Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ВОЗВЕДЕНИЕ ФУНДАМЕНТОВ. Сооружение опорной конструкции — один из наиболее ответственных этапов строительства дома. Без надежного, долговечного, прочн...полностью>>
'Доклад'
А. Н. Архангельский (Москва, Россия). Как перевести интеллигента через разрытую дорогу к храму? Новое расцерковление и воцерковляющий опыт митрополита...полностью>>
'Урок'
Одними з найдавніших та найпопулярнішіх програм є текстові редактори. Адже за допомогою них здійснюється введення в комп'ютер та редагування текстово...полностью>>
'Руководство'
Условные обозначения документов Организации Объединенных Наций состоят из прописных букв и цифр. Когда такое обозначение встречается в тексте, оно сл...полностью>>

Рабочая программа педагога саватнеевой Е. А., б/к Ф. И. О., категория по обж в 10 классе предмет, класс

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Старосуркинская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

На заседании ШМО

Руководитель ШМО

______/Абдрахимова М.М./

ФИО

«___»____________20____г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________/Алендукова Э.М../

ФИО

«__»____________20____г.

«Утверждаю»

Директор школы

_________/Васильева И.В./

ФИО

«___»__________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Саватнеевой Е.А., б/к

Ф.И.О., категория

по ОБЖ в 10 классе

предмет, класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ________

от «__»_________ 20___ г.

2010 - 2011 учебный год

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по ОБЖ

Класс 10

Учитель Саватнеева Елена Алексеевна

Количество часов

Всего 35 часов; в неделю 1 час.

Планирование составлено на основе

1.Стандартов основного общего образования по ОБЖ.

2.Программы для общеобразовательных учреждений: ОБЖ 5 – 11 кл. / Сост. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М.: Просвещение, 2010.

Учебник «ОБЖ »: Учебник для 10 классов М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов - Москва. Астрель - АСТ, 2004 г.

Пояснительная записка

Программа для 10-х классов предназ­начена для углубленного изучения тем в об­ласти безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области бе­зопасности жизнедеятельности для сниже­ния отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Данная программа реализует положения государственного образователь­ного стандарта второго поколения.

Изучение «Основ безопасности жизнеде­ятельности» в 10-х классах предусмот­рено Федеральным базисным учебным пла­ном для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на базовом уровне в объеме 35 ч (из расчета по 1 ч в неделю в каждом классе).

Программа выстроена по трем логичес­ки взаимосвязанным модулям и шести входящим в них разделам:

Модуль I (M-I). Основы безопасности лич­ности, общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности.

Раздел II. (M-III). Защита населения Российской Фе­дерации от чрезвычайных ситуаций.

Модуль II Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел III. Основы здорового образа жизни.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Модуль III (M-III). Обеспечение военной бе­зопасности государства

Раздел V. Основы обороны государства.

Раздел VI. Основы военной службы.

Изучение каждого модуля завершается написанием реферата. Темы рефератов даны в методическом пособии «Основы безо­пасности жизнедеятельности» (А.Т. Смир­нов и др.).

При этом разделы I-V изучаются учащи­мися (юношами и девушками) совместно.

Данная учебная программа предусмат­ривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельнос­ти. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения и навыки:

  • умение самостоятельно и мотивиро­ванно организовывать свою познавательную деятельность в области безопасности жиз­недеятельности;

  • умение использовать элементы при­чинно-следственного и структурно-функ­ционального анализа для прогноза возник­новения различных опасных и чрезвычай­ных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);

  • умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опас­ных и чрезвычайных ситуациях, в том чис­ле при угрозе совершения террористичес­кого акта; вносить определенные корректи­вы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнеде­ятельности и защищенности своих жизнен­но важных интересов от внешних и внутрен­них угроз;

  • умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;

  • навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;

  • навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;

  • ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;

  • ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и направлении продолжения своего образования.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 клас­се направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание у обучаемых ответственности за личную безопас­ность, безопасность общества и государства; ответственного отно­шения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедея­тельности личности, общества и государства;

  • развитие духовных и физических качеств личности, обеспечи­вающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрез­вычайных ситуаций природного, техногенного и Социального харак­тера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защи­те Отечества;

  • освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального ха­рактера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной сис­теме защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;

  • формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуа­циях; использования средств индивидуальной и коллективной защи­ты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состоя­ниях.

