Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Лисичкин хлеб. Другие рассказы Паустовский К. Кот-ворюга. Другие рассказы Скребицкий Г. Рассказы Сладков Н. Рассказы Бианки В....полностью>>
'Закон'
Когда я был ребенком, я очень любил качаться на качелях — мы с друзьями садились на разные их стороны и старались перевесить друг друга. Иногда нам н...полностью>>
'Документ'
Цель организации: Предназначен для сохранения в естественном состоянии природных комплексов Южного Алтая, в том числе уникального горного озера Марка...полностью>>
'Конспект'
Цели: 1)Разъяснить смысл действий сложения и познакомить младших школьников с той терминологией, которая употребляется в математике при сложении (выра...полностью>>

Экспертно-аналитический Центр ран

Главная > Монография
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Город-государство как свободная экономическая зона

В современной мировой экономике существуют такие феномены, как города-государства, которые фактически представляют собой одну большую свободную экономическую зону. К такого рода экспортным агломерациям, прежде всего, можно отнести Сингапур, о. Маврикий, Макао и др.

Либеральный экспортно-импортный режим Сингапура позволяет рассматривать этот город-государство как единую экспортную территорию. Для организации экспортного производства правительство объявило ряд районов города промышленными зонами, т. е. территориями, полностью оборудованными для создания экспортоориентированных промышленных предприятий. Государство финансировало создание системы промышленной инфраструктуры, включая дороги, электро- и водоснабжение, систему связи и телекоммуникаций и др.

В конце 80-х годов в Сингапуре было организовано 25 промышленных районов, где создано около 4 тыс. предприятий с общим числом занятых 183 тыс. человек (70% общего числа работающих в обрабатывающей промышленности страны). Объем капитальных вложений в эти предприятия превысил 120 млрд долл.

Наиболее крупной промышленной зоной Сингапура является Джуронг (транспортный узел), где на территории 6,5 тыс. га расположено 1834 предприятия с числом занятых 98 тыс. человек. Одним из важнейших преимуществ Джуронга является близость морского порта, военно-морской базы и хорошо развитой промышленной инфраструктуры. Преобладающее число предприятий принадлежит иностранным инвесторам, остальные организованы в форме совместных предприятий.

Основное внимание при создании Джуронга было уделено промышленному строительству: здесь сконцентрировано более 1/4 промышленных предприятий и рабочих Сингапура, 2/3 территории промышленных зон отведено под предприятия тяжелой промышленности, а в последние годы в Джуронге бурно развивается электронная, электротехническая промышленность, производство часов, контрольно-измерительного и научного оборудования.

Особенностью промышленной зоны Джуронг является то, что расположенная на ее территории «Джуронг таун корпарейшн» управляет не только промышленной зоной «Джуронг», но и другими промышленными зонами.

В начале 90-х годов на промышленные зоны приходилось около 80% всего экспорта продукции обрабатывающей промышленности Сингапура. Как и в других новых индустриальных странах Азии, в Сингапуре происходит изменение структуры экспорта в сторону увеличения высокотехнологичной наукоемкой продукции.

Влияние свободных экономических зон
на экономику страны

Заметная роль свободных экономических зон в социально-экономическом развитии отдельных районов разных стран, тех или иных отраслей производств, привлечении иностранного капитала, оживлении деятельности мелкого и среднего отечественного предпринимательства, тем не менее, не дает достаточно оснований рассматривать их как универсальный способ модернизации экономики в условиях перехода от командно-плановых механизмов экономики к рыночным. Дело в том, что развитие свободных экономических зон происходит в рамках осуществляемой общей экономической реформы, в которой они являются катализатором реформистской деятельности. Степень влияния на остальную территорию страны является довольно ограниченной. Для промышленно развитых стран, как правило, и не ставится задачи распространения такого влияния. Организация свободной экономической зоны играет строго определенную роль в оживления предпринимательской деятельности конкретного региона или в акцентировании внимания на развитие той или иной отрасли экономики и производства.

