Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Основные задачи преподавания психологии детей раннего и дошкольного возраста на дошкольном отделении педагогического колледжа состоит в том, чтобы ра...полностью>>
'Рабочая программа'
«Основы оперативно- розыскной деятельности» относится к числу дисциплин по выбору. Изучается студентами в течение седьмого семестра. Значение курса с...полностью>>
'Документ'
Вступительное слово учителя о том, что сегодняшняя игра посвящена поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины». В игре принимают участие 3 команды. Всё гот...полностью>>
'Документ'
1.1.Актуальність теми. Інфекційні захворювання зумовлені збудниками тифо-паратифозної групи, достатньо поширеної серед людей. Найбільш небезпечний се...полностью>>

Социология досуга опирается на теорию социально-культурной, культурно-досуговои деятельности и социальную педагогику, которые предшествуют или изучаются параллельно с курсом социологии досуга. Поэтому лекции Т. Г

Главная > Лекции
Сохрани ссылку в одной из сетей:

50

«эффект досуговой деятельности» - чувство удовольствия, признание публики, расширение кругозора.

К эффекту можно отнести понятия социализации досуга, досуговой адаптации, досугового поведения, а также содержание досуга, условия его проведения, потребность и интерес к досуговой деятельности, её формам, переживания от результатов и просто участия в ней.

Следует обратить внимание на объективные и субъективные факто­ры в управлении досуговой деятельностью. Досуг - самоуправляемая система, определяющая целенаправленность, методы, формы досуговой деятельности, контроль за их ходом и состоянием. И тут объективным будет управляющее воздействие объекта, субъективным - люди, осу­ществляющие, воспринимающие, принимающие участие в процессе.

Но эта абстрактная характеристика имеет свою иерархическую структуру, включающую специфические черты объекта досуга. В его основе - предметно-практические проявления трудовой, познаватель­ной, игровой, рекреационной деятельности.

Поляризационный принцип справедлив и для досуговой активности. Это предпосылка того, что объективная реальность во взаимодействии с субъектом выступит объектом его деятельности (рисование, пение и т.д.).

Следует иметь в виду специфичность восприятия объекта досуга его субъектом: просмотр TV может сопровождаться как сопереживанием героям и событиям в информационных передачах, так и сменой кана­лов в поисках ощущения удовольствия; он зависит от различных эмо­циональных состояний воспринимающего. Эффект меняет свою приро­ду в зависимости от типов субъекта, его предпочтений и досуговых ин­тересов.

Элитарная культура отражает досуговую деятельность привилеги­рованных в социальном и интеллектуальном отношении групп, которые выделяются предпочтением классики, новейших образцов духовного творчества, спорта (гольф, теннис, горные лыжи, яхтинг), форм обще­ния (рауты, балы, презентации произведений искусства, достижений в науке и др.). Массовая культура как модель досуговой деятельности широчайших слоев общества в конце XIX и XX веках характеризуется следующими уровнями. Китч - исходный уровень, рассчитанный на эмоциональную разрядку «полуобразованных типов» (популярность культуры пропорциональна невежеству и социокультурной инфантиль­ности аудитории).

51

Поп-культура - более высокий в интеллектуальном плане уровень, в котором появляется тенденция к переработке некоторых фрагментов классики, созданию оригинальных направлений.

Контркультура как противопоставление общественному образу жизни форм досуговой деятельности. Следует иметь ввиду многопла­новость контркультуры, её отчасти представляют хиппи, битники, ро керы, толкиенисты, сатанисты, скинхеды, байкеры и многие другие.

Но намечается эволюция культуры от леворадикализма и нигилизма) в сторону реформизма. Последний возникает на почве «альтернатив-] ной» культуры целого спектра ранее возникших различных движений; экологического, «волюнтаристского», «новых стилей жизни», «граж данских инициатив» и пр. Они строятся по принципу противопоставлен ния официальной культуры и представлены в программах альтернатив' ных движений (личности и социума, экономики и экологии, микро и макросреды).

Содержание досугово-рекреационной деятельности. Необходимость выделять содержание, сущность досуговой деятельности не вызывает сомнений. Но её направленность, реализуемая в общественно и лично значимых и социально-негативных занятиях может давать противоре-чивый эффект. Досуговая деятельность может являться как фактором] формирования и возвышения личности, так и ее деградации. Асоциаль ные виды досуговой деятельности могут носить явные и скрытые фор мы антикультуры.

