Н-34 Наука и образование: Материалы VI Международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.): В 4 ч. / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал).
  2. Впомощь библиотекам и библиотечным системам (Информационный список литературы по основным направлениям библиотечно-библиографической деятельности) Вып. 39 Омск 2009

    Документ
    В помощь библиотекам и библиотечным системам : информ. список лит. по основным направлениям библ.-библиогр. деятельности. Вып. 39 / сост. Л. Ю. Зозуля; отв.
  3. Пояснительная записка 3 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 6

    Пояснительная записка
    1.3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования….8

Другие похожие документы..