Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
учитель начальных классов Дибровенко Гимназия Павел 1583 Калаталова Гимназия Мария 1583 Леонтьев Гимназия Дмитрий 1583 Ботик Петра I "Хочу всё з...полностью>>
'Документ'
Пусть функция z=f(x,y) – дифференцируемая в области . Тогда по Т. 1 § 5  частные производные – это также функции 2-х действительных переменных х и у...полностью>>
'Документ'
Програма БЕСТ-ЗАРПЛАТА пропонує облік праці та заробітної платні для малих і середніх підприємств. Вона дуже проста в користуванні і не вимагає від к...полностью>>
'Документ'
Соотношение норм права и норм морали. Правовое государство и гражданское общество. Законность и правопорядок. Проблемы выделения самостоятельных отра...полностью>>

Калмыцкий государственный университет Есенова Т. С. Русский язык            в калмыкии: социокультурные портреты и                     лингвокультурные типажи элиста 2007

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

168

169

Если говорить шире, механизм переключения с одного кода на другой вырабатывается постепенно в процессе социали­зации человека в лингвокультурной среде, усвоения системы социальных ролей и норм поведения в разных сферах обще­ния. Особенно важно выработать у учащихся умение пользо­ваться закрепленными речевыми формулами, которые срав­нительно немногочисленны, в стереотипных ситуациях. Успешное использование речевых клише обеспечивает ком­муникативную гибкость, экономию речевых усилий и в целом оставляет впечатление хорошего владения речью, вы­сокой автоматизации речи, что необходимо в век высокого темпа жизни и информационной насыщенности.

Оценочные квалификаторы, как правило, с отрицатель­ной коннотацией {кретин, отморозок, идиот, придурок, даун, дебил, тупак и т.п.) также частотны в речи подростков. Учи­тывая это, необходимо в школьном курсе русского языка об­ращать особое внимание на стилистику и культуру речи, при­водить сведения о стилистическом расслоении речи и стиле­вых ресурсах русского языка. Использование эстетического потенциала русской художественной литературы на уроках русского языка поможет сформировать лингвистические на­выки современного школьника, преодолеть монотонность, бедность словаря.

В жизни подростков большое место занимает музыка и все, что входит в шоу-мир. Школьники следят за музыкаль­ной поп - модой, хорошо ориентируются в музыкальных направлениях, жанрах, знают популярных исполнителей, мно­гие имеют кумиров и пользуются атрибутикой, подчеркива­ющей их пристрастия. В свою лексику они включают музы­кальные жаргонизмы: сольник, фанера, блюзон, металл, хип-хоп, рэп, рок, панк, попса и т.д. Кино-, видео- и компью­терные жаргонизмы также активно используются школьни­ками: боевик, видик, порнуха, ужастик, стрелялка, бродил-ка. В жизни современного среднего школьника то место, ко­торое традиционно занимала классическая художественная литература, занимает кино-, видео, компьютерная и музыкаль­ная массовая культура с ее ценностями и речевой культурой.

Понятно, что противостоять ей невозможно, можно лишь на­учить адекватно пользоваться речевыми ресурсами массовой культуры и развивать эстетический вкус подростков.

Особое место в вокабуляре школьника занимает антропонимия, представленная прозвищами сверстников, учителей, знакомых. Особенностью таких номинаций является образо­вание от фамилии путем усечения {Улан - Уланов, Дарбак -Дарбаков, Беглик - Бегликов, Тука - Туктунов и т.д.), имени {Колян, Жека и т.д.), а также по характерному признаку {Се­рый, Лысый, Длинный, Толстый, Кучерявый и т.д.), модны но­минации иностранного происхождения: Джексон, Бен, Пи­тер, Майер и т.д. Гораздо меньше используются номинации из калмыцкого языка: Батр, Хонгр, Пюрвя и т.д. (независимо от настоящего имени обозначают выходцев из сельской местнос­ти). В целом для обобщенной номинации выходцев из сел ис­пользуются слова гасконцы, колхозники.

