Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Примерная программа'
Цель – анатомо-хирургическая подготовка студентов, необходимая для последующих занятий на клинических кафедрах и при самостоятельной врачебной деятел...полностью>>
'Документ'
Опираясь на законы механики и физической химии, и привлекая морфофункциональные и электромеханические аналогии, построили модели физиологии зубов, ко...полностью>>
'Программа'
«Чаепитие с Фомой Фомичем», театрализация, изображающая муки творчества Федора Михайловича; урок «Камаринской», «Детская площадка», где актеры улично...полностью>>
'Закон'
Защита диссертации состоится «13» июня 2006 г. в 17 часов на заседании диссертационного совета Д 144.001.02 при Государственном научно-исследовательск...полностью>>

Егэ как форма государственной (итоговой) аттестации по литературе

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЕГЭ как форма государственной (итоговой) аттестации по литературе

Выступление Сидоровой И.В., учителя МОУ лицей,

эксперта предметной комиссии по литературе при проведении ЕГЭ.

26 августа 2010г.

Единый государственный экзамен по литературе предполагает двухуровневую проверку знаний учащихся и в большей степени ориентирован на профильный уровень. Экзаменационный вариант состоит из трех частей. На ее выполнение дается 4 часа (240 минут).

Части 1 и 2 включают в себя анализ художественного текста (фрагмента эпического или драматического произведения и лирическое произведение).

Анализ текста эпического (или драматического) произведения имеет следующую структуру: 7 заданий с кратким ответом (часть В), требующих написания слова или сочетания слов, и 2 задания с развернутым ответом (С 1 и С 2), требующие написания ответа в объеме 5-10 предложений.

Анализ лирического произведения включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В) и 2 задания с развернутым ответом (С 3 и С 4) в объеме 5-10 предложений.

Часть 3 предполагает выбор одной из трех предложенных тем и написание развернутого письменного ответа на поставленный проблемный вопрос в жанре сочинения (в объеме не менее 200 слов).

Важнейшими знаниями и умениями, которыми должны овладеть учащиеся к концу обучения в 11 классе, могут быть признаны:

  • знание текстов программных художественных произведений;

  • знание основных этапов творческой биографии крупнейших писателей;

  • умение определять тему, идею и основную проблему художественного произведения;

  • умение определять конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественного произведения;

  • знание и понимание теоретико-литературных понятий и терминов: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма), их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и т. д.), литературные направления и течения (романтизм, классицизм, символизм и т. д.), стихотворные размеры (ямб, хорей) и т.д.;

  • умение применять при анализе художественного произведения сведения по теории и истории литературы: средства художественной изобразительности (метафора, эпитет, сравнение, антитеза, гротеск, аллегория и т. д.); структурообразующие элементы художественного текста (система образов, сюжет, композиция, внесюжетные элементы) и т. д.;

  • овладение необходимыми видами логически связного, образного речевого высказывания, навыки которого формируются в процессе изучения литературы.

Задания с развернутым ответом в системе

контрольных измерительных материалов по литературе 2011 г.

Система оценивания выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ по литературе

Задания с развернутым ответом проверяют умение учащегося анализировать, интерпретировать и комментировать текст литературного произведения.

В работе представлены три группы заданий с развернутым ответом: С1и С3; С2 и С4; С5.1-С.5.3. К каждой группе заданий разработаны свои критерии проверки и оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, которые представлены в общем виде и не обеспечены эталонами ответов (в соответствии со спецификой учебного предмета).

В первой и второй частях работы выделяется два блока заданий, связанных с анализом художественного текста, предлагаемого в экзаменационной работе. В первом блоке оказываются тексты с кратким ответом, во втором – задания, требующие от экзаменуемого обобщить наблюдения над одной из важных проблем текста.

Примеры заданийС1, С3:

С какой целью Софья «выдумывает» и рассказывает свой сон? (А.С. Грибоедов «Горе от ума».);

В чем символический смысл центрального образа стихотворения А.С. Пушкина «Туча»?»

Примеры заданий С2, С4

Какие герои русской классики близки Фамусову по своим взглядам на мир и человека?

