Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В этом году ставшие уже традиционными Дни Пионтека – дни памяти талантливого ученого, архитектора-художника, этнолога и этнографа, патриота и интерна...полностью>>
'Документ'
Острый аппендицит. . Первичный перитонит, перитониты у новорожденных. 3. Остеомиелиты (эпифизарный, диафизарный, хронический)....полностью>>
'Технический регламент'
1. Настоящий регламент устанавливает требования к выпускаемым в оборот и находящимся в обороте автомобильному и авиационному бензину, дизельному и су...полностью>>
'Документ'
У середовищі Microsoft Word курсор миші встановлено праворуч від другого рядка таблиці за межами сітки таблиці. Натискання якої клавіші додасть у табл...полностью>>

Учебно-методический комплекс по специальности: 030602. 65 Связи с общественностью Санкт-Петербург (5)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ИВЭСЭП

Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей, экономики и права

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

по специальности: 030602.65 –

– Связи с общественностью

Санкт-Петербург

2006

Конфликтология: Учебно-методический комплекс./Авт.-сост. В.А.Ачкасова. – СПб.: ИВЭСЭП, 2006.

Утвержден на заседании кафедры «Связи с общественностью», протокол № 3 от 16.10.06

Утвержден и рекомендован к печати Научно-Методическим Советом, протокол

Автор-составитель

кандидат философских наук,

доцент В.А.Ачкасова

Рецензент

доктор философских наук, профессор

И.П.Яковлев

Ответственная за выпуск Н.А.Фролова

Компьютерные работы М.А.Жуковой

Выписка из ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровню подготовки

специалиста по специальности 350400 - Связи с общественностью

Конфликтология

Конфликтология, ее предмет и задачи, история становления как науки. Формирование отечественной школы конфликтологии.

Природа социального конфликта. Источники и причины его возникновения. Позитивные и деструктивные функции. Структурные элементы конфликта. Процесс и динамика конфликта.

Проблема типологии конфликтов. Человеческий фактор в конфликте. Проблема эмоций и психологической несовместимости. Типы конфликтных личностей. Типичное поведение в конфликтной ситуации (тест К.Килмена). Характеристика основных стилей: конфронтация, избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество.

Проблема коммуникаций в конфликтных ситуациях. Коммуникации как источник конфликта. Коммуникации как процесс с обратной связью. Механизм искажения информации. Основные функции коммуникаций. «Барьеры» коммуникаций.

Регулирование и разрешение социальных кризисов и конфликтов: определение основных понятий – регулирование, разрешение, управление, предотвращение, минимизация последствий. Этапы и последовательность оптимального урегулирования конфликтов. Институционализация конфликтов. Легитимизация конфликтов. Условия легитимности и институциональной процедуры. Структурирование конфликтующих групп. Анализ основных форм регулирования и разрешения конфликтов.

Проблема предупреждения и предотвращения конфликтов.

Информационное противоборство в конфликте. Принципы организации собственного информационного потока. «Связи с общественностью» как средство кризисного регулирования, как средство предотвращения конфликта или минимизации его последствий.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основной целью курса является знакомство студентов с основными категориями, понятиями, законами конфликтологии как науки, современными представлениями о конфликте, его роли и значимости в развитии общества и человека, с практикой предупреждения и разрешения конфликтов, с выработкой толерантного мышления и поведения.

Будущие специалисты по связям с общественностью (PR) должны получить знания о формах конфликтного взаимодействия, причинах и условиях порождающих конфликт, способах и методах предупреждения и разрешения конфликтов, показать современные представления о формах конфликтов, условиях их порождающих и способах предупреждения и разрешения.

Курс является основным в системе курсов, нацеленных на подготовку специалиста по связям с общественностью, является важным элементом в формировании основной гуманитарной составляющей в системе подготовки специалиста.