Прозвища учителей могут совпадать с прецедентными именами {Анна Каренина, Иван Грозный, Ломоносов и т.д.) или быть созвучными с определенным предметом {химич­ка, физичка и т.д.). Школьники не проявляют большой изоб­ретательности в номинациях, лишь отмечены немногочис­ленные образования путем метафоризации: Партизан (маль­чик живет в частном доме, редко появляется на сборищах), баба Валя (престарелая учительница), Цвети моя Калмы­кия (учитель калмыцкого языка, патриот национального язы­ка и культуры). В топонимии характерны названия, свой­ственные региональной разновидности в целом {У моста, На песках, У верблюда, Пьяная улица - место, где располо­жены летние кафе, Кавказская пленница - седьмой микро­район Элисты, где проживают выходцы из Кавказа, Чабан - место в Элисте, где расположен памятник чабану), в том числе образованные на базе калмыцкого языка: Дотр уга (букв, без внутренностей) - памятник «Эхо» с характерным отверстием; Амурка - библиотека им. Антона Амур-Санана. Не отмечены злые, обидные прозвища, высмеивающие физические недостатки.

170

171

Национально-региональных черт в русской речи город­ских школьников немного, характерны элементы ономасти­ческого характера и общеупотребительные калмыцкие вкрап­ления, встречающиеся в речи людей всех возрастов (махан, белиг, мепд, ханжалав, ээжа, ава и т.п.). В этом отношении речь городских школьников Калмыкии несущественно отли­чается от речи подростков других регионов России.

Итак, типаж «современный подросток» характеризует­ся следующими дифференциальными признаками:

  • возраст (12-16 лет);

  • поиск собственного «Я», стремление понять окружаю­щий мир;

  • поиск собственной линии поведения и шкалы ценнос­тей, которая в основном положительно ориентирована;

-техническая, финансовая и сексуальная осведомлен­ность;

  • повышенная экспрессивность, невыдержанность в по­ведении, в том числе речевом;

  • предпочтительность русского языка во всех ситуациях общения;

  • национальная идентификация через элементы матери­альной и духовной культуры.

Таким образом, рассмотренные выше лингвокультурные типажи обладают свойственными определенной обществен­ной группе различительными чертами, среди которых наибо­лее значимыми являются следующие:

  • высокая духовность, нравственность, ответственность за судьбу своего народа (интеллигент);

  • формирование предметных знаний и личности буду­щего гражданина, осознанность собственной ответственнос­ти перед обществом (учитель);

  • умение обращаться с домашними животными, знание окружающей среды, национальной истории, фольклора, при­родная мудрость (животновод);

  • осведомленность о текущих событиях в политике, эко­номике, науке, культуре, спорте, добывание и освещение их аудиовизуальными средствами в средствах массовой информа­ции, коммуникабельность, мобильность (журналист);

- поиск собственного «Я», стремление к самовыражению через неординарность в поведении, одежде, речи; техничес­кая, финансовая и сексуальная осведомленность (подросток).

Общей чертой описанных выше типажей является лю­бовь к родной земле, соблюдение обычаев, традиций своего народа. Это способствует сохранению их этнической иден­тичности, несмотря на ослабление такого важнейшего ком­понента, как язык.

172

173

Заключение

Большой вклад в изучение русского языка вносят иссле­дователи, на практическом материале изучающие особеннос­ти реальной лингвистической ситуации в национальных ре­гионах Российской Федерации (см.: Блягоз 1982; Исхакова 1994; Аюпова 1998; Дырхеева 2002 и др.). Круг обсуждае­мых ими проблем чрезвычайно широк: интерференция язы­ковых систем, лингвистические ресурсы в разных сферах, речевая деятельность и речевое поведение двуязычной лич­ности, культура речи в условиях языковой неоднородности. Интересными способами изучения социолингвистической си­туации является моделирование лингвокультурных типажей и портретирование языковой личности в рамках антрополингвистики.

В настоящей монографии ставилась цель - портретиро­вание языковых личностей выдающихся деятелей истории, науки, образования, культуры, науки Калмыкии. Выбор объек­та обосновывался как вкладом, который внес тот или иной деятель в определенную сферу общественного развития, так и значимостью социокультурной среды, которую данная лич­ность представляет. Материалом исследования послужили тексты на русском языке. Изучение их приемами социолинг­вистики позволило определить характерные черты языковой личности. Через речь реальных людей прослеживались осо­бенности языка конкретного времени, определялись тенден­ции его развития с учетом общественно-политического и лингвокультурного фона эпохи.

