Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
[Известия С.-Петербургского Политехнического Института Императора Петра Великого, 1910 год, Отдел техники, естествознания и математики., том ХIV, вып....полностью>>
'Образовательная программа'
Данная модифицированная образовательная программа составлена на основе программы Барановой Светланы Георгиевны, педагога дополнительного образования ...полностью>>
'Семинар'
Целевой ориентир выступления: презентация системы управленческих действий, обеспечивающих качество подготовки к ЕНТ, определение степени влияния систе...полностью>>
'Доклад'
Доклад о реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на территории муниципального образования Надымски...полностью>>

Українська Зернова Асоціація (11)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение пошлины на экспорт зерновых из Украины менее эффективная мера, чем квотирование – Розгон

Введение пошлины на экспорт зерновых из Украины менее эффективная мера, чем квотирование. Такое мнение высказал директор департамента развития аграрного рынка Министерства аграрной политики и продовольствия Украины Анатолий Розгон. 

"Действительно, проект закона (о введении экспортной пошлины на зерновую группу) был разработан Министерством финансов ... Я так понимаю, логика его заключается в том, чтобы отойти от режима квотирования, а в качестве альтернативы квотированию ввести пошлину на зерновую группу, чтобы как-то ограничить экспорт", - сказал А.Розгон.

Он также отметил, что, согласно расчетам Минагропрода, введение пошлин менее эффективная мера, чем квотирование.

"Кроме убытков товаропроизводителям это ничего не принесет, так как зернотрейдер своего не потеряет. Он просто на сумму пошлины уменьшит цену приобретения (зерновых)", - сказал он.

"РБК-Украина"

Агроинвестиции и доступ к земле: обострение противоречий

Агроинвестиции решают все?

Высшие лица государства определили, что уже в 2011 году агропромышленный комплекс должен стать «точкой роста», поэтому нынешний год должен пройти под лозунгом его модернизации. Чтобы достичь этих целей, необходимы значительные инвестиции. А откуда их взять? В государстве остался практически единственный ресурс — богатая украинская земля. На самом высоком уровне поставлена задача — «как можно быстрее этот процесс земельной реформы начать и как можно быстрее закончить», что на практике означает форсированное внедрение рынка земли сельскохозяйственного назначения.

Однако следует обратить внимание на противоречивость поставленных задач (рис. 1). Цепочка «агроинвестиции → модернизация → аграрный сектор как точка роста» выглядит вполне логичной. Но в случае внедрения рынка земли значительная часть агроинвестиций будет отвлечена на вложение в куплю земли, ограничив таким образом возможности модернизации агропродовольственного производства.

Известна истина, что замораживание капитала в форме земельной собственности — это роскошь, которую может себе позволить богатая страна. Американский экономист Джекоб Озер в своей книге «Должны ли люди голодать?» в 1959 году приводил как одно из наиболее весомых возражений против неограниченной купли и продажи земли тот факт, что средства, вложенные в землю, — это ресурсы, потерянные для долгосрочных капиталовложений, следовательно, они ограничивают расходы на повышение плодородия земли, ирригацию, приобретение машин, удобрений и другие производственные вложения, то есть на модернизацию. Такое состояние он сравнивал с описанным у Марка Твена пароходом, израсходовавшим на оглушительный гудок столько пара, что его не осталось для приведения в действие машины.

Одним из наиболее весомых аргументов в пользу внедрения рынка земли считается возможность привлечения кредитных ресурсов под ее залог. Логика в этом сомнительна, ведь сначала нужно вложить немалые инвестиции в покупку земли. Разовые (при наличии необходимых средств) вложения в приобретение гектаров и тем более привлечение для этих целей кредитных ресурсов ощутимо ограничат сельхозпроизводителей в расходах на производственные цели и, таким образом, отсрочат модернизацию технико-технологических процессов.

Экономические показатели эффективности деятельности сельскохозяйственных предприятий на протяжении последних трех лет, а именно — прибыльность 70% и убыточность 30% из них при общей рентабельности 8—15%, могут свидетельствовать о том, что возможности покупки земли у них незначительны. Но, возможно, ставка делается на крупномасштабных инвесторов, располагающих средствами и для покупки земли, и для модернизации? Подобная ориентация только на «крупных» формирует довольно непривлекательную среду для значительной массы малых и средних сельхозпроизводителей. Тем более что система финансовой поддержки купли земли в Украине практически не создана.