В ходе изучения курса студенты должны освоить основной понятийно-категориальный аппарат науки, знать историю становления науки, современные научные направления и основные методики предупреждения и разрешения конфликтов в различных сферах жизни людей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п\п

Название темы

Аудиторные часы

лекции

семинары

всего

1

Возникновение и развитие общей теории конфликта

2

2

2

Конфликт как социальный феномен

2

2

4

3

Межличностные конфликты

4

2

6

4

Групповые и классовые конфликты

3

3

5

Конфликты в политических отношениях

4

4

8

6

Этнические конфликты

4

4

7

Ценностные конфликты

2

2

8

Социально – трудовые конфликты

4

4

9

Организационно - управленческие конфликты

6

2

8

10

Семейные конфликты

2

2

11

Технологии разрешения конфликтных ситуаций

3

2

5

ВСЕГО

36

12

48

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ТЕМА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ КОНФЛИКТА

История становления конфликтологии как науки и учебной дисциплины. Основные парадигмы в развитии науки о конфликтах: биолого-психологическая, марксистская, структурно-функциональная, культурная, конфликтологическая (Г.Зиммель, Л.Козер, Р.Дарендорф, К.Боулдинг). Предмет, функции и структура конфликтологии. Междисциплинарные особенности конфликтологии: специфика социологического, психологического, политологического и правоведческого подходов к исследованию конфликтных ситуаций. Становление и развитие отечественной конфликтологии. Основной круг теоретических и практических проблем.

ТЕМА 2. КОНФЛИКТ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

Понятие “социальный конфликт”. Социальные противоречия и социальные конфликты. Основные детерминанты социальных конфликтов. Структура социального конфликта. Классификация конфликтов, источники, причины возникновения и цели конфликтных ситуаций. Механизмы функционирования и динамика развития социального конфликта (зарождение, эволюция, разрешение). Конфликт как свойство социальных систем. Функции социального конфликта в общественном развитии.

ТЕМА 3. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Взаимодействие и взаимозависимость людей. Теория ролей. Потребности, интересы, ценности в межличностных отношениях. Социально-психологические проблемы межличностных отношений. Трансакционный анализ. Причины и мотивы возникновения межличностных конфликтов и их типология. Стратегии эффективного поведения. Способы решения межличностных конфликтов.

ТЕМА 4.ГРУППОВЫЕ И КЛАССОВЫЕ КОНФЛИКТЫ

Объективные интересы классов и социальных групп. Усиление дифференциации общества. Групповые нормы, ценности и способы поведения. Причины возникновения групповых конфликтов и их типы. Функции групповых конфликтов и их социальные последствия. Межрегиональные и межгосударственные конфликтные противостояния.

ТЕМА 5.КОНФЛИКТЫ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Общество и государство - грани согласия и противоречий. Политический режим и социально-политические конфликты в обществе. Демократизация как фактор роста конфликтогенности. Экономическое и социальное неравенство –детерминанты социальной напряженности в обществе. Многопартийные и межпартийные противоречия. Многообразие, целостность и противоречивость современного мира. Проблемы достижения согласия в социуме.

ТЕМА 6. ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ

Национальные отношения и этнические процессы в современном обществе. Политические, экономические, социальные, психологические, исторические и территориальные факторы межэтнических противоречий. Дезинтеграция и этническая идентификация. Роль конфессионального фактора в конфликтных ситуациях. Основные способы формирования “образа врага” в межэтнических отношениях: искажение национальных особенностей и стереотипов; перевод энергии социального протеста в межэтническое русло; манипуляция национальными чувствами. Психология и мораль этнических конфликтов. Роль политических институтов в предупреждении и разрешении конфликтных ситуаций.

ТЕМА 7. ЦЕННОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Предпосылки и источники конфликтов: плюрализм мнений, идеологических концепций и культурных ориентаций. Типы ценностных конфликтов: конфликты поколений, цивилизаций (С.Хантингтон), конфессий. Конфликты в науке и образовании. Соревнование талантов и корпоративность. Институты разрешения ценностных противоречий.

