Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Технологическая подготовка производства (ТПП) – совокупность необходимых и достаточных технических решений, обеспечивающих технологическую готовность...полностью>>
'Книга'
НЛП развивает ваш потенциал в достижении успехов,—создавая порядок из хаоса. Порядок, который может изменяться и развиваться в гармонии с потребностям...полностью>>
'Закон'
– Добровольное саморегулирование это так, добровольно сами себе взяли у государства функции и не дадут добровольно. Надо исходить из двух критериев. ...полностью>>
'Доклад'
Материалы по Белгородской, Самарской, Тюменской, Томской областям, Республике Саха (Якутия), Хабаровскому краю предоставлены органами власти субъектов...полностью>>

Работа студентов материалы 58-й научной студенческой конференции

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
РАБОТА СТУДЕНТОВ

Материалы

58-й научной студенческой конференции,

Петрозаводск
2006

ББК 74.580(2)268

УДК 37

Н 346

Н346 Научно-исследовательская работа студентов: Материалы 58-й научной студенческой конференции. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006. — 000 с.

ISBN 5-8021-0509-7

В сборнике представлены результаты научно-исследовательской работы студентов Петрозаводского государственного университета по различным направлениям науки.

ББК 74.580(2)268

УДК 37

ISBN 5-8021-0509-7 © Петрозаводский государственный

университет, 2006

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ

Секция «История русской культуры»

«СМОЛЯНКИ» Левицкого

Петрова Н. — студ. 1 курса
Научный руководитель — канд. ист. наук, доц. Пекина А. М.

Высшие достижения русской живописи XVIII в. связаны с портретом. Именно этот жанр выдвинул блестящую плеяду мастеров, чьи полотна занимают целые залы в крупнейших музеях нашей страны, восхищая нас и сегодня глубиной проникновения во внутренний мир людей, человечностью, взволнованным поэтическим отношением к изображаемому и блестящим живописным мастерством. Дмитрий Григорьевич Левицкий — самый значительный мастер из славной плеяды художников XVIII в. Левицкий — живописец в полном смысле этого слова. Едва ли не первым открыл он для русских мастеров и публики музыкальную гармонию цвета, живописную стихию единого и многословного колорита, раскрывающего характер модели. Его кисть пластична в моделировании объемов, удивительно разнообразна в приемах обработки холста. Его герои свободно чувствуют себя в пространстве картины, движутся естественно, непринужденно обращаясь к зрителю.
В 1773—1776 гг. Левицкий создает цикл портретов воспитанниц Смольного института. Первый в серии всех изображений двойной портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой, вероятно, явился пробным, за ним последовали заказы других — Е. И. Нелидовой, Е. Н. Хрущевой и Е. Н. Хованской в 1773 г., А. П. Левшиной в 1775 г., Н. С. Борщовой, Г. И. Алымовой, Е. И. Молчановой в 1776 г. Взаимообусловленность всех компонентов, подчинение их одной общей цели — признак высокохудожественного произведения. Живописные качества «Смолянок» Левицкого остаются непревзойденными в искусстве XVIII в. по тонкости разработки красочных сочетаний применительно к образному решению каждого портрета. Также необходимо отметить умение живописца передавать материальность предметов. Серия портретов смолянок позволяет Левицкому в полной мере использовать свои возможности. Колористические варианты палитры Левицкого неисчерпаемы, но всегда гармоничны и отмечены тонким вкусом. Динамический принцип, положенный в основу портретов смолянок, позволяет художнику полнее и ярче оттенить присущие их возрасту черты, еще не отмеченные годами, — простодушие и лукавство, грацию и неуклюжесть, непосредственность и застенчивость, доверчивость и легкомыслие. Очарование юности, увлекающейся, мало озабоченной будущим, живет в образах, созданных Левицким. Сотни страниц написаны искусствоведами о смолянках, и каждый раз открываются новые грани образов, не гаснет их обаяние и все также таинствен дар живописного воссоздания живого, наполненного чувством и мыслью облика людей давно ушедшей эпохи.

ХАРАКТЕРИСТИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА

Мухина Е., Сергеева М. — студ. 1 курса
Научный руководитель — канд. ист. наук, доц. Пекина А. М.

Памятники — это изучение прошлого города по материальным свидетельствам. К сожалению, не все памятники сохранились до наших дней.

Целью работы мы ставили, во-первых, изучить объекты Петровской слободы, известные по фрагментарным планам и описаниям современников; во-вторых, проследить историю города от самых истоков его зарождения вплоть до XIX в. и связь этих событий с возведением и утратой архитектурных памятников; в-третьих, проанализировав полученные сведения на основе преимущественно литературных источников, архивных документов и археологических находок, прийти к выводу о значении данных памятников в судьбе Петрозаводска. Особая актуальность данной темы связана с трехсотлетием города.

В работе мы описали историю таких памятников, как Петровский и Александровские заводы, лютеранская кирха, Петропавловская церковь, Святодуховский кафедральный собор, Воскресенский собор, путевой дворец Петра, Петровский сад, «дом светлейшего князя», или Ландратский дом, лобное место, Сенная площадь и др. Удивительная судьба данных сооружений не может оставить равнодушным даже самого незаинтересованного в истории края человека. Жестокое гонение и уничтожение храмов, зданий культовой и религиозной постройки во времена советского правления поражает своей четкой, хитрой и продуманной системой. Яркими примерами такой архитектурной потери в рамках антирелигиозной программы являются: Святодуховский кафедральный собор (снесен в 1946 г.), лютеранская кирха (закрыта в 1925 г.), могила Фаддея Блаженного (в 1930 г. могилу сравняли с землей).

Интересной для изучения является судьба «дома светлейшего князя», или Ландратского дома. Жил ли в этом доме Александр Меншиков или он принадлежал ландрату Олонецкого горного округа Муравьеву Г. Ф., отчего на планах Виттвера (1720-е гг.) и Баландина Т. В. (1810 г.) это место именуется по-разному? Мы можем лишь предполагать. Немало еще тайн и загадок оставили нам утерянные памятники Петрозаводска, которые мы постарались изучить в нашей работе.

При написании использовались художественная, публицистическая, литература, архивные материалы и документальные источники, дневники, записки и переписка современников, а также отчеты археологических раскопок, произведенных на территории Петрозаводска.

ПРОЧТЕНИЕ ИКОНОСТАСА

Самсонова Ф. — студ. 5 курса
Научный руководитель — канд. ист. наук, доц. Пекина А. М.

Иконостасом считают совокупность икон в православном храме, расположенных на алтарной стене. Иконостас обычно состоит из нескольких рядов, число которых варьируется от двух до девяти. Самыми распространенными являются местный ряд, где расположены иконы
с местными наиболее почитаемыми святыми, праздничный ряд — иконы двенадцати важнейших христианских праздников, деисусный ряд. «Деисус» с греческого переводится как «поклонение», и иконографические изображения этого ряда, куда входят фигуры Богоматери, Иоанна Златоуста, архангелов и др., являют собой смирение и поклонение образу Христа, расположенному в центре ряда.

Любое изображение — это текст, но текст скрытый, преподнесенный автором в образе, цвете, технике исполнения. Живопись светская в современном мире вытесняет иконографию, но, может быть, живопись религиозного характера и не предназначена для повседневности?

В каждой иконе заключен текст открытый (инициалы ликов, надписи клейм, т. е. ее неотъемлемая часть, канон) и текст скрытый. Текст, заключенный в фигурах, открывается по-разному: раскрытие его зависит от того, что сам человек желает увидеть и услышать в ответ на свои вопросы. На прочтение влияют также и религиозность человека, социальный статус, возраст, профессия, мировоззрение.

Возможно, что даже не только образ, лик или фигура, изображенная на иконе, сопереживает, а сам иконописец, будь то средневековый мастер или наш современник, ведь в любом случае в изображении передаются чувства и мироощущение автора: все иконы отличаются друг от друга, несмотря на то, что они писались по одним канонам.

