Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Наука кримінального права має давню історію. Різні напрям­ки наукової думки (так звані школи кримінального права) зробили значний внесок у розвиток ц...полностью>>
'Документ'
Из этой книги можно узнать о том, что такое тип личности и как определить свой тип. Авторы освещают сильные и слабые стороны каждого типа личности и ...полностью>>
'Документ'
1.1. Правила щодо забезпечення чистоти і порядку в населених пунктах Київської області (далі - Правила) розроблені відповідно до законів України “Про...полностью>>
'Документ'
Электрофизические свойства основных материалов, используемых в электронной технике. Физические явления в p-n переходе и его свойства. Основные типы д...полностью>>

Теоретические основы формирования физкультурного тезауруса у студентов 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования 13.

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

НИКИТИНА Алла Анатольевна

Теоретические основы формирования

физкультурного тезауруса у студентов

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

АВТОРЕФЕРАТ

на соискание ученой степени доктора

педагогических наук

Калининград - 2006

Работа выполнена в Российском государственном университете им. Иммануила Канта.

Научный консультант:

заслуженный работник высшей школы РФ

доктор педагогических наук,

профессор Прохорова М.В.

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Виленский М.Я.

доктор педагогических наук, профессор Силяева Е.Г.

доктор педагогических наук, профессор Филиппов С.С.

Ведущая организация:

Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт

физической культуры

Защита состоится «28» декабря 2006 г. в … часов на заседании диссертационного совета Д 212.084.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Российском государственном университете им. Иммануила Канта по адресу: г. Калининград, ул.А.Невского, 14, административный корпус, конференцзал.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Российского государственного университета им. И.Канта.

Автореферат разослан «___» _________ 200 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук, профессор

Н.В.Самсонова

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации о 03.09.2005 г. №1340-р) указывается, что основной стратегической целью Программы является обеспечение условий для удовлетворения потребности граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования. Для достижения указанной цели должны быть решены следующие стратегические задачи: совершенствование содержания и технологий образования; развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; повышение эффективности управления; совершенствование экономических механизмов в сфере образования.

Физическая культура является обязательной дисциплиной гуманитарного компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, значимость которой проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование важных общечеловеческих ценностей, таких, как физическое и психическое здоровье, физическое совершенство и др. Модернизация российского образования, в том числе физкультурного, поставила проблему расширения возможностей личности. В этой связи необходимо отметить, что на общем фоне изменений в системе высшего образования, одной из наиболее трудноразрешимых является проблема реформирования образования в сфере физической культуры, связанная с тем, что долгое время существовала преимущественная направленность на развитие двигательного компонента физической культуры личности студента, на формирование вербализованных знаний, формализованных умений и навыков (С.В.Дмитриев, Г.К.Зайцев).

Назрела необходимость плавного смещения акцента в физическом воспитании студентов с физической подготовки в сторону большей интеллектуализации этого процесса, повышения общего уровня образованности. Существующая образовательная практика не способствует формированию ценностного отношения студентов к физической культуре, проявлению ими творчества, инициативы, самообразованности, субъективности в процессе физического воспитания и достижению должного уровня физической, интеллектуальной и когнитивной подготовки, которую мы связываем с понятием «физкультурный тезаурус». Причиной этого является слабая теоретическая разработанность и недостаточная экспериментальная обоснованность подхода, основанного на приоритете образовательной направленности в занятиях по физической культуре.

Приобщение к ценностям физической культуры через процесс образования в этой сфере должно способствовать реализации важной функции высшего образования в сфере физической культуры: вооружению студентов физкультурными знаниями, способами их творческого применения в поддержании и развитии работоспособности, оптимизации организма, укреплении здоровья в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями и физическом самосовершенствовании в течение жизни. Философско-культурологический взгляд на физическую культуру, физкультурное образование несет в себе большой культурный потенциал, способствующий осознанию человеком, обществом всего богатства этого социального явления (И.М.Быховская, Н.Н.Визитей, Л.И.Лубышева, В.П.Лукьяненко, А.П.Матвеев, Г.Г.Наталов, Ю.М.Николаев и др.). Реализовать данный потенциал можно лишь тогда, когда в обществе коренным образом изменится отношение к проблеме повышения уровня физкультурной образованности и когда эта проблема будет решена в учебных заведениях всех уровней, в том числе в системе высшего образования.

