Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа курса'
Предназначена для студентов заочного и очно-заочного отделения Юридического инятитута Сибирского федерального университета, обучающихся по специально...полностью>>
'Руководство'
Команда Ковальчука сыграла вничью с командой Овечкина в благотворительном хоккейном матче в Москве (Информационное агентство «Итар-Тасс», 31.08.2011) ...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена на кафедре международных экономических отношений и внешнеэкономических связей Московского государственного института международных от...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена на кафедре педагогики профессионального образования и социальной деятельности в Федеральном государственном бюджетном образовательно...полностью>>

Лены пространственно и когда все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВВЕДЕНИЕ.

Дистанционное обучение (ДО) - это обучение на расстояние, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно и когда все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Дистанционное обучение через Интернет - это обучение, при котором предоставление обучаемым существенной части учебного материала и большая часть взаимодействия с преподавателем осуществляются с использованием технических, программных и административных средств глобальной сети Интернет.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ и ИНТЕРНЕТ.

В последние годы все больше говорят об использовании Интернет технологий в качестве технологической основы дистанционного обучения (ДО), что связано с возросшими возможностями технических средств связи и распространением компьютерной сети Интернет.

Интернет устранил или заметно снизил временные, пространственные и финансовые барьеры в распространении информации, создал собственные интегрированные информационные структуры. Естественно, это имеет огромное значение для образовательной системы, ведь информация - "среда обитания" всех образовательных программ.

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ.

Полноценный проект онлайнового обучения состоит из: инструктивного блока, информационного блока(системы информационного наполнения ресурса), контрольного блока(механизма тестирования и оценки), коммуникативного блока (системы интерактивного преподавания) и управляющей системы, объединяющей все это воедино.

 Курс ДО - это не только сам текст занятий, а целостный процесс, включающий поиск подходящей информации в сетях, обмен письмами, как с кураторам курса, так и с другими учащимися, обращение к базам данных, периодическим информационным изданиям, распространяемых посредством Интернет.

При создании курсов ДО необходимо учитывать следующие требования: 

- Мотивация. Мотивация - необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения.

- Постановка учебной цели. Учащийся с самого начала работы за компьютером должен знать, что от него требуется. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в программе.

- Создание предпосылок к восприятию учебного материала.

- Подача учебного материала.

- Обратная связь. Оценка.

Курс дистанционного обучения разрабатывается на модульной основе: каждый модуль это стандартный учебный продукт, включающий четко обозначенный объем знаний и умений, предназначенный для изучения в течение определенного времени, или – зачетная единица, качество работы с которой фиксируется курсовыми и контрольными работами, а также тестовыми, зачетными и экзаменационными средствами.

В настоящее время широко используется следующая структура курсов ДО:

  • Авторы курса, с фотографиями автора и тьютора.

  • Введение(Информация о курсе).

  • Основной текст в виде модулей.

  • Вопросов для самотестирования

  • Справочные материалы по предметной области курса.

  • Литература - список рекомендованной основной и дополнительной литературы, адреса Web-сайтов в сети Интернет с информацией, необходимой для обучения с аннотацией каждого ресурса.

  • Электронная библиотека – электронные книги по тематике курса, ссылки на сайты электронных библиотек и т. д.

  • Средства сотрудничества обучаемого с преподавателем и другими обучаемыми (электронная почта, телеконференции(форум), чат).

  • Практические и лабораторные работы.

  • Творческие задания.

  • Блок проблемных ситуаций(тексты задания на выявление глубины понимания).

  • База данных рефератов, курсовых работ, проектов, рефератов других студентов, презентаций.

  • Web- работы студентов(или файлы презентаций, размещенные в Интернет).

  • Блок с файлами(презентаций, рефератов, ….)

  • Наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них.

  • Заключительный тест.

  • Блок мониторинга результатов учебной работы.

  • Практикум для выработки умений и навыков применения теоретических знаний с примерами выполнения заданий и анализом наиболее часто встречающихся ошибок.

  • Виртуальный лабораторный практикум.

КОМПОНЕНТЫ КУРСА ДО.

Информация о курсе(Syllabus)

- Какие предварительные знания ожидаются от студента. Краткое описание учебного материала и методологии курса. 

- Введение в курс.

- Краткая общая информация и структура учебного материала.

 Цели курса

Какие знания и навыки ожидаются от студента по окончании курса. По смыслу, это скорее цели студента при изучении курса.

