Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Рабочая программа педагога саватнеевой Е. А., б/к Ф. И. О., категория по обж в 10 классе предмет, класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Старосуркинская средняя общеобразовательная школа
-
«Рассмотрено»
На заседании ШМО
Руководитель ШМО
______/Абдрахимова М.М./
ФИО
«___»____________20____г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
__________/Алендукова Э.М../
ФИО
«__»____________20____г.
«Утверждаю»
Директор школы
_________/Васильева И.В./
ФИО
«___»__________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Саватнеевой Е.А., б/к
Ф.И.О., категория
по ОБЖ в 10 классе
предмет, класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ________
от «__»_________ 20___ г.
2010 - 2011 учебный год
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по ОБЖ
Класс 10
Учитель Саватнеева Елена Алексеевна
Количество часов
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе
1.Стандартов основного общего образования по ОБЖ.
2.Программы для общеобразовательных учреждений: ОБЖ 5 – 11 кл. / Сост. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М.: Просвещение, 2010.
Учебник «ОБЖ »: Учебник для 10 классов М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов - Москва. Астрель - АСТ, 2004 г.
Пояснительная записка
Программа для 10-х классов предназначена для углубленного изучения тем в области безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Данная программа реализует положения государственного образовательного стандарта второго поколения.
Изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» в 10-х классах предусмотрено Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на базовом уровне в объеме 35 ч (из расчета по 1 ч в неделю в каждом классе).
Программа выстроена по трем логически взаимосвязанным модулям и шести входящим в них разделам:
Модуль I (M-I). Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности.
Раздел II. (M-III). Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Модуль II Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел III. Основы здорового образа жизни.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Модуль III (M-III). Обеспечение военной безопасности государства
Раздел V. Основы обороны государства.
Раздел VI. Основы военной службы.
Изучение каждого модуля завершается написанием реферата. Темы рефератов даны в методическом пособии «Основы безопасности жизнедеятельности» (А.Т. Смирнов и др.).
При этом разделы I-V изучаются учащимися (юношами и девушками) совместно.
Данная учебная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения и навыки:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);
умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта; вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;
навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;
ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и направлении продолжения своего образования.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и Социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.
Структурно программа состоит из трех разделов и тринадцати тем.
Раздел I «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» предназначен для систематизации и углубления знаний обучаемых в вопросах обеспечения личной безопасности человека и организации в Российской Федерации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, полученных при изучении основ безопасности жизнедеятельности в 5—9 классах. Раздел состоит из двух обобщающих тем: «Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения», «Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны».
Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи. Раздел состоит из четырех тем.
Раздел III «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из семи тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.
Предлагаемая программа предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками, кроме тем «Воинская обязанность», «Особенности военной службы», «Военнослужащий — защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил», «Основы военной службы» (практические занятия на базе воинской части).
методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перцептивные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
предполагаемые результаты:
В результате учебного процесса учащиеся получают весь комплекс знаний умений и навыков запланированного учебного процесса;
общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий
В учебном процессе используются методы рассказа, показа, тренировок при изучении тем практической направленности. Информационная тематика предполагает большее использование на занятиях анализа ситуаций, объяснительно-репродуктивной, информационно поисковой, исследовательской
деятельности учащихся.
логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;
Практически вся тематика ОБЖ базируется на знаниях получаемых учащимися при изучении других общеобразовательных предметов. Поэтому на уроках ОБЖ непременно используется межпредметная связь: физкультура-ЗОЖ; история-ОВС; биология-ЗОЖ, оказание ПМП; география-выживание в природе, химия-опасные в-ва,экологическая безопасность; физика-природные явления, техногенные аварии и катастрофы.
система оценки достижений учащихся;
Деятельность учащихся на уроках ОБЖ оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.
инструментарий для оценивания результатов;
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.
приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.
Раздел I (P-I). Раздел II (P-II). Раздел III (Р-III). Раздел IV (P-IV). Модуль I (М-I). Модуль II (М-П).
