Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Кодекс'
1. Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий,...полностью>>
'Программа'
В последнее время отмечается тенденция к усилению профилактической активности в здравоохранении. Примерами тому служат Целевая программа «Предупрежде...полностью>>
'Документ'
В ТПП РФ прошла IX Всероссийская конференция на тему: «Индустрия безопасности России. Перспективы, тенденции, проблемы». Конференция была организован...полностью>>
'Документ'
Данная работа представляет собой новую попытку исследования так называемой манипулярной тактики римских легионов. Этот вопрос неоднократно изучaлся и...полностью>>

Отчет орезультатах самообследования По специальности 032015 (050717) Специальная дошкольная педагогика и психология По состоянию на 09. 2008 года

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

8. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Организация научно-исследовательской работы на факультете строится на основе законов Российской Федерации «Об образовании» и « О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ, Устава вуза, решений Ученого совета вуза и др.

Функции координации научно-исследовательских работ на факультете осуществляет научная часть. Планирование и реализация научной деятельности факультета проводится на основе ежегодных перспективных планов НИР, при постоянном контроле со стороны проректора по научной работе доцента Федорова А.М.. Научные исследования выполняются всеми штатным преподавателями факультета, научную работу проводят заведующая кафедры Сидловская О.П. Ответственна за НИРС и СНО на кафедре Ф и ПЗР доцент Гольдфельд И.Л.

Руководствуясь документом “Управление качеством подготовки специалистов в Карельском государственном педагогическом университете” составлен план мероприятий по согласованию качества подготовки специалистов на факультете. На факультете серьезное внимание уделяется созданию комплексной системы обеспечения качества образования, объективной системы итоговой аттестации с участием работодателей, созданию необходимых условий для максимального развития потенциала творческих способностей студентов, обеспечению широкого доступа всех студентов к информационным базам данных, повышение профессиональной подготовки и компетентности профессорско-преподавательского состава, усилению исследовательского характера учебной деятельности студентов, расширению использования компьютерной техники в преподавании учебных дисциплин и др.

На протяжении ряда лет, а именно с 2003 года, кафедра физического и психического здоровья ребенка установила связи и активно сотрудничает с администрацией и педагогами общеобразовательных учреждений города Петрозаводска и Республики Карелия. Среди них:

  • МДОУ № 7, 16,20, 35, 45, 79,83, 89, 113, 117,118, 119, 120, 126;

  • Центры развития ребенка МДОУ № 1, 11, 99, 102, 108, 110,114;

  • Школа-интернат № 47,

  • Детские дома № 1, 2, 3;

  • ГОУ «Специальная (коррекционная) ОШ – интернат №21

  • ГОУ «Специальная (коррекционная) ОШ – интернат №22

  • ГОУ «Специальная (коррекционная) ОШ – интернат №23

  • МОУ Центр Психолого-медико-социального сопровождения

  • ГОУ РК «Центр диагностики и консультирования»

  • МУЗ «Городская детская больница»;

  • ГУЗ «Детская республиканская больница»;

  • Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда»;

  • ГУСЗ Центр «Возрождение».

Сотрудничество осуществляется на основе договоров между ГОУ ВПО КГПУ и администрацией образовательного учреждения. Совместная деятельность по подготовки специалистов осуществляется и имеет перспективы развития по ряду направлений. Среди них:

  • организация учебной педагогической практики в соответствии со специальностями факультета;

  • Базовые образовательные учреждения являются площадкой для проведения практических и лабораторных учебных занятий студентов по ряду предметов;

  • проведение на базе ОУ учебных научно-исследовательских проектов студентов по курсовому и дипломному проектированию;

  • на базе ОУ преподавателями – аспирантами осуществляется научно-исследовательская работа по диссертационным проектам;

  • проведение лекций и практических занятий со студентами по проблемам организации педагогического процесса в системе КРО;

  • преподавателей кафедры ФиПЗР привлекаются для проведения лекций и практических занятий, консультаций, тренингов для администрации, педагогов и специалистов ОУ по актуальным проблемам сопровождения детей с проблемами в развитии, по развитию профессиональной компетентности;

  • на кафедре осуществляется деятельность по сопровождению молодых специалистов в системе специального образования - кафедра систематически отслеживает и поддерживает в научно-методическом и профессионально-личностном аспекте молодых специалистов в период их профессиональной адаптации;

  • педагоги учреждений активно привлекаются к работе дефектологического общества факультета (педагоги проводят мастер - классы, консультируют);

  • осуществляется совместная организация научно-практических конференций по проблемам психолого-педагогического сопровождения детей с «особыми нуждами»;

  • преподавателей кафедры регулярно привлекают для осуществления экспертизы качества образования деятельности образовательных учреждений (проведение процедур лицензирования, аккредитации и аттестации в составе комиссий МО РК);

  • Преподаватели кафедры ФиПЗР привлекаются для оценки деятельности специалистов и педагогического коллектива в процессе проведения аттестации работников образования и присуждения квалификационной категории;

  • Преподаватели кафедры ФиПЗР привлекаются для рецензирования методических материалов педагогических работников;

  • Преподаватели кафедры являются научными руководителями и консультантами педагогов ОУ в период их профессиональной переквалификации и осуществляют помощь в подготовки выпускных квалификационных работ.

