Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
«Поэма» в переводе с греческого языка значит творение. Поэмами называются поэтические рассказы о замечательных событиях из жизни выдающихся личностей...полностью>>
'Контрольная работа'
Сущность бизнес стратегии состоит в том, чтобы определить, какие действия необходимо предпринять, чтобы удовлетворять потребности клиентов лучше, чем...полностью>>
'Доклад'
Доклад Тихомирова Ю.А., Заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора, первого зам. директора Института законодательства и срав...полностью>>
'Литература'
Книга, которую вы держите в руках, возникла из курса лекций, читаемых автором в течение последних лет для студентов младших курсов. Подобные книги рож...полностью>>

Отчет орезультатах самообследования По специальности 032015 (050717) Специальная дошкольная педагогика и психология По состоянию на 09. 2008 года

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СВОДНЫЕ ДАННЫЕ ПО БЮДЖЕТУ ВРЕМЕНИ (НЕДЕЛЬ)

Курс

Теоретическое обучение

Экзаменационная сессия

Педагогическая практика

Каникулы

Всего

текущая

итоговая аттестация

1

36

5

1

10

52

2

34

6

2

10

52

3

31

6

5

10

52

4

33

6

7

10

52

5

22

4

8

5

9

52

Итого:

156

27

8

20

49

260

4.2. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Информационно-методические ресурсы по лицензируемой специальности сосредоточены в библиотеке и читальном зале в здании на Ленина, 29, где учатся студенты нашего факультета; есть для обеспечения учебного процесса и самостоятельной работы студентов имеется дополнительная факультетская библиотека с общим фондом более 1000 книг, по специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология» более 300 книг. Кроме того, студенты имеют доступ к фондам библиотеки н корпусе на Пушкинской, 17. Ежегодно библиотека университета выписывает журналы «Вопросы психологии», «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Вестник психосоциальной и реабилитационной работы», «Обруч». Дополнительно кафедра Физического и психического здоровья ребенка выписывает журналы: «Психологическая диагностика», «Специальная психология», «Коррекционная педагогика», «Психолог в детском саду», «Практическая психология и логопедия», «Воспитание детей с проблемами в развитии». В вузе есть редакционно-издательский отдел и своя типография. За аттестуемый период издано 16 учебно-методических пособий.

К сожалению, потребность в издании учебно-методической литературы не удовлетворяется. Поэтому преподаватели используют возможность издания в Петрозаводском издательстве «Скандинавия»; типографии ПетрГУ.

В образовательной деятельности кафедр, наряду с традиционными, развиваются и внедряются новые методы обучения, обеспечивающие активизацию познавательной деятельности студентов, организуется самостоятельная и научно-исследовательская деятельность студентов. В университете большое развитие получила индивидуальная работа студентов, дополнительные занятия со студентами, имеющими пробелы в знаниях по тем или иным разделам изучаемых дисциплин. Активно применяются в учебно-воспитательном процессе технические средства обучения, используются мультимедийные проекторы, 2 телевизора,2 видеомагнитофона¸4 магнитофона, 2 видеокамеры, 2 музыкальных центра, 1 видеопроектор и другие технические средства.

Преподаватели в учебной и научно-исследовательской работе пользуются услугами компьютерного класса и компьютерного кабинета. В последнее время используется 4 ПЭВМ. Конечно, это количество не полностью удовлетворяет потребность учебного процесса. Всего преподавателями факультета создано 4 программных продуктов, в т.ч. моделирующих - 2; контролирующих - 2. Часть компьютеров используется в научно-исследовательской работе. В университете создана локальная компьютерная сеть, предназначенная для передачи данных между деканатами, подразделениями, отделами, кафедрами. Компьютерная сеть имеет выход в информационную сеть Internet. По локальным сетям вуза передается учебная, научная, административная и хозяйственная информация.

В учебном процессе университета используются программные продукты и комплексы, необходимые для полноценного обучения студентов как основам информатики, так и использованию компьютеров в учебном процессе и научно-исследовательской работе. Обучение ведется на основе программных продуктов WINDOWS 2000, BASIC, Pascal, Delphi, Prolog, Microsoft Office, WINDOWS XP, Linux и ряде других.

Кроме того, на факультете имеются базы данных контингента студентов, штатного расписания, стипендии, расчета учебных поручений кафедры, помогающие организации учебного процесса.

Среди программных продуктов имеются диагностические, тестовые, антивирусные и другие пакеты служебного и вспомогательного направления.

