Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
НАБЛЮДЕНИЕ ВКЛЮЧЕННОЕ – метод анализа, используемый в культурология., а также в психологич., социально-психол., социол. исследованиях. Н.в. основано ...полностью>>
'Программа'
Различают входную, выходную, проектную и среднегодовую производственную мощности. Под, входной мощностью понимают производственную мощность предприят...полностью>>
'Рассказ'
Жила - была девочка Галя. У неё была кукла Катя. Галя играла с куклой, и спать её укладывала в кроватку. Вдруг кроватка сломалась, негде кукле Кате сп...полностью>>
'Лекции'
Курс углубляет и расширяет знания студентов магистратуры и специалистов-практиков о решениях, принимаемых маркетологами при выходе на зарубежные рынки...полностью>>

Иноческие подвиги Саввы

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Афонский патерик или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Январь

4  января

Житие и страдания святого нового преподобномученика Онуфрия
Память св. преподобномучеников Ватопедских – игумена Евфимия и двенадцати иноков
Жизнь святого Евстафия, архиепископа Сербского

5  января

Страдание святого преподобномученика Романа

11  января

Память преподобного и богоносного отца нашего Феодосия, митрополита Трапезундского

13  января

Житие, подвиги и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Максима Кавсокаливита

14  января

Житие преподобного и богоносного отца нашего Саввы I-го, архиепископа Сербского

Предисловие
Первые годы святого Саввы, до его пострижения
Иноческие подвиги Саввы; пострижение отца его
Начало Хиландарской обители
Кончина и явление преподобного Симеона
Священство и странствования преподобного Саввы
Свидетельство святого Саввы
Царское венчание Стефана
Странствования Саввы во Святую Землю
Преставление святого Саввы
Уставы святого Саввы для обители Хиландарской и кельи "Типикарницы" на Карее
Заключение

16  января

Память преподобного Ромила, ученика святого Григория Синаита

21  января

Память преподобного Неофита, Просмонария Ватопедского
Житие преподобного отца нашего Максима Грека

24  января

Житие преподобного Дионисия, подвизавшегося долгое время на святой горе Афонской и скончавшегося на Олимпе

30  января

Страдание святого мученика Феодора

31  января

Страдание святого преподобномученика Илии Ардуниса

Февраль

1  февраля

Память преподобного отца нашего Василия, архиепископа Солунского

8  февраля

Память преподобного отца нашего Саввы II-го, архиепископа сербского

13  февраля

Память преподобного Симеона мироточивого, ктитора Хиландаря

16  февраля

Страдание святого преподобномученика Романа

23  февраля

Память преподобного Дамиана Есфигменского
Страдание святого преподобномученика Дамиана

Март

1  марта

Память преподобного отца нашего Агапия

5  марта

Страдание святого мученика Иоанна Болгарина

19  марта

Память преподобного Иннокентия Вологодского

22  марта

Житие и страдание святого нового преподобномученика Евфимия

23  марта

Страдание святого преподобномученика Луки

Апрель

4  апреля

Страдание святого священномученика Никиты
Память преподобного Феоны, митрополита Солунского

6  апреля

Житие преподобного и богоносного отца нашего Григория Синаита
Память преподобного Григория Византийского

7  апреля

Житие преподобного и богоносного отца нашего Нила Сорского

12  апреля

Житие преподобного отца нашего Акакия Нового

19  апреля

Житие преподобного и богоносного отца нашего Симеона Босого, Нового Чудотворца
Житие и страдание святого преподобномученика Агафангела Есфигменского

Май

1  мая

Житие и страдания святого нового преподобномученика Акакия

4  мая

Память преподобного отца нашего Никифора

11  мая

Память преподобного отца нашего Никодима, архиепископа Сербского

13  мая

Память преподобного отца нашего Иоанна Иверского
Житие преподобного и богоносного отца нашего Евфимия нового (Иверского)
Житие преподобного отца нашего Георгия Иверского
Память преподобного Гавриила Иверского

21  мая

Страдание святого преподобномученика Пахомия

28  мая

Память преподобного отца нашего Иоанникия, архиепископа Сербского

Июнь

2  июня

Житие и страдание святого новомученика Константина

11  июня

Память неизвестного по имени инока, удостоившегося явления Архангела Гавриила

12  июня

Житие преподобного и богоносного отца нашего Петра
Память преподобного отца нашего Арсения Коневского

