Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Решение'
 В календаре даны сведения о детских писателях, художниках - иллюстраторах, деятелях искусств, классиках русской и зарубежной литературы, знаменитых ...полностью>>
'Рабочая программа'
1) ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция «Конституционное право, муниципальное право», утвержденный приказом Министерства образован...полностью>>
'Документ'
Музей был открыт 4 марта 1984 года в доме, где родился драматург А.Н. Островский. Тема экспозиции — "Москва в жизни и творчестве А.Н. Островского...полностью>>
'Исследование'
ВВЕДЕНИЕ 11. ИСТОРИЯ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ. 61.1. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ДЛЯ ДЕВУШЕК (СЕРЕДИНА XVIII - НАЧАЛО XX ВВ.) 91.1.1. Смольн...полностью>>

Социология досуга опирается на теорию социально-культурной, культурно-досуговои деятельности и социальную педагогику, которые предшествуют или изучаются параллельно с курсом социологии досуга. Поэтому лекции Т. Г

Главная > Лекции
Сохрани ссылку в одной из сетей:

38

Это проявляется в постановке субъектом перед собой очередных задач и определения путей их осуществления. Таким образом, определяющей характеристикой эффективности досуговой деятельности является са­мовоспитание.

Досуг как деятельность, совершаемая на основе свободного выбора и в свободное время (используемое и для релаксации), должно быть на­правлено на социальные достижения или развитие личности, что под­черкивается большинством исследователей.

3.2. Интегративная модель досуга (Дж. Келли)

Американский ученый Джон Келли, обобщая эти концепции, выде­ляет два теоретических направления в созданной им интегративной мо­дели:

- Социальная модель досуга, определяемая социальной детермина­цией, изучает формы участия в нем различных социальных групп. Она анализирует совокупности объединенных досуговой деятель­ностью людей (статистических групп) и их поведенческие характе­ристики.

- Экзистенциальная модель учитывает при исследовании различные социальные факторы, их влияние на стили жизни, их разнообразие, ценностные ориентации индивидов.

Оба эти направления объединяет взаимосвязь досуга с культурными и институциональными факторами в социальной среде. При этом ос­новным вопросом исследования становится следующий: способствует ли досуг развитию социальных связей или совершенствованию лично­сти? При этом Келли подчеркивает необходимость комплексного мно­гоуровневого, теоретического подхода и отражает его в спирали теории Досуга , которая выглядит так:

Цит. по: Орлов АС. Социология рекреации. -М., Наука. 1996. -С.22.

39

ТВОРЧЕСТВО

С В О Б ОДА

РОЛИ

СВЯЗИ

СТАНОВЛЕНИЕ

ДОСТОВЕРНОСТЬ

УЧАСТИЕ

ЛОЖНОЕ СОЗНАНИЕ

КОНТРОЛЬ

конформизм

МАНИПУЛЯЦИЯ

ИСКАЖЕНИЕ

ОГРАНИЧЕНИЕ

ИЗМЕНЕНИЯ

Досуг характеризует самосознание индивида и социальные условия всю окружающую среду. «Это свобода не от других, а для других)! (Д. Келли). И в этой среде досуг выступает как творчество.

Каждый уровень теоретической модели содержит два диалектич ских подхода:

I. Интерпретационная спираль, в которой теория развития личност может корректироваться новыми эмпирическими данными; она да возможность опровергнуть каждую теорию собственным противоречи ем либо внешней антитезой. Так, выбор может быть связан с ограниче ниями, а знания могут получить искажённое восприятие или оказаться теоретически и практически несостоятельными.

Модель вобрала и интерпретировала все сущностные черты досуга в восьми уровнях спирали, которая отражает деятельность и развитае субъектов на каждой ступени, а также реализацию функций.

Ее начальной ступенью является:

1. Досуг как непосредственный опыт (Дж. Келли, Дж. Нейлингер И.Кон). Основными параметрами этой характеристики являются свобо­да и внутренняя удовлетворенность. Исследователи подчеркивают, что

40

ощущение свободы выбора играет здесь главную роль и предлагают многомерную шкалу для его измерения в 6 последующих переменных: . психологическая: ощущение свободы, радости, участия;

- образовательная: потребность в знании и интеллектуальной дея­тельности;

- социальная: взаимодействие с другими людьми и идентификация как результат;

- релаксационная: освобождение от напряжения и стресса;

- физиологическая: здоровье, самочувствие, контроль веса;

- эстетическая: ответная реакция на красоту окружающего мира.