 Материалы курса

Наряду с основным учебником, материалы курса в некоторых случаях включают перечень отдельных публикаций для изучения, требование приобретения аудио- и видеокассет, лабораторного оборудования.

 Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов

Процедура оценки успеваемости

Например:

- Промежуточный экзамен 10%

- Финальный экзамен 30%

- Участие в обсуждении 10%

- Индивидуальный проект 20%

- Групповой проект 10%

- Задания для самостоятельной работы 20%

- Оценка А (четыре балла, высшая оценка) – выше 90%

- Оценка В (три балла) - выше 80% и т.п.

 Описания проектов

Проект может представлять собой четко очерченную преподавателем самостоятельную деятельность студента, в которой практически используются полученные при изучении курса знания и навыки.

 

Расписание курса

Пример типичного расписания: 

  • Сроки прохождения курса

  • График прохождения тем и разделов по данной дисциплине

  • Формы и время отчетности

  • График прохождения практических и семинарских занятий

  • График консультаций

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МАТЕРИАЛОВ КУРСОВ ДО.

При создании курса ДО необходимо учитывать особенности Интернет технологий. Учитывая слабость каналов Интернет в России, не рекомендуется делать Web-страницы очень большими. По возможности не следует использовать рисунки во весь экран. Рекомендуются большие по объему загрузки страницы разбивать на несколько страниц и соединять их гиперссылками.

При создании курса необходимо использовать итерационный подход. Курс должен изменяться и дорабатываться по результатам работы с материалами курса Web-мастера и других специалистов.

После создания курса проводятся тестирование и проверка курса автором курса и пилотные испытания курса, по результатам которых проводится доработка курса.

Для организации дистанционных курсов разрабатывается специальный Web-сайт. На сайте размещается система для управления процессом дистанционного обучения, информация по организации обучения, представлен список предлагаемых курсов и сами курсы. Каждый курс размещается в своем разделе сайта.

На сайте также размещаются:

- Общие сведения о курсе, его назначения, цели, задачи, содержание, структура.

- Условия приема в группы обучения, итоговые документы. Эти сведения полностью открыты на сайте для ознакомления.

- Могут быть открыты и сами курсы или первые главы курса, но лишь регистрация и оплата обучения дает право получить

тьютора.

- Пакет анкет для предварительного тестирования абитуриентов (определение исходного состояния знаний по данному предмету,

теме).

- Справочные материалы по предметной области курса.

- Блок мониторинга успешности самостоятельной деятельности обучаемых, контроля результатов их работы.

- Новости, доска объявлений.

- Координаты для связи.

- Тесты.

- Телеконференции(Форум).

- Электронные библиотеки.

- FAQ (Наиболее часто задаваемые вопросы и ответы).

- Система контроля знаний.

Размещение курса делается многоуровневое. На первом уровне показывается структура курса и аннотация разделов. Каждый раздел курса разбивается на отдельные модули (web-страницы).

В пределах каждой web-страницы студент имеет возможность: отправить письмо преподавателю с вопросом, информацией; общаться со своими коллегами по обучению через форум (вопросы, обмен мнениями, выполнение совместных работ); обратиться к глоссарию; получить список литературы по данному вопросу или адреса сайтов в Интернете наиболее важных и полезных документов.

По каждому курсу определяется календарь курса: срок обучения, сроки прохождения разделов, сроки тестирования, даты виртуальных семинаров, написания рефератов, предельные сроки сдачи контрольных заданий и т.д. 

В курсах дистанционного обучения более, чем в каких-либо других курсах, должен использоваться дружественный интерфейс, стимулирующий учащихся к продолжению работы, успешному ее завершению.

СЦЕНАРИЙ РАЗРАБОТКИ КУРСА  ДО:

1.Определить цели и задачи курса.

2.Учесть особенности целевой группы, для которой создается этот курс и выбрать методику дистанционного обучения с учетом особенностей технического обеспечения обучаемого и целей курса.

3.Организация учебного процесса, методы взаимодействия преподавателя и обучаемого, виды и формы занятий.

4.Определить средства доставки курса и информационные носители.

