Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методическое пособие'
В методическом пособии изложены цель и основные задачи курсовой работы, на решение которых ориентируются студенты при выполнении курсовой работы. При...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Старков В.Д Минеральные ресурсы России и мира. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов, обучающихся по специальности 020306.65...полностью>>
'Документ'
Заработная плата – это денежное вознаграждение, выплачиваемое работнику за выполненную работу. Ее величина зависит от количества и качества затраченно...полностью>>
'Реферат'
Сегодня «инвестиционный климат» отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе), по отношению к инвестициям...полностью>>

Социология досуга опирается на теорию социально-культурной, культурно-досуговои деятельности и социальную педагогику, которые предшествуют или изучаются параллельно с курсом социологии досуга. Поэтому лекции Т. Г

Главная > Лекции
Сохрани ссылку в одной из сетей:

103

Современная русская литература

55,6

42,1

8

14

Детективы, фантастика

53,5

50,6

9

10

Художественные выставки

513

57,9

10

7

Зарубежная классиче­ская литература

49,1

43,5

11

13

Русская классическая литература

49,0

61,7

12

5

Современная за рубеж­ная литература

45,6

25,5

13

17

Самообразование

43,3

573

14

8

Проблемные телепередачи

41,3

52,4

15

9

Советская эстрада

30,0

71,6

16

3

Религия

23,2

30,4

17

16

Научно-популярный жанр, мемуары

20,5

44,6

18

12

Как видим, многие духовные интересы в равной мере присущи и совсем молодым людям, и их родителям. Особенно важно то, что ак­тивная социальная жизнь (интерес к театру, художественным выстав­кам, туризму, путешествиям) одинаково привлекательна для многих россиян независимо от возраста.

Проводя типологизацию досуговой активности молодежи, иссле­дователи строят ее по принципу своеобразной "пирамиды", т.е. расши­рения видов и форм практикуемой досуговой деятельности от типа к типу. Простейшим типом досуговой активности условно можно назвать "домашний" (его представителями выступает 16,4 % всей молодежи). Но он расширяется, включая занятия компьютером, самообразованием, другими занятиями или хобби, несущими в себе ярко выраженную раз-

104

вивающую компоненту. Это позволяет назвать подобный тип досуговой активности "развивающим" (он характерен для 25,1 % молодых росси­ян).

Расширяется спектр досуговых предпочтений за счет внедомаш-них видов рекреационной, развлекательной, общественной или иной деятельности. Посещение кино, театров, музеев, концертов, клубов, ка­фе и т.п., включенность в деятельность различных культурных, образо­вательных общественно-политических или гражданских институтов, требующих заметных дополнительных затрат (как материального, так и интеллектуального плана), придает социальной жизни наибольшую полноту и характеризует "социально активный" тип досуга, венчающий собой иерархическую лестницу досуговой активности. Этот тип досуга свойственен 58,5 % российской молодежи. Сопоставление типов досуга в целом между поколением "отцов" и "детей" представлено в таблице 5.

Таблица 5. Тип досуга: молодежь разных возрастов

и поколение "отцов" 40-50 лет, в %

Тип досуга

Возраст

Домашний

Развиваю­щий

Социаль­ный

До 21 года

11,9

11,3

76,8

22-26 лет

13,8

22,8

63,4

27-30 лет

24,1

42,1

33,8

41-50 лет

443

38,5

17,2

Анализ показывает смену духовных ориентации с течением вре­мени. Чем люди моложе (и соответственно меньше обременены раз­личными житейскими заботами), тем богаче и полноценнее их досуг. Круг общения, помимо традиционных для населения в целом контактов с родственниками, друзьями и знакомыми, формируется и расширяется за счет других социальных связей. Так, каждый четвертый представи­тель молодого поколения повседневно общается с теми, с кем вместе

105

развлекается, ходит на дискотеки, в кафе, бары (этот показатель у «от­цов» практически стремится к нулю); еще 16,6% молодежи (при 3,3% у старшего поколения) регулярно общается с людьми, с которыми вместе посещает спортивные занятия, кружки, клубы, молодежные ассоциации и т.д. Причем, чем моложе россиянин, тем больше у него уверенности в том, что в его ближайшем окружении есть человек, на чью помощь он может рассчитывать в трудную минутув этом абсолютно убеждены почти 95% молодежи до 21 года. Однако с возрастом эта уверенность несколько слабеет, достигая 75% в группе, приближающейся к 30-летнему рубежу.

