Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
7. Описание и обоснование принятых конструктивных и объемно-планировочных решений, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности с...полностью>>
'Документ'
О войне написано много: “Василий Теркин” А. Твардовского, “Живые и мертвые” К. Симонова, “Жизнь и судьба” В. Грассмана, “В окопах Сталинграда” В. Нек...полностью>>
'Документ'
Известно, что на данный момент уровень загрязнения приземного слоя воздуха большинства областных и промышленных центров России превышает допустимый у...полностью>>
'Урок'
розвивати практичні навички аналізу символістських поезій та зразків імпресіонізму в українській та зарубіжній літературі; вміння спів ставляти різні...полностью>>

Программа лекционного курса Введение

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Гуманитарный факультет (филология)

История русской литературы XIX в.

IV семестр (II курс)

профессор В. Г. Одиноков, доцент Д. В. Одинокова

Программа лекционного курса

Введение.

Методологические проблемы изучения русской литературы XIX в. Марксистская концепция классовой борьбы в теоретических работах советских литературоведов. Периодизация литературного процесса. Освободительное движение и литература. Трактовка мирового значения русской литературы как следствия «мирового значения русской революции». Методологическая односторонность марксистского подхода к решению историко-литературных проблем. Необходимость учета духовной составляющей литературного процесса в России в XIX в. Русская литература и духовная культура. Христианский тип культуры и русская классическая литература. Специфика восприятия и отражения элементов христианской культуры в творчестве русских писателей-классиков. Проблема системного изучения литературного процесса и духовной культуры в России в XIX в.

Русский романтизм.

Романтизм как тип художественного мышления, направление и метод. Исторические условия возникновения русского романтизма и его типологические особенности. Романтизм как литературное направление. Вопросы периодизации. Течения романтизма, теоретические аспекты проблемы. Романтизм и реализм в динамике литературного процесса, дискуссионные вопросы.

Творчество В. А. Жуковского.

Созерцательно-религиозный характер романтизма В. А. Жуковского. Эволюция творчества. Периодизация творческого процесса. Сентиментализм и романтизм в поэтической системе Жуковского. Специфика воплощения религиозно-этических проблем в процессе эволюции жанровой поэтики. Особенности жанровой поэтики элегии и баллады. Стихотворение «Певец во стане русских воинов»:на путях к исторической элегии. Жанр и стиль. Жуковский – переводчик. Выбор «репертуара», проблемная адаптация базовых текстов, их национальная актуализация. Значение поэзии Жуковского в истории русского романтизма.

Творчеcтво К. Ф. Рылеева.

Активно-гражданский романтизм декабристов. Их идейно-эстетическая программа. Политические стихотворения: гражданственная «дидактика» и сатира. Цикл «Думы»: романтический пафос и проблема документальности. Выбор исторических объектов и специфика их поэтической трактовки. Оценка цикла А. С. Пушкиным. Поэма «Войнаровский», трактовка исторических событий, особенности поэтического стиля, его перспективность. Отзыв Пушкина. Проблема историзма в контексте русского литературного процесса, идеологический и художественный аспекты. Значение романтического метода декабристов в историко-литературной перспективе.

Творчество А. С. Пушкина.

Методологические проблемы интерпретации творчества А. С. Пушкина. А. С. Пушкин и революционное движение в России. А. С. Пушкин и духовная культура. А. С. Пушкин – представитель особого течения романтизма. А. С. Пушкин и В. А. Жуковский. А. С. Пушкин и К. Ф. Рылеев. Политическая и гражданственная лирика Пушкина. Пушкин и Радищев: гражданственность и духовность. Трактовка соотнесенности «свободы» и «закона». Писатель и власть: «Воображаемый разговор с Александром I» и очерк «А. Н. Радищев».

