Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Цель: Закрепить и углубить знания о генетике как науке; сформировать у учащихся знания об основных методах изучения наследственности человека; познак...полностью>>
'Документ'
Россия для русской философии — особая, часто очень болезненная тема, связанная с личным переживанием ее истории, надеждами на ее будущее, ее предназна...полностью>>
'Разработка урока'
Задачи урока: 1. Используя метапредметную связь истории и искусства продолжить изучение культуры Древнего мира, познакомить учащихся с семью чудесами...полностью>>
'Семинар'
Дисциплина «Социология города» предназначена для студентов 4 курса специальности «Социология». Для освоения данного курса предполагается знание следую...полностью>>

Практикум Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по медицинским и биологическим

Главная > Практикум
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный медицинский университет

Биомедицинская этика:

Практикум

Допущено Министерством образования

Республики Беларусь

в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений

по медицинским и биологическим

специальностям

Под редакцией

С.Д. Денисова, Я.С. Яскевич

Минск 2011

УДК 614. 253 (075.8)

ББК 51.1 (2Б) я 73

Б 63

Авторы:

профессор Денисов С.Д. (Предисловие, темы 2.2, 10.3, 10.4, словарь терминов);

профессор Яскевич Я.С. (Предисловие, темы 1, 3.1, 8.3, 9, 10.1, 10.2, 12.1, словарь терминов);

доцент Луйгас Н.Е. (Темы 9, 10, 11, 12.1, 12.2, 12.3);

ст. преподаватель Тарасевич Т.С. (Темы 6, 7, 8, 12.4);

ст. преподаватель Хацанович И.Г. (Темы 1, 2.1, 3.2, 3.3, 4, 5).

Под общей редакцией:

Денисова С.Д., профессора Белорусского государственного медицинского университета; Яскевич Я.С., профессора Белорусского государственного экономического университета.

Рецензенты:

кафедра философии Белорусского государственного экономического университета

(Лукашевич В.К., доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии);

Мишаткина Т.В., профессор кафедры философии, социологии и экономики

Международного государственного экологического университета им. А.Д. Сахарова, региональный эксперт ЮНЕСКО по биоэтике;

Лаптенок А.С., доктор философских наук, заведующий лабараторией проблем воспитания личности Национального института образования;

Усс А.Л., доктор медицинских наук, профессор, руководитель Республиканского центра трансплантации и клеточных биотехнологий;

Ермишин А.П., доктор биологических наук, заведующий лабораторией Института генетики и цитологии Национальной академии наук Республики Беларусь.

Утверждено Научно-методическим советом университета в качестве учебно-методического пособия для подготовкик семинарским занятиям

по курсу «Биомедицинская этика»,

протокол №

Биомедицинская этика: Практикум /Под общ. ред. С.Д.Денисова, Я.С.Яскевич – Мн.: БГМУ, 2011. – 2 с.

В практикуме в конспективной форме излагаются вопросы курса «Биомедицинская этика», раскрывающие морально-этические, организационные и нравственные аспекты жизни и смерти, трансплантологии, психиатрической помощи, применения новых генно-инженерных технологий, манипуляций со стволовыми клетками, клонирования человека, регулирования биобезопасности и биомедицинских исследований с участием человека и животных. Приводятся тексты для обсуждения, нормативные документы, ситуационные задачи и словарь терминов.

Для преподавателей, студентов, магистрантов, аспирантов медицинских, биологических и других специальностей высших учебных заведений, а также всех тех, кто интересуется проблемами биоэтики, этикой современных научных исследований.

УДК 614. 253 (075.8)

ББК 51.1 (2Б) я 73

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Предисловие………………………………………………………………………….

Тема 1. Природа этического знания………………………………………………

    1. Этика как философская дисциплина

    2. Сущность и специфика морали. Ее структура и функции.

    3. Структура современного этического знания.

Место биомедицинской этики в структуре этического знания.

Тема 2. История профессиональной этики врача……………………………….

    1. Особенности профессиональной этики. Медицинская этика как

разновидность профессиональной этики.

    1. История медицинской этики. Медицинская этика в Беларуси.

Тема 3. Теоретические основания биоэтики……………………………………..

    1. Понятие биоэтики и социокультурные предпосылки ее формирования.

    2. Особенности биоэтики. Биоэтика как социальный институт.

    3. Проблемное поле биоэтики.