Изменение в содержании досуга под воздействием бурного развития социальной инфраструктуры, средств массовой коммуникации, новых технологий, синтеза компьютера с видеотехникой, обусловливают од­новременно устойчивость и подвижность, изменчивость содержания и форм деятельности в молодежном досуге.

Лидерство молодежи, ее неофициальный статус «законодателя мод»| в сфере досуга неоспоримо и проявляется в моде на одежду, туризм,' самодеятельную песню, в предпочтении вокально-инструментальных ансамблей. Не меньший энтузиазм наблюдается в движениях по охране памятников культуры, природы, общественных инициативах и соци­альных проектах, оказывающих огромное влияние на изменение раз­личных сторон общественной жизни.

Расширяется спектр общественной самодеятельности молодежи. Ак­тивную шефскую работу, движения милосердия, военнопоисковые от­ряды, охрану и реставрацию памятников культуры и искусства, работу интерклубов, политических дискуссионных клубов можно принять за ростки гражданского общества.

52

ГЛАВА 4 СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ ДОСУГА, РЕКРЕАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ

4 1. Социальные услуги в курортно-туристических зонах

Социальные услуги - специфические формы общественной жизне­деятельности, подвид экономического, культурного, досугово-рекреационного воспроизводства жизненных ресурсов. Это форма че­ловеческой деятельности, обращенная к человеку и проявляющаяся в заботе о нем.

К услугам социального назначения относятся бытовые, правовые, информационно-развлекательные, туристическо-экскурсионные, спор­тивные базы и учреждения. Все они во взаимодействии друг с другом создают рекреационный эффект. При этом немаловажную роль играет и производственная инфраструктура. От жилищно-коммунальной, транс­портной, торговой инфраструктуры, связи и планомерного финансиро­вания во многом зависит качество досугово-рекреационных услуг.

Процесс оказания услуг сложный экономический феномен, конеч­ный продукт которого, помимо товарно-денежной формы, включает в себя сложный процесс взаимоотношений, положительный эффект кото­рых достигается соответствием формы обмена и потребления форме и значимости производства услуг.

Социально-экономические особенности потребления социальных услуг указывают на совпадение процесса пользования с его результа­том. Производство, распределение, обмен, потребление рекреационных услуг - особая для рекреационной зоны форма общественного разделе­ния труда, в которой переплетаются личные и общественные интересы. А проблемой становятся не только разнообразные потребности отды­хающих, но и вся социально-культурная сфера курорта.

В социально-рекреационной деятельности используются природные, а также общественные материальные и духовные ресурсы для оказания определенного вида социальных услуг.

С переходом на экономико-рыночные отношения в них постепенно вступают социальные институты досуга. Им предоставляется свобода

53

выбора целевого рынка, способы выхода на него, методы привлечения публики.

Но рыночные отношения реализуются в социально-досуговой сфере в форме равноправной конкуренции между негосударственными струк­турами (кооперативами, арендными предприятиями, акционерными обществами) и государственными учреждениями, вынужденными рабо­тать в новых условиях.

Рыночные отношения требуют новых условий хозяйствования, ори­ентирующих учреждения этой сферы на увеличение своей аудитории. Новые учреждения предоставляют возможность более широкого выбора.

Задачи эмпирических социологических исследований тут совпадают с задачами и возможностями применения маркетинга в культурно-досуговой сфере.

Деятельность учреждений культуры как объект маркетинговых ис­следований имеет свои особенности: они непосредственно ориентиро­ваны на человека, носят индивидуализированный характер и не могут существовать без контакта с потребителем. Это обусловливает особую важность всестороннего изучения аудитории, мотивации ее выбора. (Ушла в прошлое ориентация на усредненного читателя, посетителя выставки, музея, спектакля, дискотеки, спортклуба). Нужна продуман­ная система рекламы услуг, системы ценообразования, влияющая на выравнивание спроса.

В основе принятия решений лежит информация о состоянии рынка, запросах аудитории, ценности культурных программ.

Прогнозирование спроса возможно лишь на основе конкретно-социологического анализа реальной и потенциальной аудитории, ее со­циально-демографического, социально-психологического плана, ее культурных потребностей, характера частоты посещения данного и "конкурирующего" учреждения.

