Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится 08 ноября 2007 г. в 11.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.074.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени д...полностью>>
'Методические рекомендации'
РАССЛЕДОВАНИЕФАКТОВ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ БАНКРОТСТВЕ,  ПРЕДНАМЕРЕННОГО ИЛИ ФИКТИВНОГО БАНКРОТСТВА (Ст.ст. 195-197 УК РФ)  (методические рекомен...полностью>>
'Рабочая программа'
Ключевые слова: рабочая программа, содержание, оформление, требования, структурные элементы, экспертиза, согласование, утверждение, хранение, обращен...полностью>>
'Документ'
Специалисты ИФНС России, МИ ФНС России по КН, МРИ ФНС России, УФНС России по субъектам Российской Федерации, обеспечивающие и контролирующие информац...полностью>>

Калмыцкий государственный университет Есенова Т. С. Русский язык            в калмыкии: социокультурные портреты и                     лингвокультурные типажи элиста 2007

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Особое место в субфреймах концепта «степь» занимает Волга. Это не случайно, т.к. калмыки называют себя волжс­кими калмыками. Мотив Волги часто встречается в фолькло­ре калмыков. В устном народном творчестве калмыков Синьцзяна

75

одним из важных тем также является тема Волги, на берегу которой остались сородичи, не потом)' ли, как поется в известной песне, что воды ее показались столь сладкими. Д.М. Кугультинов, истинно народный поэт, выразитель дум народных, не обходит и эту тему:

Случалось, горестный твой сыч Бродил без матери, один, Снедала странника тоска... Но ты, о любящая мать, Ты - о река! – издалека Пыталась сына поддержать, Ты виделась ему во сне... Склонялся он к твоей волне. Твои пушистые пески Смягчали остроту тоски... И, ободренный, наяву, Он говорил себе:

«Живу. И рано ль, поздно, но живой Увижу край родимый свой...»

Берега Волги олицетворяют собой родную землю, о ко­торой тосковали калмыки, находясь в изгнании.

Анализ реализации концепта «родина» в поэтических текстах Д.Н. Кугультинова позволяет говорить об антропоцентричности образной составляющей концепта. Концепт «родина» и реализующие его фреймы: Россия, Калмыкия, родная степь - отождествляются с женщиной, матерью, на­деляются человеческими чувствами. Она может жалеть, защитить, приласкать:

Мать-Родина!

Как матери пристало, Средь всех твоих любимых сыновей Найди несчастного. И обогрей Того, кого судьба не баловала. Прости бедняге грех его невольный, Будь с ним по-матерински сердобольной, В душе его надежды оживи... Да расцветет в ней вновь цветок любви!

Она даст жизнь, принимает человека в свое лоно после окончания земного пути:

В тот день, когда я не увижу дня, Я верю, сокрушаясь и стеная, По-матерински примешь ты меня, Вберешь мой прах, Калмыкия родная! Явился я безгрешным в твой предел. Безгрешным с небом встретился лучистым, И попрощаться я с тобой хотел, Калмыкия моя, таким же чистым!

Как сын, любит поэт родину-мать. Эта любовь возвы­шенна и священна. Отметим, что родина-мать и родина-дочь соединяются в поэтической строке Д.Н. Кугультинова:

Мать-родина! Так люди называет

Ее издревле... В правду, не опали

Нам жизнь дача, и силы в нас влила,

И за руку взяла и повела?..

Она щедра по-матерински, знаю,

Но родина - она дочь родная.

Все лучшее - и труд, и вдохновенье -

Самозабвенно отдаем мы ей,

Как только детям отдают - продлеиыо

Быстротекущих, кратких наших дней...

Здесь все мое!.. Бери его, упрочь.

О родина моя!.. О мать и дочь!

Поэт говорит о сыновней любви к родине так:

Люблю любовью строгой и глубинной Твой образ многоликий и единый. В моей любви - надежда и тревога Тех, кто ушел и кто живет на свете, В ней музыка, и свет, и ход столетий...

