Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Федеральная налоговая служба в связи с поступающими от налоговых органов и налогоплательщиков вопросами о порядке применения действующей формы налого...полностью>>
'Диплом'
8 грудня 2005 року переможці Дарницького районного фестивалю творчості дітей та молоді з функціональними обмеженнями “Повіримо у себе”, який проходив...полностью>>
'Программа'
Программа и расписание теоретических занятий по подготовке участников к муниципальному и региональному этапам Всероссийской олимпиады школьников по э...полностью>>
'Документ'
ГЕОРГИ Иоганн Готлиб (по-русски Иван Иванович) (31.12.1729, Померания - 27.10.1802, Петербург) вошел в отечественную историографию как натуралист-пут...полностью>>

Калмыцкий государственный университет Есенова Т. С. Русский язык            в калмыкии: социокультурные портреты и                     лингвокультурные типажи элиста 2007

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Как отмечено исследователями, «яркость и насыщенность картины весенней ночи создавалась метафоричностью обра­зов (сонные цветы, тихая вода, сладкая свежесть земли, чут­кий полусон деревьев и др.). Они позволяли читателю зримо представлять и ощущать прелесть апрельской ночи степной Калмыкии» (Эфендиева, Калабекова 2003: 147).

В целом в творчестве поэта весна ассоциируется с об­новлением природы и человека, началом нового, неизведан­ного. Вот почему воспевает поэт эту пору в своих произведе­ниях:

Сегодня мир омыт весной, Как взгляд младенца светел, И талой, синей новизной Ошеломляет ветер.

На наш взгляд, для раннего Кугультинова характерна тен­денция живописания весны, любование чарующей красотой родной природы. Однако постепенно восприятие весны свя­зывается с настроением лирического героя. Весна связывает­ся не только с календарем, а с состоянием души автора:

Небо словно не голубое. Степь как будто бы отцвела... Неужели одной тобою И была мне весна светла?!

Зиме поэт уделяет не столь значительное внимание. Од­нако важны ассоциации, связанные с этим временем: стужа, ветер, снег, буран, бескормица, падеж скота, голод, лагерь.

62

63

Они активизируют память читателей, напоминают об извес­тных событиях прошлого.

Д. Кугультинов в своем творчестве обращается не толь­ко к большим отрезкам времени (прошлому, будущему, весне, зиме), но и более коротким промежуткам: утру, дню, ночи, вечеру. Утро и день поэт связывает с началом нового, ночь -раздумьями, она таинственна, загадочна. Не случайно в со­знании поэта день ассоциируется с образом младенца:

А день-младенец расправляет грудь

И устремляет вверх ростки живые,

И ты ты вместе с ним! — как бы впервые

По-новому свой начинаешь путь.

Обстоятельства личной жизни поэта закалили его дух, он стойко переносит удары судьбы, благодаря силе характе­ра, жизнестойкости. Несмотря ни на что, поэт благословляет время, ожидая утро следующего дня:

Новый день! Ты опять со мною!

Я люблю тебя, новый день! Принимал я тебя, не хныча, И у пропасти на краю... Что же ты впечатаешь нынче В ненасытную память мою?

Художественное мышление позволяет поэту переносить­ся в иное время. Поэт наблюдает за происходящим, оценива­ет события как бы со стороны:

Из сегодняшнего дня в минувшее Трудно вглядываюсь сквозь века. Скорбные сказанья предков слушая, Вижу черный мрак издалека.

«Черный мрак» - так в целом называет поэт те траги­ческие события, которые пережил калмыцкий народ в ходе своего исторического пути. Поэт осмысливает события, выпавшие на

64

долю калмыков (откочевка большей части народа на историческую родину, строительство новой жизни во вре­мена социализма, Великая Отечественная война, депортация). Это позволяет считать Д. Кугультинова ярким представите­лем своего народа, знаковой фигурой в истории калмыков. Д. Кугультинов познакомил широкую аудиторию с ми­ром степного народа, с системой жизненных ценностей, не­повторимой культурой. К нему приходит осознание того, что древняя культура калмыков приобщает его к вечности:

В «Джангар» все глубже вплываю -

В океан нашей древней славы.

Мудрости пью ароматы -

Радость, отвагу и грусть.

И когда повторяю

С детства знакомые главы,

Те, что ребенком когда-то

Выучил наизусть,

Чудится: стал я высок.

Гладит мне волосы вечность.

Верится мне, что

Срок жизни моей - бесконечность.