Реализация указанных целей обеспечивается содержанием про­граммы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

Структурно программа состоит из трех разделов и тринадцати тем.

Раздел I «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвы­чайных ситуациях» предназначен для систематизации и углубления знаний обучаемых в вопросах обеспечения личной безопасности че­ловека и организации в Российской Федерации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, по­лученных при изучении основ безопасности жизнедеятельности в 5—9 классах. Раздел состоит из двух обобщающих тем: «Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения», «Гражданская оборона — состав­ная часть обороноспособности страны».

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жиз­ни» предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболе­ваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой ме­дицинской помощи. Раздел состоит из четырех тем.

Раздел III «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной под­готовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из семи тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, озна­комятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Фе­дерации, их структуре и предназначении для обеспечения националь­ной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриоти­ческого воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.

Предлагаемая программа предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками, кроме тем «Воинская обязанность», «Особенности военной службы», «Военнослужащий — защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил», «Основы военной службы» (практические занятия на базе воинской части).

  • методы и формы обучения:

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перцептивные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.

Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситу­ации).

Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)

Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

Контроля и самоконтроля (устный, письменный).

Стимулирования и мотивации.

Самостоятельной учебной деятельности.

Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.

Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.

Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

  • предполагаемые результаты:

В результате учебного процесса учащиеся получают весь комплекс знаний умений и навыков запланированного учебного процесса;

  • общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий

В учебном процессе используются методы рассказа, показа, тренировок при изучении тем практической направленности. Информационная тематика предполагает большее использование на занятиях анализа ситуаций, объяснительно-репродуктивной, информационно поисковой, исследовательской

деятельности учащихся.

  • логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;

Практически вся тематика ОБЖ базируется на знаниях получаемых учащимися при изучении других общеобразовательных предметов. Поэтому на уроках ОБЖ непременно используется межпредметная связь: физкультура-ЗОЖ; история-ОВС; биология-ЗОЖ, оказание ПМП; география-выживание в природе, химия-опасные в-ва,экологическая безопасность; физика-природные явления, техногенные аварии и катастрофы.

  • система оценки достижений учащихся;

Деятельность учащихся на уроках ОБЖ оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.

  • инструментарий для оценивания результатов;

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.

  • приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

Раздел I (P-I). Раздел II (P-II). Раздел III (Р-III). Раздел IV (P-IV). Модуль I (М-I). Модуль II (М-П).

