Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Цель изучения данной дисциплины – содействие становлению специальной профессиональной компетентности бакалавра путем обогащения базовой профессиональ...полностью>>
'Документ'
Кожен із нас не байдужий до того, що з нами відбувається щоденно, і кожен добре розуміє, що Земля наш спільний дім і іншого немає і бути не може. Най...полностью>>
'Доклад'
П. Краус А.А., Метлич А.С. Особенности развития розничного товарооборота РБ 1990- 011 гг. БГЭУ ФЭУТ 3 ДГЗ Пущкина С.Е. Савенкова А....полностью>>
'Методические рекомендации'
Учитель, начиная с 8 кл., учит школьников давать общие характеристики книгам, оценивать их содержание и форму, размышлять по поводу проблем, затронуты...полностью>>

Отчет орезультатах самообследования По специальности 032015 (050717) Специальная дошкольная педагогика и психология По состоянию на 09. 2008 года

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

031300 Социальная педагогика со специализацией «социально-психологическое консультирование населения» (со студентами 742, 752 гр. – 2005-2007 уч.г.)

В данном отчете идет анализ организации практики по специальности 032015 Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией: дошкольная логопедия

Для организации педагогической практики студентов в соответствии с учебными планами расширяется сеть базовых учреждений, сотрудничество с которыми позволяет решать задачи профессионально-практической подготовки студентов. Для этих целей используются различные средства: анализ отчетов Комитета образования Администрации г. Петрозаводска, опубликованных в печати, встречи-беседы с главными специалистами комитета образования, кадровый анализ, предоставляемый администрацией образовательных учреждений, беседы с выпускниками факультета и специалистами ОУ. Кафедра ориентирована на работу с заведующими, заместителями заведующих, воспитателями специализированных групп, педагогами-психологами, учителями – дефектологами, учителями – логопедами. Среди базовых учреждений: муниципальные дошкольные учреждения: МДОУ №1, 2, 3, 7, 11, 12, 15, 20, 34, 35, 45, 49, 54, 71, 83, 87, 89, 91, 95, 98, 99,100, 102, 107, 108,110, 112, 113, 114, 115, 116, 117,118, 119, 120, школы – интернаты №21, 22,23, 47, Центр социальной помощи семье и детям, Карельский центр профориентации, МОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения, ГУ Соцзащиты центр «Возрождение», Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда», Социально-реабилитационный центр для инвалидов детей и подростков «Родник».

Для пользования студентов и методистов разработан и постоянно обновляется каталог учреждений, являющихся базовыми для каждого вида практики с краткой аннотацией педагогической деятельности, собрана информация о специалистах. При выборе баз практики кафедра ФиПЗР руководствоваться следующими критериями:

  • укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;

  • контингент детей и специфика его психофизического развития;

  • уровень оснащенности учебно - методическим комплексом по образовательной программе;

  • наличие технической инфраструктуры (технических средств обучения, компьютерной техники и средств телекоммуникации);

  • наличие оборудования для проведения лабораторно-практических занятий.

Кафедра устремлена на ознакомление с деятельностью различных учреждений и подготовку специалистов в различных сферах социального трудоустройства, с этой целью подаются заявки в отдел трудоустройства и занятости студентов на заключение договоров о сотрудничестве. Ряд вышеперечисленных учреждений имеет многолетний, позитивный опыт взаимодействия с кафедрой. Это не только подготовка будущих специалистов в ОУ, а также консультирование преподавателями специалистов, помощь в проведении процедур аттестации, рецензирование образовательной деятельности ОУ и пр. Лучшими образовательными учреждениями студенты и преподаватели-методисты отметили следующие: МДОУ №1, 7, 11, 20, 117, 89, 102, 110, 118, 119, 108, 114, школы – интернаты №21 и №23.

На факультете по лицензируемой специальности осуществляются следующие виды педагогической практики:

Курс, группа

Вид педагогической практики

1 курс, 711 группа

Педпрактика по олигофренопедагогике

2 курс, 721 группа

Педпрактика по олигофренопедагогике

3 курс, 731, 732, 734 группы

Психокоррекционная и психодиагностическая практика в специализированных образовательных учреждениях

4 курс, 741 гр

Педпрактика по специализации – дошкольная логопедия

4 курс, 741, 743 группы

Педпрактика по специализации

5 курс, 751, 753 гр.

Педпрактика по специальности

5 курс, 751 гр.