Учебно-тематический план
№ модуля, раздела, темы | Наименование модулей, разделов, тем | Количество часов |
M-I | Основы безопасности личности, общества и государства | 6 |
P-I | Основы комплексной безопасности | 6 |
Тема 1 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | 2 |
Тема 2 | Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций | 2 |
Тема 3 | Современный комплекс проблем безопасности социального характера | 2 |
Р- II | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 2 |
Тема 4 | Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства | 2 |
M-II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 5 |
P-III | Основы здорового образа жизни | 5 |
Тема 5 | Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний | 2 |
Тема 6 | Здоровый образ жизни и его составляющие | 3 |
M-III | Обеспечение военной безопасности государства | 22 |
P-IV | Основы обороны государства | 10 |
Тема 7 | Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны | 2 |
Тема 8 | Вооруженные силы Российской Федерации - защита нашего Отечества | 3 |
Тема 9 | Виды Вооруженных сил Российской Федерации и рода войск | 3 |
Тема 10 | Боевые традиции Вооруженных сил России | 2 |
P-V | Основы военной службы | 12 |
Тема 11 | Размещение и быт военнослужащих | 2 |
Тема 12 | Суточный наряд, общие обязанности лиц суточного наряда | 2 |
Тема 13 | Организация караульной службы | 2 |
Тема 14 | Строевая подготовка | 2 |
Тема 15 | Огневая подготовка | 2 |
Тема 16 | Тактическая подготовка | 2 |
Всего часов | 35 |
Поурочное планирование учебной программы ОБЖ 10 класс
№ П/П | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Дата | Вид занятия | Виды деятельности и формы | Наглядные пособия и технические средства | Виды контроля | Домашнее задание | ||||
по плану | фактич | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||
P-I Основы комплексной безопасности | ||||||||||||
Тема 1Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | ||||||||||||
1 | Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях | 1 | беседа | коллектив-ная | фронтальный опрос | Правила личной безопаснос-ти при пожаре | ||||||
2 | Правила личной безопасности при угрозе террористического акта | 1 | лекция | коллектив-ная | фронтальный опрос | Обеспечение личной безопаснос-ти в криминогенных ситуациях | ||||||
Тема 2 Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций | ||||||||||||
3 | ЧС природного характера, причины их возникновения и возможные последствия | 1 | беседа | коллектив-ная | плакаты рисунки | фронтальный опрос | Уголовная ответствен-ность за участие в террористи-ческой деятельнос-ти | |||||
4 | ЧС техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия | 1 | беседа | коллектив-ная | плакаты рисунки | фронтальный опрос | обеспечение личной безопаснос-ти в условиях ЧС | |||||
Тема 3 Современный комплекс проблем безопасности социального характера | ||||||||||||
5 | Военные угрозы национальной безопасности России | 1 | лекция | коллектив-ная | схемы, таблицы | фронтальный опрос | обеспечение личной безопаснос-ти в условиях ЧС | |||||
6 | Международный терроризм - угроза национальной безопасности России | 1 | лекция | коллектив-ная | схемы, таблицы | Характер современ-ных войн | ||||||
Р-II Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | ||||||||||||
Тема 4 Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства | ||||||||||||
7 | Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности человека | 1 | лекция | индивидуальная работа с законода-тельством | Конститу-ция РФ, законодат. РФ | фронтальный опрос | Наркотизм и националь-ная безопас-ность России | |||||
8 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи | 1 | беседа | коллектив-ная | схемы, диаграммы | контрольное задание | обеспече-ние безопаснос-ти человека | |||||
P-III Основы здорового образа жизни | ||||||||||||
Тема 5 Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний | ||||||||||||
9 | Сохранение и укрепление здоровья | 1 | беседа | коллектив-ная | схемы | фронтальный опрос | (РСЧС), ее структура и задачи | |||||
10 | Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика | 1 | беседа | характеристика ИЗ | схемы, таблицы | фронтальный опрос | Сохранение и укрепление здоровья | |||||
Тема 6 Здоровый образ жизни и его составляющие | ||||||||||||
11 | Здоровый образ жизни | 1 | беседа | коллектив-ная | фронтальный опрос | Основные инфекцион-ные заболевания | ||||||
12 | Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека | 1 | беседа | индивидуальная | схемы, диаграммы | фронтальный опрос | Биологические ритмы | |||||
13 | Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек | 1 | беседа | индивидуальная | диаграммы | фронтальный опрос | Значение двигатель-ной активности | |||||
P-IV Основы обороны государства | ||||||||||||