Таким образом, в поэтическом мире Д. Кугультинова время становится средством осмысления событий, сыграв­ших важную роль как в личной жизни самого поэта (война, лагеря, предательство, поездки в разные уголки мира и т.д.), так и в общественной жизни страны (Великая Отечественная война, массовые репрессии против народов, строительство социализма) и всего человечества (освоение космоса, атом­ные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, война во Вьетна­ме и т.д.). От осмысления отдельных событий личного харак­тера поэт приходит к размышлениям о поворотных моментах истории всего человечества. Это рождает в нем следующие мысли: «Я становлюсь мельчайшей искрой, буковкой Вселен­ной, звучащей нотой, световым сигналом, частицей беско­нечного пространства. Я, потрясенный, ощущаю вечность, я от нее неотделим». Благодаря мысли, заложенной в

^ 1Чс . тык в Калмыкии .

65

произведениях поэта, он преодолевает время, становится досто­янием Вселенной, бесконечности.

1.2.4.5. Пространство в поэтической картине мира Кугультинова Д.Н.

Концепт «пространство» в художественном творчестве Д.Н. Кугультинова неразрывно связан с концептом «время». Поэтому необходимо учитывать хронологию произведений поэта для понимания того, как осмысливает художник про­странство. В хронологически первом цикле стихотворений Д.Н. Кугультинова «Стихи юности» отчетлива пространствен­ная локализация. Малая родина поэта - Калмыкия - вдох­новляет раннего Д.Н. Кугультинова. Необычайный лиризм, умение передать чарующую красоту родной степи характе­ризует этот цикл. Эта лирическая доминанта - любовь к род­ной степи, любование ее красотой, - проявившаяся в ранний период, проходит красной нитью во всем творчестве Д.Н. Ку­гультинова. Степь весенняя, степь ночная вдохновляет лиру поэта. В ряду ранних произведений, посвященных калмыц­кой степи, на наш взгляд, центральное место занимает сти­хотворение «Весенняя ночь». Картина степи в один из самых прекрасных сезонов и времени суток завораживает. Степь, не знающая буйства красок, ее неприметная, неяркая красота дорога поэту, она восхищает его, пленяет. Ключевые слова текста (прозрачный простор, легкий ветерок, сонные травы, молодой ковыль, тихая вода, сладкая свежесть земли, чуткий полусон деревьев, мерцание звезд, чистый воздух, светлая ночь) создают картину ночной степи. Авторское настроение (над нашей степью, степь родная, с подругою своей, Тегряш любимая со мной), глубокое эмоциональное переживание (кипя, ликуя и спеша, вновь накаляется душа стихом лучис­то-золотым, певучей силой налитым) образуют лирическую доминанту стихотворения.

В цикле стихотворений, посвященных степи, присутству­ет лирический герой. Он чаще всего ассоциируется с образом автора. Выявляется следующая цепочка, реализующая семан­тическую связь, посредством которой соединяются объекты

речи: степь - одиночество - я - бесконечность - простор -счастье:

Когда средь степи одинок

Стою над гладкою равниной

И чистотой дышу полынной,

Мне чудится, что я — высок.

Я осязаю бесконечность,

Душа моя вмещает вечность.

Где все просторы бытия?!

Неразличимы быль и небыль,

На свете — только степь и небо.

На свете — только птицы, степь и я!...

О, счастье духа, счастье тела! —

Простор, не знающий предела!

Как указывалось выше, пространственное мышление раннего Д.Н. Кугультинова локализовано родной степью. К ней он обращается как к одухотворенному существу, называ­ет «матерью-степью». Для поэта степь -тот уголок земли, где рождается калмык и куда он уйдет, закончив свой земной путь:

Свежий твой ветер вдохнул Я с молоком материнским. Тонкие веки едва Приподнял - увидел тебя. Вырос на почве твоей.

Степь! Если в грозном бою,

Струсив, себя запятнаю;

Степь! Если Джангара и Хонгра

Я оскверню имена, -

Кровь мою в гной преврати,

О степь!

И, брезгуя мною,

Тело мое не прими,

В лоно святое свое.

Поэт пишет: «И кажется родной хотон вершиною же­ланья». Значит, для раннего Кугультинова родина, родная зем­ля ассоциируется с калмыцким хотоном. Рассмотрим, как

66

67

осмысливает пространство поэт в своих дальнейших произ­ведениях.

Жизненный путь поэта расширяет пространство его по­эзии. Строки из его биографии помогают выделить границы личного пространства Д.Н. Кугультинова. Участник Великой Отечественной войны, ссыльный в Алтайский край, заклю­ченный Норильлага, литератор, общественный и политичес­кий деятель всероссийского и всесоюзного масштаба, посе­тивший многие страны мира, Д.Н. Кугультинов пишет:

Я ступал па берег Адриатики, Ощущал Памира вечный снег.