Частные инвестиции в различные сегменты продовольственной цепочки, в контрактные схемы с разных размеров сельхозпроизводителями могут обеспечить инвесторам гарантированные поставки сельскохозяйственной продукции и прибыль, но при этом переход прав собственности на землю вовсе не обязателен. Во Франции на арендной основе обрабатываются свыше 50% посевных площадей, в Бельгии — 68, Израиле — 90%; в США в государственной собственности находится 40% земли, в Голландии — все сельскохозяйственные земли. В США 27% фермеров являются полными собственниками земли фермы, а 60% — частичными, что не мешает фермерам эффективно инвестировать и хозяйствовать. Ведь А.Чаянов отмечал, что для народа важна не собственность на землю, а доступ к земле. Нехватка капитала в фермерских хозяйствах покрывается за счет системы кредитования с умеренными процентными ставками, государственной помощи и т.д.

Однако именно земля является тем активом, на который в последнее время нацелены частные инвестиции в сельское хозяйство. Этот ажиотажный процесс определен в мировом масштабе как новая «земельная лихорадка», «земельные захваты», «агроколониализм». В докладе Всемирного банка «Растущий глобальный интерес к сельхозугодьям: может ли он обеспечить стабильные и равные выгоды» (октябрь 2010 года) приведены факты беспрецедентного ускорения крупномасштабной скупки земли, особенно в странах со слабым уровнем управления землепользованием и высокой степенью продовольственной уязвимости. И хотя преобладающее количество сделок с большими объемами земель заключаются внутренними инвесторами, большинство мегапроектов, касающихся 100 тыс. га и больше, заключаются именно иностранными инвесторами. Вне сомнения, и Украина стоит на пороге нового земельного передела.

Отечественная официальная статистика четко отражает процесс концентрации земли, но оперирование средними величинами его вуалирует. Так, если рассчитать площадь сельхозугодий на сельхозпредприятие за 2009 год, в среднем получается не так уж и много — 430 га. Но если из общего количества сельхозпредприятий выделить фермерские хозяйства, средний размер которых составляет 113 га, то оставшиеся сельхозпредприятия будут довольно крупными — средний размер землепользования 1,5 тыс. га. При этом почти четверть этих предприятий хозяйствуют на площади сельхозугодий свыше 2 тыс. га, и в них сконцентрированы почти 30% общей площади этих угодий в государстве.

Сельхозпредприятия с площадью угодий свыше 5 тыс. га, составляя всего 1% всех предприятий, распоряжаются 25% земель этой категории землепользователей. Особенностью Украины является то, что 2% фермерских хозяйств имеют средний размер 2 тыс. га.

А что же в развитых странах, экономические достижения агросферы которых часто приводятся как целевые ориентиры для отечественного развития? В большинстве из них основой моделью агросферы является семейная ферма. Например, в США в 2007 году средний размер фермы составлял 169 га, партнерства — 374 га и корпорации — 527 га. И только 8% ферм имели 1 тыс. и больше акров земли, или свыше 405 га. Еще меньше средняя ферма в Европейском Союзе — примерно 20 га.

В Украине отечественные инвестиции в основной капитал сельского и охотничьего хозяйства (в сравнимых ценах) в последние три года перед 2009-м росли ежегодно в среднем на 32%, прямые иностранные — на 39%, превышая соответствующие индексы по общим инвестициям по видам экономической деятельности. На фоне регулярных вспышек продовольственного кризиса не приходится сомневаться в истинном стремлении — скупить украинские черноземы. Мотивов для этого достаточно: желание выкупить лучшие участки плодородной земли, повышение капитализации, диверсификация инвестиционного портфеля за счет вложений в привлекательный сегодня сектор при снижении отдачи от других секторов и т.д. Интерес к украинским черноземам иностранных инвесторов в еще большей степени будет стимулировать покупку земли отечественными бизнесменами, в том числе в качестве объекта дальнейшей перепродажи по более высокой цене.