Учебно-тематический план

модуля, раздела, темы

Наименование модулей, разделов, тем

Количество часов

M-I

Основы безопасности личности, общества и государства

6

P-I

Основы комплексной безопасности

6

Тема 1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

2

Тема 2

Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций

2

Тема 3

Современный комплекс проблем безопасности социального характера

2

Р- II

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

2

Тема 4

Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства

2

M-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

5

P-III

Основы здорового образа жизни

5

Тема 5

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

2

Тема 6

Здоровый образ жизни и его составляющие

3

M-III

Обеспечение военной безопасности государства

22

P-IV

Основы обороны государства

10

Тема 7

Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны

2

Тема 8

Вооруженные силы Российской Федерации - защита нашего Отечества

3

Тема 9

Виды Вооруженных сил Российской Федерации и рода войск

3

Тема 10

Боевые традиции Вооруженных сил России

2

P-V

Основы военной службы

12

Тема 11

Размещение и быт военнослужащих

2

Тема 12

Суточный наряд, общие обязанности лиц суточного наряда

2

Тема 13

Организация караульной службы

2

Тема 14

Строевая подготовка

2

Тема 15

Огневая подготовка

2

Тема 16

Тактическая подготовка

2

Всего часов

35

Поурочное планирование учебной программы ОБЖ 10 класс

П/П

Наименование

раздела и темы урока

Кол-во часов

Дата

Вид занятия

Виды

деятельности и

формы

Наглядные пособия и технические средства

Виды

контроля

Домашнее задание

по плану

фактич

1

2

3

4

5

6

7

8

9

P-I Основы комплексной безопасности

Тема 1Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

1

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях

1

беседа

коллектив-ная

фронтальный опрос

Правила личной безопаснос-ти при пожаре

2

Правила личной безопасности при угрозе террористического акта

1

лекция

коллектив-ная

фронтальный опрос

Обеспечение личной безопаснос-ти в криминогенных ситуациях

Тема 2 Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций

3

ЧС природного характера, причины их возникновения и возможные последствия

1

беседа

коллектив-ная

плакаты

рисунки

фронтальный опрос

Уголовная ответствен-ность за участие в террористи-ческой деятельнос-ти

4

ЧС техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия

1

беседа

коллектив-ная

плакаты

рисунки

фронтальный опрос

обеспечение личной безопаснос-ти в условиях ЧС

Тема 3 Современный комплекс проблем безопасности социального характера

5

Военные угрозы национальной безопасности России

1

лекция

коллектив-ная

схемы,

таблицы

фронтальный опрос

обеспечение личной безопаснос-ти в условиях ЧС

6

Международный терроризм - угроза национальной безопасности России

1

лекция

коллектив-ная

схемы,

таблицы

Характер современ-ных войн

Р-II Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Тема 4 Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства

7

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности человека

1

лекция

индивидуальная работа с законода-тельством

Конститу-ция РФ, законодат. РФ

фронтальный опрос

Наркотизм и националь-ная безопас-ность России

8

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи

1

беседа

коллектив-ная

схемы, диаграммы

контрольное задание

обеспече-ние безопаснос-ти человека

P-III Основы здорового образа жизни

Тема 5 Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

9

Сохранение и укрепление здоровья

1

беседа

коллектив-ная

схемы

фронтальный опрос

(РСЧС), ее структура и задачи

10

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

1

беседа

характеристика ИЗ

схемы,

таблицы

фронтальный опрос

Сохранение и укрепление здоровья

Тема 6 Здоровый образ жизни и его составляющие

11

Здоровый образ жизни

1

беседа

коллектив-ная

фронтальный опрос

Основные инфекцион-ные заболевания

12

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека

1

беседа

индивидуальная

схемы, диаграммы

фронтальный опрос

Биологические ритмы

13

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

1

беседа

индивидуальная

диаграммы

фронтальный опрос

Значение двигатель-ной активности

P-IV Основы обороны государства

Тема 7 Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны

14

ГО, ее предназначение и основные задачи, основные виды оружия и их поражающие факторы

1

лекция

коллектив-ная

плакаты

рисунки

фронтальный опрос

Вредные привычки

15

Оповещение и информирование населения о ЧС мирного и военного времени, средства индивидуальной защиты

1

лекция

коллектив-ная

плакаты

рисунки

фронтальный опрос

Гражданская оборона, основные виды оружия

Тема 8 Вооруженные силы Российской Федерации - защита нашего Отечества

16

История создания Вооруженных сил РФ

1

лекция

коллектив-ная

Граждан-ская оборона

17

Памяти поколений - дни воинской славы России

1

лекция

индивидуальная

плакаты

История создания ВС РФ

18

Состав ВС РФ. Руководство и управление ВС РФ

1

лекция

коллектив-ная

схемы

фронтальный опрос

дни воинской славы России

Тема 9 Виды Вооруженных сил Российской Федерации и рода войск

19

Сухопутные войска, их состав и предназначение

1

лекция

коллектив-ная

плакаты

рисунки

Состав Вооружен-ных сил РФ

20

Военно-воздушные силы, воздушно-десантные войска

1

лекция

коллектив-ная

плакаты

рисунки

фронтальный опрос

Сухопутные войска

21

Военно-морской флот, ракетные войска стратегического назначения

1

лекция

коллектив-ная

плакаты

рисунки

фронтальный опрос

Военно-воздушные силы, воздушно-десантные войска

Тема 10 Боевые традиции Вооруженных сил России

22

Патриотизм и верность воинскому долгу - качества защитников Отечества

1

беседа

коллектив-ная

фронтальный опрос

Военно-морской флот, ракетные войска стратегического назначения

23

Дружба и войсковое товарищество

1

беседа

коллектив-ная

контрольное задание

Патриотизм

P-V Основы военной службы

Тема 11 Размещение и быт военнослужащих

24

Размещение военнослужащих

1

лекция

коллектив-ная

Устав внутренней службы РФ

фронтальный опрос

Дружба и войсковое товарище-ство

25

Распределение времени и повседневный порядок

1

лекция

коллектив-ная

плакаты

Устав внутренней службы РФ

фронтальный опрос

Размещение военнослу-жащих

Тема 12Суточный наряд. Обязанности лиц суточного наряда

26

Суточный наряд, общие положения

1

лекция

коллектив-ная

Уставы ВС РФ

письменное задание

Укрепление здоровья военнослу-жащих

27

Обязанности дневального по роте, дежурного по роте

1

самостоя

работа

индивидуал.