По обследованию, проведенному Институтом востоковедения РАН по 26 странам, собственные затраты принимающей стороны составили в среднем 4 долл. на 1 долл. зарубежных инвестиций. В КНР, например, иностранные вложении в четырех свободных экономических зонах составили к концу 80-х гг. 4 млрд долл., в то время как начальные собственные инвестиции превысили 22 млрд долл. По существу, вся инфраструктура для свободных экономических зон была создана за счет централизованных государственных средств. Конечно, столь крупные затраты могут окупиться лишь в том случае, если свободные экономические зоны будут функционировать длительный период с высокой результативностью.

Кроме того, образование свободных экономических зон сопряжено не только со значительными капиталовложениями, но и последующими существенными усилиями государства по их развитию, так как без централизованной поддержки они,практически нежизнеспособны.

Создание свободных экономических зон получило в мире большое развитие. Во многом их развитие зависит от того, что такая зона может дать национальной экономике в конкретных условиях хозяйствования и в данной экономической ситуации. Многие свободные экономические зоны прошли свой «путь», трансформируясь сначала из складских и транзитных зон в экспортно-производственные, а затем – и в комплексные. Мировой опыт свидетельствует, что при отсутствии экспортных зон рост вывоза из страны товаров и услуг увеличивается в среднем в год на 7%, при наличии же их – на 20%.

Опыт создания свободных экономических зон

При многочисленных примерах успешного функционирования свободных экономических зон имеют место и негативные примеры их организации. Так, создание разного рода свободных экономических зон в Шри-Ланке, Сенегале и других странах не только не увенчалось успехом, но многие из них вообще перестали функционировать. К основным причинам такого развития событий можно отнести:

  • политические, связанные общей нестабильностью в стране, гражданскими волнениями, военными конфликтами на территории;

  • экономические, это, прежде всего, чрезмерно усложненное, запутанное, с точки зрения инвестора, законодательство об инвестиционном режиме в зоне;

  • организационные, это – бюрократическая заорганизованность управления свободной экономической зоной, наличие многочисленных малооправданных процедур при регистрации иностранного инвестора, некачественная реклама предлагаемых в зоне льгот.

К сожалению, к числу стран и регионов, где свободные экономические зоны не дают пока заметного результата и эффекта для экономики страны и их развитие далеко от намечавшегося, относится и Россия.

Азбучной истиной условий создания свободной экономической зоны является наличие на территории социальной и производственной инфраструктуры и расположение на территории, имеющей хорошую транспортную доступность. Недоучет этих факторов приводит к резкому увеличению организационных затрат, величина которых часто приводит к нерентабельности организуемой зоны. Подобные негативные примеры можно привести в Индии и Индонезии.

Роль в международной экономической интеграции

Свободные экономические зоны служат мощным стимулом экономической интеграции, особенно, для слаборазвитых и развивающихся стран. Они создают в этих странах действенные механизмы их интеграции в мировое хозяйство:

  • привлечение новых технологий;

  • экспортная направленность производства;

  • подготовка управленческого звена на уровне мировых требований к организации производства;

  • конкурентность производимых товаров на мировом рынке;

  • четкое реагирование на международную конъюнктуру.

1.3. Российский опыт

Зоны совместного предпринимательства

Постановление Совета Министров РСФСР «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций», принятое в марте 1989 г., явилось основой для создания в порядке эксперимента на территории Советского Союза нескольких свободных экономических зон (у нас они получили название «зоны совместного предпринимательства»).

Создаваемые зоны должны были способствовать активизации инициативы иностранных фирм в производстве товаров, услуг в торговле, а также в других видах деятельности на территории СССР. В таких зонах могли быть организованы производство и сборка различных видов продукции на основе применения иностранного оборудования, технологий и материалов с использованием местной электроэнергии, сырья и рабочей силы. Напомним, что в зарубежной практике свободные экономические зоны являются, как правило, небольшими территориальными анклавами с особо благоприятным режимом для деятельности иностранного капитала, слабо связанными с национальным рынком и ориентированными на экспорт.

Однако в свете перестройки советской экономики такая ориентация свободных экономических зон должна была быть существенно скорректирована, а их деятельность подчинена не столько решению внешнеэкономических, сколько общехозяйственных задач страны. В разработанной советской концепции создания свободных экономических зон они, сохраняя в целесообразных пределах экспортную ориентацию, были призваны в то же время «работать», прежде всего, на внутренний рынок СССР, способствуя насыщению его передовыми технологиями и высококачественными товарами.