Тема 4. Моральные ценности, принципы и правила биомедицинской

этики…………………………………………………………………………………..

    1. Высшие моральные ценности в медицине.

    2. Принципы биомедицинской этики.

      1. Правила биомедицинской этики.

Тема 5. Деонтологические проблемы в контексте биоэтики…………………

    1. Основные понятия и проблемное поле современной медицинской деонтологии.

    2. Врач и пациент: этические модели взаимодействия. Деонтология и права пациента.

    3. Этика взаимоотношений в медицинском коллективе.

    4. Врачебные ошибки и ятрогении в деятельности медицинских работников.

Тема 6. Биоэтика, культура, религия……………………………………………

    1. Нравственная культура врача как основание медицинского профессионализма.

    2. Проблемы биоэтики в свете христианской морали. Христианские ценности в медицине.

Тема 7. Жизнь как высшая ценность. Моральные аспекты репродукции

человека……………………………………………………………………………...

    1. Проблема определения начала человеческой жизни. Моральный статус эмбриона.

    2. Этико-медицинские проблемы аборта.

    3. Этические проблемы новых репродуктивных технологий.

    4. Моральные проблемы пренатальной диагностики.

Тема 8. Моральные аспекты смерти и умирания……………………………

    1. Проблема критериев смерти человека и морально-мировоззренческое понимание

личности. Биологическая и клиническая смерть. Проблема «смерти мозга».

    1. Психология терминальных больных. Право на правду о последнем диагнозе.

    2. Понятие эвтаназии. Пассивная и активная эвтаназия.

    3. Паллиативная медицина. Хосписная помощь.

Тема 9. Моральные, правовые и организационные аспекты

трансплантологии………………………………………………………………….

    1. Трансплантология: история и современность.

    2. Моральные проблемы трансплантологии.

    3. Юридические модели забора органов от трупных доноров.

    4. Правовые основы трансплантации органов и тканей человека в Республике Беларусь.

Тема 10. Этические и правовые основы регулирования биомедицинских

исследований………………………………………………………………………….

    1. Международные документы по регулированию биомедицинских исследований.

    2. Этические комитеты: статус, механизмы создания, функции и задачи.

    3. Соблюдение принципов биомедицинской этики в обращении с телами умерших и анатомическими препаратами.

    4. Этические нормы использования животных в биомедицинских исследованиях.

Тема 11. Этические проблемы применения генно-инженерных

технологий…………………………………………………………….......................

    1. Биотехнология, биобезопасность и генная инженерия: история вопроса.

    2. Генно-инженерные организмы на службе у медицины.

    3. Основные факторы риска генно-инженерной деятельности для здоровья человека и окружающей среды. Принцип принятия мер предосторожности.

    4. Биобезопасность: структура и правовые основы регулирования.

    5. Этические аспекты создания и использования трансгенных растений и животных.

    6. Манипуляции со стволовыми клетками, клонирование человеческих органов и тканей и духовно-нравственная природа человека.

Тема 12. Этические проблемы психиатрии и наркологии.

Моральные аспекты оказания помощи онкологическим больным и

ВИЧ-инфицированным………………………………………………………………

  1. Этико-правовые проблемы современной психиатрии.

    1. Этические проблемы в наркологии.

    2. Этико-деонтологические принципы в онкологии.

    3. СПИД и требования медицинской этики.

Примерный перечень вопросов к зачету по курсу «Биомедицинская этика»..

Литература……………………………………………………………………………..

Словарь терминов…………………………………………………………………….

Предисловие

Сегодня все более актуальным становится утверждение о том, что ХХI век будет веком гуманизации науки и культуры. Этическое знание занимает одно из центральных мест в гуманитарной и мировоззренческой подготовке современного студента. Особое значение в профессиональном становлении студента-медика принадлежит прикладным сферам этического знания – биомедицинской этике, экологической этике, медицинской этике. Основное предназначение биомедицинской этики как интегративного междисциплинарного направления в современной науке заключается в систематическом анализе действий человека в медицине и биологии в свете нравственных ценностей и принципов, разработке новых гуманистических и моральных ориентиров научного исследования в таких «тонких» сферах, как генная инженерия, клонирование человека, защите прав и достоинств человека при проведении биомедицинских исследований, нравственном контроле над экспериментальной деятельностью с животными, формировании морально-правовых и социально-этических основ решений в области трансплантации органов, эвтаназии, психиатрии и др.

