Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
"ВАМ ПРЕЗИДЕНТ И ТАК ВЕРНУЛ ГИМН И ЦВЕТ ЗНАМЕНИ. ВЫ ХОТИТЕ ПОЛУЧИТЬ ВСЕ"., ПАВЕЛ ВОРОНИН, ДЕПУТАТ ГОСДУМЫ ("ЕДИНАЯ РОССИЯ") - КОММ...полностью>>
'Программа'
Программа государственного экзамена по специализации 08.05.01. - Поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений. Методические указания. В.П. Фили...полностью>>
'Публичный отчет'
ученого совета Дальневосточного государственного гуманитарного университета по вопросу: «Итоги финансово-хозяйственной деятельности за 2010 г. и зада...полностью>>
'Реферат'
Картина литературы ХХ века будет неполной без включения в ее контекст художественно-документальных произведений, представляющих не вымышленные ситуаци...полностью>>

Практикум Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по медицинским и биологическим

Главная > Практикум
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный медицинский университет

Биомедицинская этика:

Практикум

Допущено Министерством образования

Республики Беларусь

в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений

по медицинским и биологическим

специальностям

Под редакцией

С.Д. Денисова, Я.С. Яскевич

Минск 2011

УДК 614. 253 (075.8)

ББК 51.1 (2Б) я 73

Б 63

Авторы:

профессор Денисов С.Д. (Предисловие, темы 2.2, 10.3, 10.4, словарь терминов);

профессор Яскевич Я.С. (Предисловие, темы 1, 3.1, 8.3, 9, 10.1, 10.2, 12.1, словарь терминов);

доцент Луйгас Н.Е. (Темы 9, 10, 11, 12.1, 12.2, 12.3);

ст. преподаватель Тарасевич Т.С. (Темы 6, 7, 8, 12.4);

ст. преподаватель Хацанович И.Г. (Темы 1, 2.1, 3.2, 3.3, 4, 5).

Под общей редакцией:

Денисова С.Д., профессора Белорусского государственного медицинского университета; Яскевич Я.С., профессора Белорусского государственного экономического университета.

Рецензенты:

кафедра философии Белорусского государственного экономического университета

(Лукашевич В.К., доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии);

Мишаткина Т.В., профессор кафедры философии, социологии и экономики

Международного государственного экологического университета им. А.Д. Сахарова, региональный эксперт ЮНЕСКО по биоэтике;

Лаптенок А.С., доктор философских наук, заведующий лабараторией проблем воспитания личности Национального института образования;

Усс А.Л., доктор медицинских наук, профессор, руководитель Республиканского центра трансплантации и клеточных биотехнологий;

Ермишин А.П., доктор биологических наук, заведующий лабораторией Института генетики и цитологии Национальной академии наук Республики Беларусь.

Утверждено Научно-методическим советом университета в качестве учебно-методического пособия для подготовкик семинарским занятиям

по курсу «Биомедицинская этика»,

протокол №

Биомедицинская этика: Практикум /Под общ. ред. С.Д.Денисова, Я.С.Яскевич – Мн.: БГМУ, 2011. – 2 с.

В практикуме в конспективной форме излагаются вопросы курса «Биомедицинская этика», раскрывающие морально-этические, организационные и нравственные аспекты жизни и смерти, трансплантологии, психиатрической помощи, применения новых генно-инженерных технологий, манипуляций со стволовыми клетками, клонирования человека, регулирования биобезопасности и биомедицинских исследований с участием человека и животных. Приводятся тексты для обсуждения, нормативные документы, ситуационные задачи и словарь терминов.

Для преподавателей, студентов, магистрантов, аспирантов медицинских, биологических и других специальностей высших учебных заведений, а также всех тех, кто интересуется проблемами биоэтики, этикой современных научных исследований.

УДК 614. 253 (075.8)

ББК 51.1 (2Б) я 73

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Предисловие………………………………………………………………………….

Тема 1. Природа этического знания………………………………………………

    1. Этика как философская дисциплина

    2. Сущность и специфика морали. Ее структура и функции.

    3. Структура современного этического знания.

Место биомедицинской этики в структуре этического знания.

Тема 2. История профессиональной этики врача……………………………….

    1. Особенности профессиональной этики. Медицинская этика как

разновидность профессиональной этики.

    1. История медицинской этики. Медицинская этика в Беларуси.

Тема 3. Теоретические основания биоэтики……………………………………..