Читать иконы сложно, сначала нужно проникнуться их духом, ведь даже прочитав текст открытый, иногда сложно понять его скрытую часть. И умение понимать иконы приходит не сразу. Каждый раз приходит что-то новое, и каждый человек видит то, чего не видит другой, — все люди разные, со своими мыслями, своими переживаниями, каждый ищет что-то свое, нужное только ему в тот или иной момент жизни.

Прочтение всего иконостаса складывается из понимания каждой из икон, каждую из которых можно трактовать по-разному. Они дополняют друг друга, суровость одной сменяется смирением и благословением другой, строгость — участием и пониманием. Сходите в храм, проверьте свое понимание и, быть может, откроете что-то свое, новое и непохожее, и по-другому прочтете икону и весь иконостас.

ФРЕСКИ ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ КАК УНИКАЛЬНОЕ
ЯВЛЕНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Карпова Е., Маркова Е. — студ. 1 курса
Научный руководитель — канд. ист. наук, доц. Пекина А. М.

Древнерусские фрески очень интересны для изучения. Они привлекают своей монументальностью, свежестью и непосредственностью выражения, лаконизмом художественных приемов.

Современный человек, вступая в церковь, украшенную фресками, нередко испытывает чувство растерянности перед многообразием картин, содержание которых ему непонятно. Нет сомнения, что в то время, когда создавались стенописи, большинство композиций легко «распознавалось» зрителем, воспитанным на образах христианства. Роспись так и называли «книгой для неграмотных». Однако и в наши дни «чтение» фресок не будет привилегией специалистов, если иметь представление о некоторых общих принципах системы фресковой живописи.

Как известно, все памятники постепенно разрушаются, исчезают. Что было еще вчера, того нет сегодня. Древнерусская роспись интересна не только со стороны ее живописных достоинств — по ней мы читаем историю нашей страны иногда ярче и достовернее, чем сохранили ее летописи.

В данной работе изучение фресковой живописи начинается со знакомства с самим понятием «фреска», его этимологией. Также рассматриваются каноны оформления храма: основные сюжеты, расположение в общей архитектурной композиции, время начала росписи и уникальная техника фрески. Следовательно, весь производственный процесс, начиная от постройки здания и кончая его украшением фресковой росписью, приобретал глубокую внутреннюю логику и единство. Не второстепенное значение отводится самим мастерам, чей талант служил общему делу церкви — соборности. Храм объединял и равнял перед Богом всех, вступивших в него. Здесь всеобъемлющее свойство искусства всегда было постоянно, а вот способы передачи данного единства, целостности менялись, что и отражается в оригинальных решениях, «находках» каждой из складывавшихся школ: Киевской, Владимирско-Суздальской, Новгородской.

Значение древнерусской фрески много шире, чем иллюстрация того или иного сюжета. Монументальные росписи, как правило, исполнены большого философского содержания. Они отражают различные идеологические течения, глубокое представление о мире, несут общечеловеческие идеалы. Во фресках всегда чувствуется дыхание жизни…

Секция «Международная культурная среда и бизнес»

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ КУХНИ В КАЧЕСТВЕ ОБЪЕКТА
ТУРИСТСКОГО ИНТЕРЕСА

Рябкова Н. — студ. 4 курса
Научный руководитель — канд. ист. наук, доц. Пекина А. М.

Вопрос об особенностях использования национальной кухни в качестве объекта туристского интереса является актуальным. Сегодняшняя ситуация на мировом туристском рынке требует от регионов поисков новых способов привлечения туристов. Предоставление туристам возможности познакомиться с национальной кухней как составной частью культуры быта народа значительно повышает привлекательность туристского предложения и может стать мотивационным фактором в момент выбора региона посещения.

Национальная кухня в туристском бизнесе может использоваться как основа программы путешествия (кулинарный туризм) либо как дополнительный компонент, повышающий привлекательность тура и позволяющий прикоснуться к культуре региона.