5.Структуризация и подготовка учебного материала. Провести разбивку курса на разделы и разбивку содержания раздела на небольшие смысловые части – занятия (модули). Каждый раздел и каждое занятие модуля должны иметь заголовок. Курс должен быть не только хорошо изложен, но и удобно структурирован на сайте.
Моделирование познавательной деятельности обучаемых при изучении раздела и использование результатов при его составлении (определяется основная последовательность перехода от одной web-страницы к другой, при этом основные web-страницы могут иметь гиперссылки на дополнительные страницы курса, не включенные в основную последовательность).
Каждый модуль по максимуму включает в себя:

  • Текст психологического настроя

  • Цели изучения модуля

  • Учебные вопросы

  • Учебный материал

  • Набор ключевых проблем по теме модуля

  • Лучшие работы учеников прошлых групп

  • Новые работы учеников

  • Вопросы для самопроверки и рефлексии(желательно с ответами, комментариями и рекомендациями).

6.Составление сценария реализации. Подбор для каждого модуля соответствующей формы выражения и предъявления обучаемым заголовка раздела, текстов, рисунков, таблиц, графиков, звукового и видеоряда и т.п. (согласно содержанию).

7.Подготовка медиафрагментов. Разработка рисунков, таблиц, схем, чертежей, видеоряда, согласно требованиям эргономики; компоновку модулей каждого раздела ДО с эргономической точки зрения.

8.Подбор списка литературы и гиперссылок на ресурсы Интернет (аннотированный перечень лучших сайтов по данной тематике, сайты электронных библиотек и электронных магазинов) подбор для каждого модуля гиперссылок на внутренние и внешние источники информации в сети Интернет. Подбор внешних гиперссылок является одной из самых сложных задач автора курса. Тщательный подбор ссылок на документы в сети избавит обучающегося от необходимости блуждать по Интернет в поисках информации. Размещение ссылок с аннотациями и на конкретные страницы сайта - источника при необходимости. Позволяет увязать курс с лучшими мировыми информационными источниками.

9.Система контроля, оценки и сертификации. Подбор тестов, задач, контрольных вопросов, заданий для моделирования, тем рефератов и курсовых работ, составление подсказок. Проектирование способов закрепления знаний и навыков и осуществления обратной связи.

10.Разработка методических материалов по изучению курса, календарь курса.

11.Программирование материалов курса для представления в Интернете.

12.Тестирование курса, в том числе на различных разрешениях экрана и различных браузерах.

13.Опытная эксплуатация курса.

14.Модернизация курса по результат опытной эксплуатации курса.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА КУРСА

Для оценки качества курса и оценки работы тьютора широко используется анкетирование обучаемых. 
На заключительной стадии обучения целесообразно заполнение слушателями анкеты оценки качества курса. 
Анкета может включать следующие вопросы:

Оценка эффективности курса.
Сильные и слабые стороны курса.
В какой мере удалось добиться поставленных целей.
Возможность использования полученных знаний в профессиональной деятельности.
Какие формы дистанционного обучения должны быть использованы в большей степени.
Оценка работы тьютора.
Будете ли Вы рекомендовать данный курс своим коллегам?
 И другие вопросы.

Для определения эффективности дистанционных курсов используются следующие критерии: субъективная удовлетворенность обучаемых учебным курсом; практические навыки, приобретенные обучаемыми; время, необходимое обучаемым для изучения материалов учебного курса; соотношение между количеством слушателем начавшими обучение и успешно закончившими курс и др.  



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лены пространственно и когда все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий (1)

    Документ
    Дистанционное обучение (ДО) - это обучение на расстояние, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно и когда все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных
  2. Computer Using Educators, Inc., Usa федерация Интернет Образования Центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик» Материалы

    Документ
    Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 26 – 27 июня 2003г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик», 2003.
  3. Методические и технологические аспекты разработки дистанционных учебных курсов. 17 Электронный учебник как средство дистанционного обучения. 23 Классификация систем дистанционного обучения 28

    Учебник
    В последние 3-4 года в кругах деятелей российского образования вызывает повышен­ный интерес часто упоминаемое и широко обсуждаемое понятие дистанционного (или дис­тантного) образования.
  4. I. Пояснительная записка (9)

    Пояснительная записка
    организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучающимися
  5. Курс лекций по дисциплине «информационные и коммуникационные технологии в образовании»

    Курс лекций
    Лекция 3. Тема «Особенности внедрения компьютерных технологий в зависимости от комплектации учебного заведения техническим и программным обеспечением» 6

Другие похожие документы..