Комплексная педагогическая практика

5 курс 752, 753 гр.

Преподавательская педпрактика

К сожалению, поиск базовых учреждений и определение в них студентов для прохождения педагогической практики имеет ряд трудностей: недостаточная укомплектованность ОУ специалистами необходимых специальностей, недостаточный стаж профессиональной деятельности (молодые специалисты от 0,5 до 2 лет профессиональной деятельности); деятельность сотрудников по совместительству на неполную рабочую неделю; низкая оплата по руководству педагогической практикой (не учитывается специфика и длительность практики на факультете); недостаточное количество групп для детей с различными видами отклоняющегося развития на территории г. Петрозаводска (имеются специальные школы – интернаты на территории Республики Карелия, но не решен вопрос об организации практики студентов за пределами города с оплатой проезда и проживания).

На педагогическую практику распределяются студенты, обучающиеся на условиях целевой контрактной подготовки. Согласно договору со студентами, их педагогическая практика должна осуществляться на базе направляющего на обучении учреждения. Всего лишь 30% студентов действительно распределяются по месту целевого направления. Большая часть их ходатайствует в районных отделах по образованию и предоставляет открепительное письмо с правом проходить практику на территории города. Причины: замужество, отсутствие специалистов, имеющих соответствующую квалификацию, отдаленность учреждения от места проживания родительской семьи, желание закрепиться на местожительства в городе. Деятельность зав. практики университета не нацелена на обеспечение практики студентов в соответствии с их целевым направлением.

В соответствии с положениями по организации педагогической практике непосредственное руководство практической деятельностью студентов в ОУ осуществляют преподаватели-методисты.

За отчетный период методическое руководство педагогической практикой студентов осуществляли доценты, старшие преподаватели и ассистенты кафедры: Власова Л.П., Гольдфельд И.Л., Дубина-Чехович Е.В., Ершова О.А., Карпова Н.И., Кудряшова Е.М., Лазарева О.В., Минакова Л.К., Потахина Т.М., Пушкина Т.В., Семенова Н.А., Сидловская О.П., Стельмах Ю.Б., Тришкова С.П., Трошкова Е.А., Тюрлик И.В., Чицварина Н.А., Шельшакова Н.Н.. Все преподаватели – методисты принимают участие в проектировании, организации и анализе педагогической практики студентов. Назначение преподавателей для выполнения обязанностей по методическому руководству педагогической практикой осуществляется в соответствии с индивидуальным планом (нагрузкой по педпрактике), учитывается специфика преподаваемых предметов.

В методическое руководство практикой включены следующие виды деятельности: организация и проведение установочных и итоговых конференций, подготовка базового образовательного учреждения непосредственно перед практикой с учетом ее специфики по специальности на определенном курсе, консультирование и утверждение планов прохождения практики, наблюдение и анализ практической деятельности студентов, консультирование по вопросам, участие в работе педагогических советов в ОУ, помощь студентам в подготовке докладов на итоговых конференциях, анализ документации по педагогической практике, выставление оценки, составление итогового отчета по методическому руководству педагогической практикой студентов.

Анализируя методическое руководство, отмечаем следующее: активное участие преподавателей в разработке программ и методических рекомендаций по практике для студентов; при руководстве студентами проводятся индивидуальным консультациям на базе факультета, а также на базе образовательного учреждения; по возможности преподаватели – методисты организуют выход в ОУ, особенно в подготовительный период, когда целесообразно наладить профессиональные контакты с педагогами и администрацией. Преподаватели – методисты принимают участие в работе на установочных и итоговых научно-практических конференциях Методисты осуществляют деятельность по самоанализу и сдаче отчетной документации, отдается предпочтение методическим совещаниям и устному отчету.

При проведении педагогической практики на кафедре ФиПЗР используются разнообразные виды и формы деятельности по организации, оснащению, ее анализу:

  • организуются инструктивно – методические совещания на уровне университета;

  • проводятся индивидуальные консультации и беседы с зав. практикой университета;

  • организуются встречи с главными специалистами комитета по образованию Администрации города Петрозаводска;

  • проводятся рабочие совещания с методистами (специалистами) дошкольных образовательных учреждений по согласованию содержания и организации педпрактики;

  • разрабатываются комплексные программы педагогической практики в соответствии со специальностями (проводятся заседания УМК (ранее ПЦК) на кафедре);