Статистический анализ употребления базовой лексемы-имени концепта «родина» показывает, что соответствующая лексема используется не так часто по сравнению с лексемами,

76

77

входящими в лексико-семантическое поле анализируемо­го концепта. Контекстуальный анализ указывает на употреб­ление лексемы в стихотворениях патриотического и граждан­ского звучания. Для военной лирики характерны следующие сочетания базовой лексемы: служить родине, отдавать жизнь за родину, защищать родину, в минуты для родины трудные, на своей родине. Вот поэтическое завещание Д.Н. Кугультинова:

Почувствовав, что смерть приходит, старый дед Сказал собравшимся последний свой завет: «Не надо ссориться, чтоб не познать кручины, А счастье поровну делите меж собой. Служите родине, что вам дана судьбой,- И сохраните вы достоинство мужчины».

Значит, в поэтической картине мира Д.Н. Кугультинова можно выделить малую родину, которая ассоциируется с кал­мыцкой степью, и Родину - Россию, гражданином которой он является и по отношению которой поэт испытывает сы­новние чувства.

Когнитивный анализ структуры концепта «родина» по­зволил выделить в нем ядро, которое занимает калмыцкая степь, а также ближнюю и дальнюю периферию. Ближнюю периферию образуют фреймы Россия-территория, Россия - го­рода, Россия-люди и т.п. Дальнюю периферию образует пла­нета Земля. Поэт-философ ощущает себя частичкой бытия, жителем планеты Земля.

Таким образом, Д.Н. Кугультинов, поэт-лирик, отожде­ствляет родину с калмыцкой степью, Калмыкией; поэт-граж­данин, считает своей родиной Россию, поэт-философ, на­зывает родиной планету Земля. Родина, будучи ключевым концептом культуры, в поэтической картине мира Д.Н. Ку­гультинова наделяется высшей ценностью, она формирует главные ориентиры личности. Это позволяет заключить, что данный концепт образует ценностную доминанту калмыцко­го этноса, выразителем духа которого является его выдаю­щийся представитель - поэт Д.Н. Кугультинов.

Наш анализ осмысления поэтом базовых концептов куль­туры - пространство, время, родина - позволяет сделать вы­вод о том, Д.Н. Кугультинова по праву можно назвать народ­ным поэтом. Он, будучи носителем национальной культуры, родного языка, разделивший с народом все трагические со­бытия, отразил дух своего народа и времени в творчестве. Этнический компонент концептов придает особое своеобра­зие поэзии и личности Д.Н. Кугультинова. Дальнейшее науч­ное изучение наследия Д.Н. Кугультинова с лингвокультурологической точки зрения позволит глубже понять мир степ­ного народа.

1.2.5. Поэт Кукарека Г.Г.

Центральной единицей антрополингвистики является языковая личность. Она анализируется через речевое поведе­ние и его импликанты, к которым относятся тип мышления, ментальность, уровень интеллекта и культуры, социально-поведенческий тип, психология, дар языка и др. (Голубева 2001: 411-415). Исходя из этого попытаемся проанализиро­вать языковую личность известного поэта Калмыкии Григо­рия Григорьевича Кукареки, нашего современника, автора многих сборников стихов, в которых довольно четко просмат­ривается его личность. Основой для анализа послужили по­этические произведения Г. Кукареки (Журавли над Манычем. Элиста, 1974; Чистое поле. Элиста, 1984; Тюльпаны на со­лончаке. Элиста, 1983; Сиреневые ночи. Элиста, 1991).

По типу мышления поэта можно отнести к художникам-лирикам. Доминирующей темой его поэзии является приро­да. Народный писатель Калмыкии Андрей Джимбиев отме­чает: «Так часто в своих стихах Григорий Кукарека пишет о родной степи, ее курганах и озерах...Не только стихи, но и книги его имеют «степные» названия: «Чистое поле», «Тюль­паны на солончаке», «Сиреневые ночи», «Степные свидания», «Поклон колодцу» и др. (Джимбиев 2003: 11). Такой видится родная природа поэту:

78

79

В слове степь

Слышу посвист аркана

И коварную песню стрелы,

Зычный голос степного бурана,

Гул набегов лихих суховеев,

Скрип колодезного журавля,

Шум дождя, что светликами сеет

На потрескавшиеся поля.