Индикаторами этнического и социального своеобразия общества являются лингвокультурные типажи. В качестве значимых культурных доминант современного калмыцкого общества выделены и исследованы типажи «интеллигент», «учитель», «животновод», «журналист», «подросток». Они описаны в результате изучения понятийной, образной,

ценностной составляющих соответствующих концептов на ос­нове данных словарей, анкетирования, фрагментов разнооб­разных текстов.

Какие типы людей были характерны для разных перио­дов развития калмыцкого общества, каковы характерные чер­ты языковых личностей других эпох, покажут дальнейшие исследования.

174

175

Список использованных источников

Алефиренко Н.Ф. Проблемы вербализации концепта. Волгоград, 2003.

Антология концептов: В 4-х т. Волгоград, 2005; 2006.

Амур-Санан А.М. Мудрешкин сын. М., 1925; 1966; 1987.

Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попыт­ка системного описания // Вопросы языкознания. 1995. № 1.

Арутюнова Н.Д. Введение // Логический анализ языка. Ментальные действия. М., 1993.

Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999.

Асколъдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Литология. М., 1997.

Аюпова Л.Л. Языковая ситуация в Республике Башкор­тостан. Уфа, 1998.

Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико - фразеологической семантике языка. Воронеж, 1996.

БайтумановаЗ.Н., Айропетьян Н.В. Духовный мир под­ростка (результаты психологического исследования) // Этно­культурная концептосфера: общее, специфичное, уникальное. Элиста, 2006.

Балакаев А.Г., Оглаев Ю.О. Литературное наследие А. Амур-Санана: проблемы публикации // А.М. Амур-Санан -певец революции: к 100-летию со дня рождения. Элиста, 1988.

Баранов А.Н. Очерк когнитивной теории метафоры // Русская политическая метафора. Материалы к словарю. М., 1991.

Баранов АН., Добровольский ДО. Постулаты когнитив­ной семантики // Известия РАН. Серия лит. и яз. 1997. № 1. Т. 56.

Бардамова К. А. Концепт времени и пространства в языко­вой картине мира «Мопголой нюуса тобшо» (на материале

бурятского перевода Ч.-Р. Намжалова) // Актуальные пробле­мы монголоведения. Улан-Удэ, 2006.

Баянов СБ. «Мудрешкин сын», книга А. Амур-Санана // Очерки истории калмыцкой эмиграции. Элиста, 1998.

Беликов В.И., Крысий Л.П. Социолингвистика. М., 2001.

Беляева А.Ю. Тендерные различия в речи: коммуникативы в речи мужчин и женщин // Проблемы речевой коммуни­кации. Саратов, 2003.

Бердяев НА. Судьба России. М., 1990.

Благова Г. Ф. Пословица и жизнь: Личный фонд русских пословиц в историко-фольклористической перспективе. М., 2000.

Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Л., 1984.

Богуславский В.М. Человек в зеркале русской культуры, литературы и языка. М., 1994.

Болдырев Б. Ш. Мы были первыми // Первые шаги выс­шего образования в Калмыкии (1920-1943 гг.). Элиста, 2005.

Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов, 2001.

БлягозЗ.У. Адыгейско -русское двуязычие. Майкоп, 1982.

Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1997.

Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М., 1998.

Виноградов В.А. Социолингвистические исследования. М., 1997.

Винокур ТТ. Говорящий и слушающий. Варианты рече­вого поведения. М., 1993.

Винокур ТТ. Речевой портрет современного человека // Человек в системе наук. М., 1989.

Вопросы теории и истории языка. Л., 1963.

Воркачев СТ. К эволюции липгвоменталитета: «русское счастье» // Этнокультурная коицептология. Вып. 1. Элиста, 2006.

Воркачев СТ. Концепт счастья в русском языковом со­знании: опыт лингвокультурологического анализа. Красно­дар, 2002.

176

177

Воркачев С.Г. Постулаты лингвоконцептологии // Ан­тология концептов. Волгоград, 2005. Т. 1.

Воркачев С.Г. Сопоставительная этносемантика телеономных концептов «любовь» и «счастье» (русско-английс­кие параллели). Волгоград, 2003.

Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М., 2004.

Воробьев В.В. Лингвокультурология. М., 1997.

Гаврилова К.В. Хотелось жить и работать. Элиста, 1988.

Гаврилова К.В. Страницы пережитого // Теегин герл. 1988. №4-5.