В ходе практического взаимодействия на базе учреждений удается для студентов комплексно осветить вопросы о специфике отклоняющегося психического развития детей, охарактеризовать организацию лечебной, педагогической и психологической помощи детям с различными вариантами развития. Студентам предоставляется уникальная возможность оценить коррекционно-развивающие технологии для организации специального образования с детьми дошкольного и школьного возраста. Для наблюдения и анализа коррекционного педагогического процесса студентам предоставляется возможность посещения открытых мероприятий с детьми: логопедические занятия и занятия познавательного цикла в дошкольной группе, коррекционные и общеразвивающие уроки в начальной школе, отследить специфику общения с детьми в неформальной обстановке, проникнуться в вопросы взаимодействия с семьями воспитанниками. Педагогический коллектив в ходе педагогической практики раскрывает студентам основополагающие моменты специализированных типовых программ обучения, воспитания и развития детей, аргументировано убеждает в целесообразности разработке индивидуального образовательного маршрута на каждого ребенка, обучающегося в системе специального образования. В целом в ходе практики, у студентов складывается представление о системе профессиональной поддержки детей в условиях образовательного учреждения.

Отметим открытость педагогов, их готовность к взаимодействию и сотрудничеству с молодыми специалистами – выпускниками вуза. При общении со студентами воспитатели, учителя и специалисты многогранно освещают вопросы о специфике общения с детьми, позволяют студентам более внимательно оценить успехи и достижения детей, фиксируют внимание на комбинацию и целесообразность педагогических дидактических и коррекционных аспектов обучения и развития детей. Студентам в ходе практической деятельности предоставляется возможность пройти процесс профессионального становления специальных компетенций.

В целом можно свидетельствовать о заинтересованности и высоком профессионализме педагогов, сотрудничающих в области профессионального становления будущих педагогов дошкольного образования.

На базе ОУ студенты под научным руководством преподавателей кафедры проводят исследовательские работы. Они посвящены исследованию возрастных и специфических особенностей личностного развития воспитанников – детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проекты носят не только диагностический характер, но и имеют притязания на коррекционно-развивающее сопровождение психического развития детей. Регулярно педагоги ОУ привлекаются для участия в научно-практических конференциях, организуемых на факультете ДиСПП, педагоги активно делятся опытом профессиональной деятельности. Рассматриваются возможности привлечения преподавателей кафедры для проведения консультаций по научно-методическим аспектам организации педагогического процесса в ОУ. Таким образом, можно говорить о становлении научного сотрудничества в области специального образования. Результативность сотрудничества отражается в издании публикаций.

Отметим сотрудничество в области просвещения. Неоднократно преподаватели кафедры приглашались для чтения лекций и проведения практических занятий с педагогами школы (как на базе учреждения, так и на базе ИПКРО РК). Отмечается заинтересованность, компетентность педагогов, их познавательная активность и целеустремленность. Кроме того, удалось построить взаимодействие по данному направлению и в отношении студентов.

8.1. Научно-исследовательская деятельность ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Вопросы научно-исследовательской работы постоянно обсуждаются на заседаниях кафедр и Совете факультета.

Основные направления исследований

Направления

Преподаватели

Результаты

Формирование личности ребенка дошкольного возраста с обычным и отклоняющимся развитием.

Гольдфельд И.Л.

Минакова Л.К.

Сидловская О.П.

Пушкина Т.В.

Тришкова С.П.

  • Разработка образовательных программ по специальности “Специальная дошкольная педагогика и психология”.

  • Организация работы ПЦК по детской психологии.

  • Организация работы ПЦК по коррекционной педагогике и специальной психологии.

  • Публикации материалов.

  • Участие в международном проекте “Дошкольное образование в мире”. США - Греция.

  • Участие в международной конференции “Интеграция детей с проблемами в развитии”, Москва

  • Опытно-экспериментальная работа на базе ДОУ № 2, 117, 116, 35, 11.

  • Участие в программе “Сопровождение ребенка в дошкольном учреждении”.

  • Принято участие в конкурсе конференции “Интеграция - Шаг в будущее”.

Становление специалиста-педагога в системе высшего образования.

Власова Л.П.

Сидловская О.П.

Минакова Л.К.

Пушкина Т.В.

Гольдфельд И.Л.

Луцкина Н.С.