Дорога его сердцу неяркая картина родной природы:

Скупой суглинок

Родины моей,

И для меня

Землицы нет нежней.

Вода в колодцах

Часто солона,

По в сильную жару

Она вкусна.

И сколько бы

Ни клял я суховей,

А все ж- он -

Ветер родины моей!

Анализ поэтических произведений Г. Кукареки, посвя­щенных теме природы, показывает, что концепт «степь» рас­крывается через следующие компоненты: песок, жара, сухо­вей, ветер, «астраханец», полынный смерч, курган, колодец, солончак, тюльпан, жажда. Образный ряд его поэзии уси­ливает восприятие природы: смуглый лик степи, ярое солнце, яркая луна, кипящий зной степи, тюльпанный пожар, сухая горечь полыни. Используя прием олицетворения, автор пере­дает свое видение явлений природы: степь грустит, как жен­щина седая; с разбойным свистом пыльный смерч прошел; мальчишка-ветер, вдоволь насвистевшись, раскинув руки, падает в траву; ветры катались в обнимку. Поэт не просто любуется картиной родной природы, но и пишет о своем от­ношении к тем изменениям, которые в ней произошли. Одна­ко свойственный художнику лиризм проявляется и тут:

Серебро родников отзвенело, Не блеснет серебро ковылей, И ветра чудо - степи отпели Под серебряный клик лебедей, Где сайгак с золотыми рогами В ореоле рассветных лучей? Ярко-желтый узор астрагала Весь пожух от кислотных дождей, В горло балки, пустынной и гулкой, Туча пыли забилась, как ком. На бурьяне змеиная шкура Развевается длинным флажком, Только дачи все манят и манят: Что же там, за полынным бугром? Да над байкой громада кургана, Будто сфинкс, ожидает. Кого?

Ментальность Г.Г. Кукареки русская. В его поэзии ощу­щается ностальгия по сильному государству: «Русь моя! Что сделать, чтобы стала ты такою светлой, как была?». Тон­кий психолог, наблюдательный человек, обладающий широ­ким кругозором, -таким видится автор следующих строк:

Но если русская душа -

То с вечной болью;

Не мелеют в русском человеке

Реки состраданья и любви.

Поэт так характеризует особенности русской мысли: «Мы думали думу - светла и туманна она».

Таким образом, поэзия Г.Г. Кукареки это поэтическое творчество человека русского по духу, менталыюсти, челове­ка с русским характером.

Как отмечено исследователями, склонность к тоске - осо­бенная черта русского человека, проистекающая из природ­ных факторов. Концепт «тоска» анализируется лингвистами на материале классических текстов. Установлено, что, хотя этот концепт неоднозначен для всех носителей русского язы­ка и русской культуры, можно выделить в структуре концепта

80

81

та общие компоненты (сумерки, ночь, мрак, темнота, снег, грусть, одиночество, печаль, бессонница). Исследователи предполагают, что бескрайние малонаселенные просторы России с долгой снежной ветреной зимой и осенней сляко­тью способствовали формированию типично русского ощу­щения тоски. Отмечено, что эквивалент слову «тоска» в дру­гом языке найти невозможно. Г.Г. Кукарека также затрагива­ет эту характеристику русского человека: «Да просто так» -уже во мне звучало и закипало русскою тоской». Упоминает поэт и фреймы, реализующие концепт «тоска»: тревога (Ве­ликая русская тревога. Чистая слеза в морщинах щек), пе­чаль (Как множатся печали на Руси! И озеру шепчу: «Про­сти, прости...»), неопределенность, неясность (Снова рус­ский витязь на распутье; Не могу русской песни допеть).

Как известно, менталитет складывается под влиянием целого комплекса социальных, исторических, психологичес­ких факторов. Большую роль в формировании мировоззрения человека играет природа, под влиянием которой складывает­ся характер и в целом ментальность человека. Г.Г. Кукарека родился, вырос и живет в калмыцкой степи, вдохновившей его лиру, ставшей главной темой его поэзии. Он создал в сво­их произведениях образ степи, узнаваемый, достоверный. Вместе с тем справедливо будет сказать, что оригинальным делает авторское восприятие тот ход мыслей, который рожда­ет степь в сознании поэта:

Этот край мне особенно дорог. Это — край одичалых ветров . И полынь здесь сухая, как порох, И слепит гладь седых солонцов. И пылят, как орда, суховеи, Вылетая из пекла пустынь. Засыпают они, не жалея, Родникам пересохшие рты. И думалось мне так просторно - Так думалось в этот лишь год Бессмертна земля, На которой наш стойкий

Бессмертник цветет, Где связана с сердцем погода, Где сеют ненастья дожди На бурые ягоды гледа.