Биомедицинский дискурс со свойственной ему инновационностью и парадоксальностью, новыми этическими стандартами аккумулирует в себе подлинную междисциплинарность, стремительно внедряясь не только в различные науки, но и современную культуру. Обозначив медицинские возможности изменения телесной природы, современная биомедицина задает новые ракурсы исследования человека, расширяет границы философской рефлексии, инициирует дальнейший критический взгляд на инвариантность телесно-природной сущности человека. В результате происходит переосмысление и принципов классической европейской этики с ее утверждением самодостоверности существования человека, бинарными оппозициями «добро – зло», «должное – сущее», «хорошо – плохо» и т.п. Универсальные принципы и аксиологические критерии, линейные координаты и измерения, императивные правила и требования перестают определять характер принимаемых в современной биомедицинской этике решений, требуя радикальной плюральности, нелинейной и гибкой аргументации, альтернативных подходов, учета конкретных практик жизненного мира и синергетической необратимости исходного морального выбора в биомедицинских исследованиях.

В рамках традиционной врачебной этики были выработаны принципы и нормы, регулирующие отношение врача к пациенту, своим коллегам и профессии. Однако прогресс биомедицинской науки и внедрение новейших технологий в практику здравоохранения порождают новые ситуации морального выбора, которые нуждаются в нравственной оценке и нравственном контроле. Биомедицинская этика разрабатывает современное морально-этическое обеспечение медицинской науки и практики, помогает осознать моральные коллизии и дилеммы, которые характерны для медицинской деятельности в современных условиях, защищает фундаментальные человеческие ценности – право человека на жизнь, автономию и свободу выбора.

Данный практикум разработан на кафедре философии и политологии Белорусского государственного медицинского университета и предназначен для подготовки студентов к семинарским занятиям по курсу «Биомедицинская этика». В практикуме раскрываются основные темы и понятия курса, цель которого состоит не только в изучении и усвоении студентами в систематизированном виде содержания морально-этических аспектов врачебной деятельности, но и в формировании нравственной культуры будущего врача как важнейшего показателя его профессиональной компетенции.

Практикум ориентирует студентов на творческое приобщение к этическому знанию в процессе самостоятельной работы, что соответствует специфике этики как «практической философии».

В структурном плане практикум содержит краткий план-конспект семинарского занятия, темы докладов и рефератов, вопросы для самоконтроля, тексты для обсуждения, нормативные документы, ситуационные задачи, список литературы по теме семинарского занятия и словарь терминов.

Отдельные разделы практикума подготовлены следующими авторами:

Денисов Сергей Дмитриевич – канд. мед. наук, профессор, Белорусский государственный медицинский университет (Предисловие, темы 2.2, 10.3, 10.4, словарь терминов);

Яскевич Ядвига Станиславовна – док. филос. наук, профессор, директор Института социально-гуманитарного образования Белорусского государственного экономического университета (БГЭУ) (Предисловие, темы 1, 3.1, 8.3, 9, 10.1, 10.2, 12.1, словарь терминов);

Луйгас Наталья Евгеньевна – канд. ист. наук, доцент кафедры философии и политологии Белорусского государственного медицинского университета (БГМУ) (Темы 9, 10, 11, 12.1, 12.2, 12.3);

Тарасевич Татьяна Степановна ст. преподаватель кафедры философии и политологии Белорусского государственного медицинского университета (БГМУ) (Темы 6, 7, 8.1, 8.2, 8.4, 12.4);

Хацанович Инна Геннадьевна – ст. преподаватель кафедры философии и политологии Белорусского государственного медицинского университета (БГМУ) (Темы 1, 2.1, 3.2, 3.3, 4, 5).

Профессор С.Д. Денисов

Профессор Я.С. Яскевич

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА»

раздела и темы

Наименование раздела и темы

Кол-во учебных часов

Семинарские

занятия

1.

Природа этического знания.

2

2.

История профессиональной этики врача.

2

3.

Теоретические основания биоэтики.

2

4.

Моральные ценности, принципы и правила

биомедицинской этики.

4

5.

Деонтологические проблемы в контексте биоэтики.

2

6.

Биоэтика, культура, религия.

2

7.

Жизнь как высшая ценность. Моральные аспекты репродукции человека.

4

8.

Моральные аспекты смерти и умирания.

4

9.

Моральные, правовые и организационные аспекты трансплантологии.