Не удивительно, что степень удовлетворенности качеством сво­его свободного времени, возможностями отдыхать и общаться у моло­дого поколения заметно выше, чем у их «отцов» (не удовлетворены проведением собственного досуга 40,6% респондентов 41-50 лет и только четвертая часть молодых респондентов в возрасте до 30 лет).

Удовлетворенность своим досугом, его полноценность являются важнейшими индикаторами социального самочувствия, серьезно влия­ют на мировосприятие, формируют ощущение выигрыша или проиг­рыша от происходящих в стране реформ.

Однако более активный стиль социальной жизни, практикуемый молодым поколением, часто оказывается сопряжен с рядом сопутст­вующих (не всегда благоприятных) аспектов. Такой образ жизни почти неизбежно влечет за собой большую толерантность молодого поколе­ния россиян к некоторым вредным привычкам, подчас являющимся ор­ганичной частью молодежных субкультур.

Сравним следующие цифры: среди «отцов» убежденных против­ников курения 36,0%в поколении «детей» всего 14,4%; противников наркотиков -96,1 и 76,5% соответственно. И хотя мнения молодых лю­дей и их родителей по поводу употребления крепких алкогольных на­питков сближаются, молодежь по степени терпимости к этому «злу» все же опередила своих родителейпротивников пьянства всего 5,9% среди молодежи и 12,7% в группе 41-50 лет. Часто употребляют креп­кие алкогольные напитки 37,5% молодежи (45,6% - пробовали), в старшем поколении31,9 и 42,9% соответственно. Самым тревожным является тот факт, что пристрастие к алкоголю, сигаретам, и особенно наркотикам смещается в сторону самых молодых россиян. Например, 5,3% представителей самой младшей молодежной подгруппы заявили, что регулярно употребляют наркотики, и 21,1% пробовали их. В других

106

возрастных подгруппах молодежи этот показатель в сумме не превыша­ет 7-8%, а в поколении «отцов» знакомых с наркотиками не набирается и 1%).

Расширение и обогащение форм социальной жизни оказывается напрямую связано с наличием средств, чтобы достойно проводить свое свободное время. Поэтому материальная обеспеченность молодого по­коления не может не влиять на тип и качество досуга, на доступность тех или иных его форм.

Уровень обеспеченности молодежи является важнейшим факто­ром выбора того или иного типа проведения свободного времени. Пол­ноценная социальная жизнь становится доступной и избирается абсо­лютным большинством только при наличии достаточно высоких душе­вых доходов, а недостаточность средств явно ведет к тому, что молодые люди ограничивают спектр своей социальной жизни домашними, не требующими затрат видами досуга.

Многим не доступны театры, выставки, путешествия, круизы, по­ездки за рубеж, многие виды спорта, занятия художественным, при­кладным и научно-техническим творчеством. Но у обеспеченных граж­дан чаще проявляется тяга к азартным формам досуга (казино, тотали­затор).

Но нельзя не отметить, что мировоззрение социально активной части молодежи формируется в русле ценностной системы, отвечаю­щей стандарту жизни гражданина высокоразвитого общества. Это озна­чает, что молодые люди, нацеленные на богатый внедомашний досуг, гораздо чаще ориентируются на постиндустриальные ценности: инте­ресную работу, свободу, яркую индивидуальность. У них более четко выражены либерально-демократические установки, выше уровень ин­дивидуальной ответственности за собственное благополучие, реже про­являет себя привычка к патернализму, более скептично воспринимается уравнительность.

Социально активный досуг как черта определенного стиля жизни стирает поколенческие различия в мировоззрениях "отцов" и "детей", по сути становясь неотъемлемой чертой принадлежности к определен­ному социальному слою.

Тем самым тип досуга, помимо других признаков, становится значимой стратифицирующей характеристикой, одним из главных кри­териев социального статуса.

107

Образ жизни, мировосприятие, ценностные приоритеты россий­ской молодежи с полноценным богатым досугом показывают, что в со­временной России происходит становление и укрепление новой соци­альной группы, по большинству критериев соответствующей среднему классу западных стран. Тип и качество досуговой активности становит­ся важнейшим критерием. Однако относительно низкий уровень жизни большинства молодежи сдерживает этот позитивный процесс, препят­ствует становлению в молодежной среде массового среднего класса как опоры осуществляемых рыночных реформ.

5.4. Принципы и функции прикладной социологии досуга

Социология досуга является специальной социологической наукой, органически сочетающей теоретическую и эмпирическую части. Она тесно взаимодействует с социологией образования, средств массовой информации (журналистики) и опирается на методологию социологии культуры, искусства, досуга, быта, молодежи, малых групп, семьи.