Вдосталь изучил природу Севера, Согревал меня лучистый Юг.

В поэтическом творчестве Д.Н.Кугультинова простран­ство используется для передачи состояния души автора:

За морями и за перевалами. Средь земных бесчисленных красот Красоты твоей все не хватало мне... Все-то мне тебя недостает!

11а наш взгляд, пространство в поэтическом творчестве Д.Н. Кугультинова подразделяется наличное, социальное и философское. Художник-мыслитель, философ предстает в сти­хотворениях на любовную тему как тонкий лирик, пережи­вающий глубокое чувство любви. Личное пространство ин­тимно, сокровенно. В нем ярко выражен этнический компо­нент. Оно очерчено родным хотоном, тем уголком, с которым у поэта связаны глубокие интимные переживания (любовь, счастье, ожидание счастья). У поэта есть одно стихотворе­ние, обращенное родному дому:

После долгих странствий дамой Я вернулся, где только не был! И сейчас я в степи ночной,

Вновь смотрю на родное небо: И, мигая там, в глубине, Узнают меня звезды снова, По одной всплывают ко мне, Как слова языка родного... Я ведь их позабыть не мог, И они таились в молчанье... Словно детства хлебнул глоточек. Вместе с чистыми их лучами... Из чужих городов и сел Я вернулся, знаньем богатый... Но вот только сейчас вошел В дом, где я родился когда-то.

Следует отметить, что образ родного дома не раскрыва­ется автором, он почти не упоминает о доме, близких. При­мечательно, что поэт не любил посещать село, где родился, свою малую родину. Об этом он говорит в интервью, данном весной 2006 г. кинодокументалистам (документальный фильм был показан по каналу «Культура» 13 марта 2007 г.). По нашему мнению, образ родного дома сливается с образом род­ного хотона. Мы склонны видеть в этом проявление этни­ческого компонента в структуре языковой личности Д.Н. Кугультинова. На наш взгляд, с одной стороны, у калмыков-кочевников пространственные рамки в языковом сознании размыты. Вспомним интересный пример: дун - мера длины (первоначальное значение 'песня', обозначает пространство через время). Как известно, у традиционных калмыков не было стационарных жилищ. Значит, в этническом сознании 'род­ной дом", 'родной очаг ассоциировался с кочевой кибиткой. Юрта, дом калмыков, не будучи капитальным строением, соответствовала кочевому образу жизни калмыков и ското­водческому способу ведения хозяйственной деятельности. С другой стороны, у калмыков были родовые места кочевок, по­этому в огромном земном пространстве родовое кочевье ас­социировалось в сознании с малой родиной. Необходимо учи­тывать и то, что калмыки оберегают свой внутренний мир, не допускают в него посторонних. Знаменательно, на наш взгляд, то, что Д.Н. Кугультинов исключительно редко обращается

68

69

к образам родных (матери, отца). В анализируемом со­брании сочинений нами выявлено только одно стихотворе­ние, обращенное к деду, и одно, посвященное матери. Итак, личное пространство сакрально, поскольку поэт крайне ред­ко затрагивает темы, входящие в близкий, интимный круг. Исключение составляет пространство, которое занимает лю­бимая женщина. У Д.Н. Кугультинова существует довольно большой цикл стихотворений, посвященный любимой. Он хронологически и пространственно довольно четко локали­зован. Поэт-лирик, переживающий глубокое чувство любви, как выявляется из текстов, запретной, - таков портрет автора этого цикла.

Социальное пространство лимитировано границами родной страны, родной земли (Россия, Калмыкия). Безуслов­но, центром этого пространства является Калмыкия, калмыц­кие степи, Элиста. В творчестве Д.Н. Кугультинова можно выделить большое количество стихотворений, посвященных калмыкам и их миру. Следует сказать, что эта тема, прежде всего, раскрывается в стихотворениях, обращенных к калмыц­кой степи. Завораживает картина весенней степи, олицетво­ряющей собою скромную красоту калмыцкой земли:

Как ты прекрасна, степь моя, в апреле! Хрустально-звонкий воздух, и простор, И колокольчик - жаворонка трели!... Ты музыка, чьи звуки с давних пор Какой-то гений, в неизвестность канув, Переложил на живопись тюльпанов.

