Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Зашита состоится 2011 г. в час. на заседании диссертационного совета Д 220.042.05 при ФГОУ ВПО ( 109472, Москва, ул, Академика Скрябина, 23, тел. 377...полностью>>
'Документ'
Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумаг...полностью>>
'Документ'
Варианты: 1) а, б, в; ) б, д; 3) а, в; 4) г, д; 5) в, г, д. 4. Прогноз кишечного свища зависит от: а) длительности наличия последнего; б) уровня нахо...полностью>>
'Документ'
Главный энергетик организует технически правильную эксплуатацию и своевременный ремонт энергетического и природоохранного оборудования и энергосистем...полностью>>

План: Стр (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

План:

Стр.

  1. История буддизма……………………………………………………………3

Исторические условия возникновения

Исторический портрет Сидхартхи Готамы

  1. Философия буддизма ………………………………………………………..5

Картина мира

Учение о душе

Отношение к земной жизни

Путь к спасению

  1. Социология буддизма ………………………………………………………..9

Община верующих

Первые шаги будущей мировой религии

  1. Психология буддизма ……………………………………………………….11

Дхарма

Четыре благородные истины

Живое учение Будды

Морали

Введение

«В моём учении нет ничего скрытого,

таинственного, когда я следую истине,

то в этом нет никаких тайн, нет ничего того, что я мог бы скрыть от своих учеников»1

Есть те, кто считает буддизм столь возвышенным и величественным учением, что обычные мужчины и женщины не могут практиковать его в нашем мире каждодневной работы, и что тот, кто желает быть истинным буддистом, должен удалиться от этого мира в монастырь или иное тихое место. Это досадное недоразумение, обязанное, очевидно, недостаточному пониманию учения Будды. Люди приходят к таким скоропалительным и неверным выводам вследствие чего-то ими услышанного или случайно прочитанного о буддизме, написанного тем, кто, не имея всестороннего понимания предмета, дает лишь частичный и однобокий взгляд на него. Учение Будды предназначено не только для монахов в монастырях, но также и для живущих дома со своими семьями, обычных мужчин и женщин. Благородный Восьмеричный Путь, являющийся буддийским образом жизни, предназначен для всех без различий.

Всерьёз я заинтересовался буддизмом пять лет назад. После прочтения книг по истории цивилизаций и мировых религий мне показалось, что буддизм не есть религия. Постепенно углубляясь этим вопросом, я находил всё новые и новые факты, которые то отводили меня от этого убеждения, то снова возвращали к нему. Немалое влияние на тему моего интереса оказало и то, что не смотря на то, что около 1,1 млрд человек в мире исповедуют, если можно так сказать, буддизм; что буддизм развивается уже более 2,5 тыс лет, многие люди полагают, что Будда – это бог. Но раз нет бога, то встаёт вопрос:

А Религия ли Буддизм?

«Чужая душа – потёмки» Что говорить о «чужой» религии? Чтобы овладеть иной религией, мировоззрением, мироощущением, сознанием необходимо пережить, прочувствовать ЭТО на себе.

В самом деле, что же делает его религией, если в нём нет ни такого Бога, как в христианстве, исламе и других монотеистических религиях, ни такой веры в богов, как в политеистических религиях, ни бессмертной души — основы церкви как посредника между богом и людьми? Тем не менее известно, что буддизм исповедуют большинство народов Азии. Буддизм — религия прежде всего потому, что учит верить в спасение, или, как говорят буддисты, в возможность для человека достичь нирваны. Однако спасает в буддизме не бог; спасение приходит или изнутри человека в результате его собственных

духовных усилий, или же благодаря помощи будд и бодхисаттв.

Цель моего исследования дать окончательный ответ на поставленный перед самим собой вопрос. Курс религиоведения даёт комплексное знание о религиях, а именно по:

  • Истории религий,

  • Философии религий,

  • Социологии религий,

  • Психологии религий.