Дж. Нейлингер выделяет только три характеристики такого опыта (это скорее состояние ума, чем деятельность или время):

- свобода;

- внутренняя мотивация;

- конечная цель. Последующими ступенями будут:

2. Досуг как существование: экзистенциальная модель (Де Гразия, А.Пак, Б.Рассел): досуг - не совокупность мотивов, удовлетворений, ориентации. Досуг это действие в окружающем мире возможностей:

- ощущение свободы решения, принимаемого по поводу действия в окружающем мире возможностей;

- анализ этого действия требует знания определенных факторов ок­ружающего мира (на основе практического опыта и научного зна­ния);

- действие всегда является продуктом изменяющегося мира и отра­жает поведенческие ожидания индивида.

Досуг - это опыт с разнообразными компонентами, это решение, действие, процесс, состояние и результат со своей историей, эмоция­ми, интерпретацией и развитием.

3. Досуг как развитие (Д. Дюмазадье, Д. Шивере, Ю. Красильников, Т. Киселева, А. Орлов, В. Свинников). Досуговая деятельность рас­сматривается в качестве всего пространства социальной жизни челове­ка. Досуговая социализация, с одной стороны, есть приобретенный опыт и познание, с другой - совершенствование этого опыта и знаний.

4. Теория социальной идентичности (Т. Веблен, Д. Дюмазадье, Э.

росс, П. Бурдье). Рассматривает не столько досуговое поведение,

сколько содержание досуга, создает концепцию «стиля» досуга (ЧТО

Делают люди и КАК) в контексте социальной сферы с учетом своего

41

статуса, своей идентичности и ролей. Досуг социален по формам обу­чения, содержанию и последствиям.

5- Теория взаимодействия (М. Каплан, М. Сюрбер). Досугне одно­моментное действие, а процесс во времени, пространстве и социальной среде. Его измерения включают сопоставление досуговой деятельности с разными культурными ценностями и символами конкретной культу­ры, определяющими смысл социального взаимодействия.

6- Институциональная теория (Г. Беккер, А. Босков, Г. Батищев, А. Орлов, Ю. Красильников, Т. Киселева) уделяет внимание взаимосвязи индивида и социальных институтов. Досуг рассматривается как соци­альный институт, детерминированный первичными социальными ин­ститутами (работа, семья).

С. Паркер утверждает, что досуг является производной труда, и именно экономические отношения определяют формы и содержание досуга. Но его экономоцентрическое содержание имеет другой аспект, чем в марксизме.

А Келли уточняет: «изменения на работе изменяют бюджет времени и денежные ресурсы, оказывая влияние на семью. Изменение в семье оказывают влияние на досуг. И обратно - проведение досуга сущест­венно влияет на семью и работу16.

7. Политическая теория (Т. Веблен, П. Бурдье). Основывается на макротеории социальной стратификации М. Вебера: социальные страты имеют свой социальный статус и «стиль жизни», определяющийся на­личием власти и определенного экономического положения.

8. Гуманистическая теория рассматривает досуговую реальность как внешнюю форму проявления творческого начала. В каждый уро­вень теоретической модели заложены два диалектических подхода, предполагающих развитие и совершенствование индивида.

Исходным основанием спирали является непосредственный опыт участия в досуговой деятельности, а каждый виток спирали обусловлен возрастающим интересом индивида. Теоретические уровни представ­ляют собой последующие ступени совершенствования в избранной форме досуга.

Таким образом, досуг можно определить как реализацию в поведен­ческой сфере социокультурного потенциала личности.

Спираль Келли не только отражает совокупность существующих концепций, но и характеризует этапы развития личности, учитывает все

Цит. по: А.С. Орлов. Социология рекреации. -М.: Наука, 1995. - С. 82.

42

противоречия на этом пути и, кроме того, способна осуществить типо-логизацию субъектов досуговой деятельности и служить критерием её оценки.

Академик Н.М. Амосов, хирург, философ и социолог, в модель вос­питательных и досуговых потребностей вводит общение, самоутвер­ждение, лидерство. Но указывает и на полярные - подчинение автори­тету сильного или группе. «Ещё есть сопереживание и подражание, любознательность... Есть потребность в игре у детёнышей и у взрос­лых - это имитация настоящих действий, вызывающих те-же чувст-

17

ва» .

Развитие личности в процессе культурно-досуговой деятельности совершается через ряд противоречий между должным и сущим:

- человеческими ценностями и реальным их освоением;

- нравственным идеалом и собственной жизненной ориентацией.

В сфере свободного времени процесс протекает на разной социаль­но-предметной основе: эстетической, спортивной, политической и, как правило, в кругу людей со схожими интересами, потребностями, взгля­дами, не связанными с общественными обязанностями и на доброволь­ной основе, и строятся на избирательном, эмоционально насыщенном, доверительном общении.