ГердА.С Введение в этнолингвистику. СПб., 1995.

Голубева И. В. Фрагмент речевого портрета Г. Иванова // Принципы и методы исследования в филологии конца XX века. СПб., 2001.

Горбачевич К. С. Вариантность слова и языковая норма. Л., 1978.

Джамбинова Р.А. А. Амур-Санан и калмыцкая литера­тура // А.М. Амур-Санан - певец революции: к 100-летию со дня рождения. Элиста, 1988.

Джамбинова Р.А. Писатель и время. Элиста, 1996.

Джимбиев А. Степное сердце поэта // Известия Калмы­кии. 19 сентября 2003.

Джушхинова К.А. Роль национально-культурного фак­тора в речевом поведении билингва (на примере Калмыкии) // Материальные и духовные основы калмыцкой государствен­ности в составе России. Элиста, 2002. Часть 1.

Джушхинова К.А., Эрдниева Э.В. Русская разговорная речь калмыков младшего поколения в культурно-речевом ас­пекте изучения (лексический уровень) //Актуальные пробле­мы изучения и преподавания русского языка на рубеже XX-XXI вв. Воронеж, 2001.

Демьянков В.З Понятие и концепт в художественной ли­тературе и научном языке // Вопросы филологии. 2001. № 1.

Душан У. Обычаи и обряды дореволюционной Калмы­кии // Этнографический сборник. Элиста, 1976. Вып. 1.

Дырхеева Г. А. Развитие национально-языковых отноше­ний и трансформация современных социолингвистических понятий и терминов // Двуязычие в Бурятии. Улан-Удэ, 2002.

Ерофеева Т.Н. Речевой портрет говорящего // Языковой облик уральского города. Свердловск, 1990.

Есенова Т.С.К исследованию портрета языковой лично­сти // Национальная политика Советского государства: реп­рессии против народов и проблемы их возрождения. Элиста, 2003.

Есенова Т.С.К исследованию речевого портрета учите­ля // Язык, культура, этнос в глобализованном мире: на сты­ке цивилизаций и времен. Элиста, 2005. Часть 2.

Есенова Т. С. «Калмыцкий интеллигент» как лингвокуль­турный типаж // Этнокультурная концептология. Элиста, 2006.

Есенова Т. С. Концепт «время» в поэтической картине мира // Русская речь в инонациональном окружении. Элиста, 2006. Вып. 3.

Есенова Т.С. Концепт «пространство» в структуре язы­ковой личности народного поэта Калмыкии Д.Н. Кугульти­нова//«Джангар» в евразийском пространстве. Элиста, 2004.

Есенова Т.С. Концепт «родина» в структуре языковой личности народного поэта Калмыкии Д.Н. Кугультинова // Россия и Центральная Азия: историко-культурное наследие и перспективы развития. Элиста, 2006.

Есенова Т.С. Концепт «степь» в художественном тексте // Русская речь в инонациональном окружении. Элиста, 2004. Вып. 2.

Есенова Т.С. Концепт «счастье» в калмыцкой лингвокультуре // А1ЛА1СА IX. М., 2004.

Есенова Т.С. Портрет языковой личности академика Эр­дниева П.М. // Учитель учителей. Элиста, 2006.

Есенова Т.С. Портрет языковой личности журналиста Илишкина Н.У. // Народный журналист. Элиста, 2006.

Есенова Т.С. Портрет языковой личности журналиста на­ционального телевещания // Наука на рубеже веков. Тамбов, 2004.

Есенова Т.С. Портрет языковой личности калмыцкого пи­сателя и государственного деятеля А.М. Амур-Санана //

178

179

Калмыкия - субъект Российской Федерации: история и современность. Элиста, 2005.

Есенова Т.С. Портрет языковой личности ученого-педа­гога// В науку выстраданный путь. Элиста, 2005.

Есенова Т.С. Портрет языковой личности фронтового корреспондента Великой Отечественной войны // Вклад народов Северного Кавказа в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Элиста, 2005.

Есенова Т.С. Публицистическое мастерство Д.Н. Кугультинова // Величие личности. Доклады и материалы респуб­ликанской научно-практической конференции, посвященной 80-летию народного поэта Калмыкии Д.Н.Кугультинова. Эли­ста, 2003.

Есенова Т.С. Русский язык в Калмыкии. Элиста, 2003.