«Южные поэмы» А. С. Пушкина и проблема историзма. Принцип циклизации и его художественная реализация. Тип и характер романтического героя, его модификации и эволюция в системе цикла. Структура текстов «южных поэм» и вопросы художественного метода. Оформление поэтом философско-исторической системы взглядов. Проблема «ментальности» и стратегия духовного влияния, развитие «кавказской темы».

Художественный вымысел в границах исторического правдоподобия: «Борис Годунов», особенности поэтики. Искусство художественного преображения исторических версий и фактов. Специфика конфликта: трагедия совести или трагедия самопожертвования? Интерпретация центрального монолога Бориса Годунова. Смысл и художественная функция финальной сцены трагедии. Новаторство Пушкина – драматурга.

Поэма «Полтава». Особенности художественной структуры. Состав и характер отдельных фрагментов текста поэмы, их функция в целостной организации произведения. Отзыв В. Г. Белинского, специфика его оценочных критериев. Новаторство Пушкина. Документальность и художественность. Жанровое своеобразие поэмы. Принцип романизации: в преддверии романной поэтики XIX в.

Творческая закономерность возникновения замысла романа «Евгений Онегин». Развитие замысла. Планы. Формирование канонического текста романа. Идейно-художественная роль «Отрывков из путешествия Онегина» и X главы. Образ автора в романе. Его соотнесенность с образами-характерами Онегина и Татьяны. Организация художественного пространства в романе. Понятие прямой и обратной перспективы. Формальные и содержательные элементы в организации художественного пространства романа. Связь романа с духовной культурой России XIX в. Поэтическая структура поэмы «Медный всадник». Проблема романизации. Романный принцип в творчестве Пушкина. Роль художественных циклов в формировании нового русского романа: «Маленькие трагедии». Структурная организация трагедийного конфликта и его модификации в системе цикла. Общая философская концепция цикла и ее художественное воплощение. Соотнесенность структуры цикла с поэтической организацией «Повестей Белкина». Особенности жанровой поэтики повести «Пиковая дама». Жанровая поэтика «Капитанской дочки». Принцип и поэтический механизм жанровой трансформации. Итоги художественных поисков Пушкина. Наследники поэта.

Список литературы.

Источники

В.А. Жуковский. Лирика. Баллады.

К.Ф. Рылеев. Лирика. Думы. Войнаровский.

А.С. Пушкин. Лирика. Руслан и Людмила. Кавказский пленник. Бахчисарайский фонтан. Цыганы. Борис Годунов. Арап Петра Великого. Полтава. Евгений Онегин. Повести Белкина. Маленькие трагедии. Медный всадник. Пиковая дама. История Пугачева. Капитанская дочка. История Петра.

Исследовательская литература

  1. Айзикова И. А. «Библейские повести» В. А Жуковского. (К проблеме соотнесения эстетической позиции поэта на рубеже 1810-20-х годов с его религиозными исканиями) // Русская литература и религия. Сборник научных трудов. Новосибирск, 1997. С. 85-94.

  2. Айзикова И. А. Жанрово-стилевая система прозы В. А. Жуковского. Томск, 2004.

  3. Алексеев М. П. Пушкин: сравнительно-исторические исследования. Л., 1984.

  4. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина // Белинский В.Г. Собр. соч. в 9 тт. М., 1981. Т. 6.

  5. Благой Д. Д. Мастерство Пушкина. М., 1955.

  6. Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина. М.-Л., 1950.

  7. Блок Г. П. Пушкин в работе над историческими источниками. М.-Л., 1949.

  8. Бонди С. М. О Пушкине: Статьи и исследования. М.:1978.

  9. Борев Ю. Искусство интерпретации и оценки. Опыт прочтения «Медного всадника» М., 1981.

  10. Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. Очерки. М., 1974.

  11. Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения». М., 1999.

  12. Виноградов В. В. Стиль Пушкина. М., 1999.

  13. Гей Н. К. Проза Пушкина. Поэтика повествования. М., 1989..