    1. Понятие биоэтики и социокультурные предпосылки ее формирования.

    2. Особенности биоэтики. Биоэтика как социальный институт.

    3. Проблемное поле биоэтики.

Тема 4. Моральные ценности, принципы и правила биомедицинской

этики…………………………………………………………………………………..

    1. Высшие моральные ценности в медицине.

    2. Принципы биомедицинской этики.

      1. Правила биомедицинской этики.

Тема 5. Деонтологические проблемы в контексте биоэтики…………………

    1. Основные понятия и проблемное поле современной медицинской деонтологии.

    2. Врач и пациент: этические модели взаимодействия. Деонтология и права пациента.

    3. Этика взаимоотношений в медицинском коллективе.

    4. Врачебные ошибки и ятрогении в деятельности медицинских работников.

Тема 6. Биоэтика, культура, религия……………………………………………

    1. Нравственная культура врача как основание медицинского профессионализма.

    2. Проблемы биоэтики в свете христианской морали. Христианские ценности в медицине.

Тема 7. Жизнь как высшая ценность. Моральные аспекты репродукции

человека……………………………………………………………………………...

    1. Проблема определения начала человеческой жизни. Моральный статус эмбриона.

    2. Этико-медицинские проблемы аборта.

    3. Этические проблемы новых репродуктивных технологий.

    4. Моральные проблемы пренатальной диагностики.

Тема 8. Моральные аспекты смерти и умирания……………………………

    1. Проблема критериев смерти человека и морально-мировоззренческое понимание

личности. Биологическая и клиническая смерть. Проблема «смерти мозга».

    1. Психология терминальных больных. Право на правду о последнем диагнозе.

    2. Понятие эвтаназии. Пассивная и активная эвтаназия.

    3. Паллиативная медицина. Хосписная помощь.

Тема 9. Моральные, правовые и организационные аспекты

трансплантологии………………………………………………………………….

    1. Трансплантология: история и современность.

    2. Моральные проблемы трансплантологии.

    3. Юридические модели забора органов от трупных доноров.

    4. Правовые основы трансплантации органов и тканей человека в Республике Беларусь.

Тема 10. Этические и правовые основы регулирования биомедицинских

исследований………………………………………………………………………….

    1. Международные документы по регулированию биомедицинских исследований.

    2. Этические комитеты: статус, механизмы создания, функции и задачи.

    3. Соблюдение принципов биомедицинской этики в обращении с телами умерших и анатомическими препаратами.

    4. Этические нормы использования животных в биомедицинских исследованиях.

Тема 11. Этические проблемы применения генно-инженерных

технологий…………………………………………………………….......................

    1. Биотехнология, биобезопасность и генная инженерия: история вопроса.

    2. Генно-инженерные организмы на службе у медицины.

    3. Основные факторы риска генно-инженерной деятельности для здоровья человека и окружающей среды. Принцип принятия мер предосторожности.

    4. Биобезопасность: структура и правовые основы регулирования.

    5. Этические аспекты создания и использования трансгенных растений и животных.

    6. Манипуляции со стволовыми клетками, клонирование человеческих органов и тканей и духовно-нравственная природа человека.

Тема 12. Этические проблемы психиатрии и наркологии.

Моральные аспекты оказания помощи онкологическим больным и

ВИЧ-инфицированным………………………………………………………………

  1. Этико-правовые проблемы современной психиатрии.

    1. Этические проблемы в наркологии.

    2. Этико-деонтологические принципы в онкологии.

    3. СПИД и требования медицинской этики.

Примерный перечень вопросов к зачету по курсу «Биомедицинская этика»..

Литература……………………………………………………………………………..

Словарь терминов…………………………………………………………………….

Предисловие

Сегодня все более актуальным становится утверждение о том, что ХХI век будет веком гуманизации науки и культуры. Этическое знание занимает одно из центральных мест в гуманитарной и мировоззренческой подготовке современного студента. Особое значение в профессиональном становлении студента-медика принадлежит прикладным сферам этического знания – биомедицинской этике, экологической этике, медицинской этике. Основное предназначение биомедицинской этики как интегративного междисциплинарного направления в современной науке заключается в систематическом анализе действий человека в медицине и биологии в свете нравственных ценностей и принципов, разработке новых гуманистических и моральных ориентиров научного исследования в таких «тонких» сферах, как генная инженерия, клонирование человека, защите прав и достоинств человека при проведении биомедицинских исследований, нравственном контроле над экспериментальной деятельностью с животными, формировании морально-правовых и социально-этических основ решений в области трансплантации органов, эвтаназии, психиатрии и др.