ТЕМА 8. СОЦИАЛЬНО – ТРУДОВЫЕ КОНФЛИКТЫ

Экономическая борьба как состояние взаимодействия в сфере экономики. Субъекты и алгоритм развертывания трудового конфликта. Симптомы латентной стадии. Виды урегулирования социально-трудового конфликта. Забастовка как форма разрешения трудового конфликта. Типы и виды забастовок. Особенности ведения переговоров в конфликтной ситуации на производстве.

ТЕМА 9. ОРГАНИЗАЦИОННО – УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ

Специфика источников конфликтов в сфере организационно-управленческих отношений. Конфликты при реализации “организационного императива” и в процессе разработки и принятия управленческих решений.

ТЕМА 10. СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Социально-психологические и ролевые различия супругов. Потребности и интересы, ценности и цели в супружеской жизни. Состояние “консенсуса - конфликта” в современных семьях. Формы проявления семейных конфликтов и способы их урегулирования.

ТЕМА 11.ТЕХНОЛОГИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

Прогнозирование ситуации и своевременное осуществление мер по предупреждению конфликтов. Разрешение конфликтов как процесс. Стратегии урегулирования и управления конфликтными ситуациями. Насильственные и мирные способы “снятия” конфликтов. Тактические приемы переговорного процесса, посредничество, арбитраж - важнейшие методы урегулирования проблем.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

СЕМИНАР 1 – АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ “КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ

Понятие предмета, объекта конфликта, основных оппонентов. Варианты выхода из конфликтной ситуации.

СЕМИНАР 2 – ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ

Психоаналитическая интерпретация, ситуационные и когнитивные подходы и объяснительные модели

СЕМИНАР 3 – ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В РОССИИ

Типология и участники. Конфликты уровней и ветвей власти. Ролевые и ценностные конфликты

СЕМИНАР 4 – СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИОННО – УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНФЛИКТА

Виды, субъекты, динамика. Методика разрешения конфликтов подобного типа (по В. Вересову)

СЕМИНАР 5 – ПРОЦЕДУРЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

Стратегические и тактические решения, методы. Модели поведения в постконфликтной ситуации.

Посредничество как актуальный инструмент урегулирования конфликтов. Медиаторство – важнейшее направление деятельности специалистов по связям с общественностью. Основные этапы процедуры и функции медиатора

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

  1. Предмет, функции и структура конфликтологии.

  2. История возникновения и основные направления в развитии конфликтологии.

  3. Биолого- психологическая парадигма конфликтологии.

  4. Классовая парадигма.

  5. Культурная парадигма конфликта.

  6. Структурно-функциональная парадигма.

  7. Определение понятия “социальный конфликт”. Социальные противоречия и социальные конфликты.

  8. Психологические детерминанты внутриличностного конфликта.

  9. Структура и динамика развития социального конфликта.

  10. Причины и конфликтогенные факторы социальных коллизий.

  11. Типология социальных конфликтов.

  12. Социально-психологические проблемы межличностных отношений. Трансакционный анализ.

  13. Причины и мотивы возникновения межличностных конфликтов и их типология. Способы решения межличностных конфликтов.

  14. Конфликты в политических отношениях. Основные причины их возникновения.

  15. Пути достижения согласия в социуме. Роль политических институтов в предупреждении и разрешении конфликтных ситуаций.

  16. Этнические конфликты. Причинные факторы межэтнических противоречий.

  17. Стратегия и тактика решения межнациональных споров.

  18. Субъекты и алгоритм развертывания трудового конфликта. Симптомы латентной стадии.

  19. Забастовка как форма разрешения трудового конфликта. Типы и виды забастовок.

  20. Организация как сетевая структура. Виды отношений в организациях.

  21. Специфика источников конфликтов в сфере организационно-управленческих отношений.

  22. Прогнозирование конфликтных ситуаций.

  23. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Разрешение конфликтов как процесс.

  24. Насильственные и мирные способы урегулирования конфликтов.

  25. Переговорный процесс: стратегии и тактические приемы.

  26. Посредничество, арбитраж - важнейшие методы урегулирования конфликтных ситуаций.

  27. Технология работы с предметом организационного конфликта.

  28. Процедура разрешения конфликта путем работы с лидерами.