Кто из русских поэтов ХIХ века обращался к теме «невыразимого» и что сближает их произведения со стихотворением В.А. Жуковского «Море»? Свой ответ аргументируйте

Вопросы С1 – С4 относятся к заданиям повышенного уровня сложности. Оценивание выполнения заданий С1 – С4 осуществляется с опорой на один критерий («точность и полнота ответа на вопрос»). Каждое из заданий оценивается в диапазоне от 0 до 3 баллов. Максимальный результат, которого может достичь экзаменуемый, правильно выполнивший одно такое задание в экзаменационной работе, – 3 балла.

Указание на объем ответа (5–10 предложений) условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объеме).

Основная специфика заданий С1 и С3 состоит в том, что экзаменуемый должен лаконично ответить на поставленный проблемный вопрос. Понимание специфики заданий С1 и С3 – важнейшее условие его успешного выполнения. Минимально достаточным считается умение адекватно воспринять суть вопроса и дать на него прямой ответ. Критерии оценки представлены в таблице.

Точность и полнота ответа

Баллы

а) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания:

аргументировано отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие выводы …

3

б) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания, но при ответе не демонстрирует достаточной обоснованности суждений, и /или отчасти подменяет рассуждения пересказом текста…

2

в) экзаменуемый упрощенно понимает задание, рассуждает поверхностно, неточно, слабо аргументируя ответ, подменяя анализ пересказом…

1

г) экзаменуемый неверно отвечает на вопрос, и/или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей, и /или подменяет рассуждения пересказом текста…

0

Максимальный балл

3

Формулировки задания указанного типа (С1 и С3), ответы экзаменуемых и комментарий к ним.

Задание С3. Н.А. Добролюбов о стихотворении «Родина» сказал, что М.Ю. Лермонтов учит любить родину «свято, чисто и разумно». Как эти слова, с вашей точки зрения, соотносятся с содержанием стихотворения?

Первый вариант ответа:

Н.А. Добролюбов имеет в виду, что в стихотворениях М.Ю. Лермонтова отображаются все те чувства, которые должен испытывать истинный патриот страны. Именно этими чувствами руководствуется поэт при написании стихотворения «Родина». М. Ю. Лермонтов говорит о том, что родину надо любить, любить чисто и искренне за ее красоту «безбрежных лесов», «разливы рек её, подобные морям» и «её степей холодное молчанье».

Комментарий к первому варианту ответа

Экзаменуемый дает поверхностный ответ на вопрос, не раскрывая существа проблемы. В основу ответа положен только один тезис о любви к красоте родной природы. Н.А. Добролюбов делает акцент на слово «разумно». Действительно, стихотворение Лермонтова не только описание чувства, но размышление о его истоках. Поэт перечисляет традиционные основы патриотического чувства (слава, уникальное прошлое отечества) и приходит к парадоксальной формуле «люблю – за что, не знаю сам»). «Святость» и «чистота» патриотического чувства связаны с постижением красоты природы, а главное – с чувством родного, знакомого. Для Лермонтова любовь к отчеству соединяется с любовью к народу, к традиционному ладу русской жизни. Оценка за ответ – 1 балл.

Второй вариант ответа:

Я считаю, что Н.А.Добролюбов имел в виду, что М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Родина» показывает свою любовь к отчизне и тем самым учит, что не стоит любить или не любить ее за темные моменты в истории. Наоборот, следует любить отчизну духовно, т.е. за ее природу, нравы, праздники и все то, что развивает культуру и духовность русского человека. Лермонтов сам не понимает, какая любовь испытывается им, говоря, что любит странною любовью. Поэтому это чувство чисто, ведь в нем нет осознания, разума. Однако Добролюбов говорит и об учении разумной любви, значит нельзя кидаться в эти чувства любви с головой. Наверное, потому, что не все понимают эту любовь, не всем она дана, из чего следует, что неразумное выражение своего чувственного отношения к Родине не всегда ведет к удачному результату.