Карелия сегодня обладает достаточным потенциалом для использования традиционной кухни при проектировании туров. Особую роль в данном случае играет открывшийся в январе 2006 г. в г. Петрозаводске ресторан традиционной карельской кухни «Карельская горница». Изучив структуру и схему деятельности данного ресторана, я пришла к выводу, что он подробно знакомит своих гостей с важными составляющими культуры быта карельского человека. К таким составляющим относятся национальная кухня и кухонная утварь народов Карелии, жилище карельского человека, народная музыка (песни, музыкальные инструменты), обычаи и традиции карел. «Карельская горница» открыта к сотрудничеству с туристскими предприятиями республики. С этой целью разработаны специальные программы завтраков, обедов и ужинов, которые туроператоры могут заранее заказывать для своих туристов. Ресторан «Карельская горница» — это не просто предприятие общественного питания, где гость может получить вкусную и полезную пищу. Это также способ возрождения и сохранения национальных традиций, способ передачи этих традиций современному поколению.

Таким образом, в настоящее время использование элементов национальной кухни должно практиковаться в туристском бизнесе, в том числе в Республике Карелия. Это позволяет повысить доход региона через привлечение дополнительного количества туристов, а также помогает преодолеть процесс забвения всего исконного, приблизить современного человека к истории и культуре.

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФЕСТИВАЛИ КАК ОБЪЕКТЫ
ТУРИСТСКОГО ИНТЕРЕСА

Тароева Е. — студ. 4 курса
Научный руководитель — канд. ист. наук, доц. Пекина А. М.

С каждым годом люди все больше путешествуют, но их уже не удивить обычной поездкой. Человек испокон веков хочет «хлеба и зрелищ». По оценкам экспертов, на фоне превращения туризма в одну из ведущих отраслей экономики туризм, связанный с посещением различных событий, а именно карнавалов и фестивалей, постепенно становится в этом процессе главным. Но, несмотря на свою актуальность, данная тема сегодня является недостаточно изученной. Подробно исследовав фольклорные карнавалы и фестивали, проходящие как в мире в целом, так
в России и в Карелии в частности, мне удалось выявить схожие черты, которые послужили основой для создания мною классификации карнавальных событий. Каждая страна обладает определенным набором фольклорных празднеств, но не каждая использует их в качестве объектов туристского интереса. Следует отметить, что много веков назад Россия по яркости и оригинальности проведения карнавалов не уступала карнавалам Европы. Сегодня в России предпринимаются попытки возрождения организации всевозможных карнавальных событий. Изучив предложения крупных туристских компаний, можно сделать вывод, что на современном этапе на российском рынке все более широко представлен данный вид туризма, связанный с посещением праздничных событий не только мира, но и нашей страны. Туристские агентства небольших городов занимаются лишь продвижением своих локальных событийных мероприятий, которых, к сожалению, не так много. Республика Карелия не является в этом процессе исключением. Событийный туризм Карелии представлен фольклорными празднествами, среди которых лидирующие позиции занимают музыкальные фестивали. Посетив многие из них, я пришла к выводу, что данные мероприятия достаточно популярны как среди жителей Карелии, так и близлежащих районов,
а организация подобных фестивалей с каждым годом достигает более высокого уровня.

Таким образом, роль событийного туризма не только как способа привлечения туристов, но и как источника валютных поступлений, обеспечения занятости населения достаточно велика. Многие страны сегодня отдают предпочтение именно этому виду туризма, как наиболее аттрактивной и финансово привлекательной сфере деятельности.

ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПУДОЖСКОГО РАЙОНА

Вартиайнен Н. — студ. 2 курса
Научный руководитель — канд. ист. наук, доц. Пекина А. М.

Туристский потенциал Карелии исключительно высок. В его основе лежат такие факторы, как большое количество памятников истории
и культуры, сравнительно благоприятная экологическая среда, выгодное геополитическое положение. Туризм является одним из приоритетных направлений развития. Но, к сожалению, есть еще много мест в Карелии, где не развивается такая отрасль как туризм. Одним из таких мест является Пудожский район.

