Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Образовательная программа'
Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Удомельская средняя общеобразовательная школа № 1 им.А.С.Попова» расположено в городе Удомля, построен...полностью>>
'Конспект'
1. Гистология наука о микроскопическом и субмикроскопическом строении, развитии и жизнедеятельности тканей животных организмов. Следовательно, гистол...полностью>>
'Документ'
«В лучшем из нынешней публицистики два крыла: новое прочтение драматургии фактов, помноженное на новую, более глубокую и последовательную философию и...полностью>>
'Реферат'
Выбранная мною тема "Нигилизм, нигилисты и революционная доктрина Чернышевского" представляется достаточно интересной. Изучение этой темы п...полностью>>

«Логопедия»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИнистерство образования и науки

российской федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский педагогический государственный университет

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

«Материалы для организации и проведения самостоятельной работы слушателей факультета переподготовки специалистов по дефектологии по дисциплинам предметной подготовки по выбору (ДППВ)»

Состав научно-образовательного коллектива:

  1. Алмазова Анна Алексеевна, к.п.н., доц.

  2. Бабина Галина Васильевна, к.п.н., проф.

  3. Идес Раиса Ефимовна, доц.

  4. Леоновa Светланa Витальевнa к.п.н., доц.

  5. Тушева Елена Сергеевна, к.п.н., доц.

  6. Забрамная София Давыдовна, к.п.н., проф.

  7. Никандрова Татьяна Сергеевна, к.п.н., доц.

  8. Плаксина Любовь Ивановна, д.п.н., проф.

  9. Кулакова Елена Владимировна, к.п.н., доц.

  10. Кузьмина Екатерина Сергеевна, к.п.н., доц.

Москва 2010

Аннотации программ ДПО, реализуемых на факультете переподготовки специалистов по дефектологии

  1. «Логопедия» по направлению «Образование лиц с нарушениями речи»

Программа ДПО «Логопедия» по направлению «Образование лиц с нарушениями речи» предполагает переподготовку специалистов для ведения нового вида профессиональной деятельности в сфере логопедии. С учетом квалификационных требований к подготовке учителя-логопеда в содержание программы включены медико-биологические дисциплины (анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения, невропатология, психопатология и др.), дисциплины предметной подготовки (дизартрия, алалия, нарушения письменной речи и др.) и дисциплины по выбору, изучение которых обеспечивает формирование ключевых компетенций в области психолого-педагогической диагностики речевых нарушений, теоретического обоснования и практического выбора средств, методов и приемов логопедической работы с детьми дошкольного и школьного возраста.

  1. «Олигофренопедагогика» по направлению «Образование лиц с нарушениями интеллекта»

Программа ДПО «Олигофренопедагогика» по направлению «Образование лиц с нарушениями интеллекта» предполагает переподготовку специалистов для ведения нового вида профессиональной деятельности в сфере олигофренопедагогики. С учетом квалификационных требований к подготовке учителя-олигофренопедагога в содержание программы включены медико-биологические дисциплины (невропатология, психопатология и др.), дисциплины предметной подготовки и дисциплины по выбору, характеризующие процессуальный компонент коррекционно-образовательного процесса (методы, формы, организационные модели, технологии обучения, воспитания и социальной адаптации лиц с нарушениями интеллекта, психолого-педагогическая диагностика, образовательный мониторинг и др.).

3. «Специальная психология» по направлению «Психологическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Программа ДПО «Специальная психология» по направлению «Психологическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» предполагает переподготовку специалистов для ведения нового вида профессиональной деятельности в сфере специальной психологии. С учетом квалификационных требований к подготовке специального психолога в содержание программы включены: блок медико-биологических дисциплин (невропатология, патопсихология, нейропсихология и др.), дисциплины предметной подготовки и дисциплины по выбору, раскрывающие основные подходы и направления психологического сопровождения коррекционно-образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями интеллекта, слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития и др.), практическую направленность психологического сопровождения в абилитационной и реабилитационной работе.

