Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Основная образовательная программа'
Основная образовательная программа основного общего образования (далее – ООП ООО) разработана творческой инициативной группой педагогического коллект...полностью>>
'Документ'
В этом томе впервые публикуется диссертация Г.П.Щедровицкого на соискание степени кандидата философских наук – по копии оригинала, хранящегося в отде...полностью>>
'Лекции'
Гормоны задней доли гипофиза (вазопрессин и окситоцин) синтезируются в гипоталамусе в виде предшественников и хранятся в гранулах терминальных аксонов...полностью>>
'Документ'
Біобібліографічний покажчик «Дмитро Загул» видано до 120-річчя від дня народження Д.Ю. Загула. Його мета – надати читачам широку інформацію про життя...полностью>>

Рабочая программа учебная дисциплина курс Лингвокультурология (наименование)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО «Марийский государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ

Декан/директор___________________________

_________________________________________

культуры и искусств

(название факультета/института)

_________________________________________

(подпись, Ф.И.О. декана/директора)

«____»_____________________________200__.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебная дисциплина курс Лингвокультурология

(наименование)

Специальность 053000 Народное художественное творчество

(код и наименование в соответствии с лицензией)

Кафедра Культуры и искусств

(название)

Курс _____III_________ семестр ______6________ форма обучения _______очная

Лекции 38 часов

Практические занятия 19 часов

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа _43 часа

Курсовая работа (проект)

Зачет 6 семестр

Экзамен

Программа разработана преподавателем кафедры культуры и искусств Ситновой А. А.

Йошкар-Ола

2007 г.

Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/учебно-методического совета

____________________________________

____________________________________

(назв. факультета/института, специальности)

протокол заседания № _____________ от

«_____» ___________________ 200 ___ г.

____________________________________

(подпись, Ф.И.О. председателя)

Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры

культуры и искусств

(название кафедры)

протокол заседания № ___________ от

«_____» _________________ 200 ___ г.

__________________________________

(подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой)

СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой __________________________________________

___

(название кафедры)

протокол заседания № ______ от «_____» _____________ 200 ___ г. _____________________

(подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой)

Сведения о переутверждении программы

на очередной учебный год и регистрация изменений

Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер изменения

Оглавление

1. Пояснительная записка 5

2. Тематический план учебной дисциплины 6

3. Содержание учебной дисциплины 7

1. Теоретические и исторические основы лингвокультурологии 7

1.1 Смена парадигм в языкознании. Новая парадигма знаний и место в ней лингвокультурологии 7

1.2 Актуальные проблемы лингвокультурологии 7

1.3 Проблема «язык-культура» в мировой и отечественной науке 7

1.4 Дисциплинарный статус лингвокультурологии 8

1.5 Формирование лингвокультурологии как науки. Цели и задачи лингвокультурологии. Методика, объект и предмет исследования лингвокультурологии 8

2. Базовые понятия лингвокультурологии. 8

2.1 Основной терминологический аппарат лингвокультурологии 8

2.2 Культура как мир смыслов 9

2.3. Этническая ментальность 9

3. Язык и культура: проблемы взаимодействия 9

3.1 Взаимосвязь языка и культуры 9

3.2 Концептуальная и языковая картина мира 10

3.3 Лингвокультурологический аспект русской фразеологии 10

4. Аккумулирующие свойства слова 11

4.1 Слово и этническая принадлежность 11

4.2 Слово и художественная литература 11

4.3 Метафора как способ представления культуры 11

4.4 Символ и стереотип как явления культуры 11

5. Бытие человека в культуре 12

5.1 Языковая личность 12

5.2 Мужчины и женщины в обществе, культуре и языке 12

5.3 Образ человека в мифе, фольклоре, фразеологии 12

5.4 Экология языка и культуры 13

4. Тематика 13

Темы сообщений по разделу «1.3 Проблема «язык-культура» в мировой и отечественной науке» 13

Темы сообщений по разделу «2.3 Этническая ментальность» 13

Темы рефератов для самостоятельной работы 13

5. Перечень вопросов итоговой аттестации 14

Вопросы к зачету 14

6. Учебно-методическое обеспечение программы 15

1. Пояснительная записка

Курс «Лингвокультурология» является важным звеном подготовки специалиста в области народного художественного творчества, так как является актуальным и динамически развивающимся направлением современной науки, совмещающим в себе последние новационные достижения лингвистики и культурологии. При формировании материала курса учитываются как базовые, уже сложившиеся к настоящему времени, знания в области лингвокультурологии: базовые понятия и проблемы пограничного междисциплинарного характера (язык культуры, культурная коннотация, концепт, традиция, лингвокультурная парадигма, ментальность и менталитет, установки культуры, лингвокультурема, культурные универсалии), так и данные собственно лингвистические (паремии, фразеологизмы, метафоры, символы, стереотипы и эталоны), рассматриваются актуальные проблемы речевого этикета, гендерный аспект речевого поведения, экологии культуры и языка.