Есенова Т.С. Русский язык в межкультурном общении. Элиста, 2005.

Есенова Т.С, Микитенко Е.И. Будьте «человеками»! (Ре­зультаты анкетирования «Преподаватель глазами студентов» в Гуманитарном институте КГУ) // Гегярлт. 2006. № 3-4.

Есенова Т.С, Микитенко Е.И. О результатах анкетиро­вания «Преподаватель глазами студентов» в Гуманитарном институте КГУ // Гегярлт. 2004. № 1-2.

Ефремов А.В. Феномен академика Эрдниева. Казань, 1999.

Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1988.

Залевская А.А. Психолингвистический подход к пробле­ме концепта // Методологические проблемы когнитивной лин­гвистики. Воронеж, 2001.

Залевская А.А. Текст и его понимание. Тверь, 2001.

Земская Е.А. Язык русского зарубежья: итоги и перспек­тивы исследования // Русский язык в научном освещении. М., 2001. № 1.

Земская Е.А., Китайгородская М.А., РозановаН.Н. Осо­бенности мужской и женской речи // Русский язык в его фун­кционировании: коммуникативно-прагматический аспект. М., 1993.

Иванцова Е.В. Феномен диалектной языковой личнос­ти. Томск, 2002.

Шишкин Н. У. Сородичи с разных континентов. Элиста, 1996.

Шишкин Н.У. Незабвенные наши фронтовики. Элиста, 1995.

Шишкин Н.У. Родина помнит. Элиста, 1988.

Шишкин Н.У. Судьбою связаны единой. Элиста, 1982.

Инджиев Л.О. Фронтовой дневник. Элиста, 2002.

История калмыцкой литературы. Том 2. Советский пе­риод. Элиста, 1980.

История России в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 1999.

Исхакова З.А. Функционирование государственных язы­ков в Республике Татарстан. Казань, 1994.

Ицкович В.А. Языковая норма. М., 1968.

Кабаченко Е.Т. Амур-Санан. Жизнь и творчество. Элис­та, 1967.

Каляев С. К. Пастух - учитель - писатель // Первые шаги высшего образования в Калмыкии (1920-1943 гг.). Элиста, 2005.

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.

Караулов Ю.Н. О состоянии русского языка современ­ности // Русский язык и современность. Проблемы и перс­пективы развития русистики. М., 1991.

Карасик В.И. Культурные доминанты в языке // Языко­вая личность: проблемы коммуникативной деятельности. Волгоград, 2001.

Карасик В.И. Лингвокультурный типаж «русский интел­лигент» // Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи. Волгоград, 2005.

Карасик В.И. Определение и типология концептов // Этнокультурная концептология. Вып. 1. Элиста, 2006.

Карасик В.И. Этноспецифические концепты //Иная ментальность. М., 2005.

Карасик В.И. Язык социального статуса. М., 1992.

180

181

Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дис­курс. Волгоград, 2002.

Карасик В.И., Дмитриева О.А. Лингвокультурный ти­паж: к определению понятия // Аксиологическая лингвисти­ка: лингвокультурные типажи. Волгоград, 2005.

Кирнозе З.И. О национальной концептосфере // Фило­логия и культура. Тамбов, 2001. Ч. 2.

Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Русский речевой портрет. Фонохрестоматия. М., 1995.

Колесов В.В. Язык и ментальность. СПб., 2004.

Команджаев А.Н. Калмыкия в начале XX века. Элиста, 2000.

Команджаев А.Н. Калмыцкий хотон на рубеже XIX -XX вв. (по страницам романа-хроники «Мудрешкин сын») // А.М. Амур-Санан - певец революции: к 100-летию со дня рождения. Элиста, 1988.

Кормилщына М.А. Языковая личность В.В. Виноградо­ва в его письмах к жене // Вопросы стилистики. Саратов, 1996. Вып. 26.

Корнилов О.А. Языковые картины мира как производ­ные национальных менталитетов. М., 2003.

Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. СПб., 1999.

Кочеткова Т.В. Языковая личность в лекционном тек­сте. Саратов, 1998.

Красавский Н.А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах. Волгоград, 2001.

Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. М., 2002.

Крысий Л. П. Современный русский интеллигент: по­пытка речевого портрета // Русский язык в научном освеще­нии. 2001. № 1.