В конкуренции выигрывает то культурно-досуговое учреждение, чья программа "завоюет" свою публику. Поэтому услуги должны отличать­ся по характеру, качеству, формам реализации.

Помимо этого необходима организация рекламной кампании по про­движению на рынок, ориентации на будущих потребителей, возвыше­ние их потребностей, воспитания привычки и вкуса к данному способу времяпрепровождения и досуговой деятельности.

54

И тут важна не единичная акция, а проект, рассчитанный на протяже­ние всего цикла действия культурно-досуговой услуги: от первичной информации о предстоящем выпуске до воспитания у потенциального потребителя готовности к участию в акции, усвоению художественной ценности и т.п. на завершающей акции.

у потенциального потребителя должен быть вызван ряд последова­тельных реакций: осведомленность знание расположение предпочтение признание.

Подчеркивая восприятие спектакля со всей атмосферой театра, Ста­ниславский говорил: "Театр начинается с вешалки". В создании особой атмосферы, помимо руководителей и участников культурно-досуговых центров, участвуют и работники касс, контролеры, гардеробщики, ра­ботники буфета, что составляет культуру обслуживающего персонала. На качество восприятия зрелищных мероприятий влияют такие факто­ры, как интерьер, акустика, комфортабельность фойе и зрительного за­ла, проекционной аппаратуры. Другие требования предъявляются к деятельности любительских объединений по интересам, спортивно-игровой деятельности. Помимо комфортных условий тут важен уровень технической оснащенности, инвентаря, сооружений.

Третьей и главной составляющей является культура, эрудиция, про­фессионализм руководителей объединений.

Эмпирическая социология досуга рассматривает социально-досуговою сферу и коммуникации в ней по взаимодействию внекуль-турных параметров (социальным, профессиональным, демографиче­ским, психологическим характеристикам) с культурными и устанавли­вает корреляцию этих признаков с типами и формами культурно-досуговой деятельности и предпочтений в искусстве (по жанровым, сюжетным) предпочтениям публики. Таким образом исследуется взаи­мосвязь социальных и внутрихудожественных, спортивных, игровых и т.д. характеристик публики. Это служит основой при построении типо­логии публики.

Зоновые факторы и принципы их социальной организации. Самой Распространенной формой являются курортный вид рекреации.

В систему рекреационных учреждений входят санатории, пансиона­ты, дома отдыха, кемпинги, мотели, молодежные лагеря. Понятие рек­реационной зоны много шире названных организованных форм. В нее входит обширный частный, «дикий» сектор. Вместе они непосредст­венно связаны с обслуживающим комплексом, который представлен

55

торговлей, общественным питанием, бытовыми, культурными, зрелищ­ными и спортивными учреждениями, сувенирным производством и др. !

Исключительно важными в социальном плане являются экскурсион­ные объекты. Они связаны не только с мемориальными и краеведче­скими музеями. Ими являются и природные объекты: национальные] парки, заповедники. Это особые рекреационные зоны, требующие стро-| го регламентированных организационных условий: планирования мар­шрутов экскурсионных групп и соблюдения режимных требований, контроля за санитарным состоянием заповедника. Следует учитывать проблему экологической запущенности рекреационных зон, и противо­стоять их деградации; сбалансировать политику их консервации и раз­вития.

Таким образом, рекреационная зона сложная, комплексная террито­риальная проблема, обеспечивающая выездные формы рекреационно-досуговой деятельности, удовлетворяющая биологические и социаль­ные потребности в культурном, дачном и туристическом отдыхе. Она требует как организации рекреационных услуг, так и социальной орга­низации этих зон, мобилизации их рекреационного потенциала.

Анализ социально-экономических отношений. Определив экономи­ческий и природно-климатический потенциал территориально-производственного и туристско-рекреационного комплексов, следует выявить факторы, определяющие типологию и структуру постоянно проживающего населения: социально-демографический состав, произ­водственный профиль, уровень социального развития, административ­ный статус и местоположение поселений.