Кроме того, зоны совместного предпринимательства должны были стать для страны центрами освоения и распространения зарубежного управленческого опыта, полигонами проверки новых форм хозяйствования. Соответственно, такие зоны должны создаваться и функционировать в экономике СССР как ее неотъемлемая составная часть, предусматривать благоприятный режим деятельности не только для иностранных вкладчиков капитала, но и для советских предприятий. Они могли формироваться как в приграничных, так и глубинных районах страны и занимать значительную территорию. При этом необходимо было обеспечивать политические интересы и экономическую безопасность Советского Союза.

Следовательно, при разработке общих целей и задач формирования зон совместного предпринимательства в Советском Союзе исходили из того, что данная форма внешнеэкономической деятельности должна использоваться, прежде всего, в интересах развития экономики страны и служить своеобразным «шлюзом» между ней и внешним рынком. Среди основных задач, решение которых возможно было с помощью создания свободных экономических зон на территории Советского Союза, можно выделить следующие.

Прежде всего, это совершенствование отраслевой структуры производства и ускорение социально-экономического развития территории, где расположены экономические зоны. Последнее было весьма актуально для малоосвоенных регионов страны.

Предусматривалось также постепенное включение экономики зон совместного предпринимательства или ее отдельных производств в хозяйственную структуру соответствующих регионов.

При этом апробировались различные варианты внедрения новых форм хозяйствования, приспособленных к условиям мирового рынка.

Первые свободные экономические зоны

Мировой опыт успешного функционирования свободных экономических зон в конце 80-х годов привлек пристальное внимание российских реформаторов, в результате чего была поставлена задача за 2-3 года создать широкую сеть такого рода зон. При этом сами специальные зоны зачастую рассматривались как чудодейственное средство по переходу от командной, дефицитной экономики к рыночно ориентированной. По российским представлениям, экономическая зона должна была выглядеть как «заповедник нормального рынка в ненормальной стране».

Правительством СССР в декабре 1989 г. было принято постановление о создании свободных экономических зон в городах Находка и Выборг. Через полгода краткие положения общего характера в отношении свободных экономических зон были изложены в «Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР». С 1 сентября 1991 г. введен в действие Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» с главой о свободных экономических зонах.

По этому закону свободные экономические зоны создавались с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В свободных экономических зонах:

  • устанавливался льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием;

  • вводился упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями;

  • осуществлялось налогообложение по льготным ставкам до 50% от установленных для иностранных инвесторов на территории Российской Федерации;

  • понижалась ставка платы за пользованием землей и другими природными ресурсами;

  • предоставлялось право на долгосрочную аренду сроком до 70 лет;

  • снижались таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров;

  • упрощался порядок пересечения границ, въезда и выезда иностранных граждан;

  • давалось право безлицензионного экспорта и импорта, предусмотренное законом для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий с долей инвестиций более 30%;

  • разрешалось предприятиям полностью оставлять в своем распоряжении валютную выручку от экспорта собственной продукции.

Предоставленные законом «Об иностранных инвестициях в РСФСР» льготы для свободных экономических зон выглядели более скромно по сравнению с уже действовавшими в некоторых регионах. Существенной особенностью процесса функционирования российских свободных экономических зон и в настоящее время является отсутствие в отношении их единой системной государственной политики.

Отсутствие комплексного подхода к процессам организации свободных экономических зон привело к стихийности в их образовании и местничеству. В таких условиях создание свободной экономической зоны рассматривалось многими местными властями как средство обособления от центра при получении существенных таможенных, налоговых, финансовых льгот и привилегий.

К началу 90-х годов государственная концепция свободных зон дополнилась множеством региональных, как только в ходе суверенизации союзных республик рассмотрение вопроса о создании зон было официально перенесено на республиканский уровень: в июле-сентябре 1990 г. ВС РСФСР принял предложения одиннадцати региональных советов народных депутатов об объявлении их территорий зонами свободного предпринимательства. Зоны учреждались в городах Ленинграде, Выборге, Находке, Калининградской, Сахалинской и Читинской областях, в Алтайском крае, Кемеровской и Новгородской областях, г. Зеленограде, Еврейской автономной области. В 1990-91 гг. Совет Министров и Верховный Совет РСФСР утвердили предлагавшиеся зоны.

