Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Информационный бюллетень'
Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь продолжает интерактивный проект «Online-марафон: Труд и социальная защита», который проходи...полностью>>
'Документ'
середній, високий (вказати, якими саме програмами 9. Якими іноземними мовами володієте: а) вільно - б) зі словником - в) на побутовому рівні - 10. Як...полностью>>
'Образовательная программа'
Данный документ разработан педагогическим коллективом Грищенко Е. Г. - зам директора по УВР, Пенчук Т. С. – зам директора по ВР, учителями начальных ...полностью>>
'Урок'
3.Раскрыть идейное содержание «Слова о полку Игореве», его силу воздействия на народ, раскрыть различные приёмы устного народного творчества на приме...полностью>>

Социология досуга опирается на теорию социально-культурной, культурно-досуговои деятельности и социальную педагогику, которые предшествуют или изучаются параллельно с курсом социологии досуга. Поэтому лекции Т. Г

Главная > Лекции
Сохрани ссылку в одной из сетей:

62

Дифференцированный подход не только к различным социально-демографическим слоям, но и учет индивидуальных интересов и по­требностей отдельных личностей, анализ возможностей очага культуры технологий, которыми располагают субъекты управления - основное требование, позволяющее реализовать принципы конкретности и диф­ференцированного подхода.

Принцип оптимальности, эффективности носит субъективно-объективный характер, определяет как организацию условий, обогаще­ние содержания культурно-досуговой деятельности, так и требования к самим субъектам управления и самоуправления; организации целостно­го комплексного подхода как в их исследовании, так и в реализации со­ответствующих им технологий.

Проблема эффективности культурно-досуговой деятельности тесно связана с разработкой ее критериев и показателей. Сложности их разра­ботки связаны с исследованием духовной сферы: интересов, запросов, идеалов и ценностных установок субъектов культурно-досуговой сфе­ры, с присущими им стремлением к полифункциональной деятельно­сти.

Следует отделять понятие эффекта от эффективности. Эффектив­ность занятий физической культурой, декоративно-прикладным и науч­но-техническим творчеством может быть измерена (в том числе и эко­номически): укрепление здоровья и физической формы, результаты труда как в любительском объединении, участии в выставках, конкур­сах, так и на производстве.

Но если действия, поступки и результаты можно увидеть, то меха­низмы внутренней саморегуляции личности - мотивы, ценностные ус­тановки трудно поддаются специальному исследованию. Т.е. эффект -следствие сопоставляемых количественно-качественных показателей.

4.4. Субъекты социально-досуговой рекреации

Рекреация как форма жизнедеятельности свойственна всем органи­зованным биосистемам, включая и социальные. Все виды популяций подчинены законам биоэнергетики. Субъектом рекреации является ка­ждая единица социального континуума «человек - человечество». Че­ловек - начальная, отправная точка социального континуума субъектов Рекреации.

63

Потребности в рекреации испытывают индивиды первичных и вт ричных, малых и больших социальных групп, территориальных общи стей, общественных движений, классов.

Потребность в рекреации и досуге наблюдается в «уставших колле тивах», «выдохшихся армиях» (Н. Головин), «застойном обществе».

У разных субъектов досуговой рекреации многие исследователи мечают необычность социальных действий. Поэтому следует различа внутренние критерии и внешние индикаторы.

Критерий сознательных действий является сквозным, определяю шим направленность и содержание досугово-рекреационных процессо-

Социологи и психологи отличают субъектов индивидуального со нания (индивиды, диады) от субъектов группового общественного со нания. Следует отличать ориентацию субъекта-индивида на достиж ние рекреационного эффекта у себя самого и у партнёра. Рекреацио ный резонанс - особая форма проявления и переживания группово рекреационного эффекта, она выражается в устойчивых взаимодейс виях и взаимоотношениях между членами социальной группы.

Диада - досуговая пара партнеров, представляет частично замки тую энергетическую систему.

Элемент индивидуального наблюдается в общем интересе, целях условиях проведения досуга. Связь партнеров характеризуется двум формами взаимодействия: ответного (поочередного) и синхронного г пов. Ответный является промежуточным звеном между субъекто индивидом и субъектом малой группы.