Цель работы — показать туристский потенциал района, оценить проблемы и перспективы развития туризма на территории района, выделить возможные для организации виды туризма. Оценка туристского потенциала идет по 3 пунктам: культурно-историческая база, основные достопримечательности, инфраструктура. Пудож имеет статус исторического русского города. Всего таких городов в Карелии 5. Район занимает третье место
в республике по числу культурно-исторических памятников: всего их 348,
в том числе 152 памятника архитектуры, 13 — истории и искусства, 181 — археологии. Это огромное богатство, которое до последнего времени практически не востребовано. Наибольший туристский интерес вызывают: Онежские петроглифы, национальный парк «Водлозерский», ансамбль Ильинского погоста, Муромский монастырь. В самом городе Пудоже находятся краеведческий музей им. Кораблева и церковь Александра Невского, которые также обладают туристской привлекательностью. В целом перспективы развития туризма на территории района выглядят достаточно оптимистично — богатая историческая база, наличие уникальных объектов. Сдерживающими факторами являются неразвитость туристской инфраструктуры в Пудоже и в других населенных пунктах района, трудность транспортного сообщения, как с городом, так и с основными достопримечательностями. Есть возможность для организации экологического и природно-ориентированного туризма, экстремального туризма, культурно-познавательного туризма, религиозного туризма и других. Развитие туризма в районе будет способствовать его экономическому росту. Сейчас район по этому показателю находится на последнем месте. Создание туристской инфраструктуры, строительство гостиниц, кафе, ресторанов помогут решить проблему с безработицей. Также организация на территории района экологического и природно-ориентированного туризма будет способствовать сохранению природы края.

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ
КАК ОБЪЕКТЫ ТУРИСТСКОГО ПОКАЗА

Зорин Г., Ниеми Э. — студ. 4 курса
Научный руководитель — канд. ист. наук, доц. Пекина А. М.

За последние несколько лет значительно вырос интерес к познавательному туризму. Следует помнить, что познавательный туризм — это путешествия с целью знакомства с культурно-историческим наследием различных стран и народов. Особое внимание необходимо уделять исследованию мотиваций выбора туристского путешествия, в основе которого лежит выявление основных потребностей личности, мотивов приобретения туристских услуг и анализ потребительского поведения. При определении дестинации учитываются критерии, по которым данная территория будет наиболее популярна среди туристов. На любой территории можно развивать познавательный туризм, но наиболее привлекательна та из них, где оставило свой след человеческое общество. Те места, где дольше жили люди, имеют более значительный пласт материальной культуры. Учитывая это, из всех памятников культурного наследия мы выделили следующие виды объектов, являющиеся наиболее значимыми с точки зрения туристской мотивации: культовая и гражданская архитектура, исторические города, объекты этнографии и социальной инфраструктуры и памятники археологии. Именно на памятниках археологии делается акцент в нашей работе. Цель — в доступной форме представить наиболее посещаемые и доступные объекты туристского спроса. Для лучшего восприятия аудиторией информации мы использовали наглядный материал и звуковое сопровождение. Также был применен географический принцип обзора. Такой способ подачи материала выгоден для последующего анализа туристского потенциала регионов мира. Были рассмотрены пятнадцать объектов на пяти континентах. Объекты при освещении на каждом континенте были расположены в хронологическом порядке, например в Европе: Стоунхендж в Уэльсе (Великобритания) — Парфенон в Афинах (Греция) — Колизей в Риме (Италия). Также в список представленных памятников вошли: рисунки пустыни Наска, пирамида Солнца в Чичен-Ица, Мачу-Пикчу, Великая Китайская стена, терракотовая Армия статуй острова Пасхи, пирамида Хеопса. Помимо этих объектов, существует множество менее известных, но также посещаемых памятников: затерянные города, величественные храмы, загадочные статуи. Каждый день археологи находят новые остатки древних цивилизаций, поэтому список памятников археологии будет постоянно обновляться.