  29. Особенности ценностных конфликтов.

  30. Послеконфликтная стадия.

  31. Роль специалиста по связям с общественностью в диагностике и решении конфликтов.

  32. Медиаторство как одно из направлений консультирования.

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

1. Прогнозирование социального конфликта

2. Конфликтогенные факторы в современной России

3. Диагностика конфликта

4. Мониторинг конфликтных ситуаций

5. Конфликты и российская деловая культура

6. Кросс-культурные различия и особенности поведения в конфликтных ситуациях

7. Этика конфликта

8. Искусство управления конфликтом

9. Коммуникация как средство разрешения конфликта

10. Медиаторство: основные принципы и виды

11. Стресс как последствие конфликта

12. Особенности межэтнических конфликтов

13. Политические конфликты и методы их разрешения

14. Послеконфликтная стадия и действия конфликтолога

15. Индикаторы конфликта

16. Переговорный процесс: стадии и технологии

17. Посредничество и арбитраж: сходство и различия

18. Конфликт и кризис

19. Конфликты в организациях и методы работы с ними

  1. Ценностные конфликты.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТАМИ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Конфликтные ситуации, природа которых очень разнообразна, а проявления многолики, диктуют необходимость их серьезного изучения. Это изучение предполагает, прежде всего, ознакомление с весьма богатой и обширной литературой по рассматриваемой проблематике, усвоение теоретических и практических знаний и навыков, накопленных в рамках данной дисциплины. Следует особо подчеркнуть: отечественная конфликтология сегодня находится пока в стадии становления. В то же время и в зарубежной науке происходит переосмысление собственного теоретического и эмпирического опыта: формируются новые подходы и концепции, осваивается новое исследовательское пространство, усиливаются междисциплинарные связи. Ныне от простой констатации конфликтной ситуации происходит сдвиг в область поисков технологий решения конфликтов.

Программа курса включает в себя следующие тематические блоки:

  • парадигмы конфликтных подходов, по разному объясняющие причины возникновения противостояний;

  • научный аппарат, позволяющий наиболее точно идентифицировать конфликт, его участников и предмет;

  • основные типы конфликтов, соответствующие им процедуры и приемы решения и управления конфликтными ситуациями.

Детальное знакомство с указанными проблемами на основе изучения рекомендованной литературы позволит студентам правильно диагностировать конфликты и овладеть некоторыми навыками медиаторства – важнейшей составляющей PR-деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Ачкасова В.А. Конфликтология: Учеб. пособие. – СПб.:ИВЭСЭП, 2005.

  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2002

  3. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии.СПб., 2003

  4. Конфликтология: учебник для вузов. Под ред. проф.В.П.Ратникова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001

  5. Левин К. Разрешение социальных конфликтов: Пер. с англ. Спб., 2000

  1. Рубин Дж., Пруйт Д., Ким Хе Сунг. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. СПб., 2001

  2. Хесль Г. Посредничество в разрешении конфликтов: Теория и технология. СПб.: Речь, 2004.

Дополнительная
  1. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы: Пер. с нем. М., 2002

  2. Зайцев А. Социальный конфликт. Калуга, 2000

  3. Конфликтология: Учеб. Пособие для вузов. Ростов н/Д. 2001.

  4. Конфликты в современном мире / Под ред. М.М. Лебедевой. М., 2001.

  5. Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов: Объективное изучение дезорганизации поведения человека. М., 2002.

Вспомогательная
  1. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997.

  2. Климова С.Г. Стратегии сторон трудовых конфликтов // Общественные науки и современность. 1997. №2.

  3. Коузер Л. Основы конфликтологии. СПб., 1999.

  4. Мастенбрук В. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 1996

  5. Мнацаканян М.О. О природе социальных конфликтов в современной России // Социс. 1997. №6.

  6. Оврах Г.П. Теория социального и политического конфликта. Владивосток, 1996.

  7. Сперанский В.И. Основные элементы технологии малоконфликтного поведения // Социально-политический журнал. 1997. №3.