При этом отметим, что теперь зоны именовались «свободными экономическими зонами», а не «зонами свободного предпринимательства», как в вышеупомянутых постановлениях об их учреждении. Набор предоставленных зонам льгот был практически одинаковым, а сами зоны рассматривались уже не только как внешнеэкономический, но, скорее, как внутриэкономический феномен, призванный создать дополнение к централизованной системе хозяйствования.

Хотя принятые решения способствовали притоку в зоны иностранного капитала (росло число совместных предприятий в Находке, Калининграде, на Сахалине), они не были до конца продуманы ни с точки зрения их реализуемости, ни по своим последствиям.

Во-первых, предполагаемые масштабы зон, когда они охватывали не только небольшие территории, но и обширные области и целые края, были заведомо нереальными из-за требуемых колоссальных капиталовложений и проблем соблюдения на больших территориях особых таможенных процедур.

Во-вторых, массовая раздача зональных преференций отдельным территориальным образованиям, без четких на то критериев, спровоцировала волну самостийного возникновения новых зональных структур, когда та или иная территория (город, область, морской порт, центр науки или просто российская глубинка) объявляла о принятии ею соответствующего статуса, лоббируя его утверждение в верхах. Правительство России оказалось под массированным давлением: в 1991 г. около 150 регионов(!) добивались образования на своих территориях свободных зон. Такая активность местных властей отражала их стремление хоть как-то бороться с кризисными процессами, отгородиться с помощью статуса зоны от массы различных социальных проблем, нахлынувших, как им представлялось, из центра.

К середине 1991 года статус свободной экономической зоны был закреплен за 121 регионом с численностью населения 18,5 млн чел. (13% населения страны). Данный подход, с охватом таких значительных территорий, мог бы быть осуществлен, и то, с очень большим сомнением, при детально проработанных социально-экономических и правовых условиях их деятельности, что, естественно, не было сделано.

В конце 1991 – начале 1992 гг. принятые в Российской Федерации нормативно-правовые акты по регулированию внешнеэкономической деятельности не предусматривали должных изъятий применительно к зональным территориям и налоговые службы истолковали статусные положения зон как утратившие силу, что фактически упраздняло значительную часть ранее предоставленных им льгот.

Такая неопределенность в законодательно-правовом положении свободных экономических зон вызвало беспокойство иностранных инвесторов и руководителей зональных администраций, расценивших сложившуюся ситуацию как принципиальный отход правительства от линии на создание зон. Все это способствовало выходу в июне 1992 г. Указа Президента, в котором было подтверждено действие прежних зональных преференций для иностранных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями. Принятие указа способствовало тому, что в отдельных, наиболее «продвинутых» зонах (Находка, Калининград) началась практическая разработка стратегии развития территории и конкретных инвестиционных проектов по ее обустройству.

Ликвидация «суперзон»

К началу 1993 г. в правительстве возобладала линия на ликвидацию «суперзон». Подготовленный проект Закона Российской Федерации «О свободных экономических зонах» предусматривал формирование преимущественно микрозон двух разновидностей – свободных таможенных зон и зон экспортного производства.

На фактическое закрытие ранее созданных зон были направлены решения, принятые в июне 1993 г.: законодательное урезание предоставленных зонам таможенных льгот (Закон РФ «О таможенном тарифе») и очередная отмена налоговых преференций. И хотя иностранным инвесторам Указом президента от 07.12.93 «Восстановление и расширение налоговых льгот» были даны гарантии по сохранению прежних условий деятельности на три года вперед, над зонами нависла атмосфера бесперспективности.

В результате, к осени 1994 г. наметились следующие контуры российской зональной политики:

  • урезание (до 1-2 кв. км) возможных размеров свободных зон, исключающее создание относительно крупных комплексных зон свободного предпринимательства;

  • формальное заимствование и перенос на российскую почву простейших образцов из мировой зональной практики без учета ее перспективных тенденций и увязки с национальной промышленной политикой;

  • усложненная система управления зонами, сопряженная с многочисленными бюрократическими согласованиями и невозможностью создания зон по инициативе «снизу».