По этому принципу и составлен план моего исследования. Я постараюсь проследить каждый аспект буддизма. «Религия – душа культуры»2 - говорит Освальд Шпенглер. Я постараюсь выявить не только структуру буддизма, но и постараюсь найти место буддизма в современной мировой культуре.

История буддизма3

Возникновение буддизма было связано с появлением ряда произведений , вошедших впоследствии в состав канонического свода буддизма - Типитаки; это слово обозначает на языке пали "три сосуда" (точнее три корзины) - была кодифицирована около III в. Её тексты разделены на три части - питаки:
Виная-питака, Суттапитака и Абхидхармапитака. Виная-питака посвящена преимущественно правилам поведения монахов и порядкам в монашиских общинах. Центральную и наибольшую часть Трипитаки составляет Сутта-Нипата. Она содержит огромное количество повествований об отдельных эпизодах жизни Будды и его изречений по различным поводам. В третьей "корзине"- Абхидхармапитаке - заключаюся главным образом проповеди и поучения на этические и абстрактно-философские темы.
2

Соперничая и постепенно сливаясь с более ранней религией Бон, буддизм становится государственной религией Тибета при царе Сронцзен Гампо (правил в 620—649). Царь Тисронг Децан (755—797) официально приглашает индийского проповедника Шантаракшиту. Вслед за ним, прибывает Падмасамбхава — основатель школы ньингмапа. В это же время строится Самье — первый будд. монастырь. В древнем Тибете, монастырь выполнял не только религиозные, но и административные, государственные, просветительские и другие функции. Самый первый монастырь Самье, строится примерно в 8-м веке. Первым известным в традиции Гелугпа монастырем, считается Ганден, построенный в 1409 году. В последствии, он станет своеобразным каноном в построении других буддистских монастырей.

Будда (принц Гаутама, рода Шакья), по рождению названный Сидхартха, что означает “Достигший цели”. История его просветления такова: родившись в богатой семье, его родители всячески уберегали его от тягот жизни. Принц Гаутама был всем обеспечен, имел красивую (с 16-17 лет) жену (Гопа Яшодхара) и сына(Рахула).

В возрасте 29 лет, принц, выйдя за стены дворца встретил больного человека, старого, похоронную процессию и отшельника. Поразившись неизбежности смерти и страдания людей, он дал себе обет найти способ избавления от обреченности жизни.

В течении шести лет Гаутама странствовал по Индии, учась мудрости у известных учителей и отшельников. Но ни один из учителей не смог дать исчерпывающего ответа. Закончив очередное обучение, принц почувствовал близость к пониманию истины и на несколько недель погрузился в медитацию под деревом бодхи в Бодхгайе, и там обрел понимание природы вещей, став Буддой.

В течении 45 лет Будда рассказывал о постигшем его открытии, но не оставил после себя никаких письменных источников. Все его учения передавались и записывались учениками и последователями, принимавшими участие в его беседах. Гаутама скончался в возрасте 80 лет. Перед смертью Будда просил монахов запомнить два условия, гарантирующие сохранение его учения на многие века:

  1. не ссориться из-за мелких и ничтожных предписаний дисциплины в общине, соблюдая наиболее существенные наставления;

2) ревностно стремиться к просветлению.

Будда подвёл итог своей жизни следующими высказываниями: "Я могу умереть счастливо. Я не оставил ни единого поучения зажатым в ладони. Я успел дать всё, что может приносить вам пользу". Его самое последнее изречение отделяет Буддизм от того, что принято называть религией: "Теперь не верьте моим словам только потому, что это сказал Вам Будда, но хорошо исследуйте их. Будьте светом сами себе".

Эти высказывания демонстрируют практический подход Буддизма. Он - для реальной жизни. Когда люди спрашивали Будду, почему и чему он учит, Будда отвечал: "Я учу потому, что вы, как и все существа, ищете счастья и стараетесь избегать страдания. Я учу тому, каким всё является на самом деле".