  1. «Сурдопедагогика» по направлению «Образование лиц с нарушениями слуха»

Программа ДПО «Сурдопедагогика» по направлению «Образование лиц с нарушениями слуха» предполагает переподготовку специалистов для ведения нового вида профессиональной деятельности в сфере сурдопедагогики. С учетом квалификационных требований к подготовке учителя-сурдопедагога в содержание программы включены медико-биологические дисциплины (анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения, невропатология, психопатология и др.), дисциплины предметной подготовки (сурдопедагогика, методика развития слухового восприятия и обучения произношению, основы аудиологии и слухопротезирования и др.) и дисциплины по выбору, изучение которых обеспечивает формирование ключевых компетенций в области психолого-педагогической диагностики слухо-речевых нарушений, теоретического обоснования и практического выбора современных средств, методов и приемов коррекционно-реабилитационной работы с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста, имеющими нарушения слуха.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ

по программам дополнительного профессионального образования

Дисциплины предметной подготовки по выбору

Клаттеринг

Задания для самостоятельной работы

1. Назовите отечественные и зарубежные классификации нарушений плавности речи.

2. Дайте определние нарушению темпо-ритмической организации «брадилалия». Укажите причины, речевую и неречевую симптоматику.

3. Дайте определние нарушению темпо-ритмической организации «тахилалия». Укажите причины, речевую и неречевую симптоматику.

4. Охарактеризуйте нарушение темпо-ритмической организации речи при заикании и других сходных состояниях.

5. Перечислите дифференциальные признаки тахилалии, заикания и клаттеринга.

6. Укажите показатели дифференциальной диагностика клаттеринга и других нарушений темпо-ритмической организации речи.

7. Подготовте протоколы обследования детей с разными нарушениями плавности речи: а) дошкольного возраста; б) школьного возраста.

Рекомендуемая литература.

ОСНОВНАЯ:

1. Асланова С.Р. Проблема неплавности речи у детей дошкольного возраста. – М., 2007.

2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание. – М., 2003.

3. Зееман М. Дети с ускоренной речью (тахилалия) //Логопедия. Методическое наследие /Под ред. Л.С.Волковой. – М., 2003. – Кн. II. Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. – С.94-97.

4. Кочергина В.С. Расстройства темпа, ритма и плавности речи //Логопедия. Методическое наследие /Под ред. Л.С. Волковой. – М., 2003. – Кн. II. Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. – С.163-172.

5. Логопедия /Под ред.Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - М., 2003.

6. Филатова Ю.О. Клаттеринг. Монография. – М., 2005.

7. Филатова Ю.О. Клаттеринг в XXI веке //Дефектология. - 2007. - № 5. – С.91-94.

8. Флоренская Ю.А. К вопросу о функциональных нарушениях речи (парафазия и тахилалия) //Избранные работы по логопедии. – М., 2007.

9. Conture, E.G., Curlee, R.F. Stuttering and Related Disorders of Fluency. Third Ed. - NY-Stuttgart, 2007.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Андреева Д.И., Зиндер Л.Р. О понятиях речевого акта, речи, речевой вероятности и языка //Вопросы языкознания. – 1963. - № 3. – С.15-21.

2. Бернштейн Н.А. О построении движений. – М., 1947.

3. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Психомоторное развитие детей первого года жизни. – М., 1981.

4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973.

5. Селиверстов В.И. Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. – М., 2001.

6. Филатова Ю.О. Психолого-педагогические критерии выявления клаттеринга у школьников. Дисс. … канд. пед. наук. – М., 2002.

7. Филатова Ю.О. Нарушение онтогенеза плавности речи //Дефектология. – 2003. - № 3. – С.34-38.

8. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М.-СПб, 1996.

9. Шкловский В.М. Заикание: Монография. – М., 1994.

Билингвизм

Задания для самостоятельной работы

1. Разработать содержание и схему нейропсихологического исследования детей с билингвизмом.