4.3. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Учебный процесс на факультете полностью соответствует календарному графику учебных планов: начало учебного года, семестры, сессии.

В учебных планах средняя недельная нагрузка за весь период обучения 27-28 часов (без учета физической культуры). Общий объем учебной работы студентов, включая самостоятельную работу, не превышает 54 часов в неделю. Это контролируется заведующими кафедрами, которые имеют общий график контрольных мероприятий на факультете, объем часов на самостоятельную работу (задания) в каждой рабочей программе дисциплины, график консультаций и часов индивидуальной внеучебной работы преподавателей со студентами.

Расписание занятий по всем курсам всех специальностей подготовки составляется на каждый семестр обучения в соответствии с рабочим учебным планом и утверждается ректором не позднее, чем за 10 дней до начала занятий. На 1 курсе только первая неделя лекционная. В расписании занятий обязательно присутствует номер учебной группы, учебная дисциплина, вид занятия, время, номер аудитории и фамилия преподавателя, проводившего занятие. Студенты ознакомлены с расписанием занятий за неделю до начала семестра. На собрании студентов 1 курса первого сентября всегда уделяется внимание особенностям расписания в вузе, такие консультации проводят и кураторы первых курсов.

Отрыв обучаемых от занятий связан лишь с поездками студентов на конкурс по специальности «Социальная педагогика» (г. Орел – 5 дней), «Психология» (Барнаул, 5 дней), участие в студенческих конференциях других вузов (2-3 дня). Факультет ходатайствует об освобождении студентов…, преподаватели согласуют содержание и формы отчета по учебному материалу

Учебный процесс организован в строгом соответствии с учебными планами. В основе организации учебного процесса заложены принципы целостности, дифференциации, вариативности, демократизации. Целостность учебного процесса обеспечивается за счет установления связи между различными дисциплинами. На содержательном, процессуальном и организационном уровне. В рабочих программах дисциплин по горизонтали (в семестре и учебном году) и вертикали (от курса к курсу) обеспечивается преемственность и согласованность, что является обязательным при утверждении соответствующих документов на предметно-цикловых комиссиях и методических семинарах. Вариативность в учебном процессе обеспечивается наличием широкой системы курсов по выбору и факультативов

На факультете организованы зачетные недели до сессии в соответствии с положением о проведении экзаменационной сессии. Без сдачи всех зачетов по учебному плану студент не допускаются к сдаче экзаменов. Расписание сессии, утвержденное проректором по учебной работе, вывешивается за месяц.

В дополнительную сессию для студентов организована пересдача экзаменов. Зачет и экзамены сдаются не более двух раз ведущему дисциплину преподавателю и третий раз, комиссии в составе трех человек.

Наряду с экзаменационной сессий в университете проводится внутрисеместровая аттестация студентов на основе написания студентами рефератов, контрольных работ, результатов коллоквиумов и тестирования. Подобный широко распространенный подход дисциплинирует студентов в изучении дисциплины, позволяет осуществлять промежуточный контроль знаний, помогает в организации индивидуальной и самостоятельной работы студентов. Межсеместровая аттестация проходит 2 раза в каждом семестре.

После экзаменационных сессий на заседании кафедры проходит обсуждение сессий, количественный и качественный анализ сдачи зачетов и экзаменов, обсуждаются трудности студентов, устанавливаются межпредметные связи.

При организации учебно-исследовательской деятельности студентов преподавателями кафедры проводится работа: определяется и разрабатывается на методическом совете кафедры тематика курсовых и дипломных работ, проходит утверждение тематики курсовых работ (на заседании кафедры), дипломные работы - проходят процедуру согласования сначала на заседании кафедры, затем на Совете факультета. Тематика курсовых работ ежегодно обновляется на 65 %, дипломных работ на 85 %. Студенты извещаются о требованиях к курсовым и дипломным проектам: выбор тем определяется самим студентом, совместно с преподавателем-руководителем разрабатывает план-график работы над темой исследования, который в обязательном порядке утверждает у зав. кафедрой. (На кафедре разработаны индивидуальный план работы студента над курсовым и дипломным исследованием, куда заносится план работы и все консультации руководителя со студентом, и качество подготовки курсовой и дипломной работ). Эти планы с протоколом защиты курсовой и предзащиты дипломной работ хранятся на кафедре. В соответствии с Положением о государственной аттестации, студент пишет заявление с просьбой о разрешении выполнить дипломную работу по данной теме под руководством конкретного руководителя. Данным Положением регламентируется порядок разработки и защиты дипломной работы.

