Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Д 502.006.09 в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119 606, Москва, проспект Вернадского, 84, а...полностью>>
'Документ'
Материальная заинтересованность — один из основных общечеловеческих стимулов трудовой активности. При этом учитывать его необходимо осторожно, так ка...полностью>>
'Документ'
Навчальна програма визначає комплекс модулів, що підлягають підсумковому контролю. Модуль – це задокументована сукупність змістовних модулів, що реалі...полностью>>
'Рабочая программа'
Целью изучения дисциплины «Криминалистическая техника» является формирование юридического мировоззрения у студентов, подготовка специалиста, обладающ...полностью>>

Отчет орезультатах самообследования По специальности 032015 (050717) Специальная дошкольная педагогика и психология По состоянию на 09. 2008 года

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Преподавательский состав кафедры имеет внеучебные поручения…Поручения согласуются и утверждаются на заседаниях кафедры. Подобная деятельность преподавателей позволяет обеспечивать качество организации научной, учебной и воспитательной работы со студентами.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАФЕДРЫ

С ДРУГИМИ СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ.

Кафедра ФиПЗР активно сотрудничает прежде всего с деканатом, а именно в сотрудничестве с деканом факультета ДиСПП доцентом Власовой Л.П. и второй выпускающей кафедрой Дошкольной и социальной педагогики под руководством доцента Фадеевой М.В.с ректоратом, управлением кадров, управлением бухгалтерского учета и финансового контроля, с планово-финансовым и юридическими отделами, архивом. Постоянное сотрудничество факультета и кафедр с учебно-методическим управлением, отделом управления качеством образования, отделом трудоустройства выпускников и занятости студентов, отделом аспирантуры. В научной деятельности непосредственная связь кафедры с отделом научных проектов и программ, отделом подготовки и аттестации научно – педагогических кадров, отделом международного сотрудничества и редакционно-издательским отделом.

В организации воспитательной работы на факультете большую помощь оказывает отдел по работе со студентами, Психологическая служба университета и Центр досуга студенческой молодежи.

Большая роль в организации учебной деятельности отводится совместной работе с центром информационных технологий, отделом информации по связям с общественной и научной библиотеками.

  1. СТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ.

В настоящее время факультет реализует три специальности высшего профессионального образования, обучение осуществляется по очной и заочной формам. Подготовка специалистов осуществляется, как правило, по двум специальностям – основной и дополнительной, что позволяет выпускникам университета быть более уверенными в вопросе трудоустройства. В данном отчете представлен анализ по подготовке специалистов по специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология».

№ специальности

Название специальности

Квалификация

Лицензия

Гос. аккредитация

032015

(050717)

Специальная (дошкольная) педагогика и психология

Специализация – дошкольная логопедия

Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии

№1562 от 29.01.2004

№1429 от 23.04.2004

Наш факультет осуществляет подготовку специалистов–дефектологов широкого профиля. Таких аналогов в зарубежном опыте нет. На факультете ДиСПП осуществляется подготовка специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями и нарушениями в развитии. Сегодня факультет осуществляет теоретическую и практическую подготовку в том числе и по специальности 03205 Специальная (дошкольная) педагогика и психология. Процессы модернизации всей системы образования в РФ ориентируют высшую школу на профессиональную подготовку кадров, в компетенции которых находится оказание специально организованной психолого–педагогической комплексной помощи детям с нарушениями в развитии, т.к. в последнее время таких детей становится все больше. Специалист в области дефектологии должен владеть диагностическими умениями и навыками, в том числе ранней диагностики, выявлять трудности психофизического развития ребенка, устанавливать причины, а это позволит в профессиональной деятельности осуществлять профилактику нарушений, абилитацию, реабилитацию и коррекцию трудностей в развитии. На факультете при подготовке специалистов широко применяется работа со студентами в области применения психолого–педагогических технологий, где формируются педагогические способности осуществлять действенную помощь ребенку и его ближайшему социальному окружению. Будущие педагоги–дефектологи усваивают гуманистические основы профессионального взаимодействия с детьми с особыми нуждами. В процессе теоретической и практической подготовки по специальности выпускники принимают профессиональную установку на поддержку самоценности детства как жизненного периода, признания уникальности каждого ребенка. Поэтому молодые специалисты, выпускники нашего факультета, готовы к организации педагогического процесса, ориентированного на индивидуализацию и дифференциацию воспитания, обучения и развития детей.

