Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
«Учитель не делает карьеры. Он приходит в школу учителем и до конца дней своих остается в этом звании. Он - артист, но его слушатели не аплодируют ем...полностью>>
'Конкурс'
Австралия, самый маленький из континентов Земли, выделяется исключительным своеобразием своей природы. Это материк реликтов, древних природных объект...полностью>>
'Документ'
I. Перепишите следующие предложения и переведите их на русский язык. Определите по грамматическим признакам, какой частью речи являются слова, оформл...полностью>>
'Доклад'
- тяжелейшим экономическим и финансовым положением в стране, которое продолжает развиваться, что неизбежно и самым непосредственным образом отрицател...полностью>>

Пояснительная записка Автор программы: кандидат психологических наук, Козлов Владимир Владимирович. Требования к студентам

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство Министерство

экономического развития и Образования

торговли Российской Федерации Российской Федерации

Государственный университет - Высшая школа экономики

«Теоретические и методологические проблемы разрешения конфликтов в организации»

Для направления 521500 - «Менеджмент» (третья ступень высшего профессионального образования)

Магистерская программа 521504 - «Управление человеческими ресурсами»

Москва 2003

1. Пояснительная записка

Автор программы: кандидат психологических наук, Козлов Владимир Владимирович. Требования к студентам:

Студент должен обладать знаниями по курсам организационное поведение, психологии личности, патопсихологии, общего менеджмента, управления персоналом, социальной психологии, теория организации, развитие организации.

Уметь оперировать понятиями: личность, субъект деятельности, малая группа, нормы группового поведения, формальная и неформальная структура организации, целеполагание в групповой и индивидуальной деятельности, стресс, фрустрация, потребности и мотивация, владеть методикой индивидуального интервьюирования, навыками внутригруппового обсуждения, анализа кейс - стадий, написания аналитических отчетов.

Аннотация

Курс «Теоретические и методологичекие проблемы разрешения конфликтов в организации» предполагается как практико-ориентированный учебный модуль, развивающий практические навыки студентов и переводящий теоретические знания ряда изученных дисциплин в сумму практических умений.

Студенты научатся грамотно анализировать конфликтные ситуации, различать типы и виды конфликтов, проводить диагностику его участников. Основная задача курса: сформировать у обучаемых навык планирования и реализации оптимального сценария воздействия на конфликтную ситуацию для достижения поставленных перед организацией целей.

Информация, изложенная в курсе, формирует у студентов:

представление о видах, типах и слагаемых конфликтов в организации;

- понимание позитивного значения конфликта для организации;

- осознание «многослойное™» проявления конфликтов в поведении людей и групп;

навык различия истинных и «псевдо»-конфликтов а также выбирать средства для разрешения конфликтов в организации

Изучив конфликты личности в организации, на основании информации о субъективных факторах, вызывающих конфликты во взаимодействии людей, студенты смогут различать внутриличностные и межличностные источники возникновения конфликтов. На практических примерах, взятых из реальной деятельности российских коммерческих, производственных и государственных организаций, слушатели курса научатся анализировать и разрабатывать меры управления поведением людей с учетом особенностей их внутренних ролей. Практикум позволит развить навыки межличностного взаимодействия в конфликтной ситуации. Краткие памятки и рекомендуемые диагностические методики позволят облегчить перенос полученные знаний на практику при начале их профессиональной деятельности.

Поскольку курс рассчитан на максимально прикладной характер, то все его темы -информационные блоки заканчиваются либо практикумом, либо мини - тренингом, либо разбором практической ситуации. По итогам прохождения всего цикла практических занятий студент научится не только использовать информацию о тактиках решения конфликтов в реальных ситуациях, перевода их в технологии посредничества и переговоров, но и сможет грамотно определять собственную позицию арбитра или посредника в зависимости от глубины конфликта и других факторов.

Учебная задача дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:

• иметь представление о природе конфликта, его отличительных особенностях, типах, уровнях и способах управления и разрешения конфликтов;

. развить навык анализа конфликтных ситуаций и понимания логики их изменения;

владеть коммуникативными техниками управления общением в ситуации конфликта в целях его разрешения и урегулирования.