Биомедицинский дискурс со свойственной ему инновационностью и парадоксальностью, новыми этическими стандартами аккумулирует в себе подлинную междисциплинарность, стремительно внедряясь не только в различные науки, но и современную культуру. Обозначив медицинские возможности изменения телесной природы, современная биомедицина задает новые ракурсы исследования человека, расширяет границы философской рефлексии, инициирует дальнейший критический взгляд на инвариантность телесно-природной сущности человека. В результате происходит переосмысление и принципов классической европейской этики с ее утверждением самодостоверности существования человека, бинарными оппозициями «добро – зло», «должное – сущее», «хорошо – плохо» и т.п. Универсальные принципы и аксиологические критерии, линейные координаты и измерения, императивные правила и требования перестают определять характер принимаемых в современной биомедицинской этике решений, требуя радикальной плюральности, нелинейной и гибкой аргументации, альтернативных подходов, учета конкретных практик жизненного мира и синергетической необратимости исходного морального выбора в биомедицинских исследованиях.

В рамках традиционной врачебной этики были выработаны принципы и нормы, регулирующие отношение врача к пациенту, своим коллегам и профессии. Однако прогресс биомедицинской науки и внедрение новейших технологий в практику здравоохранения порождают новые ситуации морального выбора, которые нуждаются в нравственной оценке и нравственном контроле. Биомедицинская этика разрабатывает современное морально-этическое обеспечение медицинской науки и практики, помогает осознать моральные коллизии и дилеммы, которые характерны для медицинской деятельности в современных условиях, защищает фундаментальные человеческие ценности – право человека на жизнь, автономию и свободу выбора.

Данный практикум разработан на кафедре философии и политологии Белорусского государственного медицинского университета и предназначен для подготовки студентов к семинарским занятиям по курсу «Биомедицинская этика». В практикуме раскрываются основные темы и понятия курса, цель которого состоит не только в изучении и усвоении студентами в систематизированном виде содержания морально-этических аспектов врачебной деятельности, но и в формировании нравственной культуры будущего врача как важнейшего показателя его профессиональной компетенции.

Практикум ориентирует студентов на творческое приобщение к этическому знанию в процессе самостоятельной работы, что соответствует специфике этики как «практической философии».

В структурном плане практикум содержит краткий план-конспект семинарского занятия, темы докладов и рефератов, вопросы для самоконтроля, тексты для обсуждения, нормативные документы, ситуационные задачи, список литературы по теме семинарского занятия и словарь терминов.

Отдельные разделы практикума подготовлены следующими авторами:

Денисов Сергей Дмитриевич – канд. мед. наук, профессор, Белорусский государственный медицинский университет (Предисловие, темы 2.2, 10.3, 10.4, словарь терминов);

Яскевич Ядвига Станиславовна – док. филос. наук, профессор, директор Института социально-гуманитарного образования Белорусского государственного экономического университета (БГЭУ) (Предисловие, темы 1, 3.1, 8.3, 9, 10.1, 10.2, 12.1, словарь терминов);

Луйгас Наталья Евгеньевна – канд. ист. наук, доцент кафедры философии и политологии Белорусского государственного медицинского университета (БГМУ) (Темы 9, 10, 11, 12.1, 12.2, 12.3);

Тарасевич Татьяна Степановна ст. преподаватель кафедры философии и политологии Белорусского государственного медицинского университета (БГМУ) (Темы 6, 7, 8.1, 8.2, 8.4, 12.4);

Хацанович Инна Геннадьевна – ст. преподаватель кафедры философии и политологии Белорусского государственного медицинского университета (БГМУ) (Темы 1, 2.1, 3.2, 3.3, 4, 5).

Профессор С.Д. Денисов

Профессор Я.С. Яскевич

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА»

раздела и темы

Наименование раздела и темы

Кол-во учебных часов

Семинарские

занятия

1.

Природа этического знания.

2

2.

История профессиональной этики врача.

2

3.

Теоретические основания биоэтики.

2

4.

Моральные ценности, принципы и правила

биомедицинской этики.

4

5.

Деонтологические проблемы в контексте биоэтики.

2

6.

Биоэтика, культура, религия.

2

7.

Жизнь как высшая ценность. Моральные аспекты репродукции человека.