Глоссарий

Агрессия - индивидуальное или групповое поведение, направленное на нанесение физического или психологического ущерба другому человеку или социальной группе.

Антагонизм — непримиримое противоречие.

Антипатия — устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку (социальной группе); проявляется в неприязни, недоброжелательности.

Арбитр — третья сторона в конфликте.

Блеф — тактический прием конфликтного противоборства; представляет собой демонстрацию реально не существующих сил и средств с целью запугивания оппонента

Внутренняя установка — субъективное восприятие личностью своего статуса в группе.

Внутриличностный конфликт — конфликт внутри психического мира личности; представляет собой столкновение ее противоположно направленных мотивов.

Враждебность — психологическая установка на конфликтное взаимодействие, готовность к конфликтному поведению.

Границы конфликта — внешние структурно-динамические пределы конфликта по числу участников (субъектные границы); по территории, на которой происходит конфликт (пространственные границы); по продолжительности конфликта (временные границы).

Групповая атрибуция — объяснение позитивного поведения своей группы внутренними причинами, а чужой группы — внешними обстоятельствами, и, соответственно, наоборот.

Групповые конфликты — конфликты, возникающие в системах социального взаимодействия: «личность—группа» или «группа—группа».

Групповые нормы — правила регуляции поведения членов группы, выработанные в результате совместной групповой деятельности и общения. Групповые санкции — принятые в группе ограничения, запреты и другие меры воздействия по отношению к членам группы, нарушающим групповые нормы.

Диагностика конфликта — исследование конфликта с целью определения его основных характеристик.

Динамика конфликта — ход развития конфликта по этапам и фазам.

Инцидент — 1) внешнее открытое противоборство сторон, возникшее впервые; 2) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Институционализация конфликта — установление четких норм и правил конфликтного взаимодействия, определение рабочих групп и комиссий по управлению конфликтом.

Интерес — то, что побудило участника конфликта занять свою позицию. Катарсис — термин введен Аристотелем как душевная разрядка, испытываемая зрителем в процессе сопереживания. Употребляется в религиозном, эстетическом и психологическом значении как чувство «очищения» верующих после молитвы, облагораживание человека благодаря эстетическому переживанию, облегчение после психического напряжения. Катарсис — это освобождение от отрицательных чувств и мыслей под воздействием произведений искусства, музыки, соблюдения ритуалов. В конфликтологии данное понятие означает освобождение от агрессивных импульсов путем направления их на различного рода эрзац - объекты (куклы-противники, участие в спортивной борьбе и др.).

Компромисс — стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определенные взаимные уступки.

Конгруэнтность — адекватная реакция личности на конфликтную ситуацию.

Консенсус — общее согласие по спорному вопросу; соглашение, которое устраивает обе конфликтующие стороны на основе взаимных уступок.

Конфликт — отношение между субъектами социального взаимодействия, характеризующееся их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений.

Конфликтная ситуация — накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и объективно создающие почву для реального противоборства между этими субъектами.

Конфликтогены — слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту, вызывают возмущение, ярость, злость и другие отрицательные эмоциональные состояния.

Конформизм — приспособленчество, пассивное принятие чужой точки зрения, неоправданная уступка в конфликте.

Лидер — член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных членов группы в силу своего личного авторитета (неформальный лидер) или занимаемой должности (формальный лидер). Лидерство — способ воздействия на группу, основанный наличном автори­тете, признании личности лидера.

Маргиналы — неадекватные, неприспособившиеся к социальным условиям люди.

Медиатор — профессиональный посредник в переговорах по разрешению конфликта.

Медиация — переговорный процесс по разрешению конфликта с участием посредника — медиатора.

Межличностные конфликты — противоборство личностей в процессе социального взаимодействия, возникающее на основе противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий.

Мотивы — истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту.

Необходимые и достаточные условия конфликта — наличие противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий между субъектами социального взаимодействия, а также состояния противоборства между ними.

Образ конфликтной ситуации — субъективное отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликта.

Поведение конфликтное — агрессивные действия, направленные на причинение ущерба другой стороне.