Крысъко В.Г. Этническая психология. М., 2002.

Крючкова Т.Е. Социолингвистические методы исследо­вания лексики // Методы социолингвистических исследова­ний. М., 1995.

Кубрякова Е.С. Концепт // Краткий словарь когнитив­ных терминов. М., 1996.

Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения зна­ний о языке. М., 2004.

Кугультинов Д.Н. Автобиография, статьи, выступления. Элиста, 1997.

Кугультинов Д.Н. Собрание сочинений. Норильск, 2002.

Крысин Л.П. Современный русский интеллигент: попыт­ка речевого портрета // Русский язык в научном освещении. М., 2001. № 1.

Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. М., 1999.

Леонтьев А.А. Психолингвистика. Л., 1967.

Липкин С. О стихотворениях Давида Кугультинова // Теегин герл. 1997.

Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Секция лит. и яз. 1993. № 1.

ЛурияА.Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону, 1998.

Ляпин С.Х. Концептология: к становлению подхода // Концепты. Научные труды Центрконцепта. Архангельск, 1997. Вып. 1.

Майоров Б. Г. Поляков Н.Н. Антон Амур-Санан. Элис­та, 1970.

Малякина А. И вновь начинается бой! // Известия Кал­мыкии. 1996. 27 сентября.

МасловаВ.А. Введение в лингвокультурологию. М., 1997.

Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. Минск, 2004.

Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2001.

Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 1996.

Михалъченко В.Ю., Крючкова Т.Е. Социолингвистика в России // Вопросы языкознания. 2002. № 5.

Мукаева ОД. Мудрость и духовность народной педаго­гики. Элиста, 1995.

Мукаева ОД. Научная школа этнопедагогов Калмыкии: этапы становления, перспективы развития // Этнопедагогика — педагогика жизни. Элиста, 2001.

Мукаева ОД. Этнопедагогика калмыков: история, совре­менность. Элиста, 2003.

Муниев Б. Д. До самого последнего дня...// Первые шаги высшего образования в Калмыкии (1920-1943 гг.). Элиста, 2005.

182

183

Нерознак В.П. Лингвистическая персонология: к опре­делению статуса дисциплины // Язык. Поэтика. Перевод. М., 1996.

Никитин М.В. Основы лингвистической теории значе­ния. М., 1988.

Николаева Т.М. «Социолингвистический портрет» и ме­тоды его описания // Русский язык и современность. М., 1991, Часть 2.

Норакидзе В. Г. Методы исследования характера лично­сти. Тбилиси, 1989.

Оглаев Ю. О. Первые шаги высшего образования в Кал­мыкии (1920-1943 гг.). Элиста, 2005.

Ользеева С.З. Калмыцкие обычаи и традиции. Элиста, 2003.

Омакаева Э. У. Народные знания калмыков // Нацио­нальная политика советского государства: репрессии против народов и проблемы их возрождения. Элиста, 2003.

Парсамова В.Я. Языковая личность ученого в эписто­лярных текстах (на материале писем Ю.М. Лотмана): Авто-реф. дис. ...канд. филол. наук. Саратов, 2004.

Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической тео­рии. М., 1971.

Поливанов Е.Д. Статьи по общему языкознанию. М., 1968.

Полъшинова Д. Л. На краснознаменном факультете // Первые шаги высшего образования в Калмыкии (1920-1943гг.). Элиста, 2005.

Попов Р.Н, Шанский Н.М. Языковой вкус эпохи // Рус­ский язык в школе. 1998. № 1.

Попова 3.Д., СтернинИ.А. Интерпретационное поле на­ционального концепта и методы его изучения // Культура об­щения и ее формирование. Воронеж, 2001. Вып. 8.

Попова З.Д., Стернин И.А. Лексическая система языка. Воронеж, 1984.

Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лин­гвистике. Воронеж, 2001.

Попова 3.Д., Стернин И.А. Язык и национальная карти­на мира. Воронеж, 2003.

Попова З.Д., Стернин И.А. Язык и сознание: теорети­ческие разграничения и понятийный аппарат // Социальная психолингвистика. М., 2007.

Поэты Калмыкии. М., 1970.

Пюрбеев Г.Ц. Концепт судьбы в культуре монгольских народов // Теегин герл. 1999. № 6.

Пюрбеев Г.Ц. Понятие души в культуре монгольских народов // Известия Калмыкии. 2000. 30 июня.