2

10.

Этические и правовые основы регулирования биомедицинских исследований.

2

11.

Этические проблемы применения генно-инженерных технологий.

4

12.

Этические проблемы психиатрии и наркологии. Моральные аспекты оказания помощи онкологическим больным и ВИЧ-инфицированным.

4

Итого учебных часов:

34

ТЕМА 1. ПРИРОДА ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ (2 часа).

Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне.

И. Кант

План-конспект семинарского занятия.

    1. Этика как философская дисциплина.

    2. Сущность и специфика морали. Ее структура и функции.

    3. Структура современного этического знания.

Место биомедицинской этики в структуре этического знания.

Ключевые понятия: этика, мораль, свойства морали: императивность, всеобщность, универсальность, оценочный характер; структура морали: моральные нормы, нравственные качества личности, моральные принципы, моральные идеалы, моральные ценности; концепции происхождения морали: натуралистическая, социологизаторская, антропологическая, религиозная; прикладная этика, медицинская этика, биоэтика, биомедицинская этика.

    1. Этика как философская дисциплина.

ЭТИКА (от греч. etikos – относящийся к нраву, характеру) – философская дисциплина, предметом изучения которой является мораль (нравственность). Возникновение этики как термина и особой дисциплины связано с именем Аристотеля. Греческий мыслитель определял ее как практическую философию, целью которой являются не знания, а поступки, и которая призвана дать руководящие идеи для поведения человека и способствовать его нравственному совершенствованию.

При всем многообразии этических систем можно выделить ядро проблемного поля этики, которое концентрируется вокруг следующих вопросов: Что есть добро и зло, добродетели и пороки?, Что такое счастье?, В чем смысл жизни?, Что есть свобода, долг, совесть, любовь? и др. Однако этика исследует не только фундаментальные ценности и цели человеческой жизни, но также анализирует природу и внутреннюю структуру морали, изучает ее генезис и историческое развитие, исследует различные моральные системы, пытается обосновать мораль (доказать необходимость исполнения моральных требований), выясняет ее место и роль в системе других феноменов культуры.

Таким образом, этику можно определить как рефлексию над моральными основаниями человеческой жизни.

    1. Сущность и специфика морали. Ее структура и функции.

МОРАЛЬ (от лат. moralis – относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам) – совокупность принципов и норм поведения, ценностей и идеалов, которые регулируют отношения между людьми.

Следует отметить, что данное определение морали не может исчерпывать все ее многогранное содержание. Мораль необходимо рассматривать и как феномен общечеловеческого бытия, который отражает область социально значимого и необходимого поведения, выраженного в совокупности принципов и норм; и как феномен личностного бытия, отражающий цели и мотивацию поступков человека, характеризующий его нравственные качества; и как духовный феномен, фиксирующий стремление человека к соотнесению своего конечного существования с вечными ценностями.

Специфика морали заключается в следующих чертах:

  • императивный (от лат. imperativus – повелительный) характер морали. Мораль предстает как совокупность требований (Делай добро! Будь справедливым! и др.) и запретов (Не убей!, Не кради! и др.), которыми человек должен руководствоваться в своих поступках;

  • ценностно-оценочный характер морали. Мораль представляет собой сферу ценностей (Добро, Свобода, Счастье, Милосердие и др.), через призму которых осуществляется оценка мотивов, поступков, нравственных качеств человека, а также различных явлений социальной действительности, ориентиров и нравов, которые характеризуют социальную жизнь;

  • всеобщность и универсальность морали. Предписания морали пронизывают все сферы жизни человека и общества, распространяются на всех людей без исключения, применимы в самых различных ситуациях и носят общечеловеческий характер (у всех людей есть некоторые общие представления о добродетельном, правильном, справедливом и др.);

  •  в морали отражается антитеза должного и сущего. Сущее как фактическое положение дел не совпадает с должным – нравственно-идеальным бытием. Это несовпадение задает стремление человека как существа, полагающего и реализующего нравственные ценности, к воплощению должного в реальном бытии и восстановлению единства должного и сущего;

  • мораль предполагает автономию субъекта – способность личности к свободному выбору, самоопределению и «нормотворчеству». Руководствуясь общечеловеческими нравственными требованиями в качестве идеально-должного, человек самостоятельно делает выбор своего поведения, намечает цель и средства ее достижения, исходя из реальных возможностей и конкретной ситуации. Определяющими механизмами такого выбора являются чувства долга, совести, осознание ответственности за свой моральный выбор и др.