В структуре языковой личности Г.Г. Кукареки заметное место занимает региональный компонент, который придает ей особый колорит. Можно говорить о влиянии природы на формирование менталитета поэта и особого звучания его про­изведений. Сам поэт так пишет о своих истоках:

Воспитала меня в красоте Синеглазая мудрая степь. Шлях чумацкий ходить научил, Солончак хлеб насущный солил, Научил думу думать курган, Как быть нежным, Поведал тюльпан. Колотясь с кручи пенной волной, Дал мне Маныч характер крутой. А колодцы чабанской земли Просветлить мне слова помогли.

Во многих стихах Г.Г. Кукареки образ степи ассоцииру­ется с одиночеством, пустотой, тишиной.

В самом сердце степи широкой -Одинокое дерево лоха. Одиноко на нем гнездо. Одинокого путника вздох. Одинокий курган Черный Вол. Одиноко кружит орел. Одиноко промчит курай. Одинок за бугром лисий лай. Одиноко мерцает звезда. Одиноко в степи. Как всегда...

В степи журавль, «.одинокие слезы, роняя, стоит посре­дине полей» и «кружит и кружит одинокая лебедь». И человек

82

83

человек в степи чувствует себя одиноким: «брожу я в одиноче­стве, кик птица, что перелет осилить ие смогла», «я бреду по меже к одинокой своей маяте», «непонятно, чего сердцу хочется, до заката брожу я у круч. И пронзает меня одино­чество, словно тучу слабеющий луч!» Он не только сам оди­нок («л б тебе рассказан, как бродил одиноко по свету», но и песни его об одиночестве: «я только эту песню пел про оди­нокий дуб». Автор признается: «так тяжело бывает одно­му». Одиночество и пустота, в природе и на душе находятся в одном ряду: «теперь, когда я взрослым стал, -пустыми степи увидал»; «были б дни моей жизни, как поле, пусты», «пусто в доме, все куда-то вышли, ключ оставив на пустом столе»: «и с чувством вечной пустоты стоял я на краю беды».

Пустота, степь и тишина часто соединяются в поэтичес­кой строке Г. Кукареки:

Дремали степи в тишине; Тишина над Манычем — Шелест тамариска; И тишина вокруг такая, Что даже спится, как, звеня, Трава росички собирает Для утра будущего дня.

И если степь характеризуется в поэзии Г". Кукареки ти­шиной, то люди - молчаливы, задумчивы: «молча сидим на диване. Что-то темнеть стало рано».

Из поэтических строк складывается довольно четкое представление о личности автора, его характере. Это человек сострадательный {все печали к сердцу принимаю), борющий­ся со своей застенчивостью (я стану смелым, стану нежным, намного зорче и сильней. Да не изменит мне надежда), пере­живший многое в жизни (Сколько раз со мною так случа­лось, что бежал я к радостям мечты. И стоял один, совсем отчаясъ; Дорогая моя, я изведай снова: Одиночество. За­висть. Обман); испытавший сильные чувства (был на пере­крестке разных человеческих страстей), немолодой (осень лет моих передо мной), опытный человек (вспомнил детство сердце защемило. Вспомнил юность - подступила грусть.

Кликнул ту, которую любил я, одинокость перешла мне путь).

У ГГ. Кукареки есть стихотворение под названием «Со­кровенное», рисующее авторский портрет личности:

Привыкаю к людям, Сердцам принимаю. Сам друзей теряю — Сердце надрываю. Сына обожаю, Дочку обожаю - Сам их обижаю Сам себя терзаю. Предками гордиться Детям завещаю. Дедов почитаю, Песни предков знаю.