Позиция — то, о чем заявляют субъекты конфликта.

Посредник — третья сторона в переговорном процессе по поводу конфликта, обеспечивающая конструктивное обсуждение проблемы.

Предмет конфликта — то, из-за чего возник конфликт.

Предупреждение конфликта — деятельность, которую субъект конфликта осуществляете целью не допустить возникновения конфликта. Предупреждение конфликта может осуществляться в вынужденной и превентивной форме.

Прогнозирование конфликта — вид деятельности субъекта управления, направленной на выявление причин конфликта в его скрытом развитии. Проекция — осознанный или бессознательный перенос субъектом собственных мыслей, побуждений и качеств на других.

Противоборство — взаимодействие субъектов социального взаимодействия, характеризующееся нанесением взаимного ущерба.

Разрешение конфликта — вид деятельности субъекта управления, связанной с завершением конфликта.

Регрессия — реакция на ответственные ситуации «возвращением» к детским типам поведения, которые на той стадии были успешными.

Регулирование конфликта — вид деятельности субъекта управления, направленной на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения.

Ригидность — отсутствие гибкости в поведении, трудности в перестройке восприятия и представлений в изменившейся обстановке.

Роль — нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе.

Соперничество — стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением одержать победу над соперником.

Сотрудничество — стратегия поведения в конфликте, характеризующаяся стремлением противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.

Социальная напряженность — психологическое состояние людей (индивидов или групп), причинами которого является неудовлетворенность существующим положением дел или ходом развития событий.

Статус — реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень его авторитетности. Статус может быть высоким, средним или низким.

Статус социальный — общее положение личности или социальной группы в обществе, определяемое совокупностью прав и обязанностей.

Структура конфликта — совокупность устойчивых элементов конфликта, образующих целостную систему.

Толерантность — терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям и т. д.

Трансакция — единица взаимодействия партнеров по общению, предполагающая выбор определенной позиции (Родитель, Взрослый, Ребенок).

Управление конфликтом — целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на динамику конфликта в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

Установка — готовность, предрасположенность субъекта к определенной ситуации, определенному поведению, действию.

Установка конфликтная — предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом.

Уступка — стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта как несущественного для себя и значимого для соперника.

Уход — стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта в качестве несущественного как для себя, так и для соперника.

Тест по курсу

«КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

  1. Конфликт - это

А. Стиль поведения, способствующий разрешению спорных ситуаций.

Б. Неурегулированное разногласие между людьми.

В. социальное явление, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.

  1. Конфликтология - это

А. Современное направление в исследовании межличностных отношений.

Б. Область научного знания о природе, причинах, видах и динамики конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения.

В. Наука, изучающая принципы функционирования живых систем.

  1. Конфликтогены - это

А. Слова или действия, которые могут привести к конфликту.

Б. Компоненты, из которых состоит конфликт.

В. Это биологические структуры, отвечающие за предрасположенность человека к конфликтам.

  1. Границы конфликта - это

А. Внешние пределы в пространстве и во времени, а также относительно той социальной системы, в масштабах которой возникает и развивается конфликтное столкновение.

Б. Движение конфликтного столкновения, стадии и фазы его развития.

В. Знание основных параметров конфликтного столкновения с целью управленческого влияния на противостоящие стороны.

  1. Диагностика конфликта - это

А. Внешние пределы в пространстве и во времени, а также относительно той социальной системы, в масштабах которой возникает и развивается конфликтное столкновение.

Б. Движение конфликтного столкновения, стадии и фазы его развития.

В. Знание основных параметров конфликтного столкновения с целью управленческого влияния на противостоящие стороны.

  1. Динамика конфликта - это

А. Внешние пределы в пространстве и во времени, а также относительно той социальной системы, в масштабах которой возникает и развивается конфликтное столкновение.

Б. Движение конфликтного столкновения, стадии и фазы его развития.

В. знание основных параметров конфликтного столкновения с целью управленческого влияния на противостоящие стороны.

  1. Инцидент - это

А. Совокупность элементов конфликтного столкновения.