Романенко Д. И. О творчестве А. Амур-Санана//Теегин герл, 1963. № 3.

Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М., 1997.

Сангаджиева Б. Калмыцкий чай. М., 1978.

Сангаджиева Б. Счастье. Элиста, 1966.

Сангаев Л. С. Тут ни убавить, ни прибавить // Первые шаги высшего образования в Калмыкии (1920-1943 гг.). Эли­ста, 2005.

Седов К.Ф. Дискурс и личность. М., 2004.

Сиротинина О.Б., Беляева А.Ю., Нагорнова Е.В. и др. Зависимость текста от его автора // Вопросы стилистики. 1998. Вып. 27.

Сиротинина О.Б. Социолингвистический фактор в ста­новлении языковой личности // Языковая личность: социо­лингвистические и эмотивные аспекты. Волгоград, 1998.

Слышкин Г.Г. Лингвокультурная концептология: станов­ление исследовательского направления // Этнокультурная кон­цептология. Элиста, 2006. Вып. 1.

Слышкин Г.Г. От текста к символу. М., 2000.

Современная калмыцкая поэзия. Элиста, 1977.

Сорокин Ю.А. Введение в этнопсихолингвистику. Улья­новск, 1998.

Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. М., 1985.

Сорокин Ю.А. Этнос, сознание, культура, язык // Соци­альная психолингвистика. М., 2007.

184

185

Стафеев С.Г. Российская интеллигенция и ее роль в об­щественном движении (вторая половина XIX века) // Чело­век, культура, общество. Волгоград, 2005.

Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.

Стернин И.А. Методика исследования структуры кон­цепта // Методологические проблемы когнитивной лингвис­тики. Воронеж, 2001.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2004. Столярова Э.А. Человек в разговорной речи // Вопросы стилистики. 1998. Вып. 27.

Татнинова Л. Все начиналось на земле казахской // Но­вая неделя. 1998. 4 сентября.

Танин А. Бар жил. Элст, 1999. Творческая перекличка// Педагогический вестник. 1996. Декабрь. № 11-12.

Телия В.Н. Русская фразеология. Семантические, праг­матические и лингвокультурологические аспекты. М., 1996.

Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуника­ция. М., 2000.

Традиции и творческая индивидуальность писателя. Элиста, 1995.

Толстой Н.И. Этнолингвистика в кругу гуманитарных дисциплин // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М., 1997.

Толстой Н.И. Язык и культура // Русский язык и совре­менность. Проблемы и перспективы развития русистики. М., 1991.

Убушаев В.Б. Революционер, писатель, интернациона­лист // Амур-Санан - певец революции: к 100-летию со дня рождения. Элиста, 1988.

Улюмджиева Н. В наследство он оставил любовь // Из­вестия Калмыкии. 2006. 30 августа.

Хазагеров Г.Г. Персоносфера русской культуры // Новый мир. 2002. №> 1.

186

Хиръяков А. Человек, которого зовут Антон. М., 1924. Церенов В.З. Нить созвучий. Элиста, 2006.

Церенова В.Л. Концепт «гостеприимство» в калмыцкой лингвокультуре // Гегярлт. 2006а. № 3, 4.

ЦереноваЖ.Н. Концепт «кочевье» в калмыцкой, русской и американской лингвокультурах: Автореф. дисс.канд. филол. наук. Волгоград, 2005.

Церенова Ж.Н. Лингвокультурное моделирование кон­цепта «кочевье» в калмыцком, русском и американском язы­ковом сознании // Этнокультурная концептология. Элиста, 2006. Вып. 1.

Церенова Ж.Н. Лингвокультурный типаж «калмыцкий кочевник» // Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи. Волгоград, 2005.

Черняк В.Д. Наброски к портрету маргинальной языко­вой личности. Русский текст. СПб., 1994. № 2.

Шевченко Т.Г. Дневник. Киев, 1963.

Эрдынеева Г.Д. Региональная специфика языковой лич­ности (по материалам говоров русских старожилов Бурятии) //Языковая личность в современном социуме (региональный аспект). Улан-Удэ, 2006.

Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996.

Эфендиева Т.Е., Калабаева Н.И. Образ апреля в твор­ческой лаборатории Д. Кугультинова и К. Кулиева // Нацио­нальная политика советского государства: репрессии против народов и проблемы их возрождения. Элиста, 2003.