Поэт предстает как тонкий психолог, подмечающий важ­ные детали поведения калмыков, среди которых формировался характер литератора:

И долго мы с сыном молчали, Как могут молчать степняки, Отростки чумацкого корня Пытливых казацких кровей. Душе нашей только просторно В небесном размахе степей.

Таким же рисует поэт своего отца, называя его «молчун-отец»:

Отец, отец... Степь-мать тебя любила. Всю широту твоей душе отдав.

В текстах ГГ. Кукареки проявляется дар психолога, уме­ние обобщать, в отдельных проявлениях видеть элементы общественного сознания:

84

85

Мы жизнь клянем

На разные лады.

Но мы б не знали вкуса ключевой,

Когда бы горькой не было воды.

Поэтический материал позволяет заключить, что автор стихотворений - человек широкого кругозора, с высоким уров­нем интеллекта, ясной гражданской позицией:

И нашу память арканом душили, Ятаганы свистели над ней. Наша память окутана дымом, Тени лагерных вышей на ней. Нашу память тевтоном топтали, Сорняки вырастали на ней.... И страницы из книг вырывали, Чтобы правды не знали мы всей.

Выше говорилось о том, что на формирование языковой личности поэта повлияла среда, в которой проживает Г. Кукарека. Авторское видение окружающей действительности проявляется в тематике произведений, образной системе его поэзии. Региональный компонент реализуется и в цикле сти­хотворений, посвященном населенным пунктам Калмыкии {Поедем, друг, в Аршанъ. Там тамариск цветет; Жадно ждет дождя Ики-Бурул, стонет пересохшая земля; Струится свет в названии поселка, когда произношу «Цаган Аман» и т.д.). Есть у Г.Г. Кукареки замечательное произведение, посвящен­ное названиям наших сел. Его автор - тонкий, наблюдатель­ный человек, любящий родной край:

Полынный запах дали овевает - Село Полынное Меж маревых холмов. Буранное - в барханах утопает. Соленое — среди солончаков. Село Колодцы напоит водой. Подлесное - утешит холодком. Веселое - приветное такое,

Как будто с каждым жителем знаком. Есть села и Надежда, и Отрада, Солодки и Сухие Ковыли. И если в жизни что-то мне и надо, Так это знать лицо родной земли.

Следует отметить мягкую, негромкую тональность поэтической речи Г.Г. Кукареки. На это указывают особенности поэтических строк, глаголы речи. Следует отметить, что в целом глаголы речи в его стихотворениях используются не­часто. Характерно употребление таких глаголов речи, в се­мантике которых присутствует значение «пониженная интен­сивность»: прошептала, молвит.

Поэт-лирик, поэт-психолог, поэт-гражданин, русский по духу, менталитету, любящий «скупой суглинок родины сво­ей», мягкий, интеллигентный человек - таков портрет языко­вой личности Г.Г. Кукареки.

1.2.6. Академик Эрдниев П.М.

Жизненный путь академика Эрдниева П.М. - это, гово­ря образно, путь, который прошел калмыцкий народ за 85 лет своего развития в XX столетии. Родившийся в кочевой кибитке крестьянина-калмыка, рано оставшийся без отца, благодаря личным качествам и характеру, он стал известным педагогом, доктором наук, академиком. Какие черты характе­ра помогли ему преодолеть такой непростой путь?

На наш взгляд, главной чертой характера Пюрви Мучкаевича Эрдниева является целеустремленность, настойчивость в достижении цели. «Одержимость в работе - черта эрдниевская. Благодаря этому Пюрвя Мучкаевич прошел путь от сельского учителя до академика и стал автором новой идеи, новой методологии познания - укрупнения дидактических единиц» (Малякина 1996: 2).

18-летним юношей после окончания Астраханского педучилища он уже работал учителем и директором неполной средней школы в совхозе Большой Царын. В 23 года он остался



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Издательская деятельность

    Документ
    Джангар. Малодербетовская версия – сводный текст, перевод, вступительная статья, комментарии, словарь А.Ш. Кичикова. 17 п.л. 1 экз. Элиста: КалмГУ, 1 – 272 с.

Другие похожие документы..