Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Самостоятельная работа'
Объём работы студента (в часах) соответственно учебному плану по специальности 01.16.00 “Биология” очной формы обучения, по спецкурсу «Биохимия лекар...полностью>>
'Реферат'
Понятие искусственный интеллект, как впрочем и просто интеллект, весьма расплывчаты. Если обобщить все сказанное за последние тридцать лет, то оказыв...полностью>>
'Документ'
За сучасних умов розвитку освіти в Україні виняткового значення набуває система методичної роботи, головною метою якої є не лише надання реальної, ді...полностью>>
'Документ'
Відповідно до розпорядження Міністерства від 14.03.2011 р. № 24-р з 15 березня по 15 квітня 2011 р. «Про проведення першихВсеукраїнських Інтернет - з...полностью>>

Калмыцкий государственный университет Есенова Т. С. Русский язык            в калмыкии: социокультурные портреты и                     лингвокультурные типажи элиста 2007

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

86

87

остался без ноги, но это не сломило молодого офицера, он заканчивает с отличием Барнаульский педагогический инсти­тут и становится учителем математики. «Эрдниев сразу обратил на себя внимание своей неординарностью — пытли­востью ума, острогой мышления, глубокими знаниями» (Пе­дагогический вестник 1996: 2).

Работая в сельской школе учителем математики и физи­ки, он думает о путях успешного овладения математикой, о научной организации труда учителя и учащихся, о проблеме ускоренного обучения при лучшем восприятии знаний. Он постепенно приходит к идее создания новой эффективной системы математического образования методом укрупнения дидактических единиц. Отправной точкой новой методичес­кой технологии послужила теория акад. Павлова И.П. Мето­дика Эрдниева П.М. заключается в одновременности выпол­нения взаимно обратных действий: сложения и вычитания, умножения и деления и т.д. Ученый исходил из того, что при раздельном обучении взаимно обратных действий знания учащихся связаны лишь по вертикали, а при использовании противопоставления - еще и по горизонтали. Результатом применения метода является экономия большого количества учебного времени, а усвоение учащимися материала стано­вится более прочным и осмысленным.

Метод П.М. Эрдниева появился вовремя. В век информа­ции, когда поток знаний неуклонно увеличивается, а время неизменно, необходимы новые технологии усвоения знаний, экономящие время и развивающие творческий потенциал личности. «Сама жизнь требует новой структуры учебно-вос­питательного процесса, в котором учитель должен выступать не только как комментатор науки и передатчик новой инфор­мации, а прежде всего как умелый организатор системати­ческой самостоятельной поисковой деятельности учащихся но раскрытию сути изучаемых понятий и усвоению способов умственной деятельности» (Ефремов 1999: 12). Общепризна­но, что новая программа по математике П.М. Эрдниева раз­вивает творческие способности учащихся, культуру мышле­ния. Она показывает, что наибольших успехов в усвоении

математических знаний можно достичь, если использовать на­бор специальных упражнений, сконструированных в их чет­кой логической последовательности, представляющих собой стройную дидактическую систему.

Для внедрения новой дидактической системы, основан­ной на принципах педагогического сотрудничества и техно­логии обучения укрупненными дидактическими единицами, требовались специально подготовленные учебники и учебные пособия. Поэтому вся научная и методическая деятельность П.М. Эрдниева была направлена на создание методического комплекса по математике. Сейчас можно констатировать: ти­таническая работа завершена, впервые в мировой практике создана система из учебников по математике одного автора для начальной и средней школы. В результате применения принципа укрупнения дидактических единиц экономится учебное время на 1-2 года. Его идеи получили поддержку и признание среди коллег-учителей; научные и методические труды, учебники переведены на многие языки мира, по ним обучаются математике дети в самых разных странах, прин­цип укрупнения дидактических единиц применяется при изу­чении других дисциплин - П.М. Эрдниев становится осно­воположником новой школы в методике.