Уставы ВС РФ

самостоя-тельная работа

Суточный наряд

Тема 13Организация караульной службы

28

Организация караульной службы, общие положения

1

лекция

Уставы ВС РФ

фронтальный опрос

Обязаннос-ти дневального по роте, дежурного по роте

29

Часовой - лицо неприкосновенное, обязанности часового

1

самостоя

индивидуал.

Уставы ВС РФ

самостоя-тельная работа

Организа-ция караульной службы

Тема 14Строевая подготовка

30

Строи и управление ими, строевые приемы и движение без оружия

1

практичес-кое

коллектив-ная

Уставы ВС РФ,

рисунки

самостоя-тельная работа

Часовой, обязаннос-ти часового, строи и управление ими

31

Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении

1

практичес-кое

индивидуально-групповая

Уставы ВС РФ

Строи и управление ими

Тема 15Огневая подготовка

32

Назначение и боевые свойства автомата Калашникова

1

лекция

индивидуально-групповая

Наставле-ние по стрельбе

самостоя-тельная работа

Выполне-ние воинского приветствия

33

Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова

1

практичес-кое

индивидуально-групповая

плакаты практичес-кий показ

выполнение норматива

Назначение и боевые свойства АК

Тема 16. Тактическая подготовка

34

Современный бой

1

лекция

коллектив-ная

Уставы ВС РФ, плакаты

фронтальный опрос

Порядок неполной разборки и сборки

35

Обязанности солдата в бою, действия солдата в бою

1

самостоя

работа

индивид., индивидуально-групповая

Уставы ВС РФ, плакаты

фронтальный опрос, выполнение норматива

Современ-ный бой

Всего часов

35

Содержание тем учебного курса

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности - 6

Tема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни - 2

1.1. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Пра­вила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.

1.2. Правила личной безопасности при угрозе террористического акта

Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопас­ности в случае захвата в заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке.

Тема 2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций - 2

2.1.Чрезвычайные ситуации природного характера
Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их воз­никновения и возможные последствия.

2.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия.

Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера - 2

3.1. Военные угрозы национальной безопасности России

Военные угрозы национальной безопасности России. Националь­ные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, су­веренитета, территориальной целостности, обеспечение условий для мирного, демократического развития государства.

3.2. . Международный терроризм — угроза национальной безопасности России

Терроризм — общие понятия и определения. Характеристика сов­ременной террористической деятельности в России. Международный терроризм как социальное явление.

Раздел II. Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций - 2

Тема 4. Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства - 2

4.1. Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности

Положения Конституции Российской Федерации, основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопас­ности», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и др.). Краткое содержание основных положений законов, права и обязанности граждан.

4.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее предназначение, структура и основные задачи.

Раздел III. Основы здорового образа жизни - 5

Тема 5. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний - 2

5.1. Сохранение и укрепление здоровья важнейшая составляющая подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индиви­дуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.

5.2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профи­лактика

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. По­нятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

Тема 6. Здоровый образ жизни и его составляющие - 3

6.1. Здоровый образ жизни индивидуальная система поведения человека.
Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособ­ности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональ­ное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высо­кий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.

6.2. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека

Значение двигательной активности для здоровья человека в про­цессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.

6.3. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и упот­ребление алкоголя — разновидность наркомании. Наркомания — это заболевание, возникающее в результате употребления наркотиков и психотропных веществ. Профилактика наркомании.

Раздел IV. Основы обороны государства - 10

Тема 7. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны - 2

7.1. Гражданская оборона, ее предназначение и основные задачи.

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.

Организация управления гражданской обороной. Структура управ­ления и органы управления гражданской обороной.

Современные средства поражения, их поражающие факторы
Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химичес­кое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназна­чению и воздействию на организм.

Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные сред­ства поражения, поражающие факторы.

Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.

7.2. Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуа­циях военного и мирного времени

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Поря­док подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Средства индивидуальной защиты

Основные средства защиты органов дыхания и правила их исполь­зования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.

Тема 8. Вооруженные Силы Российской Федерации — защита нашего Отечества - 3

8.1. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации
Организация вооруженных сил Московского государства вXIV—XVвв.

Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии.

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназна­чение.

8.2. Память поколений — дни воинской славы России

Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших ре­шающую роль в истории государства.