Формы контроля:

Текущий контроль осуществляется в ходе практических занятий на основе оценки

активности при групповых обсуждениях проблемных ситуаций, а также индивидуальном

решении кейсов.

Итоговый контроль - зачет.

Промежуточный контроль является рубежным, т.к. дисциплина преподается в одном

модуле.

Результирующая оценка итогового контроля (рубежного) складывается из оценки качества написания эссе и ответа на зачете по 10-балльной системе как округленная средневзвешенная оценка с учетом оценок относительной важности: W3cce=0,4; W3K3.=0,6

следующим образом:

Оср= Оэс.* W3C.(0,4)+03K3*W экз(0,6).

2. Содержание программы

1. Тема. Виды конфликтов в организации

Информация. Формула и элементы конфликта. Базовые умения в управлении конфликтом. Элементы анализа конфликта. Стадии конфликта. Выбор способа, стратегии и средств управления конфликтами. Значение конфликтов в организации. Виды и характеристики конфликтов в организации (внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, организационные, «внешние» конфликты).

Практикум: Проведение оценочной методики, направленной на изучение факторов обострения и ослабления конфликтов, элементов негативного сценария развития конфликтов.

Кейсы.

"1 МЕСТО": ранг участников, приемы изменения ранга, связь элементов конфликта, значение индивидуального фактора в возникновении, развитии и разрешении конфликтов.

Проблемы конкуренции участников равного статуса.

Видеокейс "Служебный роман": многослойность конфликта. Псевдо - и истинные конфликты.

2. Тема. Конфликты личности в организации

Информация. Источники конфликтов личности. Этапы и модель разрешения межличностных конфликтов. Типы взаимодействия в конфликтной ситуации и факторы выбора стратегии борьбы, переговоров или ухода. Механизмы конфликтного взаимодействия: влияния, научения, оценки выигрышей и проигрышей, развития. КС «Анонимка». Конфликты осознаваемые и неосознаваемые. Значение внутренних установок, представлений и ожиданий. Значения ожиданий в организационном взаимодействии. Защита идеального «Я»: влияние защитных механизмов личности на возникновение конфликтов. Понятие «личностного ресурса» оппонента.

3. Тема. Внутриличностный конфликт

Информация. Внутриличностный конфликт: смысл, источники (фрустрация, противоречия уровней сознания, конфликт субличностей, неопределенность роли), гипотезы о динамике развития, особенности разрешения. Практикум: диагностическое упражнение «Конфликт внутренних ролей». Исследуются:

внутренние психологические позиции (Берн). Влияние самооценки на: восприятие конфликта, оценку ресурса оппонента, выбор стратегии и средств, отношение к компромиссам и поражению. Индивидуальная конфликтная компетентность:

самоорганизация, анализ партнера, умение выражать эмоции, умение грамотно слушать. Кейсы.. "Неблагодарность коллеги". Понятие ложного конфликта. "Конфликт с дочерью" "Индивидуальная дистанция", Видеокейс "Стакан воды" (убеждение в логике внутренних ролей)

4. Тема. Межличностные конфликты

Информация. Источники межличностных конфликтов: конкуренция, искаженные ожидания, индивидуальный стресс, бессознательные установки, индивидуальные различия: дистанция, психологические позиции, особенности мышления и деятельности. Личность в конфликте: стили поведения и логика их выбора, типы взаимодействия оппонентов, влияние

самооценки

Практикум. Диагностическая методика «Мой стиль в конфликте». Деловая игра «Шантаж компетентности». Дополнительно разбираются: приемы психологического давления и противодействие им: факторы эскалации конфликта, элементы воздействия на самооценку.

Феномены агрессии: "амебы от агрессии", оценка ресурса личности, влияние на социальный имидж. Техники: регуляции напряжения, подчеркивания общности и значимости, управления агрессией. Грамотная критика как средство избежания конфликта.