Учебный план разработан на кафедре зав. кафедры Сидловской О.П. под руководством декана факультета ДиСПП Власовой Л.П. в соответствии со стандартами ГОС ВПО 2005года и примерным учебным планом. В 2007 году он прошел экспертизу в информационно–методическом центре по аттестации образовательных организаций (г. Шахты) при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки г. Москва. В соответствии с учебным планом блок ОГиСЭД имеет 1500 часов, ЕНД 400 часов, блок ОПД 1930 часов, блок ДПП 4604 часов, в т.ч. на дисциплины специализации 500 часов и блок факультативов тоже 500 часов. Общее количество часов соответствует стандарту 8884 часов. Практики соответствуют стандарту и занимают в учебном плане 20 часов. В учебном плане предусмотрена подготовка двух курсовых работ на 3 и 4 курсах, на третьем курсе по специальной психологии, на 4 курсе по специальной педагогике. Нагрузка на студента соответствует нормам СанПиНа и обеспечивает освоение государственного образовательного стандарта всеми студентами в полном объеме.

4.СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

4.1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО АТТЕСТУЕМОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Образовательная деятельность ведется на основе профессиональных образовательных программ, разработанных в соответствии с требованиями ГОС ВПО 2000 и ГОС ВПО 2005 годов.

Реализуемые профессиональные образовательные программы полностью соответствуют заявленному уровню подготовки (специалист), формам обучения (очная и заочная), нормативному сроку обучения (5 и 6 лет). Они включают в себя квалификационные характеристики специалистов, учебные планы, графики учебного процесса, рабочие программы, учебно-методические комплексы, программу государственной аттестации, программы практик, примерную тематику контрольных, курсовых и дипломных работ, материалы СРС.

В настоящее время все материалы объединены в учебно-методические комплексы (УМК) по преподаваемым дисциплинам всех специальностей. Разработка УМК начата с 2006 года в соответствии с письмом Минобразования России от 19.05.2000 № 14-52-357 ин/13 «О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов», и письмом Рособнадзора от 17.04.2006 № 02-55-77 ин/ак. На заседании ученого совета университета утверждено положение об учебно-методическом комплексе. Согласно положению Учебно-методический комплекс (УМК) – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины плана подготовки студентов по специальности. Содержание УМК соответствует структуре рабочей программы по соответствующей дисциплине и утверждается на заседании профилирующей кафедры. Учебно-методические комплексы проходят процедуру утверждения Советом факультета; УМК позволяет дидактически описать педагогическую систему подготовки кадров на факультете по данной специальности. Она отвечает требованиям профессионально – ориентированной технологии обучения и позволяет сформировать у будущих специалистов дошкольного образования значимых для будущей профессиональной деятельности личностных качеств, профессиональной осведомленности, что позволит выпускникам качественно выполнять должностные обязанности.

В состав УМК включаются:

Рабочая учебная программа дисциплины. Рабочая учебная программа дисциплины – программа освоения учебного материала, соответствующая требованиям Государственного стандарта и учитывающая специфику подготовки студентов по избранной специальности. В соответствии с положением о рабочих программах, в структуре каждой учебной программы определены цели и задачи изучения дисциплины, содержание дисциплины с указанием объектов учебных занятий, перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации преподавателю и методические указания студенту по освоению содержания курса, профессиональные компетенции (знания, умения и навыки), которые должен приобрести студент в ходе изучения дисциплины, формы контроля и т.д. Учебная деятельность студентов нацелена на освоение ими основных дидактических единиц в соответствии с требованиями Гос. Стандарта Высшего профессионального образования по специальности.

Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов. Методические рекомендации по изучению дисциплины представляют комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. При разработке рекомендаций необходимо мы исходим из того, что определенная часть курса может изучаться студентом самостоятельно. В практике работы преподавателей кафедры активное использование разнообразных видов учебных занятий, которые выстраиваются в соответствии с контекстной моделью подготовки специалиста, востребован модульный подход, широко используются технологии проблемно-диалогового обучения. Вместе с тем, находят применение традиционные технологии работы со студентами в высшей школе. С расширением парка компьютерной техники стало возможным использовать новейшие информационные средства. Вариативность Психолого-педагогических технологий отражается в отборе содержания , методов и форм контроля освоения студентами образовательного стандарта. Методические рекомендации постоянно обновляются и дополняются, что говорит о своевременном анализе качества деятельности студентов, а также позволяет обращать внимание на прогнозирование профессиональной и личностной успешности выпускников факультета.