Основные формы увековечения памяти российских воинов, от­личившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

8.3. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руковод­ство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации

Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, специальные войска, военные округа и флоты. Руководство и уп­равление Вооруженными Силами Российской Федерации.

Тема 9. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск - 3

9.1. Сухопутные войска

Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника сухопутных войск.

9.2. Военно-воздушные Силы

Военно-воздушные Силы (ВВС), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВС.

. Воздушно-десантные войска
Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение.

9.3. Военно-морской флот

Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника.

Ракетные войска стратегического назначения
Ракетные войска стратегического назначения (PBСH), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника.

Тема 10. Боевые традиции Вооруженных Сил России - 2

10.1. Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества

Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослу­жащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина.

Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма.

Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защи­те. Основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.

10.2. Дружба и войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений

Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.

Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.

Раздел V. Основы военной службы - 12

Тема 11. Размещение и быт военнослужащих - 2

11.1. Размещение военнослужащих, распределение времени и повсе­дневный порядок. Содержание помещений; противопожарная защита; охрана окружающей среды.

11.2. Распределение времени в воинской части, распорядок дня.

Подъем, утренний осмотр и вечерняя поверка, завтрак, обед и ужин, учебное занятие.

Увольнение из расположения части. Посещение военнослужа­щих.

Тема 12. Суточный наряд - 2

12.1. Общие обязанности лиц суточного наряда. Суточный наряд. Общие положения.

12.2. Дневальный по роте, общие обязанности дневального по роте. Основные обязанности дежурного по роте.

Тема 13. Организация караульной службы - 2

13.1 Организация караульной службы, общие положения.

13.2. Часовой, неприкосновенность часового. Основные обязанности часового.

Тема 14. Строевая подготовка - 2

14.1. Строи и управление ими. Строевые приемы и движение без оружия..

14.2. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.

Тема 15. Огневая подготовка - 2

15.1. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата, его чистка.

15.2. Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. Смазка и хранение. Подготовка автомата к стрельбе.

Тема 16. Тактическая подготовка - 2

16.1. Современный бой. Основные виды боя.

16.2. Обязанности солдата в бою. Обязанности солдата в бою.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Выпускники должны

знать/понимать:

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;

  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицин­ского освидетельствования, призыва на военную службу;

  • историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воин­ской славы России;

  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федера­ции;

  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особен­ности прохождения военной службы (по призыву и по контракту) и альтернативной гражданской службы;

  • нормы международного гуманитарного права;

  • требования, предъявляемые к уровню подготовленности при­зывников;

  • основные виды воинской деятельности;

  • строи отделения и порядок управления ими;

  • назначение и боевые свойства автомата Калашникова;

  • правила ухода за автоматом, порядок его хранения и сбережения;

  • правила подготовки автомата к стрельбе;

  • приемы и правила стрельбы из автомата;

  • основы современного общевойскового боя;

  • общие обязанности солдата в бою;

  • основные способы передвижения солдата в бою;

  • способы ориентирования на местности и движения по азимутам;

  • основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;

  • государственные и военные символы Российской Федерации;

  • боевые традиции Вооруженных Сил России;

  • классы сходных воинских должностей;

  • общие требования к безопасности военной службы;

  • порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;

  • общую организацию подготовки офицерских кадров для Воору­женных Сил Российской Федерации и правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования;

  • правила безопасности при обращении с оружием и при организа­ции учебных стрельб;

  • средства массового поражения и их поражающие факторы;

  • защитные сооружения гражданской обороны и правила их ис­пользования;

  • порядок размещения и условия быта военнослужащих;

уметь:

  • применять основные способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защи­ты;

  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осоз­нанное самоопределение по отношению к военной службе.

  • выполнять строевые приемы на месте и в движении;

  • производить неполную разборку и сборку автомата Калашникова;

  • вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся це­лям;

  • ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;

  • пользоваться индивидуальными средствами защиты;

  • использовать приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;

  • выполнять элементы строевой и тактической подготовки;

выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кан­дидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи;

вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соот­ветствующих служб экстренной помощи;

формирования у себя психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву, к обучению по про­граммам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах обра­зовательных учреждений высшего профессионального образова­ния.

формы контроля знаний обучающихся:

- тематические учебные вопросы;

- вопросы изучаемых разделов учебника ОБЖ;

- самостоятельные работы;

- контрольные задания;

- тестирование.