Инновационный подход к формированию физической культуры личности студента в вузе требует изменения качества образовательной информации в сторону научности, абстрактности, применения разных способов ее представления, хранения, поиска: вместе с вербальной формой используются другие – невербальные, символические, визуальные; предусматриваются кардинальные преобразования в организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающие процесс нововведений (Лубышева Л.И.,).

Отдельные аспекты проблемы, связанной с физкультурным образованием студентов рассматривались в работах Ю.А.Гагина, В.И.Григорьева, Ю.Д.Железняка, В.И.Ильинича, Ю.Л.Кислицина, А.В.Лотоненко, С.Д.Неверковича, Т.В.Скобликовой, В.В.Черняева, В.С.Якимовича и др.

В педагогике, теории и практике физической культуры накоплен определенный научно-теоретический потенциал: исследован информационный компонент физической культуры, физкультурной деятельности, физической культуры личности (В.К.Бальсевич, В.А.Беляева, М.Я.Виленский, Н.Н.Визитей, В.М.Выдрин, Ю.Ф.Курамшин, А.Д.Новиков, Р.С.Сафин, Г.М.Соловьев, В.И.Столяров и др.); рассмотрены уровни формирования знаний в информационном компоненте: физкультурной грамотности, физкультурной компетентности, физкультурной образованности (М.Я.Виленский, Г.М.Соловьев); разработаны теоретический, методический, практический уровни информационного компонента (А.П.Матвеев); выделен интеллектуальный компонент (Л.И.Лубышева, В.К.Бальсевич); уровни усвоения знаний: феноменологический, аналитико-синтетический, прогностический, аксиоматический (Г.М.Соловьев, В.П.Лукьяненко); изучены информационные потребности студентов (С.Н.Бекасова, А.В.Петрущенков, Е.С.Полат). Однако физкультурный тезаурус как информационно-знаниевая, понятийная основа физкультурного образования, физкультурной деятельности и физической культуры личности до сих пор не был предметом научного исследования.

В настоящее время федеральные примерные программы по физической культуре носят концептуальный характер, рекомендательный, ориентирующий преподавателей вуза на самостоятельный поиск оптимальных форм, средств, методов физической культуры, разработку оптимального содержания по дисциплине, способствующих становлению физической культуры личности. Однако специальные исследования по проектированию содержания образования в физической культуре отсутствуют.

Целевая заданность физкультурного образования ориентирует на формирование физической культуры личности, в то время как преобразующей деятельности преподавателя по развитию когнитивной сферы студентов, творческого стиля мышления, духовно-ценностного познания физической культуры внимание практически не уделяется.

Физкультурный тезаурус в качестве информационно-знаниевой и понятийной основы физкультурного образования, физкультурной деятельности и физической культуры личности ранее не рассматривался и как педагогическая категория не описывался.

Таким образом, можно констатировать сложившиеся к настоящему времени противоречия, требующие внесения соответствующих коррективов в образовательный процесс по физической культуре в вузе. Это противоречия между:

  • уровнем и объемом социального опыта в сфере физкультурной деятельности, связанной с физкультурным образованием личности, – и степенью реализации потенциала физической культуры личности;

  • признанием приоритетов гуманитарного мышления в системе образования – и недостатком научных представлений о его реализации в физкультурном образовании студентов;

  • научным тезаурусом физической культуры (накопленным научно-методологическим и методическим материалом в физической культуре) и присвоенным личностью тезаурусом учебной дисциплины (низким уровнем владения им студентов).

- состоянием рассогласованности социально обусловленных требований системы высшего профессионального образования к физкультурно-образованным специалистам, умеющим осуществлять различные виды физкультурной деятельности и существующей практикой в вузе, не обеспечивающих такую подготовленность с одной стороны, и, с другой, – отсутствием научно-педагогического знания о формировании физкультурного тезауруса у студентов в процессе физкультурного образования в вузе.