14  июня

Житие преподобного и богоносного отца нашего Нифонта

15  июня

Память святителя Ефрема, патриарха Сербского

18  июня

Память преподобного Леонтия Прозорливого

20  июня

Память святителя Каллиста I-го патриарха Константинопольского

25  июня

Житие преподобного Дионисия, ктитора обители в честь Крестителя Иоанна, что на святой Горе Афонской
Страдание святого преподобномученика Прокопия

Первая неделя по неделе всех святых

Память преподобного отца нашего Феолипта, епископа Филадельфийского

Июль

5  июля

Житие преподобного и богоносного отца нашего Афанасия
Страдание святого преподобномученика Киприана Нового

8  июля

Житие преподобного и богоносного отца нашего Феофила Мироточивого

10  июля

Память преподобного и богоносного отца нашего Антония Печерского

11  июля

Память преподобного отца нашего Никодима
Страдание преподобномученика Никодима
Страдание святого преподобномученика Нектария

28  июля

Житие преподобного и богоносного отца нашего Павла Ксиропотамского

Август

4  августа

Подвиги и страдания священномученика Космы равноапостольного

7  августа

Память преподобного отца нашего Дометия Филофеевского

11  августа

Житие преподобного и богоносного отца нашего Нифонта II-го патриарха Константинопольского

15  августа

Преподобного отца нашего Грасима нового Ватопедского (НОТАРАС)

19  августа

Житие преподобного и богоносного отца нашего Феофана

30  августа

Общая память святых сербских святителей и учителей

Сентябрь

13  сентября

Житие преподобного и богоносного отца нашего Иерофея

14  сентября

Страдание святого преподобномученика Макария

16  сентября

Память преподобного отца нашего Киприана, митрополита Киевского и всея России

20  сентября

Страдание святого преподобномученика Илариона

22  сентября

Житие преподобного и богоносного отца нашего Космы, отшельника Зографского
Память двадцати шести святых преподобномучеников Зографских

Октябрь

1  октября

Житие преподобного и богоносного отца нашего Иоанна Кукузеля
Память преподобного Григория, доместика великой церкви

2  октября

Страдание святого мученика Георгия

5  октября

Обретение святых мощей преподобного отца нашего Евдокима Ватопедского

6  октября

Страдание святого преподобномученика Макария Нового

7  октября

Память преподобного отца нашего Сергия Вологодского, или Нуромского

11  октября

Страдание двадцати шести святых преподобномучеников Зографских – игумена Фомы и с ним 21 инока и 4 мирян

14  октября

Житие преподобного и богоносного отца нашего Евфимия, Нового Фессалоникийского

20  октября

Житие преподобного и богоносного отца нашего Герасима Нового
Житие и страдания святого нового преподобномученика Игнатия

21  октября

Житие и подвиги преподобного отца нашего Филофея

26  октября

Страдание святого преподобномученика Иоасафа

28  октября

Житие преподобного и богоносного отца нашего Афанасия I-го, патриарха Константинопольского

30  октября

Страдание святого преподобномученика Тимофея Есфигменского

Ноябрь

1  ноября

Страдание святого преподобномученика Иакова и двух учеников его, иеродиакона Иакова и Дионисия монаха
Житие преподобных и богоносных отцов наших Евфимия и Неофита дохиарских

12  ноября

Житие преподобного отца нашего Нила Мироточивого

13  ноября

Страдание святого преподобномученика Дамаскина

14  ноября

Житие преподобного и богоносного отца нашего Григория Паламы, архиепископа фессалоникийского
Страдание святого новомученика Константина

17  ноября

Память преподобного Геннадия Ватопедского

22  ноября

Память святителя Каллиста II-го, патриарха Константинопольского

Декабрь

5  декабря

Память святых преподобномучеников карейских
Житие преподобного и богоносного отца нашего Нектария, подвизавшегося в скиту Карейском в келье Архангелов, именуемой Ягари
Память преподобного и богоносного отца нашего Филофея Карейского

7  декабря

Память преподобного отца нашего Григория, ктитора обители Григориатской

19  декабря

Житие преподобного отца нашего Даниила, архиепископа сербского
Страдание святого священномученика Константина Россиянина

28  декабря

Житие преподобного и богоносного отца нашего Симона Мироточивого

30  декабря

Страдание святого преподобномученика Гедеона

Добавление

Из службы святым, на афоне просиявшим

Предисловие.