Манипулирование в конфликте: признаки манипулятивных намерений, средства защиты от манипуляции

Кейсы. «Недостаток внимания», «Конфликт стилей»

5. Тема. Конфликты групп в организации

Информация. Типы групп и характерные для них конфликты. Феномены и факторы управления неформальными группами в зависимости от их характеристик: сплоченности, размера, распределения ролей и статусов участников. Значение групповых норм в возникновении конфликтов. Типичные групповые ценности (социальность, норма производительности, система статусов, трудовые критерии) и средства их защиты (обмен информацией, снижение морального духа, создание группировок, распад группы). Способы сохранения целостности организации (консультации с группами, меры обучения и внушения).

Практикум. Анализ и разделение объективных и субъективных причин групповых конфликтов.

Кейсы. «Бюро режущего инструмента» (конфликт личности и группы: понятие референтной группы), «Норма выработки» (влияние групповых норм), «Фирма Геракл» (конфликт справедливости).

Видеокейс «Бригада». Разрешение конфликта через противопоставление групповых ценностей.

6. Тема. Внутригрупповые конфликты

Информация. Параметры внутригрупповых конфликтов: элементы общности, иерархия, «потоки» в групповых конфликтах. Конфликты личности и группы: виды, этапы противостояния. Динамические конфликты. Конфликты лояльности: природа и носители лояльности, характер и последствия двойной лояльности.

Практикум. Моделирование внутригруппового конфликта: анализ факторов возникновения, эскалации и управления.

Кейс. "Кафедра": конфликт в ситуации неопределенных норм в логике создания "Врага"

7. Тема. Межгрупповые конфликты

Информация. Особенности межгруппового поведения. Причины межгрупповых конфликтов. Составляющие межгрупповых конфликтов и их отличие от организационных: особенности межгрупповых отношений в крупных организациях. Источники и принципы управления межгрупповыми конфликтами.

Практикум. Моделирование межгрупповой дискуссии. Формирование алгоритма урегулирования ценностного конфликта.

Кейс. «Неудовлетворенные амбиции», «Вскрытие иерархий», «Магазин» «Компьютеризация», «Пример для группы», «Смешение иерархий»

8. Тема. Организационные конфликты

Информация. Факторы развития и разрешения организационных конфликтов., характеристики конфликтности организаций. Конфликты организационных подсистем (организационно-технологической, экономической, микросоциальной) и средства их предупреждения: конфликт и установление приоритета целей, источники нарушения и средства поддержания синхронизации деятельности организационных подсистем. Источники и закономерности ресурсных конфликтов: вертикальных, горизонтальных. Структурные конфликты в производственных и функциональных подразделениях и средства их предотвращения. Особенности интеграции и дифференциации в возникновении организационных конфликтов. Дисфункциональные последствия организационных кон­фликтов. Индустриальные конфликты, условия и методы их разрешения (стратегические, тактические, структурные).

Практикум. Выявление и анализ позитивных факторов организационных конфликтов. Типология организаций по типу отношения к конфликтам.

Кейс. "Исследование", "Цех оптики" (порочные круги управления), "План маркетинга" (структурные конфликты), "Реорганизация" (Инновационные конфликты), "Компьютеризация" (ресурсные конфликты),

9. Тема. Субъективные особенности организационных конфликтов

Информация. Конфликты в иерархии: должностных позиций, субординации, конъюнктурные, полномочий и стиля руководства (полухаотический, хаотический, пассивный). Порочные круги управления. Предупреждение конфликта должностных позиций и индивидуальные стратегии поведения в этих конфликтах. Позиция руководителя при разрешении организационных конфликтов: авторитарный арбитр, организатор взаимодействия, посредник, игрок. Модели разрешения организационных конфликтов: рациональная и политическая. Профилактика организационных конфликтов.

Практикум. Выработка принципов управления внутрифирменными коммуникациями в условиях конфликта (на примере из научного источника).