Поиск инвестора любой ценой, в том числе внешнего, которого часто не ассоциируют с сельскохозяйственным производителем, грозит усилением процессов концентрации земли у крупных владельцев-латифундистов, владельцев-абсентеистов, то есть тех, кто живет постоянно вне своих землевладений за счет ренты со своей земельной собственности. Дж. Озер в упомянутой выше книге приводит опыт неэффективной земельной реформы в Японии, проведенной по инициативе Макартура после Второй мировой войны: помещики использовали свою политическую, экономическую и социальную власть с целью получить больше, чем предусматривалось по закону; они сгоняли с земли сотни тысяч арендаторов и регистрировались как проживающие в селе или как крестьяне-собственники, распределяли землю среди своих родных и подставных лиц; крупные помещики были директорами банков, собственниками товарных складов, поставщиками удобрений, правительственными чиновниками и лидерами различных влиятельных политических организаций.

В ситуации крайнего неравенства разных агроинвесторов, особой уязвимости средних и малых сельхозпроизводителей, когда речь идет о финансовых возможностях, доступе к рынкам, кредитным ресурсам, технологиям,  чрезвычайно важна регуляторная роль государства. Оно должно сформировать сильную систему ответственного землевладения и землепользования (обычно закрепляется приоритет местных сельхозпроизводителей), урегулировать конкуренцию между различными категориями инвесторов, направлять их в разные сегменты цепочки создания добавленной стоимости и в сельские регионы, которым больше всего в этом нуждаются, в частности в депрессивные.

Одна из рациональных моделей инвестиций в аграрный сектор может выглядеть следующим образом: местные инвесторы-аграрии инвестируют в приобретение сельхозугодий, производственные средства и инфраструктуру; аграрии, их кооперативы и другие инвесторы инвестируют в объекты хранения, переработки и реализации продукции; государственные инвестиции направляются в сельскую инфраструктуру, развитие системы распространения знаний и образование, консультирование.

По предложениям ФАО, в ближайшие годы структура инвестиций должна быть следующей: 25% — в растениеводство, 13% — животноводство, 62% — сельскую и оптовую рыночную инфраструктуру, первичную переработку, хранилища (Форум экспертов высокого уровня на тему «Как прокормить население мира в 2050 году»).

На международном уровне (ФАО, Всемирный банк, другие организации) разрабатывается и уже обсуждался в 2009—2010 годах проект Принципов ответственного инвестирования в сельское хозяйство. Обсуждаемые семь принципов касаются: признания и уважения существующих прав на землю и ресурсы; обеспечения продовольственной безопасности государств; транспарентности, надлежащего управления и формирования благоприятной среды; проведения консультаций и обязательного участия в них местных заинтересованных сторон; инновационности проектов инвестирования и гарантирования стабильных результатов; социальной ответственности, неусиления уязвимости отдельных категорий граждан, создания рабочих мест, обеспечения общественных благ, содействия развитию сельских территорий; экологической стабильности при минимизации рисков и масштабов негативного влияния на природные ресурсы и окружающую среду.

Есть немало причин сомневаться, что нынешние «эффективные инвесторы» в Украине прошли бы положительно такой тест на ответственность инвестирования в сельское хозяйство.

Доступ к земле: права под угрозой

«Отберите у человека или у народа деньги, товары, скот, и ваш грабеж закончится вместе с вашим уходом. Течение времени, конечно, не сделает ваше преступление делом хорошим, но оно уничтожит его последствия. Но отберите у народа землю, и ваш грабеж будет длиться вечно. Он будет новым ограблением для каждого нового ряда поколений, для каждого нового года, для каждого нового дня», — писал в ХІХ веке американский экономист Генри Джордж.

По общему определению, доступ — это реальная возможность получить желаемое. Поэтому доступ к земле сельскохозяйственного назначения можно трактовать как право или возможность использовать, управлять или контролировать землю и ее ресурсы.