Б. Основная причина конфликтного столкновения.

В. Столкновение взаимодействующих сторон, означающее перевод конфликтной ситуации в конфликт.

  1. Предмет конфликта - это

А. Совокупность элементов конфликтного столкновения.

Б. Основная причина конфликтного столкновения.

В. Столкновение взаимодействующих сторон, означающее перевод конфликтной ситуации в конфликт.

  1. Структура конфликта - это

А. Совокупность элементов конфликтного столкновения.

Б. Основная причина конфликтного столкновения.

В. Столкновение взаимодействующих сторон, означающее перевод конфликтной ситуации в конфликт.

  1. Локальный конфликт - это

А. Противоборство, в которое вовлечена часть персонала предприятия.

Б. Разногласие между отдельными группами или подразделениями организации.

В. Столкновение взаимодействующих лиц, вызываемое условиями общения и совместной деятельности.

  1. Межгрупповой конфликт - это

А. Противоборство, в которое вовлечена часть персонала предприятия.

Б. Разногласие между отдельными группами или подразделениями организации.

В. Столкновение взаимодействующих лиц, вызываемое условиями общения и совместной деятельности.

  1. Межличностный конфликт - это

А. Противоборство, в которое вовлечена часть персонала предприятия.

Б. Разногласие между отдельными группами или подразделениями организации.

В. Столкновение взаимодействующих лиц, вызываемое условиями общения и совместной деятельности.

  1. Митинг - это

А. Временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей.

Б. Массовое собрание.

В. Патрулирование группой демонстрантов или бастующих в районе проведения демонстрации.

  1. Пикетирование - это

А. Временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей.

Б. Массовое собрание.

В. Патрулирование группой демонстрантов или бастующих в районе проведения демонстрации.

  1. Забастовка - это

А. Временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей.

Б. Массовое собрание.

В. Патрулирование группой демонстрантов или бастующих в районе проведения демонстрации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по специальности: 030602. 65 Связи с общественностью Санкт-Петербург (6)

    Учебно-методический комплекс
    Общие сведения о применении компьютерных и информационных технологий в связях с общественностью. Компьютерные технологии в исследованиях, планировании и оценке эффективности деятельности в области связей с общественностью.
  2. Учебно-методический комплекс по специальности: 030602. 65 Связи с общественностью Санкт-Петербург (8)

    Учебно-методический комплекс
    История мировой литературы и искусства: Учебно-методический комплекс: Часть I. История русской литературы и искусства /Авт.-сост. Демиховская Е.К., Сергиевская Г.
  3. Учебно-методический комплекс по специальности: 030602. 65 Связи с общественностью Санкт-Петербург (3)

    Учебно-методический комплекс
    Социальные, экономические и политические причины возникновения и развития связей с общественностью как профессии и отрасли бизнеса; роль связей с общественностью в современном гражданском обществе и рыночной экономике; основные профессиональные
  4. Учебно-методический комплекс по специальности: 030602. 65 Связи с общественностью Санкт-Петербург (4)

    Учебно-методический комплекс
    Рекламно-выставочная деятельность важное средство коммуникации, составная часть рыночных отношений. Комбинация таких средств рынка как реклама, прямые продажи, стимуляция сбыта и связь с общественностью позволяют активно и комплексно
  5. Учебно-методический комплекс по специальности: 030602. 65 Связи с общественностью Санкт-Петербург (7)

    Учебно-методический комплекс
    Целесообразность и задачи подразделения в структуре предприятия. Функциональный принцип построения отдела. Профессиограмма специалиста. Планирование и программирование работы подразделения, ее место в разработке общекорпоративной стратегии.
  6. Учебно-методический комплекс по специальности: 030602. 65 Связи с общественностью санкт-петербург (2)

    Учебно-методический комплекс
    познакомить студентов с основными этапами становления и развития СМИ ряда западноевропейских стран и США. Составить необходимое представление об эволюции средств коммуникации на Западе с учетом общих закономерностей и национальных

Другие похожие документы..