Чувства поэта, рожденные красотой родной земли, за­вершают это стихотворение: О жизнь, как ты щедра!...Как хороша!... Однако жители степи знают, как мимолетна пора апреля. Степь не только восхищает людей своей красотой, запахами, звуками, просторами, но и испытывает человека на выносливость:

Черный, колючий ветер не смолк: Стонет, скулит, гудет...

Остервенясь, как голодный волк, Воет ночь напролет. Хриплые всхлипы его вытья Душу гнетут и жгут. Чует, тоскуя, душа моя: Близок буран-зут.

Картина степи во время бурана используется автором для обобщения, в котором раскрываются психологические особенности личности Д.Н. Кугультинова:

С бурною степью своей судьбой

Ты обручен, калмык!

Друг, перед бурей глаза не жмурь!

Мало ли мы знали бурь?!

Мало ли встреч с исчадьями тьмы,

Братья, вынесли мы?!

Поэт использует прием подтекста и активизирует историческую память (трагические события XX века). Отметим, что предметом поэтического осмысления становятся самые разные объекты: заяц, ягненок, суслик, жаворонок, псы род­ного хотона, полынь, буран, тюльпан, корова, арбуз калмыц­ких степей. Через эти объекты Д.Н. Кугультинов раскрывает концепт «степь». Он рисует образ степи, привольной, бескрай­ней, просторной, свободной, суровой, древней. Хотя Д.Н. Кугультинов создает запоминающуюся картину родной при­роды в разное время, однако наиболее поэтичен образ степи в апреле.

На наш взгляд, вершиной поэтического цикла, посвя­щенного калмыцкой степи, является стихотворение «Зов род­ного края»:

Скакун, пленивший взгляд и душу, Копытом роющий песок, И неожиданно подувший Весенний, теплый ветерок, И звезды, что в степи небесной Пасутся, как стада овец,

70

71

И песня девушки прелестной, И с книгой худенький юнец, И облаков ленивых глыбы, И течи прошлого во сне Напоминают, где б я пи был, Мне о родимой стороне. И, солнце взглядом провожая За кромку черную лесов, Я слышу зов родного края, Могучий, беспредельный зов.

Д.Н. Кугультинов, находясь в разных уголках как нашей страны, так и мира, осмысливает события и факты, происхо­дящие в мире. Новые земли, чужой язык, другая культура помогают поэту глубже осознать свою причастность к судьбе страны, осознать себя частью родной земли:

Уде б, какими пути мои ни были, По чужой ли, по нашей земле, По железной дороге, по небу ли — Ты со мною всегда, ты во мне.

Пусть огромна земля, которая Всем нам родная с первых дней, Но всегда был моей опорою Лишь один уголок на ней. Поздним вечером, ранней зорькою. Лишь тобою душа полна, Моя сладкая, моя горькая, Небом данная мне страна!

Незаурядные умственные способности, умение наблю­дать, обобщать, видеть типичное во множестве частных про­явлений, обращение к таким философским темам, как жизнь, смерть, время, человек и т.д., позволяют считать Д.Н. Кугультинова попом-мыслителем, поэтом-философом. Зрелый Д.Н. Кугультинов - это поэт, которого родила калмыцкая степь, но который преодолел границы своего родного хотона, родной страны. Это человек мира, гражданин Земли: Я- часть зем­ли, частица бытия; Весь мир во мне, и в мире я, как дома. Этаже мысль звучит в следующем произведении:

Как-то на земле Туниса, В чужедальнем далеко Край родимый мне приснился И проснулся я в тоске. Пела малая пичуга...

В песенку ее вошли Запах дама, ласки друга, Все тепло родной земли... И роднее стало небо. Растопился холодок... Понял я, что, где б я ни был, - Я нигде не одинок!

Новые научные открытия, с которыми знакомится поэт (об этом свидетельствуют философская лирика, публицисти­ческие и научно-публицистические выступления Д.Н. Кугультинова), приводят поэта к ощущению себя частицей Вселен­ной:

Я становлюсь

Мельчайшей искрой, буковкой Вселенной,

Звучащей нотой, световым сигналом,

Частицей бесконечного пространства.

Я, потрясенный, ощущаю вечность,

Я от нее неотделим.

Мне кажется, когда меня не станет,

Чуть потускнеет солнечный огонь,

Одна звезда падет с ночного неба.

Философское осмысление категории «пространство» видится и в следующем утверждении: «Меж миром и мною исчезла граница. Я- воздух. Я- ветер. Я с далями слит».