Названные противоречия объективируют ряд вопросов: Каковы сущность и содержание физкультурного тезауруса у студентов? Каковы теоретические основы формирования физкультурного тезауруса в физкультурном образовании студентов вуза?

Выявленные противоречия определили постановку проблемы исследования: Каковы теоретические основы формирования физкультурного тезауруса у студентов?

Решение указанной проблемы составляет цель исследования: научно обосновать теоретические основы формирования физкультурного тезауруса у студентов.

Объект исследования: физкультурное образование студентов

Предмет исследования: теоретические основы формирования физкультурного тезауруса у студентов.

Методологические основы исследования базируются на идеях философской антропологии в широком смысле, о деятельностной и творческой сущности человека, современных научных представлениях о человеке как субъекте, личности и индивидуальности, познающей и преобразующей мир и самого себя в процессе деятельности; взаимосвязи социального и биологического в человеке; единстве умственного, нравственного и физического в формировании гармоничной личности и важнейшей роли в этом процессе физической культуры.

В качестве методологических основ выступают следующие научные подходы:

  • системный (Ю.К.Бабанский, В.И.Гинецинский, М.С.Каган, В.В.Краевский, Н.В.Кузьмина, И.Я.Лернер, Б.Ф.Ломов, М.Н.Скаткин, Г.П.Щедровицкий, В.А.Ядов, В.А.Якунин и др.);

  • культурологический (А.Г.Асмолов, Е.В.Бондаревская, И.М.Быховская, М.Я.Виленский, В.М.Выдрин, О.С.Газман, М.С.Каган, А.В.Лотоненко, Ю.М.Николаев, Н.И.Пономарев, Ю.В.Синько, Г.М.Соловьев, Е.А.Стеблецов, и др.);

  • личностно-деятельностный (К.А.Абульханова-Славская, С.Э.Александров, Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Г.Левитес, А.Н.Леонтьев, К. Роджерс, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, В.И.Слободчиков, Н.Ф.Талызина, Г.П.Щедровицкий, Д.Б.Эльконин, Э.Г.Юдин и др.);

  • индивидуально-дифференцированный (Л.В.Андреева, С.В.Воробьева, О.С.Газман, В.П.Лукьяненко, А.Маслоу, Г.К.Селевко, В.В.Сериков, А.П.Тряпицина, И.С.Якиманская и др.);

  • информационный (Р.Ф.Абдеев, В.И.Гинецинский, Е.С.Заир-Бек, В.А.Извозчиков, В.З.Коган, Н.Ф.Радионова, А.Соломоник, Л.Г.Турбович, Ю.А.Шрейдер и др.).

Теоретическую базу исследования составляют теории, системы, концепции, направления, разрабатываемые в философии, социологии, педагогике, психологии, физической культуре:

  • о ведущей роли деятельности в развитии и формировании личности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин);

  • основы проектирования и современные подходы к сфере образования (В.П.Беспалько, В.А.Бордовский, А.А.Вербицкий, Б.С.Гершунский Т.А.Ильина, В.В.Краевский, С.В.Кульневич, В.С.Леднев И.Я.Лернер, В.М.Полонский, Г.К.Селевко, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин, Ю.Г.Татур, Г.П.Щедровицкий и др.);

  • концепции информатизации общества, системы образования и педагогической деятельности (Р.Ф.Абдеев, П.Вацлавик, Б.С.Гершунский, Р.С.Гиляровский В.И.Гинецинский, В.А.Извозчиков, В.З.Коган, Ч.Моррис, Р.Г.Пиотровский, Н.Ф.Радионова, Э.П.Семенюк, А.Соломоник, Л.Г.Турбович, К.Шеннон, Ю.А.Шрейдер и др.);

  • идеи и теории педагогического моделирования и проектирования (Н.В.Бордовская, Дж.Джонс, Е.С.Заир-Бек, М.В.Кларин, В.Е.Радионов, А.М.Сохор, А.Ю.Уваров и др.);