Учебно-методические материалы по следующим видам занятий: лекции, практические занятия, курсовые работы, выпускные квалификационные работы. Представленные материалы раскрывают методику и содержание учебной дисциплины. Для студентов и преподавателей данные материалы представлены на электронных и бумажных носителях. Рассматривается вопрос о их экспертизе и дальнейшей публикации.

Контрольные материалы по дисциплине - вопросы к экзаменам и зачетам, дидактические (в том числе демонстрационные, наглядные, раздаточные материалы, учебные модели, список и спецификация оборудования, материально - техническая база). Подобран материал для предварительного, промежуточного и итогового контроля качества освоения дисциплины. Представлены традиционные и современные форм оценки качества сформированных профессиональных компетенций.

Контроль содержания и качества разработки УМК возлагается на заведующих кафедрами и ученые советы факультета. С этой целью кафедра осуществляет текущий контроль содержания и качества подготовки УМК.

На этапе подготовки УМК:

- разрабатывается и утверждается план подготовки УМК по соответствующей дисциплине, в котором определяются сроки и ответственные за подготовку комплекса; план подготовки на текущий год отражается в плане - работы на подготовку УММ кафедры и в индивидуальном плане работы преподавателя;

- своевременно рассматривается, рецензируется и передается для утверждения в ученый совет факультета учебная программа по соответствующей дисциплине;

- рассматриваются учебные и методические материалы, представляемые разработчиками УМК;

-обеспечивается своевременный заказ основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы для библиотеки;

- регулярно оценивается готовность УМК к использованию в учебном процессе, и принимаются оперативные меры по устранению отставания от плана подготовки УМК;

При апробации УМК в учебном процессе заведующий кафедрой проводит контрольные посещения занятий с целью оценки профессионального мастерства преподавателя, соответствия излагаемого материала учебной программе, уровня освоения учебного материала студентами. Результаты контрольных занятий обсуждаются с преподавателем, проводившим занятия, и основные выводы доводятся заведующей кафедрой до всех преподавателей кафедры.

На этапе корректировки материалов УМК заведующий кафедрой осуществляет периодический контроль их соответствия современному уровню развития науки, методики и технологии осуществления учебного процесса.

Ученый совет факультета осуществляет:

- контроль содержания и качества подготовки учебных программ по дисциплинам, входящих в учебные планы подготовки студентов специальностей факультета;

- контроль содержания и качества подготовки документации УМК.

Все профессиональные образовательные программы (ПРОП) включают гуманитарные, социально-экономические, естественнонаучные дисциплины общенаучного характера, а также общепрофессиональные, специальные дисциплины, теоретическую и практическую подготовку по специальностям и специализациям.

Наряду с обязательными дисциплинами, в ПРОП включены дисциплины по выбору студентов и факультативные курсы.

Рабочий учебный план специальности является составной частью основной образовательной программы, включает в себя полное наименование специальности, присваиваемую основную и дополнительные квалификации, срок освоения основной образовательной программы, перечень, объем и последовательность изучения дисциплин, их распределение по видам учебных занятий, формам промежуточного контроля и итоговой аттестации. Неотъемлемой составной частью учебного плана являются график учебного процесса, и сводные данные по бюджету времени студента, который разрабатывается деканом факультета и утверждается Советом факультета.

Все учебные планы разработаны для подготовки будущих специалистов дошкольного образования в соответствии с потребностями региона и региональной политики по вопросам кадрового обеспечения специалистами в области коррекционной педагогики и специальной психологии и предусматривают подготовку специалистов как по основной, так и дополнительной специальностям и специализациям (специальная дошкольная педагогика и психология, специализация – дошкольная логопедия).

Учебные планы предварительно рассматриваются на ученом совете факультета и утверждаются ученым советом университета, подписываются деканом, начальником учебного управления и ректором. Утвержденные учебные рабочие планы являются основной для планирования учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава, составления расписаний учебных занятий, экзаменационных сессий и, как правило, не изменяются в течение нормативного срока освоения основной образовательной программы. Рабочие планы для каждой формы обучения (очная, заочная) составляются отдельно.