Учение такой величины наилучшим образом понимаешь на фоне всей собственной жизни. Его совершенная структура яснее всего проявляется при сравнении со множеством других учений и взглядов на действительность. В течение столетий все попытки вместить богатство Буддизма в те или иные концептуальные рамки только доказывали узость последних. Например, сегодня многие считают Буддизм философией, и это верно в том смысле, что учение совершенно логично. Четкость мышления - это естественный результат буддийской практики, и возникает она из опыта беспрепятственного внутреннего пространства.

Что касается Буддизма, то он начинается там, где у людей есть самообладание и избыток силы; где ощущаешь, что пространство исполнено блаженства и никому не угрожает. До тех пор, уверенность в своих силах - всего лишь слова. Отталкиваясь от этого уровня самообладания, учение развивает мужество, радость и любовь - врожденные богатства ума.

Когда растет наше осознание того, что все вокруг обусловлено обстоятельствами, то застывшим концепциям остается только уйти, и сами по себе появляются все совершенные качества и активности тела, речи и ума. Это происходит в таком порядке: сначала уменьшение разделенности между субъектом, объектом и действием; воспринимающим, воспринимаемым и процессом восприятия, приводит к определенному прозрению. Затем понимание того, что нет реального или личного "себя" дает окончательную уверенность в освобождении. Это - первый шаг на пути и это - непоколебимая основа для полного раскрытия ума, которое зовется Просветлением.

Чему же учит Будда? Он подтверждает истину, которая есть везде и никогда не была создана, знает и содержит в себе все относительное и абсолютное. Ее, неотделимую от пространства, при соответствующих обстоятельствах можно постичь на опыте как собственный ум. Это состояние называется уровнем истины и ничто и никогда не отделяется от него. Оно ощущает свою природу как непринужденную радость, а выражает себя как активное сочувствие, и это - источник всевозможного совершенства.

Уникально - то, что Будда полагается на зрелость своих учеников, что он не видит никакой нужды управлять ими при помощи карающих или осуждающих Богов. Вместо этого он даёт практические советы и показывает мир как коллективный сон, возникающий из первичного сознания всех существ. Внутри этой общей рамки от жизни к жизни созревают отпечатки их действий, называемые также "кармами". Они влекут за собой перерождения в разнообразных телах с различными способностями в самых разных странах мира и являются причиной всего обусловленного опыта.

Итак, что такое Буддизм? Сам Будда использовал наилучшее описание. В течение 1500 лет существования учения в Индии, оно называлось Дхарма, а в последующие 1000 лет в Тибете его называли Чё. Оба названия означают "каким всё является на самом деле". Понимание того, "каким всё является на самом деле", представляет собой ключ ко всевозможному счастью. Сам Будда - учитель, пример, защитник и друг. С его помощью существа могут избегать страдания и входить в состояние растущего блаженства, при этом освобождая и приводя к просветлению других.1

Философия буддизма

«Что толку в том что человек пытается
показать нам свою величественную внешность,
когда внутри у него пустота и растление?»1

Любая философия – это мировоззрение, если вкратце попробовать описать его с точки зрения буддизма, то получится несколько этапов:
  • Общая картина (устройство) мира

  • Учение о душе

  • Отношение к земной жизни

  • Путь к спасению

КАРТИНА МИРА2

То, как выглядит чувственный мир в буддизме, наглядно показывает картина религиозного содержания , называемая "сансариин-хурде" , т.е. "колесо сансары".

На традиционном рисунке огромный страшный дух-мангус, слуга владыки смерти, держит в зубах и когтях большой круг, символизирующий сансару. В центре круга небольшое круглое поле, в котором сплелись тела змеи, петуха и свиньи. Это символы тех сил, которые вызывают неизбежные страдания: злобы, сладострастия и невежества.

Вокруг центрального поля расположено пять секторов, соответствующих возможным в сансаре формам перерождения. При этом ад помещается всегда внизу, а миры людей и небожителей - в верхней части круга.

Правый верхний сектор занят миром людей. По нижнему краю этого сектора расположены фигуры, символизирующие человеческие страдания: рожающая женщина, старик, мертвец и больной.