Иначе определяет досуг и рекреацию Дж. Шивере (знака равенства избегает), считая необходимым в исследованиях учитывать:

- когда происходит рекреация (досуг);

- почему (следует определять мотивацию);

- как (соблюдено ли условие добровольности);

- каким образом (формы активной деятельности);

- в каком контексте (рассматривая этические спектры деятельности, учёный считает, что следует определять характер и степень добро­детели).

Следует признать важность и необходимость учета этих условий в качестве показателей при определении эффекта и эффективности рек-реационно-досуговой деятельности.

Содержание и условия рекреационно-досуговой деятельности.

Категориальный аппарат в исследовании должен быть связан единой идеей. Так, категория «деятельность» определяется через категории

Амосов Н.М. Реальности, идеалы и люди // Лит. газ., 1988, № 40, 5 окт.

43

«интерес», «потребность» и «образ жизни». Последняя категория («об­раз жизни») детерминирована, в свою очередь, условиями финансового обеспечения, социальной средой и состоянием материально-технической базы культурного института, его возможностями и пред­ложениями.

3.3. Субъект-объектные отношения в рекреационно-досуговой деятельности ....

<

3

U О

о:

ДОСУГОВАЯ / \ ДОСУГОВЫИ

ДОСУГ

АКТИВНОСТЬ

ЭФФЕКТ

ш

-О

ш

>

и о

со о

Особое значение имеют основные понятия, раскрывающие суть, особенности исследуемого предмета - субъект-объектных отношений.

44

Весь остальной понятийный строй должен строго соответствовать раз-оаботанной концептуально-категориальной схеме, базисным смысло­вым элементам, их группировке. С.А. Орлов строит понятийную систе­му координат, осями которой будут выступать по горизонтали: досуго-вая активность - деятельностно-досуговый эффект, по вертикали: досу-говые условия - досуговая культура. Одновременно они отражают ди­намику и взаимодействие объективного и субъективного. В разных от центра направлениях расположены досуговая активность и получаемый от этой деятельности эффект. Смысловым пересечением этих осей и будет досуговая деятельность. Взаимодействие элементов обусловлено характером мотивации человека, его психики, определяющей его ак­тивность.

Досуговая деятельность как процесс выражается двумя сторонами. Ее содержание определяется, с одной стороны, такими категориями как культура (социальной группы, индивида) и досуговые, рекреационные условия, расположенные по вертикальной оси. Они для разных субъек­тов различны и определяются уровнем образования, общей культуры. На другом полюсе - условия деятельности, влияющие на характер и удовлетворённость досугом.

Социальная среда, ее ценностные установки, приверженность к ним субъекта, специфика объектно-субъектных отношений в различных ви­дах досуговой деятельности, предпочтения тех или иных видов и опре­деляют, в конечном счете, результат, эффект. Эффект может предстать как в материально-предметной форме, так и ценностно-ориентационной, коммуникативной. Все это - итог социально-культурной и преобразующей деятельности, где осуществляется взаи­мопереход качества деятельности в качество на уровне культуротворче-ства.

Среда и уровень культуры определяют социальную ориентацию субъекта. Он волен выбрать театр или пивной бар. Социальный пре­стиж определяет образ желаемой жизни. Но социальный статус и роли могут накладывать определенные ограничения. С другой стороны, ро­левые качества зависят от личных характеристик, которые могут сме­щать статусные роли в досуге. К примеру, профессор как член команды может обладать более низкой спортивной квалификацией, чем достиг­шие профессионализма в данной форме деятельности токарь и школь­ник.

45

Институты идеологии, общественные движения, искусство, полити-ка, экономика формируют рекреационные и досуговые ценности, соз-нание, ориентации, и соответствующее поведение.

Досуговая этика отражает как общецивилизационный уровень мора­ли, так и общественное и индивидуальное сознание и иерархию ценно-J стей индивида.

А главным качеством, характеризующим эффективность, является уровень самосознания и степень самореализации индивида.

Как уже отмечалось, категория «деятельность» связывает категории «потребность» и «образ жизни». В соответствии с законом возвышения потребностей, в процессе культурно-досуговой деятельности растет и разнообразие ее форм, видов, которые развивают и углубляют личные свойства, являются средством развития и саморазвития личности, он вершенствования ее образа жизни.

Но взаимопереход качества деятельности в качество субъекта - про-цесс не автоматический, и самодеятельность не всегда предстает как культуротворчество. Невысокий исходный культурный уровень участ-ников неформальных групп может тормозить процесс развития коллек­тива, а может привести к асоциальным формам проведения досуга от-дельных его членов.