Кейс. «Логика контроля» (источники организационных конфликтов), «Передовое оборудование» (объективные и субъективные следствия конфликта), "Гараж" Феномены политического разрешения конфликта. "Коммерческий директор" (конъюнктурные конфликты)

10. Тема. «Внешние» конфликты организации

Информация. Как организация провоцирует внешние конфликты. Как внешние конфликты провоцируют внутренние. Природа конфликта между организацией и внешней средой. Роль PR в разрешении внешних конфликтов. Фазы внешних конфликтов организации: конфронтационная (военная), компромиссная (политическая), коммуникативная (управленческая). Действия в конфликтах: профилактика, разрешение, урегулирование.

Методы управления конфликтами различных уровней: переговоры, вооруженная капитуляция, обращение в суд (арбитраж). Невооруженное бездействие, борьба, принуждение. Навыки, вовлекаемые в конструктивное решение конфликтов: установления эффективных рабочих отношений, усиления кооперативных установок, развития творческого группового процесса и группового принятия решений, независимое представление.

Практикум. Значение Public Relation в предупреждении и урегулировании внешних конфликтов организации.

Кейс. «Брак» (преломление организационных ценностей), «Компьютеризация»,

11. Тема. Посредничество в разрешении конфликтов

Информация. Посредничество в разрешении конфликта. Варианты разрешения конфликтов с привлечением третьей стороны: силами надорганизации, с привлечением формальных общественных институтов, с привлечением медиаторов и посредников. Методы альтернативного разрешения конфликтов (АР К): позитивные особенности, ключевые посылки, преимущества, принципы, логика выбора.

Практикум. Тактики взаимодействия третьей стороны с оппонентами: поочередного выслушивания, сделка, челночная дипломатия, давление на одного из оппонентов, директивное воздействие.

Тематика эссе

Требования к работе с кейсами: проведенный анализ выдержан в рамках предъявленной темы, производятся ссылки только на данные, предложенные в кейсе, соблюдается письменная структура анализа кейса, при разборе предложенной ситуации используется специальная терминология из курса.

Требования к написанию эссе. Должны быть четко сформулированы: актуальность выбранной темы, рассматриваемая проблема, цели и задачи работы. Работа должна иметь заключения и выводы, сноски на используемую литературу. Работа должна продемонстрировать способности автора к аналитическому мышлению, содержать критический анализ описываемых им теорий, подходов точек зрения. Эссе должно быть представлено в машинописном виде, объемом не менее 10 страниц, содержать титульный лист и список использованной литературы.

Темы эссе:

1. Национальные особенности восприятия конфликтов.

2. Развитие в профессиональной среде умений управления конфликтом.

3. Моделирование конфликта для целей организационного развития.

4. Посредничество при «внешних» конфликтах организации.

5. Превращение деструктивного конфликта в конструктивный.

6. Организационные фильтры на пути эскалации конфликта.

7. Внутриличностный конфликт в процессе адаптации нового сотрудника в организации.

8. Манипулятивные приемы в развитии негативного сценария конфликта.

9. Стиль поведения в конфликте и программа его коррекции.

10. Групповые нормы в возникновении конфликтов.

11. Комплексное исследование сценария конфликта.

12. Разрешение конфликтов с привлечением третьей стороны.

13. Характеристики конфликтности организации.

14. Исследование закономерностей ресурсных конфликтов.

15. Особенности разрешения конъюнктурных конфликтов в организации.

16. Проблемный реферат: анализ личной ситуации конфликта.

Вопросы к зачету:

1. Особенности и значение конфликтов в организации. Конструктивный и деструктивный конфликт.

2. Планирование и управление конфликтами в ситуации организационных изменений.

3. Формула конфликта. Характер зависимости конфликтной ситуации и инцидента. Параметры успешного разрешения конфликта.

4. Значение конфликтов в организации. Виды и характеристики конфликтов. Эффект «циркуля» при анализе и разрешении конфликтов в организации.

5. Элементы анализа конфликта. Значение ранга оппонентов в конфликте. Базовые умения в управлении конфликтом.