Семья как наиболее характерный пример малой группы с её функц ей организации рационального досуга и контроля за его проведение заметно взаимообогащает досуговые интересы. Вся деятельность семь пронизана рекреационными актами. Семейный отдых - это вечерни чаепития, воскресные обеды, походы, хождения в гости, поездки, чте ние вслух, интеллектуальные игры. Специфическое, биологическо эмоциональное общение предстает как секрет стабильности социально го института семьи. Функция первичной социализации осуществляется во многом формированием рекреационно-досуговых ценностей и моти-вов членов семей.

Зарубежные исследования семейного досуга представлены работам" Элтона Мэйо, С. Паркера, М. Каплана.

Коллектив предстает как объект исследования работоспособности интенсивности труда, морально психологического климата, потребно

64

сти проведения досуговых мероприятий, ролевого поведения. Японский опыт организации труда и досуга, его трудовой и созидательный потен­циал является ярким примером. Коллектив там предстает как вторая семья. Признаками его жизненности являются организация циклично­сти и трудовой и досуговой активности, хотя такая организация имеет и негативные последствия.

Субъектами территориальных общностей являются жители городов и сел, микрорайонов. Стиль и образ жизни - одно из главных направле­ний в западной социологии рекреации и досуга. У нас они изучались В.Н. Болговым и В.Г. Гущу, Т.А. Кудриной и А.И. Шендрик.

Увеличение межличностного, интимно-личностного общения явля­ется характерной чертой и одновременно проблемой современного об­раза жизни. Коллективно-групповой характер общения удовлетворяет потребности в эмоциональном сопереживании, мировоззренческом и духовно-нравственном самоопределении, дружбе и товариществе, при­знании собственной значимости и неповторимости.

Опыт изучения социального взаимодействия в неформальном обще­нии молодых на улицах, в скверах, парках, дома, на дискотеках, к сожа­лению, является пока прерогативой журналистов, и почти не изучается социологами.

Своеобразие личности обусловливает непредсказуемость ее выбора. Поэтому следует рассматривать личность как субъект творчески-преобразовательной деятельности, направленной на самого себя, и все­мерно содействовать пробуждению потребности в самоуправлении и постоянно ее стимулировать.

Культурно-досуговая деятельность является реализацией субъект-объект-субъектных отношений. Противопоставление субъекта и объек­та в культурнодосуговой деятельности несостоятельна методологиче­ски. Объектами управления в культурно-досуговой деятельности могут быть лишь условия культурно-досуговой деятельности и педагогиче­ское руководство институциональными формами использования сво­бодного времени.

Изучение участника культурно-досуговой деятельности как субъекта самоуправления не снимает необходимости исследования духовно-нравственного, интеллектуально-творческого потенциала субъекта Управления, необходимости формирования и возвышения его потреб­ностей с ориентацией на возникающие интересы и тенденции развития в сфере культуры и досуга.

65

Непреложное значение в этом имеет принцип «потребность из по­требности». Эта необходимость практически диктуется требованием окончательного демонтажа авторитарно-бюрократической системы в сфере досуга.

Основой жизни для большинства молодежи является именно сво­бодное время как основное пространство для самоопределения, реали­зации своих интересов. Основной круг интересов, норм поведения, тра­диций формируется в культурно-досуговой деятельности.

Мелочная регламентация способствует отчуждению людей от раз­нообразных форм социального творчества, подлинных духовных цен­ностей.

Педагогика сотрудничества как целостная система, определяющая главные направления, формы и методы культурно-досуговой деятель­ности является основным звеном демократизации.

Появление новых самодеятельных организаций, действующих как совокупный субъект самоуправления - яркое свидетельство процесса демократизации, идущего снизу.

Преодоление отчуждения между личностью и основными социаль­но-культурными инструментами педагогического воздействия - важная задача управленческого процесса. В организации воспитания следует! руководствоваться в учреждениях социально-культурной деятельности следующими принципами:

- от частного интереса личности к ее всестороннему развитию;

- от познавательного интереса к интересу деятельному;

- от активного восприятия к активной деятельности;

- от управления личным интересом, потребностью, к общественно-) значимой деятельности.