Аграрные трансформации в Украине привели к тому, что в частной собственности сейчас находятся 30,4 млн. га (73%) сельскохозяйственных угодий и 26,7 млн. га (82%) пашни. Право на земельный участок (пай) получили 6,9 млн. человек, а в целом официально оформленное право на земельный участок имеют в два раза больше граждан. Таким образом, определенный уровень физического доступа к земле обеспечен. Вместе с тем уже при распаевании было очевидно, что обрабатывать полученные земельные паи самостоятельно смогут далеко не все: подавляющее большинство собственников — это лица пенсионного и предпенсионного возраста. А уже сегодня свыше 15% паев перешли в наследство.

При предоставлении земельных паев в собственность не была сформирована соответствующая производственная и рыночная инфраструктура, никто не озаботился поддержкой хозяйствования семейного типа, развитием кооперации, интеграции в агропродовольственной цепочке. Поэтому преобладающая часть приватизируемых земель сдается в аренду сельхозпредприятиям (более 60% площадей распаеванных земель). О неблагоприятной среде свидетельствует нынешняя ситуация с фермерскими хозяйствами: их количество, лишь немного превысив 4 млн., с 2008 года сокращается.

Рис. 2 демонстрирует два важных аспекта относительно земли. Если частная форма собственности на сельхозугодья очевидно преобладает (73%), то как место приложения труда наши сограждане используют эти угодья на треть (38%). При этом сельхозпредприятия, хозяйствуя на половине площади сельхозугодий, обеспечивают работой всего 28% работников отрасли, большая же их часть работает в секторе самостоятельной занятости, представленный личными крестьянскими хозяйствами, в том числе теми, к которым собственники присоединили земельные паи.

59% площади сельхозугодий граждан приходятся на участки для ведения товарного сельскохозяйственного производства (средний размер 3,5 га), 31% — на личные крестьянские хозяйства (около 1 га в среднем), 8% — участки для сенокоса и выпаса скота, примерно по 1% — на коллективные и индивидуальные огороды и сады. Обрабатывать больше земли крестьянам не под силу, поскольку труд в их домашних хозяйствах и сегодня остается в основном ручным.

Фактически речь идет о социальной доступности земли для населения, ведь указанные формы землепользования реализуют в значительной мере социальные функции — самозанятость, самообеспечение. И они будут сохраняться еще длительное время.

Итак, только на половине клина приватизированных сельскохозяйственных угодий хозяйствуют сами граждане. Другая же половина приватизированной земли — «ресурс, ускользающий из рук граждан», «отрезанный ломоть». Это — земли, находящиеся в аренде, а в случае введения рынка земли они будут выставлены на продажу, учитывая довольно неблагополучное положение продавцов-крестьян.

Часть граждан — одни по собственному желанию (наследники, пенсионеры и т.д.), большинство же вынужденно (из-за необходимости платить за обучение детей, за лечение, в конце концов, по более банальной причине — получить средства к существованию) — продаст свою земельную собственность. Более того, даже если собственник не захочет ее продать, его под разными предло

"Зеркало недели"

АФЗУ требует от Верховной Рады Украины скорейшего рассмотрения и принятия законопроекта №8163

Ассоциация фермеров и частных землевладельцев (АФЗУ) требует от Верховной Рады Украины скорейшего рассмотрения и принятия законопроекта №8163. Об этом 23 марта заявил президент ассоциации Николай Миркевич, передает пресс-служба ГПЗКУ. 

«Системные реформы в аграрном секторе невозможны без комплексной поддержки государством отечественных сельхозпроизводителей, - считает Н.Миркевич. - Не только при операциях с землей, а также в вопросах ее обработки, сбора урожая, его хранение и экспортных продаж.

В связи с этим он сообщил, что Ассоциация фермеров и частных землевладельцев Украины поддерживает первые законодательные инициативы государства в этом направлении. А именно - законопроект №8163 «О внесении изменений в Закон Украины «О зерне и рынке зерна в Украине» (относительно экспорта зерна по внешнеэкономическим договорам (контрактам).

Н.Миркевич считает, что этот проект закона защищает интересы украинских крестьян и фермеров, а не посредников и иностранных трейдеров. «Он дает возможность нам, сельхозпроизводителям, с помощью государства выходить на конечного покупателя зерна и получать справедливые прибыли, не оставляя их в кармане зернотрейдеров», - заявил глава ассоциации.