2. Охарактеризовать основные показатели влияния иностранного языка на процесс развития родного языка.

3. Определить основные направления специальной педагогической работы в дошкольных и школьных образовательных учреждениях с детьми-билингвами.

4. Разработать опросник для родителей: особенности становления речи ребенка на первом, втором языке и более языках.

5. Разработать методику обследования ребенка с билингвизмом, поступающего в школу.

6. Подобрать примеры исчезающих языков.

7. Подобрать примеры социальных ролей русского и национального языков.

8. Проанализировать закономерности овладения звукопроизношением (по В.И.Бельтюкову).

9. Разработка и защита проектов по темам:

- «Коррекционно-развивающие и адаптационные возможности применения стандартизированного тестового контроля формирования коммуникативной и предметной компетенции у школьников с билингвизмом. Теория и практика использования тестовых контрольных методов в дистанционном обучении второму языку детей-билингвов»;

- «Концептуальное обоснование и разработка содержания и методики обследования речи на неродном языке у детей-билингвов»;

- «Анализ факторов, лежащих в основе трудностей овладения двуязычными школьниками письмом и чтением на неродном языке»;

- «Теоретическое обоснование и разработка опросника для выявления уровня сформированности речеязыковой системы родного языка ребенка-билингва»;

- «Анализ организационных содержательных методических и технологических составляющих диагностики речевого статуса ребенка-билингва».

Рекомендуемая литература

ОСНОВНАЯ:

1. Голикова Е.О. Формирование навыка письма у младших школьников с армянско-русским билингвизмом. Автореф. дисс. …. к.п.н. – М., 2006.

2. Зайцева Л.А., Еленский Н.Г., Баль Н.Н. Основы обучения второму языку в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. – Минск, 2006.

3. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. – М., 2007.

4. Онтогенез речевой деятельности. Норма и патология /Под ред.Л.И.Беляковой. – М., 2005.

5. Осиповская Л.П. Особенности связной речи заикающихся школьников-билингвов в сравнении с нормой. Автореф. дисс. …. к.п.н. – М., 2005.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Аврорин В.А. Двуязычие и школа //Проблемы двуязычия и многоязычия. – М., 1998.

2. Алексенцева Э.Н., Ведель Г.Е. Особенности освоения учащимися вторым языком в зависимости от их возраста //Вопросы филологии и методики преподавания германских и романских языков. – Воронеж, 1972.

3. Бабаева Е.А. Готовность к обучению в школе детей-билингвов с речевой патологией: Автореф. дисс. …. к.п.н. – М., 1992.

4. Бельтюков В.И. Системный процесс саморазвития живой природы. – М.-СПб, 2003.

5. Белякова Л.И., Курбангалиева Ю.Ю. Логопедический анализ речи детей дошкольного возраста с билингвизмом //Языковое сознание. – М., 2003.

6. Бейн Б., Панарин А.И. Билингвистическое воспитание детей //Вопросы психологии. – 1994. № 3. С.68-81.

7. Вайнрайх У. Одноязычие и многоязычик //Новое в лингвистике. – М., 1972. В.YI.

8. Васильева С.Г. Об особенностях спонтанной разговорной речи билингвов (в условиях двуязычного города) //Язык в контексте общественного развития. – М., 1994.

9. Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). – М., 1969.

10. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр.соч. Т.2. – М., 1996.

11. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. – М., 1998.

12. Зимняя И.А. Психолингвистические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М., 1985.

13. Иншакова О.Б., Голикова Е.О. Особенности формирования лексики у детей-билингвов //Языковое сознание. – М., 2003.

14. Курбангалиева Ю.Ю. Логопедический анализ речи детей дошкольного возраста с билингвизмом. Автореф. дисс. …. к.п.н. – М., 2003.

15. Лурия А.Р. Язык и сознание /Под ред.Е.Д.Хомской. – Ростов-на-Дону, 1998.

16. Лурия А.Р. Язык и сознание /Под ред.Е.Д.Хомской. – Ростов-на-Дону, 2002.

17. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. К проблеме раннего двуязычия //Психология билингвизма. – М., 1986. Вып.260.

18. Протасова Е.Ю. Беседа по книге в ситуации двуязычия //Проблемы детской речи. – СПб, 1996.

19. Усов И.И. Психологический анализ взаимовлияния речевого развития на родном и иностранном языках //Психология билингвизма. – М., 1986. Вып.260.

20. Файед С.Б. Характеристика речевого развития арабских детей, поступающих в школу: Автореф. дисс. … к.п.н. – М., 2002.

Работа с родителями, имеющих детей с отклонениями в развитии

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте детско-родительские отношения в семье из литературного произведения по следующему плану:

- История семьи.

  • Особенности личности родителей.

  • Характер супружеских отношений в данной семье.

  • Отношение родителей к ребенку, их понимание ребенка, стиль воспитания.

  • Позиция ребенка в семье. Особенности его личности.

  • Обобщение: объяснение, почему родители именно так относятся к ребенку и так его воспитывают. Каким образом отношение к ребенку и стиль воспитания способствуют формированию его позиции в семье и особенностям его личности.

  • Необходимые рекомендации данной семье.

Рекомендации для выполнения задания:

А) Анализ детско-родительских отношений проводится по произведениям русской классики, например, Л.Н Толстой «Война и мир», Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы», Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Можно использовать произведения зарубежной классики, например, М. Митчел «Унесенные ветром».

Б) Выводы делаются на основе анализа текста литературного произведения.

  1.  Разработайте программу тренинга для родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

  2. Рекомендации к выполнению данного задания:

А) Программа должна включать тему, определение целей работы, определение целевой группы (на кого рассчитана программа), примерный план каждого занятия. Одно занятие должно быть разработано максимально детально и приготовлено для проведения на методическом тренинге.

Б) Возможны разработки программ для родителей детей раннего возраста, для родителей детей дошкольного возраста, для родителей младших школьников, для родителей подростков.

Рекомендуемая литература

ОСНОВНАЯ:

  1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М., 2005.

  2. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М., 2005.

  3. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М., 2005.

  4. Шипицына Л. М. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с  умственной отсталостью //«Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. 2-е изд., переработанное и дополненное.- СПб., 2005.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Авдеева Н.Н., Кочетова Ю. А. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей //Психологическая наука и образование. –2008. –№4.

  2. Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. - М., 1994.

  3. Андреева Т.В. Социальная психология семейных отношений. – СПб., 1998.

  4. Белопольская Н.Л. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии //Дефектология. – 1984. - №5.

  5. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. – СПб., 2001.

  6. Воспитание слабовидящего ребенка в семье /Под ред. В.П.Ермакова, А.А.Щегловой. – М., 1986.

  7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4,5 /Под ред. Т.А.Власовой. – М., 1983,1984.

  8. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2002.

  9. Гогин М.Г. Семейное воспитание глубоко умственно отсталых детей //Дефектология. – 1973. - №6.

  10. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи //Вопро­сы психологии. - 1985. - № 2.

  11. Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. –2000. –№3.

  12. Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М., Бабенкова Р.Д. Воспитание детей с церебральным параличем в семье. – М., 1985.

  13. Карнес Мерл Б., Ли Ричард К. Привлечение родителей к обучению аномальных детей (Помощь родителям в воспитании детей) /Общ. Ред. В.Я.Пилиповского. – М., 1992.

  14. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М., 1994.

  15. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. – М., 1969.

  16. Куликова Т.А.Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2001.

  17. Лорсева В.К. Рисуем семью. – М., 1995.

  18. Маковецкая Г.А., Захарова Л.И. Ребенок и семья. – Самара, 1994.

  19. Маллер А.Р. Педагог и семья ребенка-инвалида //Дефектология. – 1995. - №5.