Слева вверху такой же величины сектор занимают находящиеся в вечной вражде друг с другом тенгрии и асуры. Они мечут друг в друга копья и стрелы

Справа и слева расположены секторы животных и "биритов". Животные терзают друг друга,сильные пожирают слабых.Страдания биритов состоят в непрерывном голоде.

Земной суд, земные пытки и казни нашли отражение в нижнем секторе круга. Посреди на престоле сидит сам владыка смерти и ада - Эрлик-хан (санкритское - Яма).

"Сансариин-хурде" разъясняет и самый процесс непреложного закона перерождения в его буддийском понимании. 12 нидан охватывают 3 следующие друг за другом жизни , причем этапы, на которые этот процесс бытия распадается, символически изображены на твердо установленных для каждого из них рисунках.

Рисунки, символизирующие ниданы, расположены по широкому ободу, охватывающему снаружи основной круг колеса.

Прошедшая жизнь представлена 2-мя ниданами. Первая изображается в виде слепой старухи, не знающей, куда она идет. Это - символ "омраченности" (авидья), констатация факта зависимости от страстей, стремления к жизни, наличие того заблуждения ума, которое делает неизбежным новое перерождение.

Вторая нидана символизируется изображением горшечника за изготовлением сосуда. Это - "содеянное" (сансара или карма).

Настоящая (данная) жизнь передана 8-мью ниданами1:

1-ая нидана - обезьяна, рвущая плоды с дерева, - символ "сознания"(виджняна), вернее лишь первого момента новой жизни, которая , согласно буддийским представлениям, начинается с пробуждения сознания.

2-ая и 3-яя ниданы "настоящей жизни" протекают в период эмбрионального развития человека. Эмбрион переживаний не имеет. Постепенно складываются "шесть баз", служащих "органами чувств", точнее "актами ощушения" - зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и " манас" , под которым понимается "сознание предыдущего момента". Символы - человек в лодке и дом с заколоченными окнами.

4-ая нидана "соприкосновение" (спарша) символизируется обнимающимися мужчиной и женщиной. Считается ,что еще в утробе матери ребенок начинает видеть и слышать,т.е. элементы чувства соприкасаются с сознанием. Но приятных или неприятных эмоций не возникает.

5-ая нидана -"чувство" (ведана),т.е. сознательное переживание приятного, неприятного, безразличного, эмоциональная область сознания. едану символизирует изображение человека, в глаз которого попала стрела.

6-ая нидана "Чувство" вырастает в "вожделение" (тришна) , которое появляется в возрасте полового созревания и воплощено на "сансариин-хурдэ" в виде человека с чашей вина.

"Стремление" - 7-ая нидана, соответствующая всестороннему формированию взрослого человека, когда у него складываются определенные жизненные интересы и привязанности. На рисунке - человек, рвущий с дерева плоды.

"Бава", т.е. жизнь,- последняя 8-ая нидана данного существования человека . Это расцвет его жизнедеятельности, упадок ее, старение и смерть. Символ бавы - курица, высиживающая яйца.

Будующая жизнь охватывается двумя ниданами - "рождением" (джати) и "старостью и смертью" (джара-марана).Первая символизируется изображением рожающей женщины, вторая- фигурой слепого старика, еле держащегося на ногах .Рождение-это появление нового сознания ,а старость и смерть - вся жизнь, так как " старение " начинается с момента рождения, а новая жизнь опять порождает стремления и желания, вызывающие новое перерождение.

УЧЕНИЕ О ДУШЕ

В мире нет ничего вечного — всякое существование имеет начало и конец, а раз так, то не может быть и неизменной души. Человек состоит из пяти скандх: телесного (рупа), ощущений (ведана), распознавания- (санджня), кармических импульсов (санскар) и сознания (виджняна). После смерти большая часть скандх разрушается.