  • разрабатываются задания и рекомендации для педагогической практики в рамках учебных дисциплин;

  • разрабатываются и корректируются методические рекомендации к программам практики;

  • тиражируются экземпляры программ практики;

  • разрабатываются и пополняются цифровые образовательные ресурсы с методическими материалами в помощь студентам (с 2006г.);

  • разрабатывается и периодически обновляется каталог по образовательным учреждениям;

  • осуществляется подбор методической литературы, пополняется кафедральная библиотека;

  • осуществляется подбор диагностических пособий, пополняется кафедральная библиотека;

  • создается электронный фотоальбом по материалам педагогической практики (с 2006г.);

  • на основе ходатайств в отдел трудоустройства и занятости университета организуется медосмотр студентов перед каждым видом педагогической практики;

  • проводятся инструктивные совещания с преподавателями – методистами по организации и содержанию практики;

  • разрабатываются и издаются приказы и распоряжения по каждому виду практики;

  • организуются и проводятся установочные конференции с разъяснением специфики реализации целевых установок каждого вида практики;

  • составляется сводный график проведения студентами открытых мероприятий в ОУ;

  • проводятся индивидуальные и групповые консультации студентов на базе ОУ и кафедры (согласно часам консультаций);

  • в период педагогической практики организуются спецсеминары для студентов по наиболее значимым методическим вопросам (с 2005г.) например, на 3 курсе спецсеминар по теме: «Методические аспекты составления психолого-педагогической характеристики на ребенка», на 5 курсе - по проблеме: «Проектирование индивидуальных коррекционно-развивающих программ»;

  • организуются итоговые конференции, которые с 2006 года обрели статус научно –практических конференций (разработан тематический план; студенты проводят мини исследования, разрабатывают и выступают с докладами);

  • анализируются результаты практики (самостоятельно студентами – заполняют специальную форму отчета; методистами – составляют отчеты по методическому руководству; составляется общий отчет по кафедре по каждому виду практики) и регулярно представляются на заседаниях кафедры и на заседаниях Совета факультета;

  • составляется годовой отчет для сдачи зав. практикой университета

  • готовятся на кафедре и рассылаются в образовательные учреждения благодарственные письма за сотрудничество по подготовки специалистов;

  • организуются творческие встречи (с выступлениями на конференциях и кураторских часах) со специалистами ОУ в рамках деятельности СНО (дефектологический клуб с 2006 года).

В период педагогической практики студенты достаточно большое значение уделяют анализу педагогической деятельности, проводят достаточно большое количество занятий с детьми, включены в проведение режимных процессов, активно взаимодействуют с родителями и педагогами воспитанников. Активно внедряют в работу с детьми, родителями и педагогами материалы курсовых и дипломных исследований (игры, упражнения, консультации и пр.). В практике работы современные и традиционные психолого-педагогические технологии работы с дошкольниками. Активно используют компьютерные технологии для составления отчетной документации по практике с использование программы Intel. К сожалению, из-за неоснащенности ДОУ компьютерной техникой не практикуется общение в режиме он-лайн. Ведется работа по сбору материалов для размещения на сайте «Виртуальная педпрактика».

Под руководством преподавателей кафедры в ходе практики студенты осуществляют профилактическую, диагностическую, коррекционно-развивающую и научно-методическую деятельность. Каждое направление в работе полноценно и взаимосвязано представлено в работе студентов. Об этом свидетельствуют отчеты студентов, выполненные в соответствии с установленными на кафедре требованиями.

В ходе реализации диагностического направления студенты проводят комплексное психолого-педагогическое обследование детей с различными нарушениями психического развития. В основном, это дети со сложной структурой дефекта, но в ряде случаев нарушения имели социально опосредованный характер. В ходе диагностики студенты определяли актуальные и потенциальные возможности детей, специфику их речевого и познавательного развития, отслеживались особенности общения, деятельности, а также индивидуальные личностные особенности. По запросу ряда специалистов студенты проводили комплексные логопедические обследования с детьми курируемой группы. В результате реализации данного направления студентами были подготовлены психолого-педагогические характеристики на детей, заключения, разработаны рекомендации для специалистов и родителей по вопросам сопровождения с учетом индивидуальных особенностей. Кроме того, данное направление реализовано в ходе анализа открытых мероприятий, анализа собственного педагогического опыта, а так же в ходе сбора эмпирических данных по проблемам курсового и дипломного проектирования.