По его словам, принятие законопроекта №8163 является залогом повышения производства в аграрном секторе, «укрепления благосостояния крестьян, защиты плодородия земель и обеспечения продовольственной безопасности Украины».

ИА "АПК-Информ"

Рынок зерновых и масличных: цены и тенденции (16-22.03)

За период с 16 по 22 марта новости о землетрясении и цунами в Японии продолжали оказывать негативное влияние на цены как на зерновые, так и масличные культуры.

Цены же на зерновые в Украине оставались стабильными, чего нельзя сказать о ценах на масличные культуры. Об этом идет речь в аналитическом выпуске "Агрофакс" Проекта "Немецко-украинский аграрный диалог" Института экономических исследований и политических консультаций, текстом которого располагает ЛІГАБізнесІнформ.

 

Зерновые культуры

Новости о катастрофе в Японии продолжают негативно влиять на мировые цены на зерновые. Спекулятивный капитал уходит с рынков аграрного сырья. 
 

Курс доллара по отношению к иене и евро продолжает снижаться. Учитывая тот факт, что торговля сельскохозяйственной продукцией проводится в основном на базе доллара США, наблюдается тенденция падения цен на фьючерсных товарных рынках. Однако в течение нескольких дней, отмечают эксперты Проекта, наблюдались признаки стремительного восстановления рынков. 
 

В Украине цены на зерно остаются стабильными.
 

Между тем, украинское правительство оценило урожай зерновых в 2011 г. на уровне 42 млн т (в прошлом году - 39,5 млн. т). И лишь из Восточной Украины сообщают о повреждении озимых зерновых. Такая же ситуация и в России.
 

Экспортный потенциал Украины оценивается примерно в 15-17 млн т зерна.
 

Вероятно, в ближайшие недели цены на рынках зерновых будут зависеть преимущественно от погодных условий, - допускают аналитики.

 

 

Масличные культуры

Ситуация в Японии оказала негативное влияние и на рынки масличных культур. Как и на рынках зерновых, спекулянты стремительно изымают капитал с рынков, чему также способствует неопределенность в отношении объема посевов сои в США. Эти факторы оказывают давление на мировые фьючерсные биржи.
 

Данная тенденция характерна и для рынков масличных культур Украины. Так, на текущей неделе цены на подсолнечное масло и семена подсолнечника снизились. На сегодня пока не ясно, насколько длительным является такой нисходящий тренд.
 

На мировом рынке семян подсолнечника и вовсе дефицит. По оценкам экспертов, посевные площади под подсолнечник в Украине в этом году составляют около 4,3-4,5 млн га. Предполагаемый уровень производства составляет около 7 млн т (в прошлом году - 6,5 млн т).

Дефицит наблюдается и на мировом рынке рапса. В Восточной Германии и Польше сообщают о потерях озимого рапса. В Украине в этом году производство рапса может составить около 2 млн т (в прошлом году - 1,4 млн т).
 

ЛIГАБiзнесIнформ

Украинские фермеры против установления экспортной пошлины на зерно

Президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины Николай Миркевич уверен, что введение экспортной пошлины на зерно является антинародным шагом, следствием которого станет уменьшение производства зерновых в Украине.

«Мы однозначно против введения пошлин на экспорт зерна. Хотя квоты - это временная ограничительная мера, понятно, если вырастим больше, то не будет необходимости в квотировании. Оно должно быть, так как это определенным образом гарантия продовольственной безопасности в стране. Правительство продуманно использует квотирование. Что касается пошлин, то это плохой шаг. Он ухудшает производство продукции», - заверил Н.Миркевич.

Вместе с тем, председатель Союза участников сельскохозяйственных кооперативов Украины Иван Томич уверяет, что возможное введение экспортных пошлин не позволит развиваться отечественным производителям.