Перечень учебно-методического обеспечения

Для обучения используется учебно-методический комплект, который включает в себя:

  • Программа по курсу ОБЖ: авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, «просвещение»2006-2008 г.

  • Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;

  • Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;

  • Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;

  • Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;

  • Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;

  • Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;

  • Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.

Учебные пособия:

  • Шойгу С.К., Воробьев Ю.Л., Фалеев М.И. Основы безопасности жизнедеятельности – 10 класс / Мультимедийный учебник TeachProтм , - М.,

Федеральный центр науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС МЧС России, 2005;

  • Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;

  • Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;

  • ОБЖ. Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал.2004-2008 - №№ 1-12;

  • Основы безопасности жизнедеятельности: Информационно-методическое издание для преподавателей. 2004-2008 - №№ 1-12;

  • Библиотека журнала «Основы безопасности жизнедеятельности». 2006-2010;

  • Арсеньев Е.Н. Работоспособность и здоровье человека на Севере. – Мурманск, Кольский научно-внедрический центр «Валеос», 1993.

Список литературы (основной)

  • Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;

  • Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;

  • Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;

  • Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;

  • Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;

  • Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;

  • Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.

(дополнительной)

1.     Андрейчук В.И. Как себя защитить. – Л.: ГДОИФК. 1990.

2.     Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. – М.: Провящение,1985.

3.     Витренко Н.С., Костров А.М., Подготовка учащихся общеобразовательных школ по гражданской обороне: Учебное пособие по гражданской обороне. –М.: Энергоатомиздат,1986.

4.     Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М. Мысль, 1983.

5.     Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. -М: Зеркало, 1994.

6.     На службе Отечеству: Кн. для чтения по общественно государственной подготовке солдат(матросов), сержантов(старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Русь РКБ, 1998.

7. Никифоров Ю.Б. Аутотренинг + физкультура. – М.: Советский спорт, 1989.

8. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М: Воениздат 1994.

9. Орлов Б.Н. и др. Ядовитые животные и растения СССР.-М.: Высшая школа, 1990.

10. Основы медицинских знаний учащихся: Пробный учебник для средних учебных заведений / Под редакцией М.И. Гоголева. – М.: Просвещение,1991.

11. Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. –М.: Медицина, 1989.

12. Сорокин Ю.К. Атлетическая подготовка допризывника. –М.: Советский спорт, 1990.

13. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для преподавателей. СПб., 1992.

14. Топоров И.К. Окружающий мир и Основы безопасности жизнедеятельности. Учеб для учащихся 10-11 кл. –М.: Просвящение, 1999.

15. Цивилюк Г.Е. Азы личной безопасности. –М: Просвящение, 1997.

16. Чеурин Г.С. Школа экологического выживания: Пособие по курсу ОБЖ. – Алматы. Рауан. 1994.

Приложения к программе

      • Кроме того, при подготовке к занятиям во всех классах используется другая популярная литература на данную тему, различные плакаты, видеофильмы, мультимедийные презентации.

- основные понятия курса:

Автономное существование — нахождение человека в слож­ных природных условиях, когда исключена или ограничена по­мощь от людей и отсутствует возможность использования привыч­ных достижений, обслуживающих систему жизнеобеспечения че­ловека.

Действия по выживанию — преодоление психических стрес­сов, проявление изобретательности, находчивости, умелое ис­пользование аварийного снаряжения и подручных средств при­родной среды, обеспечение потребностей организма в пище и воде.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) — крупномасштабная опасная или экстремальная ситуация, в результате которой на объекте (территории) нарушаются условия нормальной жизнедеятельно­сти большого количества людей или создается угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хо­зяйству и окружающей среде.

Чрезвычайные ситуации криминогенного характера

Жертва преступления — человек, пострадавший от рук пре­ступника.

Информационная безопасность — комплекс действий, на­правленных на сохранение в тайне сведений о человеке, его обра­зе жизни и действиях, имуществе и доходах, которые могут пред­ставлять интерес для преступников, мошенников, религиозных сект.

Криминальный — преступный, относящийся к преступлени­ям, уголовный.

Преступник — человек, совершающий преступление.

Преступление — действие, нарушающее закон (Уголовный кодекс).

Толпа — массовое скопление людей, наиболее опасное явле­ние городской жизни.