Язык русского зарубежья: Общие процессы и речевые портреты. М.; Вена, 2001.

Языковое сознание и образ мира. М., 2000.

Esenova T.S. Consept of the notion happiness in Kalmyk mentalityІ The 5-th Seoul International Altaistic Conference. Seoul, 2002.

187

Словари

Лшукин КС, Ашукина М.Г. Крылатые слова (литератур­ные цитаты, образные выражения). М., 1960.

Бардагв Э., Пюрбеев Г., Муниев Б. Фразеологический словарь калмыцкого языка. Элиста, 1990.

Бардан Э., Пурбэн Г. Хальмг келн келц угмудин толь.

Элст, 1990.

Берков В.П., Мокиепко В.М., Шулежкова СП Большой словарь крылатых слов русского языка: Около 4000 единиц.

М., 2000.

Большой толковый словарь русского языка / Сост. С.Л.

Кузнецов. СПб., 1998.

Введенская Я. А. Словарь антонимов русского языка. Ро­стов-на-Дону, 1972.

Випдголъц А.И. К слову сказать... (Словарь афоризмов, литературных, публицистических и фольклорных контекстов).

Новосибирск, 2004.

Даль В.И. Пословицы русского народа: сборник. В 2 т,

М., 1996.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В4т. М., 1979-1980.

Душенко К.В. Большая книга афоризмов. М., 2002.

Добровольский Д.О., Караулов Ю.Н. Ассоциативный фразеологический словарь русского языка. М., 1994.

Душенко КВ. Словарь современных цитат: 4300 ходя­чих цитат и выражений XX века, их источники, авторы, да­тировка. М., 1997.

188

Елистратов В.С. Словарь крылатых слов (русский кинематограф): Около тысячи единиц. М., 1999. Калмыцко-русский словарь. М., 1977.

Котвич В.Л. Калмыцкие загадки и пословицы. Элиста,

1972.

Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М, 1987.

Мелерович А.М., Мокиепко В.М. Фразеологизмы в рус­ской речи. Словарь. М., 1997.

Мопраев М.У. Хальмг келн синонимсин толь. Элст,

2002.

Ожегов СИ. Словарь русского языка. М., 1985; 1990.

Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русско­го языка. М., 1992.

Преображенский А. Этимологический словарь русского

языка. М., 1957.

Русский ассоциативный словарь: Ассоциативный тезау­рус современного русского языка. М., 1994-1998.

Русско-калмыцкий словарь / Под ред. И.К. Илишкина.

М., 1964.

Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н.И.Толстого. М., 1995.

Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М.,

1995.

Словарь русского языка: В 4-х т. Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1981.

Словарь синонимов / Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1977.

Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. М.-Л., 1962.

Словарь сочетаемости слов русского языка / Ред. П.Н. Денисов, В.В. Морковкин. М., 1983.

Современная отечественная афористика / Сост. В. Шойхер. М., 2002.

Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н.Ушако­ва: В 4-х т. М., 2000.

Толковый словарь калмыцкого языка / Состав. Манжикова Б.Б. Элиста, 2002.

Фасмер К. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. М., 1987.

189

ФелицинаВ.И., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы и по­говорки, крылатые выражения. М., 1979.

Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. М., 1978.

Хальмг улгурмуд болн тээлвртэ туульс. Элст, 1982.

Цыгаменко Г.П. Этимологический словарь русского язы­ка. Киев, 1989.

Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь. М.,

1975.

190

Научное издание

Есенова Тамара Саранговна

РУССКИЙ ЯЗЫК В КАЛМЫКИИ:

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ

И ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ ТИПАЖИ

Монография

Компьютерный набор: С. Н. Есенов

Подписано в печать 15.06.2007. Формат 84x108/32. Печать офсетная. Усл. печ. л. 10,08. Тираж 150 экз. Заказ №2181

ЗАОр «НПП «Джангар», Республика Калмыкия, 358000, г. Элиста, ул. Ленина, 245.

191



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Издательская деятельность

    Документ
    Джангар. Малодербетовская версия – сводный текст, перевод, вступительная статья, комментарии, словарь А.Ш. Кичикова. 17 п.л. 1 экз. Элиста: КалмГУ, 1 – 272 с.

Другие похожие документы..