Такое развитие событий, прежде всего, отражало стремление правительства удержать те или иные территории, претендующие на статус свободной зоны, в пределах национального экономического пространства.

Ряд регионов, не дожидаясь соответствующих законодательных решений, начали интенсивную работу по реализации проектов точечных и локальных свободных таможенных зон, найдя необходимые стартовые средства, что предопределило их ближайший успех.

Первой по такому пути пошла свободная экономическая зона «Находка», опираясь на Правительственное постановление от 26.05.94 «О дополнительных мерах по развитию и функционированию свободных экономических зон», а также на специально предоставленный на эти цели бюджетный кредит Минфина.

Другие, напротив, активизировали усилия по лоббированию эксклюзивных правительственных решений, гарантирующих им получение индивидуальных преференций. Следует отметить, что правительство поддалось этому давлению: был восстановлен режим беспошлинной торговли в пределах Калининградской области, а в июле 1994 г. была создана зона экономического благоприятствования в Ингушетии.

Трудности первого опыта создания свободных экономических зон в нашей стране объясняются, прежде всего, неподготовленностью нормативно-правовой базы и излишней политизированностью экономических решений. Вместе с тем, несмотря на незначительность результатов, шло накопление опыта и более глубокое теоретическое осмысление проблемы, что, в частности, позволило вновь к ней вернуться именно с позиций формирования соответствующих четких социальных и нормативно-правовых основ.

Свободная экономическая зона «Находка»

Свободная экономическая зона «Находка» была создана в 1990 г. Перед ней ставилась задача создания крупного свободного транспортного узла с развитием транспортной системы. Сосредоточение на компактной территории железнодорожных, воздушных и морских транспортных потоков, непосредственная близость от экономических мировых гигантов – США, Японии, Китая, Южной Кореи и стран Юго-Восточной Азии предполагало сделать его центром распределения грузопотоков из АТР в Россию и Европу и обратно. Находка – крупнейший морской порт России на Дальнем Востоке. Здесь начинается Транссибирский международный контейнерный мост, который, по оценкам экспертов крупнейших международных компаний-перевозчиков, способен обеспечить России годовой доход в 10-12 млрд долларов. Находка с ее действующими мощностями уже сейчас может открыть Северо-Восточному Китаю выход к Японскому морю.

Главными отличительными особенностями этой зоны являются:

  • выгодное географическое положение и развитая транспортная сеть (конечный пункт Транссибирской магистрали, четыре крупных действующих порта);

  • отсутствие сегодня реальных конкурентов на российском Дальнем Востоке в части осуществления внешнеторговой деятельности со странами АТР;

  • наличие опыта внешнеэкономической деятельности (до недавнего времени Находка была единственным открытым портом на Дальнем Востоке, через нее проходило до четверти годового экспорта России);

  • достаточно ограниченная (по сравнению с некоторыми «гигантскими» российскими свободными экономическими зонами) территория (менее 5 тыс. кв. км).

В свободной экономической зоне было зарегистрировано несколько сот предприятий с иностранными инвестициями – более половины всех образованных на Дальнем Востоке. Кредитная масса инвестиционных средств превысила 200 млн долл. Безработица в зоне «Находка» составила менее процента от уровня безработицы в крае.

Кроме того, не менее важный акцент делался на развитие экспортного производства в рыбообрабатывающей промышленности, что почти сразу же привлекло в свободную экономическую зону фирмы США и Японии. Хорошо продуманные налоговые и таможенные льготы послужили мощным стимулом притока в зону иностранных инвестиций, которые в настоящее время превысили 200 млн долл. и способствовали организации и функционированию уже более 470 совместных предприятий. Функциональное назначение зоны резко расширяется и к первоначальным сферам (транспортные, портовые услуги, рыбная промышленность, переработка экспортного сырья, судоремонт и малое судостроение) добавилось строительство 5 гостиничных комплексов, в том числе двух гостиниц со стопроцентным китайским участием, жестяно-баночной фабрики, сборки принтеров для ЭВМ, российско-корейского и российско-американского технопарков.