  20. Мамайчук И.И., Мартынов В.Л., Пятакова Г.В. Социально-психологическое исследование семьи больных ДЦП и психокоррекционная работа с родителями: Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. – М., 1989.

  21. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб., 2000.

  22. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии /Под ред. В.И.Селиверстова. – М., 2003.

  23. Матейчек З. Родители и дети. – М., 1992.

  24. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. – М., 2000.

  25. Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с родителями, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушением психофизического развития //Дефектология. – 2001.- №1.

  26. Московкина А.Г., Пахомова Е.В., Абрамова А.В. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей //Дефектология. – 2000. - №1.

  27. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М., 2003.

  28. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – М., 2000.

  29. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб., 2000.

  30. Плотникова Н. Ю., Филиппова Е. В. Взгляд на становление личностной позиции школьника в контексте детско-родительских отношений //Психологическая наука и образование. –2008. –№4.

  31. Помощь родителям в воспитании детей / Под ред. В.Я. Пилиповского. - М., 1992.

  32. Психолого-педагогическая диагностика /Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной – М., 2003.

  33. Раху А.И. особенности положения умственно отсталого ребенка в семье //Дефектология. – 1977. - №4.

  34. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1992.

  35. Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб, 2001.

  36. Семаго М.М. Консультирование семьи проблемного ребенка //Семейная психология и семейная терапия. – 1998. – №1.

  37. Системная семейная психотерапия /Под ред. Эйдемиллера Э.Г. - СПб, 2002.

  38. Смирнова А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье: Пособие для родителей. – М., 1967.

  39. Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. – М., 1983.

  40. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. - М., 1999.

  41. Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии //Дефектология. – 1998. - №4.

  42. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений. – М., 1999.

  43. Феоктистова В.А. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. – М., 1993.

  44. Финни Н. Ребенок с церебральным параличом. Помощь. Уход. Развитие. Книга для родителей. – М., 2001.

  45. Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие ребенка //Дефектология. – 1991. - №3.

  46. Цикото Г.В. О семейном воспитании умственно отсталого ребенка раннего возраста //Дефектология. – 1977. - №5.

  47. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М., 2000.

  48. Штрасмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста. 260 упражнений в помощь тем, кто воспитывает детей 1-3 лет с проблемами в развитии /Пер. с нем. А.А.Михлина, Н.М.Назаровой. – М., 2002.

  49. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - М.,
    1996.

  50. Эйдемиллер Э.Г., Добряков А.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб., 2003.

  51. Эйдемиллер Э.Г, Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб,2000. 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Логопедия в рамках данной программы слушатели изучают специальные дисциплины

    Документ
    В рамках данной программы слушатели изучают специальные дисциплины: Клинику интеллектуальных нарушений, Логопедию, Логопсихологию, Психолого-педагогическая диагностику детей с речевыми нарушениями; Коррекционно-педагогические системы
  2. Логопедия: Дислалия, Дизартрия

    Документ
    Классификация функциональной дислалии с учетом природы нарушения, актуального для логопедического воздействия - фонематического или фонетического, или их комбинаций.
  3. Центр развития "Логопед плюс" оказывает помощь в преодолении различных нарушений речевого развития у детей дошкольного и школьного возраста

    Документ
    Высококвалифицированные логопеды проводят:- логопедический массаж (улучшение состояния мышечного тонуса артикуляционного аппарата, что помогает сократить сроки постановки звукопроизношения и исправления речевого развития в целом),
  4. Логопедия развитие речи у детей пособие для родителей Логобург творческое объединение логопедов Екатеринбурга Каталог детских ресурсов сайты о детях и для детей

    Урок
    Коллекция содержит музыкальные произведения известных композиторов, которые вы можете скачать и прослушать. Так же здесь можно найти биографию композиторов.
  5. Консультирует логопед Кохановская Юлия Николаевна

    Документ
    Скажите, пожалуйста, когда малыши должны свободно произносить в словах букву "У"? Моя дочь во всех слогах заменяет ее на любую другую гласную букву.

Другие похожие документы..