Социология досуга рассматривает культурно-досуговую деятельность как систему и форму социокультурного общения, творчества, самореа­лизации, проявления общественных инициатив, и необходимость ее ис­следования отвечает задачам анализа общественной жизни и управле­ния этой сферой. Потребность таких исследований растет по "вертика­ли", начиная с села, где информация может еще собираться традицион­ными методами, поскольку процессы здесь не всегда приобретают мас­совый характер, и кончая регионами, требующими разработанной ме­тодологии и методики.

Системно-структурный, комплексный подход, отражая объект в це­лом, учитывает взаимную связь экономических, политических и куль­турных факторов в организации культурно-досуговой деятельности, и при этом выясняются ее роль, место, значение, специфика воздействия и функции на каждом конкретно-историческом этапе развития общест­ва. Направленные на изучение и регулирование сегодняшних процес­сов, они существенно дополняют статистику в области культуры, кото­рая не отражает многих субъективных показателеймотивов и ценност­ных ориентации участников многообразных по направленности клуб­ных объединений, отношения и переживания участников по поводу по-

108

лученной информации и познавательных интересов, стимулирующих тот или иной вид досуговой деятельности. В современных условиях управление этой сферой духовной жизни должно базироваться на все­сторонней информации о состоянии и тенденциях развития интересов и запросов трудящихся, специфики и уровня развития социокультурной среды, а результаты конкретно-социологических исследований являют­ся источником информации "обратной" связи.

Социология досуга являет собой сочетание анализа эмпирического материала с теоретическим анализом и обобщением социокультурной деятельности масс. Она помогает оперативно "замерять" особенности механизмов развития, динамики интересов и характера творческой дея­тельности, определять с помощью конкретно-социологических иссле­дований реальное место, которое занимают культурно-досуговые учре­ждения в системе социализации на том или ином этапе общественного развития. Результаты анализа создают необходимые предпосылки для более полного учета культурных интересов и запросов людей, разра­ботки научно обоснованных технологий планирования и руководства социокультурной деятельностью, повышения ее эффективности и кор­ректировки на промежуточных этапах движения к основной цели. Дальнейшее развитие конкретно-социологических исследований помо­жет:

- уточнить закономерности и специфику процесса самовоспитания, развития инициативы и самодеятельности масс в духовном развитии и творчестве;

- совершенствовать ее технологию, уточнить понятия, критерия рас­крывающие сущность того или иного элемента системы, характера влияния его назначения и функции, определить связь с другими эле­ментами и характер зависимости от тех или иных факторов и условий. К примеру, состояния социокультурной среды; уровня и характера ру­ководства клубным процессом воспитания; развития демократических начал; уровня самоуправления и др.

В качестве структурных элементов социологии культурно-просветительной работы в зависимости от основания могут быть:

- содержательная направленность рекреационно-досугового процесса, взаимодействие его участников (субъекта и объекта);

- свойства участников и характер воздействия (средства, методы и формы педагогического воздействия на духовно-практическую дея-

109

тельность членов клубных объединений и их "обратного" влияния на общественную жизнь объединения и социокультурной среды);

- видов и форм досуговой деятельности, характера и уровня руково­дства ею;

- материально-технической базы;

- система критериев, показателей и индикаторов эффективности со­циокультурной деятельности различной направленности. (Совпадение результатов самовоспитания с предварительно намеченной целью явля­ется интегральным критерием эффективности воспитательного воздей­ствия). Отсюда вытекает необходимость разработки "идеальных моде­лей, характеризующих желаемое состояние, качества личности и общ­ностей, способных служить эталоном. В специальной литературе они получили название целевых нормативов .

По другому основанию культурно-досуговая деятельность сама мо­жет рассматриваться как система и тогда ее структурными элементами станут:

- сеть и типы культурно-досуговых учреждений, их сравнительная характеристика и размещение;

- руководство сетью, подготовка кадров и их технологический уро­вень и материально-техническое обеспечение;

- специфика средств воздействия каждого вида деятельности на от­дельные

общности людей. Тут, в частности, нелишне будет подчеркнуть отли­чия процесса восприятия и функционирования информации в системе образования и культурно-просветительных учреждениях. В первом случае психологи и педагоги выделяют три взаимосвязанных момента: первичное ознакомление с материалом, видом деятельности, его вос­приятие, осмысление, закрепление и овладение материалом на уровне его применения, использования. В КПУ благодаря инсценированию до­кумента, игровых методов, средств искусства и собственного участия основная часть информации воспринимается непроизвольно, а навыки во многих формах деятельности достигают автоматизма.