6. Стадии конфликта. Выбор способа, стратегии и средств управления конфликтами.

7. Конфликты личности в организации. Источники конфликтов личности. Этапы и модель разрешения межличностных конфликтов.

8. Типы взаимодействия в конфликтной ситуации и факторы выбора стратегии борьбы, переговоров или ухода.

9. Конфликты осознаваемые и неосознаваемые. Значение внутренних установок, представлений и ожиданий.

10. Значения ожиданий в организационном взаимодействии. Механизмы конфликтного взаимодействия: влияния, научения, оценки выигрышей и проигрышей, развития.

11. Внутриличностный конфликт: смысл, источники, гипотезы о динамике развития, особенности разрешения.

12. Источники межличностных конфликтов. Личность в конфликте: стили поведения и логика их выбора, типы взаимодействия оппонентов, влияние самооценки на протекание конфликта.

13. Типы групп и характерные для них конфликты. Феномены и факторы управления неформальными группами в зависимости от их характеристик. Значение групповых норм и в возникновении конфликтов.

14. Типичные групповые ценности и средства их защиты. Способы сохранения целостности организации.

15. Параметры внутригрупповых конфликтов. Конфликты личности и группы: виды, этапы противостояния. Динамические конфликты. Конфликты лояльности: природа и носители лояльности, характер и последствия двойной лояльности.

16. Особенности межгруппового поведения. Причины межгрупповых конфликтов. Составляющие межгрупповых конфликтов и их отличие от организационных. Источники и принципы управления межгрупповыми конфликтами.

17. Факторы развития и разрешения организационных конфликтов, характеристики конфликтности организаций. Конфликты организационных подсистем и средства их предупреждения.

18. Источники и закономерности ресурсных конфликтов. Структурные конфликты в производственных и функциональных подразделениях и средства их предотвращения.

19. Особенности интеграции и дифференциации в возникновении организационных конфликтов. Дисфункциональнью последствия организационных конфликтов. Индустриальные конфликты, условия и методы их разрешения.

20. Конфликты в организационной иерархии: Искажение систем управления. Предупреждение конфликта должностных позиций и индивидуальные стратегии поведения в этих конфликтах.

21. Позиция руководителя при разрешении организационных конфликтов. Модели разрешения организационных конфликтов: рациональная и политическая. Профилактика организационных конфликтов.

22. Провокация внешних конфликтов в деятельности организации. Взаимодействие внутренних и внешних конфликтов в организации. Природа конфликта между организацией и внешней средой. Роль PR в разрешении внешних конфликтов.

23. Фазы внешних конфликтов организации: конфронтационная, компромиссная, коммуникативная. Действия в конфликтах: профилактика, разрешение, урегулирование.

24. Методы управления конфликтами различных уровней: Невооруженное бездействие, борьба, принуждение. Навыки, вовлекаемые в конструктивное решение конфликтов

25. Посредничество в разрешении конфликта. Варианты разрешения конфликтов с привлечением третьей стороны.

26. Методы альтернативного разрешения конфликтов: позитивные особенности, ключевые посылки, преимущества, принципы, логика выбора.

3. Учебно - методическое обеспечение дисциплины

1. Литература Базовый учебник

1. Большаков А.Г. Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. Учебное пособие. - М.: МЗ Пресс, 2001.-182 с.

Основная

1. Бородкин Ф.М. Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: Наука, 1989г. - 190 с. -(Серия «Общество и личность»)

2. Глазл Ф. Конфликт менеджмент. Настольная книга руководителя и консультанта / Перевод с немецкого. - Калуга: «Духовное познание», 2002 - 516 с., с. 126, табл. 5.9.

3. Гусева А.С., Козлов В.В. Конфликт: структурный анализ, консультативная помощь, тренинг. - М., РАГС, 1997 г.

4. Тренев Н.Н. Управление конфликтами: Учебно-практическое пособие для вузов. - М.:

«Издательство ПРИОР»2001. - 96 с.

Дополнительная

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М., 1994.