  • теории нововведений, технологий в высшей школе (Б.Г.Ананьев, К.Ангеловски, В.П.Беспалько, Г.Г.Воробьев, А.А.Вербицкий, С.В.Дмитриев, Д.Д.Донской, М.В.Кларин, Л.В.Макарова, Э.М.Роджерс, В.А.Сластенин, С.В.Тютюков и др.);

  • теории формирования понятий и обобщенных умений (Н.В.Бордовская, Г.А.Бордовский, Б.С.Гершунский, Д.П.Горский, В.В.Давыдов, В.А.Извозчиков, Н.В.Кузьмина, Н.Ф.Радионова, А.П.Тряпицина);

  • когнитивные теории развития личности (Б.Г.Ананьев, Э.Веккер, Х.Вернер, Л.С.Выготский, Ж.Годфруа, П.Я.Гальперин, В.И.Гинецинский, М.Драйвер, И.Я.Зимняя, С.Л.Рубинштейн, А.Соломоник, А.М.Сохор, М.А.Холодная, О.Харви, Д.Хант, Х.Шродер, С.Штофер);

  • теории, идеи и научные положения в области физической культуры, характеризующие развитие образования в сфере физической культуры (Р.А.Абзалов, А.О.Аяшев, В.К.Бальсевич, М.Я.Быховская, Н.Н.Визитей, М.Я.Виленский, П.А.Виноградов, В.М.Выдрин, В.И.Ильинич, П.Ф.Лесгафт, А.В.Лотоненко, Л.И.Лубышева, В.П.Лукьяненко, Г.Г.Наталов, Ю.М.Николаев, Б.Н.Новиков, А.П.Матвеев, Л.П.Матвеев, Ю.М.Николаев, Н.И.Пономарев, В.А.Пономарчук, В.П.Попов, Г.М.Соловьев, В.И.Столяров и др.).

Проведенный автором логико-теоретический анализ позволил выстроить различные педагогические факторы в определенную систему, структурировать, обосновать их, представить исследуемый объект в виде целостной теории, которая опирается на определенную педагогическую концепцию.

Выявленные противоречия в физкультурном образовании, методологические основы и теоретическая база исследования позволили сформулировать ведущую идею о формировании физкультурного тезауруса как сложного личностного образования, являющегося информационно-знаниевой, понятийной основой физкультурного образования, физкультурной деятельности, физической культуры личности на основе системного, культурологического, личностно-деятельностного, индивидуально-дифференцированного и информационного подходов.

Ведущая идея, являясь центральным, системообразующим элементом теории, декомпозирована в совокупность дополнительных концептуальных положений.

Первое концептуальное положение, определяющее предмет исследования: физкультурный тезаурус воспроизводит сущностные характеристики тезауруса как особого рода «накопитель» информации, вызывающий развитие студента. Его содержание определяется специфической предметной средой – информацией, знаниями, умениями в области физической культуры, сформированными в период обучения в вузе в процессе физкультурного образования и активно используемыми в разных видах физкультурной деятельности.

Второе концептуальное положение: физкультурный тезаурус как личностное образование, с одной стороны, отличается динамичностью, изменчивостью, связанными с теми преобразованиями, которые происходят в процессе сотрудничества, педагогического взаимодействия, способствует личностному присвоению необходимой информации, знаний и опыта, выполняет организующую, управляющую и стимулирующую роль. С другой стороны, физкультурный тезаурус постоянно обогащается, совершенствуется в связи с развитием самой физкультурно-образовательной среды.

Третье концептуальное положение: возможно расширение влияния педагогических воздействий на личностный процесс формирования физкультурного тезауруса у студентов, во-первых, с помощью педагогических моделей и, во-вторых, - рефлексивных антропных технологий.

Четвертое концептуальное положение: выделение комплекса необходимых и достаточных педагогических условий обеспечивает формирование физкультурного тезауруса у студентов.

Ориентация на проблему, цель, объект и предмет исследования позволили отразить его ведущую идею и концептуальные положения в следующей совокупности описательных, прогностических и объяснительных гипотез, представляющих собой прогностическую теорию формирования физкультурного тезауруса у студентов.