Конечно, путь к признанию П.М. Эрдниева был далеко не прост, потребовались годы неустанного труда, были выс­тупления перед самой разной аудиторией, в кабинетах чиновников разного уровня. Огромная энергия, целеустрем­ленность, творческая одержимость, свойственная ученому, привели к успеху: его педагогическая технология была вне­дрена, учительская общественность получила новую систему обучения. И именно педагоги, единомышленники сыграли ре­шающую роль в том, что 27 января 1989 г. на совместном заседании Комиссии по реорганизации АПН СССР П.М.Эр­дниева избрали действительным членом Академии педагоги­ческих наук СССР. «Я - оптимист, - утверждает П.М. Эрдниев, - я верю в россиян, верю в то, что они найдут выход из любого трудного положения. И это меня окрыляет, это прида­ет мне силы и веру в идеи УДК. Уверен, что она, как таблица

88

89

умножения, не будет иметь национальных границ...Сегодня в мире, перенасыщенном информацией, дети больше знают, чем умеют. А я надеюсь, что, занимаясь в школе по методике УДЕ, они научатся и умению. Ради этого стоит жить и тво­рить» (Ефремов 1999: 67). Он и сейчас, достигший своей цели, признания своих идей, активно работает: заведует кафедрой в Калмыцком государственном университете, переиздает учеб­ники и учебные пособия, регулярно посылает статьи в науч­ные журналы и внимательно следит за развитием педагоги­ческой науки. По психологическому типу его можно отнести к стабильным личностям, с сильным характером, которые стойко переносят невзгоды.

Педагог-новатор, автор новой технологии обучения П.М. Эрдниев остается открытым для дальнейшего творческого осмысления действительности, изумляя окружающих широ­той эрудиции, поразительным интересом ко всему новому, интересному. Его знания не ограничиваются математикой и физикой, они чрезвычайно разносторонни. Он удивляет ок­ружающих неожиданными примерами из самых разных об­ластей знаний, делится своими идеями, советует почитать интересную литературу.

Об интеллектуальном потенциале П.М. Эрдниева свидетельствует и то, что данная личность способна обобщить свой опыт (в данном случае создает на основе своего опыта преподавания математики новую методику) и предвидеть то, что может случиться в будущем (академик уверен, что, по­добно таблице умножения, технология УДЕ будет иметь универсальный характер). О силе его ума, направленности интеллекта на преобразование действительности свидетель­ствует то, что П.М. Эрдниев постигает сущность явлений та­кими, какими они есть на самом деле, для него не характерна иллюзорность, он не сосредотачивает свое внимание на ме­лочах, а выделяет в явлении суть и ищет настойчиво путь достижения цели. По силе творчества, нацеленности на по­иск нового П.М. Эрдниев относится к людям с сильным разу­мом, огромным творческим потенциалом. По широте миро­воззрения, способности научного осмысления мира его мож­но отнести к педагогам-мыслителям.

По мнению самого академика, главным в человеке явля­ется трудолюбие. Огромную работоспособность, любовь к избранной профессии, демонстрирует педагог на протяжении всей своей жизни. По воспоминаниям одноклассника Ц.Х. Бамбышева, «Пюрвя учился по всем предметам на «отлич­но», особенно преуспевал по математике. Любил сам состав­лять задачи-головоломки, уже тогда одна из его задач была опубликована в центральном детском журнале «Пионер» (Еф­ремов 1999: 5). Еще в детстве проявив способности к матема­тике, он пронес негаснущий интерес к этой науке на протя­жении всей жизни. А цель - привить такую же любовь к ма­тематике, раскрыть творческий потенциал каждого ребенка - заставила его искать новые способы преподавания. Именно упорный труд и любовь к избранной сфере деятельности спо­собствовали успешному результату. Академик АПН СССР Н.И. Шкиль и проф. А.К. Сухотин пишут: «Та сила воли, твердость и непреклонность, с которыми он преодолевал ес­тественные и искусственные трудности, остались характер­ными чертами и сегодняшнего Эрдниева - свои идеалы, ме­тоды, планы он проводит в жизнь с тем же азартом, задором, верой в свою правоту, внушая восхищение и сторонникам, и оппонентам» (Малякина 1996: 2).

П.М. Эрдниев является ветераном Великой Отечествен­ной войны. Он был на фронте с первых ее дней. Он участво­вал в тяжелых боях, после ранения, пройдя курсы младших лейтенантов, воевал в качестве командира взвода артиллерии вплоть до тяжелого ранения в декабре 1944 г. С большим мужеством он смирился с потерей ноги. Военная биография свидетельствует о таких чертах характера П.М. Эрдниева, как мужество, храбрость, патриотизм.