2. Бабосов Е. М. Конфликтология. Мн. 1997. Гл. Внутриличностный конфликт.

3. Берн. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений;

Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб.: Лениздат, 1992. - 400 с.

4. Гусева А.С., Козлов В.В. Конфликт: структурный анализ, консультативная помощь, тренинг. - М., РАГС, 1997 г.

5. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. - 2-е изд. М.: Смысл; Раритет, 1998. - 192 с.

6. Дуберштейн И.А., Линчевский Э.Э. Профессиональная этика и психология в торговле. -М.: "Высшая школа", 1980.

7. Еремин Б. Л. Выбор путей преодоления конфликтов//Реформа. № 1. 1997

8. Ермолаева Е.П. Конфликты в деловом общении и их преодоление / Управление персоналом. - N 11, 1996

9. Зигерт В, Ланг Л. Руководитель без конфликтов — М., Экономика, 1990.

10. Ключников С. Держи стресс в кулаке. Как извлечь выгоду из стрессовых ситуаций. -. Литер, 2002. - 192с. - (Серия «Сам себе психолог»)

11. Ковалевский С. Руководитель и подчиненный М., 1973. С. 45—48.

12. Конфликтология // Под ред. А.С.Кармина. - С-Пб.: Лань, 1999, с. 161. Гл 6.

13. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов. - М.:

ЮНИТИ,2001.0472с.

14. «Кроссворды» для руководителя / сост. И.В.Липсиц. - М.: «Дело», 1992. - 191 с., с. 106-107

15. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. - М.:

Инфра-М, 1996

16. Молл Е.Г. Менеджмент: Организационное поведение: Учеб.пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 160 с., с.с. 82-94, 106,121

17. Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977. С. 132—133.

18. Психология конфликта (Хрестоматия). - С-Пб.: ПИТЕР, 2001, с.173-198.

19. Розанова В. А. Управленческие конфликты и возможности их разрешения/ Управление персоналом. - N6, 1997

20. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетенции в деловом взаимодействии. -СПб.: речь, 2002. - 208 с., илл. 16. с. 200-207

21. Сонин В.А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения. - изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. - 168 с., с.с. 98-100

22. Саймон Г. и др. Менеджмент в организациях: Сокр. пер. с англ. с 15 изд. / Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон В.: Общ. ред. и вступ. ст. А.М.Емельянова и В.В.Петрова. - М.:

Экономика, 1995. - 335 с. - (Государственное и административное управление), с.с. 98-101, 143-146,231-235

23. Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — М.:

Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 423 с., с. 356

24. О' Шоннесси Дж. Принципы организации управления фирмой. - М.: 2001, с. 112

25. Шкатулла В. И. Настольная книга менеджера по кадрам. — М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М, 1998. — 527 с., С. 333-342

26. Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера. - М., «ИНФРА-М», 1999г.

4. Тематический расчет часов

№ п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Формы текущего контроля

Самостоятельна я работа

Всего часов

лекции

сем. или практ. занятия

всего

1.

Введение в предмет. Виды конфликтов в организации

2

2

4

6

2.

Конфликты личности в организации

2

2

4

4

8

3.

Внутриличностный конфликт

2

2

4

4

8

4.

Межличностные конфликты

4

2

6

6

12

5.

Конфликты групп в организации

4

2

6

6

12

6.

Внутригрупповые конфликты

4

2

6

6

12

7.

Межгрупповые конфликты

4

2

6

8

14

8.

Организационные конфликты

4

2

6

8

14

9.

Субъективные особенности организационных конфликтов

2

2

4

4

8

10.

«Внешние» конфликты организации

2

2

4

4

8

11.

Посредничество в разрешении конфликтов

2

2

4

6

Всего часов:

32

18

50

1 эссе зачет

58

108

Приложение № 1 к программе дисциплины «Прикладные технологии разрешения конфликтов в организации»

Словарь терминов, используемых в курсе

. Агрессивное поведение - специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку (или группе лиц).