Комментарий ко второму варианту ответа

Выпускник строит ответ в направлении, заданном вопросом, центральное утверждение не вызывает возражений: истоком любви к Родине является для поэта русская «природа, нравы, праздники». Однако рассуждения носят хаотичный и поверхностный характер, их речевое оформление требует серьезной правки. За многословностью ответа скрывается небогатый набор тезисов, которые зачастую лишены доказательной основы. В ряде случаев комментарий идет в ложном направлении. Так, экзаменуемый утверждает, что «М.Ю.Лермонтов… учит, что не стоит любить или не любить ее <родину> за темные моменты в истории». Во-первых, в лермонтовском стихотворении нет дидактического пафоса (учит, по мысли Добролюбова, стихотворение, а не сам Лермонтов) ему скорее присуща интонация раздумья. Во-вторых, слово «темные» неудачно вырвано из контекста стихотворения, данный эпитет относится к слову «старина», а не к «моментам истории». Лемонтов не использует этот эпитет в негативном значении, его контекстуальными синонимами могли бы быть такие эпитеты: «забытые», «давние», «древние». В работе утверждается, что «Лермонтов сам не понимает, какая любовь испытывается им». Неудачно построение фразы, необоснованно и само утверждение. Важнее было бы сместить смысловой акцент на осознание поэтом глубины чувства любви к Родине, сокровенности истоков этого чувства, не выразимого в полном объеме. Далее экзаменуемый формулирует ложный тезис, утверждая, что чистота патриотического чувства определяется отсутствием «осознания, разума», что противоречит как содержанию стихотворения, так и мысли Добролюбова. Заключительная фраза носит демагогический характер и лишена внятного смысла. Оценка за ответ – 1 балл.

Специфика заданий С2 и С4

Выполнение заданий С2 и С4 требуют включения рассматриваемого произведения в литературный контекст. Например:

  • Какие героини русской классической литературы схожи с Софьей, героиней комедии А.С. Грибоедова? Свой ответ аргументируйте.

  • В каких произведениях русских классиков город становится предметом художественного изображения и что сближает эти произведения с гоголевским «Ревизором»?

Подобные задания требуют краткого связного ответа в объеме 5–10 предложений и являются своеобразным итогом работы с текстом. Задания этого типа (их в экзаменационной работе два) представляют собой по существу проблемный вопрос, который связан с конкретным произведением и при этом нацеливает на рассмотрение художественного текста в определенном литературном контексте, без обращения к которому нельзя в полной мере оценить целостность восприятия выпускниками курса литературы, их умение устанавливать аналогии, соотносить и сопоставлять различные литературные факты, осмысливать логику литературного процесса.

Для успешного выполнения заданий данного типа экзаменуемые должны владеть умением устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, позволяющие воспринимать художественное произведение не как единичное явление искусства (литературы, живописи, музыки и др.), а как часть единого культурно-художественного пространства, т. е. часть истории человеческой цивилизации. Критерии оценки представлены в таблице.

Точность и полнота ответа

Баллы

а) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания:

отвечает на вопрос, требующий привлечения литературного контекста, то есть называет не менее двух произведений одного или разных писателей или называет не менее двух авторов, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив, художественный прием и т.д. (две и более позиций сопоставления), и дает содержательное обоснование для сопоставления, приводя необходимые аргументы…

3

б) экзаменуемый отвечает на вопрос, но ограничивается минимальным литературным контекстом (одна позиция сопоставления), указывая произведение и автора; дает неполное обоснование сопоставления…

2

в) экзаменуемый отвечает на вопрос, привлекая минимальный литературный контекст (одна позиция), но приводит материал неполно (без фамилии автора или без названия произведения), и/или не дает содержательного обоснования…

1

г) экзаменуемый не отвечает на вопрос или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей

0

Максимальный балл

3

Формулировки задания указанного типа (С2 и С4), ответы экзаменуемых и комментарий к ним.

Задание С2. Какие русские писатели близки Л.Н.Толстому в изображении духовных поисков героев? (Свой ответ аргументируйте)

Первый вариант ответа:

Одним из близких Толстому писателей был Достоевский. Его произведение «Преступление и наказание» так же показывает нам, как главный герой ищет свой жизненный путь. Он обретает независимость от других и находит смысл своей жизни. Второй близкий Толстому писатель – Тургенев. Произведение «Отцы и дети» рассказывает о духовных поисках Базарова.