В результате изучения дисциплины студент должен знать основной категориальный аппарат лингвокультурологии, свободно владеть терминами и понятиями, представлять проблематику изучаемой науки, связанные с ней задачи и направления исследования. Студент должен также знать методы работы с культурными текстами, иметь представление о механизме формирования культурных смыслов, уметь находить культурно значимые единицы в речевом потоке и рефлектировать их коннотацию.

При изучении дисциплины предполагается, что студент имеет четкое представление о культуре как феномене жизни этноса, о традиции как механизме трансляции культурной информации, о менталитете и ментальности народа как характеристиках «культурного» сознания.

При обучении используются следующие формы организации занятий: чтение лекций, выполнение студентами самостоятельных и творческих работ, подготовка сообщений по заданной тематике.

При обучении студентов в качестве промежуточного контроля используется выполнение контрольных работ по изученному материалу, собеседование по результатам самостоятельной творческой работы. Итоговой формой контроля знаний является зачет.

При выставлении итоговой аттестации учитывается результат выполнения контрольных и самостоятельных работ, содержание и актуальность подготовленных сообщений, результаты ответа студента на вопросы во время зачета. При своевременном выполнении всех заданий возможно автоматическое выставление зачета (без проверки знаний по вопросам).

2. Тематический план учебной дисциплины

№ п/п раздела

№ п/п темы

Наименование разделов и тем

Количество часов по учебному плану

Всего

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Лекции

Лабораторные занятия

Практические занятия (семинарсике)

1

Теоретические и исторические основы лингвокультурологии

1.1

Смена парадигм в языкознании. Новая парадигма знаний и место в ней лингвокультурологии.

2

2

2

1.2

Актуальные проблемы лингвокультурологии

2

2

2

1.3

Проблема «язык-культура» в мировой и отечественной науке

4

2

2

4

1.4

Дисциплинарный статус лингвокультурологии

2

2

2

1.5

Формирование лингвокультурологии как науки. Цели и задачи лингвокультурологии. Методика, объект и предмет лингвокультурологии.

2

2

2

2

Базовые понятия лингвокультурологии

2.1

Основной терминологический аппарат лингвокультурологии

2

2

2

2.2

Культура как мир смыслов

4

2

2

2

2.3

Этническая ментальность

4

2

2

4

3

Язык и культура: проблемы взаимодействия

3.1

Взаимосвязь языка и культуры

2

2

2

3.2

Концептуальная и языковая картина мира

4

2

2

2

3.3

Лингвокультурологический аспект русской фразеологии

4

2

2

2

4

Аккумулирующие свойства слова

4.1

Слово и этническая принадлежность

2

2

2

4.2

Слово и художественная литература

2

2

2

4.3

Метафора как способ представления культуры

4

2

2

2

4.4

Символ и стереотип как явления культуры

4

2

2

2

5

Бытие человека в культуре

5.1

Языковая личность

2

2

2

5.2

Мужчины и женщины обществе, культуре и языке

2

2

2

5.3

Образ человека в мифе, фольклоре, фразеологии

4

2

2

2

5.4

Экология языка и культуры

4

2

2

2

Итого

99

38

18

43



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочей программы учебной дисциплины язык и культура Уровень основной образовательной программы

    Документ
    - ознакомление студентов с особенностями образа жизни, быта, культуры страны изучаемого языка, знакомство с вкладом немецкоязычных стран в развитие мировой художественной культуры;
  2. 032700. 62. 01 Отечественная филология: русский язык и литература аннотации рабочих программ учебных дисциплин

    Литература
    Цель – формирование у студентов через основные культурно-исторические эпохи единого представления об историческом пути российской цивилизации, воспитание принципов гражданственности и чувства патриотизма, развитие у них профессионального
  3. Учебно методический комплекс по дисциплине общееязыкознани е специальность

    Документ
    Учебно – методический комплекс «Общее языкознание» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности 031001.
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее ооп) по направлению подготовки бакалавров 050100. 62 Педагогическое образование профиль (1)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее – ООП) по направлению подготовки бакалавров 050100.62 Педагогическое образование
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (5)

    Основная образовательная программа
    Современное глобальное информационное общество характеризуется множеством и разнообразием каналов и средств коммуникации и в связи с этим – множеством и разнообразием контактирующих языков и культур.

Другие похожие документы..