Попав в Сибирь, где в депортации была его семья, он решает учиться. Тяжелой была студенческая жизнь П.М. Эр­дниева, т.к. на его иждивении находилась семья. Он совмещал учебу в институте с работой учителя математики и физики в вечерней школе. Однако учился П.М. Эрдниев на «отлично». Трудолюбие, целеустремленность, стойкость он проявил в эти трудные годы жизни. Видимо, ответственность и трудолюбие

90

91

были в его характере изначально, а в дальнейшем обсто­ятельства жизни лишь укрепили эти важные черты. 'Гак. по воспоминаниям одноклассника Ц.Х. Бамбышева, «после ше­стого класса его как отличника учебы наградили путевкой в «Артек», но Пюрвя отказался, ведь летом он работал в колхо­зе, надо было помогать семье. Ему тогда было всего 14 лет» (1-фремов 1999:5).

Н.М. Эрдниев непритязателен, для него не характерно стремление к роскоши, богатству, материальным ценностям. Внешний облик подчеркивает эту его черчу. Как нам кажется, здесь проявляется влияние традиционного калмыцкого вос­питания, провозглашающего верховенство духовного над материальным. Сам ученый подчеркивает влияние буддийс­кой философии на его мировосприятие. Буддизм, оказавший большое духовное воздействие на формирование нацио­нальных черт характера калмыков, также проповедует пре­небрежение материальными благами, трепетное отношение к знаниям.

Речевая культура, будучи частью облика человека, явля­ется составной частью исследования личности. Высшее пе­дагогическое образование, научно-методическая направлен­ность деятельности, большая часть которой связана с вузом, частые публичные выступления на научно-методические темы перед массовой аудиторией, а также работа по созданию пись­менных трудов (учебников и учебных пособий для школ) оп­ределяют основы русской речи П.М. Эрдниева. Маш анализ записей лекций по методике преподавания математики, про­читанных академиком перед студентами Калмыцкого госу­дарственного университета в 2005-2006 гг., позволяет заклю­чить, что данный автор в большинстве ситуаций реализует высокий уровень владения кодифицированным русским ли­тературным языком, его стилевыми ресурсами. Отмстим, что еще в студенческие годы П.М. Эрдниев демонстрировал вы­сокий уровень знаний в области русской орфографии и пун­ктуации: «В конце сороковых годов все выпускники инсти­тута писали в конце обучения диктант по русскому языку. Успешное написание диктанта являлось «пропуском» к государственным

экзаменам. В год своего выпуска Пюрвя ока­зался единственным студентом института, получившим за диктант отличную оценку» (Педагогический вестник 1996: 2). Вербальные и невербальные средства, использованные П.М. Эрдниевым в ходе лекции, свидетельствуют об их гармонич­ности, направленности на успех, достижение педагогических целей.

В настоящий момент основным языком общения для П.М. Эрдниева является русский язык, который использует­ся в разных ситуациях, в устной и письменной формах, в официальном и межличностном общении. Приобщение к рус­скому языку началось еще в школьные годы, в дальнейшем этот язык расширял сферу применения, становясь языком обучения, специальности, межличностного и официального общения. В русской речи П.М. Эрдниева проявляются типич­ные черты, характерные для русской речи калмыков-интел­лигентов старшего поколения, которые приобщались к рус­ской речи после того, как уже сложилась база родного языка, при этом доминирующей формой речи была письменная. К таковым можно отнести следующие черты: побуквенное про­изношение сочетания чн, вариантное произношение сочета­ния >//»; активное употребление книжных слов; некоторая доля пуризма: недопущение диалектных, жаргонных, простореч­ных синтаксических конструкций, слов и выражений. Наци­онально-региональный компонент в русской речи проявляет­ся в редких лексических вкраплениях, которые допускаются исключительно преднамеренно, ситуативно оправданы. Как и всех калмыков старшего поколения, П.М. Эрдниева можно считать калмыцкой языковой личностью с национальным характером, для которой в силу объективных обстоятельств русский язык и русская культура стали иметь первостепен­ное значение. Родной язык и национальная культура, играю­щие в настоящее время роль базового языка и культуры, про­являются как фон, на котором разворачивается речевая дея­тельность на русском языке в разных ситуациях общения. П.М. Эрдниев проявляет большую озабоченность по поводу состояния национального языка и культуры. С целью сохранения