  14. Гиллельсон М. И. Молодой Пушкин и “арзамасское братство”. Л., 1974.

  15. Гиллельсон М. И., Мушина И. Б. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий. Л., 1977.

  16. Гордин Я. А. Мятеж реформаторов: драма междуцарствия. СПб., 2006.

  17. Гордин Я. А. Мятеж реформаторов: трагедия мятежа. СПб., 2006.

  18. Городецкий Б. П. Драматургия Пушкина. М.-Л., 1953.

  19. Гукасова А. Г. Болдинский период в творчестве А. С. Пушкина. М., 1973.

  20. Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М., 1965.

  21. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957.

  22. Декабристы: Биографический справочник. М., 1988.

  23. Декабристы и русская культура. Л., 1975.

  24. Декабристы: Актуальные проблемы и новые подходы. М., 2008.

  25. Декабристы-литераторы. В 2-х тт. М., 1954.

  26. Иезуитова Р. В. Жуковский и его время. Л., 1989.

  27. Измайлов Н. В. Очерки творчества Пушкина. Л., 1975.

  28. История всемирной литературы в 9 тт. М., 1983-1994. Тт. 5-6.

  29. История романтизма в русской литературе. М., 1979.

  30. История русской литературы в 4 тт. (под ред. Н.И. Пруцкова). Т. 2. Л., 1981.

  31. К истории русского романтизма. М., 1973.

  32. Кантор В. К. Русский европеец как явление культуры. М., 2001.

  33. Канунова Ф. З. Нравственно-философские искания русского романтизма (30-40-е годы) и религия (к постановке проблемы) // Русская литература и религия. Сборник научных трудов. Новосибирск, 1997. С. 63-84.

  34. Канунова Ф. З. Вопросы мировоззрения и эстетики В. А. Жуковского. Томск, 1990

  35. Канунова Ф. З., Айзикова И. А. Нравственно-эстетические искания русского романтизма и религия (1820-1840-е гг.). Новосибирск, 2001.

  36. Касаткина В. Н. Поэзия В. А. Жуковского. М., 2002.

  37. Ланда С. С. «Дух революционных преобразований…» Из истории формирования идеологии и политической организации декабристов. 1816-1825. М., 1975.

  38. Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина, 1799—1826 / Сост. М. А. Цявловский. Л., 1991.

  39. Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина в 4 тт. / Сост. Н. А. Тархова. М., 1999.

  40. Литературно-критические работы декабристов. М., 1978.

  41. Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин. Л, 1983.

  42. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – нач. XIX в.) СПб., 1994.

  43. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. М., 1983.

  44. Маймин Е. А. О русском романтизме. М., 1975.

  45. Макогоненко Г. П. Роман Пушкина «Евгений Онегин». М., 1963.

  46. Макогоненко Г. П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1833-1836).

  47. Манн Ю. В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма. М., 2001.

  48. Набоков В. В. Комментарии к «Евгению Онегину» А. С. Пушкина. М., 1999.

  49. Непомнящий В. С. Поэзия и судьба: Книга о Пушкине. М., 1999.

  50. Нечкина М. В. Декабристы. М., 1975.

  51. Нечкина М. В. Грибоедов и декабристы. М., 1951.

  52. Одиноков В.Г. «И даль свободного романа…». Новосибирск: Наука, 1983.

  53. Одиноков В.Г. Художественно-исторический опыт в поэтике русских писателей. Новосибирск: Наука, 1990. Гл. 3.

  54. Одиноков В. Г. Русские писатели XIX века и духовная культура. Новосибирск, 2003.

  55. Оксман Ю. Г., Пугачев В. В. Пушкин, декабристы и Чаадаев. Саратов, 1999.

  56. Переверзев В. Ф. У истоков русского реализма. М., 1989.

  57. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина (пути эволюции). Л., 1987.

  58. Петрунина Н. Н. Фридлендер Г. М. Над страницами Пушкина. Л., 1974.