Всему христианскому миру известно, что святая Афонская Гора находится под особенным покровительством Пресвятой Госпожи Девы Богородицы и что сие место наречено Ее жребием, как жребий евангельского Ее слова. Истину эту всегда признавали православные, но ее признают не только православные, но и иноверные, и даже неверные. И безчисленные опыты доказывали и доказывают Богоматернюю любовь и нежный промысл о посвятивших себя на Афоне трудам подвижнической жизни. Все также знают, что по державной Ее воле это место остается и останется, как говорят местные предания, до скончания мира исключительным жребием мужского иночества. С давних времен Афон и по законам царей земных, державствовавших в православной Греции до ее падения, обречен исключительно пребыванию на нем отшельников[1]. Даже и после разгрома Востока от нечестивых сынов Агари, Святая Гора грозными их повелителями оставлена в прежних ее правах[2]. И с тех пор даже доныне, во все дни пребывания Востока под сокрушительным игом магометанства, она остается собственностью иночества и есть как бы отдельный иноческий мир со своими законоположениями в отношении к нравственной и внешней его жизни, посреди господствующего изуверского деспотизма чтителей ложно пророка магометанской власти, не касаясь прав и преимуществ Святой Горы, обременяли и обременяют ее обители только налогами. Таким образом, Святая Гора, пребывая предметом материнской заботливости Приснодевы, как Ее наследие, и по человеческим законам – достоянием иноческим, была во все времена оплотом, убежищем и светочем православия, вертоградом, рассадником, средоточением православного монашества, училищем подвижничества. И эта-то столь знаменитая и достопамятная Гора почти по сю пору не имела отдельной, полной о себе истории; скажем более – ученые не только не написали о ней истории, но даже не согласились еще между собой о начале поселения на ней иноков. Из греков, блаженной памяти славный и ученый святогорец Никодим[3], в конце изданного им Номоканона (изд. в лист, в Лейпциге, 1800 года, стр. 549), сделал о Святой Горе несколько замечаний, но как это только замечания, то они мало объясняют быт Горы. По его изысканиям, Афон уже 15 почти веков продолжает быть особым местом, посвященным исключительно славословию Божию и служит училищем благочестия и добродетели с тех времен, когда христианская вера сделалась на земном шаре господствующей. Напротив, другой ученик Святой Горы, епитроп Филофея, Феодорит, в своих записках об Афоне, начертанных около двадцатых годов настоящего века, основываясь на житии преподобного Евфимия (жившего в девятом веке), видит на Святой Горе до девятого века совершенную пустыню. Из наших соотечественников, писавших о Востоке, знаменитый паломник Барский, высказав довольно много подробностей об Афоне, ничего не написал определенного о первоначальном его быте. Блаженной памяти святогорец в своих письмах о св. Афонской Горе (см. письмо 4-е 1-й части), сделав о ней несколько замечаний, обещал составить впоследствии полную историю Афона, но обещания свои унес с собой во гроб. А.