Нужно учитывать и тип социально-региональной структуры. Исто­рические особенности заселения территории, ее традиции вызывают у отдыхающих интерес и являются объектом экскурсионной деятельно­сти. Эффект переключения на отдых по сравнению с образом жизни по месту жительства проявляется в особенном чувстве свободы, чрезмер­ной раскованностью поведения. А у местного населения это подчас вы­зывает феномен «культурного шока», особенно у молодежи, считаю­щей праздность и развлечения постоянным образом жизни отдыхаю­щих и принимающих их за идеал, который стремятся воспроизвести в своей жизни, что наносит немалый ущерб бытовой и трудовой этике и отражается на качестве услуг.

Когда этнические традиции местного населения воспринимаются отдыхающими как экзотика, это коробит, а подчас и оскорбляет мно-

56

гих, что может вызвать конфликты на этнической почве или, в лучшем случае, спекуляцию на их театрализации.

Это уже относится к части общей и досуговой культуры, так назы­ваемой «досуговой компетенции», формирование которой является од­ной из задач менеджеров, экскурсоводов и организаторов рекреацион-но-культурной деятельности. Их заботой должно стать создание единой рекреационно-досуговой инфраструктуры, дабы не затруднять местным жителям культурно-досуговую жизнь. Усиление партнерства частного и государственного секторов, изучение спроса на рынке различных форм досугово-рекреационных услуг, являются сегодня одной из глав­ных забот.

При организации рекреационно-досуговой деятельности отдыхаю­щих следует учитывать противоречия и поблемы иследования между: экстенсивным использованием природного потенциала и экологической его защищенностью; углублением социальной дифференциации и дос­тупности форм отдыха социально необеспеченных.

Соотношение населения рекреационной зоны с приезжими приводит к опасности двойственности учета, что обусловливает трудности пла­нирования рекреационной инфраструктуры, сферы ее обслуживания, особенно договорных форм заработной платы, оказания услуг нефор­мальным способом. Следует учитывать и значение доходов для местно­го населения.

Сезонные колебания численности и состава отдыхающих: организо­ванные группы и неорганизованные «дикари» (самые неизученные); половозрастной состав (бомжи - устойчивая часть временно поживаю­щих усиливает криминальную обстановку); стихийность заездов и вы­ездов приводят к погрешностям учёта населения и планирования тор­говли и других услуг: меняются не только количественные, но и каче­ственные характеристики рекреации и досуга, что ведёт к снижению планомерной деятельности менеджеров.

К числу проблем относятся заботы о восстановлении рекреационно­го, туристического и досугового потенциала, среди которого централь­ным является медико-реабилитационный, обусловливающий здоровье, психологический комфорт, радостный отдых. Не менее важным являет­ся и туристический, имеющий как историко-художественный, так и Рекреационный эффект.

Помимо социальной инфраструктуры при исследовании эффектив­ности рекреации и досуга следует изучить в управленческой деятельно-

57

сти ее социально-культурные составляющие: повышенную интеллекту альность работников рекреационной сферы; устранение противоречия уровне учебных программ и требований к специалистам, занятым структуре рекреации, в сфере сервиса, социального и индивидуальног обслуживания на договорной основе.

В управлении и технологии рекреационно-досуговой деятельност следует соблюдать вариативность, обеспечивающую свободу выбор инициативного поведения субъектов-потребителей.

4.2. Туризм, его значение, условия и факторы развития

Диалектика развития культуры раскрывается во взаимодействии ч ловека с природой в стихийной форме и в виде общественного произ-водства. Одна из необходимостей контактов - восстановление сил, зд ровья, запаса энергии, расширения кругозора и познания мира. Этим интересам и целям отвечает туризм. Туризм - разновидность рекре ции, один из видов активного отдыха, в процессе которого восстано ление работоспособности сочетается с познавательной деятельностью С экономической точки зрения туризм - особый вид потребления мате риальных и духовных благ, услуг и товаров, который выделяется в от дельную отрасль хозяйства. Туризм обеспечивает поступление ино странной валюты без вывоза продуктов труда. Это «невидимый экс-порт».

К туристам можно отнести лиц, которые временно находятся вне п стоянного места жительства с целью использования свободного врем ни для отдыха, оздоровления, ознакомления с природными, историч скими, архитектурными и другими ценностями.

Туризм - активная и непринужденная форма общения людей. Рас ширение и углубление туристических связей между странами являете проблемой международных отношений: улучшение взаимопонимания дружбы между народами; расширение торгового, научного и культур ного сотрудничества способствует укреплению мира.