  59. Проблемы романтизма. Сборник статей / Сост. У. Р. Фохт. М., 1967.

  60. Пушкин А. С. Борис Годунов. Комментарий Л. М. Лотман и С. А. Фомичева. СПб., 1996.

  61. Пушкин в прижизненной критике, 1820—1827. СПб.: 1996.

  62. Пушкинская энциклопедия. 1799-1999. М., 1999.

  63. Рассадин С. Б. Драматург Пушкин: поэтика, идеи, эволюция. М., 1977.

  64. Русский романтизм. Л., 1978.

  65. Сандлер Стефани. Далекие радости. Пушкин и творчество изгнания. СПб., 1999.

  66. Современное американское пушкиноведение. СПб., 1999.

  67. Томашевский Б. В. Пушкин. М.-Л., 1961. Кн. 1-2.

  68. Тургенев Николай. Россия и русские. М., 2001.

  69. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М.: «Наука», 1969.

  70. Тыркова-Вильямс А.В. Жизнь Пушкина. В 2 т. Т.1. 1799-1824 / Подготовка текста, послесловие С.А.Никитина. – М., 2000.

  71. Фейнберг И. Незавершенные работы Пушкина. М., 1979.

  72. Фельдман О. Судьба драматургии Пушкина. М., 1975.

  73. Филиппова Н. Ф. «Борис Годунов» А.С. Пушкина. М., 1984.

  74. Фомичев С. А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. Л., 1986.

  75. Фохт У. Р. Спорные вопросы развития романтизма в русской литературе XIX века // Славянские литературы. VII Международный съезд славистов. М., 1973.

  76. Фридман Н. В. Романтизм в творчестве Пушкина. М., 1980.

  77. Фризман Л. Декабристы и русская литература. М., 1988.

  78. Цейтлин А. Г. Творчество Рылеева. М., 1955.

  79. Черепнин Л. В. Исторические взгляды классиков русской литературы. М., 1968.

  80. Эйдельман Н. Я. Пушкин: история и современность в художественном сознании поэта. М., 1984.

  81. Якобсон Р. Статуя в поэтической мифологии Пушкина // Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987.

  82. Янушкевич А. С. Этапы и проблемы творческой эволюции В. А. Жуковского. Томск, 1985.

Темы семинарских занятий (темы для докладов и коллективного обсуждения):

Занятие № 1 (В.А. Жуковский):

Проблема существования предромантизма в России.

Жанр баллады, его история и трансформация в творчестве В.А. Жуковского.

Переводческая деятельность Жуковского: переводы произведений немецких романтиков.

Переводы эпических произведений, сделанные Жуковским («Наль и Дамаянти», «Рустем и Зораб», «Слово о полку Игореве» и пр.)

Мистицизм Жуковского.

Фольклор в творчестве Жуковского.

Произведения Жуковского, связанные с религиозной проблематикой.

Занятие № 2 (романтизм декабристов):

Политические организации декабристов: Союз Спасения, Союз Благоденствия, Северное и Южное общество (программа, руководители, история возникновения).

Литературные издания, связанные с декабристами (журналы и альманахи).

Литературные кружки, в которые входили декабристы («Арзамас», «Вольное общество любителей российской словесности», «Зеленая лампа»).

Основные представители декабристского романтизма.

История взаимоотношений А. С. Пушкина и декабристов.

Цикл К. Ф. Рылеева «Думы».

Поэма К. Ф. Рылеева «Войнаровский».

Занятие № 3 (романтический период в творчестве А. С. Пушкина):

Авторы, которым подражал А. С. Пушкин в лицейский период.

Особенности романтизма Пушкина (общая характеристика течения).

Поэма Пушкина «Руслан и Людмила»: черты романтизма. Связь с творчеством В. А. Жуковского.

Ироническое отношение к романтическим штампам в поэме Пушкина «Руслан и Людмила».