Согласно традиции, берущей начало в литературе Абхидхаммы, то , что принято считать личностью, состоит из2:

1) «чистого сознания» (читта или виджняна)

2) психических явлений в абстракции от сознания (чайтта)

3) «чувственного» в абстракции от сознания (рупа)
4) сил, сплетающих, формирующих предыдущие категории в конкретные сочетания, конфигурации (санскара,чэтана)

В буддийских текстах указывается на то, что Будда не раз говорил, будто души нет. Она не существует как некая самостоятельная духовная сущность, временно обитающая в материальном теле человека и покидающая его после смерти, с тем чтобы по закону переселения душ снова найти себе другую материальную темницу.

Однако буддизм не отрицал и не отрицает индивидуального "сознания", которое "несет в себе" весь духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и должно стремиться к успокоению в нирване.

В соответвии с учением о драхмах "поток сознательной жизни" индивидуума в конечном счете является порождением "мировой души", непознаваемого сверхбытия.

По мере своего развития буддизм все дальше отходил от первоначальных взглядов на душу, как на поток, как непрерывность постоянно меняющихся индивидуальностей.

ОТНОШЕНИЕ К ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ

Первая из четырех "благородных истин" формулируется так:

В чем состоит благородная истина о страдании?
Рождение - страдание;
расстройство здоровья - страдание;
смерть - страдание;
скорбь, стенания, горе, несчастье и отчаяние - страдание;
союз с нелюбимым - страдание;
разлука с любимым - страдание;
неполучение страстно желаемого - страдание;1

Короче говоря, пять категорий существования, в которых проявляется привязанность (к земному) - страдание.

Немало страниц буддийской литературы посвящено бренности всего земного. Отдельные элементы сознания сменяют друг друга с огромной быстротой. Можно лишь проследить достаточно длинные "цепи моментов", которые в своей совокупности и составляют "поток сознательной жизни" каждого индивидуума.

Буддизм требует ухода от рассморения внешнего по отношению к сознанию человека мира. Рассматривать его , по мнению буддийских теологов, нет никакой необходимости, потому что сознание не отражает этот мир (он не существует), а порождает его своей творческой активностью. Сам мир страданий, по учению буддизма, только иллюзия, порождение "неведения", "заблудшего" сознания.

ПУТЬ К СПАСЕНИЮ2

"Вторая благородная истина" гласит, что источником страданий являютя "жажда удовольствий, жажда бытия, жажда могущества" .

"Что же является благородной истиной о прекращении страдания? Это полное затухание и прекращение всех желаний и страстей, их отбрасывание и отказ от них, освобождение и отделение от них".

В своем основном и главном значении палийское слово "ниббана" или санкритское "нирвана" означает "затухание", "угасание", "успокоение".

Другими словами, это конечная цель религиозного спасения, то состояние "полного небытия", при котором "перерождения - страдания" кончаются.

Весь дух буддизма заставляет сближать понятие нирваны с достижением состояния полного небытия.

Некоторые исследователи с этим не согласны: "Что же угасло и потухло в нирване? Угасла жажда жизни, страстное желание существования и наслаждения; угасли заблуждения и обольщения и их ощушения и желания; потух мерцающий свет низменного я, преходящей индивидуальности."

"Четвертая благородная истина" - практический путь, который ведет к подавлению желаний. Этот путь именуется обычно "срединным путем" или "благородным восьмеричным путем" спасения.

Благородный восьмеричный путь1:

1.Правильные взгляды ,т.е. основанные на "благородных истинах".
2.Правильная решимость,т.е. готовность к подвигу во имя истины.
3.Правильная речь,т.е. доброжелательная,искренняя,правдивая.
4.Правильное поведение ,т.е. непричинение зла.
5.Правильный образ жизни,т.е. мирный,честный,чистый.
6.Правильное усилие,т.е. самовоспитание и самообладание.
7.Правильное внимание,т.е. активная бдительность сознания.
8.Правильное сосредоточение,т.е.верные методы созерцания и медитации.