Тематика выпускных квалификационных работ (дипломных проектов) соответствует профилю подготовки специалистов. Обязательным для каждого студента всех специальностей, работающим над дипломным проектом, являются промежуточные отчеты и предзащита на выпускающей кафедре. В начале учебного года утверждается на заседании кафедры график сдачи, защиты курсовых и предзащиты дипломных работ на дневном и заочном отделении. На кафедре выпущено методическое пособие по требованиям к написанию курсовых и дипломных работ, в котором отражены единые требования к исследовательским работам студентов на современном этапе образования.

Допуск к защите дипломных проектов рассматривается на Совете факультета по представлению зав. кафедрами. Дипломные проекты выдержаны по структуре, хорошо оформлены. На каждый проект оформляется отзыв руководителя. В соответсвии с Положениями о ВКР дипломная работа проходит процедуру внешней оценки – готовится рецензия. Рецензентами дипломных проектов являются специалисты Министерства образования РК, Министерства труда и занятости РК, управления образования Администрации Петрозаводского городского округа, городского методического центра, Карельского республиканского института повышения квалификации, ПетрГУ, СПК, ГОУ ИПК РО РК, ГОУ медико-психологической комиссии, Центра развития образования, Республиканского социально-педагогического центра профориентации и психологической поддержки населения, психологи-педагоги школ и дошкольных образовательных учреждений. На кафедре имеется «банк данных» о рецензентах. Дипломные проекты отражают актуальные проблемы теории и практики. Во многих дипломных проектах есть элементы новизны, они носят интегративный характер, показывают определенный уровень специалиста-исследователя, содержат в себе методические рекомендации для дошкольных и школьных работников и родителей, которые можно использовать в практической работе педагога, психолога и педагога-дефектолога.

В отчетах председателей итоговых аттестационных комиссий отмечается, что тематика дипломных проектов отличается новизной и актуальностью исследуемых научных проблем. Анализ содержания дипломных работ показывает, что выпускники на хорошем научно-педагогическом уровне освещают проблематику исследования, владеют научно-исследовательскими умениями, стремятся использовать современные статистические методы обработки экспериментальных данных. Дипломные работы имеют профессиональную направленность на будущую практическую деятельность выпускника. Ряд работ выполняются по заказу дошкольных и школьных образовательных учреждений, связаны с проектной деятельностью кафедр. Анализ работ и процедуры их представления и защиты показывает положительную динамику результатов учебно – исследовательской работы студентов. Также председателями ГАК за последние годы был отмечен высокий уровень выполнения дипломных проектов, теоретическая и практическая ценность последних, владение выпускниками методами научного исследования, методами математической статистики. Многие дипломные проекты рекомендованы для печати и использования в практической работе.

Организация самостоятельной работы студентов (СРС) осуществляется через систему самостоятельных заданий, разработанных по каждой дисциплине, выполнения курсовых и дипломных проектов. Студенты знакомятся с возможностями организации своей самостоятельной работы через спецкурсы «научная организация труда студентов» и «Основы библиографии», и в курсе «Методология и методы психолого-педагогических исследований».

Самостоятельная работа студентов осуществляется с целью систематизации и закрепления полученных теоретических и практических умений студентов, углубления и расширения теоретических знаний, развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, организованности и ответственности; формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствования и самореализации.

Самостоятельная работа на факультете осуществляется через аудиторную работу по дисциплине, которая выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию и внеаудиторную, выполняемую студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем внеаудиторной самостоятельной работы определяется на заседаниях методического совета по каждой дисциплине в соответствии с стандартами, СРС определяется рабочей программой каждой учебной дисциплины. Затраты времени на самостоятельное выполнение каждого задания определяется преподавателем эмпирически (на основе наблюдения за выполнением студентами аудиторной самостоятельной работы, опроса студентов и затратах времени на то или иное задание, хронометраж собственных затрат на решение той или иной задачи с внесением поправочного коэффициента из расчета уровня знаний и умений студентов). Содержание и объем работы, рекомендуемой для студентов обусловлен необходимостью углубления и расширения практической и теоретической компетенции.