Тема 7 Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны | ||||||||||||
14 | ГО, ее предназначение и основные задачи, основные виды оружия и их поражающие факторы | 1 | лекция | коллектив-ная | плакаты рисунки | фронтальный опрос | Вредные привычки | |||||
15 | Оповещение и информирование населения о ЧС мирного и военного времени, средства индивидуальной защиты | 1 | лекция | коллектив-ная | плакаты рисунки | фронтальный опрос | Гражданская оборона, основные виды оружия | |||||
Тема 8 Вооруженные силы Российской Федерации - защита нашего Отечества | ||||||||||||
16 | История создания Вооруженных сил РФ | 1 | лекция | коллектив-ная | Граждан-ская оборона | |||||||
17 | Памяти поколений - дни воинской славы России | 1 | лекция | индивидуальная | плакаты | История создания ВС РФ | ||||||
18 | Состав ВС РФ. Руководство и управление ВС РФ | 1 | лекция | коллектив-ная | схемы | фронтальный опрос | дни воинской славы России | |||||
Тема 9 Виды Вооруженных сил Российской Федерации и рода войск | ||||||||||||
19 | Сухопутные войска, их состав и предназначение | 1 | лекция | коллектив-ная | плакаты рисунки | Состав Вооружен-ных сил РФ | ||||||
20 | Военно-воздушные силы, воздушно-десантные войска | 1 | лекция | коллектив-ная | плакаты рисунки | фронтальный опрос | Сухопутные войска | |||||
21 | Военно-морской флот, ракетные войска стратегического назначения | 1 | лекция | коллектив-ная | плакаты рисунки | фронтальный опрос | Военно-воздушные силы, воздушно-десантные войска | |||||
Тема 10 Боевые традиции Вооруженных сил России | ||||||||||||
22 | Патриотизм и верность воинскому долгу - качества защитников Отечества | 1 | беседа | коллектив-ная | фронтальный опрос | Военно-морской флот, ракетные войска стратегического назначения | ||||||
23 | Дружба и войсковое товарищество | 1 | беседа | коллектив-ная | контрольное задание | Патриотизм | ||||||
P-V Основы военной службы | ||||||||||||
Тема 11 Размещение и быт военнослужащих | ||||||||||||
24 | Размещение военнослужащих | 1 | лекция | коллектив-ная | Устав внутренней службы РФ | фронтальный опрос | Дружба и войсковое товарище-ство | |||||
25 | Распределение времени и повседневный порядок | 1 | лекция | коллектив-ная | плакаты Устав внутренней службы РФ | фронтальный опрос | Размещение военнослу-жащих | |||||
Тема 12Суточный наряд. Обязанности лиц суточного наряда | ||||||||||||
26 | Суточный наряд, общие положения | 1 | лекция | коллектив-ная | Уставы ВС РФ | письменное задание | Укрепление здоровья военнослу-жащих | |||||
27 | Обязанности дневального по роте, дежурного по роте | 1 | самостоя работа | индивидуал. | Уставы ВС РФ | самостоя-тельная работа | Суточный наряд | |||||
Тема 13Организация караульной службы | ||||||||||||
28 | Организация караульной службы, общие положения | 1 | лекция | Уставы ВС РФ | фронтальный опрос | Обязаннос-ти дневального по роте, дежурного по роте | ||||||
29 | Часовой - лицо неприкосновенное, обязанности часового | 1 | самостоя | индивидуал. | Уставы ВС РФ | самостоя-тельная работа | Организа-ция караульной службы | |||||
Тема 14Строевая подготовка | ||||||||||||
30 | Строи и управление ими, строевые приемы и движение без оружия | 1 | практичес-кое | коллектив-ная | Уставы ВС РФ, рисунки | самостоя-тельная работа | Часовой, обязаннос-ти часового, строи и управление ими | |||||
31 | Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении | 1 | практичес-кое | индивидуально-групповая | Уставы ВС РФ | Строи и управление ими | ||||||
Тема 15Огневая подготовка | ||||||||||||
32 | Назначение и боевые свойства автомата Калашникова | 1 | лекция | индивидуально-групповая | Наставле-ние по стрельбе | самостоя-тельная работа | Выполне-ние воинского приветствия | |||||
33 | Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова | 1 | практичес-кое | индивидуально-групповая | плакаты практичес-кий показ | выполнение норматива | Назначение и боевые свойства АК | |||||
Тема 16. Тактическая подготовка | ||||||||||||
34 | Современный бой | 1 | лекция | коллектив-ная | Уставы ВС РФ, плакаты | фронтальный опрос | Порядок неполной разборки и сборки | |||||
35 | Обязанности солдата в бою, действия солдата в бою | 1 | самостоя работа | индивид., индивидуально-групповая | Уставы ВС РФ, плакаты | фронтальный опрос, выполнение норматива | Современ-ный бой | |||||
Всего часов | 35 |
Содержание тем учебного курса
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности - 6
Tема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни - 2
1.1. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.
1.2. Правила личной безопасности при угрозе террористического акта
Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопасности в случае захвата в заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке.