Исходный принцип изучения воспитательной деятельности культуры досуга требует рассмотрения в тесной взаимосвязи с условиями, в ко-

Гордон Л.А, Клопов Э.В. Рациональный бюджет времени: подход к проблеме и опыт на­чального расчета.Социологические исследования. 1977, № I, с. 19-20.

11О

торых он осуществляется. Жизненный уклад, особенно в первые годы, формирует направленность сознания людей, создает положительные либо отрицательные предпосылки для восприятия культуры. Этот принцип требует учитывать в управлении культурно-досуговой дея­тельностью уровень образования. Знание специфики быта, труда, характера среды, определяющих закономерности формирования духов­ной жизни, культурного облика, ценностей референтных групп стано­вятся необходимыми. То есть социальный объект должен рассматри­ваться по принципу "целостного реагирования".

Кроме того, комплексный подход способствует налаживанию тесных взаимоотношений между существующими компонентами и выявляет недостающие звенья,как в организации деятельности всей системы, так и по отдельным содержательным технологическим и организационным аспектам, т.е. дает возможность получить не только количественные, но и качественные характеристики.

Теоретическим объектом социологии досуга являются природа, ме­ханизмы, организационные и творческие противоречия, возникающие в процессе досуговой деятельности, создающие проблемную ситуацию. Наряду с теоретическим описанием и анализом проблемной исследова­тельской ситуации, эмпирическим объектом являются те реальные чле­ны досуговых коллективов и общностей, участвующие в разнообразной рекреационно-досуговой деятельности. Такое понимание объекта отра­жает сложные взаимоотношения понятий "теоретический" объект и "эмпирический" объект как следствие определенного отбора единиц ис­следования, своеобразной модели объекта. В таком понимании объект шире предмета исследования и как бы "вбирает" его в себя.

Предметом социологии культурно-просветительной работы являют­ся характеристики, свойства объекта, отражающие главное звено (осно­ву, ядро) противоречия. Предметом социологии досуга выступают про­цессы (формирования мировоззренческих знаний, ценностных ориента­ции) изменения в сознании и деятельности аудитории и членов объеди­нений под влиянием клубных форм деятельности. Исследование опре­делит наиболее действенные либо менее эффективные формы и методы организации деятельности и выработает на этой основе соответствую­щие рекомендации.

Методы социологии культурно-просветительной работы аналогичны существующим в отраслевой теории изучения общественного сознания и коммуникативного поведения и подразделяются на:

1ll

1) методы, применяемые на этапе обнаружения проблемы и форму­лировки задач исследования (анализ, синтез, дедукция, индукция);

2) методы сбора первичной социологической информации (опросы респондентов, экспертов, наблюдение, эксперимент, изучение докумен­тов и т.д.);

3) методы обработки первичной социологической информации (груп­пировка, ранжирование, корреляция, факторный анализ);

4) методы интерпретации полученных данных (обобщение, построе­ние моделей, типологизация).

Сегодня, исходя из требований жизни, перед социологией досуга встают вопросы разработки и методики исследования следующих про­блем:

- Методология и методика анализа социально-культурной ситуации в районе и участие клуба в организации непрерывного образования тру­дящихся.

- Самоуправление и демократизация работы клуба как фактор повы­шения эффективности воспитательного процесса.

- Типология клубной аудитории как условие научно-обоснованного программирования досуговой деятельности.

- Клубная (досуговая) самодеятельность как средство реализации по­требностей личности, адресованных социальной среде.

- Приобщение масс через организацию самодеятельности к лучшим образцам культуры мирового и национального искусства.

- Привлечение различных групп населения к участию в культурно-творческих процессах в масштабах локальной культуры и на уровне субкультур разных национальных и социальных слоев (молодежной в частности).

- Мобилизация потенциала культурных традиций в патриотическом, нравственном, трудовом и эстетическом воспитании.

Не менее важным является проведение повторных исследований. "Удельный вес" характеристик, выявленных при изучении клубной ау­дитории и любительских объединений не является постоянной величи­ной. В условиях перехода динамичность развития политического, исто­рического и нравственного самосознания, интересов и потребностей людей возрастают многократно, но и дифференцирующий признак не утрачивает своего значения.

112



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа «Культура России» подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России»

    Программа
    В. Л. Ситников, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии и педагогики Ленинградского областного уни­верситета им. А. С. Пушкина, зав.
  2. Психологическая энциклопедия психология человека

    Документ
    Аверин В. А. Часть1: главы 1-11. Дандарова Ж. К. В частях II, IV, V: глава 3; часть III: глава 4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Часть VI: глава 6. Зимняя И.

Другие похожие документы..