Особую роль для социолога представляет выяснение основных ти­пов времяпрепровождения и механизма социального регулирования свободного времени в процессе формирования личности.

В социально-психологическом исследовании на первый план вы­двигается отношение личности к своей деятельности, и отсюда ее раз­деление на самоценную и такую, которая стимулируется потребностя­ми по достижению внешних целей. Педагогический подход охватывает преимущественно изучение целей и основных направлений восприятия, а также методы, формы и средства воздействия на личность в свобод­ное время.

66

Наиболее серьезные сдвиги в духовной сфере, тесно связанные с культурно-досуговой деятельности определяются:

- освобождением от регламентации и унификации содержания и форм использования свободного времени;

- возрождением духовно-исторического наследия;

- утверждением плюрализма, доступности духовных ценностей;

- крушением политики изоляционизма.

Универсальность досуговой деятельности с точки зрения научно-содержательного и видового разнообразия уникальна. И ее континиум для каждого индивида, региона и каждой общности при едином содер­жании могут значительно отличаться. Негативный эффект сопровожда­ется системой принуждения и регламентации деятельности молодежи в основных инструментах ее социализации: семье, системе образования, среде общения. Авторитаризм, неуважение к личностному началу, не­востребованность личности, пренебрежение ее интересами и потребно­стями, жесткое ограничение свободы вызывает социально-психологическое противодействие молодежи и выражается в поведен­ческой и нормативной автономии, отчуждении молодых от родителей и преподавателей. Связь с осознанием своего внутреннего мира, индиви­дуальности и социально-профессиональным самоопределением обна­руживается не всегда. В результате происходит столкновение противо­положных тенденций: авторитаризму в деятельности социального педа­гога и его основных инструментах воздействия противостоит стремле­ние к самореализации, автономизации и эпатажу у молодежи. А это приводит к возникновению конфликтной ситуации. Опасность усиле­ния этих тенденций небеспочвенна. Ярким примером тому может слу­жить поведение фанатов на футбольных матчах и после них. Детерми­нированность свободы выбора объективными обстоятельствами: про­цессом урбанизации и относительно развитой социальной инфраструк­турой досуга в условиях рыночной экономики, которая не всегда обес­печивается платежеспособным спросом.

Связь расширения свободы выбора и повышения уровня социаль­ной ответственности за его содержание и характер использования пло­хо осознается молодыми. А обусловленность их развития акселерацией ведет к рассогласованию границ возрастной и социальной зрелости. Но одними назиданиями невозможно сформировать социальную ответст­венность: без сложной, интересной и самостоятельной деятельности молодежи это невыполнимая задача.

67

Приобщение к культурным ценностям как средству саморазвития невозможно переоценить. Но проявляются и негативные тенденции: ориентация на престижное потребление объектов искусства, спорта и др. часто носят характер внешний, лишенный духовно-нравственного; восприятия содержания. Организаторам и менеджерам следует стиму-j лировать расширение гражданских и общественных инициатив.

Свобода выбора, права и гарантии личности взаимообусловлены. Становление гражданского общества, развитие многопартийной систе­мы, демократизация общественной жизни - необходимые условия для самореализации интересов в общественной жизни. Свобода выбора и право на отдых неотделимы от ответственности за их соответствие нормам культуры поведения людей, принятых в обществе. Гарантией свободы от манипулирования интересами и навязывания «воспитатель­ных» функций могут быть лишь созданные условия для саморазвития и реализации потребностей, форм самообразования.

Невысокий уровень социально-экономического развития страны, ус-тановка на существующие традиции как на пережитки прошлого, обу­словливали проведение жесткой регламентации и приобщения к идео­логии и соответствующей ей простым формам культурной жизни.