Тема 2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций - 2
2.1.Чрезвычайные ситуации природного характера
Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия.
2.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия.
Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера - 2
3.1. Военные угрозы национальной безопасности России
Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета, территориальной целостности, обеспечение условий для мирного, демократического развития государства.
3.2. . Международный терроризм — угроза национальной безопасности России
Терроризм — общие понятия и определения. Характеристика современной террористической деятельности в России. Международный терроризм как социальное явление.
Раздел II. Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций - 2
Тема 4. Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства - 2
4.1. Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности
Положения Конституции Российской Федерации, основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и др.). Краткое содержание основных положений законов, права и обязанности граждан.
4.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее предназначение, структура и основные задачи.
Раздел III. Основы здорового образа жизни - 5
Тема 5. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний - 2
5.1. Сохранение и укрепление здоровья — важнейшая составляющая подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности
Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.
5.2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика
Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.
Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.
Тема 6. Здоровый образ жизни и его составляющие - 3
6.1. Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека.
Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.
6.2. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.
6.3. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек
Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя — разновидность наркомании. Наркомания — это заболевание, возникающее в результате употребления наркотиков и психотропных веществ. Профилактика наркомании.
Раздел IV. Основы обороны государства - 10
Тема 7. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны - 2
7.1. Гражданская оборона, ее предназначение и основные задачи.
Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.
Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.
Современные средства поражения, их поражающие факторы
Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм.
Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, поражающие факторы.
Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.
7.2. Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени
Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.
Средства индивидуальной защиты
Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.
Тема 8. Вооруженные Силы Российской Федерации — защита нашего Отечества - 3
8.1. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации
Организация вооруженных сил Московского государства вXIV—XVвв.
Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии.
Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
8.2. Память поколений — дни воинской славы России
Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.
Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
8.3. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации
Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, специальные войска, военные округа и флоты. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.
Тема 9. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск - 3
9.1. Сухопутные войска
Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника сухопутных войск.
9.2. Военно-воздушные Силы
Военно-воздушные Силы (ВВС), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВС.
. Воздушно-десантные войска
Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение.
9.3. Военно-морской флот
Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника.
Ракетные войска стратегического назначения
Ракетные войска стратегического назначения (PBСH), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника.
Тема 10. Боевые традиции Вооруженных Сил России - 2
10.1. Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества
Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослужащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина.
Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма.
Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.
10.2. Дружба и войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений
Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.
Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.
Раздел V. Основы военной службы - 12
Тема 11. Размещение и быт военнослужащих - 2
11.1. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок. Содержание помещений; противопожарная защита; охрана окружающей среды.
11.2. Распределение времени в воинской части, распорядок дня.
Подъем, утренний осмотр и вечерняя поверка, завтрак, обед и ужин, учебное занятие.
Увольнение из расположения части. Посещение военнослужащих.
Тема 12. Суточный наряд - 2
12.1. Общие обязанности лиц суточного наряда. Суточный наряд. Общие положения.
12.2. Дневальный по роте, общие обязанности дневального по роте. Основные обязанности дежурного по роте.
Тема 13. Организация караульной службы - 2
13.1 Организация караульной службы, общие положения.
13.2. Часовой, неприкосновенность часового. Основные обязанности часового.
Тема 14. Строевая подготовка - 2
14.1. Строи и управление ими. Строевые приемы и движение без оружия..
14.2. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.
Тема 15. Огневая подготовка - 2
15.1. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата, его чистка.
15.2. Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. Смазка и хранение. Подготовка автомата к стрельбе.
Тема 16. Тактическая подготовка - 2
16.1. Современный бой. Основные виды боя.
16.2. Обязанности солдата в бою. Обязанности солдата в бою.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Выпускники должны
знать/понимать:
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы (по призыву и по контракту) и альтернативной гражданской службы;
нормы международного гуманитарного права;
требования, предъявляемые к уровню подготовленности призывников;
основные виды воинской деятельности;
строи отделения и порядок управления ими;
назначение и боевые свойства автомата Калашникова;
правила ухода за автоматом, порядок его хранения и сбережения;
правила подготовки автомата к стрельбе;
приемы и правила стрельбы из автомата;
основы современного общевойскового боя;
общие обязанности солдата в бою;
основные способы передвижения солдата в бою;
способы ориентирования на местности и движения по азимутам;
основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;
государственные и военные символы Российской Федерации;
боевые традиции Вооруженных Сил России;
классы сходных воинских должностей;
общие требования к безопасности военной службы;
порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;
общую организацию подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации и правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования;
правила безопасности при обращении с оружием и при организации учебных стрельб;
средства массового поражения и их поражающие факторы;
защитные сооружения гражданской обороны и правила их использования;
порядок размещения и условия быта военнослужащих;
уметь:
применять основные способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
выполнять строевые приемы на месте и в движении;
производить неполную разборку и сборку автомата Калашникова;
вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся целям;
ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;
пользоваться индивидуальными средствами защиты;
использовать приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;
выполнять элементы строевой и тактической подготовки;
выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кандидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи;
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;
формирования у себя психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву, к обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования.