П., в предисловии к своему указателю афонских актов, мог только сказать, что деловые свитки афонские уцелели с десятого века; другие из ученых русских, посетивших Афонскую Гору, основываясь тоже на житии преподобного Евфимия и соглашаясь с рукописью упомянутого Феодорита, до девятого века видят на Афоне тоже пустыню. Они говорят, что святой Евфимий, пришедши с Олимпа на Афонскую Гору, нашел в ней одного только подвижника, именем Иосифа. Один афонский любитель «поминать дни древние» (Пс. 142, 5), Иаков[4], не соглашаясь с рукописью Феодорита, делает на житие святого Евфимия несколько замечаний, опровергающих мнения сего ученого и доказывающих существование всельников на Афоне еще прежде святого Евфимия, следовательно до девятого века. Но так как и без этих замечаний из жития святого Евфимия ясно видно, что во время сего преподобного Афонская Гора не была пустыней и что подвизался в ней не один только Иосиф, то мы для краткости при изложении жизнеописания преподобного Евфимия (смотр. его житие) опустили замечания Иакова. Кроме этих замечаний, в записках Иакова мы видели намеки, упоминающие о ктиторстве на Афоне равноапостольного Константина и свидетельствующие о существовании здесь иночества даже во время Феодосия Великого. В Neon leimonarion встретилось нам житие преподобных Варнавы, Софрония и Христофора (память их по греческому синаксарю авг. 17). Из них Варнава и Софроний, скончавшиеся в начале пятого века, при посещении разных святых мест были и на Афонской Горе, видели в ней монастырь Ватопедский и другие обители. Это-то вышеизложенное несходство мнений ученых касательно Святой Горы и побуждало нас всеми способами убеждать покойного Иакова или любого из ученых настоящего времени здешних греков, чтоб они занялись составлением полной, основательной истории Афона и таким образом оставили полную по себе память, а не как другие переселялись в жизнь будущую, сделав лишь несколько замечаний о Святой Горе. Однако в последнее время появилось в литературе греческой и иностранной немало сочинений, относящихся к истории Святой Горы[5]. Также и в русской литературе есть немало сочинений, касающихся истории Святой Горы[6]. Можно бы даже сказать, что и Святая Гора дождалась наконец своей специальной истории, если бы сочинение преосвящ. Порфирия оказалось вполне удовлетворительным. Трудолюбивый и многоплодный автор «Христианского Востока» – (покойный уже ныне) епископ Порфирий (Успенский) предпринял благодарный труд написать такую историю Святой Горы в поучение всем почитателям Афона. Еп. Порфирий умел собрать и вывез с Востока, и в частности со Святой Горы, много исторического материала, частью помещенного в изданных им сочинениях, а частью ждущего еще появления в свет. За обнародованный им сырой исторический материал наука будет ему всегда благодарна. Но в то же время надо с сожалением сказать, что и указания покойного автора, а равно и предлагаемые им исторические выводы, делаемые будто бы на основании несомненных фактов, часто страдают неточностью и, отличаясь большой оригинальностью, часто имеют под собой не факты, а только богатую фантазию автора, почему и не могут быть признаны весьма близкими к истине. Неточность эта невыгодно рекомендует сочинения покойного епископа. «Древности, – по выражению приснопамятного Московского святителя Филарета, – любят свидетельства, а не догадочные заключения»[7].