Социология буддизма

Как то один из брахманов, увидев странствующего Будду, сказал ему, что вот, мол, ты шляешься тут без дела и вместо того, чтобы много говорить, лучше бы занялся работой, пахал землю сеял рис и затем уже собирал урожай и кормился за счёт своего труда; Сидхартха сказал ему о том, что он и пашет и сеет, и живёт за счёт своих трудов, а брахман снова начал спрашивать у него о том, что где, дескать, твой плуг, твои лошади; Будда сказал: «Моими семенами является вера, дождь – это моя смиренность, а моя мудрость- это и есть мой плуг, а мои размышления о смысле жизни – есть моя соха; я взращиваю свою мудрость в своём теле, прост в пище, ни о чём не забочусь, взвешиваю слова, вот почему я постиг истину; я так же живу любовью, а она не заставляет меня размышлять о смерти, а мой путь взращивают семена бессмертия».1

ОБЩИНА ВЕРУЮЩИХ

В буддизме в отличие от христианства и ислама нет церкви, но есть община верующих — сангха. Это духовное братство, помогающее в продвижении по буддийскому пути. Община обеспечивает своим членам жёсткую дисциплину (виная) и руководство опытных наставников. В ней нет сложной иерархии, как в христианской церкви. Сангхой можно назвать и местную общину, и всех буддийских монахов в мире вместе взятых, а её члены не являются священнослужителями, посредниками между богом (или богами) и мирянами. Миряне должны подавать монахам — это их обязанность и добродетель; монахи в свою очередь учат их морали, ведут душеспасительные беседы, но они не вправе исповедовать или отпускать грехи. Если в одних направлениях буддизма, например в тхераваде, сангха играет определяющую роль, то в других, особенно в буддизме махаяны, большее значение имеют монастыри-университеты. Впрочем, последние в широком смысле также являются сангхами.

ПЕРВЫЕ ШАГИ БУДУЩЕЙ МИРОВОЙ РЕЛИГИИ

По преданию, через год после смерти Будды его последователи собрались вместе, чтобы записать то, что они узнали от Учителя и сохранили в своей памяти. Монах по имени Упали пересказал всё, что он слышал о дисциплине: правилах приёма в сангху и исключения из неё, нормах, регулирующих образ жизни монахов и монахинь и их отношения с обществом. Всё это было объединено в свод текстов, получивших название «Виная питака» («Корзина дисциплины»). Всё, что Будда говорил по поводу самого Учения и методов религиозной практики, пересказал его ближайший ученик Ананда. Эти тексты вошли в «Сутра питаку» («Корзину бесед»). Затем присутствовавшие монахи (их было 500) пропели содержание канона. Это собрание буддистов получило название Первого буддийского сангити (буквально — «спевка»), или собора. По некоторым версиям, в нём принимал участие царь Аджаташатру. Считается, что на Первом соборе была канонизирована и третья часть учения, «Абхидхарма питака» («Корзина Абхидхармы»), — систематическое, можно сказать, философское изложение Учения.2

Будда не оставил духовного наследника, полагаясь на то, что община будет просто следовать его предписаниям. Однако между членами сангхи возникли серьёзные разногласия по поводу трактовки ряда правил. Одни монахи выступали за смягчение и даже отмену жёстких границ, отделяющих сангху от остального общества, в то время как другие настаивали на их сохранении. Уже в IV в. до н. э. это привело к расколу сангхи на махасангхику («большую общину»), объединявшую сторонников большего «обмирщения» буддийской общины, и стхавираваду или тхераваду («учение старейшин»), сторонники которой придерживались более консервативных взглядов. Приверженцы махаяны (одного из направлений буддизма) считают, что раскол произошёл на Втором буддийском соборе в Вайшали, через сто лет после первого.

С появлением империи Маурьев, особенно в эпоху правления знаменитого царя Ашоки (III в. до н. э.), буддизм из учения монашеских общин превращается в своего рода государственную религию. Царь Ашока из всего учения особенно выделял правила буддийской морали.