формы контроля знаний обучающихся:
- тематические учебные вопросы;
- вопросы изучаемых разделов учебника ОБЖ;
- самостоятельные работы;
- контрольные задания;
- тестирование.
Перечень учебно-методического обеспечения
Для обучения используется учебно-методический комплект, который включает в себя:
Программа по курсу ОБЖ: авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, «просвещение»2006-2008 г.
Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;
Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;
Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;
Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;
Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.
Учебные пособия:
Шойгу С.К., Воробьев Ю.Л., Фалеев М.И. Основы безопасности жизнедеятельности – 10 класс / Мультимедийный учебник TeachProтм , - М.,
Федеральный центр науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС МЧС России, 2005;
Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;
Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;
ОБЖ. Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал.2004-2008 - №№ 1-12;
Основы безопасности жизнедеятельности: Информационно-методическое издание для преподавателей. 2004-2008 - №№ 1-12;
Библиотека журнала «Основы безопасности жизнедеятельности». 2006-2010;
Арсеньев Е.Н. Работоспособность и здоровье человека на Севере. – Мурманск, Кольский научно-внедрический центр «Валеос», 1993.
Список литературы (основной)
Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;
Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;
Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;
Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;
Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.
(дополнительной)
1. Андрейчук В.И. Как себя защитить. – Л.: ГДОИФК. 1990.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. – М.: Провящение,1985.
3. Витренко Н.С., Костров А.М., Подготовка учащихся общеобразовательных школ по гражданской обороне: Учебное пособие по гражданской обороне. –М.: Энергоатомиздат,1986.
4. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М. Мысль, 1983.
5. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. -М: Зеркало, 1994.
6. На службе Отечеству: Кн. для чтения по общественно государственной подготовке солдат(матросов), сержантов(старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Русь РКБ, 1998.
7. Никифоров Ю.Б. Аутотренинг + физкультура. – М.: Советский спорт, 1989.
8. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М: Воениздат 1994.
9. Орлов Б.Н. и др. Ядовитые животные и растения СССР.-М.: Высшая школа, 1990.
10. Основы медицинских знаний учащихся: Пробный учебник для средних учебных заведений / Под редакцией М.И. Гоголева. – М.: Просвещение,1991.
11. Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. –М.: Медицина, 1989.
12. Сорокин Ю.К. Атлетическая подготовка допризывника. –М.: Советский спорт, 1990.
13. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для преподавателей. СПб., 1992.
14. Топоров И.К. Окружающий мир и Основы безопасности жизнедеятельности. Учеб для учащихся 10-11 кл. –М.: Просвящение, 1999.
15. Цивилюк Г.Е. Азы личной безопасности. –М: Просвящение, 1997.
16. Чеурин Г.С. Школа экологического выживания: Пособие по курсу ОБЖ. – Алматы. Рауан. 1994.
Приложения к программе
Кроме того, при подготовке к занятиям во всех классах используется другая популярная литература на данную тему, различные плакаты, видеофильмы, мультимедийные презентации.
- основные понятия курса:
Автономное существование — нахождение человека в сложных природных условиях, когда исключена или ограничена помощь от людей и отсутствует возможность использования привычных достижений, обслуживающих систему жизнеобеспечения человека.
Действия по выживанию — преодоление психических стрессов, проявление изобретательности, находчивости, умелое использование аварийного снаряжения и подручных средств природной среды, обеспечение потребностей организма в пище и воде.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) — крупномасштабная опасная или экстремальная ситуация, в результате которой на объекте (территории) нарушаются условия нормальной жизнедеятельности большого количества людей или создается угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей среде.
Чрезвычайные ситуации криминогенного характера
Жертва преступления — человек, пострадавший от рук преступника.
Информационная безопасность — комплекс действий, направленных на сохранение в тайне сведений о человеке, его образе жизни и действиях, имуществе и доходах, которые могут представлять интерес для преступников, мошенников, религиозных сект.