92

93

нения языка П.М.Эрдниев еще в 1959-1962 гг. перевел на кал­мыцкий язык учебники математики с родным языком обуче­ния А.С. Пчелко, затем пишет учебник математики для начальной школы с параллельными текстами на русском и калмыцком языках. В университетских лекциях он приводит сведения из истории и культуры калмыков, что также под­тверждает присутствие национального компонента в струк­туре его личности.

Основу вокабуляра русской речи П.М. Эрдниева состав­ляет нейтральная общеупотребительная лексика. Обилие оп­ределенной научной терминологии {окружность, трапеция, уравнение, теоремы, ребро, треугольник, медиана и т.п.) указывает на конкретную предметную область деятельности - математику. Педагогическая сущность личности проявля­ется в постоянной активной учебной деятельности, стремле­нии к диалогу, активизации мышления слушателей (Ну, кто скажет, что такое эстетика? Ну, кто читал? Посмотри­те на меня, вот вы, встаньте. Как вы думаете?). Использо­вание дейктических средств, а также глаголов в определен­ной форме (повелительного наклонения, личных форм) так­же указывает на заинтересованность педагога в результатах обучения: значит, вы будете продолжать, помогать мне; давайте так, треугольник возьмем общего типа; вы знаете, если противоположные стороны поделить пополам и прове­сти медианы, то медианы пересекутся; мы с вами уже зна­ем; ну вот, сегодня мы с вами посвятим... Стремлением активизировать творческую деятельность слушателей, заин­тересовать их продиктовано включение в текст лекций при­меров из сфер, которые напрямую не связаны с изучаемым предметом: Чья музыка вам больше нравится? Штрауса. Зна­чит, чем? Ну, видимо, этот великий композитор сумел схва­тить какие-то глубинные чувства человека; ...чтобы дети не только решали уравнение, но чтобы они еще э-э умели читать красивые художественные произведения, наизусть читали стихотворения Пушкина, вот, картинные галереи посещали, вот; если кратко сказать, значит, эстетическое воспитание заключается в том, чтобы в любой науке извлечь,

понять красоту, вот; не надо думать, что математика су­хая наука и больше ничего не нужно, как воевать с буквами и с цифрами, значит. Есть такие достижения математиков, которые восхищают. С целью расширения мировоззрения своих слушателей П.М. Эрдниев приводит в лекциях обшир­ные сведения из истории науки: Леонард Эйлер. Он сумел увидеть в простейшем треугольнике такие свойства, которые не знали греческие математики; вы вот знаете, что наука математика в старых основах создана греческими матема­тиками, так. Они не только, вот, олимпийские игры созда­ли. Они являются создателями математики и математи­ческих теорем. Вот, когда Пифагор открыл э-э теорему о свойствах треугольников... О мастерстве, большом опыте лек­тора свидетельствует то, что в ходе занятия активно исполь­зуются наглядные пособия, оживляющие процесс обучения: Вот так, напишите теоремы Эйлера. Вот, у нас на стене портреты великих математиков. Ну вот, Эйлер. Леонард Эйлер; Сделайте самостоятельно чертеж, для этого най­дите, вот, в розданных книгах так, страница 304. Харак­терный жест лектора - указательный, обращенный не на со­беседника, а вверх или в сторо1гу. Он сигнализирует о том, что слушатели должны сосредоточиться, быть внимательны­ми, в некоторых случаях его можно интерпретировать и как знак превосходства. Будучи прекрасным методистом, стре­мящимся раскрыть потенциал слушателя, П.М. Эрдниев реали­зует направляющую и контролирующую функции в речевых ко­мандах: я вам даю пять минут, быстренько посмотрите пять страниц, о чем там говорится, и чертеж: найдите, который висит на доске и в книге, вот сравните; найдите ту окружность; я разрешаю выделить, вот, окружность Эйлера.