Преподавателями предусматриваются следующие виды индивидуальной самостоятельной работы:

- для овладения знаниями – чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписка из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио – и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета;

- для закрепления и систематизации знаний - работа с конспектом лекций (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы; аудио-видео записей; составление плана тезисов ответа; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста ( аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.); подготовка сообщений и выступлений на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии; составление тематических кроссвордов; тестирование;

- для формирования умений – решение задач и упражнений по образцу; решение вариантных задач и упражнений; выполнение таблиц и диаграмм; решение ситуационных профессиональных задач; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); опытно-экспериментальная работа; рефлексивный анализ профессиональных учений с использованием аудио – и видеотехники.

Для студентов на факультете имеются условия для организации СРС. Это библиотеки университета и факультета, где содержится достаточное количество рекомендованной учебно-методической литературы. Имеется фонотека, литература на иностранных языках, имеется фонд видеоматериалов и кафедрах Д и СП и Ф и ПЗР, используются материалы, представленные на электронных носителях.

Существенный вклад в обеспечение как СРС, так и всего учебного процесса вносит созданный компьютерный класс, оснащенный современной компьютерной техникой. Ведется интенсивная работа по выходу в международные и российские информационные сети. На факультете имеется множительная техника и активно используются возможности университетской типографии.

Практика является частью основной образовательной программы по специальностям, осуществляемым на факультете. Содержание всех видов практики, порядок проведения, сроки их прохождения и формы отчетности определяются программой практики, которая разрабатывается на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям, «Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования», утвержденного приказом Министерства образования России 25.03.03. № 1154, учебными планами и программами практики, разработанными на кафедрах и утвержденных на Совете факультета.

Целью практики является углубление и закрепление теоретических и методически знаний, умений и навыков студентов по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам предметной подготовки; формирования профессионально-педагогических и научно-исследовательских умений; обеспечение всестороннего и последовательного овладения студентами основными видами профессионально- педагогической деятельности: содействия становлению личности современного педагога дошкольного образования.

Учебный процесс на факультете ориентирован на будущую профессиональную деятельность выпускников. Разработанная система психолого-педагогических и технологических практикумов позволяет студентам овладеть основными умениями, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются на педагогической практике в базовых учреждениях. Объем практической подготовки студентов за период обучения составляет 20 недель, что соответствует ГОС ВПО по всем аттестуемым специальностям.

Практика является частью основной образовательной программы по специальностям, осуществляемым на факультете Дошкольной и социальной педагогики и психологии. Содержание всех видов практики, порядок проведения, сроки их прохождения и формы отчетности определяются программой практики, которая разрабатывается на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям, «Положений о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования», утвержденного приказом Министерства образования России от 25.03.03 №1154, учебного плана и программами практики, разработанными на кафедре и утвержденных на Совете факультета.

Цель практики: углубить и закрепить теоретические и методические знания, умения и навыки студентов по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам предметной подготовки; формировать профессионально-педагогических и научно-исследовательских умения; обеспечить всестороннее и последовательное овладение студентами основными видами профессионально–педагогической деятельности; содействовать становлению личности современного педагога дошкольного образования.

За отчетный период кафедра Физического и психического здоровья ребенка организовывала и курировала педагогическую практику студентов очного и заочного отделения по ряду специальностей и специализаций, в соответствии с реализуемыми на факультете программами подготовки специалистов высшей школы.

Очное отделение

  • 032015 Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией: дошкольная логопедия (со студентами 711, 731, 741, 751 групп – 2003-2008уч.г.)

  • 030900 Дошкольная педагогика и психология, с дополнительной специальностью: специальная (дошкольная) педагогика и психология (со студентами 733, 743, 753 групп – 2003 -2008 уч.г.)

  • 030900 Дошкольная педагогика и психология, с дополнительной специальностью: социальная педагогика» (со студентами 752гр. – 2007-2008 уч.г.)

  • 031300 Социальная педагогика со специализацией «социально-психологическое консультирование населения» (со студентами 744, 754 гр. – 2003 – 2005 уч.г.)

  • 030901 Дошкольная педагогика и психология. Специализация: «Детская практическая психология» (со студентами 742, 752 гр. – 2005-2007 уч.г.)

Заочное отделение

  • 032015 Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией: дошкольная логопедия (со студентами 733, 743, 753 групп – 2004 -2007 уч.г.)

  • 030900 Дошкольная педагогика и психология со специализацией «детская практическая психология» (со студентами 741, 751 групп – 2005 – 2007 уч.г.)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет орезультатах самообследования Факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии по состоянию на 12. 09. 2008 года Утвержден Советом факультета 12. 09. 2008 года (Протокол №1)

    Публичный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии, проводившегося в течение 2007-2008 учебного года.

Другие похожие документы..