Величина конфликта - ожидаемые различия в стоимости результата, который получит сторона, если выиграет, в сравнении с тем, что она получит, если выиграет другой.

. Внутриличностный конфликт - острое переживание человека, вызванное затянувшейся внутренней борьбой и препятствующее принятию адекватного ситуации решения и активным действиям по его реализации.

Виды внутренних конфликтов

Диалектика целей - конфликт двух противоречивых, но равных по значению желаний.

Конфликт «избежание - избежание» - человек находится посредине между двумя приблизительно равными отрицательными валентностями, а выбирать приходится «одно из этих двух зол».

Конфликт нереализованного желания - столкновение сильного желания с действительностью, которая не позволяет это желание реализовать.

Конфликт «стремление — избежание». В такой ситуации человек оказывается, когда один и тот же объект одновременно притягивает и отталкивает.

Нравственный конфликт - столкновение между желанием и долгом, между нравственными нормами и стереотипами, с одной стороны, и несоответствующими им личными привязанностями и поступками, с другой, между когнитивными (познавательными), ценностными и аффективными компонентами жизненных установок личности.

Конфликт неадекватной самооценки возникает в результате расхождения между желаниями человека и ее оценкой своих возможностей. Ролевой внутренний конфликт - выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько различных ролей. Адаптационный конфликт - возникает в результате нарушения равновесия между человеком и окружающей средой. Воплощается в разрушении (или отсутствии) способности человека приспособиться к изменяющимся жизненным ситуациям.

Невротический конфликт - психогенное расстройство, в основе которого лежит непродуктивное и нерациональное разрешение противоречия между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возникновением болезненно -тягостных переживаний неудач, неудовлетворенных потребностей, недостижимости жизненных целей. Этот конфликт нуждается в профессиональном психотерапевтическом воздействии и психологической коррекции. . Группировка — это "незаконная" группа внутри организации, цель которой изменить сложившийся в организации порядок таким образом, чтобы восстановить, сохранить или повысить степень удовлетворения членов группировки.

. Инцидент (информационный) — событие, которое помогло осознать хотя бы одному из взаимодействующих (прямо или косвенно) субъектов отличие (полное или частичное) его интересов и ценностей от интересов и ценностей других участников взаимодействия.

. Инцидент (деятелъностный) — повод для объявления (афиширования) конфронтационных действий по поводу различия интересов, ценностных ориентации.

. Конкуренция (БОРЬБА) - это такой тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором участники не стремятся к разрешению существующих между ними противоречий. Целью их взаимодействия становится «победа» над противостоящей стороной, для чего применяются разнообразные средства, используемые при «борьбе с противником».

Конфликт - острая форма проявления противоречий. Выражается в столкновении противоположных интересов людей при совместной деятельности из-за несовпадения мотивов, целей и способов их решения. (Толковый словарь по управлению. - М.: Алане, 1994.)

Конфликт — процесс развития взаимодействия субъектов по поводу различия их интересов и ценностных ориентации. Начинается с конфронтационной (военной) фазы, а заканчивается коммуникативной (управленческой).

Конфликт — процесс развития и разрешения противоречий

Конфликтностъ личности — готовность личности к конфликтам, степень ее вовлеченности в развитие конфликтов.

Конфликтные отношения — форма и содержание взаимодействия между субъектами, их действия для завершения конфликта.

Конфликтная ситуация — развитие конфликта в конкретный временной период.

Конфронтация (соревнование) - это стремление, активно и индивидуально действуя, добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другой стороны, в отличие от конкуренции — соревновательного взаимодействия, не ориентируемого на обязательный ущерб другой стороне.

Кооперация означает такой тип взаимодействия, участники которого стремятся к разрешению возникших между ними противоречий, независимо от фактора взаимоотношений между ними, опираясь на формальные возможности решения проблемы (существующий порядок, предписания, нормы и т. д.).

Кризис в конфликте — период задержки процесса конфликтного взаимодействия субъектов (псевдофаза, возникающая внутри одной из трех фаз конфликта) — такое взаимодействие субъектов, при котором не происходит поступательного перехода от фазы к фазе.