Главным в деятельности свободной экономической зоны «Находка» является разработанная концепция ее развития, которая предполагает двукратное увеличение товарооборота портов Восточный и Находка и более, чем в 7 раз контейнерного транзита из порта Восточный в Европу для стран АТР.

Следует подчеркнуть, что положительный пример деятельности свободной экономической зоны смог реализоваться только при высокопрофессиональном управлении и подходе к разработке концепции зоны, помощи федеральных и региональных властей, чрезвычайно удачном территориальном расположении и, естественно, продуманной налоговой и таможенной политике.

Имея четыре морских порта общей мощностью 21 млн т груза в год «Находка» начала формироваться как комплексная зона транспортных услуг и центр распределения грузопотоков из Азиатско-Тихоокеанского региона на запад. Эти грузопотоки (25% всех экспортных и импортных операций России) создают возможность для формирования разных типов зон, рассчитанных на производство экспортных товаров из российского сырья.

В «Находке» начали быстро появляться формы обеспечения рыночного механизма:

  • современная международная связь;

  • электронный депозитарий ценных бумаг;

  • первые приватизированные порты в России с современной структурой, обеспечивающей более благоприятный режим работы с клиентами.

Бизнес-планы российско-южнокорейского и российско-американ-ского технопарка направлены на привлечение инвестиций, связанных с созданием новых производств.

Акции находкинских предприятий составили основу рынка ценных бумаг Дальнего Востока. В данной зоне создано российско-британ-ское совместное предприятие «Находка-Телеком» (с участием крупной британской фирмы «Кейбл энд Уаэрлес») в области телекоммуникаций, которое обеспечила эффективную связь Находки с Западом и Азиатско-Тихоокеанским регионом. В целом здесь на одного жителя свободной экономической зоны приходится в 10 раз больше иностранных инвестиций, чем в среднем по России. «Находка» целенаправленно готовит высококлассных специалистов, посылая на учебу в престижные зарубежные учебные заведения на основе конкурсного отбора наиболее подготовленных детей, оканчивающих местные школы. Многие из них уже вернулись со знанием языка, западного менеджмента, рынка.

В результате уже к середине 90-х гг. свободная экономическая зона «Находка» подошла с серьезными положительными итогами по развитию собственного технико-экономического потенциала и, особенно, по привлечению иностранных инвестиций. Четко определились сферы для приоритетного участия иностранных вкладчиков.

Первоначально к развитию свободной экономической зоны удалось привлечь российские и иностранные инвестиции, однако затем ее развитие затормозилось. Многие связывают прекращение развития свободной экономической зоны с бесконтрольным воровством (а ведь крупнейшим инвестором являлось Правительство РСФСР), но основной причиной стало отсутствие поддержки проекта законодателем. Так, не было своевременного снижения налогового бремени, не были убраны административные преграды предпринимательству, не был решен вопрос защиты инвестиций. Кроме того, в связи с произошедшими в России за эти годы переменами многое из планирующегося в советские годы на территории зоны стало достоянием всех жителей страны. В 2006 г. проект свободной экономической зоны «Находка» официально прекратил свое существование.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Экспертно-аналитические технологии в управлении социально-бытовой сферой вузов

    Документ
    История развития мировой цивилизации позволяет утверждать, что наиболее приоритетной ценностью, обеспечивающей социальный прогресс общества, является образование.
  2. Аналитический доклад (9)

    Доклад
    Целью доклада является анализ состояния, особенностей и тенденций инновационного развития России. Подробно рассматриваются основные цели, направления, инструменты государственной политики в этой сфере.
  3. Аналитический доклад (10)

    Доклад
    Аналитический доклад «Инновационное развитие России: стратегия, ресурсы, законодательные решения» подготовлен к VII Байкальскому международному экономическому форуму.
  4. Аналитический доклад (12)

    Доклад
    Аналитический доклад «Инновационное развитие России: стратегия, ресурсы, законодательные решения» подготовлен к VII Байкальскому международному экономическому форуму.
  5. Образовательной программы Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении Объем запрашиваемого

    Конкурс
    1.2. Направления и специальности подготовки, реализация по ним программ непрерывного образования (в соответствии с прилагаемой копией свидетельства о государственной аккредитации) 10

Другие похожие документы..