Становление демократических норм жизни выявили ориентации на более возвышенный характер деятельности и эмпирические исследова­ния подтвердили эту тенденцию19. Существенные изменения произош­ли в молодежном досуге, общие тенденции в современной досуговой деятельности проявляются:

- в повышении самоценности и автономизации молодежи;

- в доминировании культурно-потребительских видов и форм;

- в интернационализации содержания и форм времяпрепровожде­ния;

- в расширении диапазона и интенсификации инновационных пр цессов в культурно-досуговой деятельности;

- в стихийно-групповом характере проведения досуга;

- в нарастании гедонистических и статусно-престижных моделе время препровождения;

- в нарастании опасности превращения свободного времени в «зо-ну» повышенного риска (экстремальные виды спортивных игр развлечений, а также рост алкоголизма, наркомании, влекущих

__________________

" Свинников В.М. Социализм и свободное время. Право на отдых. -М, 1985. - С. 46. 68

собой деструктивные формы поведения с явными признаками бездуховности и деморализации личности).

Асоциальные виды досуговой деятельности имеют явные и скрытые формы. Они обусловлены дистанцированием от признанных форм об­щественной жизни и деятельности, ростом индивидуально-гедонистических мотивов, неприятием любых форм общественного и родственного контроля, распространением пьянства, токсикомании и наркомании, проституции и хулиганства.

Кризис основных институтов социализации молодежи и общества в целом на переходном этапе от тоталитарной к демократической модели развития приводит к отчуждению от основной сферы деятельности че­ловека - труда и основных институтов социализации - семьи, учебного заведения, трудового предприятия. А гипергедонистические устремле­ния молодёжи сформированы рекламой и западными телесериалами.

Модели современной организации досуга.

Разрушение социокультурной программы социализма привело к об­разованию «вакуума», стихийному формированию плюралистического процесса. Негативные стороны спонтанного формирования досуговой сферы проявляются в эмпиричности, эпигонском восприятии и следо­вании далеко не лучшим зарубежным образцам, коммерциализации и нигилистическим отношением к прошлому опыту, с одной стороны, и не всегда обоснованные попытки возрождения явных анахронизмов с другой, привели к необходимости выявления истинных потребностей общества в разнообразии форм и гуманизации досуга.

Возникла задача своевременного анализа структурных изменений в социальных субъектах досуга и его менталитете.

Создание социальной защиты работников культуры и социально-педагогического регулирование процессов требуют:

- сведения до минимума влияния рынка на возможности сохране­ния свободы выбора форм досуговой деятельности субъектами вне зависимости от финансово-экономических ограничений;

- разработки культурологического и аксеологического подходов к профессиональной деятельности и образу жизни;

- изменения характера организации и управления досуговой дея­тельностью.

Формирование научной социокультурной программы массового до­суга - одно из требований коренных интересов общества, и её следует Рассматривать как самоорганизующуюся систему.

69

Дестабилизация современного общества привела к потере социаль ных ориентиров и выявила социальные противоречия:

- между необходимостью воспроизводства культурных ценностей отсутствием современных подходов к их воспроизводству;

- между снижением человеческих контактов (без них люди одиноки отчуждены, изолированы, что углубляет кризис) и стремлением общению, единению, взаимообмену;

- между низкой воспитательной возможностью среды и высоко потребностью человека в самореализации.

Культура отражает степень «очеловечивания» природы и меру само развития человека, и процесс развития культурно-досуговой деятельно сти - путь к ней.

70

ГЛАВА 5

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ И ДОСУГ В ИССЛЕДОВАНИЯХ

ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ

5.1. Обзор исследований бюджетов времени в России XX века

Исследования бюджетов времени оригинальное научно-прикладное направление социолого-статистических исследований, развивающееся с 1920-х гг. Оно имеет свой предмет, методологию, специфическую ме­тодику и технику сбора, обработки и анализа информации и широкую область практического применения (обобщающие данные исследова­ний помещены в таблице на стр. 88-89).

В конце Х1Хначале XX вв. А. В. Чаянов разработал инструментарий учета времени труда в крестьянском хозяйстве. Вторым актом было со­циологическое обследование слушательниц Бестужевских курсов (Санкт-Петербург), проведенное в 1909 году. В анкету были включены вопросы о затратах времени на учебные и некоторые внеучебные заня­тия.