Комментарий к первому варианту ответа

Экзаменуемый отвечает на вопрос, требующий привлечения литературного контекста, но не дает обоснования для сопоставлений. Духовный поиск человека предполагает саморазвитие, внутреннее движение, обретение своего «я». Раскольников в «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевского - носитель страстно переживаемой им идеи, экспериментатор, проверяющий на практике свою теорию. Он проходит в романе свой путь духовного развития, освобождаясь от бремени ложной идеи, приобщаясь к миру остальных людей (от гордых идей о личной славе освобождается и князь Андрей). Непонятным в работе экзаменуемого является тезис о том, что Раскольников «обретает независимость от других», остается неясным, как эта мысль связана с утверждением: герой «находит смысл своей жизни». Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» выступает как выразитель определенных взглядов на жизнь, обусловленных его нигилистической позицией движению. Жизнь опрокидывает его убеждения, в результате чего герой испытывает жесточайший внутренний конфликт, определяющий дальнейшее направление его духовных поисков (толстовский Пьер Безухов разочаровывается в масонстве, сохраняя при этом представление о ценности самосовершенствования). При ответе можно было бы обратиться к роману М.А. Шолохова «Тихий Дон», М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и др. Оценка за ответ – 1 балл.

Второй вариант ответа:

Герои Толстого ищут ответ на вопрос о смысле жизни, роли человека в истории, постоянно сомневаются и размышляют. Подобные мысли волнуют и тургеневского Базарова и главного героя романа Достоевского «Преступление и наказание». Базаров и Раскольников ищут себя, пытаются решать философские вопросы и проверить правильность ответов на практике. Раскольников даже идет на преступление, чтобы доказать, что он не «тварь дрожащая», а Человек. Что-то похожее есть и в герое романа Шолохова «Тихий Дон». Григорий Мелехов нуждается в истине и способен к внутренним изменениям, его не удовлетворяют «простые» ответы на вопросы времени. Все эти герои близки героям Толстого своей неуспокоенностью, стремлением к познанию жизни и себя в ней.

Комментарий ко второму варианту ответа

Ответ точно соотнесен с формулировкой вопроса. Обоснованно привлечены герои трех произведений, выделены основания для сопоставления. Несколько спрямлено представлена ситуация с Базаровым, который охарактеризован как человек, неустанно «ищущий себя», тогда как тургеневскому герою свойственно отстаивать уже сложившиеся убеждения, но как человеку, честному с самим собой, ему присуща способность видеть собственную неправоту, сомневаться, например, в своей «нужности» для России. Впрочем, данный недостаток не сильно снижает высокое качество ответа, свидетельствующего о хорошем знании литературного материала, об умении экзаменуемого самостоятельно выстраивать литературные аналогии, компактно и грамотно излагать мысли. Оценка за ответ – 3 балла.

Методический комментарий к критериям проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (С5.1 – С5.3)

Наиболее близка традиционной школьной практике изучения предмета третья часть экзаменационной работы, в которой проверяется умение построить связное содержательное речевое высказывание на заданную литературную тему, сформулированную в виде вопроса проблемного характера. Несомненно, что эта особенность работы должны быть учтена преподавателями-словесниками и при подготовке к экзамену: тренировочные сочинения следует писать на темы, сформулированные именно в виде проблемного вопроса.

Выпускнику предлагаются 3 вопроса (C3.1–С3.3), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: один – по древнерусской литературе, литературе XVIII века и произведениям первой половины XIX века, второй – по произведениям второй половины XIX века, третий – по произведениям XX века. Например:

  1. Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II, простившая Гринева, или Пугачев, пощадивший его?

  2. Почему нравы города Калинова Кулигин называет «жестокими»?

  3. Что определяет драматизм звучания стихотворения А.А. Блока о России?

Выпускник выбирает только один из вопросов и даёт на него ответ, обосновывая свои суждения обращением к произведению и позиции автора.

Наиболее часто встречающаяся ошибка: учащиеся применяют план написания работы по русскому языку.

Задания с развёрнутым ответом в объеме 5–10 предложений и задания, требующие написания сочинения, имеют несколько принципиальных различий. Во-первых, они отличаются заданным объемом связного высказывания (краткий ответ выявляет умение экзаменуемого лаконично и точно ответить на вопрос, развернутое сочинение позволяет оценить степень сформированности умения аргументировано рассуждать на литературную тему, обоснованно формулировать тезисы, приводить доказательства и иллюстрировать их конкретными примерами). Во-вторых, указанные два типа заданий отличаются содержательно: краткие связные ответы ориентированы на приведенный в экзаменационной работе фрагмент или полный текст художественного произведени, тогда как полный развернутый ответ ориентирован на проблематику творчества писателя (писателей) или его произведения. Отличия этих заданий проявляются и в различных критериях их оценки.

Среди пяти позиций, по которым оценивается выполнение задания части 3 следующие:

  • глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе;

  • уровень владения теоретико-литературными знаниями;

  • обоснованность привлечения текста произведения;

  • последовательность и логичность изложения;

  • следование нормам речи.