История «южной ссылки» Пушкина.

Байронический герой в поэме Пушкина «Кавказский пленник».

Романтический конфликт в поэме Пушкина «Бахчисарайский фонтан».

Байронический герой в поэме Пушкина «Цыганы».

Черты разрушения романтической поэтики в цикле «южных поэм» Пушкина.

Занятие № 4 (драма А.С. Пушкина «Борис Годунов»):

Отношение Пушкина к истории, общая характеристика написанных им исторических произведений.

Исторические источники, использованные Пушкиным в драме «Борис Годунов».

Народ в драме «Борис Годунов».

Образ Бориса Годунова в одноименной драме Пушкина.

Образ Самозванца в драме «Борис Годунов».

Образ царевича Димитрия в драме «Борис Годунов».

Нарушение законов классицизма в драме «Борис Годунов».

Композиция драмы «Борис Годунов».

Занятие № 5 (Пушкин о Петре I):

Декабристская тематика в рамках петровской темы: стихотворения «Стансы» (1826) и «Пир Петра I».

Семейная история А.С. Пушкина в романе «Арап Петра Великого».

Поэма А.С. Пушкина «Полтава»: трансформация образа Петра.

Отрицательный и положительный аспект личности Петра в поэме «Медный всадник».

Мотив оживающей статуи/оживающего изображения человека в мировой литературе.

Итоги изучения Пушкиным петровской эпохи: незавершенный исторический труд «История Петра».

Занятие № 6 (роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»):

Роман «Евгений Онегин»: история создания, структура, композиция.

Место Х главы и Отрывков из путешествия Онегина в общей концепции романа.

«Образ эпохи» в романе «Евгений Онегин».

Онегин в «галерее лишних людей» в русской литературе (Онегин, Печорин, Рудин, Обломов).

Система образов главных героев в романе «Евгений Онегин».

Занятие № 7 (творчество А.С. Пушкина в 1830-е гг.):

Болдинская осень 1830 и 1833 гг. в творчестве А.С. Пушкина.

Трансформация мировых «бродячих» сюжетов в цикле «маленьких трагедий» Пушкина.

Кто такой Иван Петрович Белкин?

Карточная игра как основа сюжета в произведениях мировой литературы («Пиковая дама» Пушкина и другие произведения).

История работы А.С. Пушкина над повестью «Капитанская дочка».

Образ Емельяна Пугачева в документальном и вымышленном повествовании: «Капитанская дочка» и «История Пугачева».

История и вымысел в повести Пушкина «Капитанская дочка».

Темы для осуществления промежуточного контроля за усвоением материала в течение семестра (студенты выполняют письменные работы в ходе лекционных и семинарских занятий):

1. Какие основания существуют для выделения предромантизма в качестве особого этапа развития русской и западно-европейской литературы? Почему отдельные исследователи не считают возможным рассматривать предромантизм в России как самостоятельный период?

2. В чем заключается разница между активным и пассивным течением романтизма?

3. Какими чертами должен обладать романтический герой? Что собой представляет байронический герой как одна из модификаций героя романтического?

4. Объясните, почему драма А.С. Пушкина «Борис Годунов» многими критиками была названа «несценичной»? Какие сложности связаны с постановкой «Бориса Годунова» в театре?

5. Как А. С. Пушкин решает для себя вопрос о роли Петра I в истории России (положительное влияние петровских реформ/отрицательное)?

6. Мог ли Евгений Онегин, герой одноименного романа А.С. Пушкина, стать декабристом?

7. Какова роль вымысла в исторических художественных произведениях? (на примере произведений А. С. Пушкина на историческую тему)

Вопросы к зачету.

  1. Романтизм как направление и метод.

  2. Особенности русского романтизма в отличие от западноевропейского.

  3. Течения романтизма.

  4. Особенности романтизма В. А. Жуковского. Общая характеристика.