«Пошлина - это системный удар по украинскому производителю, который не позволит наращивать производство и занимать новые позиции на рынках. Пошлина делает низкоконкурентной нашу продукцию на международных рынках. Квоты применять можно, если они будут служить созданию определенной продовольственной безопасности для государства, для внутренней стабильности. Это краткосрочное действие, которое дает возможность учесть общественные интересы. А пошлина относится к негативным вещам, которые сейчас могут очень навредить Украине, которая снова получила шанс занять ведущие позиции в мире по производству и поставкам продовольствия», - отмечает И.Томич.

«Украина с начала маркетингового года экспортировала более 5,5 млн. тонн зерновых. Этого достаточно для выполнения торговых обязательств Украины. В случае введения экспортной пошлины вместо квот экономическая безопасность нашего государства окажется под угрозой», - сообщил исполнительный директор Союза производителей аграрной продукции Василий Стоянчук.

"РБК-Украина"

«Хлеб Инвестстрой» не будет принимать участие в возможном обмене пшеницей между Украиной и Сирией

ООО «Хлеб Инвестстрой» не будут обслуживать в статусе оператора возможный будущий контракт по обмену пшеницей разных видов между Сирией и Украиной. 

Напомним, что, как ранее заявила сирийская сторона, данный контракт может быть подписан в течение ближайших недель.

ООО «Хлеб Инвестстрой» официально заявило, что все предположения о каком-либо участии компании в данном контракте являются недостоверными и не соответствуют действительности.

«Компания не владеет какой-либо информацией относительно данного контракта, переговоров о его заключении, а тем более, о своем участии в реализации любых «международных обменов зерном», - говорится в сообщении пресс-службы компании.

ИА "АПК-Информ"

МинАП: Новая схема кредитования сельхозтоваропроизводителей позволит привлечь более 200 млрд грн

Министерство аграрной политика и продовольствия разработало новую схему кредитования сельхозтоваропроизводителей, которая позволит привлечь в производственную сферу более 200 млрд грн кредитных ресурсов в год. Об этом во время парламентских слушаний заявил первый замминистра аграрной политики и продовольствия Николай Безуглый.


"Министерством разработана принципиально новая схема кредитования сельхозтоваропроизводителей, которая позволит привлечь в производственную сферу более 200 млрд грн кредитных ресурсов в год со всеми ставками до 10%, что достаточно не только для финансирования оснащения сельского хозяйства, но и внедрение новых технологий", - сказал первый замминистра.


При реализации земельной реформы на законодательном уровне предлагается порядок проведения земельных торгов, а также кардинально расширится база кредитования под залог земли, или передача ее в аренду.

"РБК-Украина"



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Українська Зернова Асоціація (23)

    Документ
    Від імені членів Української зернової асоціації звертаюсь до Вас із проханням звернути увагу на ситуацію, яка склалася на ринку зернових України, і не допустити зернової кризи в державі, що є житницею Європи.
  2. Українська Зернова Асоціація (5)

    Документ
    Майже два місяці тому митники почали затримувати судна із зерном для експорту і проводити перевірки вантажу. Спершу чиновники пояснювали це махінаціями з боку зернотрейдерів.
  3. Українська Зернова Асоціація (18)

    Документ
    Щорічна Урочиста Вечеря Міжнародної Асоціації Торгівлі Зерном та Кормами (GAFTA) відбудеться в Києві в приміщенні Мистецького Арсеналу 26 травня 2011 року.
  4. Українська Зернова Асоціація (1)

    Документ
    Українська зернова асоціація сьогодні 17 січня направила Прем’єр-міністру України М.Я. Азарову листа щодо нагальних питань з приводу набрання чинності з 01.
  5. Українська Зернова Асоціація (6)

    Документ
    З 1 липня 2011 року в Україні діє експортне мито на пшеницю і суміш пшениці та жита в розмірі 9%, але не менше 17 євро за тонну, на ячмінь - 14%, але не менш 23 євро / тонну, на кукурудзу - 12%, але не менше 20 євро / тонну.
  6. Українська Зернова Асоціація (22)

    Документ
    Госпродкорпорация реорганизована в акционерное общество. Этим Кабмин заложил основу для вхождения в компанию частных инвесторов. Корпорация, которая уже сейчас оценивается в $1,7 млрд, заявляет о потенциале роста до $5 млрд в ближайшие три года.

Другие похожие документы..