Знакомство с обычаями, бытом, культурой народа другой страны, е историей и достопримечательностями, сравнение разных социально экономических систем, культурных традиций обогащает исторически познания и одновременно усиливает любовь к Родине. Важную рол

58

играет «индустрия туризма» в развитии периферийных районов, по­скольку способствует росту деловой активности.

Условия и факторы туризма.

Комплекс природно-географических, социально-экономичесих, по­литических, культурно-исторических и др. объектов относится к внут­ренним и внешним возможностям организациям туризма. Но сама ор­ганизация туристского движения и его инфраструктуры относится к внешним факторам. Классификацию современного туризма по формам и видам трудно выделить в чистом виде. Классификация возможна по многим показателям:

- по цели и содержанию (она может быть многоцелевой); способам передвижения (конный, круиз и т.п.);

- по продолжительности. Индивидуальный и групповой туризм могут быть кратковременными (туризм выходного дня) и продолжитель­ными;

- по возрастным признакам и состоянию здоровья;

- по уровню духовного развития личных вкусов и ориентации (состав группы во многом определяет содержание и форму туризма);

- по финансовой обеспеченности турфирмы и её клиентов.

К особому виду относятся учебно-тренинговые сборы, спортивный туризм и туристические экспедиции (участие в археологических иссле­дованиях с целью изучения исторического прошлого, потенциала неос­военных районов), а также курортно-лечебный туризм.

Культурно-развлекательный туризм сочетает путешествия с озна­комлением историко-культурных, археологических, архитектурных достопримечательностей и посещением музеев. Познавательно-деловой (специализированный туризм), обусловленный профессиональными интересами связан с налаживанием деловых контактов, участием в на­учных конференциях, съездах, конгрессах.

Особое место занимают религиозные паломничества.

Социологические исследования выявили закономерность: в соответ­ствии с ростом городов увеличивается стремление к отдыху на природе, сказывается негативное влияние социальной среды, характера труда, профессионально-образовательного статуса. Возрастают туристские потребности: снятие усталости, укрепление здоровья в благоприятной природной среде, общение с людьми, удовлетворении эстетических по­требностей, которые являются стимулами разной интенсивности в шка­ле предпочтений и ценностей.

59

Рекреационные ресурсы тесно связаны с проблемами природополь­зования. Сочетание компонентов природы, социально-экономических условий и культурных ценностей составляют потенциал рекреационных ресурсов. Такие свойства, как целостность, динамичность, емкость, ус-! тойчивость, надежность обусловливают их привлекательность.

Возникла необходимость разработки рекреационных балансов стра­ны на перспективу на основе подсчета и анализа различных групп насе­ления, нуждающихся в туристских услугах. Сезонный характер значи­тельно снижает эффективность вложений в индустрию туризма. Изуче­ние территориальных проблем туризма носит комплексный характер и требует осуществления междисциплинарных связей с историей, эконо­микой, психологией, медициной, статистикой и социологией.

Проблемами и целями данного исследования являются:

- влияние туризма на экономическое развитие общества;

- факторы развития туризма;

- туристский спрос и предложение (туристские потребности и об­служивание).

Объект исследования: туризм как вид рекреационной деятельности, его эффективность в культурном развитии социальных групп и лично-j стей.

4.3. Специфика управления и самоуправления в сфере досугово-рекреационной деятельности

Непосредственное управление досугом расценивается как вмеша-j тельство и посягательство на свободу личности и противоречит самой] сущности свободного времени. Антоним термина «свобода» - «прину­ждение», т.е. деятельность под воздействием внешних обстоятельств (по решению компании, указанию родных при отсутствии собственного] выбора и др.). В ситуации выбора возможен лишь тот вид деятельности, для реализации которого существуют необходимые условия и соответ­ствующие знания.

Эффективное управление содержанием досуговой деятельности воз­никает только посредством создания условий для выбора в саморазви­тии и реализации способностей, дарований, интересов проявления ини­циативы и организации самоуправления. Взаимодействия категорий

60

/управление», «самоуправление», «свобода» и «необходимость» стано­вятся базовыми в теории и практике социокультурной деятельности.

Часть условий воздействует на содержание и структуру досуга как стихийные регуляторы. И ими следует пользоваться осторожно, изби­рательно, чтобы не ограничить проявления саморазвития субъекта.