Таким образом, анализ концепта «пространство» на ма­териале поэзии Д.Н. Кугультинова позволяет выделить гра­ни в структуре личности известного поэта. В личном про­странстве обнаруживается представитель родного хотона, внук и сын. Это наиболее интимная, сакральная зона катего­рии «пространство», которую автор оберегает, редко обраща­ется к тем, кто входит в этот интимный мир. Тональность

72

73

изложения исповедальная, задушевная. Социальное простран­ство обнаруживает калмыка по национальности и россиянина по гражданству. Голос поэта звучит ясно и четко. Характер­ны одновременно лиризм, поэтичность и публицистичность, гражданственность при освещении тематики, входящей в со­циальное пространство личности поэта. На наш взгляд, здесь также проявляется этнический компонент. Национальный взгляд обнаруживается как в тематической избирательности произведений, так и в поэтических образах. Поэт-мыслитель, поэт-философ, гражданин мира, человек Вселенной выявля­ется в философском осмыслении пространства Д.Н. Кугультиновым. На наш взгляд, при этом ощущается влияние буд­дизма. Особенно четко оно проявляется в кугультиновском осмыслении категории «время».

1.2.4.6. Концепт «родина» в поэтическом мире Кугультинова Д.Н.

К теме «родина» поэт обращается на протяжении всего творчества. Есть несколько стихотворений, в которых слово «родина» и его производные вынесены в название стихотво­рений: «Родина», «Мать-Родина!..», «Зов родного края», «При­ехал друг в родимые края», «Возвращение Ботяну на родную землю». Анализ произведений, включенных в юбилейное издание (Норильск, 2002), позволяет заключить, что в лексико-семантическое поле концепта «родина» входят следующие лексемы: Россия, Русь, Калмыкия, Элиста, страна, калмыц­кая степь, отчизна, край родной, дом, родная земля, Мать-Ро­дина. Анализ частогности употребления лексем показывает, что родина ассоциируется с калмыцкой степью. Контекстуальный анализ указывает на персонифицированное осмысление ав­тором объекта: степи родные, степь моя, наша степь, степи Калмыкии, калмыцкая степь. Словообразовательный анализ позволил выделить следующее контекстуальное употребление отыменных прилагательных: родимый дом, родная сторона, родимая земля, край родимый, родной хотон, родимые селе­нья, степи родные, Калмыкия родная, степи родимые.

74

Когнитивный анализ концепта «степь» позволяет выде­лить фреймы растительный мир, животный мир, объекты, природные явления, населенные пункты, времена года, про­странство, люди, персоны. Внутри каждого фрейма выделя­ются субфреймы, в художественном тексте формирующие достоверность и поэтичность образа. Итак, фреймовая струк­тура выглядит следующим образом: растительный мир (ко­выль, тюльпан, колючки, арбуз, полынь, бурьян, тополь, лебеда), животный мир (сайгак, орел, овцы, скакун, псы, жа­воронок, баран, коршун, стада, волки, корова, теленок, жу­равли), объекты (колодец, бугры, канавы, балки, овраг, зем­ля, почва, пески, сугробы, ручьи, солнце, луна, тучи, облака), населенные пункты (хотон, село, селенья, дом, город, Элис­та), время года (весна, апрель, зима), природные явления (буря, пыль, ветер, тишь, буран, зуд, жара, поземка), простран­ство (простор, дали, ширь), люди (калмыки, деды, дед, муд­рецы, старики, дети, старец, чабаны, молодежь, родственни­ки, мать), персоны (Валя, Тогряш, Пишман, Городовиков, Я. Джамбинов). Отметим, что чаще всего в поэтических тек­стах употребляются субфреймы «растительный и животный мир», «объекты» и «природные явления», что позволяет зак­лючить, что поэтизация родной степи, ее мира является глав­ной задачей автора лирических произведений. Тема степи, воспевание ее своеобразной красоты является сквозной в по­эзии Д.Н. Кугультинова. Значит, Кугультинов-лирик родину, родную землю отождествляет со степью, ее неповторимой природой. Степь - это символ родного края, родины, того единственного уголка большой земли, с которым у поэта ас­социируются все сокровенные мысли и судьбоносные этапы жизни: рождение, юность, любовь, слава, смерть. Обращает на себя внимание ассоциативная связь: родная степь-тоска по ро­димому краю, которую можно понять, учитывая обстоятельства личной жизни поэта и исторические события в судьбе калмыц­кого народа, частичкой которого всегда ощущал себя поэт.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Издательская деятельность

    Документ
    Джангар. Малодербетовская версия – сводный текст, перевод, вступительная статья, комментарии, словарь А.Ш. Кичикова. 17 п.л. 1 экз. Элиста: КалмГУ, 1 – 272 с.

Другие похожие документы..