В сравнении с другими регулятивами поведения человека (обычаями, правом, административно-корпоративными нормами и т. п.) мораль обладает своими особенностями. Мораль неинституциональна, так как не нуждается в социальном институте, который бы создавал моральные императивы и ценности, поддерживал их функционирование в обществе и осуществлял контроль над их исполнением.

Различие между правом и моралью заключается, прежде всего, в способе регуляции отношений между людьми. Если исполнение норм права обеспечивается властью государства (аппаратом правосудия), то требования морали поддерживаются силой общественного мнения и личной убежденностью человека.

Мораль не может быть сведена к обычаям – исторически сложившимся и повторяющимся в определенных обстоятельствах формам поведения, так как в основе морали лежит свободное волеизъявление человека, позволяющее ему внутренне мотивировать и оценивать свои действия исходя из критериев добра и зла. К тому же господствующие в данный момент в обществе нравы и обычаи могут несоответствовать моральным ценностям и принципам.

Сложный характер феномена морали определяет различия в ее философско-этических трактовках. Фундаментальными проблемами теории морали являются проблема определения источника происхождения морали, а также проблема структурирования морали.

В истории философско-этической мысли сложились следующие концепции происхождения морали:

а) натуралистическая концепция выводит мораль из природы, представляет ее как момент развития природных (биологических) закономерностей;

б) социологизаторская концепция истоки морали связывает с развитием общества, представляет ее как элемент общественной организации, разновидность социальной дисциплины;

в) антропологическая концепция выводит мораль из природы человека, трактует ее как сущностную характеристику человеческого бытия;

г) религиозная концепция возникновение морали связывает с трансцендентным источником – Богом.

В философско-этической литературе можно встретить различные варианты структурирования разнообразных нравственных явлений. Один из вариантов предполагает выделение следующих компонентов морали:

а) моральные нормы – конкретные правила поведения, определяющие как человек должен вести себя по отношению к другим людям и самому себе в типичных ситуациях («уважай старших», «не лги» и т. п.);

б) нравственные качества личности – характеристика поступков и отдельных сторон поведения человека, выступающих как свойство его характера (доброта, честность, мужество, скромность и др.);

в) моральные принципы – фундаментальные представления человека о должном поведении («золотое правило нравственности» и др.);

г) моральные идеалы – конечная цель, к которой направлено нравственное развитие человека и общества, и которая является ориентиром для самосовершенствования человека;

д) моральные ценности – основа моральных ориентиров, выраженная в представлениях о Добре, Счастье, Свободе и др.

Функции морали:

а) гуманизирующая – раскрывает меру человеческого в человеке;

б) регулятивная – регулирует поведение человека и отношения людей в обществе;

в) воспитательная – формирует человеческую личность и ее самосознание;

г) ценностно-ориентирующая – задает смысложизненные идеалы и ценности, позволяет оценивать различные явления и поступки;

д) познавательная – позволяет раскрывать смысл явлений сквозь призму понятий добра и зла, справедливости, долга, ответственности и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Практикум Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов высших сельскохозяйственных

    Практикум
    К 60 Товарная политика предприятия отрасли. Практикум: учебное пособие/ Е.П. Колеснева, C.И. Артеменко  Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2006.
  2. Серия Современное образованием

    Документ
    Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по специальностям экономического и юридического профиля
  3. Менеджмента качества в современном университете

    Документ
    Редакционная коллегия: д.м.н., проф. Солодков А.П., д.б.н., профессор Прищепа И.М., канд. пед. наук, доцент Турковский В.И., канд. пед. наук, доцент Ракова Н.
  4. План мероприятий по оптимизации структуры и приведению объемов подготовки специалистов в соответствие с потребностью народного хозяйства

    Закон
    ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ И ПРИВЕДЕНИЮ ОБЪЕМОВ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СООТВЕТСТВИЕ С ПОТРЕБНОСТЬЮ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА НА 2006-2008 ГОДЫ 147
  5. Программа среднего профессионального образования по специальности 120701 Землеустройство Квалификация Техник-землеустроитель вид подготовки базовая форма подготовки очная

    Программа
    Основная профессиональная образовательная программа профессионального образования по специальности 120701 Землеустройство (базовый уровень подготовки ).

Другие похожие документы..