Межгрупповое поведение — это отношения, складывающиеся между неформальными группами в организации. Такие отношения являются фактором, влияющим на достижение общих целей компании; высокий уровень их достижения может требовать и высокого уровня кооперации и координации деятельности этих групп. Различные группы в организации могут иметь разный межгрупповой статус, который определяет расстановку сил в организации, и нарушение которого чревато конфликтами.

Обострение конфликта — это быстрое, но агрессивное решение конфликта. Такой метод экономит время, но его последствиями для вас будут являться все те же отрицательные эмоции.

Переговоры - процесс поиска совместных решений двух или нескольких сторон, имеющих разные точки зрения на один и тот же предмет, различные предпочтения и приоритеты. Переговоры рассматриваются как поиск согласования общих и конфликтующих интересов. Начальные условия переговоров: взаимозависимость, неполный антагонизм или неполное сотрудничество.

Потребность — это объективная нужда субъекта (человека, организации, социальной группы, социума) в чем-либо необходимом для поддержания его жизнедеятельности. Потребности необходимы субъекту для его существования, развития и выступают источником его активности. В отличие от потребностей, Интересы— осознаваемая субъектом форма проявления его потребностей.

Предмет конфликта — конкретные интересы и ценностные ориентации, по поводу различия которых происходит конфликтное взаимодействие (то, из-за чего возник конфликт).

Профилактика конфликтов — работа с еще не начавшимися, а лишь возможными конфликтами по созданию социальных условий, обеспечивающих, в случае их возникновения, бескризисный и быстрый переход к политической фазе, а затем и к управленческой.

Ситуация равновесия в конфликте — состояние, при котором одновременно обеспечиваются интересы всех участников конфликта.

Сотрудничество ("ДИАЛОГ^ представляет собой такой тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором его участники стремятся к разрешению возникших между ними противоречий, ориентируясь при этом на сохранение позитивных отношений и опираясь на них в процессе взаимодействия.

Субъекты конфликта — участники конфликтного взаимодействия, которые могут быть представлены индивидами, группой индивидов, социальной организацией.

Управление конфликтом — деятельность, способствующая бес­кризисному развитию конфликта.

Фрустрация - психологический дискомфорт, связанный с невозможностью достижения поставленной перед человеком цели.

Ранг оппонентов в конфликте.

Уровни конфликта.

Сценарий конфликта.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Автор-составитель Ионина Н. А

    Документ
    В одной из средневековых книг история человечества и жизнь отдельного человека рассматриваются в образе города, обнесенного квадратными стенами. На юг смотрит стена, символизирующая время Адама, а восток воплощает надежду людей на спасение.
  2. Программа курса опубликована: Марченя П. П. Система взаимодействия власти и общества / П. П. Марченя // История коммуникаций на советском и постсоветском пространстве: Программы курсов магистратуры по направлению «История».

    Программа курса
    Курс «Система взаимодействия власти и общества» относится к циклу специальных дисциплин (СДМ.01 - Дисциплины специализации) и адресован магистрантам II курса дневного отделения факультета архивного дела Историко-архивного института
  3. Программа конференции 3 Стенограмма

    Программа
    Стенограммаутреннего пленарного заседанияШестой Всероссийской научно-практической конференции"Мониторинг права как основа стратегииинновационного развития Российской Федерации" 7
  4. Владимиров В. В. М 92 Евреям о расизме

    Книга
    В книге известного публициста Юрия Мухина рассказывается о ев­рейском расизме. Разбирая основные труды идеологов этого движения, автор убедительно доказывает, что еврейский расизм опасен, прежде всего, самим евреям, живущим как в
  5. Страницы отечественной истории: 1917-1941 гг. Хрестоматия Ставрополь 2009

    Документ
    Сложные внутриполитические, международные, экономические и социальные процессы первых десятилетий Советской власти вызывают неоднозначные трактовки и интерпретации в исторической науке и в обществе.

Другие похожие документы..