В 1920-1930-е гг. исследования связаны с именем С.Г. Струмилина, по инициативе которого впервые органами государственной статистики были проведены обследования бюджетов времени в "бюджетных" ра­бочих и крестьянских семьях, то есть в тех, где велся учет доходов и расходов. Это был период восстановления народного хозяйства, разру­шенного во время Мировой и Гражданской войн, интервенции и пере­хода к новой экономической политике, время развития промышленно­сти и городов, период борьбы с неграмотностью, приобщения широких масс к ценностям культуры. Исследования бюджетов времени были связаны с двумя научно-прикладными задачами:

1. Показать изменения в повседневной деятельности (трудовой, быто­вой, досуговой, социальной) прежде всего рабочих и крестьян;

2. Выявить пути рационализации труда, управления, повышения обра­зования, культуры, квалификации.

В решении первой задачи показатели времени играли роль индикато­ра изменений, во втором случае само изменение использования време­ни рассматривалось как фактор, влияющий на успешность решения со­циально-экономических, политических, идеологических, культурных

71

задач. Так, проанализировав бюджеты времени служащих, С.Г. Стру-милин сделал вывод: "уравнять" рабочий день рабочих и служащих| "целесообразнее за счет дальнейшего сокращения обязательного труда рабочих, чем за счет удлинения его для служащих". Знать, чтобы изме­нять так можно сформулировать принцип того периода. Учет времени рассматривался как способ анализа и объяснения действительности, чтобы на основании объективных данных переустроить к лучшему эту самую действительность в интересах государства и самих трудящихся.

Первые в мире попытки изучения использования времени в семьях рабочих и крестьян позволили С. Г. Струмилину констатировать боль-шие возможности бюджетно-временного метода в изучении повседнев-ной жизни. В бюджете времени отражаются не только разделение труда в семье, но и вкусы и потребности работника и его общий культурный уровень, они получают такое освещение, какого из одной лишь приход­но-расходной его книжки никогда не получить.

Важную роль сыграли Лига «Время» и одноименный журнал, изда­вавшийся в 1923-1925 гг. В это время велись не только социолого-статистические исследования. Наиболее активные служащие, студенты, учителя вели учет своего времени по собственной инициативе для луч­шей организации своей жизнедеятельности. Большое значение имело и то, что результаты исследований оперативно публиковались и были доступны широкой публике, что создавало конструктивную социально-психологическую обстановку.

Объектом исследований становились социальные группы, игравшие решающую роль в развитии страны: работники материального произj водства (рабочие, специалисты, крестьяне), активисты общественной политических, культурных организаций и учреждений, молодежь (от дошкольников до студентов) и педагоги. Исследования проводились на сравнительно небольших выборках под лозунгом "за научную органи-j зацию труда и быта".

В России с самого начала в данной области исследований господ-ствовал и до сих пор доминирует марксистский диалектико-материалистический, системный подход. Время рассматривается кам природно-социальный ресурс деятельности людей, оно необходимо для удовлетворения их общественных и личных потребностей. Система по-требностей удовлетворяется системой деятельности. Поэтому при изу-чении того или иного элемента жизнедеятельности социальной группы (домашнего труда, учебных и бытовых занятий, проведения свободного

72

времени) необходимо определить его место в общей системе повсе­дневной деятельности. Этот важнейший методологический принцип, применяемый в исследованиях бюджетов времени, отличает их от "не­бюджетных" исследований деятельности, где тот или иной ее вид (на­пример, досуг) обычно изучается вне связи с другими.

Исследования бюджетов времени с помощью показателей распреде­ления времени на занятия дают возможность фиксировать и анализиро­вать действия людей в сферах труда, быта, образования и досуга. Эти действия отражаются в их наборе: продолжительности, частоте, перио­дичности, локализации в пространстве и других характеристиках.

Но для более полного понимания реального поведения людей требу­ется изучение и учет ценностных ориентации, мотивации, отношения к тем или иным видам деятельности, удовлетворенности условиями и ре­зультатом осуществления разных видов занятий. Таким образом, дея­тельность социальных, профессиональных, демографических групп территориальной общности (города страны), представляет собой взаи­мосвязанную систему.