По оценкам методистов и специалистов ОУ студенты из выпускных групп демонстрируют достаточно хорошее владение методикой логопедического и психолого-педагогического обследования детей с различными нарушениями, аргументировано подбирают психологические, педагогические диагностические методики для выявления своеобразия психического развития ребенка, оказывают различные виды психологической помощи при работе с ребенком, определяют «проблемное поле» детей. Наибольшие трудности вызывает сбор и анализ анамнестических данных, диагностика педагогической компетентности ребенка с отклоняющимся развитием и ее соотнесение с содержанием коррекционных программ, реализуемых в ОУ, определение структуры нарушения психического развития. По данному направлению необходима оказывать методическую помощь. Студентам удается самостоятельно анализировать наблюдаемые педагогические мероприятия, проводимые специалистами и студентами, с которыми работали в паре. Отмечается тенденция комплексной оценки, сочетающей методический, дидактический и психологический подходы. Затруднения вызывает рефлексия собственного профессионального опыта, зачастую требуется направляющая помощь, алгоритмизация рассуждений. Студентам удается позитивно прогнозировать изменение формы и содержания организации мероприятий с детьми. Результаты диагностических исследований студенты представляют на психолого-медико-педагогических консилиумах или педагогических совещаниях в группах. Отмечается достаточная компетентность представления результатов исследования студентами.

Коррекционно-развивающее направление профессиональной подготовки является преобладающим над другими видами деятельности, что отвечает требованиям практической профессиональной подготовки специалистов по данным специальностям. Оно реализовывалось средствами коррекционно-развивающих программ и текущих, планомерных индивидуальных и групповых занятий с детьми, развлечений.

Результаты диагностических обследований легли в основу разработки авторских (студенческих) коррекционно-развивающих программ. В преддверие непрерывной практики студенты осваивают теоретические курсы, совместно с методистами анализируют результаты диагностики и далее проектируют программы. Отмечается подготовленность студентов в области коррекционных и развивающих технологий. Трудности проявлялись в умении выдвигать и конкретизировать цели и задачи, структурировать комплекс психолого-педагогических приемов для оказания всесторонней помощи ребенку, в определении приоритетов программы, установление последовательности педагогического воздействия. Реализация данных программ сопровождалась включенными наблюдениями с последующей фиксацией данных. Это позволяет оценивать динамику развития ребенка, вносить изменения в программу (студенты заполняют листы проведения занятий с их последующим анализом). Педагоги учреждений отмечают своевременность введения данного направления в практику. Оценивают разработанные индивидуальные программы помощи детям как аргументированные, комплексные, творческие. Данные программы не только были презентованы в группе ОУ, но и проведены методические совещания в ОУ. Результаты апробации разработанных программ легли в основу итоговых студенческих научно-практических конференций по педагогической практике.

При проведении занятий по плану специалиста и собственному перспективному плану студенты имели возможность выбирать самостоятельно наиболее эффективные формы, методы и средства организации педагогической деятельности в коррекционных и общеобразовательных группах с учётом особенностей физического и психического развития детей. Закрепляются знания специальных методик, творчески варьируют педагогические приемы, вносят новый дидактический материал. Данное направление освоено, по мнению специалистов, наиболее удачно. Студенты освоили технику логопедического массажа, дыхательную гимнастику, совершенствовали умения в пальчиковом игротренинге, осваивали элементы сказкотерапии, интересен опыт применения куклотерапевтических упражнений. Каждый студент самостоятельно проводит на комплексной практике более 40 занятий. Хорошо зарекомендовала себя форма взаимопосещения студентами мероприятий с детьми. Мы рассматриваем ее как целесообразную для развития коммуникативных, диагностических, прогностических и методических способностей будущих специалистов. Трудности носят методический характер: а именно – сложно дается сопоставление задач, структурных компонентов и педагогического общения с детьми. Отметим, что данный аспект профессиональной деятельности требует опыта и профессионального мастерства. Содержание занятий соответствовало возрасту детей и их особенностям. У студентов имеется установка на индивидуализацию педагогического процесса. Выработано критичное отношение к проявлениям негативного отношения к детям.

Трудности при реализации программ носили объективный характер – в ряде учреждений в сетке занятий не предусмотрены индивидуальные занятия, студентам не было отведено специального места для занятий.

Интерес вызывает оценка студентами проведение досуговых и методических мероприятий с привлечением родителей. Опыт студентов оценивается как положительный; по их мнению, это позволяет раскрыться, заслужить доверие родителей и коллег в ОУ, почувствовать успех в педагогической работе.