4

8.

Моральные аспекты смерти и умирания.

4

9.

Моральные, правовые и организационные аспекты трансплантологии.

2

10.

Этические и правовые основы регулирования биомедицинских исследований.

2

11.

Этические проблемы применения генно-инженерных технологий.

4

12.

Этические проблемы психиатрии и наркологии. Моральные аспекты оказания помощи онкологическим больным и ВИЧ-инфицированным.

4

Итого учебных часов:

34

ТЕМА 1. ПРИРОДА ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ (2 часа).

Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне.

И. Кант

План-конспект семинарского занятия.

    1. Этика как философская дисциплина.

    2. Сущность и специфика морали. Ее структура и функции.

    3. Структура современного этического знания.

Место биомедицинской этики в структуре этического знания.

Ключевые понятия: этика, мораль, свойства морали: императивность, всеобщность, универсальность, оценочный характер; структура морали: моральные нормы, нравственные качества личности, моральные принципы, моральные идеалы, моральные ценности; концепции происхождения морали: натуралистическая, социологизаторская, антропологическая, религиозная; прикладная этика, медицинская этика, биоэтика, биомедицинская этика.

    1. Этика как философская дисциплина.

ЭТИКА (от греч. etikos – относящийся к нраву, характеру) – философская дисциплина, предметом изучения которой является мораль (нравственность). Возникновение этики как термина и особой дисциплины связано с именем Аристотеля. Греческий мыслитель определял ее как практическую философию, целью которой являются не знания, а поступки, и которая призвана дать руководящие идеи для поведения человека и способствовать его нравственному совершенствованию.

При всем многообразии этических систем можно выделить ядро проблемного поля этики, которое концентрируется вокруг следующих вопросов: Что есть добро и зло, добродетели и пороки?, Что такое счастье?, В чем смысл жизни?, Что есть свобода, долг, совесть, любовь? и др. Однако этика исследует не только фундаментальные ценности и цели человеческой жизни, но также анализирует природу и внутреннюю структуру морали, изучает ее генезис и историческое развитие, исследует различные моральные системы, пытается обосновать мораль (доказать необходимость исполнения моральных требований), выясняет ее место и роль в системе других феноменов культуры.

Таким образом, этику можно определить как рефлексию над моральными основаниями человеческой жизни.

    1. Сущность и специфика морали. Ее структура и функции.

МОРАЛЬ (от лат. moralis – относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам) – совокупность принципов и норм поведения, ценностей и идеалов, которые регулируют отношения между людьми.

Следует отметить, что данное определение морали не может исчерпывать все ее многогранное содержание. Мораль необходимо рассматривать и как феномен общечеловеческого бытия, который отражает область социально значимого и необходимого поведения, выраженного в совокупности принципов и норм; и как феномен личностного бытия, отражающий цели и мотивацию поступков человека, характеризующий его нравственные качества; и как духовный феномен, фиксирующий стремление человека к соотнесению своего конечного существования с вечными ценностями.

Специфика морали заключается в следующих чертах:

  • императивный (от лат. imperativus – повелительный) характер морали. Мораль предстает как совокупность требований (Делай добро! Будь справедливым! и др.) и запретов (Не убей!, Не кради! и др.), которыми человек должен руководствоваться в своих поступках;

  • ценностно-оценочный характер морали. Мораль представляет собой сферу ценностей (Добро, Свобода, Счастье, Милосердие и др.), через призму которых осуществляется оценка мотивов, поступков, нравственных качеств человека, а также различных явлений социальной действительности, ориентиров и нравов, которые характеризуют социальную жизнь;

  • всеобщность и универсальность морали. Предписания морали пронизывают все сферы жизни человека и общества, распространяются на всех людей без исключения, применимы в самых различных ситуациях и носят общечеловеческий характер (у всех людей есть некоторые общие представления о добродетельном, правильном, справедливом и др.);

  •  в морали отражается антитеза должного и сущего. Сущее как фактическое положение дел не совпадает с должным – нравственно-идеальным бытием. Это несовпадение задает стремление человека как существа, полагающего и реализующего нравственные ценности, к воплощению должного в реальном бытии и восстановлению единства должного и сущего;

  • мораль предполагает автономию субъекта – способность личности к свободному выбору, самоопределению и «нормотворчеству». Руководствуясь общечеловеческими нравственными требованиями в качестве идеально-должного, человек самостоятельно делает выбор своего поведения, намечает цель и средства ее достижения, исходя из реальных возможностей и конкретной ситуации. Определяющими механизмами такого выбора являются чувства долга, совести, осознание ответственности за свой моральный выбор и др.