  1. Физкультурный тезаурус представляет сложное образование - динамично развивающуюся открытую систему накопления, хранения, преумножения, представления информации, знаний, человеческого опыта, являющуюся информационно-знаниевой, понятийной основой физкультурного образования, физкультурной деятельности, физической культуры личности.

  2. Формирование физкультурного тезауруса студента определяется единством внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов, образующих целостную структуру, на основе которой разрабатывается комплекс педагогических условий.

  3. Закономерности формирования физкультурного тезауруса проявляются как существенные, повторяющиеся связи (зависимости) между целями, содержанием, методами, средствами, формами данного процесса при наличии определенных педагогических условий, обусловливающие его целостность и детерминирующие динамическое, поступательное формирование физкультурного тезауруса как сложного личностного образования.

  4. Тенденции формирования физкультурного тезауруса у студентов – повышение образовательной направленности, непрерывность становления физической культуры личности, информатизация, создание физкультурно-образовательной среды.

  5. Функции физкультурного тезауруса, вытекающие из его сущности, отображающие его структуру, играющие важную роль в процессе физкультурного образования студентов, взаимосвязаны с функциями профессиональной деятельности преподавателя: информационной, развивающей, ориентационной, мобилизационной, исследовательской, конструктивной, организационной, коммуникативной.

  6. Принципами формирования физкультурного тезауруса являются методологические, педагогические, специфические.

  7. Физкультурный тезаурус может быть сформирован при реализации следующих педагогических и специальных условий: 1) на основе научно-методологических подходов: системного, культурологического, личностно-деятельностного, индивидуально-дифференцированного и информационного; создания дидактических, методических и технических условий, способствующих этому процессу, с опорой на методологические, педагогические и специфические принципы, обеспечивающие формирование физкультурного тезауруса у студентов; 2) физкультурный тезаурус рассматривается в физкультурном образовании как способ ориентации студентов в учебно-образовательном процессе по физической культуре; как результат освоения ими процесса физкультурного образования; как инструмент проектирования физкультурно-образовательной среды; 3) в качестве системообразующего фактора физкультурно-образовательной среды выступает физкультурно-образовательная, учебно-профессиональная деятельность студентов, направленная на формирование физкультурного тезауруса, как информационно-знаниевой, понятийной основы физкультурного образования, физкультурной деятельности, физической культуры личности студента, так как, охватывая все виды целостной педагогической деятельности: от постановки конкретных целей через планируемый результат до диагностики результатов с последующей коррекцией, – указанные условия являются необходимыми и достаточными.

Требованием реализовать цель, а также теоретически и экспериментально проверить гипотезу исследования определены его соподчиненные аналитические и процедурные задачи:

  1. Выявить педагогические предпосылки формирования физкультурного тезауруса у студентов.

  2. Выявить сущность и содержание физкультурного тезауруса как информационно-знаниевой и понятийной основы физкультурного образования, физкультурной деятельности, физической культуры личности.

  3. Разработать базисную модель деятельности преподавателя по формированию физкультурного тезауруса у студентов. Проверить эффективность ее функционирования при формировании физкультурного тезауруса у студентов в процессе физкультурного образования.

  4. На основе синтеза результатов теоретического и экспериментального изучения предмета исследования обосновать основные факторы, закономерности, тенденции, принципы, функции, педагогические условия формирования физкультурного тезауруса у студентов.

Методы исследования. Для проверки исходной гипотезы исследования при выполнении его задач использовался комплекс взаимосвязанных методов, направленных на взаимопроверку, уточнение и корректировку результатов, полученных на различных этапах исследования. В первую группу вошли теоретические методы: теоретический анализ, контент-анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы; обобщение, сопоставление, абстракция, понятийно-терминологический, моделирование. Вторую группу составили эмпирические методы исследования: опрос, тестирование, анализ продуктов деятельности студентов, оценивание и самоанализ, изучение нормативной и учебно-методической документации, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент. Для обработки полученных количественных результатов применялись методы математической статистики.