Консультативно-просветительское направление находит свое преломление в активной деятельности студентов по пропаганде психолого-педагогических знаний с учетом специфики психического развития детей с различными нарушениями. Студенты принимали участие в педагогических советах ОУ, педагогических совещаниях, родительских собраниях, создании компьютерных презентационных фильмах, оформлении стендов и родительских уголков. По мнению студентов, сложности вызывала адаптация теоретических и методических материалов для восприятия неподготовленной аудитории. По результатам реализации данного направления студенты проявили компетентность, умения адаптировано представлять информацию, творчески ее оформить, заинтересовать педагогическую общественность, а также побудить родителей оценить представленный материал посредством опроса и анкетирования. Студентами раскрывались клинико-психологические особенности детей с отклоняющимся развитием, детей с нарушениями социального характера, рассматривались воспитательные стратегии, применяемые родителям, представлялись технологии, системы работы, а также практические рекомендации использования игр и игровых упражнений для развития, профилактики и коррекции нарушений.

Научно-методическое направление комплексно реализуется на протяжении всей педагогической практики. Студенты активно работают с учебной и методической литературой, специализированными программами обучения и развития, разрабатывают планы и конспекты, составляют картотеки по различным направлениям профессиональной деятельности, дидактический материал, наглядные пособия. Вносят вклад в оснащение методической базы кабинетов специалистов. Продолжают работу по курсовому и дипломному проектированию. Ведут отчетную профессиональную документацию, избирая при этом удобные формы фиксации аналитических данных.

Студенты отмечают общую высокую удовлетворенность практикой. Студенты критично и объективно расценивают перспективы профессионального становления. От курса к курсу отмечается их профессиональный рост, мотивированность на профессию педагога-специалиста, развитие профессионально-личностной компетентности. В ряде случаев решается вопрос о трудоустройстве студентов. Студенты положительно отзываются об организации педагогической практики на факультете, отмечают грамотное методическое руководство, достаточный объем теоретических и методических знаний и умений, высказывают предложения об увеличении сроков педпрактики, планируют профессиональную деятельность связать с детьми, ориентированы на оказание системной психолого-педагогической помощи детям. Достаточно конструктивно критикуют систему образования и поддержку молодых специалистов в сфере образования. Высоко оценивают профессионализм педагогов образовательных учреждений, курирующих педагогическую практику.

Согласно инструктивным письмам и программой практики результаты деятельности студентов оценивается по 5-бальной шкале, за исключение студентов 1 и 2 курсов. В программе практики предусмотрены критерии оценки, предусматривающих оценку профессиональной компетенции: участие в конференциях; умение планировать свою психолого-педагогическую деятельность; умение общаться с детским коллективом; умение общаться с педагогическим коллективом образовательного учреждения; умение проводить обследование детей; умение анализировать собранный материал; умение составлять психокоррекционную программу с учетом особенностей ребенка; умение обобщать психолого-педагогический опыт; умение оформлять отчетную документацию, умение анализировать и представлять собственный опыт профессиональной деятельности.

В качестве недостатков организации педагогической практики на очном и заочном отделениях отмечается следующее: в общеуниверситетском графике (по приказу управления образования г. Петрозаводска) не каждый год обозначается практика на заочном отделении, что вызывает недоумение администрации ОУ и отказ в базе практики студентам; районах РК в ряде учреждений отсутствуют специалисты необходимых профилей, что отражается на методическом руководстве и успешности студентов; Педагогическая практика на заочном отделении не оплачивается. Для качества выполняемой деятельности студентам предоставляется возможность консультативной помощи преподавателей – методистов в установленные на факультете часы и дни,. К сожалению, в отдаленных районах и в учреждения дошкольного профиля не проведена информатизация педагогического процесса, что снижает возможности общения посредством современных информационных компьютерных технологий. Методические пособия по практике подготовлены к публикации, но не утверждаются в графике РИО университета. Имеет место крайне низкая оплата по руководству практикой как для специалистов ОУ, так и для преподавателей – методистов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет орезультатах самообследования Факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии по состоянию на 12. 09. 2008 года Утвержден Советом факультета 12. 09. 2008 года (Протокол №1)

    Публичный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии, проводившегося в течение 2007-2008 учебного года.

Другие похожие документы..