  5. Эволюция творчества В. А. Жуковского. Роль балладного жанра.

  6. Религиозно-этические взгляды В. А. Жуковского и их роль в творчестве писателя.

  7. Особенности романтизма декабристов. Общая характеристика.

  8. Творчество К. Ф. Рылеева. Цикл «Думы».

  9. Творчество К. Ф. Рылеева. Поэма «Войнаровский».

  10. Романтизм в творчестве А. С. Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила».

  11. Цикл «южных поэм» А. С. Пушкина: проблема циклизации. Поэма «Кавказский пленник».

  12. Цикл «южных поэм» А. С. Пушкина: проблема циклизации. Поэма «Бахчисарайский фонтан».

  13. Цикл «южных поэм» А. С. Пушкина: проблема циклизации. Поэма «Цыганы».

  14. Драма А. С. Пушкина «Борис Годунов». Проблематика и поэтика.

  15. Исторические взгляды А. С. Пушкина и их художественное воплощение в драме «Борис Годунов».

  16. Поэма А. С. Пушкина «Полтава». Особенности жанра. Проблема романизации.

  17. Система образов в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Проблема художественной перспективы,

  18. Проблема центрального героя в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Образ автора.

  19. Дополнительные материалы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Х глава и «Отрывки из путешествия Онегина».

  20. «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина. Принцип художественного ансамбля.

  21. «Повести Белкина» А. С. Пушкина. Художественная специфика цикла.

  22. Повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама». Центральный конфликт и проблема повествования.

  23. Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник». Специфика конфликта и жанрово-поэтическое своеобразие.

  24. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Особенности жанровой поэтики. Роль «Истории Пугачева» в формировании замысла повести.

  25. История и вымысел в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

  26. Тема Петра I в творчестве А.С. Пушкина. Проблема интерпретации и художественного воплощения.

Гуманитарный факультет (филология)

V семестр (III курс)

профессор В. Г. Одиноков, доцент Д. В. Одинокова

Программа лекционного курса

Творчество М.Ю. Лермонтова.

Проблема творческого метода Лермонтова: дискуссионные вопросы. Творческая эволюция Лермонтова и его художественный метод. Соотношение романтических и реалистических элементов в поэтической системе писателя. Создание особого «мирообраза» и его развитие в лирике. «Демонический герой» и его трансформация в драме «Маскарад», поэме «Демон» и романе «Герой нашего времени». «Земное» и «небесное» в структуре мира Лермонтова. Творчество Лермонтова в контексте духовных исканий эпохи и в литературном процессе первой половины XIX в.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа лекционного курса для студентов 5 курса спец. «история»

    Программа
    Целью лекционного курса является формирование у студентов общего представления об особенностях процесса догоняющей модернизации и становления национальной государственности в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в эпоху нового и новейшего времени.
  2. Программа лекционного курса по общей философии Крючков Ст. В., к ф. н., ассистент кафедры теоретической и социальной философии

    Программа
    1. Философия в системе культуры. Формы общественного сознания. Структура философского знания. Предмет и основные аспекты философии. Возникновение философии.
  3. Программа лекционного курса и семинарских занятий по политологии для студентов экономического факультета Ростов-на-Дону

    Программа
    Методические указания разработаны кандидатом философских наук, доцентом кафедры политической социологии С.Э. Зорабян, кандидатом исторических наук, доцентом Пирумовым Э.
  4. Программа лекционного курса и семинарских занятий «Основы социологии и политологии» для студентов физического факультета

    Программа
    Уровни социологического знания: общесоциологический и эмпирический. Основные этапы развития социологической мысли: зарождение социологии - О.Конт., Т.
  5. Программа лекционного курса Онтология в системе философского знания Тема 1

    Программа
    Предмет философии как проблема. Рефлексивный и парадоксальный характер философского мышления. Критическая функция философии и неоднозначность социального статуса философа.

Другие похожие документы..