Еп. Порфирий († 1886 г.), начав свое издание «Истории Афона» еще в 1877 году, довел ее при жизни только до тринадцатого века; оставался не обнародованным самый интересный материал, относящийся к истории «монашеского» Афона. Этому своему труду сам покойный автор придавал весьма важное значение, почему завещал Императорской Академии наук тщательно издать после смерти приготовленные им самим сочинения. Таким образом, в 1892 году Академия наук выпустила в превосходном издании этот посмертный труд покойного преосвященного Порфирия: окончание «Истории Афона». Однако ожидания и надежды как наши, так и всех интересующихся историей Святой Горы, далеко не были удовлетворены этим окончанием[8]. Вероятно, и годы, и здоровье покойного трудолюбивого автора, а, может быть, даже и недостаток материалов, не позволили должным образом разработать предположенную им себе и, надо сказать, благодарную тему. Так что и опять Афону приходится ждать еще своей истории. А напечатанная еп. Порфирием «афонская энциклопедия», как называют некоторые ученые сочинения еп. Порфирия об Афоне, будет служить подготовительной работой, сборником материалов.

Не имея о себе вполне удовлетворительной истории, Афон не имеет и собрания жизнеописаний, в которых изображалось бы житие просиявших в нем святых отцов, по крайней мере более известных[9]; по сю пору никто еще не занялся этим делом и не потрудился составить патерик, подобный нашему печерскому. Из наших соотечественников брался было за это покойный святогорец, но предприятие его сошло с ним в могилу. Впрочем, обещания его относительно афонского патерика отчасти оправдались и самым делом: из представляемых теперь нами читающей публике житий некоторые принадлежат действительно его перу. Хотя эти труды оставлены нам без окончательной отделки, однако мысль и начало всякого дела ценится высоко. Мало того, что на Святой Горе нет собрания этих сельных кринов, в разные времена процветавших на пустынных высотах заоблачного Афона, а теперь благоухающих в обителях Отца Небесного, Святая Гора скудна и историческими о них записками. Даже и в безценных для Церкви минеях святителя Ростовского, святого Димитрия, мы видим только трех насельников Афона: св. Афанасия, Петра и столь славно и полезно потрудившегося для Церкви знаменитого Паламу. Поэтому много нужно было трудов, чтобы собрать и эти скудные крохи из обильного святогорского аскетического вертограда. Где будем искать причины такого недостатка? Ее можно, кажется, полагать частью в простоте первоначальных насельников-иноков Святой Горы, не обращавших внимания на важность и цену памяти о своих отцах-подвижниках для последующих родов и потому сохранявших оную более в устных преданиях, нежели в записках; частью – в особенном смирении здешних святых подвижников, которые, как и все, ставшие на истинную стезю подвижничества, не желали и не желают быть славимыми от людей (см. житие Нила Мироточивого); частью – в неоднократном разорении Святой Горы набегами варваров и латинян, когда библиотеки монастырей доходили до такой растраты, что рукописи и книги были разбираемы не томами, а выносились целыми кипами[10]. Мир и спокойствие или перевороты держав воздействуют не только на политическое значение народов, но и на быт иноческий, поэтому судьбы Афона всегда более или менее соединены были с судьбами Востока, и особенно Константинополя. Есть много и других причин такого важного упущения. Но нам известно, что Афон, с его аскетами, всегда мил и дорог всякому русскому сердцу. Поэтому, желая познакомить своих соотечественников с прославленными святой Церковью подвижниками Афона, мы решились показать им несколько сих кринов из небесного сада, могущих благотворно облагоухать их. Говорим: несколько, ибо все ли жизнеописания святых подвижников Афона поместили мы в своем патерике, за то хорошо не ручаемся. Патерик сей, в первых его изданиях, мы излагали в хронологическом порядке, по векам от Р.Х. И так как печальная для Церкви эпоха взятия Константинополя агарянами сама собою разделяет весь собор описанных нами святых на два резко различающихся периода (что можно сказать не только об афонских, но и о всех святых Церкви восточной), из которых первый период можно и должно назвать преподобническим, а второй – мученическим, то это давало нам повод разделить свой патерик на две части, сообразно с указанными периодами. Теперь, однако, желая дать книгу более удобную для постоянного чтения, мы решились распределить памяти святых не по векам, а по дням и месяцам на целый год. А в конце книги для любителей истории мы прилагаем «хронологический указатель» и азбучный (алфавитный) список имен святых нашего патерика. Касательно же памяти святых, на Афонской Горе просиявших, надобно заметить, что, кроме дней, помечаемых нами, или, что то же, празднуемых всей православной Церковью, все афонские преподобные прославляются Святой Горой еще в 1-ю неделю по неделе всех святых; во 2-ю же по ней Афонская Гора празднует всем новым мученикам. Святым, на Афоне просиявшим, есть у нас отдельная служба, составленная блаженной памяти Никодимом и отпечатанная в Ермополе (в 1847 году и потом в Афинах, в 1869 г.). Служба эта переведена и на славянский язык и отпечатана в Будине (в 1810 г., а затем в Царь-граде, в 1862 г.). Есть также отдельная служба и святым новомученикам. И эта служба составлена тем же Никодимом Святогорцем и помещена в изданной им книге: «Neon Marturologion», или «Новое собрание повествований о мучениках» (издана в Венеции, в 1799 г., потом в Афинах, в 1856 г., см. стр. 219–270). Службы эти находятся на Востоке в общецерковном употреблении, равно как и жития, помещенные в нашем патерике. Почти все они официально одобрены Вселенской Константинопольской Церковью. В «Собрание синаксарей», или кратких житий святых (Sunaxaristhz. Benetia. 1819 г.), переведенное на новогреческий язык, исправленное и дополненное упомянутым уже нами святогорцем Никодимом, включены имена всех бывших известными ему новых учеников. В минеях греческих, изданных в 1842–43 гг. в Констанинополе, после тщательного рассмотрения особой комиссией и по благословению святейшего патриарха Германа и его синода, также поставлены имена сих мучеников наряду с именами древних подвижников веры и благочестия[11].