Опытно-экспериментальной базой исследования служили высшие учебные заведения г. Калининграда и Санкт-Петербурга: Российский государственный университет им. И.Канта, Калининградский государственный технический университет, Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия, Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры им.П.Ф.Лесгафта. В эксперименте участвовали более 1500 студентов и 45 преподавателей. Исследование проводилось с 1995 по 2006 год и выполнялось в несколько этапов.

Первый этап, поисково-теоретический (1995г.) включал: изучение содержания физического воспитания, физкультурного образования студентов в вузах, современное теоретическое и практическое состояние проблемы, анализ опыта работы со студентами. На этом этапе подтвердилась актуальность исследования.

Второй этап, экспериментально-опытный (1996-1998г.) посвящен: экспериментальной и опытной работе со студентами, диагностированию компонентов физической культуры личности (мотивационно-ценностных ориентаций, физического совершенства, практико-деятельностного компонента), выявлению особенностей и проверке способов формирования физкультурного тезауруса, изучению факторов, влияющих на его формирование.

Третий этап, теоретико-методологический (1999-2000г.) содержал разработку теоретических основ формирования физкультурного тезауруса – обоснование закономерностей, тенденций, функций, принципов, педагогических и специальных условий формирования физкультурного тезауруса; создавался методический инструментарий, велись поисковые исследования, уточнялись проблемы, предмет, задачи, гипотеза, методы исследования.

Четвертый этап, теоретико-проектировочный (2001-2002г.) охватывал конструирование базисной модели деятельности преподавателя по формированию физкультурного тезауруса у студентов; комплекса целей, задач, содержания, критериев, уровней и показателей, обеспечивающих формирование физкультурного тезауруса; теоретическую и опытную разработку педагогических моделей, рефлексивных антропных технологий; изучение сформированности физкультурного тезауруса у студентов в массовом опыте.

Пятый этап, опытно-экспериментальный (2003-2004г.) позволил осуществить проверку гипотезы исследования в ходе практической работы по внедрению базисной модели деятельности преподавателя по формированию физкультурного тезауруса в физкультурном образовании студентов; проверку результативности функционирования данной модели, коррекцию дидактических условий, статистическую обработку экспериментальных данных.

Шестой этап, обобщающий (2005-2006 г.) охватывал анализ итогов реализации процесса формирования физкультурного тезауруса у студентов, диагностику сформированного физкультурного тезауруса, обоснование факторов, закономерностей, тенденций, принципов, функций, педагогических и специальных условий его формирования, внедрение основных положений. На всех этапах осуществлялась апробация результатов теоретического и экспериментального исследования. Готовилась к изданию монография, оформлялась рукопись диссертации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комплексное формирование социокультурного феномена «здоровье» у подростков в общеобразовательной школе 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре управления образованием ГОУ ДПО «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования (ВГАПК РО)» г.
  2. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (23)

    Научная работа
    4. Экономика – 06.41.00; 06.61.00; 06.01.45; 06.01.79; 06.03.07; 06.09.00; 06.43.00; 06.51.00; 06.51.51; 06.61.33; 06.75.00; 06.75.05; 06.75.55; 06.71.
  3. Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях

    Учебно-методическое пособие
    Раздел 3: п.3.1.-3.3, 3.5 - Гендина Н.И., Скипор И.Л.; п. 3.4. - Колкова Н.И.; Раздел 4: п. 4.1 - Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.
  4. Научный выпуск вестник балтийской педагогической академии вып. 29. – 2000 г. Поиск новых решений актуальных проблем образования, воспитания, спорта в России Санкт-Петербург

    Документ
    Доктор психол. наук, проф. И.П.Волков; доктор пед.наук. проф. В.Ф. Костюченко; доктор психол. наук, проф. А.Н.Николаев; доктор биологич. наук, проф. Д.
  5. Библиографический указатель изданий, поступивших в библиотеку сгпи за II квартал 2010 г

    Библиографический указатель
    20.1Т 19Тарасов И.С. Практикум по экологическому мониторингу для студентов педагогических вузов / И. С. Тарасов, В. И. Мещеряков; СГПИ. - Славянск-на-Кубани: ИЦ СГПИ, 2005.

Другие похожие документы..