Секция «Философия культуры»

НАСИЛИЕ ИЛИ НЕНАСИЛИЕ?

Мордвинцев М. — студ. 1 курса
Научный руководитель — докт. филос. наук, проф. Пивоев В. М.

В современном мире очень часто приходится слышать жалобы на явления, так или иначе связанные с насилием: слишком много насилия по телевизору и в кино, слишком быстро растут темпы преступности, люди слишком плохо друг с другом обращаются в повседневной жизни и предпочитают не замечать чувства других людей и так далее.

Существует множество определений насилия. Во-первых, насилие — это неоправданная, беспочвенная жестокость. Некий акт может быть признан актом жестокости, и жестокость может быть признана неоправданной и беспочвенной только с определенной точки зрения. У такого действия, как насилие, должна быть причина, поэтому насилие не может быть беспочвенным. Во-вторых, насилие — это попытка расширить свою свободу, нарушая этим действием чужую. Но человек всегда несвободен, потому что несвобода — это, с одной стороны, зависимость от кого-то, а с другой стороны, ответственность за что-либо. Человек несвободен, поэтому оправдываться этим определением за свои акты насилия, конечно, нельзя. В-третьих, насилие — это проявление власти, но реальная власть состоит вовсе не в проявлении насилия, а, наоборот, в непроявлении такового. Лев Толстой видел две причины насилия: государство и революционеры. Толстой отмечал, что чем дольше государство пытается удержать власть насилием, тем более вероятно, что оно разрушится. В-четвертых, насилие является также средством защиты, когда исчерпаны все остальные способы убеждения, но никто ничего не докажет, если он это доказывает силой. Где права сила, там бессильно право. В-пятых, источником насилия является подсознательная необходимость конфликта. При растущей индивидуализации современного общества растет оторванность людей друг от друга, и чтобы вернуть себе ощущение жизни, люди очень часто идут на конфликт, столкновение с другими людьми, часто даже неосознанно, поэтому в большинстве случаев после такого насилия люди не могут объяснить, зачем они это сделали. В-шестых, некоторые полагают, что насилие существует только в сознании. Мы его просто постоянно выдумываем, так как гораздо чаще видим в эквивалентных поступках насилие по отношению к себе, но не замечаем его по отношению к другим людям. В-седьмых, насилие считают проявлением человеческой природы, и если представить, что будет искоренено насилие, то и не станет человека как такового. В-восьмых, существует также отказ от определения насилия, так как его невозможно определить. И, наконец, в-девятых, существуют две формы насилия: физическое и моральное. Если в древности преобладающей формой было физическое насилие, то в настоящее время преобладает моральное, количество жертв которого является сравнимым с количеством жертв современных конфликтов.

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЫ

Каргинова В. — студ. 1 курса
Научный руководитель — докт. филос. наук, проф. Пивоев В. М.

Большинство людей хотя бы приблизительно представляют модные модели нынешнего сезона, но мало кто знает что-либо о внутренней логике моды. Процесс формирования моды очень сложен. Он подчиняется определенным законам и зависит от традиции и стремления к переменам, уровня открытости и дифференциации общества, художественного и промышленного развития, а также от случая.

Существует множество различных точек зрения на моду. Ее можно рассматривать как социальное, экономическое или культурное явление. Эти подходы по-разному объясняют процесс формирования моды. Можно выделить четыре наиболее известных концепции: подражание, демонстративное потребление, индустрия моды и обновление социокультурных норм.

Современная мода неразрывно связана со своим историческим прошлым. После того, как 43 тыс. лет до н. э. появились первые модные элементы в одежде, модные тенденции бесчисленное число раз менялись. Также изменялись и законодатели моды. Моду диктовали, сменяя друг друга, Италия, Бургундия, Испания, Франция. Затем в XIX в. центр мужской моды переместился в Лондон, а законодателем женской так
и остался Париж. В XIX в. мода перестала быть уделом узкого круга
и стала занимать миллионы людей. Этому способствовало включение одежды в категорию товаров и появление новой отрасли промышленности — промышленности пошива одежды.