  • Участие в международном проекте (Швеция) по социальной работе.

  • Доклады на конференциях.

  • Участие в международной конференции “Ребенок и социум” Стокгольм.

  • Публикации материалов.

  • Разработка профессионально-образовательных программ по специальностям “дошкольная педагогика и психология” и “социальная педагогика”.

  • Проведение тренингов для выпускников факультета.

  • Создано дефектологическое со-общество г.Петрозаводска на базе кафедры.

Теофанический принцип в поэтике Ф.М. Достоевского.

Иванов В.В.

  • Защита докторской диссертации

  • Публикации.

  • Напечатано 2 учебных пособия.

  • Участие в международных конференциях.

  • Доклады на конференциях.

Кафедральная тема: «Формирование личности ребёнка дошкольного возраста с обычным развитием и проблемами в развитии». Научная программа: Внутривузовская ГОУ ВПО “КГПУ”

  • Начало 2003 г. окончание 2009г. Власова Л.П., Гольдфельд И.Л., Сидловская О.П., Минакова Л.К., Пушкина Т.В., Тришкова С.П.

Проведены исследования студентами факультета ДиСПП при консультативно-методической помощи по проблеме личностного развития детей с проблемами в развитии;

  • выполнена работа по сбору диагностического инструментария;

  • расширен список примерных тем исследования;

  • расширен библиографический список;

  • подготовлены и отданы в печать материалы статей;

  • приняла активное участие в разработке программ к государственной аттестации студентов факультета ДиСПП по специальной психологии и педагогики.

Теоретическая значимость: - уточнены специфические закономерности становления личности детей с обычным и отклоняющимся развитием;

Практическая значимость полученных результатов: - собран фактический материал (описаны феноменологические случаи отклоняющегося развития детей дошкольного возраста);

- разработаны и апробированы коррекционно-развивающие программы, программы тренингов и спец. семинаров для родителей и педагогов системы общего дошкольного и специального образования;

- подготовлены материалы для распространения опыта (публикации).

Шельшакова Н.Н. Диссертация на тему: «Эмоциональные состояния младших школьников с задержкой психического развития». Руководитель – Иванов Е.С., доктор мед. наук, профессор. Институт специальной педагогики и психологии (Санкт-Петербург)

Научная программа: Внутривузовская. Начало 2005 год, окончание 2009 г

Теоретическая значимость: расширено представление об эмоциональных состояниях младших школьников с задержкой психического развития, впервые определена структура и раскрыто психологическое содержание эмоциональных состояний детей данной категории. Рассмотрена проблема детерминант формирования эмоционального тона, эмоциональных переживаний, эмоций и т.д. Выявлены общие и специфические закономерности образования эмоциональных состояний младших школьников с задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью.

Практическая значимость: выявленные особенности эмоциональных состояний младших школьников с ЗПР, позволяют рекомендовать психологам, педагогам и воспитателям детских домов и специальных коррекционных школ целенаправленное содержание и методы психолого-педагогической работы по оказанию социально-психологической помощи детям на начальных этапах учебной деятельности. Результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе по подготовке специальных педагогов и психологов. Статьи, отчет аспиранта сдается в институт специальной педагогики и психологии.

Пушкина Т.В., Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук по теме: «Становление готовности студентов педагогического вуза к развивающему взаимодействию субъектов педагогического процесса», научный руководитель д.п.н., профессор Т.А. Бабакова. Научная программа: Внутривузовская ГОУ ВПО “КГПУ”. Начало 2003 г. окончание 2008г.

- Выполнено описание теоретических и опытно-экспериментальных аспектов диссертационного исследования;

  • Подготовлены тезисы статей по проблеме исследования;

  • Разработаны материалы для автореферата диссертационного исследования;

Разработаны материалы для спецсеминара для педагогов курсов повышения квалификации по проблеме педагогического развивающего взаимодействия; прошла апробация со слушателями курсов факультета дополнительного образования ГОУ ВПО КГПУ (октябрь-ноябрь 2007) Научная новизна, теоретическая значимость: осмыслены современные направления профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования к осуществлению развивающего взаимодействия в педагогическом процессе;

- уточнены категории «развивающее взаимодействие», «готовность педагога к развивающему взаимодействию»;

- выявлена сущность контекстного подхода, на основании чего выстроена модель подготовки будущих педагогов дошкольного образования к развивающему взаимодействию субъектов педагогического процесса;

- разработаны критерии оценки подготовки студентов педагогического вуза к развивающему взаимодействию субъектов педагогического процесса;

- выявлены педагогические условия подготовки будущих педагогов дошкольного образования к развивающему взаимодействию субъектов педагогического процесса;

- предложена модель и технология подготовки будущих педагогов дошкольного образования к развивающему взаимодействию субъектов педагогического процесса, обеспечивающей эффективность профессионально-личностной подготовки специалиста; Практическая значимость полученных результатов:

разработана и апробирована система мероприятий профессионально-личностной будущих педагогов дошкольного образования к развивающему взаимодействию субъектов педагогического процесса, определены педагогические условия в русле гуманистической парадигмы с применением технологий контекстного обучения;

Стельмах Ю.Б. Диссертация на тему «Динамика самосознания умственно отсталых детей младшего школьного возраста» Руководитель: Коновалова Н. Л., кандидат психологических наук, начало 2005 г., окончание 2010 г.