В настоящее время идет поиск механизмов управления культурной сферой. Выявление содержания эффекта досуговой деятельности -j предпосылка такого анализа. А эффект измеряется степенью удовле-i творения потребности субъекта в избранной деятельности уровнем его развития и самореализации.

Основой измерения является изучение характера эмоциональных субъектных оценок, ощущений от форм досуговой деятельности.

Самооценки часто нормированы обществом и служат социальными регуляторами в научном исследовании. Наличие эффекта - показатель возникновения субъективных отношений и связей. Он является показа­телем и критерием оценки и позволяет отделить сферу отдыха и ниче­гонеделания от досуговой деятельности и рекреационных услуг, помо­гает вычленить различные социальные элементы в этой сфере деятель­ности.

Эффект досуговой деятельности раскрывает все связи, все измен ния в ней. Причем, условия жизни не отменяют потребности в рекре ции, творчестве.

46

Эффект предоставляет не только качественную, но и количествен­ную характеристику, обозначает эмоциональную, познавательную, тео­ретическую насыщенность деятельности.

Но «эффект» даст полную характеристику только при анализе:

- содержания досуговой деятельности

- условий ее осуществления.

Но они - на другой оси координат. Прежде всего следует обратить внимание на диалектические парные понятиясубъективное и объектив­ное начало, которые характеризуют процесс, и располагаются в разных от центра направлениях. Они могут рассматриваться в трех вариантах: объективных, субъективных элементов деятельности и их результата.

К категории объективного относится вся среда обитания человека, человеческое общество, все богатство человеческой культуры, досуго­вая инфраструктура.

Субъективное характеризует самих людей, их социальную органи­зацию и отношения, духовный мир, собственную активность.

Характеризуя взаимодействие, выделяются группы понятий:

- объект, объективные условия, объективные факторы;

- субъект, субъективные условия, субъективные факторы и диалектика их взаимодействия.

Можно выявить огромное количество влияний: объекта и субъек­тивных условий, субъекта и объективных условий. Объективными ус­ловиями игры может быть простое созерцание или активное участие. В игре человек стремится преодолеть собственную социально-психологическую или биологическую ограниченность, направляет свои психологические усилия и волю к выявлению и реализации собствен­ных возможностей. Но физиологические элементы тяготеют к объек­тивному полюсу, а психологические - к субъективному.

Понятия досуговой деятельности не просто объективно регистриру­ют активность субъекта, но и её результат. Просмотр кинофильма для зрителя и киномеханика имеет различный эффект. Последний - субъект - производитель досуговой услуги (как и экскурсовод, спортивный тре­нер, режиссер, актер). Субъектом досуга является потребитель досуго­вой деятельности, процесса, и он же выступает активным элементом его деятельности (зрителя в нашем примере). Субъект досуга - носи­тель разных форм досуговой активности, переживающий от процесса своей деятельности определенный эффект.

47

Рассмотрим предметную сторону в трехчленной формуле «субъект-объект-предмет» в спортивной игре (она присуща и любой другой дея­тельности). Предметная сторона - противник, зрители, болельщики, су-1 дьи, инструмент, правила и условия игры. Но достигаемый эффект сов­падает не с ними инее результатами игры. Смысл смещается. Какую бы цель не преследовал участник - поиграть, выиграть, размяться, по­болеть, потренироваться, понаблюдать, перенять технические правила и ] навыки игры или быть просто зрителем - субъект достигает определен-j ных результатов - отдохнет, сконструирует образ действия, одержит | победу, поприветствует победителя или переживёт глубочайшее раз­очарование, то есть достигнет определенного эффекта, смоделирован­ного и идеализированного образа игры. Предметом может стать при­кладное творчество и др., что вызывает в любом случае эмоции, силь­ные ощущения удовлетворения и радости. А в случае поражения - по­давленность, либо как у фанатов - агрессию.

В досуге деятельность становится самоценной или самоцельной , основным её признаком является не только итог, функция, результат, а специфический характер процесса, т.е. индивидуальная личностная оценка деятельности как признак свободы творчества, культуры. Дос­тигаемый эффект является социально-культурной субстанцией.

3.4. Типология субъектов досуговой деятельности

Теоретическая и практическая значимость любого исследования за­ключается в возможности фиксации перехода от явления к сущности как важнейшего фактора развития личности. Это дает возможность на; основе сущностных характеристик разрабатывать научно обоснованные рекомендации по созданию условий деятельности человека, к разработ­ке технологий его сопровождения в процессе досуга.