Мода — это процесс, который состоит из трех фаз: производство, распространение и потребление. Все три фазы тесно взаимосвязаны
и взаимообусловлены.

С точки зрения скорости принятия и усвоения модных моделей потребители делятся на «инноваторов», «лидеров», «раннее большинство», «позднее большинство» и «традиционалистов». Каждая последующая группа поддерживает моду после предыдущей. Традиционалисты вообще не меняют свой стиль под влиянием моды.

Выделяют два вида циклов моды. Первый вид относится к модным стандартам (объектам), второй — к их распространению, принятию участниками моды. По мнению Л. И. Ятиной, цикличность моды неотрывно связана с формативным периодом поколения.

Сейчас для моды характерно дробление и исключительно быстрое распространение, причинами которого являются широчайшее развитие средств массовой коммуникации и увеличение числа межнациональных контактов. Постепенно историки моды отходят от четких границ своего предмета.

ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ В РОМАНЕ
Дж. Р. Р. ТОЛКИЕНА «ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ»
КАК СИМВОЛЫ ВАЖНЕЙШИХ ЦЕННОСТЕЙ

Пивоева М. — студ. 4 курса
Научный руководитель — докт. филос. наук, проф. Пивоев В. М.

Символ имеет много значений. Подлинная символика, по заключению А. Ф. Лосева, как и по С. С. Аверинцеву (авторам исследований по символу), есть выход за пределы чисто художественной стороны произведения, указание на перспективу, бесконечный ряд перевоплощений.

Один из важнейших символов в трилогии Дж. Р. Р. Толкиена — волшебное Кольцо Всевластья, дающее огромные возможности. Кольцо как символ является выражением вечности (значение круга), также оно означает могущество, достоинство, высшую власть, препятствие, зависимость и принуждение. В романе «Властелин Колец» кольцо как символ вечности связано с одной из возможностей, которые дает своему обладателю, — вечной жизнью, бессмертием. Одаривая носителя Кольца сверхъестественными возможностями, оно одновременно «связывает» героя, делает его зависимым (так выражается значение зависимости и принуждения).

Другой символ — зеркало Галадриэль. Зеркало является символом истины, мудрости, разума, души. Отражение в зеркале — это явленный, временной мир, но также и знание человека о самом себе. В романе Толкиена владычица эльфов Галадриэль приглашает своих гостей, главных героев Фродо и Сэма, заглянуть в свое волшебное зеркало, большую чашу на невысоком каменном постаменте, наполненную водой. Зеркало помогает хоббитам, дает им знание о будущем, предостережение, напоминает о важности и опасности их пути, о долге. Но одновременно дает надежду (возможная помощь Гэндальфа).

Светильник — символ ума и духа. Свет вообще — это проявление нравственности, интеллекта и добродетели. В романе Толкиена свет хрустального фиала, который Галадриэль подарила Фродо, является символом добра, позитивной энергии, которая может победить тьму. Этот магический светильник не гаснет там, где не горят все другие огни. Именно он помогает на время ослепить страшного паука Шелоб
в середине романа, когда хоббиты попадают в ловушку. Так добрый свет (проявление благословения эльфов и нравственной чистоты героев) помогает преодолеть препятствия.

Таким образом, магические предметы в трилогии Толкиена «Властелин Колец», являющиеся символами важнейших ценностей мира, не только выражают, но и воплощают потенциал силы, энергии, власти, свободы и ответственности. Используя эти предметы-символы, герои одерживают победу в борьбе со злом, проходят тяжелые испытания
с помощью таких качеств, как доброта, сила и уверенность, справедливость, мудрость.

СМЫСЛ И БЕССМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ

Петряшова С. — студ. 1 курса
Научный руководитель — докт. филос. наук, проф. Пивоев В. М.