Перечень дисциплин в учебных планах свидетельствуют об ориентации на поэтапную подготовку специалистов.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГКА И ПСИХОЛОГИЯ

СО СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ «ДОШКОЛЬНАЯ ЛОГОПЕДИЯ»

Специальность

Всего по учебному

плану по ГОС

8884

100%

8884

100%

Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией «Дошкольная логопедия»

ГСЭ

1500

16,9%

1500

16,9%

ЕН

400

4,5%

400

4,5%

ОПД

1930

21,7%

1930

21,7%

ДПП

4104

46,2%

4104

46,2%

ДПП ДС

500

5,6%

500

5,6%

ФТД

450

5,1%

450

5,1%

Всего по учебному плану по ГОС

8884

100%

8884

100%

Дисциплины и курсы по выбору студентов в каждом блоке содержательно дополняют дисциплины федерального компонента:

ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

ЕН – общие математические и естественнонаучные дисциплины

ОПД – общепрофессиональные дисциплины

ДПП – дисциплины предметной подготовки

ФТД – факультативные дисциплины

Наименование дисциплин определено логикой их построения. Объем учебных часов по выделенным блокам дисциплин в учебных планах соответствует требованиям ГОС.

Учебно-методическая документация по основным образовательным программа соответствует требованиям ГОС. Также выполняются требования относительно федерального компонента учебных планов и по основным параметрам учебного плана.

Региональный компонент учебных планов разработан в соответствии с требованиями ГОС. Своеобразие национально-региональной политики в области образования, содержание программного обеспечения в дошкольном образовании с учетом специфики Северо-Западного региона раскрываются студентам в рамках учебных дисциплин. Проводимая студентами учебно-исследовательская работа в рамках курсовых и дипломных проектах учитывает своеобразие психофизического развития детей РК и особенности организации педагогического процесса в образовательных учреждениях г. Петрозаводска и РК. Можно расценивать реализацию данного компонента как интегрированную систему работы.

Вариативная часть программы реализуется через дисциплины и курсы по выбору в соответствии с установленными нормами. Студентам предложены спецкурсы и факультативы. Так преподавателями кафедры по лицензируемой специальности предлагаются студентам следующее: ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦКУРСОВ И ФАКУЛЬТ, РАСКРЫТЬ КАК ОНИ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ И КАК РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ СТУДЕНТЫ, КАК ЭТО ВПИСЫВАЕТСЯ В УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

Все выше обозначенные курсы дополняют содержание обязательных дисциплин общегуманитарного и социально-экономического блока дисциплин, общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки, способствуют формированию у студентов целостного представления о современном состоянии науки, позволяет студентам, начиная с младших курсов, ориентироваться в сложных проблемах психологии и педагогики и обеспечивают возможность самостоятельного выбора образовательного маршрута каждого студента.

Обязательной формой работы студента является учебное исследование. Студенты по лицензируемой специальности в обязательном порядке готовят к представлению на кафедру две курсовые работы по учебному плану, которые определены на 3 и 4 курсах. На 3 курсе – ПО ПРОБЛЕМАМ,,

На 4 курсе…

Учебно-исследовательская деятельность студента позволяет углубить теоретические представления студента, обеспечивает научно-методическую подготовку будущего специалиста, развивает исследовательские и коммуникативные компетенции

Итоговая аттестация специалиста согласно требованиям стандарта ВПО включает два государственных экзамена и защиту выпускной квалификационной (дипломной) работы. Содержание дипломных работ соответствует проблематике дисциплин общепрофессиональной и предметной подготовке в соответствии с ГОС ВПО.

Требования к объему, содержанию и структуре дипломной работы определяется Положением об итоговой государственной аттестации выпускников ГОУ ВПО «Карельского государственного педагогического университета» на основании Положения, утвержденного Министерством образования Российской федерации и Методических рекомендациях по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальностям педагогического образования, разработанных УМО по специальностям педагогического образования. Этим же «Положением» определена программа и порядок проведения государственных экзаменов: междисциплинарный экзамен по специальности и экзамен по дополнительной специальности или специализации.

Время, отводимое на подготовку и защиту дипломной работы восемь недель в соответствии с ГОС ВПО.

В результате самообследования комиссия пришла к выводу, что в целом учебная документация по специальности, реализуемой на факультете соответствует, требованиям ГОС ВПО как по циклам, так и по перечню обязательных дисциплин; учебный процесс организован в соответствии с учебными планами, составленными на основе ГОС ВПО.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет орезультатах самообследования Факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии по состоянию на 12. 09. 2008 года Утвержден Советом факультета 12. 09. 2008 года (Протокол №1)

    Публичный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии, проводившегося в течение 2007-2008 учебного года.

Другие похожие документы..