Нет сомнения, что собрания эти не обнимают сказания обо всех, запечатлевших кровью истину своей веры в сии тяжкие для Восточной Церкви времена ига агарянского, но и тех сказаний, какие сохранила благочестивая ревность боголюбивых мужей, достаточно для того, чтобы свидетельствовать о крепости и силе благодатной жизни в Церкви, столько веков томящейся под игом иноверным и всегда представляющей новых поборников веры, готовых стоять за нее до крови. Общение Церкви российской с Церквами Востока, составляющими вкупе с ней единую, святую, соборную, апостольскую Церковь, делает и нас причастниками славы мученичества, которой украшаются собратия наши на Востоке.

Святая Афонская Гора, Русский монастырь,
1896 года, 5 июля.

Тако глаголет Господь: будет в последняя дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и превознесется превыше холмов, и приидут к ней вси языцы. И пойдут языцы мнози, и рекут: приидите, и взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему (Ис. 2, 1–4)

Иже (святые все) верою победиша царствия. Содеяша правду, получиша обетования, заградиша уста львов, угасиша силу огненную, избегоша острея меча, возмогоша от немощи, быша крепцы во бранех, обратиша в бегство полки чуждих: инии же избиены быша, не приемше избавления, да лучше воскресение улучат: друзии же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами и темницею, камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша: проидоша в милотех, и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени: ихже не бе достоин весь мир, в пустынях скитающеся и в горах и в вертепах и в пропастех земных (Евр. 11, 33–38)

Поминайте юзники, аки с ними связани. Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их (Евр. 13, 3. 7)

Ежелетну память днесь сущих на Афон отцев ублажим иноцы – насельницы Афона. Они бо во истину все блаженство Господа имеяху: нищии духом – обогатишася, кротцыи – землю кротких наследоваша, плачущии – утешишася, алчущии правды – насытишася, милостивыи – помилованы, чистии сердцем – Бога, елико мощно, зреша, миротворцы – божественнаго сподобишася усыновления, гонимии и мучимии за правду и благочестие – на небеси ныне радуются и веселятся, и прилежно молят Господа спасти души наша (Из службы преп. отцам на Афоне просиявшим, стихира на литии)

Бог прославляем в совете святых (Пс. 88, 8)

Соберите Ему преподобныя Его (Пс. 49, 5)

Господи, аще не быхом святыя Твоя имели молитвенники, и благостыню Твою милующую нас, како смели быхом, Спасе, пети Тя, Егоже славословят непрестанно Ангели? Сердцеведче, пощади души наша (Октоих, глас 6-й, вторник утра, на стиховне стихиры, и Октоих глас 6-й, суббота утра, на хвалит. стихиры).

Восхвалим убо мужи славны, и отцы в бытии. Многу славу возда Господь в них величием Своим от века. Господствующе в царствиих своих, и мужи имениты силою, советующе разумом своим, провещавшии во пророчествах; старейшины людей в советах и в разуме писания людей; премудрая словеса в наказании их, ищуще гласа мусикийска, и поведающе повести в писаниях; премудрость их поведят людие, и похвалу их исповесть Церковь (Прем. Сир. 44, 1–5, 14.).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Жития святых (1)

    Документ
    Господь наш Иисус Христос, по истечении восьми дней от рождения, соизволил принять обрезание. С одной стороны Он принял его для того, чтобы исполнить закон: "не нарушить закон пришел Я, - сказал Он, - но исполнить" (Мф.
  2. Жития святых (2)

    Документ
    Главное содержание книги Наума есть пророчество о падении и погибели Ниневии2, предсказание бедствий, какие праведный Господь наведет на сей город, и самое живое изображение окончательного и совершенного разрушения этого великого и
  3. Жития святых по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского

    Документ
    В последние тяжкие времена, когда, с умножением грехов наших, увеличились наши бедствия – во исполнение слов святого Апостола Павла: «в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях
  4. М. Макарий. История церкви. Том Отдел 2

    Документ
    Со 2-й половины XV столетия начинается великая перемена в государственной жизни нашего отечества. Система уделов, бывшая столько веков главным источником бедствий для земли Русской и уже довольно потрясенная прежде, падает теперь окончательно.
  5. Истории Русской Церкви (Граф М. В. Толстой) рассказ

    Рассказ
    История Церкви — это прежде всего история деяний и подвигов святых праведников и подвижников. Вспомним слова евангельские: “Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем же сделаешь ее соленою?” (Мтф.

Другие похожие документы..