Вопрос о смысле жизни имеет личностное и общечеловеческое, физическое (телесное) и духовное измерения. Абсурд и бунт тесно связаны с вопросом об отрицании жизни и ее смысла. Абсурд рождается
в столкновении между призванием человека и молчанием мира, пока он — единственная связь между ними. Чувство абсурдности появляется исходя не из простого исследования факта или впечатления, но врывается вместе со сравнением фактического положения дел с какой-то реальностью. Сам абсурд есть раскол, но его нет ни в одном из сравниваемых элементов. Он погибает вместе с разумом и имеет смысл в случае, когда с ним не соглашаются.

С понятием абсурда тесно связано понятие бунта. Источники бунта — переизбыток энергии и жажда деятельности; при этом бунтарь требует благо, которым он стремится обладать, зная свои права и осознавая, что в данный момент времени они нарушаются. Сама возможность зарождения бунтарского настроения зависит от уклада общества, его традиций. Бунтарской мысли присуща напряженность, она должна всегда помнить об истинных своих целях. Но бунт также может быть направлен против мироздания, и он тогда называется «метафизическим бунтом», когда бунтарь восстает против силы, неведомой ему, но существование которой он утверждает своими действиями, подчиняя ее силе отказа. Смысл человеческому протесту при этом дает только понятие личного Бога, к которому бунтарь обращается.

Философы размышляли о смысле жизни во все времена, но до сих пор человечество не пришло к простому однозначному рецепту. В качестве смысла предлагалось почитать самые разные ценности. Некоторые мыслители опасаются, что если человечество осознает бессмысленность жизни, пропадут чувства людей и те ценности, которые воспринимались на протяжении многих столетий в качестве смысла жизни. Но на самом деле они остаются, разрушится лишь стереотип, порождающий связь между ценностями жизни и ее смыслом. Что касается стремления вперед, то мы будем все вместе продолжать борьбу за улучшение уровня жизни всех людей и, в частности, нас самих. Ведь исчезает только смысл, а стремления, цели остаются.

В пользу того, что жизнь физическая не имеет смысла, могут говорить многие факты, сводящиеся в основном к одному: смысл жизни людей не заключен в том, что измеряется Вечностью, а также его не стоит искать в жизни себе подобных, конечных. Иные варианты или просто исключены, либо рушатся и осознаются как неверные через некоторое время. Другое дело — смысл жизни духовной, он пока остается открытым.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа 58-й научной студенческой конференции петрозаводск Издательство Петргу 2006

    Программа
    Ректорат, Совет по НИРС университет, общественные организации Петрозаводского государственного университета приглашают Вас принять участие в работе 58-й студенческой научной конференции, которая состоится 17—21 апреля 2006 года.
  2. Научно-исследовательская работа студентов (нирс) 10. 1 Информационно-аналитический обзор (2)

    Научно-исследовательская работа
    Для принятия коллегиальных решений в БГУ действует Совет по научно-исследовательской работе студентов и аспирантов (НИРСА) БГУ, возглавляемый проректором по научной работе Паньковым В.
  3. Научно-исследовательская работа студентов: Материалы юбилейной 60-й научной студенческой конференции. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. 325 с. Isbn 978-5-8021-0880-2

    Научно-исследовательская работа
    Федеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  4. Материалы I всероссийской научно-практической конференции / под ред. Т. А. Федосеевой. Новокузнецк: рио кузгпа, 2007. 244 с

    Документ
    Вершинина Г. Б., д. п. н., профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку Кузбасской государственной педагогической академии
  5. Материалы Третьей Республиканской научно-практической конференции 28 мая 1997 г. Нальчик, 1998 С. 102-103. 2 Адыгский феодализм: причины методологического дуализма тезисы

    Тезисы
    Тезисы доклада на Региональной научной конференции «Проблемы безопасности и устойчивого развития регионов РФ (13 мая 2004 г.) – Пятигорск: Институт управления, бизнеса и права.

Другие похожие документы..