Особенности свободного времени и досуговой деятельности опреде­ляют содержание и функции управления.

Особенности и принципы в сфере управления рекреационно-досуговой деятельности.

Принципы - это наиболее устойчивые, повторяющиеся правила, со­ставляющие основу управления. Это - однопорядковые, взаимосвязан­ные положения. Для всех сфер жизнедеятельности общепринятыми яв­ляются принципы демократизации, гуманизации, объективности, кон­кретности, оптимальности, а также территориально-отраслевой подход.

Переход от административно-командной системы сделал теорию и практику управленческого процесса полем столкновения двух противо­положных моделей.

В практике управления рекреационно-досуговой деятельностью уже отошли от централизации, всеобъемлющей регламентации, ведущей к стандартизации и шаблону, нормативного закрепления принципов управления в законодательных актах.

Наметился переход к демократической модели, опирающейся на са­модеятельный характер культурно-досуговой деятельности, становле­нию механизмов самоуправления, характеризующихся формированием советов и разработкой уставов общественных объединений и организа­ций.

Гуманистическое измерение управленческого процесса приводит к необходимости поворота к человеку как самоцели культурного разви­тия. Родовая сущность человека выходит за пределы классовых, нацио­нальных или религиозных ограничений. Гуманизация управления ста­новится эффективной, когда она опосредована самой личностью, её ак­тивностью в освоении человеческих ценностей. Гуманистические принципы и идеалы: свобода, милосердие, справедливость, бескоры­стие, добро, равенство приобретают все большую значимость в области Досуговой деятельности. Но важно видеть, что ослабление духовно-нравственных регуляторов поведения со стороны общества обернулось раздвоенностью общественного сознания и поведения, явными призна­ками деградации стали агрессивность, жестокость и вандализм.

61

Деидеологизация, отказ от единомыслия и образа врага, привели к переориентации на общечеловеческие ценности, обогащению духовной жизни всем многообразием отечественной и мировой культуры.

Принцип объективности отражает необходимость учета закономер. ностей развития как общества, так и сферы свободного времени. Свое-временное их выявление, познание и использование - залог оптималь-ного управления культурными процессами.

Тенденция интенсивного общения подростков в неинституциональ-ных формах в свободное время до сих пор плохо учитывается: материи альная база, ее функционирование игнорируют потребности молодежи] что делает основными «зонами» общения молодых подвалы, чердаки, лестничные площадки, скверы и дворы. Научное управление состоит в «переводе» требований объективных закономерностей на язык практи-ки. Оно возможно на основе теоретико-методологических, конкретное социологических исследований, предоставляющих научно обоснован-ные выводы, психолого-педагогические рекомендации социальным ин-ститутам. А органы управления должны быть ответственны за внедре-ние научно обоснованных исследований в сфере свободного времени и следовать выбранным принципам.

Конкретность как принцип управления. Тенденции и закономерно­сти проведения свободного времени проявляются через многообразий конкретных и, подчас противоречивых, фактов: веяний моды, появле­ния новых увлечений, развития жанров в искусстве, увеличения числи компьютеров с выходом в Интернет. Своевременное выявление их зна-чимости - необходимое условие преодоления препятствий в удовлетво­рении интересов и возникающих в связи с этим противоречий. Это не­обходимо для того, чтобы культурно-досуговая деятельность стала средством самовыражения и самореализации, а не ее деградации.

Проявление внимания к интересам подростков, побуждение к изуче­нию ими своего внутреннего мира, самопознанию и самоутверждению, разработка соответствующих технологий, рассчитанных на социально-психологические особенности и может стать средством их саморазви­тия.

Комплексный деятелъностный подход к исследованию рекреацион-но-досуговой деятельности лежит в основе анализа совокупности видов деятельности, потребностей, ценностей и ориентации ее участников. Они помогут установить уровни удовлетворения досуговой деятельно­стью и уровни их социальной значимости.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа «Культура России» подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России»

    Программа
    В. Л. Ситников, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии и педагогики Ленинградского областного уни­верситета им. А. С. Пушкина, зав.
  2. Психологическая энциклопедия психология человека

    Документ
    Аверин В. А. Часть1: главы 1-11. Дандарова Ж. К. В частях II, IV, V: глава 3; часть III: глава 4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Часть VI: глава 6. Зимняя И.

Другие похожие документы..