Опытный лектор, П.М. Эрдниев хорошо знает особен­ности психологии слушателей и прибегает к вопросно-ответ­ным конструкциям, чтобы помочь аудитории сосредоточиться: Кто у вас хорошо чертит? Вот вы; Вот если у вас красный фломастер есть? Я разрешаю выделить. В силу доминиро­вания устной формы в лекции отмечены типичные черты

94

95

устности такие, как речевая недостаточность (Вот здесь все рассчитано, вот без цветного мела, значит, школьник не сразу, а так все красиво...) и речевая избыточность (Эйлер доказал, что эти окружности совпадают, совпадают; на этой окружности лежат не три, а все шесть точек, шесть точек). Иногда в лекции допускается ассоциативное постро­ение: Вы большую фигуру стройте, посередине страницы. Мы люди богатые, на бумагах не экономьте, потому что от большого чертежа глаза не устают и приятно самому ра­ботать на большом чертеже.

На наш взгляд, лекции П.М. Эрдниева не укладываются в сухие академические рамки, когда метр, достигший совер­шенства, передает свои знания ученикам, которые с трепетом ловят и записывают каждое слово учителя. Лекции 11.М. Эр­дниева это творчество, он умеет перевоплощаться, совме­щать в себе одновременно роль и обучаемого, и обучающего. Он находит такие формы и средства, которые, не позволяя выходить за рамки лекции, поддерживают внимание и инте­рес слушателей, среди которых есть и студенты, не совсем заинтересованные в учебе. Конечно, складыванию этой ма­неры способствовал большой педагогический опыт работы в самых разных аудиториях: сельская малокомплектная шко­ла, вечерняя школа, средняя общеобразовательная школа, пе­динститут, университет. Он остается народным учителем, кредо которого: научи, развивай ученика.

Таким образом, академик Эрдниев П.М. по типу мыш­ления относится к педагогам-мыслителям, методистам-новато­рам, сделавшим делом своей профессиональной деятельности поиск и внедрение оптимальной методики преподавания ма­тематики в школе. Кругозор его не ограничивается педагоги­кой и математикой - он владеет обширными знаниями из самых разных областей, постоянно интересуется новыми до­стижениями науки, следит за литературой. Это человек со­лидного возраста, сохраняющий ясность ума и твердость характера, продолжающий активно трудиться в любимой сфе­ре деятельности и на благо своей большой семьи. По наце­ленности на конечный результат, настойчивости, с которой

96

он добивается продвижения своих идей, его можно отнести к ученым-практикам с сильным, напористым характером. Во­енная биография, а также то, что все свои достижения он сде­лал, будучи инвалидом Великой Отечественной войны, сви­детельствуют о силе духа, мужестве, стойкости. Это человек редкой цельности, целеустремленности, трудолюбия. Речевое поведение, коммуникативные навыки, сформированные в ходе длительной педагогической деятельности, свидетельствуют о преобладании творческого начала в личности, ученый пред­почитает стереотипным фразам собственные речевые выра­жения, передающие ход его оригинальных идей. Нацио­нальный компонент проявляется в речевых выражениях, элементах поведения, характере. Сдержанный, он редко про­являет эмоции, широкая улыбка, довольно редкая, придает особое обаяние его облику. Он твердо идет к поставленной цели, не считаясь с авторитетами, с этическими условностя­ми. Это является одной из важных черт его характера, снис­кавшая ему репутацию не очень корректного, не совсем удоб­ного человека.

В галерее портретов языковых личностей Калмыкии пор­трет академика Эрдниева П.М. занимает видное место, оли­цетворяя собой средоточие лучших национальных черт, яв­ляясь образцом того, чего может достичь человек благодаря личным качествам.

1.2.7. Ученый-педагог Мукаева О.Д.

Очир Джогаевной Мукаевой написано большое количе­ство научных трудов, она профессор Калмыцкого государ­ственного университета, член диссертационного совета при Волгоградском государственном педагогическом университе­те, заведующая кафедрой педагогики и психологии, научный руководитель средних учебных заведений республики, пуб­личный человек, она узнаваема в современном калмыцком обществе. О ней написана большая литература, в которой анализируется ее вклад в науку, образование, просвещение Республики Калмыкия. Мы же попытаемся исследовать портрет

4 Рус . язык в Калмыкии ...