Следует еще раз указать на то, что первая позиция (содержательный аспект) является главной: если при проверке экзаменационной работы эксперт по первому (содержательному) аспекту оценивания ответа ставит «0» баллов, задание считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется. Подчеркнем, что с 2008 года ужесточились требования к объему сочинения. Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов, то такая работа считается невыполненной и оценивается нулем баллов.

Перечень теоретико-литературных понятий дан в кодификаторе, именно на него опираются разработчики КИМ при формулировании заданий разных типов. Следует понимать, что термины и понятия, включенные в кодификатор, даны (в соответствии с нормативными документами) в обобщенном структурированном виде.

В качестве примера приведем сочинение (ответ на задание С5) участника ЕГЭ с комментарием к нему по всем пяти критериям, высоко оцененного по второму критерию.

Задание 1. Почему Софья предпочла умному, талантливому Чацкому «бессловесного» Молчалина? (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Создавая пьесу «Горе от ума», А.С. Грибоедов хотел изобразить конфликт между «веком нынешним и веком минувшим» и нарисовать героя, в котором нашли бы отражение черты прогрессивного дворянства того времени.

Для того чтобы нарисовать обличительную картину фамусовского общества, Грибоедову был нужен герой-резонер, несущий читателю авторское слово. Таким героем в пьесе стал А.С. Чацкий

В произведении Грибоедова герои высказываются по всем основным вопросам своего времени, и мы узнаем, что А.С. Чацкому близки взгляды декабристов. Собственно говоря, олицетворяя в пьесе прогрессивное дворянство, Чацкий и является прообразом будущих декабристов.

В пьесе А.С. Грибоедова мы становимся свидетелями частного визита Чацкого в дом своего воспитателя Фамусова для того, чтобы сделать предложение Софье. Но Софья, являясь сильной по характеру женщиной, предпочитает умному Чацкому «бессловесного» Молчалина. Имя Софья переводится с греческого языка как мудрость, но эта мудрость фамусовского общества. Софья прекрасно осознает, что жизнь с Чацким не сулит ей ничего хорошего, что его взгляды могут привести к тому, что он будет отправлен в ссылку в Сибирь, а она будет обречена на всеобщее непонимание. Софье совершенно не нужен такой муж. Она предпочитает мужа-мальчика или мужа-слугу, который никогда не будет противостоять обществу, в котором он находится. Идеальной кандидатурой на пост мужа Софье видится Молчалин. Хотя этот человек не имеет дворянского происхождения, всего за три года он смог добиться значительных успехов, получив три ордена и став для Фамусова незаменимым слугой. Именно в таком покорном и «бессловесном» муже нуждается Софья. Она нуждается в муже, которым она сможет управлять. Чацкий же самодостаточен, но неразделенная любовь приводит его к одиночеству и вынужденным скитаниям.

В своей пьесе Грибоедову удалось изобразить конфликт между «веком нынешним и веком минувшим», и также изобразить главного героя, в котором нашли свое отражение черты прогрессивного дворянства своего времени. В конце своей пьесы А.С. Грибоедов рисует трагедию Софьи, узнавшей в один миг, что её возлюбленный оказался мерзавцем и предпочел ей горничную. Финал пьесы трагичен и открыт.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Внастоящее время существует новая форма государственной (итоговой) аттестации по русскому языку выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений

    Документ
    В настоящее время существует новая форма государственной (итоговой) аттестации по русскому языку выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений.
  2. Методические рекомендации по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по геометрии за курс основной школы

    Методические рекомендации
    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ГЕОМЕТРИИ ЗА КУРС ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ. Методические рекомендации.
  3. Правила и процедура проведения егэ единый государственный экзамен (егэ) это основная форма государственной (итоговой) аттестации выпускников школ Российской Федерации. Вузы и ссузы используют результаты егэ в качестве результатов вступительных испытаний

    Документ
    ЕГЭ проводится во всех субъектах Российской Федерации, а также в иностранных государствах для выпускников образовательных учреждений при посольствах, военных частях Российской Федерации и др.
  4. Методические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по Информатике и икт составители: Синаторов С. В

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по Информатике и ИКТ
  5. Методическое письмо Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях

    Методическое письмо
    Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях

Другие похожие документы..