В сравнении с другими регулятивами поведения человека (обычаями, правом, административно-корпоративными нормами и т. п.) мораль обладает своими особенностями. Мораль неинституциональна, так как не нуждается в социальном институте, который бы создавал моральные императивы и ценности, поддерживал их функционирование в обществе и осуществлял контроль над их исполнением.

Различие между правом и моралью заключается, прежде всего, в способе регуляции отношений между людьми. Если исполнение норм права обеспечивается властью государства (аппаратом правосудия), то требования морали поддерживаются силой общественного мнения и личной убежденностью человека.

Мораль не может быть сведена к обычаям – исторически сложившимся и повторяющимся в определенных обстоятельствах формам поведения, так как в основе морали лежит свободное волеизъявление человека, позволяющее ему внутренне мотивировать и оценивать свои действия исходя из критериев добра и зла. К тому же господствующие в данный момент в обществе нравы и обычаи могут несоответствовать моральным ценностям и принципам.

Сложный характер феномена морали определяет различия в ее философско-этических трактовках. Фундаментальными проблемами теории морали являются проблема определения источника происхождения морали, а также проблема структурирования морали.

В истории философско-этической мысли сложились следующие концепции происхождения морали:

а) натуралистическая концепция выводит мораль из природы, представляет ее как момент развития природных (биологических) закономерностей;

б) социологизаторская концепция истоки морали связывает с развитием общества, представляет ее как элемент общественной организации, разновидность социальной дисциплины;

в) антропологическая концепция выводит мораль из природы человека, трактует ее как сущностную характеристику человеческого бытия;

г) религиозная концепция возникновение морали связывает с трансцендентным источником – Богом.

В философско-этической литературе можно встретить различные варианты структурирования разнообразных нравственных явлений. Один из вариантов предполагает выделение следующих компонентов морали:

а) моральные нормы – конкретные правила поведения, определяющие как человек должен вести себя по отношению к другим людям и самому себе в типичных ситуациях («уважай старших», «не лги» и т. п.);

б) нравственные качества личности – характеристика поступков и отдельных сторон поведения человека, выступающих как свойство его характера (доброта, честность, мужество, скромность и др.);

в) моральные принципы – фундаментальные представления человека о должном поведении («золотое правило нравственности» и др.);

г) моральные идеалы – конечная цель, к которой направлено нравственное развитие человека и общества, и которая является ориентиром для самосовершенствования человека;

д) моральные ценности – основа моральных ориентиров, выраженная в представлениях о Добре, Счастье, Свободе и др.

Функции морали:

а) гуманизирующая – раскрывает меру человеческого в человеке;

б) регулятивная – регулирует поведение человека и отношения людей в обществе;

в) воспитательная – формирует человеческую личность и ее самосознание;

г) ценностно-ориентирующая – задает смысложизненные идеалы и ценности, позволяет оценивать различные явления и поступки;

д) познавательная – позволяет раскрывать смысл явлений сквозь призму понятий добра и зла, справедливости, долга, ответственности и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Практикум Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов высших сельскохозяйственных

    Практикум
    К 60 Товарная политика предприятия отрасли. Практикум: учебное пособие/ Е.П. Колеснева, C.И. Артеменко  Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2006.
  2. Менеджмента качества в современном университете

    Документ
    Редакционная коллегия: д.м.н., проф. Солодков А.П., д.б.н., профессор Прищепа И.М., канд. пед. наук, доцент Турковский В.И., канд. пед. наук, доцент Ракова Н.
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 032700 Филология (2)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 032700 Филология и профилю подготовки Отечественной филологии (Башкирский язык и литература).
  4. План мероприятий по оптимизации структуры и приведению объемов подготовки специалистов в соответствие с потребностью народного хозяйства

    Закон
    ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ И ПРИВЕДЕНИЮ ОБЪЕМОВ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СООТВЕТСТВИЕ С ПОТРЕБНОСТЬЮ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА НА 2006-2008 ГОДЫ 147
  5. Практикум по семейному праву Для юридических вузов и факультетов

    Практикум
    Людмила Михайловна Пчелинцева — заместитель заведующего кафедрой гражданско-правовых дисциплин Международного независимого эколого-политологического университета, профессор.

Другие похожие документы..