97

языковой личности О.Д. Мукаевой методами современ­ного нового направления науки - антрополингвистики. Су­ществующий в нашем распоряжении вербальный ряд (науч­ные труды) позволяет создать представление о коммуника­тивном поведении, структуре языковой личности известного ученого. Выступления О.Д. Мукаевой на публичных мероп­риятиях, свидетелем которых мы являемся, позволяют допол­нить портрет невербальным рядом.

Несомненно, О.Д. Мукаева по духовному складу, обра­зу мыслей является ярко выраженной калмыцкой языковой личностью. Этнический компонент является ведущим в струк­туре личности ученого. Формированию его способствовали субъективные обстоятельства жизни О.Д. Мукаевой: воспи­тание в традиционной калмыцкой семье, обостренное чув­ство этнической принадлежности сформировалось и как сво­еобразный протест против незаконных репрессий как в отно­шении калмыков в целом, так и в отношении ее семьи (отец О.Д. Мукаевой был раскулачен и сослан в Сибирь в эпоху коллективизации). Прекрасные знания родного языка, исто­рии и психологии народа, устного народного творчества со­ставляют духовную основу личности О.Д. Мукаевой. Все эти знания оказались особенно актуальными после обществен­но-политических изменений нашего общества, когда она ста­ла активно разрабатывать совершенно новое в монголоведе­нии направление - этнопедагогику и стала основоположни­ком калмыцкой этнопедагогики. Как отмечает О.Д. Мукаева, этнопедагогика оказалась востребованной, потому что до ко­ренных демократических преобразований государство про­водило политику нивелирования этнических различий, упразднения национальной системы образования, ее русифи­кацию; ввело запрет на национальные и религиозные празд­ники, на развитие самобытной культуры народов и этносов под видом формирования «единого советского народа». В современном обществе именно этнос способен обеспечить усиленную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе жизни. Отсюда востребованность традиционных семейных ценностей, а задача образования -

объединение академической и народной педагогики в едином русле воспитания человека (Мукаева 2001: 22).

О.Д. Мукаева все свои научные знания, организаторс­кие способности, энтузиазм направляет на формирование научной среды единомышленников, поскольку понимает, что идеи народной педагогики должны восполнить нишу, кото­рая образовалась после падения старой идеологической сис­темы. В короткий срок под ее руководством была создана на­циональная система образования республики, включающая национальные детские дошкольные учреждения, школы, про­гимназию; в университете читаются курсы по этнопедагогике калмыков. Под руководством О.Д. Мукаевой защищено большое количество диссертаций, в которых исследуются ак­туальные вопросы народной педагогики. Сейчас в русле на­учных интересов профессора Мукаевой О.Д. работают ее мно­гочисленные ученики. То, каким станет Калмыкия будущего, во многом зависит от О.Д. Мукаевой и ее учеников, в чьих руках находятся наши дети. Она нашла свою тему, увлеклась ею, смогла повести за собой целую группу исследователей, расширяя область научных интересов и круг людей, делом своей жизни избравших педагогику. В ней выделяются такие грани личности, как научная увлеченность, преданность делу, последовательность, целеустремленность при достижении цели, которые способствовали успешности научной и педа­гогической карьеры О.Д. Мукаевой.

На наш взгляд, научная судьба ученого сложилась счас­тливо: предмет научного исследования и то, что вызывает его озабоченность, тревогу - судьба народа, перспективы его даль­нейшего развития в эпоху глобализации, - совпали. Предметом исследований последних лет ученого являются традицион­ная культура воспитания калмыков, родное слово как фактор формирования национального самосознания, идеал современ­ного человека в народном представлении, психолого-педаго­гические идеи и нравственно-эстетические устои буддизма, эпос «Джангар» как источник народной педагогики, труд как фактор традиционного семейного воспитания и т.д. Мукаева О.Д. рассматривает калмыцкий фольклор как источник и средство



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Издательская деятельность

    Документ
    Джангар. Малодербетовская версия – сводный текст, перевод, вступительная статья, комментарии, словарь А.Ш. Кичикова. 17 п.л. 1 экз. Элиста: КалмГУ, 1 – 272 с.

Другие похожие документы..