Научная программа: Внутривузовская ГОУ ВПО “КГПУ”. Объем работы, выполненной в 2007 году: Проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования. Разработан научный аппарат работы. Обоснована актуальность заявленной проблемы исследования. Изложены основные теоретические положения работы. Разработана экспериментальная часть исследования, подобраны методики исследования. В печати находится статья по проблеме исследования.

Практическая значимость полученных результатов: Разработка данной проблемы позволит лучше организовывать учебную деятельность умственно отсталых детей, развивать саморегуляцию деятельности и поведения, самоконтроль, формировать нравственные понятия. Работа предполагает выход на разработку рекомендаций по коррекции самосознания умственно отсталых младших школьников для учителей начальных классов и родителей.

Лазарева О.В., Диссертация на тему: «Формирование метакогнитивной осведомленности у детей младшего дошкольного возраста» Руководитель: Колесников В.Н., кандидат псих.наук, доцент.

Научная программа: внутривузовская ГОУ ВПО «КГПУ», факультет психологии, кафедра социальной психолгии, специальность – педагогическая психология.

начало сентябрь 2007 г., окончание 2010 г. Руководитель: Колесников В.Н., кандидат псих.наук.

Описание модели метакогнитивной осведомленности. Выявление взаимосвязи между уровнем сформированности метакогнитивной осведомленности и становлением компонентов учебной деятельности младших школьников. Разработка методик диагностики метакогнитивной осведомленности. Разработка и внедрение технологии формирования метакогнитивной осведомленности у детей младшего школьного возраста. Оценка результатов формирующего эксперимента. Изложение результатов в диссертации, научных статьях.

Сидловская О.П., Диссертация на тему: «Формирование сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции».

руководитель докт пед. наук, Баряева Л.Б., начало 2003, конец 2008г.

Теоретическая значимость: расширено представление об особенностях игры детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, определена структура и раскрыто психологическое содержание формирования сюжетно-ролевой игры средствами интеграции у детей данной категории.

Практическая значимость: выявленные особенности игровой деятельности детей с ЗПР, позволяют рекомендовать психологам, педагогам и воспитателям детских садов и специальных коррекционных школ целенаправленное содержание и методы психолого-педагогической работы по оказанию социально-психологической помощи детям с ЗПР. Результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе по подготовке специальных педагогов и психологов.

Статьи –

- выполнено описание теоретических и опытно-экспериментальных аспектов диссертационного исследования;

  • Подготовлены тезисы статей по проблеме исследования;

  • Разработаны материалы для автореферата диссертационного исследования.

Кудряшова Е.М., Диссертация на тему: «Психологическое обеспечение процесса интеграции слабослышащих детей в общеобразовательную школу». Руководитель: Скороходова Н.Ю., докт. пс. наук

Научная программа: внутривузовская ГОУ ВПО «КГПУ», факультет психологии, кафедра социальной психологии, специальность: педагогическая психология.

Руководитель: Скороходова Н.Ю., докт. пс. наук

Начало 2006 г., окончание 2010 г.

Был сделан первичный анализ теоретического материала по проблемам интеграции детей с нарушением слуха в общеобразовательный процесс, разработан понятийный аппарат диссертации, разработан примерный проект исследования, определяется состав выборки исследования. Идет изучение нормативной документации по интеграции и инклюзии. Сдан кандидатский экзамен по философии науки.

Таблица. Сводная информация об участии членов кафедр ФиПЗР в работе научных конференций по годам и о числе сделанных докладов:

Статус конференции

Число участников конференций по годам / сделано докладов

Всего

2003

2004

2005

2006

2007

Международные

10/5

1/1

2/1

2/1

3/1

2/1

Всероссийские

13/6

2/2

1/1

3/1

4/1

3/1

Региональные

12/7

1/1

3/2

4/2

2/1

2/1

Внутривузовские

21/21

3/3

3/3

6/6

4/4

5/5

Всего

56/39

7/7

9/7

15/10

13/7

12/8



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет орезультатах самообследования Факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии по состоянию на 12. 09. 2008 года Утвержден Советом факультета 12. 09. 2008 года (Протокол №1)

    Публичный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии, проводившегося в течение 2007-2008 учебного года.

Другие похожие документы..