Сигналы оповещения населения при возникновении чрезвы­чайных ситуаций (ЧС)

«Внимание всем!» — сигнал органов управления ГОЧС при оповещении населения о возникновении или угрозе возникнове­ния чрезвычайной ситуации или нападения вероятного противни­ка. По сигналу «Внимание всем!» надо немедленно включить теле­визор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение местных органов власти и органов ГОЧС о случившемся и порядке действий.

«Воздушная тревога!» — сигнал штаба противовоздушной обороны, применявшийся в годы Великой Отечественной войны и позже до создания РСЧС.

ВПХР (войсковой прибор химической разведки) — прибор для обнаружения и определения примерной концентрации актив­ных химических отравляющих веществ в воздухе, на местности, на сооружениях, в пище и воде.

Дозиметр — прибор для определения индивидуальных доз об­лучения (ДП-70МП, ИД-11).

Рентгенометр-радиометр — прибор для определения уровня радиации на местности и зараженности различных объектов и по­верхностей (ДП-5В, ИМД-5, ДП-ЗБ).

Средства индивидуальной защиты кожных покровов — сред­ства, предназначенные для защиты поверхности кожи от попада­ния на нее опасных для жизни и здоровья человека веществ.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания — сред­ства, предназначенные для очистки или регенерации вдыхаемого человеком воздуха от вредных примесей.

Средства коллективной защиты — убежища, противорадиа­ционные укрытия и простейшие укрытия.

Убежища — стационарные защитные сооружения, оборудо­ванные прочными и герметичными стенами и перекрытиями, фильтровентиляционными устройствами и обеспечивающие жиз­недеятельность человека на срок более 3 суто

- списки тем рефератов:

Тема 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Права и обязанности граж­дан Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Тема 2. Условия и история создания гражданской обороны. Задачи гражданской обороны по защите населения.

Тема 3. Общая характеристика современных средств поражения (ядерное, химическое, бактерио­логическое оружие, обычные средства вооруженной борьбы).

Тема 4. Мероприятия личной и общественной ги­гиены. Значение соблюдения гигиенических требо­ваний в повседневной жизни для здоровья человека.

Тема 5. Основные составляющие режима дня че­ловека. Значение двигательной активности, пита­ния и сна в режиме дня для здоровья человека.

Тема 6. Биологическая необходимость двигатель­ной активности человека в процессе жизнедеятель­ности.

Тема 7. Вредные привычки, основные причины, способствующие их появлению. Меры профилакти­ки вредных привычек.

Тема 8. Военные реформы в России, их необходи­мость и значение для обеспечения национальной безопасности России.

Тема 9. Основные качества, присущие российско­му воину — защитнику Отечества.

Тема 10. Обязательная подготовка граждан к во­енной службе, ее значение в воспитании у молодежи качеств, необходимых гражданину России.

Тема 11. Статус военнослужащего, права и свобо­ды, льготы, предоставляемые военнослужащему, проходящему военную службу по призыву.

Тема 12. Основные виды военных образова­тельных учреждений профессионального образова­ния Вооруженных Сил Российской Федерации, пра­вила приема в них, обучение в военно-учебном заве­дении.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

НАД ТВОРЧЕСКИМ ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ

Классификация ТДЗ:

По содержанию

По виду деятельности

По уровню оформления

1. Вопросник.

2. Кроссворд.

3. Макет, модель.

4. Ребус.

5. Сообщение.

6. Доклад.

7. Сочинение.

8. Реферат.

9. Эссе.

10.Исследование. 11...

1. Индивидуальная.

2. Парная.

3. Мелкогрупповая (3-7 человек).

4. групповая (10-15 человек).

5. Коллективная,

Рабочая (в тетради, «с листами»...). Экспозиционная (на отдельном формате, содержащая иллюстрации, схемы таблицы...):

- файл-лист;

- буклет;

- брошюра;

- газета;

- «Раскладушка»;

- альбом».

Основная цель ТДЗ:

1. Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.

2. Научить выделять главное из общей информации.

3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию.

4. Сформировать ораторские навыки.

5. Воспитание эстетической культуры.

6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.

Карта-схема проверки рабочей программы

Дата

Учитель

Предмет

Класс

Содержание

программного материала

Выполнение программы

Организация повторения пройденного материала

Количество контрольных работ

Количество проверочных работ

Количество практических работ

Резерв времени

Выводы и предложения

Примечание

С выводами ознакомлен

(подпись)

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Саватнеева Елена Алексеевна Количество часов Всего 34 часа; в неделю 1 час. Плановых проверочных урок

    Урок
    федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего,

Другие похожие документы..