При Ашоке в буддизме появилось множество сект и школ: по общепринятой классификации — 18. В это же время собрался Третий собор в Паталипутре, на котором были осуждены учения некоторых буддийских школ, а школа тхеравады получила поддержку царя. Именно в этот период был создан буддийский канон «Типитака» (на языке пали), или «Трипитака» (на санскрите), что означает «Три корзины». Последователи разных направлений буддизма уже два с половиной тысячелетия спорят между собой о том, когда, где и на каком языке были канонизированы «Три корзины». Махаянисты считают, что на Четвёртом соборе, проходившем под покровительством царя Канишки в I в. н. э., канонизировали санскритскую версию — «Трипитаку». А приверженцы тхеравады полагают, что Четвёртый собор состоялся в 29 г. до н. э. на острове Шри-Ланка, и там была записана «Типитака» на языке пали.

С целью примирения спорящих в истории буддизма приняты обе версии. Что же касается разногласий между различными школами раннего буддизма, то почти все они связаны с трактовкой философских проблем вселенной и её взаимоотношений с личностью.

Наряду с философией развиваются буддийские ритуалы и искусство. Богатые покровители финансируют строительство ступ. Вокруг этих мемориальных сооружений, где содержатся останки Будды и другие буддийские реликвии, складывается особый культ, к ним совершаются паломничества. Хотя такая вера с точки зрения буддизма совершенно бесполезна для достижения нирваны, она принимается из уважения к обычаям и традициям местных буддийских общин.

После смерти царя Ашоки и воцарения династии Шунгов, покровительствующей брахманизму, центр буддизма перемещается на Шри-Ланку. В течение трёх последующих веков буддизм превращается во влиятельную религиозную силу на всей территории Индии, а во времена династии Сатаваханов распространяется в Центральной Азии. В эпоху правления второго после Ашоки знаменитого покровителя буддизма Канишки (I – II вв. н. э.) влияние этой религии простирается от северных границ Индии до Центральной Азии (Кушанская империя). Тогда же с основами учения знакомятся в торговых центрах Северного Китая. Через южный морской путь буддизм проникает в Южный Китай.

С начала новой эры буддизм приобретает черты религии цивилизации. Он объединяет в единое пространство разные народы и территории, образуя сложные сочетания местных традиций с учением Будды. По всему этому пространству буддийские проповедники разносят тексты Учения. Вместе с буддийскими доктринами и религиозной практикой индийские буддисты приносят в разные страны достижения Индии в области медицины, фармакологии, астрономии, астрологии, архитектуры, ваяния, живописи, литературы и т. д.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. План: стр. Вступление 3 Начало царствования Николая II 4 «Бессмысленные мечтания» либералов 4 (1)

    Документ
    Начиная писать реферат, я поставила перед собой задачу через деяния Императора Николая II разобраться, справедливо ли его обвиняли в том, что он был виновником всех трагедий, происходивших в России в период его правления.
  2. План: стр. Вступление 3 Начало царствования Николая II 4 «Бессмысленные мечтания» либералов 4 (2)

    Документ
    Начиная писать реферат, я поставила перед собой задачу через деяния Императора Николая II разобраться, справедливо ли его обвиняли в том, что он был виновником всех трагедий, происходивших в России в период его правления.
  3. План. Стр. Введение. 3 Горимость лесов России. 4-5 Структура и характеристики функционирования систем охраны леса. 6-7

    Документ
    По данным Рослесхоза на 11 мая 2 года зарегистрировано 3952 лесных пожара, почти на 300 больше, чем на эту же дату в прошлом году. Основным источником огня в лесах по-прежнему остается человек - по различным регионам эта причина составляет
  4. План: стр (1)

    Курсовая
    Начать эту работу я хотел бы с очень наглядного исторического примера. Вспомним самую крупную мировую катастрофу - гибель Античной цивилизации. Можно выделить целый спектр причин, повлекших за собой социально-экономический катаклизм
  5. План: стр (3)

    Реферат
    направление электроники, охватывающее исследование при криогенных температурах (ниже 120 К ) специфических эффектов взаимодействия электромагнитного поля с носителями зарядов в твердом теле и создание электронных приборов и устройств,

Другие похожие документы..