Первые послевоенные обследования бюджетов времени были прове­дены среди студентов Московского высшего технического училища им. Н.Э. Баумана (1949 г.) и Ленинградского государственного педагогиче­ского института им. А. И. Герцена (1954 г.). Этап 1950-1960-х гг. свя­зан с "оттепелью" времен Н. С. Хрущева и переизданием работ С. Г. Струмилина 20-30-х гг. С именем Г. А. Пруденского связаны исследо­вания бюджетов внерабочего, свободного времени. Это стало началом возрождения в стране конкретно-социологических исследований. Они были стимулом к развитию экономической социологии.

После восстановления разрушенного в войну хозяйства создавались предпосылки для облегчения условий труда и быта населения, повыше­ния уровня жизни, достаточно быстрого роста общеобразовательного Уровня населения, его культурных и бытовых потребностей. Социаль­ным заказом этого периода был, с одной стороны, поиск резервов роста производительности труда, с другой поиск путей увеличения и "рацио­нального" использования свободного времени. По инициативе Г. А. 'ПРУДенского Научно-исследовательским институтом труда и Институ­том экономики и ЦСУ РСФСР в Новосибирске осенью 1959 г. состоя­лось первое в послевоенный период государственное обследование бюджетов времени в "бюджетных" семьях рабочих и служащих Моск-вы и Новосибирска, Ленинграда, Тбилиси, Красноярского края, а в

73

г. там же было проведено первое крупное повторное обследование для! оценки изменений после перехода на 7-часовой рабочий день. Приме-1 нялся дневниковый метод учета затрат времени на текущий день (так называемая самофотография).

В 60-е г.г. начался бум обследований бюджетов времени, которые по-казали значимость реальных потребностей людей. Полученные данные содействовали изменению режима труда работниц в текстильной про-мышленности, учителей и шахтеров. Социологические данные, отно-сящиеся к регистрации фактического неравенства полов, начали ис пользоваться в официальных документах. Это имело значение для воз-никновения идеи А. Салаи (1964-1970 гг.) изучить влияние индустриа-лизации и урбанизации на жизнь городского населения. В рамках этого исследования было проведено советско-американское обследование бюджета времени населения г. Пскова. Это был первый социологиче-ский опыт, в котором при обработке и анализе эмпирических данным стали применяться ЭВМ (1963 г.) и методы математической статистики.

С начала 1970-х гг. в практику входит сочетание обследований бюд­жета времени с анализом субъективных оценок условий его использо­вания, получаемых с помощью обычных вопросников. Институт социо­логии АН СССР под руководством В. Д. Патрушева в 1973-74 гг. про­вел исследование сельского населения Ростовской области и предпри-ятий ряда других городов. Повторное обследование в Пскове в рамках советско-американского проекта (1986 г.), институт экономики и орга-низации промышленного производства СО АН СССР под руководством! В. А. Артемова начал лонгитюдное исследование бюджетов времени! городского (Рубцовск 1972, 1980, 1990 гг.) и сельского (Новосибирская область 1975-1976, 1986-1987) населения. Центральное статистическое управление РСФСР возобновило обследования бюджетов времени в "бюджетных" семьях, причем во всей их сети (1977, 1980, 1985, 1990 гг.). Широко использовался метод ретроспективной фотографии (запи| си о последовательности и продолжительности занятий за вчерашний день).

После 1991 г. было продолжено лонгитюдное исследование сельского населения, проведены обследования рабочих промышленности Моск­вы, проведено третье обследование в Пскове (1997/98 гг.).

Экономический кризис обусловил целый ряд особенностей в изуче­нии бюджетов времени. Из-за финансовых трудностей с 1990 г. прекра­тил обследования бюджетов времени Госкомстат РФ. Между тем имен-



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа «Культура России» подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России»

    Программа
    В. Л. Ситников, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии и педагогики Ленинградского областного уни­верситета им. А. С. Пушкина, зав.
  2. Психологическая энциклопедия психология человека

    Документ
    Аверин В. А. Часть1: главы 1-11. Дандарова Ж. К. В частях II, IV, V: глава 3; часть III: глава 4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Часть VI: глава 6. Зимняя И.

Другие похожие документы..