Типологизация - процедура выявления типов досуговой деятельно­сти. Можно выявить различия между теоретической и эмпирической типологизацией. Теоретическая типологизация представляет процесс логического анализа, обобщения, выявления устойчивых сочетаний, свойств, выделяемых на основе логически разработанных критериев (как в модели Дж. Келли).

18 Свинников В.М. Социализм и свободное время. Право на отдых. -М.,1985. -С.43 48

Эмпирическая типологизация - процесс многократного перебора свойств, социальных качеств субъектов, в котором находят их устой­чивые состояния.

Теоретическая типологизация объясняет возможности реального времяпрепровождения сквозь призму основных закономерностей обще­ства, а эмпирическая - интерпретацию и описание полученных данных. Но найденные и описанные закономерности могут привести к выдви­жению теоретических гипотез или опровергнуть их.

Выделение существенных типообразующих признаков, определяю­щих характер воздействия, дает возможность вычленить основные ти­пы.

1. Культурно-творческий тип. Общим его признаком является созда­ние оригинальных образцов или интерпретация и воспроизводство материальных и духовных ценностей в художественной, научно-технической, декоративно-прикладной, исполнительской, общест­венной деятельности.

2. Культурно-потребительский тип характеризуют посещение учреж­дений культуры, просмотр телепередач, развлечения, самообразо­вание и др.

3. Рекреативный тип проявляется в спорте, туризме, отдыхе в компа­нии и посещениях кафе, ресторанов.

Типология требует соблюдать градацию «досуг» и «более возвы­шенная, творческая деятельность». Но следует помнить, что досуговая деятельность обладает кумулятивным эффектом - накоплением различ­ных функций и переходом от одного типа досуговой деятельности к другому виду или их совмещению.

При проведении исследования важно определить доминирующую и вторичные функции и помнить, что типология имеет относительный и условный характер.

При эмпирической проверке типологий следует учитывать основ­ные факторы и типообразующие показатели:

- содержание деятельности (чем занимаются)

- способы деятельности (каким образом);

- частоты и периодичности участия;

- отношение к виду деятельности;

- временные затраты.

Эмпирические методы - опросы, наблюдения, документы (журналы, сценарии, отзывы и афиши) и статистические методы (кассовые сборы,

49

сборы, количество выступлений) дополнят и скореллируют полученные данные. Взаимодополнительный эффект может проявляться после про­смотра TV, экранизаций одноименных произведений, мемуаров, исто­рических документов. В последние время чаще наблюдается негативная тенденция - ограничение знакомства с произведениями литературы просмотром фильмов. Возможна опасность телевизионного подавления интереса (боевиками, фильмами ужасов, детективным жанром) и под­ражанием суперменам не только в ролевых играх, но и в повседневном поведении, что может привести к проявлению агрессии, ставшей при­вычной на наших экранах.

Музыкальные предпочтения чаще проявляются не только по| принципу взаимоисключения, но и взаимодополнений.

Социальными показателями, на фоне которых изучается эффект рекреационно-досуговой деятельности будут:

- уровень культуры региона, населенного пункта и различных соци­ально-демографических групп;

- уровень занятости и безработицы;

- уровень средней зарплаты;

- уровень содержательных компонентов радио- и телепередач;

- уровень деятельности учреждений культуры, досуговых и турист-ско-экскурсионных центров, кинотеатров, дискотек и степень им взаимодействия с гастролирующими труппами (учет показателей по всем позициям - число посетителей, участники-любители). К худо­жественно-творческим показателям следует отнести:

- число профессиональных и любительских спектаклей, концертов;

- число посетителей библиотеки и анализ читательских формуляров! (по содержанию прочитанного);

- число туристов и тематика экскурсионных туров;

- медицинская и милицейская статистика.

В медицинской статистике следует обращать внимание на дина-мику реабилитации и профилактики заболеваний, с одной стороны, с другой - распространение венерических болезней и наркотоксикома­нии; в милицейской - на динамику приводов и характер преступлений.

Базисными понятиями в социологическом исследовании будут «субъект досуговой деятельности» - менеджер, шоумен, руководитель коллектива; «объект досуга» - зрелище, постановка спектакля, при-кладное творчество; «досуговая активность»деятельность участников коллектива, объединения (поисковая, художественная, игровая т.д.);



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа «Культура России» подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России»

    Программа
    В. Л. Ситников, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии и педагогики Ленинградского областного уни­верситета им. А. С. Пушкина, зав.
  2. Психологическая энциклопедия психология человека

    Документ
    Аверин В. А. Часть1: главы 1-11. Дандарова Ж. К. В частях II, IV, V: глава 3; часть III: глава 4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Часть VI: глава 6. Зимняя И.

Другие похожие документы..