Криминальный — преступный, относящийся к преступлениям, уголовный.
Преступник — человек, совершающий преступление.
Преступление — действие, нарушающее закон (Уголовный кодекс).
Толпа — массовое скопление людей, наиболее опасное явление городской жизни.
Сигналы оповещения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС)
«Внимание всем!» — сигнал органов управления ГОЧС при оповещении населения о возникновении или угрозе возникновения чрезвычайной ситуации или нападения вероятного противника. По сигналу «Внимание всем!» надо немедленно включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение местных органов власти и органов ГОЧС о случившемся и порядке действий.
«Воздушная тревога!» — сигнал штаба противовоздушной обороны, применявшийся в годы Великой Отечественной войны и позже до создания РСЧС.
ВПХР (войсковой прибор химической разведки) — прибор для обнаружения и определения примерной концентрации активных химических отравляющих веществ в воздухе, на местности, на сооружениях, в пище и воде.
Дозиметр — прибор для определения индивидуальных доз облучения (ДП-70МП, ИД-11).
Рентгенометр-радиометр — прибор для определения уровня радиации на местности и зараженности различных объектов и поверхностей (ДП-5В, ИМД-5, ДП-ЗБ).
Средства индивидуальной защиты кожных покровов — средства, предназначенные для защиты поверхности кожи от попадания на нее опасных для жизни и здоровья человека веществ.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания — средства, предназначенные для очистки или регенерации вдыхаемого человеком воздуха от вредных примесей.
Средства коллективной защиты — убежища, противорадиационные укрытия и простейшие укрытия.
Убежища — стационарные защитные сооружения, оборудованные прочными и герметичными стенами и перекрытиями, фильтровентиляционными устройствами и обеспечивающие жизнедеятельность человека на срок более 3 суто
- списки тем рефератов:
Тема 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Тема 2. Условия и история создания гражданской обороны. Задачи гражданской обороны по защите населения.
Тема 3. Общая характеристика современных средств поражения (ядерное, химическое, бактериологическое оружие, обычные средства вооруженной борьбы).
Тема 4. Мероприятия личной и общественной гигиены. Значение соблюдения гигиенических требований в повседневной жизни для здоровья человека.
Тема 5. Основные составляющие режима дня человека. Значение двигательной активности, питания и сна в режиме дня для здоровья человека.
Тема 6. Биологическая необходимость двигательной активности человека в процессе жизнедеятельности.
Тема 7. Вредные привычки, основные причины, способствующие их появлению. Меры профилактики вредных привычек.
Тема 8. Военные реформы в России, их необходимость и значение для обеспечения национальной безопасности России.
Тема 9. Основные качества, присущие российскому воину — защитнику Отечества.
Тема 10. Обязательная подготовка граждан к военной службе, ее значение в воспитании у молодежи качеств, необходимых гражданину России.
Тема 11. Статус военнослужащего, права и свободы, льготы, предоставляемые военнослужащему, проходящему военную службу по призыву.
Тема 12. Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации, правила приема в них, обучение в военно-учебном заведении.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
НАД ТВОРЧЕСКИМ ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ
Классификация ТДЗ:
По содержанию | По виду деятельности | По уровню оформления |
1. Вопросник. 2. Кроссворд. 3. Макет, модель. 4. Ребус. 5. Сообщение. 6. Доклад. 7. Сочинение. 8. Реферат. 9. Эссе. 10.Исследование. 11... | 1. Индивидуальная. 2. Парная. 3. Мелкогрупповая (3-7 человек). 4. групповая (10-15 человек). 5. Коллективная, | Рабочая (в тетради, «с листами»...). Экспозиционная (на отдельном формате, содержащая иллюстрации, схемы таблицы...): - файл-лист; - буклет; - брошюра; - газета; - «Раскладушка»; - альбом». |
Основная цель ТДЗ:
1. Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.
2. Научить выделять главное из общей информации.
3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию.
4. Сформировать ораторские навыки.
5. Воспитание эстетической культуры.
6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.
Карта-схема проверки рабочей программы
Дата | Учитель | Предмет | Класс | Содержание программного материала | Выполнение программы | Организация повторения пройденного материала | Количество контрольных работ | Количество проверочных работ | Количество практических работ | Резерв времени | Выводы и предложения | Примечание | С выводами ознакомлен (подпись) |
Похожие документы:
Саватнеева Елена Алексеевна Количество часов Всего 34 часа; в неделю 1 час. Плановых проверочных урок
Урокфедеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего,